Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Накопительная ведомость: считаем продукты питания в «1С»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Напомним, что с 2014 г. при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).
Закупка продуктов питания
С казенными учреждениями вопросов не возникает: они обязаны соблюдать положения данного Закона при осуществлении всех закупок, в том числе закупок продуктов питания (п. 5 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
А вот особенности его применения бюджетными учреждениями предусмотрены ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
В частности, согласно ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ. Учреждения вправе не использовать положения этого Закона при размещении заказов:
- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
- за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности от физических, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС).
Следует заметить, что из приведенных случаев для закупки продуктов питания подходит именно п. 3.
Итак, чтобы при размещении заказов не использовать Закон N 44-ФЗ (для указанных случаев), бюджетным учреждениям необходимо:
- разработать положение о закупках в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ);
- разместить указанное положение до начала года в единой информационной системе;
- руководствоваться этим положением в течение всего года в отношении организации закупок за счет вышеперечисленных средств.
Требования к питанию.
За питанием может быть организован контроль со стороны родительских комитетов, опекунских советов и других общественных организаций.
При организации питания рекомендуется предусмотреть следующие основные моменты (п. 4 Рекомендаций):
а) соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энерготратам обучающихся и воспитанников;
б) сбалансированность и максимальное разнообразие рациона питания;
в) оптимальный режим питания;
г) обеспечение в процессе технологической и кулинарной обработки продуктов питания их высоких вкусовых качеств и сохранения исходной пищевой ценности;
д) учет индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников (потребность в диетическом питании, пищевая аллергия и прочее);
е) обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;
з) соответствие сырья и продуктов, используемых в питании, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренным техническим регламентом о безопасности пищевой продукции, техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей, техническим регламентом на масложировую продукцию, Единым требованиям, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299, СанПиН 2.3.2.1940-05[2], СанПиН 2.3.2.1078-01[3].
Заполнение справочников
Начало учета питания следует начать с заполнения необходимых справочников.
Для начала обратимся к справочнику «Номенклатура». Для полного удобства рекомендуется создать отдельную папку для «Продуктов питания». Тогда для всех новых элементов этой группы тип номенклатуры будет присваиваться автоматически. По мере поступления продуктов в учреждение можно заносить новые элементы номенклатуры в справочник. Также в этот справочник необходимо внести еще одну новую папку, присвоив ей тип номенклатуры «Готовое блюдо». Для каждого блюда необходимо указать наименование, тип номенклатуры «Готовое блюдо» и единицу измерения (складскую). После записи данного элемента становится доступной закладка «Спецификация». В данном случае под спецификацией понимается состав продуктов питания, которые используются для приготовления данного блюда, с указанием количества расхода. Для каждой номенклатуры можно вводить несколько спецификаций. Спецификация представляет собой «рецепт» блюда. При заполнении спецификации необходимо указать наименование, номенклатуру (готовое блюдо, для которого вводится данная спецификация), количество/выход (в данном параметре указывается вес блюда, для которого указывается спецификация). Значение данного реквизита указывается в единицах измерения, заданных в карточке «Готовое блюдо». На закладке «Состав» указываются продукты, из которых готовится блюдо, причем в количестве, необходимом для приготовления одной порции блюда. Обратите внимание, что спецификация готового блюда не всегда точно соответствует составу блюда, и при вводе в программу имеет следующие особенности:
- расход продуктов в спецификации следует указывать в тех единицах измерения, в которых ведется учет продуктов питания;
- если для приготовления готового блюда согласно составу требуется использовать продукты-полуфабрикаты, то в спецификации блюда необходимо точно описывать все продукты и количество их расхода для изготовления данного блюда;
- расход продуктов следует указывать с учетом отходов.
Списание естественной убыли продуктов питания
В процессе приготовления пищи (готовой продукции) могут иметь место потери продуктов питания. Списание естественной убыли готовой продукции производится на основании оправдательных документов (актов) только по результатам проведенной инвентаризации.
Бюджетными учреждениями — получателями бюджетных средств естественная убыль списывается с кредита счета 0 105 37 440 в дебет счетов учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг в зависимости от того, где имело место применение готовой продукции (п. 27 Инструкции N 162н) [5]:
- 0 109 61 272 «Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;
- 0 109 71 272 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»;
- 0 109 81 272 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов».
Бюджетные учреждения, получающие субсидии, списывают естественную убыль готовой продукции с кредита счетов 0 105 27 440, 0 105 37 440 также исходя из смысла операции в дебет следующих счетов (п. 43 Инструкции N 174н) [6]:
- 0 109 60 272 «Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;
- 0 109 70 272 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»;
- 0 109 80 272 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»;
- 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов».
Поступление материальных запасов: типовые проводки
Вариант поступления материальных запасов в бюджетных учреждениях напрямую влияет на порядок составления бухгалтерских операций. Рассмотрим актуальные примеры.
Операция |
Дебет |
Кредит |
---|---|---|
Приобретение за плату |
||
Приняты к учету |
0 105 ХХ 340 |
0 302 34 730 |
Произведена оплата поставщику |
0 302 34 830 |
0 201 11 610 Оборот по забалансовому счету 18 |
Безвозмездное получение |
||
МЗ приняты к учету от головного учреждения |
0 105 ХХ 340 |
0 304 04 340 |
МЗ закреплены за организацией на праве оперативного управления |
0 105 ХХ 340 |
0 401 10 194 |
Изготовление готовой продукции |
||
Готовая продукция принята к учету по плановой себестоимости |
0 105 Х7 340 |
0 109 60 2ХХ |
Применение норм естественной убыли по продуктам питания
М. Волкова
Журнал «Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 11/2015
В статье идет речь о применении норм естественной убыли продуктов питания в части списания недостач, выявляемых по результатам проведения инвентаризации.
Многие учреждения здравоохранения, имеющие столовые для питания больных, закупают продукты питания, в процессе хранения и транспортировки которых возникают потери. В статье рассмотрен порядок применения норм естественной убыли по продуктам питания при выявлении недостач при проведении годовой инвентаризации.
Согласно п. 2.1 Методических указаний № 49 количество инвентаризаций продуктов питания, проводимых в отчетном году, а также даты их проведения устанавливаются руководителем учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Одним из таких случаев является проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года (п. 1.5 данных указаний).
В соответствии с п. 5.1 Методических указаний № 49 в случае выявления фактических недостач применяются нормы естественной убыли, установленные действующим законодательством.
Да, не стоит забывать и о расходах кухни на маркетинг: угощение гостей, комплименты, фотографии блюд. Эту норму желательно утвердить заранее, чтобы потом не удивляться непредвиденным расходам и недостачам.
Например, ввести «правило счастливого гостя»: на каждый день выделять 100 грн (250 руб.) и, если гость будет вдруг чем-то огорчен или недоволен, угощать его десертом, чаем или лимонадом.
Всегда старайтесь заранее планировать расходы на маркетинг и маркетинговую стратегию: утверждать разработку меню, проработку блюд для подачи, комплименты для гостей, печенье к чаю и т. д. Вы должны уделять подобному планированию максимум внимания, и тогда вам будет гораздо легче управлять этими расходами и вы сможете вовремя влиять на них. К тому же вы избежите многих проблем с анализом.
Статьи товарооборота |
Норма |
Закупка продуктов |
33% |
Расходы на персонал |
25% |
Аренда + коммунальные расходы |
12% |
Маркетинг |
10% |
Операционные расходы |
5% |
Административные расходы |
5% |
Операционная прибыль |
10% |
Норма зависит от концепции заведения, поэтому для разных типов могут быть небольшие отклонения.
Составляем акт списания продуктов питания — образец
Прежде чем приступать к списанию материальных запасов нужно провести инвентаризацию и определить перечень продуктов с истекшим сроком годности.
Результаты инвентаризации оформляются инвентаризационной описью (сличительная ведомость) по форме 0504087.
При заполнении инвентаризационной описи в графе 8 «Статус объекта учета» следует указать «Истек срок годности» или «Пришли в негодность», а в графе 9 «Целевая функция актива» — «Списать».
По сути дела данный документ является запросом на выдачу определенного количества продуктов, необходимого для приготовления нужного количества блюд. Составляется он ежедневно и учитывает нормы раскладки мяса, круп, овощей, фруктов и пр. на одну готовую порцию, а также число довольствующихся сотрудников.
Заполнение документа производится непосредственно в момент выдачи-получения продуктов питания. На основе меню-требования происходит списание продуктов, хранящихся на складе, и принятие их в пищеблоке.
Документ имеет унифицированную форму, поэтому его заполнение строго регламентировано. В него включены:
- данные о предприятии,
- структурном подразделении, которому требуются продукты,
- категории довольствующихся и численность персонала, исходя из которых рассчитывается количество запрашиваемых продуктов,
- а также их стоимость.
Основная часть документа формируется в виде таблицы, в которую вписываются:
- продукты,
- их количество,
- единицы измерения,
- код по классификатору,
- число и вес порций.
В документ нужно вносить только достоверные сведения, поскольку в дальнейшем при обнаружении в нем заведомо ложной информации, ответственные за заполнение документа лица могут понести серьезное наказание.
Заполнение меню-требования может происходить как в рукописном, так и в печатном виде.
ВАЖНО! Меню-требование должно быть в обязательном порядке удостоверено подписями руководителя предприятия и сотрудниками, ответственными за выдачу, прием и использование продуктов.
Приказ Минздрава СССР от 05.05.83 N 530
Специфика бюджетного учета продуктов питания определяется особенностями деятельности соответствующего бюджетного учреждения или структурного подразделения. В курсовой рассматриваются вопросы бюджетного учета продуктов питания в образовательных учреждениях. Представлены корреспонденции счетов: по формированию себестоимости готовой продукции, по учету реализации продуктов питания, предназначенных для перепродажи, по принятию к учету возвратной тары, по учету товарных потерь при транспортировке, по учету испорченных продуктов питания, по учету недостачи по итогам инвентаризации сверх естественной убыли.
Не секрет, что во многих бюджетных учреждениях, таких, как детские сады, школы, больницы, профессиональные училища, исправительные колонии и т.д. организовано питание и должен вестись учет продуктов питания. Такие организации осуществляют, прежде всего, плановое приготовление пищи, т.е. заранее составляется производственное задание, можно уже при составлении этого задания заранее рассчитать все и оформить все бухгалтерские документы. При этом должен составляться «План-Меню» на 2 (или даже 4 недели). В этом 2-х недельном цикле обеспечивается: разнообразие питания (неповторяемость блюд), соответствие принципам здорового и сбалансированного питания (есть такие принципы и такие контрольные таблицы) соответствие питания ценовым характеристикам (так как бюджет питания устанавливается заранее). Хорошо составленные «План-Меню» также обеспечивает небольшие колебания по цене и калорийности день ото дня, а также взаимоувязку завтраков и обедов (по временам приема пищи) с точки зрения здорового питания (в требованиях Минздрава рекомендуется на завтрак давать 25% суточного рациона, а на обед 35-40%). И, что немаловажно, это все должно быть еще и вкусно. Имея хороший «План-Меню» мы можем в граммах (!) рассчитать план расхода продуктов на будущие 2 недели.
Так же это питание должно быть и здоровым, а иногда — лечебным:
Суточный рацион должен соответствовать суточной потребности организма. Это касается не только калорий, но и основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), а также витаминов и микроэлементов;
Специальный термин «сбалансированное питание» обозначает соотношение белков, жиров и углеводов как 1: 1: 4;
Дополнительно к соответствию характеристикам химического состава рациона проверяют его структурно-качественный состав: какие продукты образуют пищу, т.е. проверяют натуральные нормы. Расчеты делают в «Накопительной ведомости расхода продуктов».
Организуя питание за счет бюджетных средств, мы должны вести учет численности питающихся, притом в некоторых случаях (а лучше всегда) — персональный! Поэтому у ответственного за питание должны быть:
По каждому льготно-питающемуся — свое «Дело» с копиями первичных документов;
Табели питания по месяцам;
Не говоря уже об ежемесячных «Отчетах по питанию».
Если обобщить все выше сказанное, то мы должны вести:
Учет продуктов;
Калькуляцию;
Планирование;
Учет стоимости;
Учет численности;
Учет пищевой стоимости.
Цели моей работы:
1. Показать, как учитываются продукты питания в бюджетных
2. Рассказать, как производится контроль продуктов питания в бюджетных учреждениях
Глава 1. Порядок организации учёта продуктов питания
Бюджетные учреждения при организации учета
1) Инструкция по бюджетному учету №148 Н
2) Положением о бухгалтерском учете и
3) Инструкцией Минфина РФ по бухгалтерскому учету в учреждениях и
4) Инструкцией о порядке учета операций, связанных с питанием учащихся в школах с продленным днем, группах продленного дня и интернатах при школах (утверждена приказом Минпроса СССР от 17.12.68 N 96).
При поступлении продуктов питания на склад полную материальную ответственность за прием, хранение и отпуск продуктов питания несет заведующий складом (кладовщик). Продукты питания необходимо хранить в специально оборудованных и приспособленных продуктовых складах (кладовых), овощехранилищах, обеспечивающих все условия для полной их сохранности, соблюдение санитарных норм и правил. Склады должны быть оснащены необходимыми весовыми приборами, мерной тарой, холодильными установками.
Во время приемки продуктов питания на склад учреждения производится проверка фактического соответствия ассортимента, количества и качества продуктов указанным в сопроводительном документе (накладной, акте и др.). Если при приемке продуктов питания обнаружены расхождения, то приемка приостанавливается и продолжается уже в присутствии комиссии, назначенной руководителем учреждения. По выявленным расхождениям составляется Акт о приемке материалов (ф. 0315004) в двух экземплярах: один экземпляр служит для принятия на учет продуктов питания, а второй — для направления претензионного письма поставщику (п. 12 Приказа N 530).
Получение продуктов питания оформляется распиской материально-ответственного лица в документах поставщика (товарной накладной). При централизованной доставке продуктов питания их приемку подтверждает не только расписка материально-ответственного лица в сопроводительном документе поставщика, но и штамп (печать) учреждения здравоохранения.
Товарная накладная с подписью материально-ответственного лица (кладовщика) является основанием для принятия к учету поступивших в учреждение продуктов питания. Товарная накладная поступает от материально-ответственного лица в бухгалтерию учреждения здравоохранения, после того как материально-ответственное лицо отразит все поступившие согласно товарной накладной продукты питания в Книге учета материальных ценностей (ф. 0504042). В ней ведется учет продуктов питания на складе путем отражения их поступления, расхода и вывода остатков по наименованиям, сортам в количественном выражении. На каждое наименование продукта питания открывается отдельная страница Книги.
Отпуск продуктов питания со склада (из кладовой) на пищеблок производится через шеф-повара (повара) на основании Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) (далее — Меню-требование), которое составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о количестве довольствующихся лиц. Меню-требование, заверенное установленными подписями лиц, ответственных за получение, выдачу и использование продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные графиком. Сведения из Меню-требования после проверки заносятся в ежемесячную накопительную ведомость по расходу продуктов питания. Согласно п. 19 Приказа N 530 Меню-требование составляется на основании сведений о наличии больных по состоянию на 9 часов утра текущего дня. Практически в учреждениях здравоохранения Меню-требование составляется накануне, а данные о количестве довольствующихся лиц собираются на определенное приказом руководителя время, например на 15 часов текущего дня.
Необходимо отметить, что в случае изменения количества больных по сравнению с данными на начало дня, указанными в Меню-требовании, свыше трех человек диетсестра пищеблока составляет расчет изменения потребности в продуктах питания. При увеличении потребности в продуктах питания на склад выписывается Требование-накладная (ф. 0315006), а при уменьшении потребности в продуктах питания излишки сдаются на склад согласно Требованию-накладной этой же формы с пометкой «Возврат».
Меню-требование и Требование-накладная прилагаются к реестру сдачи документов (расходов) и сдаются в бухгалтерию. Сотрудники бухгалтерии систематически проверяют полноту и правильность записей прихода и расхода продуктов питания в Книге учета материальных ценностей (ф. 0504042), заверяя их своей подписью (п. 17 Приказа N 530).
За продукты питания, находящиеся в пищеблоке, материальную ответственность несет заведующий производством или шеф-повар, а при отсутствии их в штате — повар, с которым заключается договор о материальной ответственности.
Контроль за использованием средств на питание сводится к проверке соответствия дневной стоимости питания больного утвержденным нормам.
- Учет в организациях общественного питания на примере ТОО «Адмира»
Задачи бухгалтерского учета в общественном питании. Международный опыт учета, ценообразование и калькуляция. Учетная политика в организации общественного питания ТОО «Адмира». Учет продуктов на производстве, реализации продукции общественного питания.
курсовая работа [95,8 K], добавлен 11.02.2014
- Учет товарных операций в предприятиях общественного питания на примере ООО Кафе «Хлеб»
Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в предприятиях общественного питания. Документальное оформление товарных операций. Синтетический и аналитический учет. Особенности учета операций в исследуемом предприятии общественного питания.
курсовая работа [138,1 K], добавлен 20.10.2019
- Учет продуктов питания в бюджетных учреждениях
Основные задачи бюджетного учета продуктов питания. Поступление продуктов питания в медицинское учреждение от предпринимательской деятельности. Основные документы, определяющие порядок организации учета продуктов питания в учреждениях здравоохранения.
реферат [34,9 K], добавлен 26.04.2010
- Учет и отчетность на предприятиях общественного питания
Цены и ценообразования на предприятиях общественного питания. Задачи и организация бухгалтерского учета продуктов, товаров, тары и реализации готовой продукции. Использование кассовых чеков для распределения обедов работникам производственного цеха.
реферат [52,3 K], добавлен 15.03.2011
- Методики учета расходов на предприятиях общественного питания
Экономическая сущность издержек обращения на предприятиях общественного питания. Синтетический учет расходов предприятий общественного питания. Совершенствование бухгалтерского учёта издержек обращения в условиях автоматизированной обработки информации.
дипломная работа [93,5 K], добавлен 08.06.2011
- Особенности бухгалтерского учета и анализ производства и реализации продукции на предприятиях общественного питания
Бухгалтерский учет материальных запасов в организациях общественного питания, эффективность их использования, резервы по увеличению и мероприятия по внедрению. Документальное оформление, учет производства и реализации продукции ООО «Пилот Авто».
дипломная работа [134,1 K], добавлен 11.04.2012
- Организация и особенности бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания
Специфика хозяйственной деятельности и особенности учета производства продукции предприятий общественного питания. Порядок документального оформления и учет поступления товаров. Образование продажной цены, ее калькулирование, реализация продукции.
курсовая работа [42,0 K], добавлен 13.02.2011
Калькуляция и списание продуктов
Из двух перечисленных выше форм акт ТОРГ-16 имеет более широкий спектр потенциального применения, поскольку ориентирован на списание товаров в принципе, а не на конкретную ситуацию (порчу, бой товаров).
Заполнение акта списания испорченных по какой-либо причине продуктов с использованием шаблона ТОРГ-16 не представляется сложной задачей.
В нем помимо общих реквизитов фирмы должны быть указаны:
- даты поступления продуктов и их списания;
- сведения о списываемом продукте (наименование, единица измерения, количество, масса, цена и стоимость);
- причина, по которой продовольствие подлежит списанию.
В конце документа приводится суммарная стоимость списываемых товаров.
Под указанными сведениями ставят свои подписи все члены комиссии, которые вынесли решение о списании продуктов, а также материально ответственное лицо.
Образец заполнения ТОРГ-16 можно скачать по ссылке ниже.
Единой формы для этих целей не установлено законом. Хотя о некоторых правилах все-таки нужно знать. В постановлении Госкомстата указано, что рекомендованными шаблонами для списания продуктов являются формы ТОРГ-15 и ТОРГ-16. Именно эти бланки до 2013 года считались обязательными для списания товара и оформления его порчи. Однако это вовсе не запрещает организациям разрабатывать и утверждать свой собственный бланк. Практика показывает, практически во всех ситуациях используются уже имеющиеся формы. Они считаются достаточно удобными и понятными. Кроме этого, сюда можно вносить дополнительные сведения, если в этом возникнет необходимость.
Как правило, данный акт используется на предприятиях, которые занимаются производством и транспортировкой продуктов, их продажей и хранением. Соответственно, к этой категории относятся различные магазины, склады, торговые центры, пищевкусовые предприятия. Если продукты не продались в период действия срока годности, они подлежат списанию. Эта процедура сопровождается оформлением специального акта.
Как можно догадаться, продажа такого товара станет причиной серьезных проблем с законом. Самое незначительное наказание, которое грозит организации, предусматривает достаточно крупный штраф. Именно поэтому непотребные продукты списываются. По сути, они возвращаются менеджерам и другим представителям поставщиков и производителей. Именно они и определяют дальнейшую судьбу продуктов. Такие действия имеют массу преимуществ:
- положительное влияние на экологическую обстановку;
- возможность отправить неликвид на переработку;
- уменьшение мусора на свалках, так как списанный товар не выбрасывается в мусорные баки;
- снижение риска распространения опасных инфекций.
Как правило, если речь идет об утилизации, подразумеваются продукты питания, у которых срок годности уже закончился. Это естественно, ведь такой товар уже продавать запрещено. Однако списывать продукты могут и по другим причинам:
- обнаружен производственный брак;
- герметичность упаковки была нарушена;
- испорченная упаковка;
- продукты хранились в ненадлежащих условиях;
- внешний вид продукта вызывает сомнения в его качестве;
- товар является потенциально опасным для здоровья;
- продукция считается запрещенной на территории РФ.
На завершающем
Когда происходит списание, необходимо определить причину. Например, если товар не продан до окончания срока его действия, это будет считаться убытком, который несет данная организация. По сути, это естественная убыль. Если выявится, что товар поврежден, например, по вине перевозчика, то претензии будут предъявляться к нему. Нередко выявляется, что товар имеет заводской брак. Такую продукцию производитель заменяет.
Один человек не может принять решение о том, что продукты необходимо списать. Ведь на некоторых товарах, например на овощах, нет срока годности. Соответственно, определять качество товара приходится при помощи визуального осмотра. Для этого создается специальная комиссия. В ее составе обычно находится бухгалтер, руководитель организации, товаровед. Не исключена возможность привлечения сторонних экспертов. Например, если есть подозрения в заводском браке, производитель присылает своего представителя.
Также имеются надзорные органы, которые проводят независимую оценку, выдавая письменное заключение. Еще до того, как продукты будут утилизированы, проводится их досрочная инвентаризация. Этим также занимаются специалисты, входящие в состав комиссии. Как можно догадаться, товар подлежит списанию, если он становится непригодным для употребления. Но при этом обязательно нужно выявить причину, по которой продукцию нужно списывать. Ведь именно это будет влиять на порядок учета.
Как уже было сказано, для оформления акта имеется две формы. Но ТОРГ-16 является более подходящей. Этот бланк ориентирован не на конкретную ситуацию, а на общее списание товара. Здесь имеются графы для необходимых реквизитов. Поэтому с заполнением не должно возникнуть никаких проблем. Достаточно лишь внести нужную информацию в соответствующие поля.
Правила оформления, обязательные пункты
Составлять акт необходимо в трех экземплярах. Один отправляется в общий архив учреждения, второй находится в бухгалтерском отделе. Третья копия выдается на руки сотруднику, который был ответственным за данную продукцию. При определенных обстоятельствах Роспотребнадзор может потребовать провести списание продуктов. В этом случае данная структура также должна получить копию акта.
- Бухучет и отчетность
- Налоги
- Трудовое право
- Гражданское право
- Госзакупки
- Бюджетный учет
Учет посуды на предприятии: проводки
Нужно учитывать посуду даже тогда, когда она принимается организацией без осуществления оплаты. Когда посуда не является собственностью государственного предприятия, а эксплуатируется им на основании договорных отношений, ее стоимость берется из договора и принимается к учету в полной мере. В случае, когда посуда покупалась за валюту другого государства, оценочные операции проводятся в рублях по актуальному курсу Центрального Банка РФ на тот момент, когда посуда оплачивается.
В первом случае оформляется требование-накладная (ф.0315006). Во втором случае ведомость их передачи (ф.0504210) в пользование послужит и поводом к списанию непосредственно в день осуществления передачи. Акты, заполняемые при списании ценностей, служат поводом к оформлению списания средств бухгалтером. Ответственное за целостность посуды лицо учитывает ее в Книге по форме 0504042 или в Карточке по форме 0504043 учета мат.ценностей предприятия.
Как правильно вести учет медикаментов
Отвечает эксперт службы правового консалтинга компании «Гарант» Анна Киреева:
Рассмотрев вопрос мы пришли к выводу, что учет медикаментов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения от старшей медицинской сестры на пост осуществляется в порядке, определенном учетной политикой учреждения.
При организации бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями:
— инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н;
— федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 г. № 256н;
— инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 г. № 174н.
Кроме того, в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам, учреждения здравоохранения могут использовать положения инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 г. № 747, которая не утратила силу. Например, опираясь на положения инструкции № 747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медназначения в бюджетных учреждениях здравоохранения.
Отметим, что следует различать бухгалтерский и «специальный» учет медикаментов. Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения осуществляется медучреждением согласно ст. 58.1 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В частности, данной нормой устанавливаются перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а также порядок их «специального» учета и соответствующие документы. Кроме того, особенности предметно-количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II инструкции № 747.
П. 45 инструкции № 747 предусмотрено, что стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (кабинеты) учреждения, списывается в расход. Данная норма может быть обусловлена тем, что лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности: ядовитые лекарственные средства – 5-дневной, наркотические – 3-дневной, все остальные – 10-дневной (п. 19 инструкции
№ 747). А также в отделении (кабинете) не допускается создание запасов лекарственных средств сверх текущей потребности (п. 11 инструкции № 747).
Наряду с этим списание материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основании положений инструкций №№ 157н, 174н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.
При этом важен вопрос момента списания материальных запасов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения и закрепляется в учетной политике учреждения. При принятии решения о моменте списания лекарственных препаратов учреждению следует избегать крайностей и учитывать, что они делятся на потребляемые и непотребляемые. Кроме того, желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. Например, не вызывает сомнения значимость особого учета наркотических средств.
При этом следует понимать, что действующие нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами; а также имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.
Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.
Таким образом, в медицинском учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче со склада в отделение, так и по факту оказания медицинской услуги. Если в учреждении принимается решение о списании с бухгалтерского учета медикаментов непосредственно по факту оказания медицинской услуги, то в таком случае медикаменты, переданные старшей медицинской сестре, продолжают учитываться на счете 105 01 до момента их списания. На основании сведений, получаемых медсестрой с поста с периодичностью, установленной учреждением (но не реже 1 раза за интервал, для которого установлен размер текущей потребности), она фиксирует дату выбытия медикаментов, которой затем отражается их выбытие в бухгалтерском учете. Иными словами, в бухгалтерском учете отражается списание по счету 105 01 в порядке абзаца 1 п. 37 инструкции № 174н.
Выбытие медикаментов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом – Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином России (п. 34 инструкции № 157н). Таким актом может быть Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). К нему, в частности, могут прикладываться документы, на основании которых осуществляется фактическое расходование лекарственных средств (приложение № 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 г. № 52н). То есть документы по «специальному» учету медикаментов.
Для целей отражения в учете остатков медикаментов, переданных на пост, может быть предусмотрено ведение дополнительного аналитического учета на счете 105 01 медикаментов, переданных старшей медсестрой непосредственно в отделение. Например, медикаменты учитываются на балансовом счете 105 01 с указанием материально ответственного лица – старшей медсестры. При их передаче в отделение отражается их внутреннее перемещение со сменой аналитики, например, «медикаменты на посту». Списание медикаментов в бухгалтерском учете со счета 105 01 в таком случае будет также производиться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), составленного по данным, представленным старшей медсестрой.
Следует отметить, что подобный вариант учета является правом, а не обязанностью учреждения. Конкретное решение о порядке учета и списания медикаментов принимается медорганизацией и закрепляется в рамках формирования ее учетной политики. Принимая такое решение, необходимо сопоставить возможные трудозатраты с полученным результатом.
На основании изложенного в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
- Дебет 0 105 01 340 (медикаменты, выданные на пост) Кредит 0 105 01 340 (медикаменты у старшей медсестры) – отражены выданные на пост медикаменты.
- Дебет 0 109 60 272 Кредит 0 105 01 440 (медикаменты, выданные на пост) – отражено списание фактически израсходованных медикаментов, формирующих себестоимость конкретной услуги, непосредственно по факту оказания медицинской услуги.
Можно ли уничтожить лекарственные средства самостоятельно
Закон разрешает самостоятельную утилизацию лекарственных средств их собственникам при одновременном соблюдении таких условий:
- владелец не является производителем ЛС;
- партия, подлежащая утилизации, небольшая по объему.
Чаще всего эта ситуация возникает в аптечных учреждениях.
Утилизировать ЛС нужно в установленном Инструкцией порядке, определенном для каждого типа уничтожаемых лекарственных средств:
- жидкие лекарства необходимо сильно развести водой (не менее, чем 1:100) и вылить в канализационные стоки;
- таблетки, которые растворяются в воде, требуется растереть в порошок, который также растворяют в воде и выливают;
- мази и нерастворимые лекарственные формы нужно сжечь;
- обломки ампул, коробки, конвалюты, флаконы и др. утилизируются как бытовой мусор (выбрасываются)
К СВЕДЕНИЮ! Если уничтожаемые вещества являются взрывоопасными или легко воспламеняемыми, их самостоятельная утилизация запрещена.