Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативно-правовая база в области кадастровой деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наиболее полная информация о характеристиках объектов недвижимости, включая описание местоположение границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о частях объектов недвижимости и границах таких частей, содержится в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости (приложение № 1 к Приказу № 975).
Для выполнения кадастровых работ целесообразно получение выписки из ЕГРН, содержащей наиболее полную информацию о характеристиках объектов недвижимости, включая описание местоположение границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о частях объектов недвижимости и границах таких частей, в частности, выписку из ЕГРН об объекте недвижимости (приложение № 1 к Приказу № 975). Данная выписка является своего рода аналогом представлявшейся до 1 января 2017 г. кадастровой выписки об объекте недвижимости.
При выполнении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ земельных участков или образованием земельных участков из земель, находящихся в государственной иди муниципальной собственности, в том числе при перераспределении земельного участка и земель, по мнению Департамента недвижимости, в случае необходимости выявления правообладателей смежных земельных участков целесообразно использовать кадастровый плана территории.
Однако, кадастровый план территории при наличии сведений о местоположении границ всех земельных участков и контуров всех зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в кадастровом квартале, не содержит сведения о частях объектов недвижимости и границах таких частей. Отсутствие достоверной информации о наличии частей объекта недвижимости и их границах может привести к неверным результатам кадастровых работ, и как следствие, к приостановлению учетно-регистрационных действий органа регистрации прав по причине несоответствия сведений об объекте, указанных в межевом или техническом плане сведениям из ЕГРН.
«Относительно использования сведений ЕГРН при выполнении кадастровых работ и внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости»
В соответствии с пунктом 19 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 953, технический план объекта недвижимости составляется на основе сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, об объектах недвижимости, входящих в его состав (для единого недвижимого комплекса) или расположенных в нем, а также о земельном участке (земельных участках), в границах которого (которых) расположен соответствующий объект недвижимости, выписок из ЕГРН о таком объекте недвижимости, земельном участке; если объект недвижимости расположен на нескольких участках, при подготовке технического плана используются выписки из ЕГРН обо всех земельных участках, в границах которых расположен соответствующий объект недвижимости.
Таким образом, в случае, если земельный участок, в пределах которого располагается объект капитального строительства (здание, сооружение, объект незавершенного строительства или единый недвижимый комплекс), сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, полагаем, что подготовка технического плана объекта недвижимости должна осуществляться на основании выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке. Если же земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет либо в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке, но местоположение границ его не установлено, при подготовке технического плана в силу положений Закона № 218-ФЗ используется кадастровый план соответствующей территории.
Таким образом, вопрос об использовании выписки из ЕГРН о земельном участке, либо кадастрового плана территории, либо кадастровый выписки из ЕГРН и кадастрового плана территории решается кадастровым инженером исходя из конкретной ситуации, в которой выполняются кадастровые работы.
Новое в составе сведений ЕГРН и кадастра
ЕДИНЫЙ ГОСРЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ |
КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ |
В ЕГРН вошли:
Теперь включают сведения о невозможности госрегистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок с/х назначения или его обременения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с ненадлежащим использованием. |
Уточнено, что в отношении предприятия как имущественного комплекса указывают кадастровые номера объектов недвижимости, которые предприятие использует на праве, отличном от права собственности (например, по договору аренды)
Сведения о решении об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд теперь вносят в кадастр недвижимости, а не в ЕГРН. |
Реестровые дела теперь ведут только в электронной форме.
С 2021 года в законе прописаны случаи, когда кадастровый учет и госрегистрацию прав проводят на основании техплана и акта обследования.
Ведение государственного земельного кадастра
На всей территории Российской Федерации государственный земельный кадастр ведется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Сведения о состоянии и,об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, предоставленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо- геодЬзических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. Перечень сведений о земельных участках применяется с учетом каждой категории земель.
О правах на земельный участок об ограничениях (об- ременениях) этих прав сведения вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки., являющиеся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.
Об экономических характеристиках земельных участков сведения вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Сведения о территориальных зонах вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных, полученных от органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон.
Государственный кадастр недвижимости
В правительственный кадастр имущества вписываются следующие сведения об уникальных данных объекта недвижимости:
- форма объекта собственности;
- кадастровый номер и дата внесения этого кадастрового номера в правительственный реестр собственности;
- описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
- площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В правительственный кадастр собственности вносятся также следующие вспомогательные данные об объекте:
- присвоенный до этого правительственный учетный номер;
- оценочный номер объекта собственности, образуемого из данного объекта недвижимости;
- кадастровый номер земельного участка, в пределах которого находятся постройки или недостроенный объект, если объектом имущества имеется один из перечисленных видов собственности;
- кадастровые номера находящихся в границах земельного участка построек, сооружений, недостроенное здание, в случае если объектом имущества является земельный участок;
- адрес объекта недвижимости или описание расположения объекта собственности;
- данные о лесных массивах, водных бассейнах и об иных объектах, находящихся в границах земельного участка;
- уровень земельной территории;
- законная эксплуатация, в случае если объектом недвижимости считается земельный участок и др.
Оценочный учет и осуществление государственного кадастра недвижимости производится федеральным органом исполнительной власти, наделенным властью в форме, прописанной Конституцией и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в сфере правительственной регистрации прав на собственность и операций с ней, оценочного учета и ведения правительственного кадастра недвижимости (в существующей период это Росреестр).
Правовые основы государственного земельного кадастра
Государственный земельный кадастр — систематизированный свод документальных сведений об, объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. Объектами государственного кадастрового учета признаются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается также информация о субъектах прав на земельные участки.
Порядок ведения государственного земельного кадастра установлен ФЗ от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре», другими нормативными правовыми актами. Государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке до вступления в силу ФЗ «О государственном земельном кадастре», является юридически действительным. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,’ органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, бесплатно в десятидневный срок представляют информацию о зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками, и территориальных зон органам, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в необходимом объеме.
Состав сведений и документов государственного земельного кадастра
Государственный земельный кадастр содержит сведения о земельных участках, территориальных зонах, землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление, землях и границах субъектов Федерации, землях и границах Российской Федерации.
При формировании кадастровых сведений под земельным участком понимается часть поверхности земли (в том числе поверхностный слой почвы), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Под территориальной зоной понимается часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой распределены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерацией и законодательством субъектов Федерации.
Какие сведения об участке вносятся в ЕГРН
Сведения о земельных участках, которые вносятся в ЕГРН посредством государственного кадастрового учета, делятся на два вида: основные и дополнительные.
Основные: его кадастровый номер, площадь, описание местоположения и границ, сведения о ранее присвоенном государственном учетном номере (если имелся), кадастровые номера исходных участков, кадастровые номера зданий/сооружений в границах данного участка, номер кадастрового квартала, на территории которого находится участок и пр.
Дополнительные: кадастровая стоимость, категория земель, вид разрешенного использования, адрес, сведения о лесах, водных объектах и т.д. в границах участка, ограничения, обременения и пр.
Управление и мониторинг
Основным принципом управления водным фондом в РФ является бассейновый подход, который подразумевает выделение на всей территории России так называемых бассейновых округов (на данный момент их 21), каждый из которых состоит из речного бассейна и связанных с ним подземных водоемов.
В рамках одного бассейного округа формируется бассейновый совет, включающий представителей органов исполнительной власти, субъектов РФ и местного самоуправления. В бассейновом совете могут принимать участие лица, представляющие интересы водопользователей, общественных организаций и общин малочисленных народов.
Мониторинг земель водных объектов осуществляется государством и включает регулярные наблюдения за состоянием поверхностных и подземных водных объектов, а также прогнозирование возможных изменений состояния водных ресурсов.
Ведение государственного мониторинга осуществляется на нескольких уровнях:
- локальном (водопользователи);
- территориальном;
- региональном;
- федеральном.
Ведение Государственного водного кадастра осуществляется Министерством природных ресурсов и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Перевод в другую категорию
Таким землям с целью их эффективной защиты дается особый правовой статус. В соответствии с таким статусом, большая часть территорий фонда находится в собственности муниципалитета либо государства. И лишь небольшое количество из них является собственностью частных лиц.
Закон предусматривает возможность отчуждения тех или иных площадей водного фонда в пользу государства. Отчуждается как он сам, так и земля, которая к нему прилегает.
Причиной подобного отчуждения и перевода могут стать государственные интересы. Владельца предупреждают о том, что его собственность станет объектом такого фонда. Допускается аренда территорий данной категории, если она не наносит вред ресурсам и экологическому состоянию земельного участка. Для этого потребуются договоры аренды земельных участков водного фонда.
Назначение кадастрового учета
С точки зрения законодательства, не всякий земельный участок, дом или квартира является недвижимым объектом имущественных прав. Недвижимостью, участвующей в гражданском обороте, признается лишь имущество, поставленное на кадастровый учет (КУ). Только так можно официально подтвердить, что объект действительно существует.
П. 7 ст. 1 поясняет, что такое кадастровый учет земельного участка – внесение в реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о конкретном объекте и его физических характеристиках, подтверждающих существование такого объекта в натуре и отличающих его от аналогичных наделов. К таким сведениям относится:
- вид надела;
- местоположение и адрес;
- площадь территории;
- основная характеристика объекта и ее значение;
- материал стен, этажность, степень застройки и прочие, если осуществляется учет жилого или многоквартирного дома;
- сведения об обременениях, ограничениях в обороте и прочие.
Участку, впервые поставленному на учет, присваивается кадастровый номер – уникальное цифровое значение, отличающее этот объект недвижимости от множества других. Наряду с прочими сведениями он отображается в ЕГРН и позволяет в полной мере индивидуализировать конкретный надел.
Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества осуществляется при образовании такого объекта – выделении участка, возведении строения и так далее. В дальнейшем, например, при уточнении или изменении границ, может осуществляться повторная процедура. Однако при проведении сделок с объектом проводится лишь государственная регистрация прав – в ЕГРН вносятся изменения в отношении собственников.
Искусственно созданный участок
Искусственно созданным земельным участком считается земельный участок, созданный на водном объекте при помощи намыва грунта или его отсыпки, а также другими способами. После того как такой объект сдается в эксплуатацию, он приобретает статус земельного участка.
Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка включают в себя несколько пунктов.
Во-первых, внесенные данные не носят временный характер, как прописано в статье 25 Федерального закона РФ № 221. Во-вторых, требовать другие документы, кроме обязательного списка документов, сотрудники кадастровой палаты не вправе.
В-третьих, кадастровая палата должна предоставить выписку об учете в орган, который выдал разрешение на образование искусственного участка земли. И дается на это ровно 5 рабочих дней.
Из обязательных документов для постановки на учет искусственного участка требуются:
- план межевания;
- план-схема размещения территорий в пределах границ искусственного земельного участка;
- разрешение на ввод в эксплуатацию;
- разрешение на создание участка;
- документы, подтверждающие право на обращение представителя, если он представляет интересы заявителя.
Куда обращаться и сколько это стоит
Чтобы зарегистрировать участок, документы необходимо подавать непосредственно в Росреестр или МФЦ. Сделать это можно при личном визите или онлайн. Учтите, что МФЦ – посредник между заявителем и Росреестром, но это никак не влияет ни на количество подаваемых документов, ни на размер госпошлины за регистрацию земельного участка.
Сделать это должен сам собственник участка или его полномочный представитель. В первом случае необходимо будет предоставить документ, подтверждающий личность (чаще всего, паспорт). Во втором случае потребуется нотариально заверенная доверенность, которая дает право на подобные действия; ее, как указано выше, необходимо добавить в пакет документов.
Что касается стоимости, для регистрации права на участок необходимо заплатить государственную пошлину. Ее размер составляет 350 рублей (пп. 22, 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) для физических лиц. Обратите внимание! Реквизиты для оплаты пошлины в Росреестре и МФЦ разные, если вы вносите деньги по определенным реквизитам, то туда же и нужно предоставлять все остальные документы, в противном случае заявление не примут.
Срок рассмотрения заявления: семь рабочих дней с даты приема документов в Росреестре, девять рабочих дней с даты приема документов в МФЦ. Росрестр предпочтителен в том случае, если вы хотите получить консультацию.
С учетом этого земля водного фонда может принадлежать государству, субъекту Федерации, муниципалитету, юридическому или физическому лицу. Но для того, чтобы такие земли были надежно защищены в вопросе экологии, предусмотрено создание охранных зон со специальным правовым режимом эксплуатации земли участка.
Порядок эксплуатации и правовой статус водоохранной зоны устанавливается согласно статьи 111 Водного Кодекса. Он определяет такую зону как территорию, примыкающую к водному объекту и имеющую специальный режим землепользования. Самая главная цель создания природоохранной зоны – сохранность экологии. Ведь не только важно сохранение качества воды и грунта.
Водные объекты и земли под ними в большинстве случаев являются местами обитания уникальной флоры и фауны, которые нуждаются в защите от уничтожения.
Как такового, официального понятия «Государственный земельный кадастр» больше не существует, на смену ему пришел новый термин: «Государственный кадастровый учет земельных участков», который исполняет те же функции, что и ГЗК.
Кадастровый учет земельных участков призван осуществлять деятельность по постановке на учет земель Российской Федерации. Вся информация, вносимая в ГЗК, имеет бессрочный срок хранения и является общедоступной. Получить нужные сведения может любой желающий.
Главный принцип ведения ГЗК – единство используемых форм и методов на всей территории страны. Учитывая это, вся система земельного кадастра является централизованной, и все решения, принимаемые ФКП Росреестра, обязательны для исполнения на всех уровнях кадастровых служб и во всех регионах.
Помимо этого, деятельность кадастровых служб регламентируется Федеральными законами. Основным нормативным актом является ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».