Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Практика исполнительного производства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства. Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.
Правомочность постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства и его обжалование
Если взыскатель считает, что постановление об отказе в возбуждении производства незаконно, необходимо обратиться в суд с административным иском об оспаривании решения судебного пристава. Порядок подачи административных исков данной категории урегулирован гл. 22 КАС РФ. При этом потребуется уплатить госпошлину в размере 300 руб., соблюсти требования к оформлению иска, установленные ст. 220 КАС РФ, и представить документы, указанные в ст. 126 КАС РФ.
ВАЖНО! Перед обращением в суд необходимо предварительно обратиться с жалобой на постановление к вышестоящему приставу. Без его ответа иск судом принят не будет, поскольку для данной категории дел предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Обратите внимание, что срок для обращения в суд с административным иском сокращен по сравнению с общим 3-месячным и составляет 10 дней с момента получения ответа от вышестоящего пристава. Правомочность отказа в возбуждении исполнительного производства проверяется тем судом, в районе нахождения которого работает выдавшее отказ должностное лицо.
Доказывать законность решения должен сам судебный пристав. Если он этого не сделает, решение признается незаконным и отменяется, а пристава обязывают рассмотреть вопрос о возбуждении исполнительного производства вновь.
***
Таким образом, ФЗ № 229 устанавливает исчерпывающий список оснований, по которым пристав может отказать в возбуждении производства. В случае вынесения такого постановления можно либо устранить причину, по которым оно было вынесено, либо обжаловать отказ в возбуждении исполнительного производства в суде в порядке административного судопроизводства.
***
Еще больше материалов по теме в рубрике: «Исполнительное производство».
Перечень оснований отказа
Заявитель имеет право на открытие дела, если:
- исполнительный документ поступил без заявления или на заявлении нет подписи обратившегося лица;
- заявление подано не в то управление (нарушен принцип территориальности);
- пропущен срок предъявления исполнительного документа;
- исполнительный документ не соответствует требованиям законодательства;
- по тому же исполнительному документу уже велось производство, и оно было прекращено;
- не вступил в силу документ, на основании которого выдан исполнительный лист;
- суд отсрочил или предписал исполнить решение путем рассрочки;
- исполнительный документ обязывает выдать незаконно перемещенного ребенка через границу, но ребенок достиг возраста, при котором исполнение исключается, например, 18-летнего. Международное соглашение может предусматривать и иную возрастную планку.
Перечень оснований отказа в возбуждении исполнительного производства шире, и статья 31 прямо отсылает на иные положения закона.
Причины отказа в возбуждении исполнительного производства
В связи с чем пристав может отказать возбуждать производство по исполнительному листу указано в ст. 31 закона № 229 от 02.10.2007 г.
Постановление об отказе должно быть вынесено в течение 3-х дней, когда поступил исполнительный документ приставу. Пристав вынесет постановление об отказе если:
- вместе с исполнительным документом взыскателем не подано заявление о возбуждении исполнительного производства или же заявление не подписано уполномоченным лицом, т.е. взыскателем или его представителем
- взыскатель предъявляет документ не по тому месту, где должны производиться исполнительные действия, по-другому говоря, не по месту жительства или нахождения должника территориально который относится к конкретному отделу службы судебных приставов
- исполнительный документ подан приставам после истечения срока, в который он может быть подан
Повторное обращение после отказа
На руках взыскателя имеется постановление, точнее его копия, об отказе в возбуждении исполнительного производства. Теперь у него есть три варианта, как поступить:
- Не пытаться что-то изменить, согласиться с отказом;
- Подать заявление на обжалование решения пристава. Действие выполняется в том, случае, если истец считает, что отказ является нарушением закона и его прав;
- Если есть возможность исправить недочеты в документе, то они исправляются и исполнительный лист подается снова вместе с заявлением о том, чтобы возбудить исполнительное производство.
Ниже указаны причины, по которым было отказано, но которые можно исправить и подать документы во второй раз:
- Если в первый раз не было заявления, то написать бумагу и сдать вместе с ИЛ;
- Документы сданы не в то территориальное отделение ФССП. Уточнить адрес местонахождения должника или его регистрацию и направить пакет бумаг нужному приставу;
- Если причиной отказа стал пропущенный срок, то восстановить его можно путем подачи заявления в суд. В заявлении следует указать уважительную причину пропуска срока;
- В исполнительном листе есть ошибки, которые нарушают стать. 13 федерального закона 229. Исправить недочеты смогут только в том органе, который выдал документ. В частности, при ошибках, допущенных в суде, подается заявление с просьбой исправить описки в ИЛ;
- Если решение суда еще не вступило в силу, то нужно дождаться, когда оно станет законным.
Законом установлены конкретные временные рамки, когда исполнительный документ следует представить в ССП для принудительного взыскания. Если их пропустить, можно лишиться права на получение денежных средств, взысканных решением суда. Срок составляет 3 года.
В случае пропуска срока, можно попытаться восстановить его в судебном порядке. Потребуется заявление с просьбой о восстановлении пропущенного процессуального срока. Заявление может быть удовлетворено при условии, что у взыскателя имеется уважительная причина. Наличие таких обстоятельств нужно документально подтвердить.
После поступления документы распределяются конкретному сотруднику, который будет вести дело. На это законом отводится ровно 3 дня. В последующие 3 дня судебному приставу необходимо оценить представленные материалы и принять решение о возбуждении исполнительного производства.
Как устроено исполнительное производство в России?
От устройства исполнения решений суда зависит и механизм обжалования в его процессе. Как и во многих других государствах, в России исполнение судебных решений в основном регулируются нормами обычного права. Исполнительное производство находится под контролем со стороны административных органов. Все основные полномочия, связанные с контролем процесса исполнения судебных решений переданы службе судебных приставов, то есть государству. Но вся деятельность административных органов контролируется судами.
Фактически эффективность взыскания долгов связана с возможностями Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которая входит в систему органов при Министерстве юстиции РФ. ФССП имеет три уровня: федеральный, региональный и местный один. На федеральном уровне осуществляется только общее руководство службой, рассматриваются обращения и т.д.
Региональный уровень, в дополнении к организационным и контрольным функциям, аналогичным федеральным полномочиям, также отвечает за расследование и поиск должников, решает вопросы, связанные с процедурами сложного исполнительного производства (несколько должников, правоприменение в отношении градообразующих предприятий и т.д.).
Фактическое исполнение судебных решений осуществляется местными подразделениями ФССП). Они возглавляются старшими судебными приставами, который контролирует исполнение, санкционирует некоторые действия судебных приставов. Некоторые из них могут быть законными, только если предварительно утверждены старшим судебным приставом (исполнительные действия в ночное время, доступ в жилую недвижимость, занимаемую должником и т.д.).
Пройдите опрос по вероятности привлечения к СО
Все руководители ФССП — от старших судебных приставов до главы службы имеют право отменить любые распоряжения судебных приставов (даже по собственной инициативе) и объявить их действия (или бездействие) незаконным.
Срок обжалования бездействия судебного пристава
Закон об исполнительном производстве по поводу срока обжалования бездействия пристава говорит, что жалоба должна быть подана в течение 10 дней, когда установлен факт бездействия. В данном случае встает вопрос, а как установить такой факт и высчитать срок? Ведь по сути речь идет о длящемся событии отсутствия работы в рамках исполнительного производства.
Одним из вариантов может быть ознакомление с материалами исполнительного производства с фиксацией факта своего ознакомления в листке-ознакомления исполнительного дела. А сам по себе срок бездействия может составлять несколько месяцев, но выявлено это будет только при ознакомлении. Также бездействие пристава может быть установлено из его ответа на запрос взыскателя о предоставлении информации по производству.
Очень редко, но бездействие может начаться с вынесением постановления по делу, после принятия которого пристав ничего не делает. Тогда срок на обжалование постановления 10 дней с момента получения процессуального документа. Вот тут уже нужно торопиться и подавать жалобу, чтобы не попасть на пропуск срока давности, как основание отказа Вам во всех просьбах.
Рассмотрение жалобы в порядке подчиненности происходит не позднее 10 дней после ее поступления в контролирующую инстанцию.
Причины отказа в возбуждении исполнительного производства
В связи с чем пристав может отказать возбуждать производство по исполнительному листу указано в ст. 31 закона № 229 от 02.10.2007 г.
Постановление об отказе должно быть вынесено в течение 3-х дней, когда поступил исполнительный документ приставу. Пристав вынесет постановление об отказе если:
- вместе с исполнительным документом взыскателем не подано заявление о возбуждении исполнительного производства или же заявление не подписано уполномоченным лицом, т.е. взыскателем или его представителем
- взыскатель предъявляет документ не по тому месту, где должны производиться исполнительные действия, по-другому говоря, не по месту жительства или нахождения должника территориально который относится к конкретному отделу службы судебных приставов
- исполнительный документ подан приставам после истечения срока, в который он может быть подан
Случаи, при которых судебные приставы не могут назначить исполнительный сбор
Закон защищает от наложения штрафов со стороны ФССП граждан в некоторых ситуациях. Приставы не могут назначить исполнительный сбор в отношении граждан, живущих:
- На территории военных действий;
- В зоне, находящейся под ударом стихийных бедствий;
- На территории, где бушуют массовые беспорядки.
Состояние здоровья, болезнь или потребность в срочном лечении не является уважительной причиной, если объективно не мешала исполнить денежные обязательства и вовремя оплатить долг.
Временная неплатежеспособность или плохое финансовое положение могут стать причиной отмены назначения исполнительного сбора при наличии доказательств. Если гражданин предъявит документы, подтверждающие низкий доход (справки с работы, сведения о расходах или уплате алиментов), сотрудник ФССП может отменить штраф.
Следующие ситуации тоже относятся к вопросу, как не платить исполнительный сбор судебным приставам:
- Вы находитесь на территории, где у пристава нет полномочий (в другой стране, например);
- Дело открыто повторно;
- Назначено слушание о взыскании;
- По решению суда, вам положено отбывание обязательных работ;
- Планируется депортация из страны;
- Есть необходимость в розыске несовершеннолетнего гражданина.
Прочитать Что делать, если коллекторы звонят и угрожают?
Что делать, если пристав игнорирует ходатайства взыскателя
Например, не направляет по ходатайству взыскателя запросы в госорганы, чтобы получить информацию о должнике, его учредителях, имуществе, состоянии расчетных счетов. В одном деле суд признал бездействием то, что вопреки заявленным ходатайствам пристав не направил запросы в Гостехнадзор и Инспекцию по маломерным судам. Также пристав не истребовал из налоговых органов бухгалтерские балансы должника, сведения о контрольно-кассовой технике, не пытался узнать о месте жительства генерального директора и бухгалтера должника, получить от них объяснения.
Если приставы бездействовали и из-за этого должник вывел имущество, а компания не получила деньги, эти суммы можно взыскать с государства в лице ФССП. Цена иска — сумма, которую компания не смогла получить в исполнительном производстве.
Не совершает иные действия, чтобы исполнить требования.
Например, не заставляет должника освободить объект или не запрещает пользоваться им, когда такие действия необходимы исходя из требований, которые указаны в исполнительном документе. В частности, если пристав не выходил на объект или не привлекал специализированную организацию для принудительного исполнения, чтобы та снесла самовольное строение, суд признает такое бездействие незаконным.
Пример: пристав должен был обязать предпринимателя освободить участок от торгового павильона. Однако не привлек для этого специализированную организацию. Также не предложил взыскателю заплатить за принудительное освобождение, чтобы потом возместить потраченные средства за счет должника. Суд удовлетворил заявление прокуратуры о признании бездействия пристава незаконным. Пристав не вручал предпринимателю извещение о вызове на прием в ФССП и требование освободить участок, не выходил по его месту жительства, работы и на адрес участка.
Итоговый перечень мер и способов исполнения акта пристав определяет самостоятельно, в каждом случае сам решает, достаточны ли они. Суды считают: если взыскатель от проводимых приставом действий не получил положительного результата, это не означает, что пристав бездействовал. Пристав может обосновать, что меры, которые он не предпринял, сделает позднее, в пределах срока исполнения акта. Пример: общество обратилось в суд с требованием признать незаконным бездействие пристава. Сослалось, что пристав не наложил арест на дебиторскую задолженность должника, не запросил в ИФНС сведения о его бухгалтерской отчетности. Суды отказали. Пристав не обязан совершать те действия, которые указал в заявлении взыскатель. То, что пристав не исполнил их до сегодняшнего дня, не означает, что он не планирует совершать их в будущем. Пристав последовательно предпринимает меры, чтобы должник выполнил требования исполнительного документа.
В одном деле суд не признал незаконным бездействие пристава, которое выразилось в том, что он не обратил взыскание на долю должника в уставном капитале юрлица. Суд мотивировал отказ тем, что это право, а не обязанность пристава. Оспорить формальные нарушения пристава, которые не затрагивают чьих-либо прав и законных интересов, не получится. Например, пропуск срока на направление постановлений сторонам исполнительного производства суды не считают достаточным нарушением, чтобы признать действия пристава незаконными.
Как написать заявление на подачу исполнительного листа судебным приставам
Настоятельно рекомендуем при подаче Заявления указать в нем следующие сведения:
- контактные данные Взыскателя (адрес, по которому Вы фактически проживаете, контактный телефон, адрес электронной почты);
- контактные данные Должника, а также всю иную информацию, имеющуюся у Вас в отношении Должника (место работы, наличие имущества, сведения о банках, в которых у Должника имеются счета, наличие несовершеннолетних детей, супруга и тд.);
- требование о возбуждении исполнительного производства;
- требование о наложении ареста в качестве обеспечительной меры (то есть меры, позволяющей Взыскателю в случае неоплаты денежного обязательства Должником и продажи арестованного имущества, получить присужденные денежные суммы). Арест имущества Должника не позволяет последнему его продать или каким-либо иным способом его отчуждать до момента снятия ареста. Арест снимается, как правило, после оплаты долга Должником;
- требование об иных ограничительных мерах (например, запрет на выезд за пределы РФ на время исполнительного производства);
- список документов, приложенных к Заявлению.
Не забудьте сделать копию исполнительно листа для себя, так как в Службу судебных приставов-исполнителей передается оригинал.
Служба судебных приставов-исполнителей назначает пристава, который будет вести дело и передает ему документы, приложенные к заявлению в течение трех дней с момента их поступления. Исполнительное производство возбуждается приставом в течение трех дней с момента передачи ему документов. Подтверждением возбуждения исполнительного производства является соответствующее постановление пристава.
Служба судебных приставов-исполнителей создана в целях содействия Взыскателю в исполнении требований, указанных в исполнительном документе.
Пристав уполномочен и имеет право делать запросы в различные органы и организации.
Исходя из этого, могут быть полезными следующие действия пристава:
- запрос информации у банков и иных кредитных организаций о наличии в них открытых и действующих счетов Должника (речь идет о наличии вкладов, счетов держателя банковской карты и прочее);
- запрос информации в соответствующих органах кадастрового учета, БТИ, Росреестра, в местной администрации о наличии прав на земельные участки, недвижимое имущество (квартира, дача, дом);
- запрос информации в территориальном органе миграционной службы по месту рождения Должника сведений о его регистрации;
- запрос информации в органы ГИБДД о наличии у Должника в собственности машины. Информация о наличии штрафов, о совершенных административных правонарушениях может дать ценную информацию о месте жительства Должника, если место его жительства не известно.
- Определить место жительства нам так же может помочь информация, запрошенная приставом с поликлиник, где, возможно, проходил лечение Должник;
- запрос информации в налоговых органах о наличии счетов в банках и иных кредитных организациях (для выяснения места работы и определения зарплатного счета); об участии Должника в качестве генерального директора (директора) или учредителя в каком-либо юридическом лице или о наличии статуса Индивидуального предпринимателя;
- запрос информации в территориальном управлении Пенсионного фонда о выходе Должника на пенсию, о его работодателе.
При отсутствии официального трудоустройства Должника сведения с центра занятости населения помогут выяснить, состоит ли в таком случае Должник на учете и получает ли он соответствующие выплаты:
- запрос информации в органах ЗАГСа о наличии брачных отношений для определения совместно нажитого имущества супругов. Эта информация будет полезна при обращении взыскания (продажи) имущества, приобретенного супругами во время брака. Такое имущество принадлежит им обоим, даже, если оно зарегистрировано исключительно на второго супруга.
- запрос у операторов сотовой связи информации о наличии телефонных номеров, зарегистрированных на Должника с целью взыскания с их счетов денежных средств.
- запрос информации у нотариусов по месту регистрации должника в целях определения имущества Должника переданного ему по наследству;
- если место нахождения должника не известно, пристав имеет полномочия объявить его в розыск;
- если не известно место нахождения имущества Должника, то такой розыск может быть осуществлен в отношении имущества;
- пристав имеет право осуществить принудительный привод Должника, если тот уклоняется от явки по письменному требованию пристава;
- установить наличие задолженности третьих лиц перед Должником. Обратить взыскание на такую задолженность;
- пристав может входить в жилые и нежилые помещения, принадлежащие Должнику без его разрешения;
- накладывать арест на имущество, передавать имущество на хранение и реализовывать его путем продажи;
- устанавливать временные ограничения на выезд должника за пределы РФ;
- устанавливать ограничения на пользование Должником специальным правом управления транспортным средством.
Окончание исполнительного производства за отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание
В связи с неоднократными жалобами граждан на бездействие должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России при наличии оснований для окончания исполнительного производства, оцениваемого гражданами как вымогательство взятки за совершение предусмотренных законом действий, следует обратить внимание на следующее.
Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина (статья 4).
Согласно статье 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Пунктом 4 части 1 статьи 46 данного закона установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, притом что все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В соответствие пункту 3 части 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Исходя из данных правовых норм, можно предположить, что судебный пристав-исполнитель обязан в двухмесячный срок принять все допустимые законом меры по отысканию имущества должника и, в случае его отсутствия, окончить исполнительное производство, возвратив исполнительный лист взыскателю.
То есть при наличии указанного основания судебный пристав-исполнитель обязан в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынести постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, что в силу части 4 той же статьи не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Федерального закона: в отношении исполнительных листов, выдаваемых судом на основании судебных актов, такой срок, по общему правилу, составляет три года со дня вступления судебного акта в законную силу (часть 1).
Однако, как следует из многочисленных обращений граждан, судебные приставы-исполнители, произведя все необходимые запросы и не установив имущества, на которое может быть обращено взыскание, зачастую годами не принимают мер к окончанию исполнительного производства.
При этом в качестве обеспечительной меры исполнителем могут быть установлены арест либо запрет на распоряжение на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину.
В связи с чем, неясно подлежит ли окончанию подобное исполнительное производство, если в ходе его исполнения приставом в целях исключения выбытия имущества должника был наложен арест или запрет на распоряжение имуществом, на которое не может быть обращено взыскание.
Таким образом, в производстве пристава-исполнителя длительное время может находиться значительное количество исполнительных производств, исполнение которых в данный период времени заведомо невозможно ввиду отсутствия у должника соответствующего имущества.
Данное обстоятельство может вынуждать приставов-исполнителей бессмысленно тратить время на подготовку различных отчетов и статистических данных по бесперспективным производствам, что, в свою очередь, может негативно отражаться на работе приставов-исполнителей по реальным делам.
Кроме того, отсутствие четких разъяснений по вопросу условий и сроков, при наличии которых судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке оканчивает исполнительное производство по основанию предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, может способствовать развитию коррупционных отношений между должностными лицами Федеральной службы судебных приставов России и лицами, заинтересованными в окончании исполнительного производства по указанным основаниям. О наличии подобных отношений также имеется информация от граждан.
В связи с изложенным и с целью обеспечения правовой определенности, стабильности и предсказуемости в сфере гражданского оборота необходимо дать официальные разъяснения по вопросу правоприменения указанных норм закона.
Как устроено исполнительное производство в России?
От устройства исполнения решений суда зависит и механизм обжалования в его процессе. Как и во многих других государствах, в России исполнение судебных решений в основном регулируются нормами обычного права. Исполнительное производство находится под контролем со стороны административных органов. Все основные полномочия, связанные с контролем процесса исполнения судебных решений переданы службе судебных приставов, то есть государству. Но вся деятельность административных органов контролируется судами.
Фактически эффективность взыскания долгов связана с возможностями Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которая входит в систему органов при Министерстве юстиции РФ. ФССП имеет три уровня: федеральный, региональный и местный один. На федеральном уровне осуществляется только общее руководство службой, рассматриваются обращения и т.д.
Региональный уровень, в дополнении к организационным и контрольным функциям, аналогичным федеральным полномочиям, также отвечает за расследование и поиск должников, решает вопросы, связанные с процедурами сложного исполнительного производства (несколько должников, правоприменение в отношении градообразующих предприятий и т.д.).
Фактическое исполнение судебных решений осуществляется местными подразделениями ФССП). Они возглавляются старшими судебными приставами, который контролирует исполнение, санкционирует некоторые действия судебных приставов. Некоторые из них могут быть законными, только если предварительно утверждены старшим судебным приставом (исполнительные действия в ночное время, доступ в жилую недвижимость, занимаемую должником и т.д.).
Пройдите опрос по вероятности привлечения к СО
Все руководители ФССП — от старших судебных приставов до главы службы имеют право отменить любые распоряжения судебных приставов (даже по собственной инициативе) и объявить их действия (или бездействие) незаконным.
К кому обратиться за помощью при отказе в возбуждении исполнительного производства?
Одной из главных проблем в процессе взыскания долгов в России то, что должники уклоняются от исполнения судебных решений, т.е. они чаще всего ссылаются на отсутствие официального дохода и зарегистрированного имущества на свое имя, которые могут быть использованы для обращения взыскания. В соответствии с законом должники и взыскатели имеют равные права и обязанности. Однако, в действительности юридическое равенство сторон при взыскании долгов ведет к фактическому неравенству, где должник имеет преимущество.
Если он основательно спрятал имущество и официально не работает, то взыскать долги не представится возможным. Закон предусматривает исчерпывающий перечень мер принуждения. Это, в основном, включает в себя прямые меры (взыскания на имущество, запрет на определенные действия должника и т.д.).
Есть несколько мер косвенного принуждения (которые непосредственно не направлены на исполнение, но могут привести к нему): временный запрет на выезд за границу, временное ограничение права должника на вождение автотранспорта, Применение косвенных мер часто очень успешно. Меры принуждения являются эффективными, если они весьма разнообразны и используются с учетом индивидуальных особенностей конкретного дела.
Получить консультацию юриста
Поэтому, участие взыскании долга специализированной компании «Рыков групп», которая имеет большой опыт взыскания долгов является весьма энергичным шагом по возврату всего долга или его части.
Компания «Рыков групп» не имеет ничего общего с коллекторскими агентствами, которые предоставляют услуги по взысканию денежных средств с должников в пользу кредиторов. Методы работы коллекторов часто находятся на периферии закона (непрерывные звонки к должнику) или даже нарушают его (угрозы, оскорбления).
«Рыков групп» предлагает решения по взысканию задолженности и использует только законные средства ускорения исполнительного производства, так как знание всех его тонкостей дает много положительных эффектов:
- Лучшее знание положения должника позволяет выбрать наиболее эффективную меру принуждения.
- Выбор индивидуальной, наиболее чувствительной меры стимулирует добровольное исполнение.
Решите свои проблемы с просроченной дебиторкой прямо сейчас. Запишитесь и получите консультацию у профессионалов в этом вопросе.
Отказ в возбуждении исполнительного производства
Если в процессе проверки поступившего исполнительного документа судебный пристав-исполнитель обнаружит обстоятельства, препятствующие возбуждению исполнительного производства, он выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства (см.
приложение № 106 к приказу ФССП России от 31 января 2011 г. №28).
Закон об исполнительном производстве устанавливает основания для отказа в возбуждении исполнительного производства (ст. 31):
1)предъявление исполнительного документа без заявления взыскателя либо предъявление заявления, не подписанного взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
2)предъявление исполнительного документа не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, когда взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство;
3)истечение срока предъявления исполнительного документа к исполнению и отсутствие судебного решения о его восстановлении;
4)предъявление документа, который не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам;
5) предъявление исполнительного документа, который ранее предъявлялся к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено судом или судебным приставом-исполнителем по основаниям, предусмотренным ст. 43 Закона об исполнительном производстве (например, в случае смерти взыскателя-граж- данина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если требования, содержащиеся в исполнительном документе, не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства, утраты возможности исполнения документа, обязывающего должника совершить определенные действие (воздержаться от совершения определенных действий, отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю, принятия судом отказа взыскателя от взыскания, утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником, отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, и др.), а также в случае отмены приговора в части назначения штрафа за преступление (ч.
14 ст. 103 Закона об исполнительном производстве);
6)предъявление исполнительного документа, который ранее предъявлялся к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено ввиду: фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47 вышеуказанного Закона); фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (п. 2 ч. 2 ст. 47 этого же Закона); выплаты штрафа за преступление в полном объеме (п. 1 ч. 15 ст. 103 данного Закона); замены штрафа за преступление другим видом наказания или отмены наказания в виде штрафа в порядке амнистии или помилования (п. 2 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве); смерти должника-осужденного или объявления его умершим по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление (п. 4 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве);
7)предъявление судебного акта, акта другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, не вступившего в законную силу, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
8)предъявление исполнительного документа, который не подлежит исполнению в соответствии с законодательством. Например, Федеральная служба судебных приставов в соответствии с БК РФ не производит принудительное исполнение судебных актов о взыскании денежных средств с казны России, казны субъекта РФ, казны муниципального образования (ст. 242.2).
! Постановление об отказе в возбуждении исполнительного произ- ° водства судебный пристав-исполнитель выносит в 3-дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа
Копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением исполнительного и иных поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения такого постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
После устранения обстоятельств, предусмотренных п. 1-4 и п. 7 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, исполнительный документ может быть предъявлен на исполнение повторно в общем порядке.
Процедура исполнительного производства
Исполнительное производство возбуждается вынесением постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, составленного в трехдневный срок на основании направленных взыскателем в структурное подразделение территориального органа ФССП России заявления и исполнительного документа, отвечающих требованиям ст. 13 Закона об исполнительном производстве, и срок предъявления которого не истек в соответствии со ст. 21 упомянутого Закона. При этом взыскатель вправе указать в заявлении ходатайство о наложении ареста на имущество должника и об установлении временных ограничений на выезд должника из Российской Федерации.
В силу ст. 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов; судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов; удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений; акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств.
Имея на руках исполнительный документ о взыскании либо аресте денежных средств, в силу ч. 1 ст. 8 Закона об исполнительном производстве взыскатель вправе направить его в банк или иную кредитную организацию напрямую, минуя службу судебных приставов, однако делать это стоит лишь в том случае, если взыскатель уверен в наличии денежных средств у должника на конкретном банковском счете.
Получить информацию о счетах должника взыскатель вправе в органах Федеральной налоговой службы, которая обязана предоставить данные сведения в течение семи дней со дня получения запроса и предъявления взыскателем подлинника исполнительного листа или его нотариально заверенной копии .
Порядок приема и исполнения исполнительных документов банками и иными кредитными организациями урегулирован в Положении о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями . Если же такой уверенности нет, то обращение к судебному приставу-исполнителю неизбежно, поскольку на основании возбужденного исполнительного производства именно пристав сможет направить запросы во все известные банки, в которых у должника открыты счета, а также запросить и получить информацию о наличии у должника иного имущества.
———————————
Письмо ФНС РФ от 11.06.2009 N МН-22-6/469@ «О предоставлении информации».
Приказ ЦБ РФ от 10.04.2006 N 285-П.
Кроме того, если взыскатель намерен предъявить к взысканию сразу несколько исполнительных документов в отношении одного и того же должника, исполнительные производства подлежат объединению в сводное исполнительное производство в силу ст. 34 Закона об исполнительном производстве, что на практике делает работу, как взыскателя, так и судебного пристава-исполнителя, более удобной и организованной.
Если в процессе исполнительного производства потребуется замена стороны исполнительного производства, то судебный пристав-исполнитель самостоятельно выносит постановление о замене, обращаться в суд по данному вопросу не требуется .
———————————
Постановление Президиума ВАС РФ от 24.05.2011 N 17962/10.