Какие требования предъявляются к огнетушителям на предприятиях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие требования предъявляются к огнетушителям на предприятиях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правила эксплуатации огнетушителей включают в себя нормы, которые определяют и правила их использования. Об этом обязательно говорят на курсах по пожарной безопасности и на проводимых на предприятии инструктажах. Поэтому персонал предприятия хорошо осведомлен, как пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

В итоге: что делать, чтобы пожарный инспектор не оштрафовал

  1. Заранее проверить на сайте регионального МЧС, назначена ли в текущем году плановая проверка.
  2. Назначить и обучить ответственного. Издать приказы, завести журналы, провести инструктажи, выполнить все остальные требования пожбезопасности.
  3. Позвать аудитора, провести независимую оценку пожарного риска, получить и выполнить рекомендации. А потом получить заключение, что всё в порядке.
  4. Дождаться проверки. Позвать юриста и ответственного за пожбезопасность. Не препятствовать инспектору и постараться пройти проверку без претензий.
  5. Если составили акт — попытаться найти процессуальные нарушения в действиях инспектора или документах и оспорить результаты проверки.

Эксплуатация огнетушителей, общие требования, предъявляемые к ним, правила хранения, контроля и обслуживания – основы противопожарной безопасности на предприятии. Поэтому рекомендуется ознакомиться с вышеописанными законодательными актами, принять их во внимание и соблюдать все пункты.

Нельзя делать отступления. Они ни к чему хорошему не приводят. К примеру, если по расчетам в помещении одного из производств должно находиться три огнетушителя, не вешайте два. Если требуется каждый год взвешивать огнетушащие устройства – создавайте комиссию, потратьте на это мероприятие несколько дней, но будете уверены, что в техническом плане все приборы работоспособны.

И последнее. Противопожарные системы и огнетушители, требования к эксплуатации, требования к хранению – за все это отвечает руководитель предприятия.

Для заполнения применяют установленную Приказом № 806 форму. Используя ее, допустимо вносить сведения обо всех видах обучений. Одновременно законодатель не запрещает вести такую форму для каждого отдельного вида.

Инструкция, как правильно заполнять журнал учета противопожарных инструктажей:

  1. Указать на обложке название учреждения, даты начала и окончания ведения.
  2. В таблицу внести следующую информацию:
    • дату проведения ППИ;
    • вид инструктажа;
    • Ф.И.О., профессию, должность обучаемого работника;
    • Ф.И.О., должность инструктора, сведение об удостоверении;
    • сведения о прохождении практической части обучения.
  3. Завершаются сведения обязательными подписями обоих участников процесса.

Что изменится в типовых программах

Законодатели обратили внимание на досадный промах в пункте 2.10 типовой программы № 4 для инструктирующих. Про нестыковки говорят и в учебных центрах. Например, для изучения требований к жилым помещениям нужно изучить требования к пожарным депо.
В пункте 6.3 программы № 5 (профпереподготовка) также устранено несоответствие в разделе «Документы предварительного планирования».

До 1 марта 2023 года С 1 марта 2023 года
Тема 2.10. Требования пожарной безопасности к жилым помещениям

Типы зданий пожарных депо. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий пожарных депо. Инженерное оборудование. Требования пожарной безопасности к пожарным депо. Размещение пожарных депо на территории производственного объекта. Обязанности руководителя пожарного депо.

Тема 2.10. Требования пожарной безопасности к жилым помещениям

Характерные пожары в жилых домах и их краткий анализ. Меры пожарной безопасности в жилых домах и при эксплуатации печей, каминов, газовых отопительных и нагревательных приборов, керосиновых приборов, электропроводки и электрооборудования, при хранении препаратов бытовой химии. Требования к установке и работоспособности дымовых пожарных извещателей в жилых помещениях.

Тема 6.3. Документы предварительного планирования действий по тушению пожаров

Методика расчета количества, типа и ранга огнетушителей, необходимых для защиты объектов защиты организации, требования нормативных документов, определяющих номенклатуру и тактико-технические характеристики огнетушителей.

Схемы действий персонала организации при пожарах.

Тема 6.3. Документы предварительного планирования действий по тушению пожаров

Расписание выездов подразделений гарнизонов для тушения пожаров, план привлечения сил и средств гарнизонов для тушения пожаров, планы тушения пожаров, карточки тушения пожаров.

Сведения для разработки документов предварительного планирования действий по тушению пожаров (тактико-технические характеристики техники, находящейся на вооружении подразделения, оперативно-тактические характеристики района выезда подразделения).

Номер (ранг) пожара.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Особое место в противопожарной профилактике на предприятиях отводится повышению квалификации и профессиональной переподготовке ответственных лиц. Между этими двумя понятиями существует определенная разница. Под повышением квалификации подразумевается прохождение обучающего курса для улучшения и проверки теоретических знаний и практических навыков в рамках имеющейся специальности. Обучение проводится с учетом нововведений в законодательстве и периодически повторяется.

Профессиональная переподготовка представляет собой более широкое понятие, которое позволяет освоить новую специальность, а также получить новую квалификацию, которая требуется для выполнения других актуальных видов деятельности. Такое обучение проводится один раз.

1.1 Настоящая инструкция разработана в соответствии с «Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов» утвержденной МПС России от 04.04.1997 г. № ЦЛ-ЦУО/448 и другими нормативно-правовыми актами в области пожарной безопасности и распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги, предназначена для обеспечения пожарной безопасности в вагонах пассажирских, вагонах-ресторанах, багажных, вагонах-электростанциях, вагонах-клубах, служебно-технических и других вагонов эксплуатируемых ОАО «РЖД».

1.2 Пожарная безопасность пассажирских вагонов обеспечивается системами предотвращения пожара, противопожарной защиты и готовностью к действию средств пожаротушения.

Система пожарной безопасности должна:

  • исключать возникновение пожара;
  • обеспечивать безопасность пассажиров, обслуживающего персонала и материальных ценностей в случае пожара.

1.3 Инструкция обязательна для всех работников ОАО «РЖД» связанных с ремонтом, модернизацией, техническим обслуживанием и эксплуатацией вагонов на вагоноремонтных предприятиях, технических станциях, в пунктах формирования и оборота, на станциях по пути следования пассажирского поезда, при обслуживании вагонов, находящихся в отстое, а также для бригад пассажирских поездов, обслуживающих оборудование вагонов в пути следования.

1.4 Вновь разрабатываемые документы по ремонту и эксплуатации пассажирских вагонов, перечисленных в п. 1.1, в части обеспечения пожарной безопасности, должны соответствовать требованиям настоящей Инструкции и согласовываться с ФГП ВО ЖДТ России (Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» далее по тексту — ведомственная пожарная охрана).

1.5 Ответственность за выполнение требований настоящей Инструкции по обеспечению пожарной безопасности, а также за наличие и готовность к действию средств пожаротушения возлагается на руководителей ремонтных и эксплуатационных предприятий, предприятий-арендаторов и лиц, выполняющих ремонт и техническое обслуживание вагонов.

1.6 Ответственность за обеспечение пожарной безопасности, а также за организацию тушения пожаров и эвакуацию пассажиров в пути следования пассажирских поездов возлагается на:

1) начальников пассажирских поездов;

2) поездных электромехаников;

3) проводников пассажирских вагонов;

4) приемосдатчиков груза и багажа багажных вагонов;

5) директоров вагонов-ресторанов и вагонов-буфетов;

6) старших механиков-дизелистов вагонов-электростанций, а также лиц, допущенных к обслуживанию вагонов-клубов и служебно-технических вагонов.

1.7 Работники, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера нарушений и их последствий несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.8 Каждый работник при проведении технического обслуживания и эксплуатации пассажирских вагонов обязан:

1) знать и выполнять правила пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару;

2) выполнять требования технологических процессов и инструкций по обеспечению пожарной безопасности при подготовке вагонов в рейс;

3) знать место расположения средств пожаротушения и правила пользования ими.

1.9 Правом проверки противопожарного состояния поездов и вагонов в пунктах формирования, оборота и в пути следования обладают представители:

1) Ведомственной пожарной охраны на железнодорожном транспорте;

2) Департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД»;

3) Федеральной пассажирской дирекции ОАО «РЖД»;

Читайте также:  Как оформить налоговый вычет через сайт ФНС: пошаговая инструкция

4) Региональных дирекций по обслуживанию пассажиров железных дорог.

Проверки пассажирских поездов в пути следования осуществляются по согласованным графикам, утвержденным в установленном порядке.

Результаты проверки записываются в рейсовый журнал (рейсовый лист).

1.10 Руководители вагонных депо (участков), дирекций по обслуживанию пассажиров разрабатывают и согласовывают с ведомственной пожарной охраной на железнодорожном транспорте программу обучения и организации проведения занятий по мерам пожарной безопасности с работниками, связанными с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом пассажирских вагонов согласно требованиям НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», Приказ МЧС России от 12.12.2007 г. № 645.

Программы должны предусматривать изучение:

1) требований пожарной безопасности в вагонах, находящихся в пунктах формирования, оборота и в пути следования поездов;

2) мер пожарной безопасности в вагонах при техническом обслуживании и ремонте;

3) возможных причин возникновения пожара в вагонах и меры их предупреждения;

4) устройство средств пожаротушения, установок пожарной сигнализации и пожаротушения, находящихся в вагонах, принципа их действия и мер безопасности при их применении;

5) эвакуации пассажиров при возникновении пожара и в аварийных ситуациях;

6) порядка вызова подразделений противопожарной службы;

7) обязанностей начальника поезда, поездного электромеханика, проводников и других работников, перечисленных в п. 1.6, при возникновении пожара.

1.11 Программы обучения разрабатываются на основе конкретных материалов, относящихся к эксплуатируемым или ремонтируемым вагонам в данном депо (на заводе) или на участке. При обучении необходимо использовать технические средства обучения (компьютеры, телевидение и др.), натурные образцы, вагоны-тренажеры.

1.12 Работники, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом вагонов, а также поездные бригады и работники вагонов-ресторанов должны проходить пожарно-техническую подготовку по программам, разрабатываемым начальниками соответствующих депо (участков), ремонтирующих и эксплуатирующих вагоны. Программы пожарно-технической подготовки должны соответствовать «Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте» № ЦУО-112 с изменениями и дополнениями, утвержденными указанием МПС России от 26.05.1998 г. № 616у. Лица, не прошедшие подготовку или не сдавшие зачеты по программам обучения, к работе не допускаются до устранения обстоятельств, являющихся основанием для недопущения к работе.

Тематический план типовой учебной программы для руководителей, лиц ответственных за пожарную безопасность при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте пассажирских вагонов представлен в таблице 1.

Таблица 1

№ темы

Наименование тем

Часы

1

Введение.

1

2

Общие понятия о горении, пожаре. Классификация пожаров по природе горючего вещества. Основные показатели пожароопасных свойства веществ и материалов.

4

3

Возможные причины возникновения пожара в вагонах и меры их предупреждения.

1

4

Установки пожарной сигнализации и пожаротушения.

4

5

Действия при пожаре.

1

6

Требования пожарной безопасности к путям эвакуации.

1

7

Меры пожарной безопасности при техническом обслуживании, модернизации и ремонте вагонов.

2

8

Практическое занятие.

4

9

Зачет.

2

Итого

20

6.1 Вагоны пассажирских поездов обеспечиваются огнетушителями, пожарным инвентарем, оборудованием и ручным инструментом согласно «Нормам оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения».

Выбор типа и размещение огнетушителей осуществляться согласно требованиям Свода Правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» СП 9.13130.2009 утвержден и введен в действие Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179.

6.1.1 В пассажирских, багажных, вагонах-клубах, вагонах с кабельным телевидением, вагонах-ресторанах, вагонах-электростанциях и других вагонах применяются следующие средства пожаротушения:

  • огнетушители ручные углекислотные ОУ-5 или ОУ-6;
  • огнетушители ручные порошковые ОП-5 или ОП-10 или другие аналогичного типа;
  • огнетушители ручные воздушно-пенные ОВП-5 или ОВП-10 или огнетушители водные мелкодисперсные типа ОВМ-5 или ОВМ-10 или огнетушители воздушно-эмульсионные ОВЭ-5;
  • огнетушители самосрабатывающие порошковые ОСП-1;
  • генераторы огнетушащего аэрозоля оперативного применения АГОС-5.

Нормы оснащения и место установки в пассажирских вагонах огнетушителей и генераторов АГОС-5 приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Нормы оснащения пассажирских вагонов огнетушителями

Наименование вагона (ЦМВ)

Класс пожара

Место установки огнетушителей в вагоне

Огнетушители, шт. на один вагон

Генераторы огнетушащего аэрозоля оперативного применения АГОС-5, шт. **

порошковые ОП-5 (ОП-10) или другие аналогичного типа

Воздушно-пенные ОВП-5 (ОВП-10) или водные мелкодисперсные ОВМ-5 (ОВМ-10) или воздушно-эмульсионные ОВЭ-5

Углекислотные ОУ-5 или ОУ-6,

1

2

3

4

5

6

7

Пассажирский с водяным или комбинированным отоплением*

А, Е

В малом коридоре со стороны тамбура:

рабочего

1

нерабочего

1

В служебном купе

1

Пассажирский с электроотоплением 3000 В*

А, Е

В малом коридоре со стороны тамбура:

рабочего

2

нерабочего

1

В служебном купе

1

Габарита «РИЦ»*

А, Е

В боковом коридоре:

со стороны служебного отделения

1

со стороны нерабочего тамбура

1

В служебном купе

1

Багажный*

А, В, Е

В коридоре со стороны рабочего тамбура

1

В багажной кладовой

1

1

В служебном купе

1

Вагон-ресторан:

с плитой на жидком топливе*

А, В, Е

На перегородке столовой напротив распределительного шкафа

2

В среднем коридоре котлового тамбура

1

В коридоре некотлового тамбура

1

В служебном купе

1

с плитой на твердом топливе и электроплитой *

А, Е

На перегородке столовой напротив распределительного шкафа

2

В коридоре со стороны котлового тамбура

1

В боковом коридоре со стороны некотлового тамбура

1

В служебном купе

1

1

с плитой на газовом оборудовании *

А, С, Е

На перегородке столовой напротив распределительного шкафа

2

В коридоре со стороны котлового тамбура

1

1

В боковом коридоре со стороны некотлового тамбура

1

В служебном купе

1

Вагон с буфетным помещением*

А, В, Е

В малом коридоре со стороны тамбура:

рабочего

1

нерабочего

1

в буфете

1

В служебном купе

1

Вагон-клуб*

А, В, Е

В большом коридоре вблизи служебного купе

1

В киноаппаратной

2

В косом коридоре

1

В кухне

1

В зрительном зале

1

В служебном купе

1

Вагон-: лаборатория, динамометрический, автотормозной, контактной сети, технической пропаганды, весоповерочный, весоизмерительный*

А, В, Е

В малом коридоре со стороны тамбура:

рабочего

1

нерабочего

2

В служебном купе

1

Вагон-электростанция

А, В, Е

В коридоре напротив служебного отделения

1

В отделении управления

1

В машинном отделении

1

В слесарной мастерской

1

В служебном отделении

1

1

Служебные пассажирские вагоны*

А, В, Е

В малом коридоре со стороны тамбура:

рабочего

1

нерабочего

1

В служебном купе

1

Пассажирский вагон, временно занятый под жилье*

А, В, Е

В малом коридоре со стороны тамбура:

котлового

1

некотлового

1

В служебном купе

1

Пассажирский вагон узкой колеи*

А, В, Е

В малом коридоре со стороны тамбура:

рабочего

1

нерабочего

1

В служебном купе

1

Передвижная подзарядная станция

А, С, Е

В малом коридоре со стороны тамбура:

котлового

1

1

некотлового

2

В служебном купе

1

Магазины, раздатчики и другие предприятия торговли и службы материально-технического обеспечения

А, В, Е

В малом коридоре со стороны тамбура:

котлового

1

некотлового

1

в торговом зале

1

В служебном купе

1

Бытовая летучка

А, В, Е

В малом коридоре со стороны тамбура:

котлового

1

некотлового

1

в зале

1

В служебном купе

1

Для перевозки спецконтингента

А, Е

В малом коридоре со стороны тамбура:

рабочего

1

нерабочего

1

Пригородные и рабочие поезда из вагонов с деревянным и металлическим кузовом

А, Е

На поезд

1

4

1

Поезда для массовой перевозки людей в приспособленных вагонах

А, В

На поезд

2

1

* — Огнетушитель самосрабатывающий порошковый (ОСП) устанавливается в шкафу управления электрооборудованием вагона при проведении ремонтных работ в заводских условиях. Огнетушитель устанавливается на пассажирских вагонах постройки до 1996 г. в количестве двух штук.

** — столбец 7 вводится в действие с 1 октября 2011 года.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ПОЕЗДНОЙ БРИГАДЫ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА В ПАССАЖИРСКОМ ВАГОНЕ

А.1 В случае обнаружения пожара проводники обязаны:

При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда дежурный проводник, немедленно вызвав проводника, находящегося на отдыхе, обязан:

— остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, где затруднена эвакуация пассажиров и имеются препятствия для тушения пожара).

Читайте также:  Могут ли открыть больничный «задним» числом

В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест;

— обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители кроме цепи аварийного освещения и приступить к тушению пожара.

Дежурный проводник приступает к тушению пожара соблюдая правила личной безопасности в изолирующем самоспасателе (СПИ-20 или др.) первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов находящихся под напряжением).

В случае срабатывания установки пожарной сигнализации (УПС) дежурный проводник вагона должен убедиться в достоверности ее показания и в случае обнаружения пожара принять вышеуказанные меры, а в случае ложного срабатывания вызвать электромеханика поезда;

Второй проводник в это время обязан вызвать по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника поезда и поездного электромеханика и сообщить машинисту локомотива. Открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а при отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их фиксаторами. Открыть аварийные двери (окна) где они предусмотрены конструкцией вагона, при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара. Открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров.

Примерный текст оповещения пассажиров:

«Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные выходы открыты».

При эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседнего вагонов должны не допуская паники и встречного движения вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону путей.

В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию пассажиров производить с учетом того, что огонь распространяется в противоположном направлении по ходу поезда.

Второй проводник — после эвакуации пассажиров обязан закрыть торцевые тамбурные двери на соседних и на горящем вагонах и приступить к тушению пожара. Во время тушения пожара, после эвакуации пассажиров, торцевые тамбурные двери должны быть закрыты до окончания тушения пожара.

Второй проводник приступает к тушению пожара в изолирующем самоспасателе (далее — самоспасатель) первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов находящихся под напряжением), а также после эвакуации пассажиров — аэрозольными генераторами оперативного применения.

Проводники приступают к тушению пожара, не дожидаясь прибытия начальника поезда и поездного электромеханика.

При этом в целях соблюдения личной безопасности проводники должны помнить продолжительность времени защитного действия самоспасателя указанного в паспортах к этим средствам защиты.

При обслуживании тремя проводниками двух вагонов: два проводника выполняют работы в аварийном вагоне (согласно выше описанным действиям), третий проводник помогает эвакуации пассажиров, затем выполняет распоряжения начальника поезда по участию в тушении пожара и ликвидации его последствий.

А.2 Действия дежурного проводника соседнего вагона

Получив информацию о пожаре, проводник обязан сообщить по цепочке проводнику следующего вагона, либо по телефонной связи.

Разбудить отдыхающего проводника, предупредить о возникновении пожара в соседнем вагоне и возможной эвакуации и размещении пассажиров в его вагоне.

Направить отдыхающего проводника к горящему вагону с огнетушителями и самоспасателем по полевой, стороне пути.

Объявить и организовать эвакуацию пассажиров, открыть тамбурные боковые, торцевые двери.

После полной эвакуации пассажиров из своего вагона приступает к тушению пожара горящего вагона.

А.3 Действия отдыхающего проводника соседнего с горящим вагоном

Получив сообщение от дежурного проводника о пожаре — обязан взять огнетушители и доставить их к горящему вагону выйдя на полевую сторону пути.

Оказывать помощь при тушении пожара и эвакуации пассажиров горящего вагона, действовать по указанию начальника поезда.

А.4 Дежурный проводник хвостового вагона обязан:

Сообщить отдыхающему проводнику.

Привести в действие ручной тормоз.

Оградить свой и соседний путь согласно ИСИ, по указанию ЛНП. Отдыхающий проводник хвостового вагона берет огнетушители и прибывает к горящему вагону и действует по указанию начальника поезда.

А.5 Дежурные и отдыхающие проводники остальных вагонов обязаны: (кроме дежурного проводника головного вагона) прибыть к горящему вагону с огнетушителями или другими средствами пожаротушения и действовать по указанию начальника поезда.

А.6 Начальник поезда обязан:

Немедленно прибыть к месту задымления, либо пожара с огнетушителями или с другими средствами пожаротушения, самоспасателями и носимой радиостанцией.

Лично убедиться в полной эвакуации пассажиров из вагона, используя для этих целей самоспасатель.

Вызвать по радиосвязи через локомотивную бригаду территориальное пожарное подразделение или пожарный поезд, сообщить по мобильному телефону или другими средствами связи оперативному дежурному ФПД:

— номер поезда;

— местонахождение;

— свою фамилию, имя, отчество, номер мобильного телефона;

— обстоятельства случившегося.

Принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны (не менее 10 м.) или близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить беспрепятственный подъезд передвижных средств пожаротушения. При этом машинист и помощник машиниста локомотива обязаны действовать по указанию начальника поезда.

После расцепки состава потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения с контактной сети.

Организовать ограждение хвостовой части состава и горящего вагона поезда на перегоне согласно требованиям Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации от 26.05.2000 г. № ЦРБ-757, а также закрепление оставленной группы вагонов и загоревшегося вагона в соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации от 16.10.2000 г. № ЦД-790;

До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда организовать работу поездной бригады и принимать все зависящие меры по эвакуации пассажиров и ликвидации пожара, используя все имеющиеся средства пожаротушения и индивидуальной защиты.

А.7 Поездной электромеханик обязан:

Немедленно прибыть к месту задымления, либо пожара с огнетушителями и другими средствами пожаротушения, а также со самоспасателем.

Убедиться в том, что вагон обесточен (в светлое время суток), а в ночное время отключены все потребители, кроме цепи аварийного освещения.

Удалить предохранитель аккумуляторной батареи (далее — АБ) на пульте управления (по возможности) и в обязательном порядке предохранитель, расположенный в коробке на аккумуляторном ящике (с целью полного обесточивания системы электроснабжения вагона).

Как перезарядить баллон

Огнетушитель автомобиля обязательно должен подвергаться процедуре подзарядки. Хотя многие водители предпочитают приобретать новое устройство, а не заниматься перезарядкой старого. Особенно это касается собственников порошковых баллонов, которые, как известно, хранятся совсем недолго. К тому же, лучше купить новое устройство, если на старом обнаружена коррозия.

Для перезарядки огнетушитель автомобиля необходимо отвезти на станцию техобслуживания, где предоставляется подобная услуга. В процедуру входит:

  • тщательный осмотр;
  • проверка работы;
  • добавление в баллон необходимого количества вещества;
  • покраска;
  • внесение записей в документы устройства.

Это стандартная процедура осмотра огнетушителя во время техосмотра автомобиля. Справка: не стоит забывать, что помимо баллона водителю обязательно нужна аптечка.

Что проверят в автомобиле на пункте техосмотра

Некоторые проверки, несмотря на предложения МВД, решено было оставить. Например, наличие трещин на лобовом стекле по-прежнему будут проверять, как и измерять уровень вредных выбросов. Остались и такие требования, как отсутствие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя — то есть всю лишнюю электронику и крепления под нее на лобовом стекле придется снимать перед прохождением осмотра. Таким образом перечень из 55 пунктов теперь включает:

тормоза:

  • соответствие показателей эффективности торможения и устойчивости торможения;
  • соответствие разности тормозных сил установленным требованиям;
  • отсутствие подтеканий тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе;
  • отсутствие трещин или остаточной деформации деталей тормозного привоза.

Эксплуатация огнетушителей, общие требования, предъявляемые к ним, правила хранения, контроля и обслуживания – основы противопожарной безопасности на предприятии. Поэтому рекомендуется ознакомиться с вышеописанными законодательными актами, принять их во внимание и соблюдать все пункты.

Читайте также:  Увеличен накопительный взнос участника НИС на 2023 год!

Нельзя делать отступления. Они ни к чему хорошему не приводят. К примеру, если по расчетам в помещении одного из производств должно находиться три огнетушителя, не вешайте два. Если требуется каждый год взвешивать огнетушащие устройства – создавайте комиссию, потратьте на это мероприятие несколько дней, но будете уверены, что в техническом плане все приборы работоспособны.

И последнее. Противопожарные системы и огнетушители, требования к эксплуатации, требования к хранению – за все это отвечает руководитель предприятия.

Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности в 2021

9.1. Организации или предприятия, осуществляющие техническое обслуживание огнетушителей (в дальнейшем — организация), должны иметь лицензию Государственной противопожарной службы на проведение работ данного вида.

9.2. Организация должна располагать квалифицированным персоналом, прошедшим специальное обучение по обращению с сосудами, работающими под давлением, по техническому обслуживанию и безопасной работе с огнетушителями, знающим действующую нормативную и техническую документацию на огнетушители, источники вытесняющего газа и на используемые виды ОТВ.

9.3. Организация для проведения работ по техническому обслуживанию огнетушителей должна располагать рабочим помещением, оснащенным приточно-вытяжной вентиляцией (согласно действующим нормативным документам) и необходимыми складскими помещениями.

9.4. Организация должна иметь емкости, необходимые для сбора остатков ОТВ, выгружаемых из огнетушителей.

9.5. Организация, проводящая работы по перезарядке огнетушителей, как правило, должна располагать необходимым оборудованием для регенерации или утилизации ОТВ.

9.6. Организация должна иметь необходимый инструмент для выполнения работ по разборке и ремонту огнетушителей и безопасный источник освещения (с напряжением питания не более 36 В) для проведения внутреннего осмотра огнетушителей.

9.7. Организация должна иметь безопасное аттестованное оборудование для проверки основных параметров огнетушителей, ОТВ и проведения испытаний огнетушителей и их узлов.

В целях безопасности испытательное оборудование следует располагать в отдельном помещении.

9.8. Организация должна располагать камерой для сушки и окраски огнетушителей, безопасной системой зарядки огнетушителей и баллонов осушенным газом, оборудованием для контроля массы и герметичности газовых баллонов и огнетушителей.

9.9 Организация должна располагать необходимым набором этикеток или бирок ( п. 12.2), на которых указывается информация о выполненных работах, дата их проведения, марка заряженного в огнетушитель ОТВ, название организации и ее юридический адрес.

11.1. Огнетушащие вещества, с истекшим гарантийным сроком хранения или по своим параметрам не отвечающие требованиям соответствующих нормативно-технических документов, должны подвергаться регенерационной обработке или утилизироваться. Недопустимо сбрасывать или сливать ОТВ без дополнительной обработки и загрязнять окружающую среду.

11.2. Пенообразователи, потерявшие свои первоначальные свойства и не подлежащие регенерации, рекомендуется использовать в виде смачивателей при тушении пожаров класса А или в качестве водных растворов при очистке загрязненных металлических поверхностей [ 6].

11.3. Обезвреживание биологически «жестких» пенообразователей рекомендуется производить путем сжигания концентрата в специальных печах либо путем захоронения на специальном полигоне.

11.4. Согласно рекомендациям [ 7, 9], некондиционные огнетушащие порошковые составы на фосфорно-аммонийной основе (Пирант-А, ПФ, П-2АШ, Вексон-АВС и др.) или на хлоридной основе (ПХК, Вексон-Д) могут быть использованы в качестве сырья для удобрений.

Порошок на бикарбонатной основе (ПСБ-3М) может быть использован в качестве компонента в чистящих средствах или для нейтрализации кислых сточных вод.

12.1. О проведенном техническом обслуживании делается отметка в паспорте, на корпусе (с помощью этикетки или бирки) огнетушителя и производится запись в специальном журнале (п.12.4, приложение 6).

12.2. На огнетушитель каждый раз при техническом обслуживании, сопровождающемся его вскрытием, наносят этикетку с четко читаемой и сохраняющейся длительное время надписью. Этикетка должна содержать информацию, приведенную в табл. 3 . Этикетку с защитным полимерным покрытием и слоем клеящего вещества наносят на корпус огнетушителя.

12.3. При проведении перезарядки порошкового огнетушителя кроме указанной таблички внутрь огнетушителя помещают алюминиевую или полимерную пластинку (размером порядка 40 ´ 25 мм) с указанием марки заряженного порошка, даты перезарядки и организации, проводившей ее. Надписи на пластинке должны сохраняться не менее четырех лет; пластинка должна прочно крепиться за сифонную трубку или в другом удобном месте, она не должна мешать выходу порошка из огнетушителя при его применении.

12.4. В журнале учета огнетушителей на объекте должна содержаться следующая информация:

— марка огнетушителя, присвоенный ему номер, дата введения его в эксплуатацию, место его установки;

— параметры огнетушителя при первоначальном осмотре (масса, давление, марка заряженного ОТВ, заметки о техническом состоянии огнетушителя);

1. Для защиты автотранспортных средств должны применяться порошковые или хладоновые огнетушители.

Допускается применение на автотранспортных средствах углекислотных огнетушителей, если они имеют огнетушащую способность не ниже (по классу пожара В), чем рекомендованные для этой же цели порошковые или хладоновые огнетушители.

2. На автотранспортные средства допускается устанавливать только те огнетушители, конструкция которых выдержала испытание на вибрационную прочность.

3. В качестве заряда в порошковых огнетушителях целесообразно использовать многоцелевые порошковые составы типа АВСЕ.

4. Легковые и грузовые автомобили должны комплектоваться порошковыми или хладоновыми огнетушителями с вместимостью корпуса не менее 2 л (типа ОП-2 или ОХ-2).

5. Авт��бусы особо малого класса (типа РАФ, «Газель» и др.) оснащаются, как минимум, одним огнетушителем типа ОП-2; автобусы малого класса (ПАЗ и др.) — двумя огнетушителями ОП-2; автобусы среднего класса (ЛАЗ, ЛиАЗ и др.) и другие автотранспортные средства для перевозки людей — двумя огнетушителями (один в кабине ОП-5, другой в салоне ОП-2).

6. Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов и транспортные средства для перевозки опасных грузов должны оснащаться, как минимум, двумя огнетушителями типа ОП-5: один должен находиться на шасси, а второй — на цистерне или в кузове с грузом.

Форма журнала учета огнетушителей

Заполнение документа осуществляется в произвольном виде с учетом рекомендованного к исполнению образца, изложенного в СП 9.13130.2009. Форма заранее согласовывается с контролирующим предприятием отделением пожарного надзора.

Пример произвольной формы заполнения журнала учета огнетушителей:

  • название первичного средства тушения пожара;
  • сфера применения на предприятии;
  • заводские характеристики: сфера использования, номер, дата выпуска;
  • данные о перезарядке;
  • примечания относительно особенностей баллона;
  • дата и подпись.

Образец заполнения журнала учета огнетушителей на объекте можно взять в СП 9.13130.2009.

  • номер оборудования, присвоенный на предприятии;
  • время ввода в эксплуатацию;
  • дата производства;
  • место расположения баллона;
  • модель первичного средства пожаротушения;
  • производитель;
  • серийный номер;
  • вместимость ОТВ;
  • масса;
  • давление при проверке или при постановке на учет;
  • период ТО и его результаты;
  • дата осмотра внешнего состояния баллона;
  • результаты проверки ходовой части передвижных первичных средств пожаротушения;
  • число заполнения и подпись ответственного лица.

Процедура проверки огнетушителя

Проведение не сложных мероприятий после приобретения огнетушителя, придаст уверенность в том, что в чрезвычайной ситуации он выполнит своё назначение. Они включают в себя:

  1. В магазине следует проверить комплектацию, наличие сопутствующей документации, отметки о заправке и времени последующей проверки.
  2. Внешним осмотром определить целостность узлов изделия.
  3. Определить место для размещения огнегасящего устройства, с удобным доступом и лёгким приведением в рабочее состояние.
  4. Нужно внимательно изучить инструкцию по эксплуатации, уяснив оптимальные условия использования (порядок запуска, необходимое расстояние для гашения пламени и иное).

Своевременный контроль состояния, проведение обслуживания позволят своевременно выявить и устранить недостатки пожарного оборудования.

Проверка огнетушителей представлена визуальным контролем и метрологическими действиями:

  • выявление вмятостей, царапин корпуса, управляющих устройствах;
  • нарушение покрасочного и защищающего слоя поверхности;
  • образование коррозии, препятствующей выходу огнегасящей смеси;
  • пломбы опечатывающей предохранитель от произвольного пуска;
  • срок действия в атомобиле огнетушителя;
  • исправное состояние информирующих устройств (манометр и подобное), при наличии;
  • клеймение об ограничении давления;
  • определяют фактическую массу изделия, в нём – долю гасящего состава;
  • при наличии удлинительного шланга – его состояние.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *