Соотношение административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соотношение административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

При массовых драках, начатых в людных местах, высокая вероятность того, что участниками побоев станет огромное количество людей. По этой причине при первых признаках драки необходимо тут же вызвать полицию. Связаться с сотрудниками полиции может как жертва, так и прохожие. Если же драка случилась в помещении, то вызвать полицию необходимо работающим в учреждении людям.

Перечень оснований для применения дисциплинарного взыскания

Основаниями для наказания работника «дисциплинаркой» являются допущенные им проступки.

Перечень дисциплинарных проступков на законодательном уровне не определен.

При этом установлен перечень оснований для увольнения работников в качестве меры дисциплинарного взыскания.

В связи с этим такими проступками, за которые предусмотрена дисциплинарная ответственность, могут быть:

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых функций, например, игнорирование указаний руководства, несоблюдение необходимых инструкций, нарушение технологии;

  • несоблюдение трудового графика, например, опоздания, законно необоснованные неявки на место работы;

  • нарушение дисциплины, например, появление на территории работодателя в состоянии опьянения, игнорирование требований о прохождении необходимых обследований или обучения;

  • совершение противоправных виновных действий, например, имущественных преступлений (кража, порча, присвоение).

Какие меры ответственности предусмотрены законом за каждый вид преступного действия?

Я уже отметила, что преступления являются действиями, предусматривающими для виновного лица строгое наказание. Здесь важно правильно квалифицировать совершенное деяние и определить, к какой группе оно относится. С учетом того, о каком незаконном проступке идет речь, мера ответственности может быть следующей:

Правонарушения (административная ответственность)Преступления (уголовная ответственность)С учетом того, что тяжесть последствий и мера опасности для общества минимальна, в качестве наказания может быть избрана такая мера, как:

  • штраф;
  • исправительные работы;
  • кратковременный арест.

Постановление с выбранным вариантом наказания выносит судебный орган.

  • заключение на определенный срок;
  • штрафы;
  • исправительные или принудительные работы.

Решение принимает суд, но приведенные варианты могут использоваться в совокупности.

Описанная характеристика позволяет сделать выводы, что уголовная ответственность является более серьезным наказанием для виновного лица.

Административная ответственность как один из видов юридической ответственности

Таким образом, административным правонарушением признается посягающее на установленный правопорядок общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое действующим законодательством установлено административное наказание. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной — физические лица; Физические лица в качестве субъектов административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет ее особенности.

Чем отличается административная ответственность от уголовной? Разница между двумя видами ответственности есть, и весьма существенная.

Объективные признаки административного правонарушения. Объект и объективна сторона административного правонарушения. Субъективные признаки административного правонарушения. Субъект административного правонарушения.

За все вышеперечисленные проступки будет возбуждено уголовное дело, и назначено суровое наказание. Конечно, существует большая разница между тем, что человек украл мешок картошки и убил продавца. Разграничения между проступками по своей тяжести, четко писаны в Уголовном Кодексе.

Во-вторых, круг родовых объектов, за посягательства на которые несут административную ответственность юридические лица, значительно уже, чем у физических и должностных лиц. Например, ответственность юридических лиц не предусмотрена гл. 17, 21 КоАП РФ. Дисциплинарную ответственность следует отличать от административной. Во-первых, юридическим основанием привлечения работника (служащего) к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка, а административная ответственность наступает за административные правонарушения, предусмотренные административным законодательством.

Состав административного правонарушения

Не каждое деяние, даже содержащее такие признаки административного правонарушения, как противоправность, виновность и наказуемость, является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности. Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности, от схожих с ним преступлений. В этой связи следует отличать признаки административного правонарушения как понятия, как некой теоретической конструкции от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние — административное правонарушение. Только наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии — единственное основание наступления административной ответственности за его совершение. Например, провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате, — административное правонарушение, совершаемое лицом, сопровождавшим ребенка (ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ). Если же ребенок в возрасте до 16 лет самостоятельно ехал без билета, то, хотя его действие отвечает всем признакам, свойственным административному правонарушению как понятию (противоправности, виновности, наказуемости), оно тем не менее в указанном конкретном случае не может квалифицироваться как административное правонарушение. Объясняется это тем обстоятельством, что в данном деянии нет одного из необходимых компонентов состава административного правонарушения — субъекта правонарушения, каковым может быть физическое лицо, лишь достигшее 16 лет.

Отличие дисциплинарной ответственности от административной ответственности

Дисциплинарную ответственность как вид юридической ответственности следует отличать от ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Они различаются по характеру правонарушений, за которые наступает та или иная ответственность, по субъектам, имеющим право налагать взыскания, по кругу лиц, которые могут быть привлечены к ответственности, а также по видам применяемых к ним мер взыскания.

В отличие от дисциплинарной ответственности, которая, наступает за нарушение трудовой дисциплины (дисциплинарный проступок), административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, т.е. противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность. Например, за нарушение правил противопожарной безопасности, правил дорожного движения, правил регистрации по месту проживания и др.

Дисциплинарные взыскания налагаются только тем работодателем, с которым работник состоит в трудовых правоотношениях. Административные же взыскания вправе применять специально уполномоченные органы или лица, с которыми правонарушитель не связан трудовыми отношениями (например, государственная инспекция труда, органы полиции и др.).

Дисциплинарная и административная ответственность различаются и по видам применяемых взысканий.

Виды административных взысканий предусмотрены КоАП РФ и не могут применяться за совершение дисциплинарного проступка (например, предупреждение, штраф, дисквалификация и др.). В то же время за совершение административного проступка нельзя применять взыскания, установленные Трудовым кодексом РФ за совершение дисциплинарного проступка. При этом не имеет значения, где совершен административный проступок: на территории организации, в которой работает гражданин, или в другом месте.

Дисциплинарная ответственность работников является одним из видов юридической ответственности, которая предусмотрена законодательством за неправомерное поведение. Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей.

В юридической литературе и словарях даются следующие определения понятия «дисциплинарная ответственность»:

  • Дисциплинарная ответственность — одна из правовых форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины. Вид юридической ответственности (наряду с уголовной, административной, гражданско-правовой). Заключается в наложении дисциплинарных взысканий администрацией предприятия или учреждения, где трудится работник. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.)
  • Дисциплинарная ответственность (англ. disciplinary responsibility) — вид юридической ответственности; в трудовом праве ответственность работников за совершенные ими дисциплинарные проступки. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарного взыскания администрацией того предприятия или учреждения, где трудится работник, или вышестоящим в порядке подчиненности органом. Дисциплинарная ответственность применяется при совершении дисциплинарных проступков, выразившихся в нарушении правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов администрации, технических правил и др. (Энциклопедия права. 2015.)
  • Дисциплинарная ответственность — обязанность работника ответить перед администрацией предприятия (учреждения) за совершенный дисциплинарный проступок и понести те меры воздействия, которые указаны в дисциплинарных санкциях трудового права (Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 458)
  • Дисциплинарная ответственность — обязанность работников претерпеть юридически неблагоприятные последствия в форме лишений личностного характера за совершение дисциплинарного проступка в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством (Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс трудового права: Учеб. в 2 т. М., 2004. Т. 2. С. 509 — 510.)

Порядок применения дисциплинарных взысканий, установленный ст. 193 ТК РФ, обязателен для всех работодателей.

Право налагать на работника дисциплинарное взыскание принадлежит работодателю.

Письменные объяснения работника

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не освобождает виновного от привлечения к дисциплинарной ответственности.

Сроки применения дисциплинарного взыскания

Привлекая к дисциплинарной ответственности работника, работодатель должен соблюдать сроки применения дисциплинарного взыскания. Оно применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске (ежегодном, дополнительном, учебном, без сохранения заработной платы), а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Не принимаются во внимание отсутствие на работе по другим причинам, в том числе использование отгулов.

Днем обнаружения проступка считается день, когда непосредственному руководителю (лицу, которому по работе (службе) подчинен работник) стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли это лицо правом наложения дисциплинарных взысканий. В случае применения работодателем дисциплинарного взыскания в виде увольнения по подп. «г» п. 6 ст. 81 ТК РФ месячный срок исчисляется со дня вступления в законную силу приговора суда, которым установлена вина работника в совершении по месту работы хищения чужого имущества, либо постановления органа, уполномоченного на применение административных взысканий.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В эти сроки не включается время производства по уголовному делу.

Один проступок – одно дисциплинарное взыскание

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Это правило не распространяется на случаи длящихся дисциплинарных проступков, когда, несмотря на наложение взыскания, работник продолжает нарушать трудовую дисциплину. В этом случае допустимо применение к работнику нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнения.

Учет тяжести проступка работника и других обстоятельств

Работодатель при наложении дисциплинарного взыскания обязан учитывать тяжесть совершенного проступка, предшествующую работу, поведение работника, обстоятельства, при которых был совершен проступок. Не обязательно применять меры взыскания в той последовательности, в какой они указаны в ст. 192 ТК РФ.

Ознакомление работника с приказом о наложении дисциплинарного взыскания

Дисциплинарное взыскание налагается приказом (распоряжением), который доводится до работника под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается от ознакомления под роспись с приказом, то составляется соответствующий акт.

Обжалование дисциплинарного взыскания

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссию по трудовым спорам, суд).

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 386 ТК РФ).

За разрешением индивидуального трудового спора работник имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ст. 392 ТК РФ). Например, трехмесячный срок для обжалования дисциплинарного взыскания, наложенного 7 февраля, истекает 8 мая; он начинает исчисляться на следующий после наложения дисциплинарного взыскания день, т.е. с 8 февраля.

Работодатель обязан соблюдать принципы дисциплинарной ответственности: справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм

Работодатель при применении к работнику дисциплинарного взыскания должен соблюдать общие принципы юридической, а следовательно, и дисциплинарной ответственности, такие как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. Поэтому Пленум Верховного Суда РФ в п. 53 Постановления от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» сделал обоснованный вывод, что при рассмотрении дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о совершении работником дисциплинарного проступка, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующие поведение работника и его отношение к труду. Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен. Однако в указанном случае суд не вправе заменить увольнение другой мерой взыскания, поскольку в соответствии со ст. 192 ТК РФ наложение на работника дисциплинарного взыскания является компетенцией работодателя.

Читайте также:  В каких случаях вас могут выселить из единственного жилья, а в каких нет?

Приведенная правовая позиция отражена в и п. 16 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020).

Снятие дисциплинарного взыскания

Дисциплинарное взыскание действует один год. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель вправе до истечения года снять дисциплинарное взыскание с работника по собственной инициативе, по просьбе самого работника или ходатайству его непосредственного руководителя, представительного органа работников.

Сведения о дисциплинарных взысканиях не заносятся в трудовую книжку. Исключение составляют случаи, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

1. Что из перечисленного является признаком правонарушения?

1) признание вины
2) нарушение нормы закона
3) подозрение следователя
4) возбуждение уголовного дела

2. Видом ответственности, возможным только по суду, является

1) лишение почётного звания
2) строгий выговор
3) административный арест
4) предупреждение

3. Видом ответственности, применяемой только при дисциплинарном правонарушении, является

1) лишение специального права
2) лишение свободы
3) увольнение
4) Штраф

4. Какой вид ответственности применяется только при гражданском правонарушении?

1) публичное извинение
2) ограничение свободы
3) административный арест
4) исправительные работы

5. Вид правонарушения, заключающийся в осквернении памятников истории и архитектуры, называется

1) цинизмом
2) популизмом
3) вандализмом
4) экстремизмом

6. За какое правонарушение уголовная ответственность наступает с 14 лет?

1) нанесение морального ущерба
2) прогул
3) хулиганство
4) грабёж

7. Какое из правонарушений является административным?

1) превышение водителем скорости движения
2) хищение имущества, принадлежащего преступнику
3) фальсификация итогов избирательной кампании
4) ложное сообщение о готовящемся взрыве

8. Общественно опасными правонарушениями-преступлениями — занимается

1) государственное право
2) гражданское право
3) административное право
4) уголовное право

9. Споткнувшись, сотрудник фирмы разбил стекло двери в кабинет директора фирмы. Нормы какой отрасли права в данном случае определяют возможную ответственность за причинённый ущерб?

1) трудового
2) гражданского
3) административного
4) государственного

10. Верны ли следующие суждения о правонарушениях?

А. Преступления отличаются от проступков повышенной общественной опасностью.
Б. Ответственность за совершение проступков и преступлений регулируется различными правовыми нормами.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1. В приведённом списке указаны черты сходства уголовного правонарушения и административного правонарушения и черты их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) может быть совершено по неосторожности
2) санкции применяются исключительно по решению суда
3) всегда наличествует вина
4) участниками могут быть как юридические, так и физические лица

Черты сходства Черты отличия

Административная ответственность как один из видов юридической ответственности

Таким образом, административным правонарушением признается посягающее на установленный правопорядок общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое действующим законодательством установлено административное наказание. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной — физические лица; Физические лица в качестве субъектов административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет ее особенности.

Чем отличается административная ответственность от уголовной? Разница между двумя видами ответственности есть, и весьма существенная.

Объективные признаки административного правонарушения. Объект и объективна сторона административного правонарушения. Субъективные признаки административного правонарушения. Субъект административного правонарушения.

За все вышеперечисленные проступки будет возбуждено уголовное дело, и назначено суровое наказание. Конечно, существует большая разница между тем, что человек украл мешок картошки и убил продавца. Разграничения между проступками по своей тяжести, четко писаны в Уголовном Кодексе.

Во-вторых, круг родовых объектов, за посягательства на которые несут административную ответственность юридические лица, значительно уже, чем у физических и должностных лиц. Например, ответственность юридических лиц не предусмотрена гл. 17, 21 КоАП РФ. Дисциплинарную ответственность следует отличать от административной. Во-первых, юридическим основанием привлечения работника (служащего) к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка, а административная ответственность наступает за административные правонарушения, предусмотренные административным законодательством.

Административная и дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих устанавливается действующим законодательством о труде и о муниципальной службе. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» содержит следующую отсылочную норму: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации». Таким образом, основанием привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им должностного (дисциплинарного) проступка, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей.

Отличие административных проступков от дисциплинарных

В теории права предлагается классифицировать правонарушения в зависимости от их характера и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых за их совершение санкций на преступления и проступки.

Проступки характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.

Видами проступков являются гражданско-правовые деликты, административные и дисциплинарные правонарушения.

При отграничении преступлений от иных правонарушений следует принимать во внимание ряд обстоятельств.

Так, некоторые преступления посягают на такие общественные отношения, на которые другие правонарушения посягать не могут (например, жизнь человека, государственная безопасность). Характер общественной опасности, который определяется объектом посягательства, позволяет отнести такие деяния лишь к числу преступлений.

Необходимость определения критериев разграничения преступлений и других правонарушений возникает при наличии смежных (различных, а иногда аналогичных) правонарушений, относящихся к разным отраслям права, но посягающим на один объект. Например, ответственность за нарушение правил дорожного движения предусмотрена как уголовным (ст. 264 УК), так и административным (ст. 12.24 КоАП) законодательством.

Степень общественной опасности в случаях, когда деяния являются смежными, служит основным критерием, отличающим преступления от других видов правонарушений.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Российская газета», N 256, 31.12.2001. (далее — КоАП) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

От преступления административное правонарушение отличается меньшей степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.

Административное правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью.

  • 1. Общественная опасность административного правонарушения состоит в том, что оно реально причиняет или может причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом. Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме.
  • 2. Административное правонарушение — это противоправное деяние, т.е. деяние, нарушающее нормы права. Административная ответственность установлена за нарушения норм различных отраслей права — административного, земельного, экологического и др. Административное правонарушение нарушает нормы административного и других отраслей права, охраняемых установлением административной ответственности за их нарушение.
  • 3. Административное правонарушение может быть совершено только виновно. Вина — это психическое отношение лица к деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

4. Наказуемость заключается в том, что только то деяние может быть признано административным правонарушением, за совершение которого установлена административная ответственность.

Российская правовая система охраняется тремя видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными. Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологических норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания. Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок. Во-вторых, они установлены федеральными законами. В-третьих, они применяются за виновные противоправные действия (правонарушения). В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это. В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков.

В условиях режима законности очень важно различать виды правонарушений, чтобы правильно квалифицировать конкретные правонарушения, законно и обоснованно наказывать виновных.

Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия — это общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего, учитывается материальный критерий — уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.

Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках.

В юридической литературе существует два мнения об общественной опасности правонарушений. Многие ученые считают, что все они общественно опасны, но преступления более опасны, а проступки менее.

Большая группа авторов обосновывает другой подход. Они полагают, что между этими правонарушениями разница качественная, а не количественная (более, менее опасны). Преступления общественно опасны, а проступки нет.

Определение преступления содержится в ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса РФ: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954..

В зависимости от сочетания интеллектуального и волевого моментов различают следующие формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность (самонадеянность или небрежность).

Администрации предоставлено право вместо применения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушениях трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива. Поэтому за дисциплинарный проступок могут быть применены и меры общественного воздействия.

К дисциплинарным взысканиям не относятся меры дисциплинарного воздействия, например, такая мера дисциплинарного воздействия, как уменьшение ежегодного оплачиваемого отпуска на число дней прогула работникам, совершившим прогул без уважительных причин. (При этом продолжительность отпуска не может быть менее 24 рабочих дней. Отпуск уменьшается за тот рабочий год, в котором совершены прогулы, независимо от времени его фактического использования.) Эти меры являются дополнительными, применяются наряду с мерами дисциплинарного взыскания или независимо от них и считаются мерами дисциплинарного воздействия.

Особый вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений. Практическая потребность в этом определяется тем, что административная ответственность за правонарушения наступает, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности (ст. 2.1 КоАП РФ).

Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне составов соответствующих правонарушений. Например, закон определяет, в каких случаях мелкое хищение государственного имущества является административным правонарушением, а в каких — преступлением; субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения — только лица, достигшие 16-летнего возраста; нарушение правил безопасности движения лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения — административное правонарушение, а те же действия, повлекшие смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения — преступление; умышленное повреждение насаждений, причинившее значительный ущерб государственному хозяйству — преступление, а те же действия, совершенные по неосторожности, — административное правонарушение. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.

Административное правонарушение отличается от дисциплинарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями. Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признается административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название «административно- дисциплинарные правонарушения (проступки)». Их субъектами являются не граждане, а лица, на которых возложено выполнение определенных трудовых служебных функций.

Административная ответственность может наступить, если совершено административное правонарушение. С юридической точки зрения, более точно, следует сказать так: лиц о может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, исключающие ответственность.

Читайте также:  Что нужно, чтобы взять ребёнка из детдома в Казахстане?

Антиобщественный характер преступлений настолько велик, что они признаются общественно опасными. А степень вредоносности большинства административных правонарушений невелика, они не являются общественно опасными.

Итак, первый признак административного правонарушения — общественная вредность.

Второй признак — административная противоправность. Такое деяние прям о запрещен о статьями Особенной части КоАП Р Ф или законов субъектов РФ об административных правонарушениях.Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр.и доп. — М. : Норма, 2008. — 816 с. — С. 551

Для борьбы с правонарушениями в Российской Федерации используются в основном три вида карательных санкций: уголовные, административные, дисциплинарные. И уголовная, и административная, и дисциплинарная ответственность охраняют все отрасли права. Административная ответственность, например, установлена за нарушение регулятивных норм конституционного, трудового, финансового, земельного, гражданского и иных отраслей права. В зависимости от обстоятельств нарушения, например, прав собственника (хищения) виновный может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Третий признак административного правонарушения — это деяние, т. е. сознательное, волевое действие или бездействие одного или нескольких человек.

Четвертый признак характеризует субъектов правонарушения — это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. Его не может совершить неорганизованная группа граждан, сложная организация, не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.), филиал и иные структурные подразделения юридического лица.

Пятый признак административного правонарушения — виновность, т. е. это деяние сознательное, волевое, совершенное умышленно или неосторожно.

Необходимо различать понятия «административные нарушения» и «административные правонарушения». Первые отражают только то, что не соблюдена, нарушена норма административного права. Но такое деяние может быть совершено лицом неделиктоспособным, невменяемым, в условиях крайней необходимости, т. е. и не виновно. А правонарушение — это неправомерное, виновное деяние. К тому же административное правонарушение может быть не только административным, но и финансовым, земельным и прочим нарушением.

Шестой признак административного правонарушения — наказуемость. Возможность применения административных взысканий является общим свойством административных правонарушений. В большинстве случаев, если выявлен проступок, виновного привлекают к административной ответственности. Но в ряде случаев наказание не может быть применено (истек срок давности, отменена норма и т. д.). Реализация административных санкций необязательно сопутствует административному проступку, но возможность их применения — обязательный признак правонарушения.Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр.и доп. — М. : Норма, 2008. — 816 с. — С. 553

В ч. 2 ст. 10 КоАП РСФСР, озаглавленной «Понятие административного проступка» было сказано: «Административная ответственность за правонарушения. наступает, если эти нарушения. не влекут. уголовной ответственности». В КоАП РФ прямо такой признак не назван. Но косвенно он закреплен в п. 7 ст. 24.5 КоАП РФ, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении нельзя осуществлять, если по этому факту в отношении данного физического лица возбуждено уголовное дело.

Написать комментарий

      Административная ответственность – это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

      Основные признаки (характерные черты) административной ответственности можно свести к следующему:

      — во-первых, она является составной частью административного принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его качествами (в частности, осуществляется органами государственной власти и, отчасти, местного самоуправления в рамках внеслужебного подчинения и т. п.);

      — во-вторых, основанием административной ответственности является административное правонарушение, тогда как уголовной – преступление, дисциплинарной – дисциплинарный проступок, материальной – причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;

      — в-третьих, в отличие от других видов юридической ответственности, из которых не все имеют свою собственную отраслевую нормативно-правовую базу или имеют ее не в полном объеме (в частности, дисциплинарная ответственность ее вообще не имеет, а уголовная и гражданско-правовая реализуются через нормы уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и арбитражный процесс соответственно), административная ответственность урегулирована нормами именно административного права (точнее было бы говорить – административно-деликтного права как самостоятельной отрасли или по крайней мере – подотрасли административного права, хотя по этому поводу единства среди ученых-административистов нет), которые содержат как исчерпывающие перечни административных правонарушений, видов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности;

      — в-четвертых, субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, тогда как уголовной и дисциплинарной – только физические лица (хотя и идет дискуссия о дисциплинарной ответственности коллективных образований – таких ее появлений, как, например, отставка правительства, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т. п.);

      — в-пятых, процедура (процесс) привлечения к административной ответственности более проста, оперативна и экономична по сравнению с аналогичными проявлениями иных видов юридической ответственности (в частности, уголовной и гражданско-правовой), хотя и содержит при этом все необходимые гарантии законности его проведения и осуществления права на защиту (причем защиту не только судебную, как в случае с уголовным и гражданским процессом);

      — в-шестых, административное наказание как мера административной ответственности, всегда назначается органом или должностным лицом на неподчиненных ему субъектов, что существенно в этом плане отличает ее от дисциплинарной ответственности, которая как и административная регулируется в большинстве своем нормами административного права;

      — в-седьмых, административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов (глава 23 КоАП РФ предусматривает в качестве таковых 58 видов несудебных органов, а также судей – и это только федеральный уровень), тогда как дисциплинарные взыскания могут назначаться только органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью (в пределах их компетенции), уголовные наказания – только судом, меры гражданско-правовой и материальной ответственности – в большинстве своем также только в судебном порядке (за исключением ряда случаев решения вопроса о материальной ответственности в административном порядке);

      — в-восьмых, практическая реализация административной ответственности не влечет за собой судимости, что существенно отличает ее в этом плане от ответственности уголовной и сближает с ответственностью дисциплинарной, где так же как и в административной лицо считается подвергнутым взысканию (наказанию) в течение установленного срока (один год, хотя методика его отсчета все же разная).

      Основаниями же административной ответственности следует считать совокупность факторов, наличие которых может повлечь за собой данный вид юридической ответственности. Среди таковых принято выделять следующие:

      1) нормативное основание, т. е. наличие норм права, устанавливающих административную ответственность и регулирующих ее;

      2) фактическое основание, каковым является деяние (действие или бездействие) конкретного лица, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (т. е. наличие административного правонарушения);

      3) процессуальное основание, каковым является правоприменительный акт компетентного субъекта о назначении административного наказания на конкретное лицо за конкретное административное правонарушение.

      Действующее законодательство (ст. 2.1 КоАП РФ) определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

      Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки, такие как общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемо��ть деяния.

      При нарушении законодательства самой мягкой мерой ответственности будет именно административная. Она применяется не только в отношении физлиц, но и юридических субъектов, способных аналогичным образом вести себя вопреки установленных правилам в обществе.

      В отношении виновного избираются административные санкции, которые будут зависеть от многих факторов:

      1. Повторность совершения.
      2. Размер причиненного вреда общественным отношениям.
      3. Занимаемое положение в обществе.
      4. Степень воздействия на другого человека и т.д.

      Это говорит о том, что как только субъект нарушит правила поведения в социуме, поступит ответная мера от государства в виде административной ответственности. В практическом применении существует достаточное количество госструктур, которые могут налагать взыскание на провинившегося. Самыми основными из них выступает ОВД и суд. Что касается остальных структур, то они в основном имеют узкую направленность, как например таможенные органы.

      АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ

      Пожалуй, проступки такого рода можно назвать одними из наименее опасных для общества в целом. К данной категории можно отнести, к примеру, нарушения в отношении авторских прав или условий другой документации.

      Гражданские проступки – это по большей части несоблюдение каких-либо обязательств, однако к данной категории также относятся действия, влияющие на честь и достоинство другого гражданина (к примеру, распространение ложных слухов и сведений, носящих оскорбительный характер). Сюда же относятся и действия, порочащие что-либо, имеющее духовную ценность для другого человека. Так, одним из достаточно громких дел такого рода можно назвать скандал вокруг женской музыкальной группы Pussy Riot, устроивших некогда настоящее шоу прямо в православном храме.

      Уже в названии данного вида нарушений отчетливо просматривается основание для выделения данной категории как отдельной. В данном случае речь идет именно о нарушении норм моральных, а не гражданских в целом.

      Согласно действующему трудовому кодексу, проступки такого рода служат достаточным основанием для увольнения человека с занимаемой им должности. В трудовую книгу при этом вносится соответствующая запись, которая впоследствии приводит к серьезным затруднениям в попытках трудоустройства.

      К аморальным поступкам чаще всего относят, к примеру, совершение насильственных действий в воспитательных целях или показательное унижение человека. Чаще всего, как ни прискорбно, такого рода нарушения закона совершают сотрудники школ, детских садов и других образовательных учреждений.

      На сегодняшний день принято различать 4 признака правонарушений, которые взаимосвязаны, и если будет отсутствовать хотя бы один из них, то тогда уже речь не будет идти об антиобщественном деянии.

      • Общественно-опасный характер. Если выражаться простым языком, то определенное действие или бездействие приносит вред. С первого взгляда даже антиобщественное деяние может быть незаметно, но последствия поступка могут стать очевидными спустя какое-то время. При этом деяния могут приносить материальный или нематериальный ущерб.
      • Противоправность. Правонарушение – это обязательно действие (бездействие), которое приводит к нарушению действующих законодательных актов, за что предусмотрены санкции или наказание.
      • Виновное деяние. Это означает, что человек, совершающий деяние, должен осознавать, что он делает, он должен нести ответственность за правонарушение, независимо от того, знает он нормы законодательства или нет.
      • Вред. Не каждое действие или бездействие является правонарушением. Не будет расцениваться антиобщественное деяние, которое стало причиной нанесения вреда, но совершенное при крайней необходимости или в рамках самообороны.

      С таким понятием, как дисциплина, мы сталкиваемся практически каждый день. Оно понимается по-разному, в зависимости от ситуации, однако если говорить о главном, самом прямом значении, дисциплина – это соблюдение определенных правил и норм, выполнение обязанностей.

      Чаще всего дисциплинарный проступок – это нарушение условий трудового договора в целом и прописанной в нем дисциплины в частности. В данном случае к одинаково серьезным последствиям могут быть отнесены как недобросовестное отношение к своим обязанностям, так и полное их игнорирование.

      Из вышесказанного можно понять, что, в отличие от гражданско-правового, дисциплинарный проступок – это нарушение в области трудовой дисциплины. Решение о понесении наказания в таких случаях принимает администрация предприятия, а не правоохранительные органы.

      Отличие административных проступков от дисциплинарных

      Особый вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений. Практическая потребность в этом определяется тем, что административная ответственность за правонарушения наступает, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности (ст. 2.1 КоАП РФ).

      Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне составов соответствующих правонарушений. Например, закон определяет, в каких случаях мелкое хищение государственного имущества является административным правонарушением, а в каких — преступлением; субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения — только лица, достигшие 16-летнего возраста; нарушение правил безопасности движения лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения — административное правонарушение, а те же действия, повлекшие смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения — преступление; умышленное повреждение насаждений, причинившее значительный ущерб государственному хозяйству — преступление, а те же действия, совершенные по неосторожности, — административное правонарушение. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.

      Административное правонарушение отличается от дисциплинарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями. Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признается административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название «административно- дисциплинарные правонарушения (проступки)». Их субъектами являются не граждане, а лица, на которых возложено выполнение определенных трудовых служебных функций.

      Административная ответственность может наступить, если совершено административное правонарушение. С юридической точки зрения, более точно, следует сказать так: лиц о может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, исключающие ответственность.

      Читайте также:  Третейский суд – здоровая конкуренция государственным судам

      Антиобщественный характер преступлений настолько велик, что они признаются общественно опасными. А степень вредоносности большинства административных правонарушений невелика, они не являются общественно опасными.

      Итак, первый признак административного правонарушения — общественная вредность.

      Второй признак — административная противоправность. Такое деяние прям о запрещен о статьями Особенной части КоАП Р Ф или законов субъектов РФ об административных правонарушениях.Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр.и доп. — М. : Норма, 2008. — 816 с. — С. 551

      Для борьбы с правонарушениями в Российской Федерации используются в основном три вида карательных санкций: уголовные, административные, дисциплинарные. И уголовная, и административная, и дисциплинарная ответственность охраняют все отрасли права. Административная ответственность, например, установлена за нарушение регулятивных норм конституционного, трудового, финансового, земельного, гражданского и иных отраслей права. В зависимости от обстоятельств нарушения, например, прав собственника (хищения) виновный может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

      Третий признак административного правонарушения — это деяние, т. е. сознательное, волевое действие или бездействие одного или нескольких человек.

      Четвертый признак характеризует субъектов правонарушения — это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. Его не может совершить неорганизованная группа граждан, сложная организация, не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.), филиал и иные структурные подразделения юридического лица.

      Пятый признак административного правонарушения — виновность, т. е. это деяние сознательное, волевое, совершенное умышленно или неосторожно.

      Необходимо различать понятия «административные нарушения» и «административные правонарушения». Первые отражают только то, что не соблюдена, нарушена норма административного права. Но такое деяние может быть совершено лицом неделиктоспособным, невменяемым, в условиях крайней необходимости, т. е. и не виновно. А правонарушение — это неправомерное, виновное деяние. К тому же административное правонарушение может быть не только административным, но и финансовым, земельным и прочим нарушением.

      Шестой признак административного правонарушения — наказуемость. Возможность применения административных взысканий является общим свойством административных правонарушений. В большинстве случаев, если выявлен проступок, виновного привлекают к административной ответственности. Но в ряде случаев наказание не может быть применено (истек срок давности, отменена норма и т. д.). Реализация административных санкций необязательно сопутствует административному проступку, но возможность их применения — обязательный признак правонарушения.Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр.и доп. — М. : Норма, 2008. — 816 с. — С. 553

      В ч. 2 ст. 10 КоАП РСФСР, озаглавленной «Понятие административного проступка» было сказано: «Административная ответственность за правонарушения. наступает, если эти нарушения. не влекут. уголовной ответственности». В КоАП РФ прямо такой признак не назван. Но косвенно он закреплен в п. 7 ст. 24.5 КоАП РФ, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении нельзя осуществлять, если по этому факту в отношении данного физического лица возбуждено уголовное дело.

      С чем подают административную и дисциплинарную ответственность?

      Какие наказания допускаются в отношении работника, четко определяет статья 192 ТК РФ. В ней законодатель определил такие виды дисциплинарного взыскания:

      1. Замечание.
      2. Выговор.
      3. Увольнение по соответствующим основаниям.

      Какие-то еще меры воздействия будут незаконными со стороны работодателя и становятся причиной жалоб работника и последующих проверок и штрафов. Важно использовать только установленные виды наказаний. При наказании провинившегося сотрудника следует учитывать, насколько серьезное нарушение он допустил, и возможные последствия проступка.

      Перечень наказаний, применяемых к работнику в случае привлечения его к дисциплинарной ответственности, приведен в ст. 192 ТК РФ. Их не так уж много – всего 3 разновидности:

      1. замечание;
      2. выговор;
      3. увольнение.

      Для каждого из них определены четкие условия применения. Более того, законодательство прямо указывает, что по одному проступку работодатель может использовать только одну из приведенных форм ответственности. Есть и дополнительные формы взысканий, применимых к сотрудникам, а именно:

      • устное или письменное предупреждение в адрес сотрудника о его несоответствии занимаемой должности;
      • временное освобождение от занимаемой должности;
      • материальная ответственность в виде уплаты наложенного штрафа.

      Эта группа мер к числу дисциплинарных взысканий не относится, но их применение возможно на основании российского законодательства.

      Виды административной ответственности и дисциплинарной ответственности граждан

      При нарушении законодательства самой мягкой мерой ответственности будет именно административная. Она применяется не только в отношении физлиц, но и юридических субъектов, способных аналогичным образом вести себя вопреки установленных правилам в обществе.

      В отношении виновного избираются административные санкции, которые будут зависеть от многих факторов:

      1. Повторность совершения.
      2. Размер причиненного вреда общественным отношениям.
      3. Занимаемое положение в обществе.
      4. Степень воздействия на другого человека и т.д.

      Это говорит о том, что как только субъект нарушит правила поведения в социуме, поступит ответная мера от государства в виде административной ответственности. В практическом применении существует достаточное количество госструктур, которые могут налагать взыскание на провинившегося. Самыми основными из них выступает ОВД и суд. Что касается остальных структур, то они в основном имеют узкую направленность, как например таможенные органы.

      Рассмотрев данные вопросы, можно выделить основные признаки, по которым происходит различие между правонарушением с точки зрения уголовного и административного законодательства:

      • Для наступления уголовной ответственности стоит ориентироваться исключительно на законы (УК). Если рассматривать административную, то тут кроме этого существуют и подзаконные акты, имеющие аналогичную силу на отдельной территории страны.
      • При выборе административного наказания лицо останется работать на прежнем месте и ему не грозит судимость. Он просто числиться в рядах подвергнутых наказанию в течение установленного периода (чаще всего 1 год). Уголовная ответственность может грозить помещением в места лишения свободы на несколько лет, происходит изоляция преступника от общества. Судимость возлагает дополнительные правовые последствия.
      • Основание для ответственности виновного – административное правонарушение и преступление соответственно. Они между собой отличаются по степени тяжести и влияния на общественные отношения.
      • Только суд может применить меры уголовной ответственности в отношении преступившего закон. Что касается административного наказания, то здесь существует достаточный перечень уполномоченных органов.
      • Различаются и субъекты. Так, к уголовному наказанию привлекается исключительно физлицо, к административному – в том числе и должностное лицо, юрлицо. В нормах КоАП имеется даже указание в санкциях статей, которые заметно увеличиваются для категории ЮЛ.
      • Еще немного по мерам профилактики. Для административного правонарушения присуще предупреждение. Правда, здесь используется определенная категория статей и важно, чтобы лицо ранее не подвергалось административному реагированию со стороны государства. Для УК такие нормы не существуют. Единственно возможная схожесть для условного срока, когда лицу дается шанс на исправление.

      Следовательно, более мягкой мерой принято считать административную ответственность. Но в случае несоблюдения и в дальнейшем принятых норм в обществе, лицо может наказываться более сурово, если совершит преступление. Вот чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения.

      Предприятия и организации, как говорилось ранее, не могут стать субъектами уголовного преследования. Ответственность здесь будет наступать лишь по отношению к руководящему составу их, а также ответственных должностных лиц.

      Кроме этого, уголовное наказание может заменяться административным. В таком случае следует руководствоваться обстановкой в стране и наличием чрезвычайных обстоятельств. С течением времени законодательная база меняется с целью совершенствования. Это приводит к исключению определенных уголовных преступлений и перевод в статус административных. Аналогичным образом может быть выполнено и в обратном порядке. Это следует контролировать особенно правоприменителям, чтобы правильно выбирать меру ответственности.

      Особое внимание всегда уделялось именно суммам, которые похищались. Такое решение присуще факту совершения мошеннических действий, присвоения, растраты и т.д. от нее зависит не только квалификация, но и привлечение лица к виду наказания.

      В любой ситуации вы можете обратиться за юридической консультацией по телефону бесплатно.

      Административная ответственность – это обязанность физического или юридического лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ за совершение противоправного виновного действия (бездействия) (административного правонарушения).

      1. Она может быть предусмотрена не только федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ;
      2. Наступает за административное правонарушение;
      3. Опирается на государственное принуждение;
      4. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;
      5. Административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов.

      Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

      В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании.

      Далее протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

      Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение лицом административного правонарушения — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

      Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние является административным правонарушением.

      Во-первых, это административный проступок – серьезное правонарушение, которое посягает на определенный законом порядок в социуме, на отношения касательно распорядительной и исполнительной государственной деятельности. Оно не связано с выполнением конкретных служебных обязанностей.

      Следует уточнить, что административный проступок и административное правонарушение – идентичные понятия. Сюда можно отнести разного рода нарушения ряда правил дорожного движения (управление транспортным средством в состоянии опьянения, превышение допустимой скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора и пр.), пожарной безопасности и санитарной гигиены, установленной на предприятии, а также распитие алкоголя в общественных местах, безбилетный проезд.

      Отличительным признаком базовых отраслей законодательства является наличие особого вида юридической ответственности – гражданско-правовой, административной, уголовной. Институт дисциплинарной ответственности, в отличие от указанных, является межотраслевым, поскольку регулирует правонарушения, совершаемые в сфере:

      • трудовых правоотношений;
      • отношений, возникающих при прохождении государственной гражданской службы;
      • отношений, возникающих при прохождении военной службы;
      • земельных правоотношений.

      Определение 1
      Дисциплинарная ответственность – ответственность за нарушение дисциплины, т. е. правил и норм определенной деятельности.

      Основанием привлечения лица к дисциплинарной ответственности является совершением им дисциплинарного правонарушения (проступка).

      Определение 2

      Дисциплинарное правонарушение – неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом возложенных на него законом, должностной инструкцией (регламентом), локальным или иным правовым актом обязанностей.

      Стоит отметить, что результат осуществления противоправного деяния – неблагоприятные последствия в отношении объекта данного права или личных имущественных (неимущественных) свобод, прав индивида, социума, государства.

      Состав административного проступка включает:

      1. Субъекта (юрлицо и физлицо).
      2. Объекта (социальные отношения, которые урегулированы правовыми нормами и охраняются административными мерами наказания и на которые нацелен административный проступок).
      3. Объективную сторону данного деликта (действие либо бездействие, которые запрещены нормами административного или иного права и за совершение которых предусматривается административная ответственность).
      4. Субъективную сторону рассматриваемого правонарушения (психическое отношение лица, совершившего административный проступок, к данному неправомерному деянию, его последствиям).

      Основаниями административной ответственности являются:

      Юридическим основанием административной ответственности служит конкретная норма права в действующем законодательстве, формулирующая состав данного административного правонарушения и устанавливающая соответствующие административные санкции за совершение этого административного правонарушения. Таким образом, юридическое основание административной ответственности – это предусмотренность ее за конкретные правонарушения законодательными нормами.

      Фактическим основанием административной ответственности служит конкретная в полном составе, составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом. Содержащее все признаки административного проступка, деяние может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно полностью соответствует условиям привлечения к административной ответственности (или исключающим ее).

      Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее) является наличие или отсутствие следующих обстоятельств: умышленной или неосторожной вины (ст. 2. 2); возраста, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2. 3); соблюдение давностных сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4. 5); состояние крайней необходимости (ст. 2. 7); невменяемость правонарушителя (ст. 2. 8); смягчающее и отягчающее административную ответственность обстоятельства (ст. 4. 2), (ст. 4. 3), а по некоторым составам административным правонарушений также причинная связь между противоправным действием и наступившими последствиями. Административным правонарушением как фактическим основанием административной ответственности, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2. 1). Необходимо иметь в виду, что общие родовые объекты посягательств перечислены в ст. 1.2 КоАП РФ.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *