Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ В УФАС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) Заказчика, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов или запроса котировок, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
Контролирующий орган вправе направить Заказчику, оператору электронной площадки и заявителю запрос о представлении на заседание Комиссии сведений и документов, необходимых для рассмотрения жалобы.
3.26. Заказчик, действия (бездействие) которого обжалуются, обязан представить Комиссии конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе документацию об открытом аукционе в электронной форме), извещение о проведении запроса котировок, изменения в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе (в том числе заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме), котировочные заявки, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе (в том числе открытом аукционе в электронной форме), протоколы рассмотрения и оценки котировочных заявок, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона (в том числе открытого аукциона в электронной форме), аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа.
3.27. Оператор электронной площадки обязан представить Комиссии документы, составленные в ходе проведения открытого аукциона в электронной форме, и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы, за исключением сведений об участниках размещения заказа, конфиденциальность которых оператор электронной площадки обязан обеспечивать в соответствии с Законом о размещении заказов.
Как правильно подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ: пошаговая инструкция
Если кратко, то, чтобы обратиться в антимонопольную службу, нужно:
- выбрать основания для обжалования;
- собрать доказательства нарушения норм закона;
- подготовить обращение;
- передать бумаги в ФАС.
Шаг 1. Определите основания для обжалования.
В первую очередь вам нужно понять:
- какие ваши права нарушены в процессе торгов;
- какие действия заказчика или оператора площадки были неправомерными;
- не завершился ли срок, установленный для обжалования подобных действий.
Шаг 2. Соберите доказательную базу.
Во время подготовки жалобы в ФАС по 44-ФЗ, помните, что в обращении необходимо подробно описать действия или решения госзаказчика/оператора, которые не являются законными. Все выводы необходимо подкрепить документами. В качестве аргументов может использоваться информация из:
- закона о контрактной системе, Закона 135-ФЗ и других ФЗ;
- подзаконных актов: постановлений правительства, приказов, распоряжений;
- разъяснительных писем Минфина, Минэкономразвития, ФАС;
- судебной практики: решений и постановлений;
- опубликованных решений УФАС – особенно убедительными для комиссии оказываются решения, вынесенные их коллегами в том же УФАС.
Шаг № 3. Составьте обращение.
Форма жалобы в ФАС по 44-ФЗ имеет жесткую структуру:
- Вводная часть содержит формальную информацию, а именно наименование УФАС, куда подается обращение, наименования заявителя и лица, на которого он жалуется. Также необходимо указать все сведения сторон: адреса, электронные адреса, телефоны, ИНН и ОГРН, номер, предмет закупки и ресурс, на котором она опубликована.
- Основная часть включает в себя аргументацию. То есть заявитель подробно описывает, какими действиями организатор нарушил его права, подкрепляя все сказанное доказательствами.
- Заключительная часть позволяет сделать вывод и перечислить претензии заявителя. Это могут быть требования провести проверку, приостановить процедуру, выдать предписание об устранении обнаруженных нарушений.
Заявитель направляет в ФАС жалобу, указывая конкретные действия организатора тендера. Однако любое полученное УФАС обращение приводит к полной внеплановой проверке документации. А значит, даже если претензии не обоснованы, госзаказчик не может быть защищен от приостановления торгов или начала процедуры по выявлению нарушений.
Шаг № 4. Подайте обращение в ФАС.
- в канцелярию УФАС, если заявитель лично приносит документ;
- по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
- в электронном виде.
Под обращением ставится подпись ответственного лица, прилагаются бумаги для подтверждения его полномочий.
Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.
Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:
- Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
- Контроль за соблюдением данного законодательства.
- Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
- Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
- Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
- Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.
Главные направления деятельности
Чем занимается антимонопольная служба в РФ? Главная ее стратегическая цель — обеспечить свободу конкуренции, ограничить монополистические нарушения в пределах экономического пространства России.
Исходя из этой цели определены главные направления работы:
- Создание благоприятных условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих организаций, не относящихся к естественным монополиям.
- Предотвращение и пресечение случаев вмешательства госорганов, властных региональных и муниципальных структур в функционирование рынка. Снижение вероятности коррупционного риска при размещении муниципальных и госзаказов.
- Обеспечение равного потребительского доступа к продукции, услугам и товарам, реализуемым организациями естественной монополии. А также развитие конкуренции в среде данных естественных монополий.
В мотивировочной части решения должны быть указаны:
— обстоятельства, установленные при рассмотрении жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, на которых основываются выводы Комиссии;
— нормы законодательства, которыми руководствовалась Комиссия при принятии решения;
— сведения о нарушении требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, оценка этих нарушений, а также о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов;
— иные сведения.
Внесудебный и судебный порядок обжалования
Акт Федеральной антимонопольной службы можно оспаривать в ведомственном или судебном порядке.
В первом случае заявление рассматривается самим ведомством, во втором – арбитражным судом.
Выбирая орган для обжалования решения ФАС, следует учитывать:
- Досудебный порядок обжалования не обязателен.
- Ведомственный способ обжалования подходит не для всех актов.
- Само ведомство не часто склоняется к необходимости отменять решения сотрудников, поэтому получив отрицательный результат, скорее всего, нужно будет обращаться в суд.
- Только судебное обжалование приостанавливает действие предписания.
- Контролирующий орган, в отличие от судебного, не может восстановить пропущенный срок.
С какими жалобами обращаются в ФАС
Каждый гражданин может направить просьбу восстановить или защитить нарушенные права, свободы или интересы, свои личные или других лиц. Это называется жалобой. ФАС обязан рассмотреть такие обращения по антимонопольному и рекламному законодательству, контрактной системе, закупке товаров, услуг, работ отдельными субъектами хозяйствования, а также по законодательству, регламентирующему градостроительную деятельность. Срок обжалования решений ФАС – 5, 7 или 30 дней, в зависимости от вида жалобы. Компетентный орган рассмотрения – центральный аппарат или территориальный орган. В этих вопросах банк решений ФАС очень кстати. С его помощью можно проконтролировать ход рассмотрения и определить, достаточно ли предпринятых мер или есть смысл судебного оспаривания. Выбор подведомственности споров и подготовка полного комплекта документов могут вызывать трудности. Юридическая фирма «Нечаев и Партнеры» сэкономит ваше время и возьмет организационные вопросы на себя, а также подготовит грамотную, аргументированную жалобу.
Порядок рассмотрения возражения
Контрольный орган в сфере закупок еще на этапе получения жалобы обязан в течение двух суток разместить информацию о ней в Единой информационной системе. В его обязанности также входит информирование сторон о месте и времени рассмотрения дела.
Процедура включает:
- Направление жалобы в ФАС.
- Информирование о такой подаче лиц, которые упомянуты в жалобе и назначение даты заседания комиссии.
- Направление возражения.
- Проведение заседания комиссии, в том числе с заслушиванием возражений, а также внеплановой проверки.
- Принятие решение комиссией контрольного органа большинством голосов (в течение 5 дней).
Если жалоба признается необоснованной, то никаких юридических последствий для сторон не наступает. Но если наоборот, то придется устранять допущенные нарушения и нести за них ответственность (административную, дисциплинарную, уголовную и пр.). В некоторых случаях виновники обязаны также возместить убытки, причиненные другим лицам.
Как составить ответ на претензию, чтобы не платить неустойку?
Требование об уплате неустойки, в соответствии с п. 2 ст. 330 ГК РФ, оно не может исходить от стороны гражданско-правовых отношений, если другая сторона не несет ответственности за нарушение (ненадлежащее исполнение) условий договора. Среди обстоятельств — оснований для освобождения от уплаты неустойки могут быть:
- виновные действия кредитора;
- обстоятельства непреодолимой силы;
- действия или бездействие других лиц, за которые лицо не несет ответственности (например, когда поставщик заказчика в соответствии с заключенным с ним договором должен был поставить материал, необходимый для начала работ, и не сделал этого).
Поэтому во избежание необоснованной уплаты штрафа в ответ на претензию ссылка на норму ст. 330 ГК РФ, а также описывает обстоятельства, вызвавшие нарушение обязательства в срок, освобождающие стороны от ответственности (непредставление клиентом документов, неперечисление предусмотренного договором аванса, стихийные бедствия и т.п.).
Причины подачи жалобы в ФАС
Для обращения в службу, заявитель должен тщательно сформулировать документ и привести конкретные аргументы в качестве доказательства. Вескими причинами подачи заявления считается:
- наличие возражений по результатам проведенного конкурсного отбора;
- выявление нарушений законодательных нормативов в рекламной кампании;
- обнаружение злоупотребления должностным положением конкретными лицами;
- подозрение на сговор определенными компаниями, направленный на искусственное завышение стоимости товара/услуги;
- навязывание каких-либо услуг, не являющихся обязательными;
- принуждение к обращению к конкретному исполнителю;
- нарушение организатором торгов требованиям, установленных законодательством.
Начнем с того, что существует два порядка обжалования результатов торгов:
- внесудебный (административный);
- судебный.
1. Внесудебный (административный) порядок представляет собой подготовку и подачу жалобы в контрольный орган в сфере закупок — Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС).
Подача жалобы в ФАС, в частности, предусмотрена следующими основными нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
В зависимости от нормативного регулирования определяется порядок, сроки, основания и круг субъектов для подачи жалобы.
Особенности в закупках отдельными видами юрлиц
Право на предоставление возражений на жалобы по ФЗ№ 223 прописано не в законе о закупках отдельными видами юридических лиц, а в федеральном законе №135 о защите конкуренции. В ч.13 ст. 18.1 этого закона указано, что организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, уполномоченный орган или организация, осуществляющая эксплуатацию сетей, вправе отправить в антимонопольный орган возражение и участвовать в обжаловании лично или через своих представителей.
Возражение на жалобы поставщиков должно содержать сведения, которые указаны в ч. 6 ст. 18.1 135-ФЗ. В этой норме закреплены сведения и документы, которые предоставляют при составлении жалобы. Подробнее: «Как жаловаться в ФАС на действия заказчика по 223-ФЗ».
Порядок рассмотрения возражения
Контрольный орган в сфере закупок еще на этапе получения жалобы обязан в течение двух суток разместить информацию о ней в Единой информационной системе. В его обязанности также входит информирование сторон о месте и времени рассмотрения дела.
Если жалоба признается необоснованной, то никаких юридических последствий для сторон не наступает. Но если наоборот, то придется устранять допущенные нарушения и нести за них ответственность (административную, дисциплинарную, уголовную и пр.). В некоторых случаях виновники обязаны также возместить убытки, причиненные другим лицам.
Во время рассмотрения жалобы контрольный орган определяет ее подведомственность и проверяет ее соответствие требованиям закона.