Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявление об освобождении уплаты госпошлины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Размеры государственной пошлины, установленные настоящей главой за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации. Льгота действует до 1 января 2023 года. Она распространяется на все виды государственных пошлин, предусмотренные Налоговым кодексом РФ в главе 25.3 Налогового кодекса РФ.
Мнение эксперта
Комментирует юрист Александр Васильев
Этой льготой могут воспользоваться не только граждане Российской Федерации, но и иностранные физические лица, а также лица без гражданства (Письмо Министерства финансов РФ от 7 декабря 2017 года № 03-05-04-03/81576).
Проконсультируйтесь с юристом: приведенная выше информация носит общий характер и может не учитывать особенностей конкретного случая.
Размер государственной пошлины
На государственном уровне определен размер госпошлины на алименты в 2018 году, подлежащий оплате при подаче исков, содержащих различные алиментные требования.
Объем платежа увеличится в два раза и составит 300 руб. в том случае, если требования иска будут направлены на определение суммы финансовой помощи в отношении детей и самого заявителя.
Сумма госпошлины будет равна 400 руб., при совместном рассмотрении иска о разводе и назначении алиментных выплат. Вместе с последним требованием, в судебном заседании могут быть рассмотрены и иные спорные вопросы, касающиеся сторон. При предъявлении иска данного типа, истец не освобождается от обязательного платежа.
Истец не является носителем обязанности по оплате госпошлины при предъявлении заявления:
- об увеличении обязательств алиментоплательщика;
- о взыскании с родителя материальной помощи, требуемой для покрытия затрат, понесенных вторым родителем по причине заболевания ребенка или проведения ему дорогостоящей операции;
- о взыскания накопившегося алиментного долга.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА ПРИ ОБРАЩЕНИИ В СУД 2018 год
Налоговый кодекс РФ (часть вторая), Глава 25.3 Государственная пошлина (текст по состоянию на 24.07.2018 г. )
Государственная пошлина
— это сбор, взимаемый с физических и юридических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением юридически значимых действий, в частности при обращении указанных лиц в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям.
Госпошлина уплачивается до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, апелляционной, кассационной или надзорной жалобы. Факт уплаты госпошлины подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.
Заявление освобождение от уплаты госпошлины
Заявление об освобождении от уплаты госпошлины при обращении в суд подается в письменном виде. Такое заявление прилагается к заявлению, содержащему основные требования. Допускается оформление требований об освобождении от уплаты госпошлины в тексте соответствующего заявления. Однако предпочтительней оформление отдельного документа.
Госпошлина в суд платится практически при любом обращении. Законом предусмотрены льготы для определенных категорий граждан. Наличие льгот на оплату госпошлины должно быть подтверждено соответствующими документами, граждане должны сообщить суду о желании воспользоваться такими льготами при обращении в суд.
Самым распространенным случаем освобождения от уплаты госпошлины, наряду со льготниками, является тяжелое материальное положение гражданина, обращающегося в суд. В таком случае к заявлению по освобождению от уплаты госпошлины прилагаются сведения о получаемых доходах (справка с места работы, о размере пособий и пенсий). Сведения о роде занятий заявителя (копия трудовой книжки, копия пенсионного удостоверения, копия приказа о предоставлении отпуска по беременности, уходу за ребенком и другие документы). Сведения о составе семьи и возможности получения дополнительных доходов (справка паспортного стола, свидетельство о расторжении брака).
Вместе с тем, предлагаем при наличии тяжелого материального положения подавать заявление об уменьшении размера госпошлины, оплатив небольшую сумму (например, 200 руб.). Обычно суды охотнее снижают размер, чем полностью освобождают от оплаты госпошлины. Суд может предоставить отсрочку или рассрочку при оплате госпошлины, при наличии соответствующих оснований: заявление об отсрочке уплаты госпошлины, заявление о рассрочке уплаты государственной пошлины.
(ФИО полностью, адрес)
Заявление на освобождение от уплаты госпошлины
При подаче в суд искового заявления со значительной ценой иска ряд граждан имеют право подать заявление на освобождение от уплаты госпошлины и надеяться на положительное его рассмотрение. Тогда судебный процесс может не принести значительных судебных расходов, что позволяет защитить права лицам с небольшими доходами. Налоговый кодекс РФ в статье 333 содержит перечень граждан, которым предоставляется льгота на оплату госпошлины.
Таким лицам достаточно предоставить в суд документы, подтверждающие наличие оснований для освобождения (например, справка об инвалидности, удостоверение ВОВ и др.). Иногда истец вынужден обратиться в суд за получением или защитой своих прав, но у него отсутствуют финансовые средства на оплату госпошлины. Положительное решение может быть принято и с учетом материального положения истца, существа дела и цены иска.
Комментарий к ст. 333.35 НК РФ
Комментируемая статья освобождает от уплаты государственной пошлины организации за совершение действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 333.33 Налогового кодекса РФ к действиям, связанным с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, относятся как рассмотрение заявлений о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, так и сама государственная регистрация данного выпуска (дополнительного выпуска), отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации. Таким образом, организации за совершение перечисленных действий должны быть освобождены от уплаты государственной пошлины.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию организаций и изменений учредительных документов организаций.
Заявление, представляемое в регистрирующий (налоговый) орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица. Таким образом, если уполномоченным лицом при государственной регистрации унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения будет выступать уполномоченное лицо его учредителя — органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственная пошлина не взимается.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие возглавляет руководитель (директор, генеральный директор), назначаемый на эту должность органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом по управлению государственным имуществом. Руководитель действует без доверенности от имени предприятия, представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от его имени, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.
Но несмотря на столь обширные полномочия руководителя унитарного предприятия, он не уполномочен выступать в качестве заявителя при государственной регистрации создания юридического лица. Кроме того, упомянутый Закон не предусматривает освобождение унитарного предприятия от уплаты госпошлины за государственную регистрацию.
С 2006 года были внесены изменения в ряд статей, устанавливающих льготы по уплате госпошлины. Так, от уплаты госпошлины теперь освобождаются:
1) органы государственной власти и органы местного самоуправления — за государственную регистрацию ликвидации организаций;
2) физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом РФ, — за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и договоров об отчуждении недвижимого имущества (за исключением случаев, указанных в подп. 19, 20.1, 22 — 24 и 52 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ). Основанием для предоставления данной льготы является документ, выданный в установленном порядке;
3) физические лица — за выдачу свидетельств о праве на наследство также при наследовании долей в жилом доме, земельном участке, на котором расположен дом, квартиры, комнаты, в случае если эти лица совместно проживали с наследодателем на день его смерти и продолжают проживать в доме (квартире, комнате) после смерти (п. 5 ст. 333.38 Налогового кодекса РФ);
4) физические лица — за удостоверение доверенности на получение пенсий и пособий (п. 14 ст. 333.38 Налогового кодекса РФ);
5) физические лица — за государственную регистрацию рождения, смерти, включая выдачу свидетельств (п. 1 ст. 333.39 Налогового кодекса РФ);
6) физические лица, проживающие за пределами РФ, — за государственную регистрацию актов гражданского состояния, включая выдачу справок и документов из архива (п. 1 ст. 333.39 Налогового кодекса РФ);
7) органы управления образованием, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав — за внесение исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, составленные в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении их умерших родителей, включая выдачу свидетельств (п. 2 ст. 333.39 Налогового кодекса РФ).
Предоставление отсрочки
Отсрочка или рассрочка выплаты госпошлины предоставляется волею суда и предполагает, что внесение суммы произойдет через некоторое время.
Желательно чтобы гражданин указал период выплаты платежа ко времени вынесения решения суда. В таком случае, при вынесении решения в пользу истца, обязанность по выплате ляжет на ту сторону, которая проиграла дело.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Заявление о предоставлении отсрочки направляется лишь в той ситуации, когда на то есть основания. Одновременно с заявлением заявителю нужно приложить документы, которые подтвердят финансовое положение или другие основания, по которым платеж не должен быть произведен.
Основанием для предоставления отсрочки может быть сложное финансовое положение человека, вызванное:
- Временной нетрудоспособностью, которая вызвана продолжительной болезнью;
- Полной потерей трудоспособности;
- Проходящей процедурой банкротства;
- Наличием у человека материального ущерба, вызванного стихийными бедствиями или катастрофическими явлениями;
- Маленькая зарплата.
Нужно учесть, что существует ряд причин, которые не будут являться основанием для отсрочки.
К таковым можно отнести:
- Несовершеннолетние дети-иждивенцы;
- Долговые обязательства, в частности, взыскиваемые с помощью судебных приставов;
- Отсутствие постоянного дохода;
- Отсутствие у гражданина какого-либо имущества;
- Серьезное влияние окажет величина получаемого дохода.
Освобождение от уплаты госпошлины в зависимости от цены иска
Согласно одной из рассмотренных нами в начале материала статей Налогового кодекса, определенной номером 333.36, в случаях, когда суд рассматривает дела административной или гражданской категории, и сумма иска составляет величину до одного миллиона, то уплата пошлины отменяется для:
- заявителей, подавших иск по делам, связанным с защитой потребительских прав;
- организаций общественного типа;
- объединений лиц, имеющих доказанный статус инвалидов;
- ветеранов боевых событий по делам о военной службе и защите собственных законных прав;
- пенсионеров, обращающих материальные требования такой официальной структуре, как Пенсионный фонд нашей страны, а также к прочим негосударственным фондам.
Если же стоимость искового заявления превышает сумму в миллион российских рублей, то лица, входящие в вышеуказанный список, будут платить пошлину с денежной разницы между миллионом рублей и суммой иска.
Кто оплачивает госпошлину по алиментам?
Обязанность по уплате налога возлагается на ответчика – алиментообязанного (статья 103 ГПК РФ). Законодатель предусматривает категории исковых заявлений с налоговой льготой – освобождением от финансовых обременений. Уязвимым категориям населения государство предоставляет возможность бесплатно обратиться за помощью судебного органа по делу о назначении алиментов.
НК России предусматривает льготные категории граждан, освобожденные от компенсации судебных издержек:
- нетрудоспособные граждане с 1, 2 группой инвалидности;
- лица, имеющие статус «Герой России, СССР»;
- участники боевых действий;
- ветераны и инвалиды ВОВ;
- переселенцы, беженцы;
- пенсионеры.
Остальные ответчики покрывают расходы на государственные услуги пропорционально удовлетворенным исковым требованиям. В таком случае определить размер госпошлины в каждой индивидуальной ситуации не так уж легко.
Взыскатель, повторно обратившийся в суд, не обременен госпошлиной по делам:
- о взыскании неустойки (пени) по алиментным выплатам;
- об изменении размера алиментов по желанию получателя;
- о новом порядке начисления и осуществления выплат.
Обращение алиментообязанного с вышеуказанными предметами спора в суд не предусматривают освобождение от судебного сбора, так как суть иска затрагивает личные интересы, а не ребенка.
Госпошлину также не платят истцы, подающие в суд:
- заявления об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;
- административные исковые заявления, заявления об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
- административные исковые заявления об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании истцов вынужденными переселенцами или беженцами;
- заявления об усыновлении и (или) удочерении ребенка;
- исковые заявления о защите прав и законных интересов ребенка;
- исковые заявления неимущественного характера, связанные с защитой прав и законных интересов инвалидов;
- административные исковые заявления о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;
- исковые заявления о предоставлении истцам права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).
Освобождение от уплаты госпошлины в суд, льготы по уплате госпошлины
С подачей прошения о проверке приговора, который вступил в силу, постановления, определения, решения суда вносить сбор Уполномоченному лицу по правам человека не нужно.Если истцом или ответчиком является государственный орган, орган местного самоуправления, то госпошлину им оплачивать не нужно. По искам относительно прав потребителей, предъявляемыми федеральными органами, сбор не взимается.При назначении госпошлины обязательно учитывается стоимость иска.
Это важно знать перед обращением в суд.
По ч. 2, 3 ст. 333.36 НК РФ, во время рассмотрения административных и гражданских дел в судах, от госпошлины при сумме иска до 1 млн рублей освобождаются:
- Организации и объединения инвалидов.
- Ветераны.
- Пенсионеры по финансовым делам.
- Истцы по делам, касающихся нарушения прав потребителей.
Действуют льготы при уплате госпошлины по стоимости.
Другой комментарий к Ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации
КС РФ в Определении от 13.06.2006 N 272-О разъяснил, что нормативные положения, содержащиеся в статье 333.36 НК во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 333.20 данного НК, не позволяющие судам общей юрисдикции и мировым судьям принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию, как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции РФ, и утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
При применении статьи 333.36 НК следует руководствоваться пунктом 4 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пунктом 2 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», а также пунктом 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах о применении арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».
Следует отметить, что положения подпункта 2 пункта 2 статьи 333.36 НК в силу прямого указания закона распространяются только на истцов, их действие на третьих лиц не распространяется (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2008 N А56-3677/2007).
Статьей 333.36 НК не предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), направленных в арбитражные суды.
В то же время суды, основываясь на норме пункта 2 статьи 329 АПК РФ, указывают, что льгота по уплате государственной пошлины при подаче в суд заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) распространяется и на случаи подачи таких заявлений соответствующим лицом в арбитражный суд (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2008 N Ф08-1976/2008).
Платят ли пенсионеры и инвалиды госпошлину при подаче искового заявления в суд
В случае, если человек, обратившийся за помощью к судебным органам, на данный момент уже пенсионер, то ни о каких сборах не может быть речи. Освобождение от уплаты госпошлины при подаче иска в суд людям пенсионного возраста присваивается автоматически и потому государственная пошлина в таких ситуациях не в коем случае взиматься не имеет права по закону. Гражданин всегда обязан требовать то, что положено по праву и закону. Единственным нюансом будет служить то, что стоимость иска, который пенсионер собрался подавать в суд, не должна быть больше одного миллиона рублей, в таком случае придется платить даже больше, чем по стандартной цене.
В данной статье рассмотрены самый частые вопросы по уплате госпошлины, размеры которой всегда варьируются в зависимости от статусов граждан России. В любом случае, нужно помнить и изучать свои права, чтобы при возникшей ситуации всегда была возможность отстоять и защитить себя, как личность. Судебных приставов никак не волнует, какая группа или категория у субъекта, главная цель состоит в оплате услуг, которые были наданы.