Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Смена арбитражного управляющего в деле о банкротстве физических лиц последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Финансовый управляющий имеет значимую роль в процессе банкротства физических лиц. Его задача состоит в урегулировании вопросов, связанных с составлением и проверкой долговой описи, управлением и реализацией имущества должника, а также взаимодействием с кредиторами и судом.
Рекомендации по выбору финансового управляющего для банкротства физлиц
Чтобы выбрать действительно квалифицированного и ответственного специалиста, который будет заинтересован в урегулировании сложившейся у вас проблемы, следует учитывать ряд практических рекомендаций:
- Перечень ФУ представлен в реестрах СРО, на сайте Росреестра. Также выбрать подходящего именно вам специалиста способны помочь специалисты юридических компаний, сотрудничающих с теми или иными управляющими.
- При выборе следует обращать внимание в первую очередь на дату регистрации, наличие/отсутствие фактов дисквалификации, количество не доведенных до конца дел (чем меньше — тем лучше).
- Обращайте внимание на среднюю длительность дел, в которых участвовал тот или иной финуправляющий, — чем быстрее он урегулирует вашу проблему, тем меньше вам придется ему заплатить.
Каким образом происходит смена финансового управляющего
Смена финансового управляющего при банкротстве физических лиц происходит в соответствии с законом о банкротстве.
Финансовый управляющий – профессионал в области финансов, который наделен специальными полномочиями и обязанностями и занимается решением финансовых вопросов в процедуре банкротства.
У финансового управляющего есть свои обязанности перед законодательством и кредиторами. Он проводит анализ текущего финансового состояния должника, организует работу по сбору данных о должнике и разрабатывает финансовую стратегию, чтобы обеспечить возможность погашения долга кредиторам.
В случае необходимости смены финансового управляющего, должник или кредитор может подать заявку на смену, указав причины такого решения. При возникновении спорных вопросов, связанных с работой финансового управляющего, можно обратиться в арбитражный суд для принятия соответствующего решения.
Для смены финансового управляющего необходимо выполнение определенных условий:
- отсутствие у финансового управляющего полного или частичного отстранения от исполнения своих обязанностей;
- проведение конкурсной процедуры, в ходе которой идет отбор финансового управляющего;
- получение одобрения смены финансового управляющего со стороны суда и кредиторов.
В случае полной перезачета дел в другой депозитный указанный в заявлении, участником которого будет являться финансовый управляющий. Весь процесс смены финансового управляющего будет направлен на обеспечение непрерывного проведения финансовых операций по банкротству и защиты интересов кредиторов.
Передача полномочий новому финансовому управляющему предполагает некоторые нюансы. Во-первых, новый финансовый управляющий должен уделить должное внимание текущей ситуации и собрать все необходимые данные о финансовом состоянии должника. Во-вторых, он должен оказывать полный спектр услуг по проведению процедуры банкротства, а именно: сбор, обработку и анализ данных, разработку финансовой стратегии, управление имуществом и т. д.
Кроме того, важными аспектами смены финансового управляющего являются рассмотрение вознаграждения за оказываемые услуги и персональный подход к каждому должнику. Финансовый управляющий имеет право на вознаграждение за свою работу. Стоимость услуг финансового управляющего определяется в соответствии с законодательством. Однако, в случае смены финансового управляющего, реструктуризация условий вознаграждения возможна.
Порядок смены финансового управляющего
Для смены финансового управляющего применимы два основных метода:
- Обращение в Саморегулируемую организацию, членом которого является финансовый управляющий. После рассмотрения жалобы саморегулируемая организация самостоятельно подает в арбитражный суд, рассматривающий дело соответствующее заявление.
- Обращение в Арбитражный суд субъекта, в котором рассматривается дело о несостоятельности.
Если управляющего освободили от должности, а нового не назначили, как получить зарплату или пенсию?
В соответствии с пунктом 6 статьи 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», для выбора нового управляющего предусмотрен срок в 10 дней с момента утверждения Арбитражным судом решения от отстранения от дела прежнего управляющего. Однако, никаких санкций и правовых последствий законодательством не предусмотрено. Поэтому вопрос о правилах получения денежных средств в период смены управляющего – обоснован.
К великому сожалению, быстро разрешить вопрос в рамках правовой системы не получиться. Важный момент – стадия рассмотрения дела. Если совет кредиторов еще не был сформирован, судебный орган запросит в саморегулируемой организации нового кандидата. Если совет сформирован, он принимает решение о назначении.
Пока новый управляющий не принял дело и не начал финансовую деятельность разрешить вопрос о возобновлении получения денег крайне сложно. Если нового управляющего найти не удается, то дело о банкротстве подлежит прекращению. Однако, такой случай в правовой практике крайне редкий.
Как осуществляется процесс замены кандидатуры арбитражного управляющего
Когда проведение процедуры банкротства необратимо, инициация начала данного мероприятия подразумевает наличие возможности у заинтересованных сторон предложить свою кандидатуру на роль исполняющего обязанностей арбитражного управляющего. В процессе анализа и принятии окончательного решения о выборе арбитражного управляющего, уполномоченный государственный орган (арбитражный суд) имеет право получить требуемую информацию у СРО о кандидатах на эту должность.
В соответствии с действующим законодательством замена арбитражного управляющего может производиться только до того момента, когда судебной инстанцией будет принято решение по полученному заявлению о банкротстве. Ключевым основанием для замены арбитражного управляющего является получение и анализ данных, которые свидетельствуют о недостаточной компетентности распорядителя.
Можно ли пожаловаться?
Жалобы – весомый инструмент и механизм воздействия на арбитражного управляющего, посредством которого возможно не только «замотивировать» управляющего на соблюдение закона о банкротстве, отстранить от процедуры банкротства, но и привлечь его к административной ответственности.
Правом на обжалование действий фактически обладает любое лицо, чьи права нарушены действиями арбитражного управляющего. Это:
-
должник: гражданин-банкрот, а в случае банкротства юридических лиц, это могут быть участники/акционеры юрлица-банкрота, собственники имущества юрлица – унитарного предприятия
-
кредиторы: но жаловаться могут только действующие кредиторы, в случае погашения требования кредитора в полном объёме право на обжалование утрачивается,
-
иные лица, участвующие в деле о банкротстве – их перечень открытый.
Жаловаться можно:
-
в суд (в рамках дела о банкротстве, которое ведёт управляющий),
-
в СРО, в котором состоит управляющий,
-
в Росреестр (управление Росреестра того региона, где проходит процедура банкротства).
На что и как нужно жаловаться?
С момента назначения судом арбитражного управляющего, вся его деятельность подчиняется строгой регламентации, поэтому, строго говоря, найти основание для жалобы в любом случае не составляет труда.
Нарушения условно можно поделить на:
- Формальные – как таковые эти нарушения не причиняют вред должнику, кредиторам, третьим лицам, но нарушают положения законодательства о банкротстве;
- «Неформальные» — причиняют вред лицам, участвующим в процедуре банкротства, и нарушают законодательство о банкротстве;
- Понятийные – действия не запрещены банкротным законодательством, но могут быть отнесены к категории неразумного и/или недобросовестного поведения арбитражного управляющего на основании п.4 ст. 20.3 Закона о банкротстве.
Деление на категории имеет условный характер, но имеет значение при определении характера нарушения и при составлении жалобы, ведь исключительно формальные основания, приведённые заявителем, могут повлечь отказ в удовлетворении жалобы, прекращение производства в связи с малозначительностью правонарушения и т.д.
При подготовке жалобы желательно, чтобы она имела комплексный характер и затрагивала не только формальную сторону деятельности арбитражного управляющего.
Если мы перечислим все возможные нарушения, то изучение этого многотомного труда может порядком утомить, поэтому перечислим наиболее типичные и часто встречающиеся нарушения, которые можно диагностировать даже самостоятельно. Будьте внимательны, по юрлицам и гражданам эти условия могут отличаться.
Формальные нарушения:
1) нарушение сроков публикаций сведений, либо непубликация его вовсе
- сообщение о собрании кредиторов на ЕФРСБ – за 14 и более дней до даты его проведения (п. 4 ст. 13 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
- сообщение о результатах собрания кредиторов — 5 рабочих дней с момента проведения собрания управляющим, либо 3 рабочих дня с момента получения протокола собрания (п. 7 ст. 12 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
- сообщение о поступлении требования кредитора – 5 рабочих дней с момента получения требования (п.2 ст. 100 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
- сообщение о результатах инвентаризации – 3 рабочих дня с момента её завершения (ч. 2 статьи 129 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
- сообщение о введении процедуры наблюдения – 3 рабочих дня с даты получения судебного акта (как правило, отсчет идёт от момента опубликования на сайте «Картотеки арбитражных дел») (п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178),
- сообщение о введении процедуры конкурсного производства – 10 дней с даты утверждения управляющего (пункт 1 статьи 28 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
- публикация отчета по факту завершения процедуры в деле о банкротстве – 10 дней с даты завершения (отсчитываем от публикации акта о завершении) (п.6.1. ст.28 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
- публикация о подаче заявления об оспаривании сделки, о результатах оспаривания сделки – не позднее 3 рабочих дней, с момента как управляющему стало известно о подаче, результате, либо не позднее следующего рабочего дня, если заявление подал сам управляющий (п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178).
2) сроки проведения мероприятий при банкротстве
- проведение инвентаризации – не позднее 3 месяцев с введения конкурсного производства (абз. 2 пункта 2 статьи 129 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
- представление положения о порядке реализации имущества организации-банкрота — 1 месяц с даты проведения оценки, либо окончания инвентаризации (п. 1.1 статьи 139 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
- представление положения о порядке реализации имущества гражданина — 1 месяц с даты проведения описи и оценки и т.д. (п.1 ст. 213.26 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).
- При наступлении обстоятельств непреодолимой силы, которые сторона по настоящему Договору оферты не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, срок исполнения обязательств в соответствии с настоящим Договором отодвигается соразмерно времени, в течение которого продолжают действовать такие обстоятельства, без возмещения каких-либо убытков. К таким событиям чрезвычайного характера, в частности, относятся: наводнения, пожар, землетрясение, взрыв, шторм, оседание почвы, иные явления природы, эпидемия, пандемия, а также война или военные действия, террористические акты; перепады напряжения в электросети и иные обстоятельства, приведшие к выходу из строя технических средств какой-либо из сторон.
- Сторона, для которой создалась ситуация, при которой стало невозможно исполнять свои обязательства из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, обязана о наступлении, предположительном сроке действия и прекращения этих обстоятельств незамедлительно (но не позднее 5 (пяти) рабочих дней) уведомить в письменной форме другую сторону.
- В случае спора о времени наступления, сроках действия и окончания обстоятельств непреодолимой силы заключение компетентного органа в месте нахождения соответствующей Стороны будет являться надлежащим и достаточным подтверждением начала, срока действия и окончания указанных обстоятельств.
- Неуведомление или несвоевременное уведомление стороны о начале действия обстоятельств непреодолимой силы лишает ее в дальнейшем права ссылаться на них как на основание, освобождающее от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему Договору.
- Если обстоятельства непреодолимой силы и/или их последствия продолжают действовать более 30 (тридцати) календарных дней подряд, то Договор, заключенный на условиях настоящей Оферты, может быть расторгнут по инициативе любой из сторон путем направления в адрес другой стороны письменного уведомления.
Отказ финансового управляющего от участия в деле о банкротстве
Может так сложится, что ни один финансовый управляющий из выбранного СРО не даст своего согласия на участие в деле о банкротстве, так как за установленное по закону вознаграждение в размере 25 000 руб. за процедуру сроком минимум 6 месяцев управляющие берутся крайне неохотно. Особенно это распространено в ситуации, когда у должника нет недвижимого имущества, на которое может быть обращено взыскание. Ведь в этом случае, он также лишается права на получение вознаграждения в виде 7% от суммы реализации.
В случае, если СРО, указанное в заявлении, не предоставит кандидатуру финансового управляющего, заявитель вправе указать другое СРО, однако ситуация может повториться. При этом, если финансовый управляющий не найдется в течение трех месяцев, суд прекратит производство по делу, заявление о признании должника банкротом так и не будет рассмотрено.
Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих.
Организация, которая объединяет арбитражных управляющих, вводит и поддерживает стандарты их деятельности, предоставляет в арбитражный суд список временных управляющих носит название «Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих». Приведем примеры подобных компаний: Некоммерческое партнерство «Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих», Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая Организация арбитражных управляющих » Альянс» и многие другие. По закону арбитражные управляющие иметь членство в СРО.
Уникальное профессиональное сообщество, которое объединяет ведущих специалистов в области юриспруденции, экономики и менеджмента, эффективно занимающихся антикризисным управлением, не является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, а должна быть облечена в одну из известных организационно-правовых форм, отвечающих определенным признакам. Это должна быть некоммерческая организация, которая, во-первых, основана на членстве, во-вторых, создана гражданами, в-третьих, целью деятельности имеет регулирование и обеспечение деятельности своих членов.
Кто такой финансовый управляющий
Финансовый управляющий это – гражданин у которого имеется опыт работы на руководящих должностях не менее года, либо работающий на протяжении двух лет в должности помощника арбитражного управляющего, обладающий дипломом о высшем образовании, прошедший теоретический курс арбитражных управляющих, cдавший квалифицированный экзамен и получивший статус арбитражного управляющего и состоящий в СРО.
Иными словами, арбитражный (финансовый ) управляющий это – субъект профессиональной деятельности, который в силу возложенных на него обязанностей в соответствии с Законодательством в сфере банкротства в рамках процедуры банкротства действует в интересах участвующих в банкротстве лиц (кредиты, уполномоченные органы, должник).
Участие финансового управляющего в процедуре банкротства физического лица является обязательным, т.е. обойтись без финансового управляющего в банкротстве нельзя!
Порядок прекращения полномочий
Когда Арбитражным судом будет вынесено решение о признании гражданина банкротом, полномочия финансового управляющего при банкротстве физического лица прекращаются.
Одна из причин, по которой большая часть потенциальных банкротов не желает признавать свою неплатёжеспособность — нелестные отзывы о финансовых управляющих. В их понимании они представляют собой коллекторов, наделённых неограниченными полномочиями. На самом деле деятельность финуправляющих регламентирована множеством законных и подзаконных актов, нарушение которых приведёт к дисквалификации.
Бояться финуправляющего не стоит. Ведь в отличие от приставов и коллекторов, финансовый управляющий не может прийти к должнику домой, беспокоить его или родных постоянными телефонными звонками – общение должника с ним минимально.