Как урегулировать разногласия в отношении результатов СОУТ?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как урегулировать разногласия в отношении результатов СОУТ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ГБУЗ ЯНАО «Красноселькупская ЦРБ» (далее — Больница) провела специальную оценку условий труда, по результатам которой был определен итоговый класс биологического фактора производственной среды и трудового процесса — 3.1 (прим: вредные условия труда 1 степени). В связи с этим такие гарантии как ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени и право на досрочное назначение страховой пенсии были исключены из коллективного договора. Далее Больница уведомила своих работников об изменении условий их трудовых договоров по причинам, связанным с изменением организационных условий труда, на основании ст. 74 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). Работникам Больницы сообщили, что спустя два месяца с момента получения указанного уведомления они будут лишены права на дополнительный отпуск за вредные условия труда. В случае несогласия им может быть предложена иная работа, а в случае отказа от такой работы трудовой договор будет прекращен в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Можно ли признать отсутствие оценки профрисков малозначительным нарушением?

Скорее нет, чем да. Несвоевременная оценка профрисков может привести к аварийным ситуациям и травмированию работников. Роструд признает оценку профрисков базовой процедурой в СУОТ (п. 9.4 Приказа № 77). Поэтому при расследовании несчастных случаев инспектор ГИТ в первую очередь обратит внимание на то, выявил ли работодатель опасность, которая была реализована. Если в ходе расследования выяснят, что оценку профрисков не проводили, представители госорганов расценят это как фактор, отягощающий вину работодателя. Также комиссия по расследованию вправе признать отсутствие оценки профрисков и информирования
работников о возможных опасностях причиной несчастного случая.
На конференции Международной организации труда оценку профрисков, борьбу с профрисками и опасностями, а также развитие культуры безопасности через информирование и консультации работников назвали основополагающими принципами государственной политики в области охраны труда (ч. 3 ст. 3 Конвенции № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда»). В России закон обязывает работодателя принимать меры по выявлению и оценке

профрисков, в том числе информировать работников об уровнях профессиональных рисков на их рабочих местах (решение Промышленного районного суда города Смоленска от 02.03.2020 № 12-72/2020). Судебные решения подтверждают, что отсутствие оценки профрисков нельзя признать малозначительным деянием (решение Тульского областного суда от 18.12.2019 № 21-349/2019; решение Калужского районного суда Калужской области от 06.02.2020 № 12-56/2020). Однако если из-за отсутствия процедуры никто не пострадал, не было угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, судьи могут заменить штраф на предупреждение. При этом будут учитывать и другие обстоятельства, отягощающие административную ответственность, в том числе, были ли у работодателя ранее штрафы по статьям 5.27 и 5.27.1 КоАП. Учтите, что представители Минтруда, Роструда и сложившаяся судебная практика подтверждают, что управление профрисками – обязательная процедура для каждого работодателя. Поэтому рекомендуем не ждать, когда произойдет несчастный случай, а следовать требованиям Трудового кодекса и организовать на своем предприятии процедуру, руководствуясь Типовым положением о СУОТ.

Мнение Департамента социального развития Правительства

Обязан ли работодатель организовать управление профрисками

Вопрос: Обязана ли организация проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков и предусмотрена ли ответственность за ее непроведение? В какие сроки проводится данная оценка?

Ответ: Да, по нашему мнению, организации следует проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков в рамках управления охраной труда.
Порядок проведения оценки профессиональных рисков, включая сроки проведения такой оценки, определяется работодателем самостоятельно. Непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность, что подтверждается судебной практикой.

Обоснование. В соответствии со статьями 209, 212 ТК работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей). Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом
Минтруда от 19.08.2016 № 438н (далее – Типовое положение), содержит типовую структуру системы управления охраной труда, включая перечень процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда.
Согласно пункту 33 Типового положения, работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, в том числе выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков.
Пунктами 34–38 Типового положения установлены типовые решения для организации указанных процессов по управлению профессиональными рисками.

При этом согласно части 14 статьи 209 ТК, порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако в настоящее время он не установлен. Существует стандарт, направленный на реализацию нормы раздела X «Охрана труда» ТК. Так, при создании системы управления охраной труда рабочая группа определяет опасности и проводит оценку рисков, вытекающих из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда (п. 6.1.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009. «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», утв. приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 138-ст; далее – ГОСТ Р 12.0.007-2009). Определять опасности и оценивать риски следует постоянно (пп. 8.5.1.1, 9.4.1–9.4.2 ГОСТ Р 12.0.007-2009).
Учитывая отнесение в соответствии с трудовым законодательством вопросов обеспечения и функционирования системы управления охраной труда к исключительной компетенции работодателя, им самостоятельно определяются набор и порядок реализации мероприятий по управлению охраной труда с учетом необходимости соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Конкретный срок, в который необходимо произвести идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков, законом не определен. При этом непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП, что подтверждается судебной практикой (например, решением Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2019 № 7-2071/2019 по делу № 12-587/2019, где должностное лицо ГИТ пояснило, что несмотря на отсутствие нормативной базы, четко регламентирующей порядок расчета рисков, работодатель не освобождается от этой обязанности положениями ТК). Также организации не нужно самостоятельно производить расчет рисков, она может обратиться в специальную организацию.

Обстоятельства дела и что помогло медработникам

Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования о признании результатов СОУТ незаконными, суды учитывали совокупность факторов:

  • Больница не доказала наличие оснований для проведения внеочередной СОУТ (предыдущая СОУТ проводилась в 2015 году, а плановая должна была состояться только в 2020, в то время как новая СОУТ была проведена в 2018)
  • СОУТ проведена привлеченной Больницей экспертной организацией с грубыми нарушениями требований законодательства РФ, а именно: эксперт, уполномоченный проводить СОУТ, на объект (в Больницу) не приезжал, не обследовал рабочие места, не ознакомился с работами, фактически выполняемыми на рабочих местах, не провел иные мероприятия, согласно методике проведения СОУТ, комиссия Больницы при проведении СОУТ не участвовала
  • Больница не потребовала от экспертной организации, проводящей СОУТ, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», допустила к проведению СОУТ лицо, не указанное в государственном контракте на проведение СОУТ и не предоставившее документы, подтверждающие наличие у него полномочий, специальных знаний, навыков, квалификации, специального оборудования для проведения СОУТ
  • Работники доказали, что они не уведомлялись о проведении СОУТ, участие в обследовании их рабочих мест не принимали
  • Работники показали, что в Больнице имело место ухудшение условий труда, а именно убрана защитная стена в рентгенкабинете, появилось дополнительное рентгеноборудование; сотрудники отделения скорой медицинской помощи заявили о сокращении их штатной численности и возросшей в связи с этим нагрузке, медсестра процедурного кабинета пояснила об отключении после ремонта поликлиники вытяжной системы в процедурном кабинете
  • Больница не представила доказательств улучшения условий труда работников после проведения СОУТ в апреле 2015 года

Кто и как определяет?

Надо отметить, что время воздействия фактора при СОУТ не влияет только на три показателя – химический, биологический и ультрафиолетовое излучение. В остальных случаях оно учитывается напрямую. Например – в тяжести труда (рабочая поза, статические нагрузки), в напряженности рабочего процесса (работа с оптикой, нагрузка на голосовой аппарат, виброакустика, микроклимат, световая среда и др.).

Читайте также:  Перечень государственных услуг, предоставляемых детям и семьям с детьми

Отсюда вопрос: кто и как должен определять время воздействия вредных факторов. И главное – кто несет за это ответственность?

По закону, только на нестационарных рабочих местах время выполнения каждой технологической операции (соответственно время воздействия вредных факторов) определяется экспертом оценивающей организации – на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем проведения хронометража (Федеральный закон 426-ФЗ). Но разве эксперт сторонней организации может это сделать лучше, чем само предприятие? Конечно нет.

Для всех остальных рабочих мест эта работа проводится работодателем, и данные передаются в организацию, проводящую СОУТ. Значит, ответственность ложится на того, кто готовил эту важную информацию.

Результаты СОУТ затрагивают финансовые интересы, и чем результаты лучше (т. е. чем меньше зафиксированной «вредности»), тем меньше затраты на предоставление работникам соответствующих гарантий и компенсаций и тем меньше дополнительные взносы в различные фонды. Это и подталкивает недобросовестных руководителей к возможной фальсификации информации, предоставляемой оценивающим организациям.

Как определять время воздействия вредных факторов? Какой-либо единой утвержденной методики определения на сегодня не существует, поэтому каждая организация выбирает свой способ. Их много: опрос работников и их руководителей, хронометраж, фотография рабочего дня, составление карты или структур затрат рабочего времени. Неважно, каким способом будет учтено время, главное, чтобы это было объективно.

Все эти процедуры осуществляют службы работодателя. А результаты СОУТ затрагивают финансовые интересы, и чем результаты лучше (т. е. чем меньше зафиксированной «вредности»), тем меньше затраты на предоставление работникам соответствующих гарантий и компенсаций и тем меньше дополнительные взносы в различные фонды. Это и подталкивает недобросовестных руководителей к возможной фальсификации информации, предоставляемой оценивающим организациям.

Если руководством организации будут обеспечены безопасные условия на рабочих местах, подтвержденные результатами проведенной специальной оценкой условий труда или решением государственной экспертизы условий труда, утвержденные действующим Кодексом, компенсационные выплаты, и гарантии сотрудникам за работу на местах с опасными или вредными условиями труда не устанавливаются.

Каждый из специалистов компании имеет право на ознакомление с достоверной и актуальной информацией, касающейся условий и охраны труда на его рабочем месте, возникающих производственных рисках, и их степени, о предпринимаемых мерах, направленных на защиту от воздействия на организм опасных, вредных производственных факторов, возникающих на рабочем месте. Также сотрудник должен иметь возможность своевременно знакомиться с положенными ему компенсациями, гарантиями, получать средства индивидуальной защиты, своевременно получать информацию об использовании устройств, аппаратов, оборудования или комплекса приборов, устройств и оборудования, выполняющих дистанционное аудио или видеонаблюдение за производственным процессом, с целью обеспечения требований безопасности на рабочем месте.

Предоставить всю интересующую рабочего информацию обязан владелец организации, а также соответствующие государственные учреждения, общественные организации, в случае, если они обладают подобной информацией.

Руководство предприятия обязано немедленно оповестить сотрудника о результатах специальной оценки условий труда и присуждении его рабочему месту опасного класса.

Как и в каком месте проводится проверка?

По общему правилу (п. 63 Регламента) проводится документарная проверка, в ходе которой осуществляется сравнительный анализ заявления (или жалобы работодателя) и прилагаемых к ней документов.

При необходимости у одной из сторон разногласий запрашивается отчет о результатах проведения СОУТ, по которому возникли разногласия.

Если заявителем является работник, у работодателя запрашивается отчет в части результатов СОУТ на рабочем месте работника.

В случае непоступления запрашиваемых документов в 30-дневный срок с даты направления запросов должностное лицо уполномоченного органа проводит внеплановую выездную проверку работодателя, у которого запрашивался отчет.

При рассмотрении жалобы работодателя должностное лицо осуществляет внеплановую документарную проверку организации, проводящей СОУТ. Если по результатам проведения этой проверки не представляется возможным сделать обоснованные выводы, назначается внеплановая выездная проверка.

Непроведение внеплановой спецоценки. Что касается ее проведения, здесь работодатели допускают разнообразные ошибки, в результате чего и привлекаются к ответственности.

Так, Постановлением Новосибирского областного суда от 06.04.2016 по делу № 4а-262-2016 были оставлены без изменений постановление инспектора ГИТ и решения судов о привлечении ОАО к административной ответственности в виде штрафа в размере 60 000 руб. за непроведение внеплановой специальной оценки при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест в течение шести месяцев с момента их ввода согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

Приказом от 04.08.2014 в штатное расписание ОАО была введена должность машиниста зернопогрузочных машин, на которую приказом от 09.10.2014 был переведен один из работников. Таким образом, до 04.02.2015 ОАО должно было провести спецоценку данного рабочего места. Но поскольку на момент истечения шестимесячного срока данная должность из штатного расписания была исключена, работодатель посчитал, что и спецоценку данного рабочего места можно не проводить. Тем не менее он уже нарушил п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

Суд сделал вывод, что последующее исключение должности машиниста зернопогрузочных машин из штатного расписания не освобождает ОАО от ответственности за совершение правонарушения.

В другом случае в ходе проверки инспектор ГИТ выявил нарушения, допущенные МБОУ, в том числе не была проведена внеплановая специальная оценка условий труда на рабочих местах, на которых производилась замена производственного оборудования (светильники освещения), что могло оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников. Постановление о признании работодателя виновным в совершении административного правонарушения, преду­смотренного на тот момент ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. суд только изменил в части размера штрафа (Постановление Челябинского областного суда от 25.06.2015 № 4а15-439).

Нарушен порядок проведения спецоценки. Это может послужить основанием не только для привлечения работодателя к административной ответственности. Кроме того, работник, чьи права из-за ее проведения были нарушены, в силу ст. 5 Закона № 426-ФЗ вправе обжаловать ее результаты в судебном порядке.

Так, работница (врач-нейрохирург) обратилась с иском к МАУ «Центральная городская клиническая больница» (далее – ЦГКБ) о признании результатов спецоценки условий труда ее рабочего места недействительными.

Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

По результатам этой оценки ей был установлен класс (подкласс) вредности условий труда 3.1, что исключало право на предоставление ей дополнительного отпуска. При этом в карте специальной оценки отсутствовала оценка условий труда по такому вредному (опасному) фактору, как напряженность трудового процесса, который согласно пп. 2 п. 1 ст. 13 Закона № 426-ФЗ подлежит обязательному исследованию (испытанию) и измерению. Кроме этого, ранее в результате аттестации ее рабочему месту был установлен класс (подкласс) вредности условий труда 3.3, в связи с чем предоставлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 дней. Условия ее труда не изменялись.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований работнице было отказано, поскольку суд посчитал, что при спецоценке не подлежал оценке такой фактор, как напряженность трудового процесса: согласно должностной инструкции трудовая деятельность истицы не соответствует перечню особенностей трудового процесса работников, содержащемуся в п. 23 ч. 3 ст. 13 Закона № 426-ФЗ. Поэтому оснований для признания результатов специальной оценки условий труда недействительными не имеется.

Однако судебная коллегия с данным выводом не согласилась. В первую очередь было отмечено, что в силу ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ спецоценка является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и осуществляется в соответствии с определенной методикой.

К сведению

Методика проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика), классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 13 Закона № 426-ФЗ и п. 4 Методики в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат вредные и (или) опасные факторы трудового процесса, в том числе напряженность трудового процесса – показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.

Кроме этого, при реализации в отношении лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, денежная компенсация) порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер на день вступления в силу Закона № 426-ФЗ, если условия труда на рабочем месте остались прежними. Об этом говорится в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ[1].

Читайте также:  В каких случаях возможно освобождение от уплаты алиментов?

И наконец, нарушения, допущенные при проведении оценки, были установлены главным специалистом отдела охраны труда, который сделал государственную экспертизу качества спецоценки условий труда рабочего места врача-нейрохирурга на основании определения судебной коллегии.

Результаты специальной оценки были признаны недействительными (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.06.2016 по делу № 33-6870/2016).

Неправильное применение результатов проведения специальной оценки. Возможны ситуации, когда работодатель при предоставлении работнику компенсаций за труд во вредных условиях руководствуется только результатами специальной оценки. Но не во всех случаях этого достаточно. Следует учитывать и требования иных федеральных законов.

Работница обратилась в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России (далее – ФКУЗ) о предоставлении ей дополнительного оплачиваемого отпуска за 2015 год в связи с исполнением обязанностей среднего медицинского персонала, работой во вредных условиях и согласно Закону РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон № 3185-1).

Работодатель, обосновывая свой отказ в предоставлении отпуска, указал, что согласно карте специальной оценки рабочее место истицы имеет 2-й класс условий труда, которые в силу закона являются безопасными, соответственно дополнительный отпуск ей не полагается. Кроме этого, должность работницы не включена в перечень работников, оказывающих психиатрическую помощь, которым установлены дополнительные отпуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 482[2] (далее – Постановление № 482).

Однако решением суда иск был удовлетворен и на ФКУЗ была возложена обязанность предоставить данной медицинской работнице, участвующей в оказании психиатрической помощи, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за 2015 год, и вот почему.

Указанный отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным (ст. 117 ТК РФ).

В силу ч. 3 ст. 350 ТК РФ отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством РФ.

Споры по поводу процедуры спецоценки

С 1 января 2014 года появились основания для дифференциации гарантий и компенсаций по разным классам/подклассам условий труда. При этом в силу закона у некоторых работодателей, предоставлявших гарантии по результатам аттестации рабочих мест, возникла необходимость гарантировать работникам больший объем компенсаций, чем предполагает текущий законодательный минимум.

Алексей СУТЯГИН,

главный редактор журнала «Охрана труда: просто и понятно»

Не только работники и работодатели ошибаются по поводу предоставления льгот по результатам спецоценки. Случается, и инспекторы Государственной трудовой инспекции неверно толкуют закон. Так, на одном из рудников Магаданской области по результатам спецоценки работникам не предоставили сокращенную рабочую неделю. Хотя условия труда не изменились и до спецоценки продолжительность недели составляла 36 часов. Трудовой инспектор оформил работодателю предписание об устранении закона, считая, что длительность рабочей недели не могла быть увеличена. Но работодатель обратился в суд и доказал, что с 1 января 2014 года данная льгота не может быть предоставлена работникам, поскольку условия труда, отнесенные к подклассу 3.2, ее не предусматривают.

Правоприменительная практика показывает, что снизить объем предоставляемых работнику компенсаций допустимо лишь в случае фактического улучшения условий труда. Причем улучшение должно быть подтверждено результатами очередной или внеплановой спецоценки. Поэтому работодатели при первоначальном проведении спецоценки (если ранее не проводилась аттестация) стали прилагать усилия к тому, чтобы по ее результатам класс (подкласс) условий труда был как можно ниже. На этом фоне работники нередко оспаривают результаты спецоценки, ссылаясь на занижение класса условий труда. Однако не всегда причиной спора является вина работодателя.

Так, работники, занимающие должности водителей, оспорили результаты специальной оценки условий труда, по итогам которой им был установлен подкласс вредности 3.1. Свои требования они обосновали тем, что ранее была проведена аттестация рабочих мест, выявившая итоговый подкласс вредности 3.3. Никаких технических улучшений в промежуток времени между аттестацией и спецоценкой (прошло всего семь месяцев) не последовало. Вибрационные и шумовые нагрузки остались на прежнем уровне, не изменилась напряженность трудового процесса. Работники ссылались на то, что не присутствовали при оценке своих рабочих мест. Они считали, что выводы, указанные в картах специальной оценки условий труда, основаны на неверных сведениях. Суд удовлетворил заявленные требования, указав на ряд ошибок, которые стали причиной конфликта.

Провели специальную оценку, по результатам вредных условий труда нет. Какие дальнейшие действия? Как и куда подать декларацию?

Если по результатам проведения специальной оценки на рабочих местах условия труда признаны оптимальными или допустимыми (класс 1 или 2), то в этом случае работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Исключение составляют рабочие места, указанные в части 6 статьи 10 Закона N 426-ФЗ.

Срок подачи – не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки.

Форма декларации – согласно приложению N 1 к Приказу Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (в ред. Приказа Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 642н).

Декларация подается работодателем в государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства лично или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. Допускается отправление декларации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной ЭЦП работодателя, путем заполнения соответствующей формы на официальном сайте Роструда (доступно не для всех субъектов РФ).

Срок действия декларации составляет 5 лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки. По истечении срока и при отсутствии обстоятельств из части 5 статьи 11 Закона N 426-ФЗ срок действия декларации продлевается на следующие 5 лет. Таким образом, проводить повторную специальную оценку на задекларированных рабочих местах не требуется.

Также стоит отметить, что декларация может быть подана только в отношении рабочих мест, на которых была проведена именно специальная оценка, а не аттестация рабочих мест по условиям труда, срок действия результатов которой не истек.

ПЯТЬ ЗАБЛУЖДЕНИЙ ОБ ОЦЕНКЕ ПРОФРИСКОВ, ИЗ-ЗА КОТОРЫХ ШТРАФУЮТ КОМПАНИИ

  • качественная оценка рабочих мест (объем исследований);
  • удаленность рабочих мест (территориальное распределение);
  • используемые технологические процессы и оборудование (характер рабочих мест);
  • общий объем работ по специальной оценке условий труда (количество рабочих мест);
  • Число членов комиссии по проведению СОУТ должно быть нечетным;
  • В состав комиссии по проведению СОУТ не включается представитель организации, проводящей специальную оценку условий труда;
  • В состав комиссии по проведению СОУТ включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
  • Комиссию по проведению СОУТ возглавляет работодатель или его представитель.

Состав и порядок деятельности комиссии по проведению СОУТ утверждается приказом (распоряжением) работодателя.

  1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:
    • 1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 426 -Федерального закона требованиям;
    • 2) перечень рабочих мест, на которых провели специальную оценку условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
    • 3) карты оценки, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) факторов на конкретных рабочих местах;
    • 4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
    • 5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах где есть вредные условия труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) факторов (при проведении такой оценки);
    • 6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности работ по исследованию (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 426 — Федерального закона (при наличии такого решения);
    • 7) сводная ведомость специальной оценки;
    • 8) перечень мероприятий по улучшению охраны условий труда работников, на рабочих местах которых провели специальную оценку условий труда;
    • 9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

    Осторожность в СОУТ будет не лишним, так как есть компании, не имеющие соответствующих разрешений на проведение специальной оценки условий труда. В случае проверки вашей организации, если проведение работ по СОУТ не аккредитованными компаниями, то результаты будут считаться недействительны, а следствием такой работы станет административное взыскание в виде штрафа.


    • Класс условий труда
    • Подкласс условий труда
    • Дополнительный тариф страхового взноса
    • Опасный
    • 4
    • 8,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов
    • Вредный
    • 3.4
    • 7,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов
    • 3.3
    • 6,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов
    • 3.2
    • 4,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов
    • 3.1
    • 2,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов
    • Знакомьтесь
    • Шаг 1
    • Шаг 2
    • Шаг 3
    • Шаг 4
    • Действуйте!

    Пожалуй, один из основных вопросов, интересующий многих работодателей, которые еще не провели спецоценку условий труда на рабочих местах, – когда же они должны это сделать?

    Обратимся сначала к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), согласно которому она проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным законом.

    Причем в силу п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого закона, то есть до 01.01.2014, в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом результаты последней используются так же, как и результаты спецоценки, в целях, названных в ст. 7 Закона № 426-ФЗ.

    Однако из правила есть исключения.

    1. Работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ:

    • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п.1 ч. 1);
    • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проведения надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426-ФЗ и других требований охраны труда (п. 2 ч. 1);
    • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1);
    • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1);
    • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1);
    • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1);
    • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных проф­союзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда (п. 7 ч. 1).

    Срок проведения внеплановой проверки составляет 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 – 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

    К сведению

    До 01.05.2016 срок проведения внеплановой проверки для всех случаев составлял шесть месяцев.

    2. В отношении рабочих мест, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. До установления таких особенностей применяется общий порядок, преду­смотренный Законом № 426-ФЗ.

    Обратите внимание

    Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.

    Отметим также, что согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

    Поэтапная процедура спецоценки не может проводиться в отношении рабочих мест

    Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости

    В связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

    На которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда

    Суды по специальной оценке условий труда

    Процедура СОУТ, определенная 426-ФЗ, применяется российскими работодателями с 2014 года. За этот период в этой области накопился достаточно серьезный опыт судебных разбирательств. Их участниками являются исполнители работ в лице экспертных организаций, заказчики спецоценки в лице работодателей, а также работники, которые трудятся на местах, где была проведена СОУТ. Весь объем решений суда по специальной оценке условий труда можно разделить на следующие укрупненные группы:

    • решения по искам работников к работодателям. Основную их часть представляют собой заявления сотрудников, не согласных со снижением класса вредности условий работы и последующим лишением их льгот и компенсаций, которые выплачивались ранее. Судебные решения по СОУТ часто выносятся в пользу заявителей, если им удается доказать, что реальных улучшений условий труда работодатель не производил;
    • решения по искам работодателей, не согласных с классом вредности условий, определенных в ходе работы экспертной организации. Решения в пользу работодателей принимаются, если имело место нарушение методики проведения спецоценки;
    • другие типы исков.

    Кто подлежит аттестации и кто ее проводит

    Аттестация, в зависимости от сферы деятельности организации, может быть обязательной, законодательно закрепленной, а может проводиться по инициативе администрации, работников.

    Обязательную аттестацию регулирует обширный пакет нормативных и законодательных актов федерального, отраслевого значения: ТК РФ, ст. 332, 336.1 (регулирует вопросы обязательной аттестации научных и педагогических работников), ФЗ-16 от 9/02/07 г. «О транспортной безопасности», ФЗ-79 от 27/07/04 г. «О государственной гражданской службе», Письмо Минкульта 7790-44/04-ПХ от 08/02/10 г. и ряд других.

    Вопрос: Возможно ли в рамках увольнения по причине несоответствия занимаемой должности работника, с которым заключен бессрочный договор, перевести с его согласия на сезонную вакансию, заключив срочный трудовой договор?
    Посмотреть ответ

    Таким образом, обязательную аттестацию проходят следующие категории работников:

    • гражданские госслужащие;
    • медработники;
    • педработники;
    • трудящиеся в сфере науки;
    • прокурорские работники;
    • пожарные;
    • спасатели;
    • транспортники (летчики, железнодорожники, лица, обеспечивающие безопасность на транспорте);
    • руководители унитарных предприятий федерального значения;
    • специалисты в сфере промбезопасности;
    • связанные с перемещением и креплением грузов;
    • работники культуры;
    • иные категории работающих, согласно федеральным и отраслевым нормативам.

    Для коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, аттестация не обязательна, однако может быть прописана в ЛНА и применяться для определения квалификационного уровня сотрудников.

    Вопрос: Работница при увольнении за несоответствие занимаемой должности не сообщила о своей беременности. Обязан ли работодатель восстановить ее на работе? Если да, то как быть с неудовлетворительными результатами аттестации?
    Посмотреть ответ

    Критерий необязательности действует, только если фирма не связана с деятельностью, по которой аттестация обязательна. К примеру, если предприниматель осуществляет деятельность, связанную с креплением и перемещением грузов либо организация осуществляет вспомогательные работы в сфере железнодорожных перевозок, их работники должны проходить аттестацию.

    При разработке ЛНА и проведении процедуры рекомендуется руководствоваться документами:

    • Постановлением №470-267 от 5/10/73 г. (совместный документ ГКНТ и Госкомтруда).
    • Постановлением №38-20-50 от 17/02/86 г. (совместный документ ГКНТ, Госстроя и Госкомтруда).

    Они принимались еще в период существования СССР, однако при рассмотрении трудовых споров, связанных с результатами аттестации, суды часто ссылаются на их положения.

    Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации

    Спецоценку должны проводить все организации и предприниматели, имеющие наемных работников, в отношении всех своих рабочих мест.

    Рабочее место – это место, куда работник должен прибыть для работы и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

    СОУТ проводится на рабочих местах всех сотрудников, за исключением (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ):

    • надомников;

    • дистанционных работников;

    • работников, которые трудятся у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

    Нарушение порядка проведения спецоценки

    Итак, за непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

    Ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ

    Должностные лица

    Юридические лица

    Предупреждение или штраф

    в размере от 5 000 до 10 000 руб.

    Штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *