Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общая характеристика системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По большей части особенности системы пенсионной направленности определяются лежащими в ее основе специальными принципами финансирования, которые в свою очередь подразделяются на распределительные и накопительные. На данный момент времени в Российской Федерации в результате проведенной определенной реформы система пенсионного характера носит смешанный характер. Используется, во-первых, система распределительной направленности, в процессе которой источником непосредственного характера выплат являются в зависимости от конкретного вида пенсии или ее части государственный бюджет, или взносы страхового характера, поступающие в ПФР. Во-вторых, применяется необходимая система имеющая накопительную направленность. На данный период времени, для того чтобы профинансировать накопительные части взносы поступают за лиц 1967 года рождения и моложе. Что касается средств относительно выбора застрахованного лица, то они уплачиваются в ПФР или специальный негосударственный пенсионный фонд, а также вполне могут переводиться из одного фонда в другой. В-третьих, есть дополнительное пенсионное обеспечение (в котором обычно используются распределительные и накопительные принципы). Преобладание абсолютной направленности с точки зрения количества пенсий и их доли в расходах общего характера на пенсионное обеспечение имеет конкретный распределительный принцип.
Пенсионное обеспечение
Обеспечений пенсионной направленности по обязательному пенсионному страхованию выступает в качестве специальной части пенсионной системы, которая в свое время занимается обеспечением гражданам трудовых пенсий за счет начисления страховых взносов. Отношения, которые имеют тесную связь с начислением и уплатой страховых взносов в ПФР, а также отношения, которые появились в процессе осуществления регулирования над начислением и, конечно, уплатой страховых взносов, контролируются Законом о взносах страхового порядка, и Законом об обязательном страховании пенсионной направленности. Согласно 22 статье закона об обязательном пенсионном страховании на 2011 год были установлены специальные тарифы страховых взносов для страхователей (лиц, которые в свое время осуществляют выплаты физическим лицам): всего в районе 26,0% от всей большой базы для процесса начисления определенных взносов страхового характера; на финансирование страховой части пенсии трудовой направленности: а) для тех граждан, которые родились в 1966 году и старше – 26,0%; б) для граждан, которые родились в 1967 году и моложе – 20,0%; на осуществление специального финансирования накопительной части пенсии трудового характера для лиц родившихся в 1967 году и моложе – 6,0%. На момент времени 2012-2013 года отмеченные величины составляют 22%, 16 и 6% соответственно. А что касается выплат сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов предусмотрены 10%. Помимо этого, введено специальное разделение тарифа на солидарную, а также индивидуальную часть. Солидарная часть тарифа в отличие от индивидуальной никаким образом не оказывает влияния на показатели, которые используются для определения размера трудовой пенсии застрахованного лица. Часть индивидуальной направленности в свое время составляет 16%, 10% (формируют расчетный капитал пенсионного характера) и 6% (осуществляют формирование пенсионных накоплений) соответственно в конкретных пределах максимальной величины базы для начисления взносов страховой направленности.
Лица, которые являются самозанятыми (чаще всего в роли таких граждан выступают предприниматели занимающиеся индивидуальной деятельностью) уплачивают необходимые взносы основываясь на конкретной стоимости страхового года.
Определенное влияние некоторых периодов нестрахового характера (например, тот период времени, когда осуществляется забота родителями за ребенком до достижения им определенного возраста полутора лет и др.) на конкретный объем пенсионных прав граждан обеспечивается при помощи специальных средств федерального бюджета.
В качестве одного из самых важных средств обеспечения функционирования обязательного страхования пенсионной направленности, в том числе какой-либо взаимосвязи уровня обеспечения с вкладом трудового характера застрахованного лица, является конкретный индивидуальный (еще называющийся персонифицированный) учет.
Части пенсионной системы
По большей части особенности системы пенсионной направленности определяются лежащими в ее основе специальными принципами финансирования, которые в свою очередь подразделяются на распределительные и накопительные. На данный момент времени в Российской Федерации в результате проведенной определенной реформы система пенсионного характера носит смешанный характер. Используется, во-первых, система распределительной направленности, в процессе которой источником непосредственного характера выплат являются в зависимости от конкретного вида пенсии или ее части государственный бюджет, или взносы страхового характера, поступающие в ПФР. Во-вторых, применяется необходимая система имеющая накопительную направленность. На данный период времени, для того чтобы профинансировать накопительные части взносы поступают за лиц 1967 года рождения и моложе. Что касается средств относительно выбора застрахованного лица, то они уплачиваются в ПФР или специальный негосударственный пенсионный фонд, а также вполне могут переводиться из одного фонда в другой. В-третьих, есть дополнительное пенсионное обеспечение (в котором обычно используются распределительные и накопительные принципы). Преобладание абсолютной направленности с точки зрения количества пенсий и их доли в расходах общего характера на пенсионное обеспечение имеет конкретный распределительный принцип.
Достаточно важным является тот момент, что в развитых странах основой пенсионного обеспечения являются именно государственные системы распределительного характера.
Пенсионное обеспечение
Обеспечений пенсионной направленности по обязательному пенсионному страхованию выступает в качестве специальной части пенсионной системы, которая в свое время занимается обеспечением гражданам трудовых пенсий за счет начисления страховых взносов. Отношения, которые имеют тесную связь с начислением и уплатой страховых взносов в ПФР, а также отношения, которые появились в процессе осуществления регулирования над начислением и, конечно, уплатой страховых взносов, контролируются Законом о взносах страхового порядка, и Законом об обязательном страховании пенсионной направленности. Согласно 22 статье закона об обязательном пенсионном страховании на 2011 год были установлены специальные тарифы страховых взносов для страхователей (лиц, которые в свое время осуществляют выплаты физическим лицам): всего в районе 26,0% от всей большой базы для процесса начисления определенных взносов страхового характера; на финансирование страховой части пенсии трудовой направленности: а) для тех граждан, которые родились в 1966 году и старше – 26,0%; б) для граждан, которые родились в 1967 году и моложе – 20,0%; на осуществление специального финансирования накопительной части пенсии трудового характера для лиц родившихся в 1967 году и моложе – 6,0%. На момент времени 2012-2013 года отмеченные величины составляют 22%, 16 и 6% соответственно. А что касается выплат сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов предусмотрены 10%. Помимо этого, введено специальное разделение тарифа на солидарную, а также индивидуальную часть. Солидарная часть тарифа в отличие от индивидуальной никаким образом не оказывает влияния на показатели, которые используются для определения размера трудовой пенсии застрахованного лица. Часть индивидуальной направленности в свое время составляет 16%, 10% (формируют расчетный капитал пенсионного характера) и 6% (осуществляют формирование пенсионных накоплений) соответственно в конкретных пределах максимальной величины базы для начисления взносов страховой направленности.
Лица, которые являются самозанятыми (чаще всего в роли таких граждан выступают предприниматели занимающиеся индивидуальной деятельностью) уплачивают необходимые взносы основываясь на конкретной стоимости страхового года.
Определенное влияние некоторых периодов нестрахового характера (например, тот период времени, когда осуществляется забота родителями за ребенком до достижения им определенного возраста полутора лет и др.) на конкретный объем пенсионных прав граждан обеспечивается при помощи специальных средств федерального бюджета.
В качестве одного из самых важных средств обеспечения функционирования обязательного страхования пенсионной направленности, в том числе какой-либо взаимосвязи уровня обеспечения с вкладом трудового характера застрахованного лица, является конкретный индивидуальный (еще называющийся персонифицированный) учет.
Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.
Минимальная пенсия для мужчин и женщин в 2019 году
Итак, рассмотрим, на какой размер социального пособия могут рассчитывать граждане России по достижении установленного законом возраста.
Минимальной можно считать пенсию, которая состоит из одной только базовой части и не имеет доплат. При этом если уровень социальных выплат ниже прожиточного минимума, то гражданам может назначаться региональная или федеральная надбавка, которая индексируется каждый год 1 января. Но на такие доплаты могут рассчитывать только неработающие пенсионеры.
К сведению. 20 февраля 2019 года Президент России В. Путин распорядился пересмотреть методику начисления пенсий, чтобы наименьшие выплаты были не меньше прожиточного минимума по каждому региону. Перерасчет производился и раньше, но с учетом инфляции увеличения были незначительными. Пенсия индексировалась обычно до показателей прожиточного минимума. Теперь социальные выплаты будут индексироваться в том числе и тогда, когда они превышают региональный уровень ПМ.
Таким образом, как мужчины, так и женщины, имеющие право на пенсионное обеспечение, будут получать ежемесячно средства в размере, превышающем прожиточный минимум в регионе их постоянной регистрации. В связи с последними законодательными изменениями социальные пособия по возрасту выплачиваются мужчинам, достигшим 65 лет, и женщинам – с 63 лет.
Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?
Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.
Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.
Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.
Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.
Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.
Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.
Возможности самостоятельного формирования альтернативных источников пенсионного обеспечения
Обеспечить себя в старости можно разными способами. Помимо негосударственной пенсии от НПФ можно накопить денег с помощью банковского вклада, индивидуального инвестиционного счета (ИИС), государственных облигаций, накопительного страхования жизни.
В качестве источника пенсионного обеспечения лучше всего подходит пополняемый банковский вклад с капитализацией процентов.
Индивидуальный инвестиционный счет позволяет не только получить доход от инвестирования, но и льготу в виде возврата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на ту сумму, которая была использована для инвестирования. Однако в отличие от банковского вклада этот способ несет в себе риск убытков, поскольку никто не гарантирует получения инвестиционного дохода.
В качестве пенсионного капитала можно приобрести государственные облигации – они гарантируют доход, сравнимый с доходом по банковскому вкладу.
Накопительное страхование жизни позволяет сформировать капитал и одновременно гарантирует владельцу полиса финансовую поддержку в случае проблем со здоровьем. Срок страхования составляет, как правило, от 5 до 20 лет. При заключении договора страхования каждый сам определяет, какую сумму и за какой период времени хочет накопить. По окончании срока действия договора страхования можно единовременно получить всю сумму накоплений или получать накопления частями в виде пожизненной пенсии.
Роль СМИ в обеспечении успешного внедрения изменений в работе отечественной пенсионной системы и повышении личной ответственности гражданина за будущее пенсионное обеспечение
На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.
Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.
Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.
Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.
Структура пенсионной системы Российской Федерации
Пенсионная система РФ это — представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.
Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:
- Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
- Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
- Негосударственное пенсионное обеспечение. Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.
В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.
Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.
пенсионное страхование | пенсионное обеспечение | негосударственное пенсионное обеспечение | |
пенсии по труду | пенсии от государства | дополнительные пенсии | |
разновидности и причины | |||
пожилой возраст | потеря члена семьи, отвечающего за доход |
|
|
инвалидность | |||
|
страховая | ||
финансирование | |||
из страховых взносов, уплачиваемых работодателем в бюджет ПФР | из средств федерального бюджета | из добровольных отчислений работника и работодателя | |
организации-страховщики | |||
ПФР или НПР (только накопительная часть) | Пенсионный Фонд | Негосударственный Фонд |
Какая пенсионная система в России?
В России была попытка создать смешанную пенсионную систему. С 2002 по 2014 год обязательные пенсионные взносы работодателей разделяли на части. Например, с 2010 года 16% от зарплаты каждого работника (1967 года рождения и моложе) уходили в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР), а затем на выплаты нынешним пенсионерам. А 6% шли на индивидуальный пенсионный счет человека.
Этот счет каждый мог пополнять и сам. Если личные взносы достигали 2000 рублей в год, государство вносило на счет человека такую же сумму (но не больше 12 000 рублей за год). Это называлось . Так формировались личные пенсионные накопления.
Но со временем разрыв между взносами, которые делают работодатели, и выплатами, которые идут пенсионерам, увеличивался. И с 2014 года правительство «заморозило» накопительную часть пенсии. Новые взносы работодателей ее не пополняют — все идет в «общий котел» ПФР. Таким образом, пенсионная система снова стала распределительной.
При этом те пенсионные накопления, которые уже были сделаны, остаются на индивидуальных счетах россиян. Люди, как прежде, могут делать добровольные взносы и самостоятельно пополнять эти счета.
Кроме того, владельцы пенсионных накоплений могут сами решать, кому доверить управление этими деньгами. Ведь от того, насколько удачно будут вложены пенсионные накопления и какой инвестиционный доход они принесут, будет зависеть размер будущей пенсии человека.
По закону, можно перевести свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или оставить в ПФР. У ПФР есть несколько (УК), которые предлагают разные инвестиционные стратегии. Можно выбрать любую из них.
Подробнее о том, как устроена пенсионная система, вы можете прочитать .
САМ СЕБЕ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
На государство надейся, но и сам не плошай. Если есть возможность, откладывайте на старость самостоятельно. Инструментов для этого немало. К примеру, если вы получаете «серый» доход, откладывайте хотя бы 5 — 10% на специальный счет в банке, и лучше в разных валютах. Потом только спасибо себе скажете. Ну а еще лучше и «белый» доход получать, и самостоятельно часть средств на будущее откладывать.
Есть и другие возможности: квартира для сдачи в аренду или гараж, депозиты в разных валютах, портфель акций и облигаций. Оптимально — сделать так, чтобы вы не зависели от госпенсии, а имели собственные источники пассивного дохода.
>ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Если всю жизнь работать и получать максимальную белую зарплату, то пенсия может составить 25 — 30 тысяч рублей (в нынешних деньгах). А если минималку — 8 — 9 тысяч рублей.
Государственное пенсионное обеспечение
По данной категории выплаты возможны за счет Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ. Это обеспечение – выплата, начисляемая каждый месяц, доступная определенным категориям лиц:
- Для компенсации потерянного дохода в связи с покиданием государственной службы, завершение профессии космонавта, летчика-испытателя, если достигнут указанный трудовой стаж;
- Заболевание, которое было получено во время службы по призыву, из-за негативных внешних условий, неблагоприятной экологической обстановке, инвалидности, потери кормильца;
- Гражданам, потерявшим трудоспособность по старости.
Такую пенсию по закону могут получать не только граждане России, но иностранцы, если соблюдены определенные условия. Категории лиц, которым доступна подобная пенсия, следующие:
- Работники федеральных государственных инстанций;
- Военнослужащие;
- Участники Великой Отечественной Войны;
- Блокадники;
- Космонавты;
- Представители летного испытательного состава;
- Граждане, потерявшие трудоспособность.
Распределение взносов в ПФР
Взносы в ПФР распределялись следующим образом:
- плательщики 1966 года рождения и старше — вся сумма (22%) идет на финансирование страховой части;
-
плательщики 1967 года рождения и младше: а) вариант I: 22% перечисляется на финансирование страховой пенсии, из них 6% – солидарная часть, 16% – индивидуальная часть ; 0% перечисляется на финансирование накопительной части. б) вариант II: 16% перечисляется на финансирование страховой части, из них 6% – солидарная часть, 10% – индивидуальная часть; и 6% перечисляется на финансирование накопительной части.
-
С 2014 года введен мораторий на отчисления в накопительную часть пенсии («заморозка»). Мораторий сохраняется и в 2016 году. «Цена» вопроса — 300-350 млрд рублей ежегодно.
Накопительная часть пенсии
- В рамках действующей пенсионной системы 6% взносов в ПФР для лиц младше 1967 г.р. должны использоваться на формирование накопительной части пенсии – до предельного объема (для 2018 года – это теоретически сумма до 61,26 тыс. рублей за год )
- Но с 2014 году введен мораторий на отчисления в накопительную часть, он не отменен.
- Накопительная часть учитывается на индивидуальном счете человека. Информация о текущем состоянии счета доступна на портале Госуслуг.
- Сейчас средства на накопительном счету пенсии увеличиваются только за счет инвестиционного дохода.
- Судьба накопительной части пенсионной системы остается неясной.
Задачи исследовательской работы:
- Изучить юридическую сторону данного вопроса.
- Рассмотреть Федеральные законы и другие документы, регулирующие состояние пенсионной системы сегодня
- Проанализировать достоинства и недостатки пенсионной системы России на данном этапе экономического развития
- Указать перспективы пенсионной реформы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- Пенсионная система России: понятие, состав, структура
негосударственное
пенсионное обеспечение (НПО),
выступает
в качестве страховщика по обязательному
пенсионному страхованию (ОПС),
С
2010 года пенсиягражданина
Российской Федерации состоит из двух
частей — страховой и накопительной. На
страховую часть уходит 16% отчислений
работодателей с зарплаты, а на накопительную
6%. В то время как денежные средства,
получаемые от работодателей в качестве
взносов на страховую часть пенсии,
тратятся на выплату пенсий сегодняшних
пенсионеров, накопительную часть Вы
можете перенести в НПФ.
Согласно
договору об ОПС в негосударственном
пенсионном фонде на накопительную часть
начисляется инвестиционный доход. За
последние три года накопленная доходность
от инвестирования пенсионных накоплений
в НПФ «Согласие» превышает аналогичный
показатель Пенсионного фонда России.
Заключая
договор НПО, клиент фонда выбирает
пенсионную схему, согласно которой
будет вестись его дальнейшее обслуживание.
Пенсионные взносы, перечисляемые по
договору НПО,учитываются на пенсионном
счете клиента. Эти средства инвестируются
в интересах клиента и на них начисляется
инвестиционный доход.
С 1
января 2015 года накопительная часть
пенсии выделяется в самостоятельный
вид пенсии. Ее может устанавливать как
ПФР, так и НПФ, если в нем формируются
ваши пенсионные накопления.
При
выборе варианта пенсионного обеспечения
нужно помнить, что приняв решение о
формировании накопительной пенсии, вы
уменьшаете пенсионные права на
формирование страховой пенсии, и
наоборот. Какой вариант выгоднее —
решаете вы сами.
При
принятии решения о выборе стоит помнить
о том, что страховая пенсия гарантированно
увеличивается государством за счет
ежегодной индексации по уровню не ниже
инфляции. В то время как накопительная
пенсия — это пенсионные накопления,
которые передаются из ПФР в управление
негосударственному пенсионному фонду
или управляющей компании и инвестируются
ими на финансовом рынке.
По
новым правилам расчета размер накопительной
пенсии также будет выше, если обратиться
за назначением пенсии позднее
общеустановленного пенсионного возраста:
60 лет для мужчин и 55 лет – для женщин.
Ведь для расчета накопительной пенсии
сумма пенсионных накоплений делится
на т. н. период ожидаемой выплаты пенсии
– 228 месяцев. А если, например, обратиться
за назначением пенсии на три года
позднее, то сумма пенсионных накоплений
делится уже на 192 месяца.