65. Особенности прокурорского надзора в зарубежных странах.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «65. Особенности прокурорского надзора в зарубежных странах.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как уже отмечалось, целями деятельности прокуратуры в Российской Федерации являются обеспечение «верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства» (ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»). Достижение поставленных целей взаимообусловлено ее функциями (направлениями деятельности), в качестве основной из которых выступает надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 129 Конституции РФ).

Участие прокурора в стадии надзорного производства

В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда. Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» (с изменениями от 26 мая 2008 г.) требует обеспечить соблюдение законности при пересмотре приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу.

Прокуроры обязаны своевременно приносил» надзорные представления в целях отмены судебных решений но уголовным делам в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если в предшествующем разбирательстве допущены существенные (фундаментальные) нарушения закона, повлиявшие на исход дела.

Органы прокуратуры Российской Федерации в соответствии с их компетенцией принимают к рассмотрению жалобы, заявления и другие обращения на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов, в том числе на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу.

При рассмотрении жалоб, заявлений и других обращений на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов прокуроры обязаны руководствоваться требованиями Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, устанавливающей единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений.

В связи с тем, что поступившие в органы прокуратуры жалобы, заявления и другие обращения могут содержать информацию о нарушении прав не только обратившегося лица, но и прав других лиц, прокуроры обязаны рассматривать заявления и другие обращения как лиц, имеющих процессуальное право обжалования решения суда в соответствии со ст. 402 УПК РФ, так и иных лиц, заинтересованных в исходе уголовного дела.

При необходимости прокуроры предлагают заявителям представлять копии обжалуемых судебных решений, а также копии иных процессуальных документов, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе, заявлении либо обращении. Если отсутствие указанных документов препятствует рассмотрению жалобы, заявления или иного обращения по существу, прокуратуры возвращают их заявителю с указанием причин, по которым доводы обращения не могут быть проверены.

В случае отсутствия в жалобе (заявлении либо обращении) сведений, достаточных для ее разрешения, они возвращают се заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

При проверке доводов жалобы, заявления либо обращения, помимо судебных решений, прокуроры вправе использовать имеющиеся в распоряжении прокуратуры копни иных процессуальных документов, при необходимости знакомиться с материалами дела в суде. По результатам проверки доводов жалобы, заявления либо обращения прокурорам в пределах их компетенции дано право приносить надзорное представление в соответствующий суд либо направлять представление вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд, а в случае отказа в принесении надзорного представления и оставления жалобы, заявления либо обращения без удовлетворения — выносить мотивированное заключение. О принятом решении прокуроры обязаны уведомлять заявителя.

Надзорные представления в президиум верховного суда республик!!, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа на приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республик!!, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа обязаны приносить соответствующий прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель.

Надзорные представления в президиум окружного (флотского) военного суда на приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда обязаны приносить военный прокурор округа (флота) и приравненный к нему военный прокурор или его заместители.

В связи с тем, что внесение повторных жалоб в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, после принятия решения прокурором, правомочным приносить надзорное представление, им необходимо прекращать дальнейшее производство по жалобе, если отсутствуют основания для направления представления вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд.

В случае несогласия с решением прокурора субъекта Российской Федерации, военного прокурора округа (флота) и приравненного к нему военного прокурора, оставившего жалобу без удовлетворения, надзорное представление в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, президиум окружного (флотского) военного суда приносит Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

Представление об отмене постановления судьи об отказе в удовлетворении надзорного представления приносится прокурором субъекта Российской Федерации или его заместителем председателю верховного суда республики, краевого, областного и приравненного к ним суда, а военным прокурором округа (флота) и приравненным к нему военным прокурором или его заместителем — председателю окружного (флотского) военного суда.

В случае принятия председателем соответствующего суда решения об отказе в удовлетворении представления прокуроры всех уровней обязаны ходатайствовать перед Генеральным прокурором РФ или его заместителем о внесении представления в Верховный Суд Российской Федерации.

При несогласии с постановлением президиума верховного суда республики, краевого, областного и приравненного к ним суда, окружного (флотского) военного суда прокурору субъекта Российской Федерации, военному прокурору округа (флота) и приравненному к нему военному прокурору или их заместителям необходимо направлять представления в Генеральную прокуратуру РФ или Главную военную прокуратуру о внесении надзорного представления в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации или Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Представление составляется в соответствии с требованиями ст. 375 УПК РФ. К представлению прилагаются копни судебных решений, а в необходимых случаях и иных процессуальных документов, подтверждающих доводы, изложенные в представлении.

Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель приносят надзорное представление:

  • в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре постановления президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, а также в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре постановления президиума окружного (флотского) военного суда, приговора, определения и постановления указанных судов, если эти судебные решения не были предметом рассмотрения в кассационном порядке Верховным Судом Российской Федерации;
  • в Президиум Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, приговора и определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, постановления судьи Верховного Суда Российской Федерации о назначении судебного заседания;
  • Председателю Верховного Суда Российской Федерации либо его заместителям о пересмотре постановления судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в удовлетворении надзорного представления.

Принять во внимание, что в соответствии сост. 407 УПК РФ участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции является обязательным как при рассмотрении надзорного представления, так и при рассмотрении надзорной жалобы.

Прокуроры до рассмотрения дела судом надзорной инстанции обязаны готовиться к судебному заседанию, знакомиться с материалами уголовного дела в суде, истребовавшем дело, по результатам ознакомления составлять заключение, всесторонне изучать законодательство, необходимое для правового обоснования своей позиции.

В заседании президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа принимает участие прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель, а в заседании президиума окружного (флотского) военного суда — военный прокурор округа (флота), приравненный к нему военный прокурор или его заместитель.

Реагирование прокуроров на выявленные факты нарушений законов

Закон наделяет прокуроров не только полномочиями по проверке исполнения законов, но и обязывает принимать меры к устранению выявленных нарушений, к привлечению нарушителей к установленной законами ответственности и восстановлению нарушенных прав участников правоотношений.

Тем самым достигаются цели прокурорского надзора по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, по защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В зависимости от отрасли прокурорского надзора, от вида и характера выявленного правонарушения и его последствий закон предусматривает различные юридические способы и средства реагирования на них прокурора, решения о применении которых отражаются в виде установленных документов – актов прокурорского реагирования.

В статьях 23–25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» дана характеристика основных актов прокурорского реагирования, к которым относятся:

1. Протест приносится прокурором или его заместителем на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

Читайте также:  Что делать, если у виновника ДТП нет ОСАГО?

Также с протестом можно обратиться в суд в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

2. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления соответствующими органами или должностными лицами должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Особым видом данной формы актов прокурорского реагирования являются апелляционные, кассационные или надзорные представления прокуроров, приносимые на судебные решения по той или иной категории дел в порядке, предусмотренном процессуальными кодексами (в ст. 36 ФЗ «О прокуратуре РФ» используется термин «протест», что не соответствует положениям УПК, ГПК, АПК).

Служба в органах и учреждениях прокуратуры.

Является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований ФЗ «О прокуратуре РФ». Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры оформляются на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более 5 лет. Порядок прохождения службы военными прокурорами и следователями органов военной прокуратуры регулируется ФЗ «О прокуратуре РФ», ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 40 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Прокурорами и следователями могут быть граждане (ст. 40.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

1) имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию;

2) обладать моральными и профессиональными качествами;

3) способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должность прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по данной должности не менее 3 лет.

На должности прокуроров субъектов РФ – не моложе 30 лет со стажем не менее 5 лет.

Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти (ст. 40.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Военными прокурорами и следователями назначаются граждане РФ, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие вышеперечисленным требованиям.

Главный военный прокурор – заместитель Генерального прокурора, назначаемый и освобождаемый от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. Военные прокуроры, заместители Главного военного прокурора, начальники управлений, отделы Главной военной прокуратуры, их заместители, а также заместители прокуроров военных округов, флотов, приравненных к ним прокуроров назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, иные прокуроры и следователи Главной военной прокуратуры назначаются и освобождаются от должности Главным военным прокурором. Прокуроры военных округов, флотов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от нее военных прокуроров и следователей в своих аппаратах и нижестоящих прокуратурах (ст. 48 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Прокурорский надзор в сфере экологии – это система мер в области охраны окружающей среды.

Главными задачами прокурора являются: проверка выполнения программ по охране окружающей среды, выявление нарушений экологических требований, при подготовке, принятии и реализации решений о развитии хозяйственной деятельности, проверка выполнения экологопользователями норм и правил по технологии ведения работ, связанных с природопользованием (порядок использования природных ресурсов – землепользование, недропользование, водопользование, лесопользование, пользование животным миром).

Полномочия прокурора при осуществлении данного надзора:

1) Взаимодействие с другими органами, осуществляющими контроль в сфере экологии (органами местного самоуправления, министерствами, ведомствами, службами, общественными организациями и т. д.).

2) Проверка транспортных средств и запрещение их эксплуатации.

3) Проверка российских и иностранных судов.

4) Вынесение предложений о назначении государственной экологической экспертизы, проверка заключения эксперта (оно должно быть всесторонним, полным, объективным и комплексным анализом представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определено их соответствие.

Нормативным правовым актам РФ в области охраны окружающей природной среды, нормативным правовым актам субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды).

5) Аннулирование лицензий.

6) Запрещение ввоза на территорию РФ экологически опасных грузов.

7) Привлечение виновных лиц за нарушение законодательства в сфере экологии к административной, дисциплинарной, уголовной, гражданско-правовой ответственности, подготовка материалов, принятие решений о приостановлении или прекращении хозяйственной деятельности.

Согласно законодательству РФ надзор за природопользованием должен соответствовать следующим принципам: законности, приоритета охраны окружающей среды, плановости, платности (лицензирования отдельных видов деятельности), сочетание государственного регулирования с регулированием органов местного самоуправления, собственности на природные объекты, равноправия субъектов. Регулирование в сфере экологии осуществляют следующие органы государственной власти: Президент РФ, Правительство РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ, Министерство здравоохранения и соцразвития РФ, Министерство внутренних дел РФ, комитеты по земельным ресурсам, рыболовству, Федеральная служба лесного хозяйства РФ.

Согласно ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», предметом надзора являются.

1) Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

2) Соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, которые перечислены выше.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе (ст. 22 «О прокуратуре РФ»):

1) при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных выше;

2) иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

3) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

4) выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;

5) проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

6) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными выше, освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона (п. 3 ст. 22 «О прокуратуре РФ»).

Должностные лица органов, указанных выше, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно, а в случае невыполнения должностными лицами требований прокурора, они могут быть привлечены к ответственности в установленном законом порядке (п. 4 ст. 22 «О прокуратуре РФ»).

Участие прокурора в стадии надзорного производства

В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда. Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» (с изменениями от 26 мая 2008 г.) требует обеспечить соблюдение законности при пересмотре приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу.

Прокуроры обязаны своевременно приносил» надзорные представления в целях отмены судебных решений но уголовным делам в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если в предшествующем разбирательстве допущены существенные (фундаментальные) нарушения закона, повлиявшие на исход дела.

Органы прокуратуры Российской Федерации в соответствии с их компетенцией принимают к рассмотрению жалобы, заявления и другие обращения на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов, в том числе на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу.

При рассмотрении жалоб, заявлений и других обращений на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов прокуроры обязаны руководствоваться требованиями Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, устанавливающей единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений.

В связи с тем, что поступившие в органы прокуратуры жалобы, заявления и другие обращения могут содержать информацию о нарушении прав не только обратившегося лица, но и прав других лиц, прокуроры обязаны рассматривать заявления и другие обращения как лиц, имеющих процессуальное право обжалования решения суда в соответствии со ст. 402 УПК РФ, так и иных лиц, заинтересованных в исходе уголовного дела.

Читайте также:  Всё о повышении пенсии в 2023 году: кому, на сколько и когда повысят выплаты

При необходимости прокуроры предлагают заявителям представлять копии обжалуемых судебных решений, а также копии иных процессуальных документов, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе, заявлении либо обращении. Если отсутствие указанных документов препятствует рассмотрению жалобы, заявления или иного обращения по существу, прокуратуры возвращают их заявителю с указанием причин, по которым доводы обращения не могут быть проверены.

В случае отсутствия в жалобе (заявлении либо обращении) сведений, достаточных для ее разрешения, они возвращают се заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

При проверке доводов жалобы, заявления либо обращения, помимо судебных решений, прокуроры вправе использовать имеющиеся в распоряжении прокуратуры копни иных процессуальных документов, при необходимости знакомиться с материалами дела в суде.

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.

Пределы прав надзорной инстанции

Суд правомочен выйти за рамки полученного ходатайства.

Многие авторы научной юридической литературы и студенты в курсовых заданиях отмечают ревизионный характер проверки, что означает полный контроль законности поступающих документов:

  • правовые нормы должны применяться корректно, особенно это касается специального законодательства в области материального права;
  • процедурные нарушения должны отсутствовать.

При этом законодатель подчёркивает важный признак изъянов, выявление которых становится причиной отмены или изменения. Этот признак – существенность.

Какие нарушения можно считать существенными, указано в нескольких примерах:

  1. Имело место изготовление протокола секретарём в заседании по частям, каждая из которых отдельно не была заверена, только в конце стояла подпись председательствующего и секретаря, а между тем ведение протокола осуществлялось двумя лицами.
  2. Отказ в допросе свидетеля, о вызове которого настаивала сторона обвинения, по причине того, что его слова «не относятся к существу предъявленного обвинения», является препятствием к представлению доказательств. Сторона обвинения была лишена возможности подтвердить обвинение.
  3. Описательно – мотивировочная часть не содержит описания умысла, не расписано, почему сделаны такие выводы, если исследованные доказательства не в полной мере подтверждают эту позицию.
  4. Признание виновным за совершение нескольких преступлений, когда состав одного охватывает состав другого и назначение наказания в большем размере.
  5. Непредставление переводчика на любом этапе следствия и судебного заседания.

Несущественным нарушением можно посчитать, к примеру, отказ в допросе свидетеля, характеризующего личность подсудимого.

Какие действия входят в круг полномочий Верховного Суда РФ, это:

  • отказ в удовлетворении протеста;
  • отмена и прекращение производства;
  • возврат без рассмотрения по существу (ст.412.4);
  • изменение документа;
  • отмена и передача для нового разбирательства.

Следует понимать, что отмена может коснуться не всех представленных актов, а только вынесенных в определённой инстанции – кассации или апелляции, соответственно новое рассмотрение продолжится именно с указанного момента.

Основное правило надзорного производства

Рассматриваются вопросы осуществления прокурорского надзора по материалам надзорного (наблюдательного) производства прокурора, являющегося источником получения информации о расследовании уголовного дела.

Основания и порядок вынесения прокурором требования в области уголовного судопроизводства регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Статья 293. Порядок надзорного производства 1. В настоящей статье определен общий порядок всего надзорного производства.

В более общем понимании представление прокурора это предусмотренный ФЗ «О прокуратуре РФ» наряду с протестом, постановлением и предостережением один из актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.

Как проходит производство в суде надзорной инстанции?

В целом, можно поделить рассматриваемый нами процесс на два этапа. Первый из них предполагает рассмотрение судьей необходимой инстанции надзора на протяжении месяца с момента поступления документа этой жалобы либо представления и разрешение вопроса о необходимости начала надзора. В некоторых ситуациях судья имеет право потребовать нужное ему уголовное дело – разумеется, в рамках своей компетенции.

Проанализировав полученную жалобу, судья определяет, нужно ли начинать надзорное производство и направлять полученную документацию на изучение суду наряду с делом, если это требуется. Возможен и отказ в утверждении жалобы. Тогда можно подать обжалование данного вердикта – подается оспаривание на имя председателя краевого, областного и аналогичных им судов, Председателя ВС России или лица, его замещающего. Они в свою очередь могут не согласиться со мнением судьи, вынесшего отрицательный вердикт, обнулить его законную силу и вынести собственное решение о необходимости начала производства и отправки жалобы на изучение суду.

Далее следует изучение жалобы.

Обратите внимание! Длится этот процесс максимум 15 дней, а если ситуация касается ВС страны – максимум месяц с момента вынесения вердикта.

Что такое надзорное производство

Основным поводов для возбуждения уголовного производства является наличие любых сведений и данных, свидетельствующих о том, что вердикт суда вынесен незаконно, является неоправданным. Стоит отметить, что в 2021 году соответствующим постановлением срок подачи надзорной жалобы сделали неограниченным. Более того, надзорных инстанций существует несколько. Поэтому если вам отказали в удовлетворении жалобы в одной инстанции, вы имеете полное право обратиться в другую.

Подать надзорную жалобу можно как сразу после вынесения приговора, так и в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы. Даже после погашения судимости человек имеет право на возбуждение надзорного производства в уголовном процессе в том случае, если на это есть основания.

В первую очередь жалобу необходимо направить в Верховный Суд РФ. Это основная надзорная инстанция, занимающаяся рассмотрением подобных заявлений граждан.

Также можно подать заявление в суд, где был вынесен приговор. Однако в этом случае дело все равно будет перенаправлено в Верховный Суд.

Подать жалобу можно лично, отправив заказное или электронное письмо.

Надзорное производство в уголовном процессе

Как и вся государственная служба, осуществление надзорной деятельности подразумевает рост по карьерной лестнице. Даже генеральный прокурор начинал свое продвижение с первичных должностей. Выпускник университета не сможет полноценно исполнять обязанности главного обвинителя или его заместителя. Для успешного продвижения по службе молодому работнику необходимо пройти следующие ступени:

  • помощник прокурора района;
  • старший районный прокурор;
  • заместитель прокурора района;
  • руководитель районного надзорного органа.

Подобная организационная структура сохраняется и в вышестоящих учреждениях, включая областные, краевые, прокуратуры округов. Для прохождения всех ступеней карьерного роста сотруднику необходимо 20 и более лет при удачном стечении обстоятельств. В обычной ситуации карьера работника может остановиться на должности помощника надзорного органа района.

Арбитражный процесс рассматривает дела, которые связаны непосредственно с предпринимательской и иной экономической деятельностью. Обычно бытовая сфера предметом рассмотрения в таком суде не является. В арбитражном процессуальном кодексе в статье 52 указано, что прокурор:

  1. Имеет право обратиться в суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов (а также правовых).
  2. Признать недействительной сделку.
  3. Потребовать изъять государственное имущество у чужого незаконного владения.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Важной гарантией правильного и справедливого разбирательства является участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Прежде всего, он выступает как обвинитель, представляя государство в процессе. Однако эту функцию не следует понимать исключительно как стремление посадить обвиняемое лицо. Прокурор в данной ситуации должен ратовать за всестороннее и объективное рассмотрение дела, стремясь обеспечить права и законные интересы. По этой причине, прежде чем приступить к участию в разбирательстве, нужно тщательно подготовиться, а именно:

  • изучить все имеющиеся доказательства и материалы, проанализировать их (можно воспользоваться помощью консультантов и экспертов);
  • ознакомиться со специальной литературой, судебной практикой по аналогичным делам;
  • обязательно рассматривать возможное развитие ситуации, обдумать варианты действий;
  • определить тактику обвинения и подготовить достойную судебную речь.

[3]

Порядок участия прокурора в процессе таков, что все начинается с устного изложения предъявляемого подсудимому обвинения. Делается это громко, отчетливо, официальным тоном. После этого судья опрашивает обвиняемого, затем прокурор представляет имеющиеся доказательства. Осуществить это нужно полно и наглядно, акцентируя внимание суда на наиболее важных моментах и сведениях. Кроме того, важно и обоснованно опровергать доказательства другой стороны — адвоката.

Обратите внимание! Далее, по общему правилу, прокурор уполномочен принять участие в допросе всех участников дела. Рекомендуется использовать приемы, способствующие установлению психологического контакта. Так, нужно относиться к свидетелям максимально вежливо, проявляя внимание к их показаниям, интересуясь их личным мнением и комментариями по делу.

На последнем этапе участия прокурора в уголовном судопроизводстве осуществляется выступление с речью. Обычно она содержит такие части, как:

  • вступление;
  • рассказ о фактически установленных обстоятельствах дела;
  • анализ собранных доказательств, причин и условий преступного деяния;
  • краткая объективная характеристика подсудимого как человека;
  • правовое обоснование квалификации преступления;
  • предложение о виде и размере наказания.

Первым этапом уголовного судопроизводства считается возбуждение дела. С 2007 года в нормативно-правовые акты РФ были внесены поправки и изменения, связанные с тем, что представителей прокуратуры лишили нескольких важнейших полномочий. В том числе права возбудить уголовное дело. Причиной этого, прежде всего, является стремление оградить самостоятельность следственных органов от внешнего вмешательства. Однако в результате данная новация ослабляет и полномочия по прокурорскому надзору, а также усиливает его зависимость от результатов проведенного следователем или дознавателем разбирательства.

В соответствии с требованиями ФЗ «О прокуратуре РФ» (разд. IV, ст. 35, 36, 39) и нормами процессуального законо­дательства прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции:

  1. принимает участие в рассмотрении судом конкретных уголовных, гражданских, арбитражных и административ­ных дел (выступает в качестве равноправного участника, сто­роны уголовного, гражданского или арбитражного судопро­изводства);
  2. осуществляет надзор за законностью решений, приговоров, опре­делений или постановлений суда (предполагает право и обязанность прокурора обжаловать в установленном законодательством порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности).

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.

Что такое надзорная инстанция в уголовном процессе

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда. Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» (с изменениями от 26 мая 2008 г.) требует обеспечить соблюдение законности при пересмотре приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу.

Прокуроры обязаны своевременно приносил» надзорные представления в целях отмены судебных решений но уголовным делам в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если в предшествующем разбирательстве допущены существенные (фундаментальные) нарушения закона, повлиявшие на исход дела.

Органы прокуратуры Российской Федерации в соответствии с их компетенцией принимают к рассмотрению жалобы, заявления и другие обращения на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов, в том числе на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу.

При рассмотрении жалоб, заявлений и других обращений на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов прокуроры обязаны руководствоваться требованиями Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, устанавливающей единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений.

В связи с тем, что поступившие в органы прокуратуры жалобы, заявления и другие обращения могут содержать информацию о нарушении прав не только обратившегося лица, но и прав других лиц, прокуроры обязаны рассматривать заявления и другие обращения как лиц, имеющих процессуальное право обжалования решения суда в соответствии со ст. 402 УПК РФ, так и иных лиц, заинтересованных в исходе уголовного дела.

При необходимости прокуроры предлагают заявителям представлять копии обжалуемых судебных решений, а также копии иных процессуальных документов, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе, заявлении либо обращении. Если отсутствие указанных документов препятствует рассмотрению жалобы, заявления или иного обращения по существу, прокуратуры возвращают их заявителю с указанием причин, по которым доводы обращения не могут быть проверены.

В случае отсутствия в жалобе (заявлении либо обращении) сведений, достаточных для ее разрешения, они возвращают се заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

При проверке доводов жалобы, заявления либо обращения, помимо судебных решений, прокуроры вправе использовать имеющиеся в распоряжении прокуратуры копни иных процессуальных документов, при необходимости знакомиться с материалами дела в суде. По результатам проверки доводов жалобы, заявления либо обращения прокурорам в пределах их компетенции дано право приносить надзорное представление в соответствующий суд либо направлять представление вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд, а в случае отказа в принесении надзорного представления и оставления жалобы, заявления либо обращения без удовлетворения — выносить мотивированное заключение. О принятом решении прокуроры обязаны уведомлять заявителя.

Надзорные представления в президиум верховного суда республик!!, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа на приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республик!!, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа обязаны приносить соответствующий прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель.

Надзорные представления в президиум окружного (флотского) военного суда на приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда обязаны приносить военный прокурор округа (флота) и приравненный к нему военный прокурор или его заместители.

В связи с тем, что внесение повторных жалоб в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, после принятия решения прокурором, правомочным приносить надзорное представление, им необходимо прекращать дальнейшее производство по жалобе, если отсутствуют основания для направления представления вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд.

В случае несогласия с решением прокурора субъекта Российской Федерации, военного прокурора округа (флота) и приравненного к нему военного прокурора, оставившего жалобу без удовлетворения, надзорное представление в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, президиум окружного (флотского) военного суда приносит Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

Представление об отмене постановления судьи об отказе в удовлетворении надзорного представления приносится прокурором субъекта Российской Федерации или его заместителем председателю верховного суда республики, краевого, областного и приравненного к ним суда, а военным прокурором округа (флота) и приравненным к нему военным прокурором или его заместителем — председателю окружного (флотского) военного суда.

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:

  1. Преследуемые цели.
  2. Правовое значение.
  3. Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
  4. Запрет на ухудшение положения осуждённого.
  5. Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
  6. Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
  7. Основания признания незаконными обжалуемых актов.

В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:

  • по виду судебных актов, направленных для пересмотра;
  • по субъектному составу (апелляции неизвестны такие субъекты, как заявитель, иные лица);
  • процессуальными сроками, их урегулированием (для апелляции они прописаны в соответствующей главе кодекса, для надзора– законом не предусмотрены);
  • процедурой пересмотра (апелляция – повторение с новым исследованием доказательств, в надзоре доказательственную базу не подвергают сомнениям);
  • уполномоченным госорганом, осуществляющим функции контроля и кругом его полномочий.

Главное отличие – это обжалование акта, приводящегося во исполнение исправительной системой, для апелляционного обжалования предусмотрены короткие сроки до начала выполнения приговора.

Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.

Кассационное обжалование Обжалование в порядке надзора
Участники судопроизводства
Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители)
Поставленные задачи
Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия.
Обжалуемые документы
Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции. Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции.
Госорган, рассматривающий дело
Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд. Верховный Суд РФ
Гарантия разбирательства при получении жалобы
Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения. Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку.
Рассматриваемые вопросы
проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представлении Неограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним.
Сроки принесения протеста
Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания.

Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *