НКО фонд или учреждение отличие 2024 г регистрация

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НКО фонд или учреждение отличие 2024 г регистрация». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Закон позволяет учреждать НКО физическим и юридическим лицам, гражданам РФ и иностранцам, а также лицам без гражданства. Учредитель может быть один (кроме форм ассоциаций, партнерств, союзов), либо же их может быть сколько угодно, количества закон не лимитирует.

Кто вправе и не вправе становиться участником НКО

Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО таким категориям юридических или физических лиц:

  • иностранные персоны нон грата;
  • лица из перечня противодействия финансированию терроризма или отмыванию денег (п.2. ст. 6 ФЗ № 134);
  • объединения, чью деятельность приостановили на основании противодействия экстремизму;
  • лица, осужденные за признаки экстремистской деятельности;
  • недееспособные граждане.

Услуги по регистрации НКО (некоммерческой организации) под ключ

  • Подготовка документов, необходимых для государственной регистрации НКО (некоммерческой организации) в Министерстве юстиции Российской Федерации, в том числе разработка устава НКО, структуры органов управления, определение целей и видов деятельности.
  • Представление подготовленных документов в Минюст РФ для государственной регистрации НКО.
  • Представление в Минюсте РФ интересов заказчика, связанных с государственной регистрацией НКО.
  • Постановка НКО на налоговый учет.
  • Получение документов, подтверждающих факт государственной регистрации НКО, в том числе свидетельства о регистрации НКО.
  • Получение информационного письма об учете в Статрегистре Росстата (коды статистики).
  • Изготовление печати.

Сроки сдачи отчётности для НКО

В таблице ниже представлены основные формы отчётности некоммерческих организаций и сроки их сдачи.

Форма
Срок
Отчётность НКО в ФНС (любая система налогообложения)
Декларация по налогу на имущество До 25 марта включительно
6-НДФЛ Расчёт за прошлый год – до 25 февраля; ежеквартальный расчёт – до 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом
РСВ и персонифицированные сведения Не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом
Отчётность НКО в ФНС при ОСНО
Декларация по НДС Не позднее 25 числа, следующего за истёкшим кварталом
Декларация по налогу на прибыль Декларация по налогу на прибыль Годовая – до 25 марта включительно; промежуточная – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом
Отчётность НКО в ФНС при УСН
Декларация по единому «упрощённому» налогу До 25 марта следующего года включительно
Бухгалтерская отчётность НКО в ФНС
Баланс, отчёт о финансовых результатах и отчёт о целевом использовании средств Не позднее 31 марта года, следующего за отчётным
Аудиторское заключение В течение 10 рабочих дней после подписания заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчётным
Отчётность НКО в Социальный фонд
Подраздел 1.1 раздела 1 При трудоустройстве/ увольнении и при заключении/ расторжении договора ГПХ — не позднее рабочего дня, который следует за датой подписания приказа или договора; При переводе на другую постоянную работу или при выборе формы трудовой книжки — не позднее 25 числа месяца, следующего за произошедшим событием
Подраздел 1.2 раздела 1 Не позднее 25 марта следующего года
Подраздел 1.3 раздела 1 Не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным
Подраздел 3 раздела 1 Не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, полугодием, 9 месяцами и годом
Раздел 2 Не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, полугодием, 9 месяцами и годом
Отчётность НКО в Минюст
ОН0001, ОН0002 (либо заявление о продолжении деятельности), специальные формы, предусмотренные для отдельных НКО До 16 апреля года, следующего за отчётным

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

  1. Заказчик после выбора необходимой ему юридической услуги заполняет Онлайн-заказ юридических услуг на веб-сайте Исполнителя.
  2. Для оказания юридических услуг Исполнителем Заказчик обязуется указать в Онлайн-заказе юридических услуг полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также приложить скан-копии документов в хорошем качестве в формате pdf, jpg, doс, rtf в соответствии со списком необходимых документов, указанных в Онлайн-заказе юридических услуг.
  3. После заполнения Онлайн-заказа юридических услуг на веб-сайте Исполнителя Заказчик производит акцепт настоящей оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг.
  4. В соответствии с настоящей Офертой Исполнитель приступает к оказанию юридических услуг при одновременном соблюдении следующих условий:
    • Заказчик заполнил Онлайн-заказ юридических услуг и произвел акцепт Оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг;
    • Указанных в Онлайн-заказе сведений и приложенных документов достаточно для оказания услуг (при недостаточности сведений и/или документов Исполнитель запрашивает у Заказчика дополнительную информацию, на время предоставления дополнительной информации приостанавливается оказание юридических услуг по Онлайн-заказу).

    СРОК ДЕЙСТВИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ОФЕРТЫ

    1. Акцепт Оферты Заказчиком в соответствии с п. 1.3. настоящей Оферты, влечет заключение Договора оказания юридических услуг на условиях Оферты (статья 438 Гражданского Кодекса РФ).
    2. Договор вступает в силу с момента Акцепта Оферты Заказчиком и действует:
      1. до момента исполнения Сторонами обязательств по Договору, а именно оплаты Заказчиком стоимости Услуг и оказания Исполнителем юридических услуг, акцептированных Заказчиком.
      2. до момента расторжения Договора.
    3. Исполнитель оставляет за собой право внести изменения в условия Оферты и/или отозвать Оферту в любой момент по своему усмотрению. В случае внесения Исполнителем изменений в Оферту, такие изменения вступают в силу с момента опубликования, если иной срок вступления изменений в силу не определен дополнительно при их опубликовании.

    Что представляет собой АНО? Для какой сферы деятельности удобна такая организационно-правовая форма? Какими особенностями обладает АНО и как зарегистрировать такую структуру? В последние годы растет число некоммерческих организаций, выбравших форму АНО. На практике данная структура, чаще всего, создается для оказания платных образовательных услуг школы, детские сады, учебные центры и пр. Тем более что такая форма организации имеет льготные условия налогообложения. Статус АНО определен Федеральным законом от По своей правовой природе АНО имеет сходство с другими видами некоммерческих организаций. Однако есть и существенные различия. Так, деятельность АНО не основана на членстве как, например, в случае с ассоциациями союзами и некоммерческими партнерствами.

    По сравнению с последними деятельность некоммерческих организаций включает два уровня: основная и предпринимательская деятельность. Некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности. Для некоммерческой организации прибыль не самоцель, а лишь средство для реализации определенной миссии: сохранения культурного наследия, повышения доступного образования, медицины и т.

    Как зарегистрировать фонд

    6) Если в наименовании некоммерческой организации используются имя гражданина, символика, защищенная законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полное наименование иного юридического лица как части собственного наименования, тогда потребуются документы, подтверждающие правомочия на их использование;

    • это некоммерческая организация;
    • не является членской организацией;
    • учредителями могут быть как физические, так и юридические лица;
    • создается на основе добровольных имущественных взносов;
    • преследует общественно полезные цели. Например, социальные, благотворительные, культурные или иные.

    Ассоциация (союз) относятся к корпоративным некоммерческим организациям, могут быть созданы одновременно и гражданами и юридическими лицами – коммерческими или некоммерческими организациями. Союзы (ассоциации) основаны на членстве, которое может быть как добровольным, так и обязательным — в силу закона, число учредителей — не меньше двух. Как правило, такие некоммерческие организации создаются для отстаивания общих интересов, чаще всего – профессиональных, но не связанных с участием граждан в трудовых отношениях. Кроме того, ассоциация может быть создана для достижения каких-либо общественно полезных целей, имеющих некоммерческий характер. В ОПФ ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения нотариусов, оценщиков, некоммерческие партнерства, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты, саморегулируемые организации, их объединения и др.

    Среди особенностей данной организационно-правовой формы можно выделить следующие:

    • единоличный исполнительный орган – председатель, руководитель или президент (наименование выбирается при создании).
    • имущество передается в собственность союзу (ассоциации), имеются членские взносы.
    • отсутствует ответственность организации при нарушении одним или несколькими членами своих обязательств и, вместе с этим, предусмотрена возможность установления законом или уставом субсидиарной ответственности членов союза (ассоциации) по долгам этой НКО.
    • Члены союза (ассоциации) имеют право на преобразование этой НКО в общественную организацию, АНО или фонд. Преобразование осуществляется по общему решению членов этой организации.

    Общественное движение

    Одной из организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных организаций является общественное движение. Это массовое общественное объединение. Оно имеет три главных признака:

    1. Отсутствие членства;

    2. Массовость – распространение среди широких групп населения. При этом никакая другая форма общественного объединения не имеет признака массовости;
    3. Наличие общественно полезных целей, включая социальные и политические. Например, общественное движение может объединять граждан одной этнической группы, цель которых – добиться признания или изменения своего статуса в обществе.

    Различия основных форм НКО

    В таблице представлены различия основных форм НКО.

    Показатель НП АНО Частное учреждение Фонд Общественная организация Ассоциация
    Учредители Физические и (или) юрлица Гражданин или юрлицо Граждане и (или) юрлица Не менее 3 физлиц Любые юрлица
    Членство Есть нет Есть
    Предпринимательство Разрешено Нет
    Ответственность Нет Есть Нет Есть
    Публикация в СМИ Нет Есть Нет

    Этапы государственной регистрации

    Первый этап: принятие решения о регистрации некоммерческой организации.

    Учредители принимают решение о регистрации некоммерческой организации и передают необходимые документы в уполномоченный орган до истечения 3-х месячного срока с момента принятия решения о регистрации. В Москве уполномоченным органом является Главное управление Министерства юстиции РФ.

    Второй этап: направление в регистрирующий орган документов для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Уполномоченный орган не позднее 14-ти рабочих дней с момента получения документов должен принять решение о регистрации некоммерческой организации и перенаправить указанные документы в регистрирующий орган для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Третий этап: внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Регистрирующий орган не позднее 5-ти рабочих дней с момента получения документов вносит сведения о государственной регистрации некоммерческой организации в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Четвертый этап: выдача заявителю свидетельства о государственной регистрации.

    Уполномоченный орган выдает свидетельство о государственной регистрации в течение 3-х рабочих дней с момента получения информации от регистрирующего органа о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Кто может учредить НКО

    Учредители, то есть создатели экономического субъекта, должны отвечать сразу нескольким обязательным требованиям. В роли создателя могут выступать лишь дееспособные и совершеннолетние граждане. Полномочия по учреждению НКО имеются у юридических лиц, уже зарегистрированных на территории РФ. Право на создание закреплено за публично-правовыми образованиями. Это Российская Федерация, субъекты и муниципалитеты нашей страны.

    Число учредителей не ограничено нормами действующего законодательства. Следовательно, при регистрации нового субъекта могут принять участие любое количество учредителей. А вот требования к количеству участников НКО установлены в зависимости от организационно-правовой формы. Учитывайте следующие нормативы:

    1. При создании общественной организации участников должно быть не менее 3 (ст. 123.5 ГК РФ).
    2. При учреждении союза — закрепляется 2 участника и более (ст. 123.9 ГК РФ).

    Создание некоммерческой организации возможно только в трех случаях (ст. 13 закона № 7-ФЗ):

    Учреждение нового субъекта

    Создание совершенно нового юридического лица

    Реорганизация субъекта, имеющего аналогичный вид организационно-правовой формы

    На базе действовавшего субъекта с конкретным ОПФ создается новое юридическое лицо. Организационно-правовая форма остается неизменной

    Реорганизация субъекта, имеющего иную ОПФ

    Создание нового юридического лица осуществляется путем преобразования старой НКО с изменением организационно-правовой формы на иную

    Могут ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской деятельностью


    Несмотря на свой статус, некоммерческие организации могут оказывать платные услуги и заниматься иной коммерческой деятельностью. Но при соблюдении следующих условий:

    1) Такая приносящая доход деятельность должна соответствовать уставным целям и общей тематике деятельности некоммерческой организации.

    Например, образовательная организация дополнительного образования в области иностранного языка, помимо основной некоммерческой деятельности может оказывать платные образовательные услуги по обучению английскому языку, либо организовать детский летний лагерь с проведением разнообразных досуговых мероприятий на иностранном языке для практической отработки полученных навыков.

    Патриотическая общественная организация может организовать фестиваль или выставку, посвященную отечественной истории, либо реконструкцию событий какой-либо эпохи и продавать на неё билеты.

    Спортивная федерация может продавать сувениры с символикой свой команды либо рекламировать спонсоров при проведении спортивного соревнования.

    Экологическая или научная некоммерческая организация может проводить платные консультации либо исследования по заказу третьих лиц.

    2) Приносящая доход деятельность должна содержаться в уставе некоммерческой организации.

    Каждая платная услуга должна быть подобно расписана в соответствующем разделе устава, отдельно от списка некоммерческих видов деятельности.

    3) Вся прибыль некоммерческой организации от приносящей доход деятельности должна быть направлена на финансирование её основной некоммерческой деятельности.

    Сюда можно отнести выплату заработной платы работникам НКО, оплату аренды офиса, заказ услуг и работ у сторонних компаний, которые могут потребоваться для реализации проектов некоммерческой организации.

    4) ВАЖНАЯ ОСОБЕННОСТЬ: такая приносящая доход деятельность не может именоваться «предпринимательской» в документах, хотя, по сути мало чем от неё отличается.

    Правовой основой для этого служит следующая норма Гражданского кодекса:

    Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (пункт 4 статьи 50 Гражданского кодекса РФ).

    До 2014 года этот пункт звучал по другому:

    «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».

    Как видно, в отношении НКО «предпринимательскую деятельность» законодатель заменил на «приносящую доход деятельность».

    Исключение из этого правила установлено только для автономных некоммерческих организаций, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но только через учреждение для этого ООО или АО.

    Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них (пункт 5 статьи 123.24 Гражданского кодекса РФ).

    Обращаю внимание, что согласно действующей редакции Федерального закона «О некоммерческих организаций» НКО до сих пор могут заниматься «предпринимательской деятельностью».

    В соответствии с его нормами:

    «Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика» (пункт 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организаций»)

    В данном случае имеет место противоречие двух нормативных актов.

    Специалисты Минюста часто сами толком не знают на какой закон ориентироваться. Однако в практике на данный момент доминирует позиция, что нормы Федерального закона «О некоммерческих организаций» в части предпринимательской деятельности НКО не могут применяться, пока не будут приведены в соовтетствие с Гражданским кодексом, т.к. противоречат акту большей юридической силы.

    Вывод: сошлётесь в уставе некоммерческой организации где-либо на «предпринимательскую деятельность» НКО — скорее всего получите от Минюста отказ в регистрации.

    Дополнительные услуги, оказываемые при регистрации фонда

    Получение документов, подтверждающих регистрацию фонда в ФСС, ПФР 3 000 руб.
    Открытие расчетного счета 3 000 руб.
    Изготовление печати на стандартной оснастке от 700 руб.
    Получение письма из Госкомстата о присвоении кодов ОКВЭД 1 500 руб.
    Получение информационного письма о применении УСН 1 500 руб.

    Специфика деятельности НКО заключается в том, что она финансируется только за счёт целевых средств. Если некоммерческая организация сможет извлекать из своей деятельности прибыль, то отчитываться за неё придётся почти так же, как и другим коммерческим организациям.

    А вот в отношении членских взносов и прочих аналогичных поступлений существует уже свой особый порядок предоставления отчётности.

    Как правило, в целях налогообложения используется специальный налоговый режим УСН. А если ещё и выбрать объектом налогообложения «доходы», то проблем будет ещё меньше. Вся отчётность должна сдаваться в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Для таких целей может быть использована система «Контур.Экстерн».

    Некоммерческая организация не вправе расходовать средства на усмотрение руководителя, все статьи расходов должны быть чётко прописаны в Уставе. Все расходы учитываются путём составления смет, которые в дальнейшем могут быть использованы для получения соответствующих грантов.

    Помимо обычной отчётности, которую сдают все другие организации, НКО должны представлять в Министерство юстиции РФ специальные отчёты. К таким формам относятся:

    • ОН0001
    • ОН0002
    • ОН0003

    Форма ОН0001 предназначена для учёта сведений о деятельности и составе работников. В форме ОН0002 отражаются данные о расходах и использовании имущества. В форме ОН0003 содержатся сведения о поступлениях денежных средствах или имущества от зарубежных компаний.

    Органы управления в некоммерческом фонде

    Фонд обязан иметь сложную структуру органов управления и внутреннего контроля за своей деятельностью:

    1. Высший коллегиальный орган управления.

    Согласно ГК РФ, самый властный орган в фонде — высший коллегиальный орган управления (например, президиум, совет и т.п.). Из названия следует, что он не может состоять из одного человека. Минимальное число лиц в составе — два участника. При этом они не получают зарплату за свою работу. Но могут получать компенсацию расходов, понесенных для исполнения служебных обязанностей.

    Участники высшего коллегиального органа — не обязательно учредители. Это могут быть как учредители, так и третьи лица. То есть учредители и высший коллегиальный орган управления — разные субъекты, которые выполняют разную роль в некоммерческом фонде.

    Вопросы, решения по которым вправе принимать только высший коллегиальный орган управления, перечислены в ст.123.19. ГК РФ.

    2. Единоличный исполнительный орган.

    Высший коллегиальный орган не руководит текущей работой. Для этого он назначает подотчетного себе руководителя (президент, генеральный директор и т.п.).

    Таким образом, в каждом фонде есть и высший коллегиальный, и единоличный исполнительный орган, чьи функции различаются между собой.

    3. Попечительский совет.

    Также обязательным органом управления является попечительский совет. Его члены контролируют деятельность, включая соблюдение законодательства, воплощение в жизнь уставных целей, расходование денег и пр. Точные полномочия и порядок формирования попечительского совета должны быть подробно описаны в уставе. Члены попечительского совета не получают вознаграждение за свою работу. В состав совета не могут входить члены органов правления и другие работники.

    4. Контролер или служба внутреннего контроля (обязательно только для НПФ).

    5. Ревизор или контрольно-ревизионный орган (обязателен для общественного фонда).

    Существует расхожее мнение, что ревизор также обязателен для благотворительного фонда. Однако прямого указания об этом нет ни в ГК РФ, ни в ФЗ «О некоммерческих организациях», ни в ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Поэтому наличие ревизора для благотворительного фонда становится обязательным, лишь если это прямо указано в его уставе.

    При этом позиция различных территориальных органов Минюста по вопросу обязательности ревизора в благотворительном фонде неоднозначна. И для исключения риска отказа в регистрации мы все же рекомендуем предусмотреть в уставе наличие ревизора.

    Также любой некоммерческий фонд вправе иметь дополнительные органы, о чем должно быть указано в уставе.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *