Новый налог на землю в Украине 2021: кому и сколько платить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый налог на землю в Украине 2021: кому и сколько платить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По расчетам Минфина, которые озвучила замминистра Светлана Воробей на заседании налогового комитета 13 сентября, в Украине около 8,4 млн га земли обрабатывается нелегально (всего в Украине 42,7 млн га с/х земли, из которой 31,1 млн га находится в частной собственности).

Семейные фермы и дачники

По логике законодателей, начислению минимального обязательства должна подлежать только «товарная» с/х земля. Чтобы вывести из-под нормы участки, которые используются гражданами не с коммерческой целью, а для выращивания продукции на собственные нужды, МНО решили применять только к земле, находящейся за пределами населенных пунктов.

Также МНО не будет рассчитано для земельных участков, которые используются дачными и садовыми кооперативами.

Как объясняет Сластён, если в пределах городов и сел находятся частные огороды, то 99% земли «в полях» используется именно с коммерческой целью.

Правда, сами депутаты налогового комитета признавали вероятность наличия у отдельных граждан в собственности «загородных» паев, полученных ими в советское время от предприятий, которые граждане просто забросили – не обрабатывают, и не сдают в аренду.

Рынок земли и бум на первичке вновь сделали риелторов востребованными

В соответствии с нормами проекта закона, таким лицам также придется платить МНО. Однако разработчики документа считают это логичным – либо ты работаешь на земле, которая является национальным достоянием, либо дай обрабатывать ее другим.

«Земельное законодательство даже предусматривает наказание за необработку товарной земли«, – акцентировала внимание замминистра финансов Воробей.

Вероятность того, что у отдельных владельцев паев нет возможности продать или сдать в аренду участок из-за отсутствия спроса, авторы законопроекта считают минимальной.

Также указывают – если пай товарной земли составляет несколько соток, то сумма МНО выйдет незначительной (к примеру, для 15 соток при НДО в 28 тыс. грн налоговое обязательство составит 210 грн в год).

Налоговая может просто не дойти к физлицу за взысканием такого сбора, отметил Данил Гетманцев.

Законопроектом также предлагаются послабления для сельхозпроизводителей-ФЛП, состоящих на IV группе единого налога – семейных фермерских хозяйств, которые не используют наемный труд и обрабатывают участки до 20 га. Для них МНО будет установлен в половинном размере от стандартного – в 2022-2023 гг. ставка будет определена в 2% от нормативной оценки земли, а впоследствии – в 2,5%.

Обнаружен первый «баг» рынка земли. Под проверки попали не только паи, но и дачные участки

Сластён указывает, что это не единственная предусмотренная льгота для «семейных» ферм.

«Те хозяйства, которые легально обрабатывают несколько гектаров земли, смогут довольно просто перейти на упрощенную систему налогообложения. Для них минимальное обязательство составит 600-700 грн/га. Кроме того, по программе Минагрополитики, таким предпринимателям компенсируется 90% уплаченного ЕСВ в первый год работы, и с ежегодным снижением размера компенсации до 10% в течение 10 лет«, – перечисляет гендиректор УКАБ.

В конечном счете, «ресурсным» законопроектом при определенных условиях предлагается освободить с/х-производителей от уплаты НДФЛ. На это право они смогут рассчитывать в случае, если реализуют за год своей продукции менее чем на 12 минзарплат (сейчас 72 тыс. грн).

Как узнать размер налога на землю физическому лицу

Если предприятия и предприниматели обязаны самостоятельно высчитывать размер земельного налога, то в отношении физических лиц расчет налога на землю проводят налоговые органы. Так же как и в случае с налогом на недвижимое имущество, налоговые органы обязаны прислать плательщику налога на землю налоговое уведомление-решение до 1 июля. В таком решении должен быть указан размер налога и реквизиты для оплаты.

Такие письма из налоговой должны отправляться по месту прописки плательщика вне зависимости от того, живёт он по адресу или нет. Если вы не получите уведомление-решение в связи с тем, что по месту прописки не проживаете, то от уплаты налога и дальнейшего начисления штрафов в случае несвоевременной оплаты это вас не освободит.

Узнать размер налога на землю можно также путем обращения в налоговую службу с письменным заявлением для проведения сверки данных, во время которой уточняется площадь участка, наличие льгот, ставка и окончательная сумма налога.

Если между вашими данными и данными налоговой будут расхождения, то при наличии оригиналов документов, подтверждающих ваши данные (например, документов о наличии льгот), налоговый орган обязан в течение 10 рабочих дней сделать новый расчет. Обжаловать любые решения местной налоговой службы можно в вышестоящую налоговую инстанцию или в суд.

Почему землю СХН измеряют в гектарах

Гектар является принятой единицей измерения сельскохозяйственных площадей. В России этот показатель прижился еще в 60-х годах ХХ века, когда только начала формироваться международная система мер и весов, именуемая СИ. Гектар активно применяется в юридических и метрических системах как единица измерения для определенной площади территории.

Удобство измерения паев земли в га обусловлено быстрым расчетом необходимого метража. Так, в 1 га содержится 10000 квадратных метров. Их легко объединить за считанные секунды и получить конечную площадь, которая, как правило, очень велика. Гектар сам по себе обозначает большую единицу измерения, которой удобно пользоваться, если принять его равному площади квадрата со стороной в 100 метров. Получается, что 10 тысяч квадратных метров будут обозначать целый гектар надела.

В России эта система измерения сельскохозяйственных участков введена как внесистемная единица, у которой нет ограничения срока применения в области сельского и лесного хозяйства. Международная организация законодательной метрологии установила в качестве рекомендации следующее: «временное применение гектара в качестве основной единицы измерения сельскохозяйственных угодий, до наступления даты, когда национальными предписаниями будет установлено иное». Но изменения по сути вводится не должны в ближайшее время, так как удобство гектарного измерения является универсальным и надежным.

Главным фактором, по сути, является заложенное в законе ограничение, согласно которому сейчас землю могут покупать только физические лица, и не более 100 га в одни руки. Юридические лица смогут приобретать землю только с 2024 г., тогда и ожидается значительная активизация рынка. Хотя здесь нужно сделать ремарку относительно правительства: почему-то государственные мужи, которые разрабатывали дизайн реформы и знали все эти нюансы, все равно настаивали на том, что рынок будет активнее, и только недавно поменяли прогноз по объемам продаж, увидев фактическое положение дел.

Впрочем, надо учесть, что сейчас еще идет обкатка процессов. Например, для оформления сделок нотариусы должны быть подключены к Государственному земельному кадастру, но на сегодня это сделали только 4 тыс. из 6,5 тыс. нотариусов.

Всё, что нужно знать о рынке земли на Украине

С 1 июля 2021 года до 1 января 2024 года земли смогут покупать только физические лица — граждане Украины. Максимальный размер земельного участка составляет до 100 га в одни руки.

С 1 января 2024 года сельскохозяйственные земли смогут покупать юридические лица при условии, что они были зарегистрированы в Украине согласно законодательству. Участниками таких юридических лиц могут быть только граждане Украины и/или государство, и/или территориальные громады. Максимальный размер земельного участка — до 10 тысяч га.

Цена на землю оговаривается между продавцом и покупателем. Но до 1 января 2030 года стоимость земельного участка не может быть ниже нормативно-денежной оценки, которую проводит Госгеокадастр.

Вопрос о возможности покупки земли иностранцами будет рассматриваться на референдуме. Но, несмотря на результаты будущего референдума, иностранцы не смогут покупать землю в 50-километровой зоне от государственной границы Украины. Также запрещена продажа земли иностранным компаниям, конечных собственников которых невозможно установить. Не смогут купить землю и российские компании, собственниками которых являются члены террористических организаций.

Арендатор имеет преимущественное право купить земельный участок. При условии, что арендатор пользуется участком на протяжении последних 10 лет, он получает право его выкупа в рассрочку до 10 лет без проведения торгов. Но при этом арендатор имеет возможность передать преимущественное право выкупа сельскохозяйственной земли другому юридическому или физическому лицу.

Также стоит отметить, что 28 апреля Верховная рада приняла Закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно усовершенствования системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений». Закон предусматривает передачу земель государственной собственности за пределами населенных пунктов (кроме земель, которые нужны государству для выполнения его функций) в коммунальную собственность сельских, поселковых, городских советов. Органам местного самоуправления предоставляются полномочия по изменению целевого назначения земельных участков частной собственности, а также полномочия по утверждению планов детальной планировки территории за пределами населенных пунктов.

Читайте также:  Дают ли инвалидность после инфаркта миокарда – характеристика 3 групп

А 18 мая депутаты проголосовали о внесении изменений в Земельный кодекс Украины и Закон Украины «Об аренде земли», который предусматривает продажу коммунальных и государственных земель или права на них на электронных аукционах.

Для физических лиц необходимо подготовить паспорта и идентификационные коды продавца и покупателя, экспертную денежную оценку земельного участка, документы которые подтверждают право собственности и выписку из Государственного земельного кадастра на соответствующий земельный участок.

В случае продажи земельного участка, физлицо вправе не платить налог на доходы физических лиц и военный сбор при определенных условиях:

— человек продает недвижимое имущество впервые в течение года;

— размер земельного участка не превышает нормы бесплатной передачи, определенной в статье 121 Земельного кодекса Украины;

— земельный участок находится в собственности продавца более 3 лет.

В другой ситуации гражданину придется платить 5% НДФЛ и 1,5% ВС от стоимости земельного участка, установленной в договоре. Договор купли-продажи земельного участка должен содержать все условия, перечисленные в статье 132 Земельного кодекса Украины, в том числе кадастровый номер, целевое назначение, состав угодий, имеющиеся ограничения и тому подобное.

Согласно принятому 18 мая законопроекту, продажа или передача в пользование земельных участков государственной и коммунальной собственности будет проводиться в электронной системе торгов, проведенных в интернете в формате аукциона в режиме реального времени.

Для территориальных общин Министерство аграрной политики разработало дорожную карту для подготовки к открытию и участию на рынке земли. Она состоит из 7 ключевых пунктов:

  1. Провести полную инвентаризацию земель и сформировать базы земельных участков общины;
  2. Объединить документацию по землеустройству и градостроению для определения функционального назначения;
  3. Регулярно проводить денежную оценку земель;
  4. Создать архив землеустроительной документации и дать возможность свободного доступа к ней;
  5. Создать профессиональные команды в соответствующих департаментах земельных ресурсов, мотивированных независимой зарплатой;
  6. Проводить встречи с потенциальными инвесторами для формирования инфраструктуры;
  7. И после этого выставлять земельные участки на электронные торги.

Стало известно, сколько платят за аренду земли в Украине

Законодатель разработал ряд положений, по которым землю можно вернуть обратно государству.

Если земельный участок переходит в собственность человеку, который по закону владеть им не имеет права, участок отчуждают в пользу государства.

Если земельный участок должен быть отчужден в определённый срок, но новый собственник не заявил на него свои права, решением суда земля может быть возвращена в собственность государства.

Если человек или компания купили землю, площадь которой превышает разрешенные этим законом нормативы, «лишние» гектары возвращаются в собственность государства.

Арендатор имеет первоочередное право выкупа земли, которая выставляется на продажу:

«Громадяни, яким належить право постійного користування, право довічного успадкованого володіння земельними ділянками державної та комунальної власності, призначеними для ведення селянського (фермерського) господарства, а також орендарі земельних ділянок, які набули право оренди землі шляхом переоформлення права постійного користування щодо зазначених земельних ділянок до 2010 року, мають право на викуп таких земельних ділянок у власність з розстрочкою платежу до десяти років за ціною, яка дорівнює нормативній грошовій оцінці таких земельних ділянок, без проведення земельних торгів».

Нельзя продавать землю на 50-километровом расстоянии от государственной границы.

Замена целевого назначения земельного участка запрещена.

Продавать и покупать землю на оккупированной территории Донбасса и Крыма запрещено.

Известно, сколько будет стоить гектар земли после запуска рынка

Важно учитывать, что для физлиц предусмотрен свой порядок налогообложения. Это касается как непосредственных владельцев земельных участков, так и арендаторов.

Земельный налог для физических лиц начисляется до 1 июля. При этом соответствующие налоговые уведомления направляются владельцам участков и земельных долей, а также постоянным землепользователям. Внести оплату нужно в течение 60 календарных дней от момента, когда гражданин получил уведомление от налоговой службы. Размер данной суммы можно узнать в местном налоговом органе.

Для землевладельца, сдающего участок или его часть в аренду, предусмотрен отдельный порядок налогообложения, в силу того, что у него возник новый источник дохода. Размер налога с доходов физических лиц (НДФЛ) составляет 18%, плюс обычно нужно добавлять военный сбор в размере 1,5%.

При этом, если землевладелец сдает земельный участок в аренду представителю или непосредственно субъекту хозяйствования, то он может не подавать декларацию по налогу на доходы. Если передача земли в аренду осуществляется в адрес другого физического лица, то в обязанности арендодателя входит самостоятельное проведение декларации его доходов, а также выплаты НДФЛ и военного сбора.

Если участку не присвоен номер, значит, он на учете не стоит. Выше мы объяснили, что делать если земельный пай не стоит на кадастровом учете, – вызывать инженера, производить межевание и ставить надел на учет.

Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ № 101, все, что можно сделать с земельным паем:

  • завещать земельную долю;
  • отказаться от права собственности на нее;
  • внести ее в складочный капитал сельхозорганизации;
  • передать в доверительное управление другому пайщику;
  • продать/подарить пайщику или члену фермерского хозяйства, который использует землю в общей собственности.

Ставка налога на землю сельхозназначения также ограничивается рамками: не менее 0,3% и не более 1% от НГОЗ.

Если НГОЗ не проведена, тогда налог на землю рассчитывается исходя из площади участка. Речь идет об участках, размещенных вне населенных пунктов.

Ставка налога на землю на 2020 год для таких участков не может быть:

  • более 5% от НГОЗ по области;
  • для сельхозземель — не менее 0,3%;
  • не более 5% от НГОЗ соответствующей области.

Кроме пенсионеров от уплаты земельного налога освобождены семьи, в которых воспитываются трое и более несовершеннолетних детей, не достигших 18-летнего возраста, то есть для многодетных семей.

К другим льготникам по уплате земельного налога относятся:

  • инвалиды 1,2 гр.;
  • ветераны войны;

Освобождаются от налогообложения пользователи земли, которые передали свои участки в аренду сельхозпроизводителям, которые платят единый налог (четвертая группа).

Если предприятия и предприниматели обязаны самостоятельно исчислять размер земельного налога, то используется формула расчета земельного налога. Так же как и в случае с налогом на недвижимое имущество, налоговые органы обязаны направить налогоплательщику до 01.07. В таком решении должен быть указан размер налога и реквизиты для оплаты.

Такие письма из налоговой должны отправляться по месту прописки плательщика независимо от того, живет ли он по адресу или нет.

Если уведомление-решение не получено в связи с тем, что по месту прописки не проживаете, то от уплаты налога и дальнейшего начисления штрафов в случае несвоевременной оплаты это не освободит.

Узнать как рассчитать земельный налог, а также конечную сумму на землю можно путем обращения в налоговую службу с заявлением о сверке информации, во время которой уточняется площадь участка, наличие льгот, ставка и окончательная сумма налога.

Если между вашими данными и данными налоговой будут разногласия, то при наличии оригиналов документов, подтверждающих ваши данные (например, документов о наличии льгот), налоговый орган обязан в течение 10 рабочих дней сделать новый расчет. Обжаловать любые решения местной налоговой службы можно в высшую налоговую инстанцию или в суд.

Размер налога на землю в 2021 году останется на уровне 2020 года. Общая денежная сумма зависит от места расположения участка и утвержденных ставок органов местного самоуправления.

В новом году останутся льготы для отдельных категорий украинцев, в которые входят и пенсионеры. Вместе с тем, льгота распространяется только на 1 земельный участок по одному целевому назначению в пределах установленных законом норм.

Физическим лицам (то есть не предпринимателям) не нужно самостоятельно высчитывать размер налога, за них это делает налоговая служба, отправляя плательщику письменное решение с расчетом налога. О налоге на землю 2021 для юридических лиц и нововведениях можно узнать обратившись в налоговую службу, расположенную по месту нахождения участка.

Мораторий на продажу земли имел в виду возможность наличия участка в частной собственности и запрет на его продажу. Получить земельный участок до прекращения действия моратория можно было следующими способами:

  • при бесплатной передаче ее государством, на что имеет право каждый украинец;
  • при приватизации земли, которая ранее была передана в частное пользование с целью ведения крестьянского хозяйства, что было предусмотрено условиями государственной бесплатной программы по приватизации;
  • получение земельного пая вследствие прекращения деятельности колхозов;
  • получение земельного участка в качестве подарка или при оформление договора дарения.

В начале 2020 года под запретом на продажу находилось около 96% сельхозугодий. При этом ни для кого не секрет, что нелегальный рынок земли был и продолжал действовать до момента прекращения моратория.

Некоторые категории украинцев не морочат голову, что такое денежная оценка земли и налог на землю нужно платить. Они обходят налоговое законодательство с помощью запрещенных схем.

Главными из них являются следующие:

  • изменение основного назначения земельного участка;
  • заключение договора на длительную аренду с последующей незаконной продажей корпоративных прав;
  • изъятие земельного участка с целью погашения фиктивной задолженности владельца.

Анализ этого и предыдущих лет показал, что арендная плата за землю снизилась, а количество земель, находящихся в нелегальном использовании увеличилась. Сделанные из космоса снимки являются подтверждением указанному факту. На сегодняшний день геокарта не является совершенной, но из полученной информации можно сделать выводы, что работы у специалистов кадастровиков и земельных ресурсов в 2021 году увеличится.

Читайте также:  Сроки подачи деклараций в 2023 году

Первое рассмотрение закона состоялось в конце 2019 года. После этого было внесено многочисленное количество поправок. До марта этого года некоторые поправки остались без рассмотрения. Ускорить процесс изучения документа помогло опасение не получить денежной помощи от МВФ. В конце марта этого года Закон вступил в силу. Поэтому, плата за землю в 2021 году в Украине стала другой.
Несмотря на препятствия, возникшие при запуске закона, его принятие является значительным шагом вперед, достижением в экономическом развитии страны.

Стоимость формируется рыночной экономики с учетом договоренности между сторонами. Чтобы участок не был приобретен по заниженной стоимости, в документе прописано, что вплоть до 01.01.2030 года земля не может быть продана ниже законодательно установленной на данный момент нормативной оценки земли. Оценка проводится Государственным геокадастром на основании ценности ресурсов, климатический условий в данном районе, места дислокации. Для предоставления достоверной информации специалистами планируется создание открытой для покупателей базы.

При определении стоимости земельного участка покупателей интересует вопрос индексация земли в 2021 году. Они считают, что после ее проведения цена изменится не в лучшую для них сторону. На сегодняшний день коэффициент индексации земли не установлен и думать об этом раньше. Стоит подождать начала первого этапа, чтобы понять, насколько нормы документа являются реалистичными.

В нормативно-правовом акте указан перечень субъектов хозяйствования, которым введен запрет на владение землей. К ним относятся:

  • физлица, граждане других государств;
  • юрлица-иностранцы;
  • юрлица, акционеры и собственники, граждане стран-агрессоров;
  • юрлица, реальные собственники которых зарегистрированы в зонах оффшора и их достоверность и правомерность установить не представляется возможным;
  • лиц, занимающихся или ранее занимавшихся терроризмом;
  • юрлица, зарегистрированные в черных списках государства.

Жесткие меры по продаже земли определены для лиц, желающих приобрести участок в пределах 50 км перед государственной границей. Указанные меры считаются обоснованными, поскольку целостность границ и независимость Украины предусмотрена Конституцией. Тем не менее, стать владельцем возможно, но ими могут быть коренные украинцы и юрлица с украинским гражданством. Иностранцы также могут претендовать на указанную территорию, но после проведения референдума. Стать полноценными владельцами они никогда не смогут.

Президент Владимир Зеленский в середине октября подписал указ о передаче 2 млн. га сельхозземель объединенным территориальным общинам (ОТО/ОТГ). То есть эта государственная земля стала коммунальной. Он заявил, что это – важный шаг в рамках программы децентрализации, которая началась еще в 2018 году с передачи сельхозземель в собственность теробщин. В общей сложности, ОТО получили уже почти 4 млн. га земли.

Какое это имеет отношение к земельной реформе? Самое прямое: в свое время местные власти смогут продавать коммунальную землю. Пока общины могут использовать ее для своих нужд или сдать в аренду фермерам. Но потом смогут и продавать. И, к слову, механизм этой продажи пока не очевиден.

Читай также: Эксперт: Теневой рынок зерна в Украине достигает 50% в год

А еще Зеленский заявил, что около 5 млн. га сельхозземель в Украине украдено. Аналогичную цифру озвучивал и глава Госгеокадастра Роман Лещенко. По его словам, землю приватизировали. То есть вывели из-под моратория и продали. Эту площадь можно тоже списывать со счетов. Также Лещенко сообщил, что земля постоянно деградирует из-за интенсивной эксплуатации, и порядка 6,5 млн. га непригодны для земледелия.

Таким образом, в частной собственности находится где-то 31 млн. га, большая часть из которых сданы в аренду. Еще 4,5–5 млн. га – в государственной/коммунальной собственности и 5 млн. га якобы приватизированы не вполне законными способами. В сумме как раз и получается 41 млн. га, которые по кадастру подпадают под действие моратория.

  • Наличный рынок
  • НБУ
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать

Сравнительная характеристика состояния землепользования в европейских странах и Украине

Показатель

Украина

Страны Европы

Страны Европейского Союза

Площадь земель, млн. га

60,4

1015,6

437,4

Площадь черноземов, млн. га

28

84

18

Площадь сельскохозяйственных земель, млн. га

42,7

474,8

177,7

Площадь пахотных земель, млн. га

32,5

277,8

115,7

Доля арендованных сельскохозяйственных угодий, %

97

62

53

Площадь сельскохозяйственных земель, сертифицированных как органические, млн. га

0,3

11,6

5,3

Площадь орошаемых земель, млн.

0,5

20,8

11,1

Цена инвестиций, тыс. долларов США за 1

1

4

5,5

Экспорт зерновых, млн. тонн

34,8

130

38,5

Площадь сельскохозяйственных земель на одного жителя, га

0,7

0,6

0,4

Цена за 1 гектар земель сельскохозяйственного назначения, тыс. долларов США

1,2

3,7

7,2

Главные тезисы законопроекта

  • Земельная реформа начнется с 1 июля 2021 года, с этой даты документ вступит в силу.
  • Земли сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности под продажу не попадут
  • До 2023 года только украинцы физические лица смогут покупать землю не больше 100 гектаров на одно физлицо.
  • Начиная с 1 января 2024 года землю смогут приобретать юридические лица, но в количестве не больше 10 тысяч гектаров.
  • Иностранцы смогут покупать землю только, если добро на это даст всеукраинский референдум. Если такое произойдет, то они не смогут покупать участки в 50-километровой зоне от границы.
  • Юридические лица, участниками или бенефициарами которых являются граждане РФ, иностранные государства, те, против кого введены санкции, а также расположенные в оффшорных зонах землю покупать не смогут.
  • Расплатиться за землю можно будет только безналичным способом, все средства будут контролироваться налоговой.

Названа цена на земли в случае открытия рынка в июле 2021 года

Кроме бувших членов КСП право на земельный пай имеют:

  • граждане — наследники права на земельную долю (пай), удостоверенную сертификатом;
  • граждане и юридические лица Украины, которые в соответствии с законодательством Украины приобрели право на земельную долю (пай);
  • гра ждане Украины, эвакуированные из зоны отчуждения, которые были отселены из зоны без условного (обязательного) или зоны гарантированного добровольного отселения, а также гра ждане Украины, самостоятельно переселившиеся с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и которые на момент эвакуации, отселения или самостоятельного переселения были членами коллективных или других сельскохозяйственных предприятий, а также пенсионеры из их числа, проживающие в сель ской местности (ст.1 ЗУ «О порядке выделения в натуре (на местности) земельних участков собственникам земельных долей (паев)»).

Основанием для выделения земельних участков в натуре (на местности) владельцам земельних паев является решение соответствующего сельского, поселкового, городского сонета или районной государственной администрации. Для этого владельцы сертификатов на право на земельный пай должны обратиться в соответствующий местный орган с заявлением.

Земельный пай выделяется его владельцу в натуре (на местности), как правило, одним земельным участком. По желанию обратившегося ему когут бать выделены в натуре два земельних участка с различным составом сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетние насаждения, сенокосы или пастбища).

В то же время, если за выделением земельного пая обратились два владельца с совместным заявлением (например, супруги) участок может бать им выделен единым массивом в общую собственность.

Что ждет владельцев паев после запуска рынка земли

Субаренда – процесс, когда арендатор передает земельный участок третьему лицу. В ст. 22 Земельного Кодекса РФ сказано, что субарендатором является любое лицо, ставшее приемником прав и обязанностей арендатора в пределах действия срока договора аренды.

С точки зрения законодательства необходимо не только уведомить арендодателя надлежащим способом, но и заручиться его согласием. Нередко такая схема используется хозяйствующими субъектами, зарабатывающими на разнице между выплатами субарендатора и стоимостью аренды.

Инициатором сделки выступает арендатор, повторно сдающий надел предприятию или частному лицу. Чтобы оформить договор, потребуются документы:

  • оригинал договора аренды земельного участка;
  • подтверждение, что земля имеет сельскохозяйственное назначение;
  • при длительной аренде – свидетельство о регистрации договора в Росреестре.

Земли сельскохозяйственного назначения — это земельные участки, расположенные за границами населенных пунктов, которые предоставляются с целью ведения сельского хозяйства.

Согласно нормам Земельного кодекса, а именно статье 78 земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для:

  • Ведения сельскохозяйственного производства;
  • Создания защищающих лесных насаждений;
  • Научно-исследовательских, учебных и других целей, касающихся сельскохозяйственного производства.

Земли допускается арендовать в целях рыбоводства, организации крестьянско-фермерского хозяйства, огородничества, садоводства, животноводства, дачного строительства.

Существует специальный нормативно-правовой акт, регулирующий отношения по владению, пользованию и распоряжению сельскохозяйственными землями — Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 N 101-ФЗ. Статьи 9 и 10 данного закона устанавливают порядок сдачи земель в аренду и особенности ее предоставления.

Важно! Аренда сельскохозяйственных угодий может быть произведена в любых объемах и на любой срок, но не более 49 лет. Кроме того, после оформления аренды в дальнейшем землепользователь имеет преимущественное право на выкуп земли в личную собственность.

Земли сельскохозяйственного назначения можно оформить в аренду не только у государства, но и у частного землевладельца.

Оценка проводится по единому методу и с целью обеспечения сопоставимости результатов оценки на всей территории России.

Первый этап оценивания стоимости земли проводится на межрегиональном уровне. В ходе оценки определяется средняя кадастровая стоимость 1 га земли сельскохозяйственного назначения субъектов РФ, а также разрабатываются базовые нормативы для проведения кадастровой оценки земельных участков внутри субъекта Российской Федерации.

При осуществлении кадастровой оценки сельскохозяйственных территорий на уровне субъекта РФ выявляется определенный ряд показателей в расчете на гектар сельскохозяйственной земли:

  • оценочная продуктивность (валовая продукция в рублях и в центнерах кормовых единиц);
  • оценочные затраты;
  • стоимость производства валовой продукции и расчетный доход с ренты;
  • удельные показатели кадастровой цены земель сельскохозяйственного назначения в границах субъектов РФ.
Читайте также:  Образец претензии на возврат денег при продаже товара ненадлежащего качества.

Два первых показателя (оценочная продуктивность и оценочные затраты) являются основными значениями, определяющими кадастровую оценку сельскохозяйственных земель внутри субъекта РФ.

Постановление Правительства России от 16.07.2009 №582 определяет основные принципы определения цены земельных наделов под аренду, предоставляемую государством.

Данное постановление обосновывает правила установления арендной платы за земли, принадлежащие государству. В соответствии с ними определение цены зависит от:

  • кадастровой стоимости земли — основной регулятор платы за аренду;
  • результатов аукционных торгов;
  • от размера земельного налога на участок;
  • ставок оплаты, рассчитанных в зависимости от периода аренды;
  • от рыночной стоимости земельного участка.

Арендную плату составляют базовые годовые ставки оплаты за аренду государственных земель. При этом учитывается распределение ставок согласно категориям земель, а также фиксируемые условия самих арендаторов на локальном уровне.

В России все земли поделены на категории по целевому назначению. Данное положение закреплено в ст. Земельного кодекса (далее – ЗК РФ).

Пользование ЗУ регулируется не только ЗК РФ, но и такими нормативно-правовыми актами, как Гражданский и Градостроительный кодексы (ГК РФ и ГрК РФ), Федеральными и Региональными законами, постановлениями. Что касается сельхозучастков, то еще одним из важных законодательных актов является ФЗ от 24.07.02 г. № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – ФЗ № 101).

К счастью уже не действуют старые нормы о том, что максимальный размер фермерских хозяйств не может превышать 100 гектар и теперь у фермеров есть отличная возможность для приобретения новых участков земель или продажи старых. Но тут возникает вопрос:

«Как быть с запретом на продажу сельскохозяйственной земли, как можно продать хозяйство, если на сегодняшний день действует мораторий?»

.

Важно отметить, что фермерское хозяйство является юридическим лицом (т.е.

предприятием или организацией) и, соответственно, на него распространяются общие правила Гражданского кодекса для юридических лиц. Кроме того, фермерские хозяйства согласно действующему законодательству — это целостный имущественный комплекс, который может свободно отчуждаться, то есть хозяйство можно покупать, продавать, дарить и т.д.

А теперь вернемся к мораторию — земли сельскохозяйственного назначения делятся на четырнадцать видов, каждый из которых имеет свое целевое назначение.

Мораторий распространяется только на три вида, а конкретно на те земельные участки которые отведены для:

  • Ведения личного крестьянского хозяйства;
  • Ведения товарного сельскохозяйственного производства;
  • Земельные доли (паи) – которые выделены для бывших членов коллективных сельскохозяйственных предприятий.

Вид целевого назначения указывается на Государственных актах или на Свидетельствах о праве собственности. Если фермер использует земельные участки с целевым назначением: «для ведения фермерского хозяйства», то ими можно спокойно распоряжаться. В случае если фермер пользуется земельными участками коммунальной или государственной собственности на условиях аренды, то, в соответствии с Земельным кодексом, предоставленные им земельные участки могут быть переданы фермеру в частную собственность.

При подобной передаче земли, ее целевое назначение определяется как: «для ведения фермерского хозяйства», а это как раз то, что нам нужно, потому что это та земля, которую можно отчуждать.

Продление земельного моратория: почему собственники земли останутся бедными

За четыре года парламент должен был создать правила работы рынка. Но когда сроки начали подходить — запрет продлили еще на год.

И так уже 13 лет.Украинцы против продажи земли, но отдают ее за копейки первому встречному. Об этом свидетельствуют результаты совместного опроса КМИС, Центра им.

Разумкова и Социологической группы Рейтинг. Согласно опросу, если бы сегодня проводился референдум по продаже/купле земель сельскохозяйственного назначения, то украинцы проголосовали бы так: 72% — против, 13% — за, 5% — не голосовали бы, еще 10% — не смогли ответить.И это при том, что сами собственники земли продают свою землю в обход закона первому, кто предложит за нее хотя бы 1000-1500 долларов.

Хотя ее стоимость в два-три раза выше. Всемирный Банк подсчитал, что цены на украинскую земли подскочат до 3 – 3,5 тыс. долларов за гектар.Самая ходовая схема по которой продают землю — сдача в аренду на 50 лет.

Когда заработает рынок и кто сможет покупать с/х землю?

Рынок земли сельхозназначения будет запускаться в несколько этапов, часть из которых по датам еще не определена.

С 1 июля 2021 года землю смогут купить только физические лица, являющиеся гражданами Украины. Максимальный размер – 100 га на человека (в первом чтении предлагалось продавать до 10 тыс. га одному покупателю).

С 1 января 2024 года наряду с физлицами землю смогут покупать также юридические лица с украинской структурой собственности, территориальные общины и государство. При этом максимальный размер покупки может составлять 10 тыс. га.

Иностранцы (физические и юридические лица) смогут приобретать землю только в случае положительного голосования на всеукраинском референдуме. Эта норма была внесена ко второму чтению закона. Когда будет проведен референдум – пока не известно.

Эксперты не приветствуют подобные ограничения по поводу иностранцев. «Они являются негативным фактором для развития рынка земли, – убежден Олег Шевцов. – Не допуская сегодня иностранцев к приобретению земли, мы снижаем ее стоимость. Вместе с тем, остается вопрос, что делать тем иностранным компаниям, которые уже работают на рынке Украины несколько лет».

Какую землю можно будет продавать и покупать?
Принятый закон касается запуска рынка земель сельхозназначения. Стоит отметить, что часть сельхозземель уже находилась в обращении до его принятия. Речь идет о участках для ведения личного крестьянского хозяйства, полученных гражданами Украины в рамках бесплатной приватизации, отмечают старший юрист Тимур Энхбаяр и его коллега юрист Святослав Козак из юридической фирмы «Sayenko Kharenko».

Закон об открытии рынка земли касается тех участков сельхозназначения, продажа которых была запрещена мораторием. Это земля для ведения товарного сельскохозяйственного производства и участки, выделенные владельцам земельных паев после расформирования колхозов для ведения личного крестьянского хозяйства. Именно для нее и открывается рынок.

Как будет определяться цена земли?

Цена земли будет формироваться рынком – по договоренности сторон договора купли-продажи. Но для того, чтобы на начальном этапе функционирования рынка землю не пытались скупить очень дешево, в законе прописано одно требование относительно цены – до 1 января 2030 года цена продажи земельных участков, выделенных ранее в качестве паев, не может быть меньше их нормативной денежной оценки.

Оценку будет проводить Госгеокадастр. Она будет составляться на основе анализа грунтов по разным параметрам – их состава, климатических условий, размещения. Планируется создать открытую базу данных со всей информацией по нормативной денежной оценке земель в разных регионах.

В основу расчета нормативной денежной оценки положен рентный доход от использования земельного участка в течение определенного периода времени. Для упрощенного понимания, рентный доход — это, по сути, те деньги, которые можно выручить от наиболее эффективного использования земельного участка по целевому назначению. Для земельного участка сельхозназначения за пределами населенного пункта этот доход будет определяться в результате продажи зерна, выращенного на земельном участке за определенный промежуток времени. При этом если участок принадлежит частному лицу, также учитывается качество грунта, покрывающего такой земельный участок.

На сегодня в среднем по Украине размер нормативной денежной оценки земли составляет 27 500 грн. При этом сама низкая нормативная денежная оценка за 1 га пашни — Житомирская область (21 411, 00 грн), Львовская область (21 492,00 грн), Волынская область (21 806,00 грн), Ровенская область (21 938,00 грн), а самая высокая — Черкасская область (33 646,00 грн), Черновицкая область (33 264,00 грн), Харьковская область (32 237,00 грн), Кировоградская область (31 888,00 грн).

В ближайшие годы справедливой цены на сельхозугодья скорее всего не будет. Во многом это связанно с ограничениями по владению землей как в отношении площадей, так и в отношении круга лиц, отсутствием рынка, бедностью жителей страны, а в особенности жителей сел, для которых порой 1 500-2 000 долларов США — это годовой доход, политическая нестабильность в стране и прочее.

На сегодняшний день цена 1 га пашни в среднем по Украине составляет от 1000 до 1500 долларов США за гектар, т.е. в пределах +10%-20% к нормативной денежной оценке. По разным оценкам и прогнозам разных экспертов стоимость 1 га пашни в Украине после открытия рынка земли и в ближайшие 2-3 года будет колебаться в районе от 1 000 до 3 000 долларов США за гектар.

С 2024 года после открытия возможности для юридических лиц приобретать в собственность сельскохозяйственные земли стоимость 1 га пашни будет расти в пределах 10-15% в год. На стоимость также будет влиять как экономическая, так и политическая ситуация в стране.

Если говорить о том, что будет выкупаться в первую очередь, то будут выкупаться земли по договорам эмфитевзиса, под который в последние годы маскировалась реальная продажа земельного пая, ну и конечно же те земли сельскохозяйственного назначения, которые в последние 2 года активно раздавались местными советами по 2 га в основном льготникам: афганцы, чернобыльцы, АТОшники и прочие.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *