Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В статьях 163 и 212 ТК РФ указано, что работодатель должен организовать условия сотрудникам для исполнения ими трудовых функций. Он также обязан обеспечить обязанность работы. Однако в НК РФнет перечня трат, которые можно отнести к ОТ. По этой причине у работодателя иногда возникают затруднения. В частности, встает вопрос о том, можно ли относить к ОТ приобретение воды. Ведь она нужна для обеспечения адекватных условий труда.
Как разработать план мероприятий по охране труда для бюджета организации на очередной финансовый год
Как разработать план мероприятий по охране труда для бюджета организации
на очередной финансовый год
Для планирования затрат на охрану труда на следующий год, специалист по охране труда или руководитель службы охраны труда:
1) анализирует расходы на охрану труда за предыдущие три года;
2) составляет план мероприятий по охране труда;
3) составляет смету расходов на мероприятия по охране труда;
4) согласовывает и утверждает смету у руководителя.
Анализ расходов на охрану труда за предыдущий год
Для проведения анализа расходов на охрану труда за предыдущие года используются:
— расшифровка расходов на охрану труда и сумме затрат на производство продукции, услуг, которая запрашивается в бухгалтерии за соответствующий период;
— карты спецоценки условий труда;
— мероприятия по устранению причин несчастного случая;
— предписания надзорных органов;
— иные документы: договоры на закупку средств защиты, на проведение медосмотров и специальной оценки условий труда; расходы на обучение сотрудников в учебных организациях за прошлые годы, план обучения на очередной год.
Смета расходов по охране труда
На основании анализа расходов на охрану труда составляется смета, в которой указываются конкретные мероприятия, расходы на единицу учета и общая стоимость.
Внимание: минимальная сумма расходов на мероприятия по охране труда – не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции, работ услуг (ч. 3 ст. 226 ТК РФ).
Таблица. Бюджет на охрану труда
Номер мероприятия |
Вид мероприятия по охране труда |
Сумма (руб.) |
1. |
Специальная оценка условий труда |
|
2. |
Мероприятия по улучшению условий труда по итогам спецоценки |
|
3. |
Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры |
|
4. |
Обучение, инструктажи, проверка знаний по охране труда работников |
|
5. |
Обучению оказанию первой помощи пострадавшим на производстве |
|
6. |
Обучение работников, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов |
|
7. |
Оснащение кабинетов и учебных классов по охране труда, проведение конкурсов по охране труда |
|
8. |
Издание инструкций по охране труда |
|
9. |
Приобретение профессиональных изданий для специалиста по охране труда |
|
10. |
Приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты |
|
11. |
Приобретение смывающих и обезвреживающих средств |
|
12. |
Хранение и уход СИЗ |
|
13. |
Возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профзаболеваниями |
Расчёт размера финансирования мероприятий по охране труда
В соответствии с нормами федерального российского законодательства, периодом для расчета выступает отчетный календарный год. Законодательством установлен порядок определения системы определения суммы, которая способна дать положительный результат, в том числе экономический (рост производства и пр.) после реализации поставленных целей и задач.
Как осуществляется финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, указано в законодательстве РФ. Трудовым законодательством предусмотрена сумма финансирования, которая является минимальной (0,2 от суммы производственных затрат). При несоблюдении правил предусматривается административная ответственность со всеми вытекающими последствиями.
Финансирование мероприятий – ключевой этап для улучшения условий охраны труда. Порядок расчет необходимого объема средств регулируется нормами российского законодательства. При нецелевом использовании наступает административная ответственность.
Планирование работ по охране труда бывает перспективным, текущим и оперативным.
Основной формой планирования работы по охране труда является разработка комплексных планов улучшения условий труда и комплекс санитарно-оздоровительных мероприятий.
Комплексные планы разрабатываются по материалам аттестации рабочих мест по условиям труда, их санитарно-технического состояния, анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Мероприятия по охране труда оформляются разделом в коллективном договоре.
Коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации.
Соглашение по охране труда ежегодно заключается между работодателем и представителями работающих.
Соглашение об охране труда – правовой акт, содержащий обязательства по улучшению условий труда, планированию и проведению мероприятий.
В соглашение включаются положения:
-
об оплате и условиях труда, режиме труда и отдыха;
-
о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен и уровня инфляции;
-
о доплатах компенсационного характера по условиям труда;
-
об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве;
-
о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей.
Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо дня, установленного в соглашении. Срок его действия не должен превышать трех лет.
Внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному согласию сторон. Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями.
Комментарий к Статье 226 ТК РФ
Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.
В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.
Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.
В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.
Другой комментарий к статье 226 ТК РФ
§ 1. Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в бюджете РФ, в бюджетах субъектов РФ, городских, районных бюджетах, бюджетах поселков и сельских населенных пунктов, прибыли (доходов) предприятий, а также из фондов охраны труда. Работники предприятия не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.
Фонды охраны труда формируются на трех уровнях: Федеральный фонд охраны труда, территориальные фонды охраны труда и фонды охраны труда предприятий, организаций.
Новая редакция комментируемой статьи указывает, что финансирование мероприятий по охране труда может производиться также и за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
§ 2. Предприятия ежегодно по коллективным договорам или соглашениям выделяют на охрану труда необходимые средства. Они должны расходоваться исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда.
Закон устанавливает, что размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (за исключением унитарных предприятий и федеральных учреждений) составляет не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
§ 3. Расходование средств фондов охраны труда и выделенных для нее материалов на другие цели запрещается. Те предприятия, которые используют эти средства не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в фонд охраны труда предприятия в размере до 100% средств, затраченных не по назначению, и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда.
Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначенных на охрану труда, и своевременно могут соответствующим образом реагировать, если установят, что средства используются не по назначению.
§ 4. Работник никаких расходов на охрану труда и улучшение условий труда не несет.
Комментарий к статье 226 ТК РФ
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Также финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
На федеральном и региональном уровнях могут формироваться целевые фонды, направленные на улучшение охраны труда. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 868 разрешено создание объединенного фонда софинансирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования для предоставления субсидий территориальным фондам обязательного медицинского страхования в целях проведения дополнительной диспансеризации граждан в возрасте 35 — 55 лет, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях, в 2006 г.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 4. Ст. 377.
В 2010 г. было принято Постановление Правительства РФ от 29.01.2010 N 33 «О финансовом обеспечении в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» и утвержден Приказ Минздравсоцразвития России от 05.02.2010 N 64н «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» . Аналогичные Правила на 2011 г. утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 11.02.2011 N 101н .
———————————
СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 539.
РГ. 2010. 24 марта.
РГ. 2011. 30 марта.
Фонды охраны труда могут образовываться на основе обязательств принимаемых тарифных и региональных соглашений о добровольном выделении целевых средств для реализации мероприятий по охране труда.
Субъекты РФ могут формировать фонды охраны труда за счет средств, выделяемых в бюджете субъекта целевым назначением отдельной строкой.
Ежегодно в соответствии с коллективными договорами и соглашениями работодателем выделяются на охрану труда необходимые средства, которые должны расходоваться исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда. Те предприятия, которые используют эти средства не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в фонд охраны труда предприятия в размере до 100% затраченных не по назначению средств и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ внесены изменения в комментируемую статью, устанавливающие типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, реализуемых работодателем в указанном размере. Такие изменения обусловлены тем, что ранее отсутствие указанного перечня приводило к использованию некоторыми работодателями средств, выделенных на финансирование мероприятий по охране труда, на финансирование других мероприятий, не имеющих отношения к улучшению условий труда на рабочих местах. Законодательное закрепление состава мероприятий по улучшению условий и охраны труда в типовом перечне позволит упорядочить их осуществление, повысить эффективность и снизить коррупционные риски при осуществлении государственного надзора за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.07.2000 N 507 «О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда» (в ред. от 28.07.2006) средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда, могли быть использованы частично на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 46 БК средства, полученные от штрафов за нарушение трудового законодательства РФ, должны быть зачислены в федеральный бюджет в полном объеме.
———————————
СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3095; 2004. N 29. Ст. 3055; 2006. N 32. Ст. 3575. Действие данного Постановления было приостановлено до 1 января 2007 г.
Юридические лица — налогоплательщики за улучшение условий труда работников в соответствии с НК пользуются налоговыми льготами. К таким улучшениям относятся: обеспечение необходимого уровня техники безопасности, расходование средств на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, и др.
Работники не несут никаких расходов по финансированию мероприятий, направленных на улучшение условий и охрану труда.
Что учесть при подготовке плана
К наиболее важной процедуре принято относить правильное составление и утверждение сметы расходов на следующий отчетный календарный год. Размер затрачиваемых средств напрямую зависит от следующих факторов:
- специфика деятельности предприятия;
- наличие либо отсутствие предписаний от государственного контролирующего органа;
- целесообразность и необходимость проведения специальной оценки;
- комплекс мер, который направлен на модернизацию производственного оборудования.
При разработке стоит уделять внимание реальной сумме финансирования
При составлении специально утвержденной рабочей группой комплекса мер с целью определения конкретного перечня мероприятий и одновременной их оптимизации необходимо:
- Тщательно анализировать тот комплекс мер, который был реализован в прошлом отчетном периоде с целью правильной оптимизации.
- Анализировать имеющиеся расходы.
- Составить подробный план проведения процедуры – прописать все особенности. Каждый работник (его место) обязательно берется во внимание – могут рекомендовать специалистам комплекс мер.
- Подготовить структурированную смету финансовых затрат.
- Согласовать и утвердить смету с вышестоящим руководством и начальниками структурных подразделений компании. При необходимости вносится изменение. Финансироваться в таком случае предстоит по-другому.
Прежде чем приступить к процедуре планирования и заполнить форму, необходимо подробно анализировать:
- затраты на охрану труда и производство товаров и услуг или прочей продукции;
- карту специальной оценки условий труда;
- 8-ого раздела акта о расследовании ранее возникших несчастных случаев;
- всех без исключения имеющихся предписаний уполномоченного государственного надзорного органа;
- подписанных договоров на закупку специальных средств индивидуальной и комплексной защиты;
- установленного графика проведения медицинских осмотров;
- процедуры обучения наемного штата сотрудников.
Строительная организация провела оценку профессиональных рисков и выделила наиболее опасную деятельность внутри компании — работы на высоте. После выявления риска все работы будут незамедлительно остановлены. Параллельно с этим разрабатывается план мероприятий, включающий внесение изменений в технологический процесс, оснащение сотрудников СИЗ и средствами коллективной защиты, обучение и тестирование персонала, ежедневный контроль и другие необходимые меры.
Функционирование возобновляется только после того, как будут проведены все ликвидирующие опасности мероприятия. Такой подход предполагает гибкое бюджетирование. В таких условиях работодатель готов выделять ресурсы, руководствуясь не просто требованиями законодательства, а реальными потребностями.
Конечно, размеры затрат будут значительно превышать установленный стандарт 0,2%, но вложенные средства будут работать более эффективно, минимизируя все возможные риски и опасности.
Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда на предприятии
Исчерпывающий перечень действий, которые планируется направить на улучшение условий труда, закрепляется нормами законодательства России. Среди наиболее значимых выделяют следующие:
- процедура оценивания текущих условий труда;
- модернизация производственного оборудования;
- установка (монтаж) системы защиты оборудования от воздействия внешних факторов;
- модернизация (совершенствование) системы оповещения наемного персонала и сигнализации;
- обеспечение всех сотрудников специальными индивидуальными и коллективными средствами защиты – спецодежда обязательно изготавливается на территории России и только из отечественных материалов;
Комментарий к ст. 225 TК РФ
1. Все работники организаций, в том числе и руководители, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда по Типовой программе обучения по охране труда (для руководителей предприятий и членов комиссий по проверке знаний), утвержденной Минтрудом РФ 12 января 1996 г. (СПС «КонсультантПлюс»).
2. Вопросы, связанные с обучением и профессиональной подготовкой в области охраны труда, нашли свое отражение в Постановлении Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (БНА РФ. 2003. N 17).
Финансирование мероприятий по охране труда
В статье 226 Трудового кодекса РФ отражены нормы и порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Для реализации этого направления государственной политики органы государственной власти РФ в сфере охраны труда наделены полномочиями разрабатывать и реализовывать федеральные целевые и отраслевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств федерального бюджета.
Органы государственной власти субъектов РФ полномочны принимать участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств бюджета субъектов РФ.
Порядок планирования и финансирования мероприятий по охране труда
Предусмотренные выше мероприятия включаются в коллективный договор (соглашение по социальным вопросам и охране труда в колхозе) с учетом данных комплексного плана улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, паспорта санитарно-технического состояния условий труда в цехах и на производственных участках, анализа причин производственного травматизма и заболеваемости, предложений рабочих, служащих, органов государственного надзора и технической инспекции труда. Соглашение по охране труда (соглашение по социальным вопросам и охране труда в колхозе) составляют по прилагаемой форме.
Мероприятия по охране труда должны быть обеспечены проектно-сметно-конструкторской и другой технической документацией, финансированием и материальными ресурсами (фондами на материалы и оборудование, лимитами на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы и т. д.). Мероприятия по охране труда финансируют предприятия, организации, учреждения, колхозы за счет цеховых и общепроизводственных (эксплуатационных) расходов (накладных расходов в строительных организациях и на стройках, осуществляемых хозяйственным способом), если мероприятия носят капитальный характер; расходов бюджетных организаций и учреждений, если мероприятия носят некапитальный характер. Расходы, необходимые для создания безопасных условий труда при выполнении хоздоговорных научно-исследовательских работ, предусматриваются в плановых калькуляциях (сметах) затрат на эти работы;
амортизационного фонда, предназначенного на капитальный ремонт, если мероприятия проводят одновременно с капитальным ремонтом основных средств;
банковского кредита, если мероприятия входят в комплекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники или расширению производства;
государственных капитальных вложений, включая фонд развития производства, если мероприятия капитальные.
На проведение мероприятий по охране труда в масштабе отрасли, включая проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, разработку типовых инструкций, отраслевых стандартов, правил, создание диафильмов и кинофильмов по охране труда, по пропаганде в области охраны труда и т. д. предприятия, организации, учреждения ежегодно отчисляют в фонд министерства (ведомства) не менее 5 % стоимости мероприятий по охране труда, финансируемых за счет эксплуатационных расходов. Расходование этих средств Министерством осуществляется по согласованию с ЦК профсоюза.
Денежные средства и материальные ресурсы, предназначенные на выполнение конкретных мероприятий по охране труда, запрещается использовать на другие цели. Денежные средства и материальные ресурсы, сэкономленные в результате проведенных мероприятий, могут по согласованию с комитетом профсоюза предприятия, организации, учреждения, колхоза расходоваться на проведение дополнительных мероприятий по охране труда.
Отчеты об освоении средств на мероприятия по охране труда составляют по форме, утвержденной ЦСУ СССР в установленном порядке.
Планирование и финансирование мероприятий по охране труда
В соответствии с законодательством РФ об охране труда установлена типовая сводная номенклатура мероприятий по ОТ. Согласно этому постановлению ежегодно на предприятиях заключаются коллективные договоры о взаимных обязательствах администрации и коллектива рабочих и служащих по многим вопросам труда, быта и культуры. Обязательства по охране труда оформляются в виде номенклатуры мероприятий, которые прилагаются к коллективному договору и включают в себя мероприятия:
1. по предупреждению несчастных случаев, заболеваний;
2. по общему улучшению условий труда.
Затраты на номенклатурные мероприятия по охране труда относят к цеховым и общезаводским расходам, которые включают в себя такие работы как: установка предохранительных защитных приспособлений, блокировок, автоматических отключателей, сигнальных устройств, механизация разлива ядовитых и легко воспламеняемых веществ, устройство новых и реконструкция действующих вентиляционных систем, воздушных завес, установка систем контроля воздушной среды, освещения, душевых, гардеробных, прачечных, химчисток, оборудование кабинетов и уголков ОТ.
Чем регламентируются мероприятия по охране труда?
В Приказе 181н приведены все возможные мероприятий по охране труда, поэтому их называют типовыми. Условно их можно разделить на организационные санитарные и технические.
Последовательность их выполнения расставляется в соответствии с приоритетом. Чаще всего из этого списка реализуется лишь малая часть. Все зависит от специфики. Чем сложнее и опаснее отрасль, тем большая часть из этого списка необходима к реализации.
Поэтому конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.
Важно отметить, планирование мероприятий по охране труда предусмотрено типовым положением 438н от 19.08.2016 г. для осуществления функционирования системы управления охраной труда на предприятии.