Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный аудит отчетности за 2022 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Кому в 2021 нужен обязательный аудит.
Рассмотрим характеристики, которым должна соответствовать организация, чтобы аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности стал для нее обязательным.
Новая редакция ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных этим и другими федеральными законами.
То есть бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе № 307-ФЗ такая организация не названа среди лиц, обязанных проводить аудит.
Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона № 208-ФЗ « Об акционерных обществах».
Аналогичным образом складывается ситуация с банками. В новой редакции ст. 5 Закона № 307-ФЗ банки не указаны, но это не значит, что их освободили от данной обязанности. Согласно ст. 42 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, подлежат обязательному аудиту.
Что касается страховых организаций, норма о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Обязательный аудит для застройщиков, так же предусмотрен специальным законом (ст. 3 Закона № 214-ФЗ).
Федеральным законом № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
- фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
- организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Вывод: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.
Если Вы затрудняетесь определить, нужно ли проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, можете обратиться к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.
Выгода от получения аудита
Основные преимущества, которые получает компания при проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, это уверенность в том, что:
- существенные ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствуют;
- изменения в нормативные правовые акты учтены, необходимые первичные документы и имущество в наличии; по проведению инвентаризации, и по ее результатам нет вопросов;
- размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
- руководством принимаются решения, которые не влекут налоговых рисков и идут на пользу компании и учредителям.
Наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:
- бухгалтерская (финансовая) отчетность, по которой есть аудиторское заключение, имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом;
- в ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, которые требуют предоставить аудиторское заключение к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило, при участии фирмы в тендерах требуется аудиторское заключение.
С учетом текущей ситуации в налоговом контроле, ценность от проведения аудита не снижается, так как он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.
В процессе аудита можно выявить не только налоговые риски, но и резервы для роста доходов и оптимизации расходов компании.
Новая обязанность – руководитель аудиторской группы
Изменения в аудите с 2023 года коснулись самого порядка предоставления аудиторских услуг.
Услугу аудиторской проверки можно предоставлять только с назначением руководителя аудиторской группы.
И это абсолютно новая категория для такой деятельности. Ранее такая обязанность отсутствовала.
Интересно то, что не важно – проводите вы обязательный аудит или просто предоставляете сопутствующие услуги. Руководитель группы должен быть в любом случае. При этом не важно, аудитор и руководитель группы – это один и тот же субъект или это разные лица. Руководитель группы – это не руководитель аудиторской компании.
Например, аудиторское заключение должен по новому регламенту подписать как руководитель самой фирмы, так и руководитель самой группы. В ином случае такой заключение не будет иметь с 1 января 2023 года юридической силы. Поэтому данный момент стоит учесть.
Также введены и определенные критерии, которым теперь должно соответствовать заключение. С 2023 года проверяющие субъекты обязаны в итоговом документе обязательно указать те обстоятельства, которые могут оказать влияние или оказали такое воздействие на достоверность сформированной финансовой отчетности.
Также раскрываются обстоятельства и события, которые могут повлечь неспособность объекта контроля и дальше продолжать свою деятельность.
Другие специфические нюансы:
- руководителем аудита фирмы, которая не является общественно значимой, может быть сотрудник, работающий как в штате по основному месту работы, так и по совместительству;
- руководителем аудита, который проводится в отношении общественно значимой организации, может быть только сотрудник, зачисленный в штат фирмы по основному месту работы.
Актуальность обязательного аудита в 2021-ом году
Несмотря на то, что руководство одних организаций заказывает обязательные проверки исключительно ради заключения, руководство других понимает, что они – путь к открытию новых возможностей. Всё зависит от подхода, который практикует заказчик. Во втором случае он заключается в желании провести по-настоящему эффективную, максимально глубокую проверку, которая позволит выявить и устранить все риски. Это даёт возможность не бояться проверок налоговых инспекторов и представителей других контролирующих организаций.
Последнее особенно актуально в свете статистических данных, согласно которым по итогам трёх кварталов 2020-го года сумма доначислений по выездным проверкам налоговиков по столице превысила сорок три миллиона рублей. Заказывая комплексные аудиторские проверки в «АИП», можно:
- Тщательно проверить бухгалтерскую и налоговую отчётность;
- Проверить не менее 85% документов;
- Получить страховку от налоговых рисков;
- Устранять ошибки вовремя, не дожидаясь претензий налоговиков;
- Получать практические рекомендации по устранению недочётов.
В новой статье 5.1 будут определены общественно-значимые организации. Таковыми будут:
- ПАО;
- организации, ценные бумаги которых допущены к торгам, или отчетность которых включается в проспект;
- кредитные организации, включая головные банковских групп, холдингов;
- страховые;
- профучастники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, НПФ, управляющие компании инвестфондов, ПИФов и НПФ;
- госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании; организации с долей государства от 25%;
- иные – которые представляют или раскрывают консолидированную отчетность.
Кому необходим обязательный аудит
Под обязательным аудитом подразумевается независимая проверка бухгалтерских отчётов компании. Избежать такой проверки невозможно, так как о её обязательном проведении указывается во всех правовых актах. Однако, это правило распространяется не на все предприятия.
Организации, которые попадают под проведение обязательного аудита:
- АО (акционерное общество);
- Застройщики, занимающиеся привлечение финансов УДС (участник долевого строительства);
- Все банковские отделения;
- Фирмы, у которых в году, предшествующем отчётному периоду, актив баланса на последнее число месяца (31 декабря) превышал сумму 400 млн. руб.
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия согласно решению их владельцев;
- Компании КФО (консолидированная финансовая отчётность);БКИ (бюро кредитных историй);
- Фонды, которые получили, за предшествующий отчётный период, прибыли более 3 млн. руб.;
- Страховые компании;
- Компании, являющиеся депозитарием;
- Фирмы, чьи ценные бумаги были допущены к биржевым торгам.
Ежегодно, Министерство финансов РФ публикует на своём официальном интернет портале список ситуаций, когда необходимо проведение обязательного аудита.
Делистинг депозитарных расписок
В закон с поправками об отмене обязательного аудита (законопроект № 19912-8) также включили положения о делистинге депозитарных расписок российских компаний с иностранных площадок с последующей конвертацией в российские акции. Такие поправки были разработаны после обвала расписок крупнейших российских компаний, в том числе на Лондонской фондовой бирже.
Изменения содержатся в ст. 6 законопроекта № 19912-8.
В частности, указано, что не допускаются размещение и организация обращения за пределами РФ акций российских эмитентов посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов.
Теперь российские компании обязаны в течение пяти рабочих дней со дня вступления поправок предпринять необходимые и достаточные действия, направленные на расторжение договоров с банками-депозитариями. Кроме того, они обязаны не позднее пяти рабочих дней после совершения таких действий представить в Банк России информацию об этом и приложить подтверждающие документы.
Помимо этого, установлено, что заключение любых сделок, принятие любых решений российских эмитентов, а также совершение от их имени любых иных действий относится к компетенции единоличного исполнительного органа. Такие сделки, решения и действия российского эмитента не требуют получения согласия совета директоров или общего собрания акционеров независимо от содержащихся в уставе требований о получении подобных согласий и не могут быть оспорены по основаниям, установленным ст. 174 ГК РФ.
Со дня вступления в силу поправок в отношении акций российских компаний, организация обращения которых за пределами РФ прекращается:
- запрещается зачисление акций российских компаний на счета депо депозитарных программ, открытые до дня вступления в силу поправок;
- акции российских компаний, учтенные на счетах депо депозитарных программ, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не выплачиваются дивиденды.
Невыплаченные дивиденды могут истребовать лица, являвшиеся держателями ценных бумаг иностранных депозитариев по состоянию на день вступления в силу поправок и получившие акции российских компаний при погашении принадлежащих им ценных бумаг иностранных депозитариев в порядке, установленном Законом № 208-ФЗ для невостребованных дивидендов.
На получение акций в результате их списания со счета депо депозитарных программ не распространяются положения по поводу:
-
получения предварительного или последующего согласия Банка России на приобретение акций банка;
-
получения согласия на сделки с акциями банка антимонопольным органом (о направлении уведомления в антимонопольный орган);
-
приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций публичного акционерного общества.
Выкуп собственных акций
В Госдуму еще внесен 04.04.2022 правительственный законопроект об изменении порядка приобретения публичным обществом собственных акций. Это проект закона № 99629-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и статью 5 Федерального закона „О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“».
В нем предлагается создать новый механизм приобретения публичным акционерным обществом акций на организованных торгах на основании специальной программы приобретения акций. То есть общее собрание акционеров или совет директоров публичного общества, если это отнесено его уставом к компетенции совета директоров, может принять решение о приобретении публичным обществом размещенных им акций на организованных торгах для достижения определенных целей в соответствии с программой приобретения акций.
Тем самым в проекте предлагается решить вопрос насчет мотивации и поощрения менеджмента общества. Действующий порядок приобретения акционерным обществом размещенных акций предусматривает соблюдение ряда условий, усложненных в том числе тем, что нужно уведомлять акционеров, а общество обязано выкупить акции у всех откликнувшихся акционеров (ст. 72 Закона № 208-ФЗ).
В решении о программе должны быть предусмотрены следующие основные условия:
-
количество приобретаемых акций каждой категории (типа) или максимальный размер денежных средств, выделяемых на приобретение акций;
-
период действия программы (даты начала и окончания срока приобретения акций и срока использования акций для достижения целей такой программы или порядок их определения). Период действия программы приобретения акций не может составлять более двух лет, при этом акции могут приобретаться в течение одного года с даты начала действия программы, а приобретенные акции могут находиться в собственности публичного общества и использоваться для достижения целей программы в течение всего периода ее действия;
-
порядок отчуждения акций, приобретенных по программе, в том числе цена отчуждения акций или порядок ее определения, в целях поощрения менеджмента общества;
-
цели, для достижения которых приобретаются акции. При этом целью не может быть их последующая продажа, за исключением продажи в целях поощрения работников и членов органов управления публичного общества или в целях поощрения работников и членов органов управления подконтрольных публичному обществу организаций. Отчуждение публичным обществом акций после окончания периода действия программы приобретения акций в целях реализации указанной программы не допускается.
При совершении сделок по приобретению акций по программе приобретения акций нужно соблюдать следующие требования:
-
должна быть раскрыта информация о программе приобретения акций и о ее основных условиях;
-
для совершения сделок с акциями привлекается брокер, который действует от имени публичного общества или от своего имени и за счет публичного общества;
-
сделки с акциями должны быть совершены на основании заявок, адресованных неограниченному кругу участников организованных торгов;
-
сделки с акциями не могут быть сделками, открывающими организованные торги (первыми совершаемыми сделками), и не должны быть совершены в течение 10 минут до их окончания. Это требование применяется ко всем торговым сессиям торгового дня;
-
заявки, на основании которых совершаются сделки с акциями, на момент их подачи должны предусматривать цену, не превышающую цену, по которой совершена последняя сделка с этими акциями с иным лицом, и наибольшую цену этих акций, указанную в заявке, поданной иным лицом и адресованной неограниченному кругу участников организованных торгов;
-
объем совершенных за один торговый день сделок с акциями не должен превышать 10% от среднего ежедневного объема сделок, совершенных с этими акциями на организованных торгах, рассчитанного за последние 20 торговых дней, предшествующих дню совершения сделок;
-
нужно раскрывать информацию о совершенных сделках с акциями и указывать, что такие сделки совершены в рамках программы приобретения акций.
Аудит в 2021 году: для отчета или для выгоды?
Многие компании используют аудит для отчета, в то время как другие — уже давно осознали, что аудит — это не бестолковая формальность, а новые возможности. Как одна и та же услуга может быть такой разной? Ответ в подходе заказчиков к аудиторским услугам.
Ряд компаний, заказывая аудит, ожидают всего лишь получить аудиторское заключение, которое требует закон. И, соответственно, его получают. Только его. В то время как другие ставят задачу глубокой и качественной проверки с выявлением рисков и резервов, чтобы потом можно было не бояться прихода контролирующих органов и извлечь дополнительную выгоду. Последняя позиция, как никогда, соответствует сегодняшним реалиям: «растущим аппетитам» налоговиков и непростой экономической обстановке в стране, вызванной пандемией.
«Стандартный» аудит бухучета и отчетности в 2021 году в плане пользы для бизнеса существенно уступает системному комплексному аудиту. Последний предполагает:
- выполнение расширенного техзадания: скрупулезная проверка не только бухучета, но и налогов;
- широкую выборку документов для проверки: 85% (при «стандартном» аудите, как правило, менее 50%);
- поэтапное проведение проверки в течение года — позволяет устранить ошибки «в моменте», не дожидаясь претензий контролирующих органов;
- защиту от претензий налоговых органов — налоговые юристы в течение 3-х лет с момента окончания проверяемого периода будут представлять интересы по вопросам, возникающим у ИФНС по этому периоду, в т.ч. в суде;
- страховку от налоговых рисков (рекомендации экспертов и риски невыявления налоговых ошибок застрахованы Ингосстрах) — мало кто из аудиторских компаний готов предложить страховку от налоговых претензий. Это могут сделать только те, кто уверен в качестве проверки и профессионализме своих сотрудников. Более того, в этом должна быть уверена и страховая компания, предоставляющая страховку.
Да, системный комплексный аудит несколько дороже «стандартного». Но он обеспечивает порядок в финансово-хозяйственной деятельности компании, оптимальную работу бухгалтерии с выявленными резервами и защитой от финансовых потерь. При проведении аудита и устранении налоговых рисков его стоимость окупится в разы. Компания не будет привлекать внимание налоговых органов наличием ошибок в отчетности, а собственники и руководители будут уверены, что им не грозит субсидиарная и уголовная ответственность за налоговые долги юридического лица.
Порядок проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности
Согласно действующего законодательства, проверочные мероприятия вправе проводить только эксперты, имеющие соответствующую лицензию. Специалист должен иметь профильный квалифицированный аттестат нового образца. Для компаний, проводящих аудит, применяется следующее требование: соответствие нормам Минфина (наличие в реестре), членство в аудиторской СРО.
Аудит бухотчетности представляет собой довольно длительную процедуру, включающую в себя следующие этапы:
Этапы обязательного аудита | Что в себя включает этап |
Этап 1: Планирование | На этапе планирования привлеченный аудитор изучает деятельность компании, запрашивает необходимые документы, составляет план и методы проверки, а также согласовывает план с руководителем компании. |
Этап 2: Аудит | На основном этапе специалистом изучается все предоставленная информация. Если в этом есть необходимость, то аудитор опрашивает работников бухгалтерии и иных отделов, после чего систематизирует полученные данные и анализирует их. |
Этап 3: Заключение аудитора | После анализа и проверки данных аудитор составляет заключение. Этот документ отражает итоги проверки, подтверждает (опровергает) достоверность отчетности, оценивает качестве работы бухгалтерии. На основании данного заключения компания может вносить корректировки в свою работу. |
Если компанией предоставлены все необходимые для проверки регистры и они точно отражают финансовое положение, то аудитором будет вынесено немодифицированное (положительное) заключение. В противном случае будет выдано одно из модифицированных заключений:
- мнение аудитора с оговоркой;
- отрицательное мнение;
- отказ от выражения мнения.
При наличии искажений в бухгалтерских документах компании, их нужно будет исправить. Для этого применяются различные мероприятия, включая полное восстановление бухгалтерского учёта.В документе аудитора содержится следующая информация:
- наименование документа;
- наименование адресата;
- сведения о компании, подвергшейся аудиторской проверке;
- сведения об аудиторе (компании или отдельном специалисте), проводившем проверку;
- перечень документов, который подвергся проверке при аудите;
- мнение аудитора о достоверности проверяемой информации;
- результаты аудита;
- дата составления заключения.
Помимо заключения некоторые компании также составляют аудиторский отчет, в котором описываются подробно все этапы проверки, выявленные при проверки недочеты и иную информацию, которая может пригодится для улучшения качества работы бухгалтерии.
Обязательный аудит для компаний по другим Федеральным законам
Существуют законы, дающие основание для проведения аудита. Под них попадают следующие субъекты:
- муниципальные организации;
- микрокредитные компании;
- операторы лотерейных игр;
- организатор азартных игр;
- управляющая компания либо спец депозитарий;
- кредитный кооператив с численностью свыше 2 тысяч человек;
- жилищный накопительный кооператив;
- строительная организация многоэтажных домов, использующая средства дольщиков;
- туроператор, осуществляющий реализацию туров.
Штраф за непроведение обязательного аудита или за непредставление вовремя аудиторского заключения
Предприятию или должностному лицу грозит административный штраф за несоблюдение сроков сдачи аудиторского заключения. Размеры штрафов таковы:
- от 300 до 500 рублей в отношении должностного лица и от 3 до 5 тыс рублей для юрлиц за непредставление аудиторского заключения в территориальный орган Росстат в установленный срок. Дополнительно может грозить штраф за предоставление неполной бухгалтерской отчетности;
- от 30 до 50 тыс рублей или дисквалификация должностного лица на срок до двух лет, а для юрлиц — от 700 тыс до 1 млн рублей, если аудиторское заключение не опубликовано на официальном сайте акционерного общества;
- от 5 до 50 тысяч рублей, если итоги обязательного аудита не внесены в Единый федеральный реестр;
- от 5 до 10 тыс рублей, если заключение не хранилось в течении 5 лет. Это установленный срок.
Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит
Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.
Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.