Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2.3. Требования к образуемым и изменённым земельным участкам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изменение границ земельного участка — комплекс мероприятий, направленных на уточнение размеров территории и при необходимости внесения изменений в действующую документацию. Документально это фиксируется только при условии фактического смещения территориальной зоны в ту или иную сторону.
Важное в процедуре изменения границ
Изменение границ земельного участка имеет свои особенности, которые заключаются в двух следующих способах:
- Без внесения корректировок в площадь территории. Представляет собой проведение межевых линий на местности с уточнением всех поворотных углов без сдвигов сторон участка. Возможно некоторое перераспределение земельных участков со сдвигом, в ходе которого площадь участка остается прежней. В таком случае границы могут передвигаться, как в длину, так и в ширину.
- С изменением площади. Такое возможно при объединении, разделении, а также выделении отдельной доли надела. В результате после проведения изменения границ появится новая площадь территории. В некоторых случаях один участок разделяется на две-три части. Обычно такое происходит при возникновении спорных вопросов между наследниками пая или придомовой территории. В случае выделения определенной доли, участок, из которого изъяли некую площадь, остается основным, а новый (доля) считается второстепенным.
Обратите внимание, что заказать изменение границ земельного участка может непосредственный владелец или человек, недовольный захватом площади. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо.
Как изменить границы после межевания?
Изменение границ участка после того, как процедура межевания уже была произведена, и в течение отведенного законом срока обращений от лиц, непосредственно заинтересованных в уточнении данных, не последовало подачи заявления, данные по участку, предоставленные по результатам межевания, вносятся в данные государственного реестра.
В такой ситуации при необходимости изменить границу в первую очередь собственник участка обращается в Росреестр для возможности внесения действительных сведений.
Стандартной процедурой является отказ в таком действии, поскольку порядок для образования межевого плана был соблюден.
Далее владелец надела для защиты своих прав обращается в судебный орган, где в результате рассмотрения заявления и приложенных документов определяют правомерность такого действия и кадастровый инженер из организации, куда обратиться собственник, выполняет составление нового межевого плана.
Если решение суда будет положительным, то с постановлением необходимо обратиться снова в Росреестр, специалисты которого на основании новых данных по границам участка должны внести сведения.
Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.
В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.
В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.
Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:
- Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
- копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
- кадастровой выписки об объекте недвижимости;
- кадастрового паспорта объекта недвижимости;
- кадастрового плана территории;
- в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.
- Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
- в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
- имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
- в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).
При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.
Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.
Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.
В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.
- Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
- признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
- установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
- обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
- Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.
Как согласовать границы участка с соседями?
В согласовании новых границ с владельцами смежных участков также поможет кадастровый инженер: он должен направить им извещения на почтовый или электронный адрес, также допускается согласование в индивидуальном порядке.
Если найти их не получается, кадастровый инженер публикует извещение в местной прессе. Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление.
Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. Если они не согласны, то могут направить свои возражения кадастровому инженеру. Возражения должны быть зафиксированы в акте согласования местоположения границ земельного участка, а также приложены к межевому плану.
Далее документы необходимо передать в Росреестр. При наличии обоснованных возражений учетно-регистрационные действия будут приостановлены, а решать разногласия соседям придется уже в суде.
Как уточнить границы участка?
Межеванием занимаются кадастровые инженеры. Именно они проводят все нужные измерения и расчеты. По закону, каждый кадастровый инженер обязан состоять в специализированной саморегулируемой организации (СРО). СРО контролируют деятельность своих членов и рассматривают жалобы заявителей, если кадастровые работы проведены с нарушениями.
Получить информацию о конкретном кадастровом инженере можно на сайте Росреестра в разделе “Государственный реестр кадастровых инженеров”. Там содержатся данные о наличии у него специального образования, квалификационного аттестата, подтверждение его членства в СРО. Кроме того, при помощи электронного реестра кадастровых инженеров можно узнать о результатах профессиональной деятельности специалиста.
Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. После ознакомления с результатами замеров, границы участка необходимо согласовать с владельцами смежных участков.
После этих работ кадастровый инженер составляет межевой план.
Выборочная судебная практика
К нам обратились доверители в количестве трех человек. Им на праве общей долевой собственности принадлежит дом на земельном участке. Земельный участок в начале 1990-х годов был разделен между доверителями по 7 соток каждому — иного 21 сотка. Однако границы на кадастровый учет поставлены не были. И вот, при попытке поставить границы на кадастровый учет было установлено, что во-первых, на территории при доме сформирован земельный участок, который на праве собственности принадлежит лицу, к дому никакого отношения не имеющему, а во-вторых, фактически занимаемый тремя доверителями земельный участок несколько больше, нежели общая номинальная площадь трех участков. В данной ситуации я обратился в суд с требованиями об изменении границ земельного участка моих доверителей для приведения площади их земельного участка к фактической и о снятии с кадастрового учета земельного участка, незаконно сформированного при доме моих доверителей. Факт постановки на кадастровый учет земельного участка ответчика был признан незаконным. И не только признан, но и доказан в ходе проведенной землеустроительной экспертизы. А вот в удовлетворении требования об изменении границ земельного участка доверителей было отказано — причем отказано обоснованно. Когда составлялось исковое заявление в суд у нас не было сведений о законности постановки на кадастровый учет земельного участка ответчика, а когда эти сведения появились — суд сняв спорный участок с кадастрового учета в своем решении указал на законную возможность во внесудебном порядке осуществить изменение границ земельного участка истцов, так как согласно полученным от администрации сведений, земельный участок при данном доме согласован даже в большей площади, нежели просили истцы. Все это сделало изменение границ земельного участка реальной не только в требуемых, но и в больших площадях. Понятное дело, что встречный иск процессуальных противников, которые просили признать границы их земельного участка, не был удовлетворен. Истринский городской суд Московской области.
К нам обратился доверитель. Проблема заключалась в том. что по наследству он получил земельный участок площадью 6 соток по документам, а в натуре земельный участок оказался порядка 10 соток. Оформив свои права на 6 соток, доверитель обратился за внесением изменений в реестр прав относительно площади своего земельного участка и получил обоснованный отказ. Логика тех кто отказал ясна: оснований предоставлять дополнительные 4 сотки не имеется. Однако судебное решение — является таким основанием. Доверитель обратился ко мне как к адвокату, а я обратился в суд на предмет изменения границ земельного участка доверителя. В рамках судебного производства никто из смежных землепользователей не смог доказать, что спорный территории принадлежат им, а администрация устранилась от решения проблемы. По итогам землеустроительной экспертизы (в этом деле пришлось ставить перед экспертами не стандартные вопросы, а вопросы применительно к конкретным обстоятельствам данного дела) решение было принято в пользу доверителя. Сергиево-Посадский городской суд. Решение вступило в законную силу без изменений после его обжалования со стороны местной администрации.
Особенности процедуры изменения границ земельного участка
Особенности процедуры прямо зависят от того, меняется ли площадь при изменении границ. Так, изменение контура без изменения площади заключается в уточнении всех поворотных точек заново и проведении межи между этими точками. Хоть площадь при этом не меняется, уточнение данных все же подразумевает согласование новой межи с соседями, проведение измерений и внесение изменений в кадастр.
Более сложной является процедура изменения без сохранения площади. Она потребует предоставить документы, доказывающие право на изменение площади при ее увеличении. Больше всего проблем возникает, если поворотные точки установлены неверно, и после уточнения необходимо изменять межу, которая уже была ранее согласована с соседями. В таком случае потребуются неоспоримые доказательства, порой доходит даже до судебных разбирательств. Уточнить границы земельного надела путем добавления площади при правильно проведенном начальном межевании можно, только если добавляется бесхозная земля, на которую не предъявляются претензии по собственности – и только в определенных границах.
Уточнение границ земельного участка с увеличением площади
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел Ваше обращение по вопросу изменения границ земельных участков и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Согласно пункту 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.
2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Необходимо отметить, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета, в том числе в случае, если:
1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора (пункт 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Таким образом, увеличение площади земельного участка при уточнении его границ в ходе дачной амнистии возможно не более чем на десять процентов в случае, если указанные границы не были определены в установленном законом порядке.
Кроме того, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Текст письма официально опубликован не был
По вопросу уточнения местоположения границ земельного участка, Письмо Минэкономразвития России от 27 апреля 2017 года №ОГ-Д23-4928
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) сообщает.В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.
N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.
Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Как видно из п. 1 ст. 43 Закона о регистрации недвижимости, основанием для уточнения границ является отсутствие или несоответствие этих сведений требованиям, которые установлены для них законом.
В тоже время, в законе нет какой-то одной статьи, в которой после фразы «Сведения об описании местоположения границ земельного участка должно отвечать следующим требованиям:» был бы приведен перечень этих требований. Всё как всегда размыто и туманно.
В первую очередь, к таким требованиям относится п. 8 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости, который предписывает определять границы земельных участков посредством определения координат характерных точек таких границ.
Далее п. 13 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости отсылает нас к Приказу Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места» (начал действовать с 01.01.2021 г.).
Этот приказ имеет специализированное описание и термины, поэтому выдержки из него цитировать не буду. Скажу лишь, что к определению координат характерных точек предусмотрен ряд требований по методам и точности их определения.
В третью очередь нужно понимать вообще любые нормы права, которые в разные периоды становления земельного законодательства определяли порядок образования и установления границ на местности.
На практике основания для уточнения границ земельных участков сводятся, как правило, к следующим случаям:
- Если участок стоит на кадастровом учете, но сведения о его границах в ЕГРН отсутствуют;
- Если внесенные в ЕГРН сведения о границах земельного участка являются недостоверными;
- Если внесенные в ЕГРН сведения о границах участка, определены в нарушении порядка образования участка, определения границ на местности, уточнения границ и т. п.;
- Если в сведениях о границах участка имеется реестровая (кадастровая) ошибка;
- Если координаты характерных точек границ участка определены с точностью ниже нормативной, либо сведения о точности координат в ЕГРН отсутствуют вообще;
- Если внесенные в ЕГРН сведения о координатах одной из характерной точки не позволяют однозначно вынести ее на местность.
Рассмотрим эти случаи подробнее.
Зачастую больше всего времени у кадастрового инженера уходит на сбор необходимой информации и ее предварительный анализ. Если в ЕГРН и в правоустанавливающих документах собственника нет сведений о проведенных границах, он обращается к архивам, госфонду данных, изучает карты.
Работы на местности назначаются не менее чем через 10 дней после изучения ситуации и составления техзадания для геодезистов. Это время необходимо, чтобы уведомить заинтересованных лиц о проводимых работах.
В среднем геодезисты проводят работы на участке в течение 1-3 дней. На обработку информации и составление межевого плана уходит еще 2-4 дня при условии, что не возникли земельные разногласия с соседями. Росреестр должен принять заявления и внести корректировки в ЕГРН в течение 10 дней.
Можно ли изменить границы земельного участка после межевания?
Закон гласит, что самовольно изменить границы, увеличить-уменьшить площадь надела по завершении геодезических работ нельзя. Допустим, вы решили расширить надел за счёт соседних пустующих земель, выровнять конфигурация ЗУ, оборудовать парковку рядом с въездной группой.
У вас должны быть обоснованные причины для «расширения»:
- Ищите правовые обоснования в статье Земельного кодекса РФ, которая регулирует правила «прирезки» соток.
- Вы намерены приобрести соседний участок в собственность и объединить его с имеющимся.
- Дробление одного участка на доли при дарении или вступлении в наследство.
- Кадастровые инженеры при проведении работ по размежеванию допустили грубую ошибку, перекрывающую разрешимую погрешность. Для садоводческих товариществ принята норма в шесть соток – допустимо изменение границ в пределах 60 квадратных метров. Земля под ИЖС в большинстве муниципалитетов ограничивается девятью сотками – погрешность 90 «квадратов».
Требования и документы
Согласно статье 22 пункт 10 ФЗ № 221 уточнение пограничных линий земельных наделов осуществляется на основании документа, подтверждающего право владения. При его отсутствии это может быть документ об образовании или выделении участка определенному лицу. Без этих бумаг нельзя подать заявку на установление точных границ земельной территории.
Для конкретизации размеров земельного участка потребуется вся имеющаяся на него документация:
- кадастровая выписка из Росреестра, которая содержит межевой план участка;
- свидетельство о праве владения;
- технический паспорт при наличии строений;
- паспорт и заявление собственника.
Все остаётся как прежде, но необходимо быть начеку
Первым делом Росреестр объяснил, что межевание с 1 января 2020 года будет осуществляться на добровольной основе, как и раньше, и никто не будет отбирать земельный участок, даже если вы не успели пройти эту процедуру до 31 декабря 2020 года. Второй признак ажиотажа был вызван, скорее всего, тем, что кадастровые инженеры решили по своему интерпретировать закон о земельных участках и новый закон о кадастровой недвижимости. Третий признак это банальная жадность, кадастровые инженеры все же хотели заработать денег на юридической малограмотности населения.
Межевание земельных участков с 1 января 2020 года
Далее Росреестр говорит, что в новом ФЗ-18 нигде не указано про сроки проведения межевания, а значит, все остаётся как прежде, но все-таки, есть определенная рекомендация, что нужно делать с земельным участком после этого периода. Официальный представитель Росреестра даже указал на такой факт, что Росреестр нигде ни на сайте, ни в публичных высказываниях не говорит об обязательном межевании земельных наделов.
Если в вашей выписке нигде нет информации про фактическое межевание, то вы спокойно можете пройти эту процедуру и после 1 января 2020 года, при этом государство не будет применять санкции к собственникам земельных участков.
Как изменить границы земельного участка после межевания — инструкция для землевладельцев
Пока границы вашего земельного участка «висят в воздухе»: не уточнены границы, координаты, не внесены данные в единый реестр, границы участка могут увеличиться или уменьшиться. Собственник заказывает межевание земель и вправе прирезать к наделу до 10 процентов площади. В редких случаях владельцы отказываются от лишней, на их взгляд, землицы и оставляют себе маленький участок чтобы не платить высокий земельный налог. Как изменить границы земельного участка после межевания? – спрашивают многие после проведения геодезических работ на своём ЗУ. Мы расскажем о нормах права, процедуре уточнения границ, оформлении земли после межевания.
Закон гласит, что самовольно изменить границы, увеличить-уменьшить площадь надела по завершении геодезических работ нельзя. Допустим, вы решили расширить надел за счёт соседних пустующих земель, выровнять конфигурация ЗУ, оборудовать парковку рядом с въездной группой.