Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращение административных правонарушений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Производство по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение прекращается при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ. Орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по нему с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ.
Комментарий к ст. 28.9 КоАП
1. Возможность прекращения производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение связана с обстоятельствами, исключающими производство по делу. Сюда относятся: отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения, действия лица в состоянии крайней необходимости, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, установившего ответственность за данное правонарушение, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу и др. (ст. 24.5).
2. Дело об административном правонарушении прекращается путем вынесения мотивированного постановления, в котором изложены сущность дела и основания прекращения (ст. 29.10). Данное постановление вступает в силу с момента его вынесения.
Основания для прекращения дела
В соответствии с положениями ст. 24.5 Кодекса, производство по судебному разбирательству прекращается, если имеет место одно из нижеуказанных обстоятельств:
- невыявление в ходе следственных мероприятий события правонарушения;
- отсутствие законодательно установленного состава, предусмотренного для данного рода правонарушений. Сюда входит деяние лицом, не достигшим 18 лет, а также наличие факта психических отклонений у гражданина на момент наступления правонарушения – его невменяемость, повлекшая за собой противоправные действия, либо бездействие;
- в случае, если у лица не было иного выбора – при крайней необходимости;
- при наличии амнистии;
- при изменении положений закона, предусматривающих наказание за данного рода нарушения;
- при истечении установленных на законодательном уровне сроков исковой давности;
- в случае смерти виновного лица;
- если лицо уже амнистировано или осуждено по тому же преступлению при попытке повторного привлечения по делу;
- прочие случаи, которые устанавливаются на основании законодательных актов.
§ 20. Сроки рассмотрения дела
об административном правонарушении в суде
Общее правило — дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).
Исключение 1. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц (ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ).
Внимание. О продлении указанного срока судья, рассматривающий дело, выносит мотивированное определение (ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ).
Исключение 2. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).
Внимание. Общепризнанным является правило, согласно которому указанный срок пресекательным не является. Если он исчерпан, судья все равно рассматривает дело об административном правонарушении.
Исключение 3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56 КоАП РФ (глава 5 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на права граждан»), рассматриваются в 5-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ).
Внимание. Продление вышеуказанного срока не допускается (ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ).
Исключение 4. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее 5 суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).
Внимание. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).
Обжалование прекращения административного дела
На определение о прекращении производства по административному делу, в соответствии с ч. 3 ст. 195 КАС РФ, может быть подана частная жалоба, следовательно, указанное определение является самостоятельным объектом обжалования, на который распространяются нормы статей 313, 314 КАС РФ. Определение о прекращении производства по административному делу принимается в виде отдельного судебного акта и вступает в законную силу либо с истечением отведенного срока на обжалование, либо с момента рассмотрения соответствующей жалобы.
Частная жалоба на определение подается в вышестоящий суд по отношению к суду, вынесшим определение. В основной части указывается на то, в связи с чем и на основании чего, заявитель считает вынесенное судом первой инстанции определение незаконном, излагается мотивированная позиция, делаются ссылки на подтверждающие документы, приложенные к жалобе. В просительной участи заявитель жалобы указывает, что определение подлежит отмене. Суд апелляционной инстанции, рассмотрев жалобу, либо примет решение об оставлении определения о прекращении производства по административному делу без изменения или отменит определение, разрешив вопрос по существу.
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы (следует обратить внимание на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»:
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
имеются ли ходатайства и отводы.
В ред. постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006 г. № 12, от 11 ноября 2008 г. № 23, от 10.06.2010 г. № 13, от 09.02.2012 г. № 3. К законодательству об административных правонарушениях, которым следует руководствоваться при рассмотрении указанной категории дел, относится не только КоАП РФ, но и законы субъектов РФ, принимаемые в соответствии с КоАП РФ, по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов РФ. Законом субъекта не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации. Для дел о правонарушениях, за совершение которых предусмотрено лишение права управления транспортными средствами, КоАП РФ установлена альтернативная территориальная подсудность. Орган (должностное лицо), составивший протокол о таком правонарушении, вправе направить материалы на рассмотрение судье по месту учета транспортного средства КоАП РФ не содержит запрета на ведение протокола при рассмотрении дела судьей, поэтому в необходимых случаях возможность ведения такого протокола не исключается. Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, то судья вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Основания и порядок прекращения производства по делу об административном правонарушении
Существует два вида прекращения производства по делу об административном правонарушении: (а) прекращение производства до передачи дела на рассмотрение и (б) прекращения производства по делу по результатам его рассмотрения.
Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение регулируется ст. 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
«1. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 настоящего Кодекса.
1. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному ч. 2 ст. 24.5 настоящего Кодекса, со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности».
Другой комментарий к статье 28.9 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, исчерпывающий перечень которых определен ст. 24.5 КоАП, может быть выявлено органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, при осуществлении процессуальных действий, предшествующих рассмотрению дела: согласно п. 4 ст. 29.1 КоАП судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должны выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
Наличие или отсутствие указанных обстоятельств и прежде всего состава административного правонарушения может быть выявлено и при рассмотрении дела. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, судья, орган, должностное лицо по результатам рассмотрения выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 29.10 КоАП.
Другой комментарий к статье 29.9 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Частью 1 комментируемой статьи определен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых выносится постановление о прекращении производства по делу. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (см. комментарий к ст. 24.5 КоАП), может быть вынесено органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, до передачи дела на рассмотрение — в соответствии со ст. 28.9 КоАП, либо по результатам рассмотрения дела — согласно п. 2 ч. 1 комментируемой статьи.
2. В соответствии со ст. 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
3. За исключением административных наказаний в виде предупреждения, а также в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 28.6, ч. 2 ст. 3.10 КоАП, — административного штрафа и административного выдворения, назначение которых отнесено к ведению должностных лиц органов административной юрисдикции (см. п. 1 комментария к ст. 29.8), — все иные виды административных наказаний, указанные в ст. 3.6 — 3.9, 3.11 КоАП, могут быть назначены только судьей.
О протоколе об административном правонарушении и иных материалах дела см. п. 1 комментария к ст. 29.6.
4. По смыслу п. 1 ч. 2 комментируемой статьи орган, должностное лицо, не уполномоченные назначать административное наказание данного вида, должны передать дело судье, в орган, должностному лицу, к ведению которых отнесено назначение данного вида административного наказания.
О правовых критериях исчисления размера административного штрафа см. комментарий к ст. 3.5.
Административный штраф в случаях, определенных ч. 1 ст. 28.6 КоАП, может быть наложен уполномоченным должностным лицом на месте совершения административного правонарушения без составления протокола об административном правонарушении (см. комментарий к указанной статье).
5. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (мировыми судьями), органами, должностными лицами в пределах компетенции, установленной ст. 23.1 — 23.63 КоАП. Если по результатам рассмотрения дела выяснится, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица, выносится определение о передаче дела по подведомственности — судье, органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело. Судья, орган, должностное лицо в соответствии с п. 1 ст. 29.1 КоАП должны выяснить, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела при подготовке к его рассмотрению, однако вынесение определения о передаче дела на рассмотрение по подведомственности возможно только после рассмотрения дела.
Согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 по результатам рассмотрения дела судья арбитражного суда выносит решение, а не постановление, предусмотренное рассматриваемой статьей КоАП (о корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1).
Требования и порядок подачи заявления о прекращении дела об административном правонарушении
Заявление о прекращении дела об административном правонарушении, согласно статье 24.4 КоАП РФ, подается лицами, участвующими в деле, либо их представителем (подробно о субъектах административной ответственности рассказано в нашей отдельной статье). Документ должен быть направлен до вынесения решения по делу по существу.
С учетом коротких сроков рассмотрения административных дел рекомендуется подавать ходатайства либо непосредственно при рассмотрении дела судье (уполномоченному лицу), либо в канцелярию суда (приемную должностных лиц). Отправка по почте ходатайства также возможна, однако срок доставки письма может оказаться значительным, в результате чего дело уже будет рассмотрено при получении документа должностным лицом.
Наиболее эффективным способом подачи ходатайства является его непосредственная передача судье или уполномоченному лицу в момент рассмотрения дела. В этом случае всегда можно ответить на дополнительные вопросы, уточнить, что-либо скорректировать в документе и т. д.
При этом важно помнить, что заявление, согласно статье 24.4 КоАП РФ, в любом случае должно подаваться в письменном виде.
Статья 24.4 КоАП РФ определяет, что ходатайство о прекращении административного дела должно быть рассмотрено немедленно, однако на практике это не всегда возможно. Так, ходатайство, поданное утром в канцелярию суда, с учетом всех судебных формальностей будет рассмотрено в течение дня.
Сразу же после рассмотрения ходатайства по существу судья, как и иное должностное лицо, обязан вынести определение. В случае принятия положительного решения по поданному ходатайству дело подлежит прекращению. Если принято отрицательное решение, то в определении будет сказано, что заявление отклонено. При этом важно помнить, что любое принятое решение должно быть мотивированным.
Ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении
Скачиваем действующий Кодекс об административных правонарушениях РФ с изменениями 2021.
- сведения о счете (банке) адвоката по запросу органов предварительного следствия предоставляются только по решению суда
- последствия идентификации личности нотариусом
- Пленум ВС принял постановление по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях
- О действиях адвокатов при несвоевременном начале судебного заседания
- Пленум ВС о компенсации за нарушение права на судопроизводство или на исполнение судебного акта в разумный срок
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Обращение к квалифицированному защитнику по делу об отказе от медицинского освидетельствования
За пару дней до судебного заседания, доверитель по каким-то причинам стала сомневаться в квалификации юристов, к которым она обратилась до нас, и пришла за юридической помощью в нашу компанию. Изучив все материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прогноз перспективы дела был удручающим. Самой большой ошибкой, которую совершила доверитель, была попытка самостоятельной защиты своих прав в суде первой инстанции, без участия квалифицированного защитника. Доводы уже поданной апелляционной жалобы оставляли желать лучшего, были сформулированы не последовательно, скомкано и не понятно, хотя и содержали некоторые основания для отмены постановления суда первой инстанции.
Закрытие административного дела в связи с отсутствием состава преступления
Какова роль вступивших в силу 29 марта поправок в закон в арбитраже и в каком направлении будет развиваться система третейского разбирательства дальше, читайте в интервью с вице-президентом ТПП РФ.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Ваш голос важен в дискуссии по банкротству юр. лиц. Лекторы: В. В. Витрянский, В. В. Бациев, Е. Д. О прекращении уголовного дела в связи с примирением с потерпевшими? Суворов, О. Р. Зайцев, А. В. Юхнин.
Практика прекращения производства по делам об административных правонарушениях мировыми судьями Чувашской Республики за 2010 год
За 2010 год мировыми судьями Чувашской Республики рассмотрено 30559 дел об административных правонарушениях. Согласно данным, представленным районными судами Чувашской Республики, производство прекращено по 1323 административным делам с освобождением лиц от административной ответственности.
Необходимо отметить, что в основной массе производство по делам об административных правонарушениях прекращено обоснованно, однако правильность прекращения производства по отдельным делам вызывает некоторые вопросы.
Основной причиной прекращения дел об административных правонарушениях явилось малозначительность совершенного административного правонарушения. По данному основанию было прекращено 549 дела об административных правонарушениях.
Наибольшее количество дел об административных правонарушениях, производства по которым прекращены по данному основанию, имеется на судебном участке N 1 Ядринского района — 88, а также на судебном участке N 1 Мариинско-Посадского района — 28, на судебном участке N 7 Калининского района — 24, на судебном участке N 3 Калининского района г. Чебоксары — 21.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Однако анализ прекращенных по данному основанию административных дел показывает, что мировые судьи без достаточных на то оснований применяют правила, изложенные в ст. 2.9 КоАП РФ, не учитывая положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 (в ред. от 10.06.2010 г. ) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Так, постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Шемуршинского района производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении А. прекращено за малозначительностью совершенного правонарушения. В обоснование принятого решения указано, что при решении вопроса об административной ответственности мировой судья учитывает, что на момент рассмотрения настоящего дела, недостатки, изложенные в предписании главного государственного инспектора по пожарному надзору, А. устранены.