Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что предпринимать, когда в ДТП вина за пассажиром». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России каждый перевозчик обладает определенной ответственностью перед каждым пассажиром, которого перевозит на конкретном виде транспорта. Это исходит из федерального закона о страховой ответственности. В этом законе есть множество важных и значимых положений, которые нужно брать в расчет.
План действий для пострадавшего
Итак, что же должен сделать пострадавший в ДТП на такси, шаг за шагом:
- После окончания лечения или, по крайней мере, по завершении госпитализации необходимо посетить следователя, ведущего дело, и сообщить ему обо всех медицинских вмешательствах. Следователь будет запрашивать все документы в медицинских учреждениях и передавать их судмедэксперту для проведения экспертизы. Экспертиза в данном случае – обязательный момент, так как от степени вреда здоровью пострадавшего зависит не только выплаты для него, но и степень ответственности для виновного.
- Взять у следователя определение о возбуждении дела.
- На этом этапе уже можно обратиться в страховую компанию за первой частью выплаты на основании справки из медицинского учреждения, где проходило лечение.
- После получения результатов судебно-медицинской экспертизы и постановления суда об административном правонарушении можно обратиться за второй частью выплат в страховую компанию.
Почему не все перевозчики связываются со страховыми компаниями?
Даже не смотря на то, что существуют определенные карательные меры в отношении перевозчиков, которые не желают связываться со страховыми организациями, все равно в стране есть огромное количество перевозчиков, которые не застраховывают свою обязанность перед пассажирами. В первую очередь это обусловлено тем, что государственные органы, в обязанности которых входит контролировать данный момент, не справляются с поставленными задачами. Также пассажиры на сегодняшний момент являются достаточно малограмотными, поэтому даже не знают о том, что следует покупать билеты только на те транспортные пассажирские средства для перевозки, у которых заключён контракт со страховыми компаниями.
В результате аварии с участием КАМАЗа и пассажирского автобуса в Новой Москве 18 человек погибли и 45 были госпитализированы. Могут ли пострадавшие и их родственники рассчитывать на страховые выплаты, и как вообще действовать в случае травмы, полученной в общественном транспорте – в материале сайт.
Порядок получения страховых выплат регламентируется вступившим в силу 1 января 2013 года законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика». Каждый пассажир метро, автобуса, троллейбуса, трамвая и маршрутки автоматически страхуется на время поездки.
Есть ли разница между страхованием пассажиров автобуса и маршрутки и на какие выплаты они могут рассчитывать?
Особенности страхования в общественном транспорте
Количество перевозчиков, которые застраховали своих пассажиров, составляет 500 тысяч. Максимальная сумма страховки, предусмотренная законом, составляет 2 миллиона рублей.
Компенсации предусмотрены как за тяжелые травмы и гибель пассажира (в этом случае страховые выплаты получают его близкие), так и за вред здоровью средней тяжести и даже обычные ссадины и синяки.
Действие закона распространяется на все виды общественного транспорта – автобусы, троллейбусы, маршрутки, трамваи. Если пассажир пострадал в результате аварии, он может претендовать на страховое возмещение. Причем, если компания, осуществляющая перевозки, не страховала своих пассажиров, компенсацию платить ей все равно придется – из собственного бюджета. Отказ от выплат компенсации чреват потерей лицензии на перевозки.
Кроме того, за отсутствие страхового полиса перевозчикам грозят штрафы. Юридических лиц могут оштрафовать на сумму от 0,5 до 1 миллиона рублей, а должностных – от 40 до 50 тысяч рублей. Перевозчик должен в обязательном порядке проинформировать пассажиров о том, с какой страховой компанией у него заключен договор. Объявление, в котором обязательно должен быть указан номер договора и реквизиты компании, может быть размещено как в салоне автобуса, так и на официальном сайте компании.
В метрополитене порядок страхования ответственности несколько иной. Московское метро не платит обязательные страховые взносы, поэтому за травмы пассажиров будет платить из собственной прибыли. Правда, это касается только травм, полученных в вагонах метро. Если пассажир получил травму на эскалаторе (а львиная доля травм в метро – это падения на эскалаторах), то компенсацию он получит только в случае вины метрополитена в происшествии. Пассажир, нарушивший правила поведения на эскалаторе, рассчитывать на выплату компенсации не может.
Пассажиры такси получат выплаты только по полису ОСАГО, так как такси не подпадают под действие закона. Максимальная сумма компенсации в этом случае – 400 тысяч рублей.
«В сентябре 2019 года вызвала „Яндекс.Такси“, чтобы добраться до университета, — рассказала Onliner Яна. — По приезде на место таксист дал мне понять, что я могу выйти. Левая сторона дороги была занята припаркованными авто, Ford остановился вплотную к этим автомобилям, исключив возможность выхода с левой стороны. Я расплатилась за поездку, пожелала хорошего дня и начала выходить на улицу. Открыла дверь машины, и в следующий момент меня очень сильно прижимает к сиденью этой самой дверью. В нее врезался Hyundai. Я в растерянности спросила у таксиста, что мне делать, потому как никогда в такой ситуации не была. Он сказал, мол, идите, мы сами разберемся. Так и поступила — отправилась на занятия».
Через пару часов девушке позвонили и попросили вернуться на место ДТП. «Там меня сотрудники ГАИ посадили на заднее сиденье и составили протокол, — вспоминает минчанка. — Я, еще не до конца понимая, что происходит, подписала его. Тут же в мессенджер пришло сообщение от водителя, в нем мужчина извинился за ситуацию, высказал сожаление о том, что не сообщил мне, чтобы я не выходила справа. Вскоре меня вызвали на рассмотрение административного дела в качестве виновной в совершении ДТП. Я обратилась за помощью к адвокатам. Далее последовал круг судов. Поездка за 5 рублей на такси вылилась для меня в траты в более чем $1000».
Ситуация №3: В долгое время открытую дверь въехала машина
С одной стороны, ситуация простая, но не нужно забывать, в какой замечательной стране мы живём. Далеко не каждый водитель окажется порядочным и заявит, что да, это он не заметил открытую дверь и въехал в неё. В большинстве случаев придётся доказывать, что дверь была уже давно распахнута, и помех для движения других ТС не создавала.
И здесь, как и во всех других наших статьях, напомним о важности видеорегистратора в автомобиле. Если вы решили обзавестись им уже после такого ДТП (очень надеемся, что решились), то могут помочь камеры наружного наблюдения, которые лучше найти сразу после происшествия самостоятельно и попросить хозяев сохранить запись, а затем ходатайствовать в ГИБДД о приобщении её к материалам дела.
Если доказать не получится, то с большой долей вероятности виновным признают водителя, у которого была открыта дверь.
Какие обязанности есть у пассажира согласно ПДД?
При дорожном движении все участники процесса (водители, пешеходы и пассажиры) имеют права и обязанности.
Согласно пункту 5.1 Правил дорожного движения (ПДД), при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, пассажиры должны:
быть пристегнуты; производить посадку и высадку из машины со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства; выходить из машины со стороны проезжей части можно только в том случае, если выйти на правую сторону невозможно, а выход слева будет безопасным и не создаст помех другим участникам движения.
Согласно пункту 5.2 ПДД пассажирам при поездке на легковом автомобиле запрещено отвлекать водителя от управления транспортным средством и открывать двери транспортного средства во время движения. Однако никаких санкций с пассажиров за это закон не предусматривает. Пассажира могут оштрафовать только за непристегнутый ремень (штраф 500 руб. ст. 12.29 КоАП). Единственным решением остается высадка такого пассажира.
Почему они так утверждают?
Потому что созданная агрегаторская схема, в противовес прошлому порядку (когда пассажирскими перевозками на такси занимались обычные таксопарки безо всяких агрегаторов) основана на документах, содержащих специальным образом составленные и сформулированные пункты маскирующие настоящие отношения, подменяющие одни понятия другими, исключающие и ограничивающие ответственность агрегатора. Такие формулировки незаконны, но пассажир, не имея юридического образования, об этом не знает.
Есть лишь один настоящий бенефициар в агрегаторской схеме пассажирских перевозок, которому удалось и снизить затраты на оказание услуг, и распределить (в том числе снять с себя) ответственность за ненадлежащее оказание или неоказание услуг. Этот настоящий, подлинный бенефициар – агрегатор.
Агрегаторская схема позволяет агрегатору избегать ответственности или делать процесс привлечения его к ответственности крайне затрудненным, почти невозможным. Конечным виновником всегда остается водитель.
Что не так? И что говорит закон?
Регулирование отношений по пассажирским перевозкам довольно обширно и подробно. Самыми общими нормами являются положения ГК РФ. Самыми конкретными – положения подзаконных нормативных актов, устанавливающие конкретные требования к перевозкам – к процессу, транспорту, допускам, участникам.
Как правило, при ДТП со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью, применяется статья 264 УК РФ – нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, которая включает в себя необходимым признаком причинение тяжкого вреда здоровью или смерти.
Однако ДТП с автомобилями агрегаторов, как правило, связаны с нарушением обязанностей, которые могут возникнуть в отношениях между агрегатором, посредником, таксопарком и водителем.
Кто же тогда виноват?
В правовой доктрине закреплено правило: вред возмещается виновным и непосредственным причинителем вреда. Но обязанность возмещения вреда может быть возложена и на лицо, которое непосредственным причинителем вреда не является. Автомобильные перевозки пассажиров – именно такой случай.
Согласно закону, вождение автомобиля – деятельность, которая создает повышенную опасность для окружающих. Сам автомобиль является «источником повышенной опасности». Вред, причиненный источником повышенной опасности, возмещается владельцем этого источника без учета его вины. Под владельцем источника повышенной опасности закон понимает не только собственника, но и иное лицо, которое на законном основании владеет таким источником. И тут всплывает упоминавшаяся ранее особенность схемы: мы помним, что договор между водителем и таксопарком – это договор аренды. Так вот: водитель как арендатор автомобиля по предложенной агрегатором схеме, и есть то единственное лицо, которое должно по букве закона отвечать перед пассажиром.
Поскольку отношения между водителем и агрегатором закреплены договором аренды, а не трудовым договором, формальных оснований для ответственности таксопарка не имеется.
На какую сумму застрахован пассажир общественного ТС
Для определения суммы, которая может быть выплачена в случае ДТП или иных ситуаций, причиняющих вред пассажиру, потребуется установить тарифы. Указанные показатели могут различаться с учетом характеристик перевозчика.
Например, морские перевозки предполагают высокие тарифы – до сорока пяти рублей, а пригородные поезда, напротив, предлагают самый низкий показатель – до пятнадцати копеек.
Суммы возмещения, которые обязательно выплачиваются при установлении факта причинения вреда пассажиру, варьируются и зависят от характера повреждения.
Например:
- перелом ноги обойдется перевозчику в двести сорок тысяч рублей;
- потеря беременности – один миллион рублей;
- ушиб стоит двести рублей.
Наказание при легкой тяжести вреда пострадавшему
Административный кодекс четко устанавливает виды наказания при причинении легкого вреда здоровью — административный штраф или лишение права управления транспортным средством на усмотрение суда. При этом под последним понимается полное лишение прав, независимо от категории. Например, если человек имеет право управлять мотоциклом, легковым автомобилем и грузовым, то при наказании в виде лишения водительского удостоверения, теряется право управлять всеми видами транспорта. Срок лишения составляет от 1 года до 1,5.
При наложении административного штрафа учитывается степень причиненного ущерба. Законодательством устанавливается минимальный размер выплаты — 2,5 тысячи рублей. Меньше этой суммы суд обязать выплатить не может, поэтому виновник ДТП с пострадавшими, установленный в ходе следствия и судебного разбирательства, обязан будет выплатить, как минимум, эту сумму. Максимальный размер штрафа установлен в виде 5 тысяч рублей.
Наказание при средней тяжести
Минимальный размер административного штрафа при ДТП с пострадавшими, получившими средней тяжести ущерб здоровью, установлен в 10 тысяч рублей. Поэтому если в ходе следствия и судебного разбирательства, виновник аварии установлен, то, как минимум, ему придется заплатить эту сумму. Максимальный размер штрафа установлен в 25 тысяч рублей. Окончательная сумма определяется в ходе следствия. Например, на размер административного штрафа влияет степень травм пострадавшего и степень виновности водителя.
В случае если во время аварии пострадали несколько человек, то по каждому из них устанавливается отдельная мера ответственности. Уже из совокупности всех наказаний судом устанавливается одно, то, которое и понесет виновный. Например, если один из потерпевших получил при ДТР легкий ущерб здоровью, а другой — средний, то виновнику может быть предписано возместить ущерб в размере совокупной суммы по обеим статьям Административного кодекса РФ.
При причинении средней тяжести ущерба здоровью при ДТП, виновному может быть установлено наказание и в виде лишения прав на управление транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Придётся ли платить за простой?
Здесь можно сразу и коротко ответить: да, придется!
Попав в ДТП на трамвайных путях или под линией троллейбусов, вы тем самым остановите движение на них. И хорошо, если движение встанет только в одну сторону, тогда и сумма простоя будет меньше.
Поэтому, находясь на месте ДТП, учтите, что у водителя есть обязанность освободить проезжую часть если машина мешает движению другого транспорта. Хотя трамвайные пути – это не проезжая часть, но освободить их всё же не помешает.
При этом, стоит помнить о том, что смысл убирать машину есть только тогда, когда не проехать встречному трамваю. Так как тот трамвай, с которым вы попали в ДТП, не сможет освободить трамвайные пути и не поедет дальше по маршруту, пока не приедут сотрудники ГИБДД.
В случае с троллейбусами нужно смотреть по обстановке, если троллейбусы смогут объехать поврежденные авто, тогда повезло, если нет, тогда встанут и они.
Какие обязанности есть у пассажира согласно ПДД?
При дорожном движении все участники процесса (водители, пешеходы и пассажиры) имеют права и обязанности.
Согласно пункту 5.1 Правил дорожного движения (ПДД), при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, пассажиры должны:
быть пристегнуты; производить посадку и высадку из машины со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства; выходить из машины со стороны проезжей части можно только в том случае, если выйти на правую сторону невозможно, а выход слева будет безопасным и не создаст помех другим участникам движения.
Согласно пункту 5.2 ПДД пассажирам при поездке на легковом автомобиле запрещено отвлекать водителя от управления транспортным средством и открывать двери транспортного средства во время движения. Однако никаких санкций с пассажиров за это закон не предусматривает. Пассажира могут оштрафовать только за непристегнутый ремень (штраф 500 руб. ст. 12.29 КоАП). Единственным решением остается высадка такого пассажира.
Что нужно для возмещения вреда здоровью при ДТП
Утрату дохода можно доказать справками с места работы о размере средней зарплаты или справкой из налоговой (если пострадавший — ИП). Сумма утраченного дохода должна быть возмещена в полном объеме и не должна быть меньше законного прожиточного минимума.
Что касается возмещения лечения, то оно будет основано на медпомощи, не входящей в программу ОМС (обязательного медицинского страхования).
Суд будет отталкиваться от суммы фактически понесенных трат. Поэтому необходимо собрать все чеки и договоры, подтверждающие эти расходы. Нужно сделать копии историй болезни, эпикризов и всего, что касается лечения. В качестве доказательства можно предъявить протокол об административном нарушении или вынесенный и уже вступивший в силу приговор.
Если истец (или его родные) обращаются в суд с иском, в заявлении должны требования компенсации вреда от ДТП — денежной компенсации затрат на лечение и реабилитацию, а также о компенсации судебных издержек и других расходов. Должны быть приложены вышеназванные доказательные документы.