Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставки налогов в 2024 году в Казахстане». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Весной 2023 года стало известно об отмене единого совокупного платежа с 1 января 2024 года в рамках нового Социального кодекса. В ответе на запрос Informburo.kz депутаты отмечали, что порядок налогообложения самозанятых в будущем определит новый Налоговый кодекс.
Также планируется ввести СНР для микробизнеса, который предусматривает автозаполнение декларации. Представителями микробизнеса будут считаться предприниматели, которые достигли порога по НДС (минимум оборота для постановки на регистрационный учет по НДС с 2023 года составляет 69 млн тенге), и имеют в штате максимум пятерых работников. Их хотят облагать налогом в 5%, а также обязать отчислять социальные платежи.
Ранее Минэкономики в ответ на запрос «Курсива» заявило, что предполагается сократить количество СНР, так как их многообразие существенно затрудняет их применение и налоговое администрирование.
По данным министерства, широко применяется практика «дробления» предприятий с целью оптимизации налоговой нагрузки с использованием различных СНР. Кроме того, отсутствуют стимулы к укрупнению бизнеса, выводу «из тени» наемных работников.
На сегодня налогообложение предусматривает два основных подхода по отношению к субъектам малого бизнеса: введение льгот для малого бизнеса по отдельным крупным налогам (преимущественно по налогу на прибыль), а также введение особых (упрощенных) режимов налогообложения малого бизнеса. Сейчас применяются оба режима, такой порядок хотят сохранить, но упразднить невостребованные.
«Предлагается объединение режимов со схожими условиями (к примеру, патент и СНР с использованием мобильного приложения) с упразднением невостребованных режимов (к примеру, режим фиксированного вычета). Кроме того, необходимо пересмотреть условия применения режимов с учетом данных фактического применения (количество работников, максимальный оборот). Работа в данном направлении продолжается. В настоящее время также проводится работа по расширению сферы охвата режима розничного налога в два раза», — прокомментировали в МНЭ.
Глава Минэкономики РК Алибек Куантыров в ходе правчаса уточнил, что ведомство согласно с предложением о сокращении СНР до трех. Но условия требуют обсуждения, уточнил он.
«Ограничения по видам деятельности для СНР необходимо сохранить. СНР — это поддержка для малого бизнеса. Но есть виды деятельности, не требующие такой поддержки: недропользование, производство алкоголя и табачной продукции и так далее. Поэтому мы не согласны с предложением об отмене ограничений по видам деятельности. По предложению об отмене обязательной регистрации в качестве плательщика НДС для предпринимателей, применяющих СНР для МСБ, необходимо отметить, что данный вопрос решается через режим розничного налога», — добавил Куантыров.
Для предпринимателей, которые зарегистрировались по упрощенному порядку, не платят НДС, имеют доход до 2 млрд тенге и штат до 200 человек, хотят предусмотреть автозаполнение декларации, добавил Биржанов. Минфин предлагает для таких субъектов два варианта исчисления: либо 6% с оборота, либо ставку налога 10% от разницы дохода и затрат.
Ранее аналитики Halyk Finance говорили, что нужно ввести упрощенные режимы налогообложения малого бизнеса. По их мнению, такая ситуация означает сохранение для малых предприятий всех видов налогов при одновременном упрощении расчетов, отчетности и оплаты налогов. Они также указывали на важность перехода на правильную классификацию МСБ по двум критериям (уровень дохода бизнеса и численность наемных работников) как для целей статистики, так и для использования целей налогообложения по СНР.
В рамках реформы Налогового кодекса планируется пересмотреть ставки НДС, ИПН, КПН, реформировать СНР, гармонизировать акцизные ставки на алкоголь, пересмотреть налогообложение транспортных средств и недвижимости, ввести налог на роскошь и другое. «Курсив» писал подробный материал о том, что конкретно хотят изменить и как это скажется на налоговой нагрузке казахстанцев.
Что такое «центр жизненных интересов» физического лица в Казахстане?
В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РК центр жизненных интересов физического лица признается находящимся в РК при одновременном выполнении следующих условий:
-
физическое лицо имеет гражданство РК или разрешение на постоянное проживание в РК, то есть ВНЖ;
-
в РК проживает супруг (а) или близкие родственники физического лица;
-
наличие в РК недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) супругу(е) и (или) его близким родственникам, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания супруга(и) и (или) его близких родственников.
Хочется отметить, что критерий «центра жизненных интересов», в первую очередь интересен работникам без гражданства РК, заинтересованным в сотрудничестве с компаниями Казахстана, чтобы быстрее доказать связь с РК и получить документ подтверждающий статус налогового резидента РК, после чего уже можно применять налоговые вычеты существенно снижающие налоговую нагрузку.
Диспозицией п. 3 ст. 217 НК РК четко установлено, что признание физического лица по критерию «центра жизненных интересов» возможно исключительно при одновременном выполнении указанных в п. 3 ст. 217 НК РК условий, которые содержат широкие формулировки требующие пояснения, например «недвижимое имущество принадлежащее на иных основаниях», «доступное в любое время для проживания».
Под «иными основаниями владения» можно буквально понимать, не только право собственности на недвижимое имущество, но и право временного владения и пользования недвижимостью, например по договору аренды (найма), когда физическое лицо самостоятельно доказывает связь с республикой, то есть заключило договор аренды (найма), является временным владельцем и пользователем недвижимости в РК, которая «доступна в любое время для проживания» в течение срока действия договора аренды (найма).
Общеустановленный режим налогообложения (ОУР) в Казахстане
Общеустановленный режим налогообложения (ОУР) является базовым налоговым режимом на который попадают все ИП / ТОО после первичной регистрации, а также в случаях добровольного прекращения применения СНР, например при превышении оборота или при не соответствии условиям применения режима, в том числе в случаях выявления нарушений применения СНР налоговыми органами РК.
Объектом обложения ИП / ТОО на ОУР является разница между доходами и расходами, при этом отсутствуют ограничения по оборотам, сотрудникам и видам деятельности как на СНР. Налоговый период на ОУР календарный год, но есть и ежеквартальная отчетность.
Налогоплательщик применяющий ОУР имеет выбор, встать на учет по НДС или не вставать до достижения определенного лимита по оборотам 20 000 МРП (69 000 000 ₸/ год.), аналогично режиму СНР, так как НДС прямо не привязан к режиму налогообложения в Казахстане.
Какие налоги платят самозанятые за рубежом
По словам Рабиям Серикбаевой, система самозанятости наиболее распространена в развивающихся странах. Оказывается, чем более развита страна, тем меньше там самозанятых лиц.
Наибольшее количество самозанятых сейчас в Грузии, Турции и Греции.
- В Грузии ставка налога для них составляет от 1 до 3% в зависимости от размера оборота.
- В Турции самозанятые оплачивают налоги по общим ставкам для физических лиц по прогрессивной шкале – от 15 до 40% от дохода в зависимости от размера дохода.
- В Греции доходы самозанятых также облагаются по прогрессивной шкале, при этом доходы до 10 000 евро в год не облагаются налогами, а свыше облагаются по ставкам от 22 до 33%.
Ставка корпоративного налога в Казахстане по премьер министрам
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Бакытжан Сагынтаев | 08.09.2016 — 21.02.2019 | 20.0000 | 20.0000 | 20.0000 | 20.0000 | 0.00% |
Структура налоговой системы
В Казахстане налоги с зарплаты взимаются согласно структуре налоговой системы, которая состоит из нескольких компонентов:
Компонент | Описание |
---|---|
НДФЛ (налог на доходы физических лиц) | Взимается с доходов граждан в виде процента от заработной платы. |
Пенсионный взнос | Обязательный платеж, взимаемый с зарплаты для формирования пенсионного фонда. |
Социальный налог | Взимается с зарплаты в виде процента и направляется на финансирование социальных программ. |
Обязательное медицинское страхование | Платеж, обеспечивающий доступ к медицинским услугам в государственных медицинских учреждениях. |
Территориальный налог | Взимается на местном уровне на основании местных законов и регуляций. |
Размеры этих налогов могут меняться каждый год и устанавливаются правительством Казахстана.
Налоговые вычеты и льготы
В Казахстане действуют ряд налоговых вычетов и льгот, которые позволяют снизить сумму налога с заработной платы.
- Социальные налоговые вычеты: работники в возрасте старше 60 лет и инвалиды имеют право на получение налогового вычета в размере 50% от суммы налогового обязательства.
- Налоговый вычет на обучение: родители, которые оплачивают обучение своих детей, имеют право на получение налогового вычета в размере до 50 среднемесячных заработных плат за год.
- Вычет на поддержку малообеспеченных граждан: физические лица, оказывающие помощь некоторым категориям населения (например, инвалидам, многодетным семьям), могут получить налоговый вычет в размере 20% доходов, полученных от предоставления такой помощи.
- Льготы по приобретению жилья: граждане, которые приобретают или строят жилье, имеют право на льготу в размере до 100 среднемесячных заработных плат за год.
Эти налоговые вычеты и льготы позволяют налогоплательщикам снизить свои налоговые обязательства и увеличить доступный доход.
Налог на имущество физических лиц
Размер налога на имущество физических лиц зависит от стоимости имущества и устанавливается на основе его кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость определяется органами кадастра и регистрации недвижимости и может меняться в зависимости от рыночной ситуации и характеристик имущества.
Налог на имущество физических лиц удерживается ежемесячно из заработной платы работника и перечисляется в бюджет государства. Работодатель обязан удерживать этот налог и перечислять его в соответствии с законодательством.
Ставка налога | Ставка налога для отдельных категорий налогоплательщиков |
---|---|
0,1% от кадастровой стоимости имущества | 0,05% от кадастровой стоимости имущества для инвалидов |
Ставки налога на имущество физических лиц могут быть изменены в зависимости от решений государственных органов и финансовой политики страны. Плательщики налога обязаны своевременно перечислять его в бюджет и нести ответственность за неправильную уплату или уклонение от уплаты налога.
Ставка налога на доходы физических лиц
Ставка налога на доходы физических лиц в Казахстане в 2024 году составляет 10%. Эта ставка применяется к доходам индивидуальных предпринимателей, резидентов и нерезидентов, полученным от осуществления предпринимательской деятельности.
Налог на доходы физических лиц уплачивается ежемесячно путем перечисления соответствующей суммы налога в бюджет. Размер налоговой базы определяется путем вычета расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, от доходов.
Для доходов от розничной торговли, общественного питания, предоставления услуг населению и нотариальных услуг, ставка налога на доходы физических лиц может увеличиться до 12%.
Важно отметить, что индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц в течение первых двух лет своей деятельности. Также существуют ряд льготных категорий налогоплательщиков, которым предоставляются сниженные ставки налога.
Расчет новых ставок налогов для ИП в 2024 году
В 2024 году в Казахстане вступили в силу новые ставки налогов для индивидуальных предпринимателей (ИП). Эти ставки были введены в рамках налоговой реформы, которая направлена на упрощение и улучшение налогообложения ИП.
Расчет новых ставок налогов для ИП в 2024 году зависит от вида предпринимательской деятельности. Существуют следующие категории:
- Товаропроизводственная деятельность
- Торговля
- Услуги
Для каждой категории установлены свои ставки налогов:
- Товаропроизводственная деятельность: ставка налога на добавленную стоимость (НДС) составляет 12%, ставка налога на прибыль — 8%.
- Торговля: ставка НДС — 12%, ставка налога на прибыль — 10%.
- Услуги: ставка НДС — 12%, ставка налога на прибыль — 10%.
Расчет ставок налогов производится на основе суммы доходов, полученных ИП за отчетный период. Доходы могут быть определены как сумма всех поступлений минус расходы на предпринимательскую деятельность.
Однако, важно отметить, что для некоторых категорий ИП могут действовать отдельные налоговые льготы и особенности налогообложения. Перед расчетом налоговых обязательств рекомендуется проконсультироваться с налоговым консультантом или ознакомиться с налоговым кодексом Казахстана.
Особенности налогообложения для ИП в различных отраслях экономики
Налогообложение для индивидуальных предпринимателей в Казахстане зависит от отрасли, в которой они работают. Каждая отрасль имеет свои особенности и требования, касающиеся налогового учета и уплаты налогов.
Вот некоторые из основных отраслей экономики и их особенности налогового режима для ИП:
- Торговля. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговлей, обычно платят налог на добавленную стоимость (НДС) по ставке 12% или 0%, в зависимости от оборота. Они также могут быть обязаны уплатить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 10%.
- Услуги. ИП, оказывающие услуги, обычно платят НДФЛ по ставке 10% с доходов от предоставления услуг.
- Производство. ИП, занимающиеся производством, могут быть обязаны уплатить НДС по ставке 12%. Они также могут получать льготы и налоговые вычеты, связанные с производством.
- Строительство. Индивидуальные предприниматели в строительной отрасли могут платить НДФЛ по ставке 10% и НДС по ставке 12% при выполнении сервисных работ. Они также могут получать налоговые вычеты на затраты на строительство и ремонт.
- Сельское хозяйство. ИП, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью, могут платить упрощенный налог на прибыль в размере 1% или 2%, в зависимости от объема доходов. Они также освобождены от уплаты НДС на продукцию собственного производства.
- IT-сфера. ИП в IT-сфере могут пользоваться особым режимом налогообложения, освобождаясь от уплаты налогов на прибыль и упрощая процедуры уплаты налогов.
Важно помнить, что налогообложение для ИП может меняться в зависимости от изменений в законодательстве, поэтому рекомендуется всегда быть в курсе актуальной информации и консультироваться с профессионалами в области налогообложения.
Земельный налог в 2024 году
Земельный налог взимается с собственников земельных участков, находящихся в частной собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Размер налога зависит от таких факторов, как площадь земельного участка, его местоположение и назначение.
Владельцы сельскохозяйственных участков облагаются налогом по более низким ставкам по сравнению с владельцами земельных участков других категорий. Это связано с поддержкой развития аграрного сектора и сельского хозяйства в стране.
Однако, не все земельные участки обязаны уплачивать земельный налог. Например, государственные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, освобождаются от уплаты данного налога.
В 2024 году планируется сохранение текущих ставок земельного налога. Однако, возможны изменения сумм налоговых ставок в зависимости от экономической ситуации и необходимости социальной поддержки различных секторов.
Земельный налог является важным инструментом государственного регулирования земельных отношений и стимулирования инвестиций в различные отрасли экономики Казахстана. Его уплата обеспечивает финансирование муниципальных программ, развитие инфраструктуры и социальных услуг, а также поддержку малого и среднего бизнеса.
Таким образом, земельный налог в 2024 году будет продолжать играть важную роль в формировании доходов государственного бюджета и развитии различных секторов экономики в Казахстане.
Повышение ставки НДС для ряда товаров и услуг
Согласно предложениям правительства, ставка НДС для ряда товаров и услуг будет увеличена с текущих 12% до 15%. Это изменение позволит увеличить доходы бюджета и обеспечить финансирование важных социальных программ и проектов.
Повышение ставки НДС будет коснуться таких товаров и услуг, как транспортные услуги, гостиничные услуги, ресторанные услуги, медицинские услуги, телефонная связь, электроэнергия и другие. Эти изменения могут повлиять на цены и стоимость данных товаров и услуг для потребителей.
Однако, следует отметить, что повышение ставки НДС не затронет все товары и услуги. Некоторые товары и услуги могут продолжить облагаться ставкой НДС в размере 12%. Точный перечень таких товаров и услуг будет определен в законодательстве.
Таким образом, в 2024 году ожидается повышение ставки НДС для ряда товаров и услуг с 12% до 15%. Это изменение будет направлено на увеличение доходов бюджета и обеспечение финансирования социальных программ и проектов.
В соответствии с Налоговым кодексом Казахстана контролируемой иностранной компанией (КИК) признается организация, удовлетворяющая одновременно двум следующим условиям:
- 25% или более акций компании-нерезидента принадлежат прямо, косвенно или структурно казахстанскому юридическому лицу или же такая компания-нерезидент связана с резидентом Казахстана посредством контроля (т. е. резидент осуществляет контроль над иностранной организацией); и
- эффективная ставка налога на прибыль компании-нерезидента составляет менее 10% или компания-нерезидент зарегистрирована в юрисдикции из «черного списка».
Однако иностранные компании не будут признаваться КИК для целей казахстанского налогообложения, если:
- иностранное лицо зарегистрировано в стране с действующим Соглашением об избежании двойного налогообложения (СоИДН) с Казахстаном, и при этом номинальная ставка корпоративного налога на прибыль в такой стране превышает 15%;
- иностранное лицо не зарегистрировано в государстве с льготным налогообложением, и совокупная сумма доходов такого лица, согласно отдельной неконсолидированной финансовой отчетности, составляет менее 150,495-кратного размера МРП (т. е. примерно 1 000 000 USD);
- по итогам периода в отдельной неконсолидированной финансовой отчетности у такого лица имеется финансовый убыток.