Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Публикации по арбитражной практике Мугина А.С.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ) к исковому заявлению (ст. 126 АПК РФ), апелляционной жалобе (ст. 260 АПК РФ), кассационной жалобе (ст. 277 АПК РФ), помимо прочего, прилагаются документ, подтверждающий уплату госпошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате госпошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины.
Комментарии к ст. 102 АПК РФ
1. Государственная пошлина подлежит оплате только в тех случаях, когда указанный вид платежа установлен законом. Например, оплата государственной пошлиной апелляционной, а по существу — частной жалобы на определение арбитражного суда по поводу наложения судебного штрафа за нарушение обязанности, возложенной арбитражным процессуальным законом, не предусмотрена.
Оплата государственной пошлины связана с многочисленными основаниями, поэтому законодателем вполне оправданно используется отсылочная норма. Порядок оплаты государственной пошлины по каждому основанию, а также общий порядок предоставления отсрочки и рассрочки в ее оплате определяются федеральным законодательством о налогах и сборах, поскольку государственная пошлина является одной из разновидностей последних.
На сегодняшний день основной массив отсылочных норм содержится в гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, именуемой «Государственная пошлина». С ее введением изменился размер подлежащей оплате государственной пошлины, а также перечень законных к тому оснований. В частности, законодателем введена государственная пошлина за подачу заявления по поводу обеспечения иска, которое может направляться в арбитражный суд неоднократно.
В гл. 25.3 НК определен круг плательщиков (физические лица и организации), которые обращаются с заявлениями в арбитражный суд, а также указаны ответчики по делам, рассмотренным арбитражным судом. Ответчики становятся плательщиками государственной пошлины в том случае, когда решение принято не в их пользу, а истец от уплаты государственной пошлины освобожден или ему предоставлена отсрочка в ее оплате. Обязанность по оплате государственной пошлины должна быть ими исполнена в десятидневный срок со дня вступления судебного решения в законную силу.
Если плательщиком государственной пошлины является организация, то факт ее оплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка об исполнении.
При обращении в арбитражный суд размер государственной пошлины определяется ст. 333.21 НК. Применительно к искам имущественного характера см. комментарий к ст. 103 АПК.
Если заявление, подаваемое в арбитражный суд, содержит одновременно требования имущественного и неимущественного характера, то заявитель оплачивает государственную пошлину применительно к каждой разновидности заявленных требований. Принцип поглощения одной пошлины другой здесь не действует.
По общему правилу все исковые заявления неимущественного характера, включая требования о понуждении к исполнению обязанности в натуре, оплачиваются в размере 4000 руб. В таком же размере оплачивается государственной пошлиной иск, подлежащий рассмотрению арбитражным судом в связи с заключением, изменением, расторжением договора либо признанием сделки недействительной.
Если в арбитражный суд подается неисковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим либо ненормативного правового акта (акта индивидуального регулирования) недействительным, а также о признании решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов и должностных лиц незаконными, то государственная пошлина оплачивается в зависимости от субъектного состава заявителей. Для физических лиц размер государственной пошлины составляет 200 руб., для организаций — 2000 руб.
Специфика в размере государственной пошлины установлена законодателем применительно к заявлениям о признании должника банкротом (4000 руб.), об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, об отмене решения третейского суда, о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения, об обеспечении иска. Все последние категории обращений оплачиваются государственной пошлиной в размере 2000 руб.
Для внесения изменений в размер государственной пошлины не требуется перекраивать арбитражный процессуальный закон. Достаточно внести изменения в п. 1 ст. 333 НК. Такой возможностью законодатель воспользовался 27 декабря 2009 г. (Федеральный закон N 374-ФЗ), 5 апреля 2010 г. (Федеральный закон N 41-ФЗ).
30 апреля 2010 г. был принят Федеральный закон N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок». Заметим, что во второй части название Федеральному закону не требовалось, поскольку в европейских стандартах правосудия, воспринятых Российской Федерацией, под разумными сроками судопроизводства понимается тот период, который начинается с момента поступления иска (заявления, жалобы) в арбитражный суд и заканчивается исполнением принятого судебного решения.
Применительно к новой названной категории дел потребовалось установить размер государственной пошлины, который был определен для физических лиц в размере 200 руб., а для организаций — в размере 4000 руб.
Внесение изменений в размер государственной пошлины, вопреки бытующему мнению о компенсации затрат на судопроизводство, производится с учетом изменений экономического состояния общества, но всякий раз исключительно в превентивных, а не фискальных целях.
При подаче апелляционной, кассационной либо надзорной жалобы на судебное решение государственная пошлина оплачивается в размере 50 процентов от той суммы, которая подлежала оплате при подаче в арбитражный суд первой инстанции искового заявления неимущественного характера.
Аналогичный размер государственной пошлины установлен при подаче жалобы на судебные определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, об отказе в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение.
Следовательно, действующий порядок оплаты государственной пошлины при обращении в проверочную судебную инстанцию не зависит от суммы иска, рассмотренного арбитражным судом первой инстанции. Такой подход является очередным свидетельством отсутствия оснований для оценки государственной пошлины как средства реализации фискальных целевых установок .
———————————
Следом за изменениями, вносимыми законодателем, вносятся необходимые изменения и в рекомендации по судебной практике: информационное письмо Президиума ВАС РФ по этому поводу от 25 мая 2005 г. N 91 изменялось и дополнялось информационными письмами Президиума ВАС РФ от 13 марта 1997 г. N 117 и от 11 мая 2010 г. N 139.
Копии судебных актов выдаются лицам, участвующим в деле, безвозмездно. Повторное обращение за выдачей копий судебных решений, определений либо постановлений, а также копий иных документов, выдаваемых арбитражным судом (копий протокола судебного заседания, дубликата исполнительного листа), оплачивается государственной пошлиной исходя из расчета 2 руб. за каждую страницу копии (дубликата) выдаваемого документа, но не менее 20 руб.
Установленный порядок дисциплинирует лиц, участвующих в деле, но его невозможно признать оптимальным применительно к таким участникам судебного заседания, как арбитражные управляющие. Последние вынуждены заказывать большое количество копий судебных актов, поскольку они необходимы для направления в коммерческие банки по месту открытия должником расчетных счетов, многочисленные государственные учреждения, располагающие информацией по поводу имущества, принадлежащего должнику и подлежащего включению в конкурсную массу.
Оплата государственной пошлины производится в отечественной валюте. По общему правилу обязанность, связанная с ее оплатой, носит личный характер, а потому должна выполняться самим плательщиком (ст. 45 НК). Однако в судебной практике возникло множество к тому препятствий. Они были связаны прежде всего с участием в арбитражном судопроизводстве иностранных лиц, не располагающих счетами в российской валюте. У российских хозяйствующих субъектов также возникали организационные сложности, связанные с наличием необходимых для уплаты государственной пошлины денежных средств, но арестом самого счета по решению налогового органа.
Следующий комментарий к статье 90 ГПК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 90 ГПК, вы можете получить консультацию юриста.
1. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины урегулированы ст. 333.41 НК РФ. Согласно закрепленным здесь правовым положениям отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 НК РФ.
2. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.
3. При рассмотрении заявлений об освобождении от уплаты в доход государства судебных расходов необходимо индивидуально подходить к определению материального положения сторон, учитывая требования о возможности отсрочить или рассрочить одной или обеим сторонам уплату судебных расходов, взыскиваемых в доход государства.
4. См. также комментарий к ст. 89 ГПК РФ.
Новая редакция Ст. 333.41 НК РФ
1. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.
2. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.
Другой комментарий к Ст. 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации
Физические лица и организации имеют право на отсрочку или рассрочку по уплате налогов и сборов, в том числе и по уплате государственной пошлины. Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины должно осуществляться по всем категориям юридически значимых действий, в том числе и за государственную регистрацию прав, государственными органами или должностными лицами, уполномоченными главой 25.3 НК совершать такие действия (см., например, письмо Минфина России от 11.11.2009 N 03-05-04-03/29).
Необходимо принимать во внимание информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», а также информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».
Сроки подачи заявления в арбитражный суд
Ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины рекомендуется подавать сразу же вместе с исковым заявлением, в противном случае последнее не будет рассмотрено. Здесь следует руководствоваться общим периодом исковой давности – три года с того момента, как вы узнали о нарушении своего законного интереса. Если вы пропустили этот срок по уважительной причине, суд может предоставить отсрочку.
Максимальное время, на которое вы можете отложить уплату пошлины – один год. В большинстве случаев отсрочка предоставляется на несколько месяцев.
Интересно, что закон допускает случаи полного освобождения от такой обязанности. К основаниям относится:
- Споры по взысканию заработной платы и другие иски, связанные с трудовыми правоотношениями.
- Компенсация причиненного морального вреда или материального ущерба, возникшего в результате последствий преступления.
- Взыскание алиментных выплат.
- Усыновление несовершеннолетнего лица.
- Обеспечение правомочий и интересов лиц с инвалидностью.
- Компенсация вреда, возникшего по причине потери кормильца.
Как составить ходатайство об отсрочке и рассрочке уплаты госпошлины
ФНС разработала примерный бланк заявления и утвердила его в Приказе от 16.12.16 № ММВ-7-8/683@. Но он не является строгой формой. Заявитель при желании может отходить от образца и корректировать его в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Однако в любом случае указываются следующие данные:
- полное название и адрес суда, которому направляется запрос;
- реквизиты составителя — Ф.И.О, место прописки;
- контактная информация — телефонный номер;
- краткое описание дела, в рамках которого требуется оплачивать пошлину;
- реквизиты ответчика;
- цена иска и рассчитанный на его основании размер пошлины;
- факт тяжёлого материального положения, из-за которого не получается оплатить пошлину в назначенные сроки;
- просьба отсрочить платёж или разбить его на части;
- срок, на который нужно перенести оплату;
- список документов, подтверждающих право на льготные условия расчёта — рассрочку или отсрочку.
В конце обязательно проставляется дата. Заявитель заверяет документ своей подписью.
Чтобы увеличить шансы на удовлетворение запроса по корректировке сроков уплаты госпошлины в суде общей юрисдикции, рекомендуется прикладывать к заявлению пояснительную записку. В документе указать статьи кодексов, которые дают право отсрочить платёж.
Оценка имущественного положения не зависит от отнесения истца к коммерческой организации или к некоммерческой организации, поскольку налоговым законодательством не установлен особый порядок рассмотрения ходатайств об отсрочке уплаты госпошлины юрлиц различной организационно-правовой формы. Общественные организации или финансируемые публичным собственником учреждения не могут обосновывать обязательность предоставления им отсрочки уплаты госпошлины лишь выпиской из учредительного документа о некоммерческих целях их деятельности.
Организации, в отношении которых осуществляется процедура добровольной ликвидации или введена одна из процедур банкротства, также должны подтверждать обоснованность своего заявления об отсрочке уплаты госпошлины надлежащими доказательствами. Приложение к ходатайству одного решения учредителей о добровольной ликвидации, решения арбитражного суда о принудительной ликвидации (ст. 61 ГК РФ) или судебного акта по делу о банкротстве юрлица без документов о денежных средствах на банковском счете позволяет арбитражному суду отказать в удовлетворении ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины.
Проверка достоверности документов
Если из регистрационных отметок на справке налогового органа и на выписках из банковских счетов усматривается, что они были получены в налоговом органе и коммерческих банках за несколько месяцев до дня направления искового заявления в арбитражный суд, то по вине истца при рассмотрении ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины арбитражный суд лишен надлежащих сведений о его истинном имущественном положении на день предъявления иска, с которым законодательство связывает момент уплаты госпошлины. В течение срока, превышающего один месяц, оно может существенно измениться.
Исходя из неубедительности документов, выданных банком или налоговым органом давностью от одного до шести месяцев, арбитражный суд вправе оставить исковое заявление без движения и предложить истцу представить достоверные документы. Более того, суд вправе отклонить ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины и возвратить исковое заявление, если истцом собраны справки об отсутствии денежных средств, выданные коммерческими банками в срок более шести месяцев до дня направления иска в арбитражный суд.
Невключение в банковскую справку информации о картотеке или об общей сумме предъявленных к счету и неоплаченных требований не позволяет достоверно установить отсутствие у истца в течение длительного времени достаточных денежных средств для уплаты госпошлины, объективно оценить его реальную платежеспособность. Сам по себе нулевой остаток денежных средств на расчетных счетах на дату подачи искового заявления не может служить безусловным доказательством тяжелого имущественного положения истца и невозможности уплатить госпошлину при последующем поступлении денежных средств на расчетный банковский счет, открытый коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю.
Наличие на расчетном счете незначительной денежной суммы на день выдачи банком соответствующего документа означает, что истцом беспрепятственно и регулярно осуществляются текущие расчетные операции и на банковский счет могли поступить денежные средства, достаточные для уплаты государственной пошлины. Более того, имеющаяся денежная сумма могла быть уплачена истцом и стать причиной для заявления ходатайства об уменьшении госпошлины до ее размера.
Как получить отсрочку уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд?
При обращении в арбитражный суд можно получить отсрочку по уплате госпошлины. Однако если на счетах организации нет средств, это не гарантирует предоставление такой отсрочки
Такой вывод сделал ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 1 июня 2010 г. № А45-30203/2009.
ФАС указал, что само по себе ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины и приложенная к нему справка Сбербанка об отсутствии денежных средств на расчетных счетах не свидетельствуют о неудовлетворительности имущественного положения заявителя и недостаточны для предоставления данной отсрочки.
Для того чтобы получить отсрочку уплаты госпошлины, необходимо подать в суд ходатайство. В нем нужно сослаться на обстоятельства, в силу которых для организации невозможно заплатить всю сумму госпошлины, то есть подтвердить тяжелое финансовое и имущественное положение фирмы. Как сказано в п. 2 ст. 333.22 НК РФ, арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 НК РФ. К ходатайству необходимо приложить подтверждающие документы.
Комментарий к ст. 102 АПК РФ
1. Статья 102 АПК носит отсылочный характер, так как уплата государственной пошлины, предоставление отсрочки и рассрочки ее уплаты регулируются налоговым законодательством — гл. 25.3 НК. Ряд вопросов уплаты государственной пошлины разъяснены в информационном письме Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса РФ», иных информационных письмах высшей судебной инстанции системы арбитражных судов.
2. Плательщики государственной пошлины. В соответствии со ст. 333.17 НК плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица. Указанные лица выступают плательщиками государственной пошлины в трех случаях:
— когда они обращаются за совершением юридически значимых действий;
— когда они выступают ответчиками в арбитражных судах;
— решение арбитражного суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены гл. 25.3 НК соответственно для организаций и физических лиц. Сложность реализации данного положения возникает тогда, когда иностранное юридическое лицо не имеет филиалов и представительств на территории России. Иное лицо не может уплатить государственную пошлину за истца, ибо плательщик государственной пошлины должен самостоятельно исполнить обязанность по ее уплате . Конституционный Суд РФ под самостоятельным исполнением налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога понимает следующее: платежные документы на уплату налога исходят от самого налогоплательщика, им подписаны, оплата расходов производится из средств налогоплательщика .
———————————
Такое толкование дано в информационном письме Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 НК РФ» и основано на толковании ст. 45 НК РФ.
Определение КС РФ от 22.01.2004 N 41-О.
В информационном письме Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 N 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей» дано разъяснение о возможности уплаты государственной пошлины представителем от имени представляемого. В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.
3. Бюджет, в который уплачивается государственная пошлина. В соответствии со ст. 50 БК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет.
Если к исковому заявлению, иному заявлению, жалобе приложен документ, подтверждающий уплату истцом, заявителем государственной пошлины не в федеральный бюджет, арбитражный суд, исходя из ч. 1 ст. 128, ч. 1 ст. 263, ч. 1 ст. 280 АПК, выносит определение об оставлении искового заявления, иного заявления, жалобы без движения, указывая в нем срок, в течение которого плательщику следует представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в федеральный бюджет.
В определении об оставлении искового заявления, иного заявления, жалобы без движения или в ином судебном акте может быть указано на возврат государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в арбитражном суде не в федеральный бюджет.
При непредставлении истцом, заявителем в определенный арбитражным судом срок документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки, уменьшении размера государственной пошлины исковое заявление, иное заявление, жалоба возвращаются в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 129, п. 5 ч. 1 ст. 264, п. 4 ч. 1 ст. 281 АПК (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса РФ»).
4. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины регулируются ст. 333.18 НК. Плательщики уплачивают государственную пошлину по общему правилу в следующие сроки:
1) при обращении в арбитражные суды — истец (заявитель), ответчик при подаче встречного иска, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, податели апелляционной и кассационной жалобы, а также иные лица, участвующие в деле, при обращении к суду за совершением юридически значимого действия уплачивают государственную пошлину до подачи соответственно иска (заявления), если им не предоставлена отсрочка ее уплаты;
2) ответчики, если решение вынесено не в их пользу, уплачивают указанную в судебном акте государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления акта в законную силу (пп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК). В связи с этим исполнительные листы на взыскание государственной пошлины с ответчиков выдаются по истечении десяти дней после вступления судебного акта в законную силу при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена ее плательщиком добровольно (п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса РФ»);
3) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) — до выдачи документов (их дубликатов);
4) при обращении за совершением иных юридически значимых действий — до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
В случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные гл. 25.3 НК, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 25.3 НК освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины.
При предъявлении несколькими истцами совместно искового заявления, содержащего единое требование (например, при заявлении иска об истребовании из чужого незаконного владения имущества, находящегося в общей собственности, иска о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником обязательства перед солидарными кредиторами), государственная пошлина уплачивается истцами совместно в равных долях в размере, установленном НК для указанного требования. Если же сумма иска фактически складывается из самостоятельных требований каждого из истцов (например, при заявлении требований, вытекающих из обязательства с долевой множественностью лиц на стороне кредитора, требований о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности имуществу нескольких лиц), государственная пошлина уплачивается каждым из истцов исходя из размера заявляемого им требования (п. 17 информационного письма ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ»).
При уплате государственной пошлины, а также при распределении судебных расходов при вынесении решения нельзя забывать о действии норм права во времени: оплата государственной пошлины должна осуществляться по тому закону, который действует в момент совершения процессуального действия. Особо остро данный вопрос возникает в момент введения в действия изменений и дополнений гл. 25.3 НК. Например, закон, которым введено изменение размера государственной пошлины, вступил в действие 30.01.2010. Соответственно, исковые заявления (заявления), подаваемые начиная с 30.01.2010, должны быть оплачены государственной пошлиной в размерах, установленных новым законом.
Комментарий к ст. 333.18 НК РФ
Государственная пошлина уплачивается плательщиком до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы, до совершения нотариальных действий и до выдачи документов (их копий, дубликатов).
Налоговый кодекс устанавливает десятидневный срок уплаты государственной пошлины со дня вступления в законную силу решения суда для организаций и физических лиц, выступающих ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, в случае принятия судами решения не в их пользу и освобождения при этом истца от ее уплаты.
В случае обращения за совершением юридически значимого действия несколькими лицами одновременно государственная пошлина уплачивается следующим образом:
— если среди них нет лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, то она уплачивается плательщиками в равных долях;
— если среди обращающихся за совершением юридически значимого действия есть лица, освобожденные от уплаты государственной пошлины, то ее размер уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается не освобожденными от уплаты государственной пошлины.
Прежде чем подать исковое заявление, запрос, ходатайство, апелляционную, кассационную или надзорную жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям, истцы и заявители должны уплатить госпошлину. Что касается ответчика, то он оплачивает госпошлину в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, но только в том случае, если суд вынес решение в пользу истца.
Как следует из смысла статьи 45 Налогового кодекса РФ, уплатить госпошлину истец обязан лично. Значит, если за истца или организацию госпошлину заплатили третьи лица, то в этом случае арбитражный суд выносит определение об оставлении искового заявления без движения, указав в нем срок, в течение которого истец лично должен уплатить пошлину. В случае, если требования суда не будут выполнены в срок, то исковое заявление будет истцу возвращено.
В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет.
Однако, если финансовое положение плательщика не позволяет уплатить государственную пошлину в полном объеме, то пункт 2 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ предоставляет арбитражным судам право, исходя из имущественного положения плательщика, уменьшать размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо предоставлять отсрочку или рассрочку ее уплаты в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса РФ. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев.
В связи с тем, что Налоговый кодекс РФ умалчивает о требованиях к такому ходатайству, то в данном случае можно руководствоваться Постановлением Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине» (Постановление Пленума ВАС РФ N 6). В нем указывается, что в ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере.
Если истец, заявитель не предоставит в определенный арбитражным судом срок документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по ее уплате, либо ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки, уменьшении размера государственной пошлины, то исковое заявление, иное заявление, жалоба будет возвращено.
Плательщику государственной пошлины, отказавшемуся после ее уплаты от подачи искового заявления, иного заявления, жалобы, арбитражный суд выдает по его просьбе справку о том, что исковое заявление, иное заявление, жалоба в суд не поступали (п. 3 ст. 333.40 Кодекса). Обратите внимание, что в этом случае определение о возврате государственной пошлины не выносится.
Чтобы нотариальное действие было признано совершенным, организации и физические лица должны уплатить государственную пошлину. Сделать это они должны еще его до совершения в безналичной или наличной форме. Факт уплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата.
За совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает госпошлину по ставкам, установленным в статье 333.24 Налогового кодекса РФ. Частнопрактикующий нотариус взимает тариф в размере, соответствующем госпошлине за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством. Обратите внимание, что если нотариальные действия совершены не в помещении нотариальной конторы (органов исполнительной власти или органов местного самоуправления), то госпошлина увеличивается в 1,5 раза.
Согласно пункту 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении. Необходимо иметь в виду, что доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором в поле «Списано со счета плательщика» проставлены дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа), а в поле «Отметки банка» — штамп банка и подпись ответственного исполнителя (п. 3.8 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного указанием Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 2-П).
Уплата государственной пошлины в наличной форме подтверждается либо квитанцией банка или же квитанцией, которую плательщику выдает должностное лицо или касса органа, в котором производилась оплата по форме, установленной Министерством финансов России.
Как оспорить отказ суда
Если судья счел ваши основания недостаточно убедительными для предоставления отсрочки или рассрочки, он вернет заявление без удовлетворения. В этом случае вы можете оспорить его решения подав жалобу в течение 10 дней после вынесения вердикта.
В этом документе необязательно указывать ссылки на нормативные акты, достаточно обозначить свою позицию и привести доказательства. Постарайтесь представить соответствующие документы, которые будут убедительными.
Если вам был предоставлена льгота, но вы нарушили сроки оплаты пошлины, обязательно взыскивается в принудительном порядке. Для этого налоговая инспекция получает исполнительный лист, который передается судебным приставам. Далее возбуждается исполнительное производство соответствующим постановлением в трехдневный срок. Вы получаете ксерокопию документа заказным письмом. Основная задача пристава – найти у должника материальные средства или имущество, на которое можно обратить взыскание. После этого проводится опись собственности, она изымается в пользу налоговых органов. Поэтому не рекомендуется нарушать свою обязанность, если суд уже пошел вам навстречу.
Проверка достоверности документов
Если из регистрационных отметок на справке налогового органа и на выписках из банковских счетов усматривается, что они были получены в налоговом органе и коммерческих банках за несколько месяцев до дня направления искового заявления в арбитражный суд, то по вине истца при рассмотрении ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины арбитражный суд лишен надлежащих сведений о его истинном имущественном положении на день предъявления иска, с которым законодательство связывает момент уплаты госпошлины. В течение срока, превышающего один месяц, оно может существенно измениться.
Исходя из неубедительности документов, выданных банком или налоговым органом давностью от одного до шести месяцев, арбитражный суд вправе оставить исковое заявление без движения и предложить истцу представить достоверные документы. Более того, суд вправе отклонить ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины и возвратить исковое заявление, если истцом собраны справки об отсутствии денежных средств, выданные коммерческими банками в срок более шести месяцев до дня направления иска в арбитражный суд.
Невключение в банковскую справку информации о картотеке или об общей сумме предъявленных к счету и неоплаченных требований не позволяет достоверно установить отсутствие у истца в течение длительного времени достаточных денежных средств для уплаты госпошлины, объективно оценить его реальную платежеспособность. Сам по себе нулевой остаток денежных средств на расчетных счетах на дату подачи искового заявления не может служить безусловным доказательством тяжелого имущественного положения истца и невозможности уплатить госпошлину при последующем поступлении денежных средств на расчетный банковский счет, открытый коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю.
Наличие на расчетном счете незначительной денежной суммы на день выдачи банком соответствующего документа означает, что истцом беспрепятственно и регулярно осуществляются текущие расчетные операции и на банковский счет могли поступить денежные средства, достаточные для уплаты государственной пошлины. Более того, имеющаяся денежная сумма могла быть уплачена истцом и стать причиной для заявления ходатайства об уменьшении госпошлины до ее размера.
Комментарий к ст. 90 Гражданского Процессуального Кодекса РФ
Комментарии к статьям ГПК помогут разобраться в нюансах гражданского процессуального права.
Суд вправе предоставить отдельным субъектам гражданских процессуальных правоотношений (как гражданам, так и юридическим лицам) в силу их тяжелого имущественного положения процессуальную льготу по рассрочке и отсрочке оплаты в доход государства государственной пошлины на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Рассрочка уплаты государственной пошлины представляет собой оформленную определением суда (судьи) возможность заявителя требования, подлежащего оплате государственной пошлиной, вносить установленную законом сумму платежа не единовременно в полном объеме, а по частям. Размер периодических платежей, порядок и срок их внесения устанавливаются судом, разрешающим вопрос о рассрочке.
Отсрочка уплаты государственной пошлины является оформленной определением суда (судьи) возможностью заявителя требования внести установленную законом сумму платежа через определенное время после совершения судом необходимого процессуального действия, подлежащего оплате государственной пошлиной.
Отсрочка бывает двух видов:
На конкретное календарное время (на определенное число дней, месяцев или до определенной судом календарной даты) — например, «на 30 дней со дня возбуждения производства по делу», «до 30 января с.г.»;
До наступления определенного юридического факта, чаще всего таким фактом выступает вынесение судом решения по рассматриваемому делу.
Общим основанием для отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины судом выступает тяжелое имущественное положение лица, заявляющего соответствующее ходатайство. Доказательства тяжелого имущественного положения прилагаются заявителем к ходатайству.
На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.
Вопрос об отсрочке, рассрочке уплаты государственной пошлины оформляется определением судьи, которое может быть обжаловано в течение 10 дней путем подачи частной жалобы.
Другой комментарий к Ст. 90 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
1. Закон устанавливает возможность совершения двух видов действий:
1) отсрочки или
2) рассрочки уплаты государственной пошлины.
Отсрочка уплаты государственной пошлины означает возможность ее уплаты через определенное время.
Рассрочка уплаты государственной пошлины означает ее уплату не единовременно, а по частям.
Основания и порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты государственной пошлины установлены в ст. 333.41 НК. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена как физическому лицу, так и организации.
Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок, не превышающий одного года. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.
Ходатайство может быть изложено как отдельно, так и в исковом заявлении (заявлении), апелляционной или кассационной жалобе. До обращения с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобой ходатайство о рассрочке или отсрочке уплаты государственной пошлины судом не принимается.
К ходатайству должны быть приложены доказательства, подтверждающие невозможность уплаты государственной пошлины в установленных законом размерах.
2. Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие основания, когда может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины:
Если лицу (истцу, заявителю) причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; если этому лицу задержаны финансирование из бюджета или оплата выполненного им государственного заказа;
Если существует угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
- Отказ в предоставлении отсрочки и рассрочки уплаты госпошлины в суд. Примеры из судебной практики
- Примеры из судебной практики удовлетворения ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты госпошлины в суд
Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины при обращении в суд предоставляется в случае, если материальное положение истца (заявителя) не позволяет ему единовременно уплатить требуемую сумму.
Например, по иску о взыскании, исходя из цены иска, необходимо уплатить госпошлину в размере 10 000 рублей. Между тем, заработная плата (или пенсия) истца составляет 11000 рублей в месяц. Очевидно, что если уплатить всю сумму, то средств на существование фактически не останется. В данном случае, суд, соотнеся размер необходимой к уплате суммы госпошлины и доход истца с большой долей вероятности предоставит отсрочку по уплате госпошлины. При этом стоит иметь ввиду, что при решении вопроса о предоставлении рассрочки или отсрочки уплаты госпошлины, учитывается не только ежемесячный доход истца, но и его имущественное положение. Так, наличие у истца нескольких объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, вкладов в банке, разумеется, послужит основанием для отказа в удовлетворении ходатайства.
Наличие на иждивении несовершеннолетних детей, долгов, подтвержденных исполнительными листами и возбужденными исполнительными производствами, увольнение с работы и подобные обстоятельства сами по себе не дают оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате госпошлины, ибо не являются достаточным подтверждением такого финансового положения лица, которое не позволяет уплатить госпошлину.
Комментарий к Статье 333.41 НК РФ
Арбитражный суд по ходатайству истца, заявителя может предоставить ему отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на шесть месяцев. Если после истечения срока, на который представлена отсрочка или рассрочка, дело не рассмотрено, суд выносит определение о взыскании с истца, заявителя неуплаченной государственной пошлины, выдает исполнительный лист и направляет его для исполнения в налоговый орган. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который она была предоставлена.
Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине» (далее — Постановление) ходатайство может быть изложено непосредственно в исковом заявлении. В то же время ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, поданное до обращения с исковым заявлением, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.
Кроме того, в Постановлении приведены основные требования к ходатайству об отсрочке уплаты государственной пошлины, в частности, указано, что в нем должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере.
Следующий комментарий к статье 90 ГПК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 90 ГПК, вы можете получить консультацию юриста.
1. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины урегулированы ст. 333.41 НК РФ. Согласно закрепленным здесь правовым положениям отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 НК РФ.
2. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.
3. При рассмотрении заявлений об освобождении от уплаты в доход государства судебных расходов необходимо индивидуально подходить к определению материального положения сторон, учитывая требования о возможности отсрочить или рассрочить одной или обеим сторонам уплату судебных расходов, взыскиваемых в доход государства.
4. См. также комментарий к ст. 89 ГПК РФ.
Основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Можно уменьшить, рассрочить или отсрочить платеж, согласно статье 90 ГПК РФ. Сумма задолженности может быть выплачена единовременно или поэтапно. Такое право имеют как физические лица, так и организации — при наличии определенных оснований. Это делается в судебном порядке по запросу налогоплательщика. Предлагаем разобраться, что такое рассрочка и отсрочка с точки зрения ГПК РФ.
Под рассрочкой понимается возможность уплаты госпошлины не единовременно, а по частям. Размер платежей, их периодичность и порядок внесения определяется судом.
Другой комментарий к Ст. 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации
Физические лица и организации имеют право на отсрочку или рассрочку по уплате налогов и сборов, в том числе и по уплате государственной пошлины. Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины должно осуществляться по всем категориям юридически значимых действий, в том числе и за государственную регистрацию прав, государственными органами или должностными лицами, уполномоченными главой 25.3 НК совершать такие действия (см., например, письмо Минфина России от 11.11.2009 N 03-05-04-03/29).
Необходимо принимать во внимание информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», а также информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».