Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малый и средний бизнес: критерии отнесения в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.
За что могут исключить из реестра
Понятно, что фирмы, превысившие лимиты, теряют статус МСП и удаляются из реестра. Но есть лица, которых могут исключить принудительно из-за отсутствия сведений о деятельности компании.
Сведения о доходе и количестве сотрудников налоговики получают из отчетности, которую налогоплательщик обязан сдавать в установленные сроки, – из деклараций и расчетов по страховым взносам. Без отчетности инспекция не узнает о реальных показателях фирмы, точнее, подходит ли она по критериям к субъектам МСП. А чтобы нарушители не воспользовались какой-нибудь субсидией, которая теперь им не положена, их исключают из реестра.
Еще один распространенный случай исключения юрлиц из реестра – в компанию вошел новый участник, не отвечающий критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Обычно это так: участник-физлицо продает долю в размере 50 % юрлицу, которое не является субъектом МСП. Нарушение критерия автоматически удаляет компанию из реестра. Налоговая сама регистрирует вход и выход учредителей, поэтому узнает об этом из первых уст.
Как быстро исключат фирму, если она перестанет соответствовать критериям малого и среднего бизнеса? Это происходит не сразу. Перед тем как изменить категорию, за показателями наблюдают в течение трех лет. Если в одном году фирма категории среднего бизнеса превысила ограничение по доходу, то это не означает, что ее сразу причислят к крупной компании и лишат статуса СМП. Однако если лимит будет превышаться в течение трех подряд, то компанию отнесут к крупной категории и исключат из реестра малых и средних субъектов бизнеса.
Кто не является субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП), а что относится к такому бизнесу: что это значит, определение
Основные критерии, по которым можно отнести организацию к той или иной категории, устанавливается государственными структурами. Причем главными требованиями тут остаются численность сотрудников (работников), а также размеры получаемого валового дохода. Досконально ознакомиться с ними можно, изучив законодательство Российской Федерации, а именно закон за номером 209-ФЗ, статью 4, выпущенный 24 июля 2007 года, где и дана подробная информация по этому вопросу.
Такие же показатели действительны для индивидуальных предпринимателей для разделения их на разные группы. То есть, с ними происходит все похожим образом, учитывается реальное количество сотрудников и годовая прибыль. Когда у ИП нет наемных работников, то размер будет определяться исключительно по размеру полученной выручки в случае ведения своего дела на патентной системе налогообложения.
Кроме вышеописанного дохода, в учет должно приниматься также количество трудоустроенных работников. Причем речь может идти только о тех, с кем заключены трудовые договоры. При это нет никакой необходимости в сведениях о том, присутствовали люди физически на своих рабочих местах: находится ли человек на больничном или в отпуске, он все равно должен считаться.
Категория |
Максимальная число сотрудников |
Комментарий |
Микропредприятие |
15 |
|
Малое |
16—100 |
|
Среднее |
101—250 |
|
251—1000 |
Для хозяйственных обществ, что соответствуют условиям Постановления за номером 1412, входящих в перечень Минопторга, а также работающих в области легкой промышленности. |
|
1500 |
Для организаций общепита, основным видом деятельности которых является класс 56. |
Возможность перехода на АУСН
В 2023 году организации и ИП из Москвы, Калужской и Московской области, Татарстана могут перейти на новый режим налогообложения — АУСН. Подать заявку для перехода нужно было до конца 2022 года.
Цель внедрения АУСН — упростить работу бизнеса. Вести расчет налогов будет ФНС, взяв за ориентир данные банка и онлайн-касс налогоплательщика. Ставка налога повышается — 8% на объекте налогообложения «Доходы» и 20% на «Доходы минус расходы». Налоговым периодом признается календарный месяц. Уплачивать налог нужно тоже ежемесячно. Также нужно вести учет доходов и расходов в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС.
Автоматизированная упрощенная система налогообложения отличается от привычной УСН сокращением страховых взносов. Работодатель платит их только от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Фиксированная сумма — 2 040 рублей в год, независимо от численности сотрудников. Другие взносы платить не нужно.
I. Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства
Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.
I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:
1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):
а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
- Российская Федерация,
- субъекты Российской Федерации,
- муниципальные образования,
- общественные организации,
- религиозные организации (объединения),
- благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)
владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.
При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
- иностранные юридические лица и (или)
- юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,
должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.
Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.
Ограничение в отношении суммарной доли участия:
- общественных объединений инвалидов,
- иностранных юридических лиц и (или)
- юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства
не распространяется на:
- участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
- на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).
б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».
в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.
г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».
д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).
е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.
Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.
2. Среднесписочная численность работников за предшествующий включению в реестр календарный год для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств не должна превышать:
- до 15 человек включительно для микропредприятий;
- до 100 человек включительно для малых предприятий;
- от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
- до 1000 человек включительно для субъектов, которые входят в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 №1412.
Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства.
Критерии отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Виды хозяйствующих субъектов | Условия признания субъектом малого предпринимательства | Основание |
Коммерческие организации1 и потребительские кооперативы | Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25 процентов (за исключением активов акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов) Доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 процентов2 |
подп. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ |
Коммерческие организации1, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели | Средняя численность работников3 за предыдущий календарный год не превышает:- 15 человек — для микропредприятий;- 16-100 человек — для малых предприятий; — 101-250 человек — для средних предприятий |
подп. 2 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ |
Коммерческие организации1, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели | Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС4 или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов)5 за предыдущий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства3 Начиная с 2008 года установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС:- 60 млн руб. — для микропредприятий;- 400 млн руб. — для малых предприятий; — 1000 млн руб. — для средних предприятий |
подп. 3 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 |
Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:
- Федеральный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» – 2564,0 млн рублей.
- Федеральный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» – 261811,3 млн рублей.
- Федеральный проект «Акселерация субъектов МСП» – 167882,2 млн рублей.
- Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» – 40761,01 млн рублей.
- Федеральный проект «Популяризация предпринимательства» – 8473,8 млн рублей.
Совокупные расходы на национальный проект РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» до 31.12.2024 года составят 481,8 млрд рублей, в том числе:
- 416,2 млрд рублей – из федерального бюджета;
- 11,4 млрд рублей – из бюджетов субъектов РФ;
- 53,9 млрд рублей – из внебюджетных источников.
Государственный реестр МСП.
Все сведения об организациях и ИП, соответствующих критериям МСП, содержатся в так называемом реестре МСП, находящемся в ведении Федеральной налоговой службы. Реестр размещен на официальном сайте ФНС, где можно достаточно быстро проверить принадлежность компании/организации к нему.
Информация, содержащаяся в реестре:
- название организации/ предприятия или Фамилия Имя Отчество ИП;
- юридический и физический (если они отличаются) адрес;
- ИНН;
- ОКВЭД;
- категорию субъекта МСП;
- ССЧ сотрудников;
- дата появления реестре.
Критерии малых и средних предприятий в 2021-2023 году по численности сотрудников
В зависимости от статуса и ситуации организация имеет право иметь в своем штате определенное количество штатных сотрудников.
- Микро-предприятие: численность предприятия не должна превышать 15 человек
- Малое предприятие: численности должна составлять минимум 16 и максимум 100 человек включительно.
- Среднее предприятие: в первом случае численность не должна выходить за рамки от 101 до 250 человек. Второй случай, когда численность должна составлять от 251 до 1000 человек включительно, но в этом случае хозяйственные партнеры входят в утвержденный Минпромторгом.
Принципы формирования
Единожды попав в такой реестр, предприятию или частному лицу больше не нужно подтверждать собственный статус. Например, чтобы принимать участие в госпрограммах поддержки, раньше нужно было обязательно предоставлять также годовой налоговый и бухгалтерский отчет, сведения о количестве сотрудников, финансовые результаты за прошедшие двенадцать месяцев. Однако, если в другие инстанции сведения поданы не были, соответственно, субъект может быть не включен в этот список.
Все предоставленные сведения обычно обновляются каждый год в определенную дату (10 августа). Однако следует понимать, что все данные будут учтены, согласно состоянию на 1 июля. Нарушившие сроки в более поздний период в этот список попасть уже не смогут. Что именно будет проверено и изменено при потребности в такие сроки:
- Общие сведения.
- Информация о новых (вновь созданных) ИП, а также юридических объектах.
- Данные о тех, кто прекратил свою работу, согласно установленным нормам, которые регулируются пунктами 5 и 7 части 5 статьи 4.1 ФЗ, выпущенного 24 июля 2007-го за номером 209.
- Перечень производимых или заказанных продуктов, товаров, оказанных услуг, выполненных работ и пр.
Чем хорош статус МСП.
Малый и средний бизнес в РФ всячески поддерживается государством — пользуется льготами, утвержденными только для реестра МСП. Государство регулярно продумывает, как снизить налоговую и другие административно-социальные нагрузки для этих организаций/предприятий, конечно, получая при этом рост рабочих мест, увеличение занятости населения, снижение социальной неудовлетворенности общества.
Итак, какие преимущества у предприятий/организаций, входящих в реестр МСП:
- сниженные налоговые ставки:
- ОМС -5%
- отчисления в пенсионный фонд — 10%
- отчисления в фонд ОСС – обязательного социального страхования — по случаю временной нетрудоспособности (болезни) и в связи с материнством — 0%;
- упрощенный бухгалтерский учет:
- использование упрощенных форм бухгалтерского баланса,
- возможность вести учет по УСН,
- не проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности;
- аренда государственного имущества (земли, недвижимости, оборудования) на льготных условиях – по заниженным ставкам или безвозмездно;
- официальное «предупреждение» вместо штрафа за первое административное нарушение если не было причинено вреда для жизни и не нанесен ущерб безопасности государству (подробнее статьи 4.1.1 и 3.4 КоАП);
- государственные и муниципальные гарантии (при заключении субъектом МСП кредитного договора госорган может выступать гарантом по кредитному обязательству);
- бюджетное субсидирование и инвестирование:
- субсидии на компенсацию затрат на выпуск акций,
- компенсация части расходов, возникших из-за введения режима нерабочих дней (ст.17 209-ФЗ и ст. 78 Бюджетного кодекса РФ);
- сокращенные сроки проверок:
- проверка не должна длиться более 50 часов, вместо обычных 10 рабочих дней,
- в 2022 году не проводятся прокурорские проверки в сфере лицензионного контроля, образования, здравоохранения, транспорта и др.
- небольшое количество внутрикадровых документов: микропредприятия имеют возможность не принимать внутренние нормативные акты для сотрудников, а трудовые договоры заключать по типовой форме.
Малые и средние предприятия – критерии 2021
Наименование нормативного критерия для среднего предприятия | Предельное значение показателя | Законодательная норма |
Величина численности (среднесписочной) за 2021 г. | · 101-250 чел. | Подп. 2 п. 1 стат. 4 Закона № 209-ФЗ |
Величина доходности за 2021 г. – показатель рассчитывается по сведениям НУ способом суммирования данных по предприятию в целом, то есть по всем видам ОКВЭД и режимам налогообложения | · 2000000000 руб. | Подп. 3 п. 1.1 Закона № 209-ФЗ, Постановление Правительства России № 265 от 04.04.16 г. |
Совокупная доля участия учредителей в уставном/складочном капитале или паевом фонде компании | Этот показатель определяется по правилам, приведенным в предыдущей таблице, то есть для малых компаний | Подп. «а», «е» подп. 1 п. 1.1 стат. 4 Закона № 209-ФЗ |
Выложенные выше таблицы содержат критерии 2021 для предприятий малого и среднего бизнеса. Правительство РФ в 2021 г. приняло ряд изменений относительно субъектов МСП (Постановление № 1412 от 22.11.17 г.), но касается это только организаций, ведущих деятельность в области легкой промышленности (коды разд. 13-15 Классификатора ОКВЭД). Все прочие предприятия применять нормы указанного документа не должны.
Льготы для субъектов малого предпринимательства
На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:
-
Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;
-
Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;
-
Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);
-
Минимум кадровой документации;
-
Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).
- Право на субсидии и гранты;
-
На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).