Отчетность в Минюст для некоммерческих организаций в 2023 (сроки сдачи)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность в Минюст для некоммерческих организаций в 2023 (сроки сдачи)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Коммерческие организации могут быть в виде обществ, таких как ООО или ОАО, чья цель — это осуществление хозяйственных операций для получения прибыли. Заработанные деньги делятся между участниками предприятия.

Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:

  1. Потребительский кооператив, союз или общество.
    Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации. Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников.
  2. Фонд.
    Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты.
  3. Общественная или религиозная организация. Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
  4. Объединение юрлиц, ассоциация или союз.
    Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов. Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей. Финансирование: взносы членов объединений.
  5. Учреждения.
    Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции. Пример: Школа, Институт.
    Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.

Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст

При составлении отчетов в Минюст России руководители НКО должны придерживаться следующих принципов:

№ п/п Наименование принципа. Суть принципа.
1. Достоверность. Все отчеты, предоставляемые руководство НКО должны формироваться исходя из информации, которая получена из существующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов.
2. Краткость. Информация должна быть изложена четко и ясно, при этом отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации.
3. Точность. Информация, которая подлежит предоставлению в Минюст содержится в перечне, находящемся на их официальном сайте. Самостоятельное увеличение количества информации не приветствуется.
4. Соответствие форм. Отчеты, предоставляемые в Минюст должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на официальном сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок.

Актуальные вопросы по заданной теме.

Вопрос №1. В какой срок некоммерческая организация должна предоставить отчет в Министерство Юстиции Российской Федерации?

Ответ: Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.

Вопрос №2. Каким образом можно сдать отсеет в Минюст в электронной форме?

Ответ: Для предоставления отчета в Министерство Юстиции в электронной форме необходимо сначала зарегистрироваться на официальном сайте, затем войти в свой личный кабинет профиля. Именно здесь существует возможность указать информацию о представляемом вами НКО и подать отчёты одним из имеющихся способов:

  1. Загрузить уже составленный отчет в формате MSExcel.
  2. Заполнить вручную онлайн-форму отчета.

Финансы под контролем

Начнем с того, что финансовые потоки некоммерческих организаций вызывают особый интерес у контролирующих структур. И контроль усиливается в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. Очередные поправки в соответствующие нормативно-правовые акты внесены совсем недавно.
По сути, для некоммерческих организаций вводится обязательный контроль любых денежных поступлений. Осуществляться он будет в рамках ФЗ №115. И расходы НКО остаются в зоне особого контроля. Конечно, есть и исключения. Перечень операций, не попадающих под обязательный контроль, приведен в упомянутом выше федеральном законе. Правда, большинство из этих исключений для некоммерческих организаций теперь не действуют.
Получается, что контролироваться будут операции на любую сумму. Особое внимание – к переводам от иностранцев.
Заявленные ранее «технические» поправки оказались самыми что ни на есть существенными. Юристам и бухгалтерам некоммерческих организаций еще предстоит разобраться, что со всем этим делать. А мы пока вернемся к актуальной теме отчетности.

Читайте также:  Платежное поручение на выписку из ЕГРЮЛ

Какие отчеты изменятся?

Вот список документов, формы которых получили новые редакции:

  • отчеты о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов и работников;
  • отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества;
  • отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании;
  • отчет о деятельности религиозной организации, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании);
  • отчеты структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества.

Для каждой некоммерческой организации предусмотрен свой вид отчётности.

Если НКО соответствует условиям ниже, то ей необходимо в произвольной форме подать заявление об отсутствии иностранного финансирования и уведомление о продолжении деятельности.

  • У НКО нет в составе учредителей иностранцев или лиц без гражданства.
  • Не получала имущество или денежные средства от иностранных источников в отчётном году.
  • Сумма полученных в отчётном году имущества и денежных средств не больше трёх миллионов рублей.

Если НКО не соответствует этим условиям, то подаёт:

  • Отчёт о деятельности и составе руководящих органов по форме ОН0001
  • Отчёт о расходах по форме ОН0002

Даже если некоммерческая организация перестала вести деятельность, ей необходимо ежегодно отчитываться.

Куда Отчёты
ФНС Вместо «нулевых» деклараций можно подавать единую упрощённую декларацию (ЕУД). Подать нужно за каждый период, за который подавалась бы соответствующая декларация.

Подавать 6-НДФЛ и РСВ нужно регулярно, если в течение календарного года были выплаты сотрудникам.

Например, если в январе страхователь делал выплаты, то подавать отчёты нужно за первый квартал, полугодие, девять месяцев и за прошедший год.

Если выплат не было, РСВ нужно всё равно подавать, 6-НДФЛ — нет, но надо уведомить об этом налоговую или просто подать нулевой отчёт.

Персонифицированные сведения нужно подавать постоянно, так как у НКО как минимум есть руководитель.

Бух. отчётность некоммерческим организациям нужно подавать всегда

СФР Подразделы 1.2 и 2 формы ЕФС-1 нужно сдавать в СФР, так как у НКО как минимум есть руководитель.

Раздел 2 формы ЕФС-1 нужно подавать постоянно, даже если не было выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Росстат Если НКО попадёт в выборку Росстата, то необходимо сдать пустую нулевую статистическую отчётность
Минюст Подавать в прежнем порядке. При возникновении вопросов уточнить в территориальном органе или в справочной

Отчетность о пожертвованиях

Итак, с базовыми отчетами разобрались. Переходим к другим специфическим формам для НКО.
В практике работы некоммерческих организаций повсеместно используется такой метод финансирования проектов, как сбор пожертвований. Если для этого используются переносные либо стационарные ящики, в Минюст придется отчитываться дополнительно. Форма отчета представлена на сайте федерального ведомства.
По отчетности о пожертвованиях бухгалтеры чаще всего задают два вопроса: какие сведения обаятельно раскрывать и сколько заполнять форм? Отвечаем:
1. В отчете о пожертвованиях должны содержаться сведения о целях пожертвований, сроках сборов, типах ящиков, местах их размещения, датах выемки денег, итоговых суммах сборов.
2. Заполняется одна форма. В отчет включаются сведения обо всех сборах посредством стационарных и переносных ящиков.
Что касается способов представления отчетности в Минюст, возможно три варианта: отправка почтой, сдача при личном посещении, заполнение электронного документа на сайте контролирующей организации.

Читайте также:  Трудовые споры — порядок их разрешения и виды

Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст

При составлении отчетов в Минюст России руководители НКО должны придерживаться следующих принципов:

№ п/п Наименование принципа. Суть принципа.
1. Достоверность. Все отчеты, предоставляемые руководство НКО должны формироваться исходя из информации, которая получена из существующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов.
2. Краткость. Информация должна быть изложена четко и ясно, при этом отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации.
3. Точность. Информация, которая подлежит предоставлению в Минюст содержится в перечне, находящемся на их официальном сайте. Самостоятельное увеличение количества информации не приветствуется.
4. Соответствие форм. Отчеты, предоставляемые в Минюст должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на официальном сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок.

Порядок и сроки подачи отчётности для НКО

В соответствие с требованиями Министерства Юстиции РФ все некоммерческие организации должны ежегодно сдавать отчётность одним из предложенных способов:

  • размещение полного перечня отчётов о своей деятельности (за исключением персональной информации членов и руководителей организации) в одном из средств массовой информации, в том числе на собственном веб-ресурсе (при наличии такового);
  • личная либо почтовая доставка отчётов в Минюст России;
  • публикация отчётов, а также информации о своей деятельности на специализированном портале официального сайта уполномоченного госоргана (Министерства Юстиции).

Каждый из перечисленных способов имеет одинаковую законную силу и может быть использован организациями в равной степени.

Порядок и сроки подачи отчётности для НКО

В соответствие с требованиями Министерства Юстиции РФ все некоммерческие организации должны ежегодно сдавать отчётность одним из предложенных способов:

  • размещение полного перечня отчётов о своей деятельности (за исключением персональной информации членов и руководителей организации) в одном из средств массовой информации, в том числе на собственном веб-ресурсе (при наличии такового);
  • личная либо почтовая доставка отчётов в Минюст России;
  • публикация отчётов, а также информации о своей деятельности на специализированном портале официального сайта уполномоченного госоргана (Министерства Юстиции).

Каждый из перечисленных способов имеет одинаковую законную силу и может быть использован организациями в равной степени.

Порядок и сроки подачи отчётности для НКО

В соответствие с требованиями Министерства Юстиции РФ все некоммерческие организации должны ежегодно сдавать отчётность одним из предложенных способов:

  • размещение полного перечня отчётов о своей деятельности (за исключением персональной информации членов и руководителей организации) в одном из средств массовой информации, в том числе на собственном веб-ресурсе (при наличии такового);
  • личная либо почтовая доставка отчётов в Минюст России;
  • публикация отчётов, а также информации о своей деятельности на специализированном портале официального сайта уполномоченного госоргана (Министерства Юстиции).

Каждый из перечисленных способов имеет одинаковую законную силу и может быть использован организациями в равной степени.

Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.

Что же касается некоммерческих агентов иностранных компаний – они подчиняются тем же требованиям, но сдают/публикуют отчёты о персональном составе руководящего звена раз в пол года, и раз в квартал – отчёт о целевом расходовании полученных от головной компании денежных средств.

Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст

При составлении отчетов в Минюст России руководители НКО должны придерживаться следующих принципов:

№ п/п Наименование принципа. Суть принципа.
1. Достоверность. Все отчеты, предоставляемые руководство НКО должны формироваться исходя из информации, которая получена из существующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов.
2. Краткость. Информация должна быть изложена четко и ясно, при этом отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации.
3. Точность. Информация, которая подлежит предоставлению в Минюст содержится в перечне, находящемся на их официальном сайте. Самостоятельное увеличение количества информации не приветствуется.
4. Соответствие форм. Отчеты, предоставляемые в Минюст должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на официальном сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок.

Общественные объединения являются плательщиками НДС (за исключением объединений, применяющих спецрежимы). При этом объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ). Однако для определенных операций существует льготы. Например, освобождены от налогообложения НДС:

  • операции по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утв. Правительством РФ), работ, услуг производимых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80 процентов (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ);
  • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (пп.3 п.2 ст.149 НК РФ).

Полученные объединениями целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Виды и формы некоммерческих организаций

Согласно действующему законодательству НКО могут создаваться в различных формах, например, ГК РФ в п. 3 ст. 50 предусматривает более 15 возможных форм.

Все НКО, в зависимости от того, создается ли она на основе членства или нет, подразделяются на две больших группы (вида): а) некоммерческие корпоративные организации и б) некоммерческие унитарные организации.

К некоммерческим корпоративным организациям, согласно ст. 123.1 ГК РФ, относятся организации, которые соответствуют следующим критериям (помимо критериев, общих для всех НКО):

  1. создаются на основе членства, т.е. учредители (участники) получают право членства в НКО;
  2. учредители (участники) НКО формируют высший орган управления организацией;
  3. решение о создании некоммерческой корпоративной организации принимается ее учредителями на собрании, съезде, конференции и т.п.

В отличие от некоммерческих корпоративных, некоммерческие унитарные организации:

  1. не имеют членства;
  2. создаются по решению одного учредителя;
  3. решение о первоначальном формировании высшего органа управления такой НКО принимается одним учредителем.

Законодательством специально выделяются два самостоятельных вида НКО:

  • социально ориентированные некоммерческие организации;
  • исполнители общественно-полезных услуг.

При этом, согласно п. 2.1 ст. 2, ст. 31.1 ФЗ о НКО под социально ориентированными НКО понимаются НКО, создаваемые в целях и осуществляющие деятельность по решению социальных проблем, развитию гражданского общества, охране объектов и территорий, имеющих особое историческое, культурное значение (например, объекты историко-культурного наследия), оказанию юридической помощи на безвозмездной или льготной основе (адвокатские образования) и т.д.

Особо законом оговаривается, что не признаются социально ориентированными НКО государственные корпорации, государственные компании и политические партии.

В соответствии с пунктом 2.2 ст. 2 ФЗ о НКО под исполнителями общественно полезных услуг понимаются социально ориентированные НКО, которые соответствуют следующим критериям:

  • на протяжении 1 года и более оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества;
  • не являются организациями, признаваемыми по российскому законодательству иностранным агентом;
  • не имеют задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам).

Как указывалось выше, законодательством предусмотрен только примерный перечень видов и форм НКО (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Кроме указанного перечня, некоторые формы НКО закреплены в п. 3 ст. 2, ст. ст. 6 – 11 ФЗ о НКО (общественные и религиозные организации (объединения), общины малочисленных коренных народов РФ, казачьи общества, некоммерческие партнерства и т.д.).

В свою очередь указанные выше формы, в зависимости от целей создания и осуществляемой деятельности НКО, также могут подразделяться на отдельные виды.

Что собой представляют новые формы 1-СОНКО и 1-НКО

Как было отмечено выше, как 1-СОНКО, так и 1-НКО представлены Приказом № 540. Новые форы отчетности можно найти, скачать, заполнить также на сайте Росстата (в том числе территориальных органов).

Форма (№) Бланк Что включает

1-СОНКО

6 разделов

(данные по видам деятельности НКО, по формам работы и их итогам, о наличии помещений, количестве участников)

1-НКО

3 раздела

(сведения об

источниках, объемах формирования средств и имущества, об их использовании, а также о количестве участников НКО)

Следует заметить, что полный список отчетности, которую следует подавать в Росстат, зависит от категории юрлица, заявленных видов экономической деятельности и т. д. согласно указаниям по заполнению новых отчетов.

Отчетность по неактуальным устаревшим формам не принимается. Посему до заполнения, подготовки, отправки отчетов следует проверить их на предмет обновлений. Стандартно Росстат обновляет шаблоны на протяжении года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *