Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и принципы Обязательного Социального Страхования.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 11 мая 2021 года многие регионы РФ, при назначении пособий и иных социальных выплат, стали использовать Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО). Также начались выплаты новых детских пособий, которые были анонсированы президентом ранее. Сумма выплат зависит от региона и может достигать до 12 тыс. руб. в месяц. Уведомления тем родителям, которым положен данный выплат, должны появляться в личном кабинет пользователя на портале госуслуг.
Основы работы соцстрахования в нашей стране можно узнать из понятия, представленного в аб. 3 ст. 1 ФЗ № 165.
Там сказано, что соцстрахование представляет собой систему юридических, организационных и экономических мероприятий, направленность которых – минимизация негативных последствий для граждан, непосредственно связанных с наступлением старости, приобретением инвалидности, беременностью, родами, временной неспособностью трудиться, профессиональными травмами на производстве и др.
Если говорить конкретнее, то система работает следующим образом:
- гражданин приобретает статус застрахованного – например, устраиваясь на работу или добровольно вступая в соответствующие правоотношения, если такая возможность предусмотрена законом;
- работодатель начинает платить за указанного гражданина страховые взносы на ОПС, ОМС, ВНиМ и на “травматизм”, тем самым гарантируя ему будущую пенсию, бесплатное медицинское обслуживание в госклиниках, выплату больничного пособия, определенную сумму денег при получении травмы на рабочем месте и др.;
- данные взносы формируют бюджет, соответственно, фондов – пенсионного (ПФР), медицинского (ФОМС) и социального (ФСС);
- у гражданина возникает страховой случай – например, утрачивание заработка в связи с пенсионным возрастом (п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ № 165);
- гражданин посещает или напрямую фонд, или своего налогового агента (работодателя) с письменным заявлением и документацией, подтверждающей страховой случай;
- гражданину назначаются выплаты за счет бюджета фонда – например, страховая пенсия согласно 400-ФЗ от 28. 12. 2013.
Иностранные работники
С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.
Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.
Деятельность фонда социального страхования регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.
Фонд социального страхования РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ и состоит из: региональных отделений; центральных отраслевых отделений; филиалов отделений.
Основным источником денежных средств фонда является единый социальный налог.
Финансовые функции Фонда заключаются в:
- регулировании финансовых потоков;
- аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов системы государственного социального страхования;
- обеспечении механизма дотаций региональных отделений Фонда, нуждающихся в средствах для исполнения своих обязательств по выплатам нормативно установленных социальных пособий и компенсаций.
Какие пособия выплачиваются из ФСС в 2022 году
Полученные средства расходуются ФСС после распределения, проведенного председателем и главным бухгалтером. На местах в региональных представительствах за это отвечают управляющий и главный бухгалтер организации.
Бюджетным законодательством устанавливаются следующие статьи расходов:
- на решение общегосударственных вопросов;
- на установление международных контактов и развитием межгосударственного сотрудничества;
- расходы на образование (выплаты связанные с переподготовкой и повышением квалификации кадров);
- связанные с социально-политической сферой (выплаты населению социальной помощи, пособий в случае временной нетрудоспособности, беременности, родов, а также связанных с медицинской и социальной реабилитацией больных работников).
Фактически средства фонда расходуются на:
- выплату пособий;
- оплату санаторных путевок в полном или частичном размере;
- оплату проезда в общественном транспорте в полном или частичном объеме;
- финансирование деятельности ФСС и его структурных подразделений в регионах;
- частичную компенсацию расходов санаторно-курортных и прочих оздоровительных учреждений, спортивных школ;
- иные цели в соответствии с годовыми заданиями, которые стоят перед фондом.
Средства ФСС расходуются в форме выплаты следующих пособий:
- По временной нетрудоспособности.
- По беременности и родам, а также женщинам, ставшим на учет в больнице на ранних сроках беременности.
- При рождении ребенка.
- При усыновлении ребенка.
- По уходу за ребенком до момента достижения им полутора лет.
- На погребение и гарантированные расходы из перечня ритуальных услуг.
Схема расходов фонда по видам в 2014 году (рубли)
Большая часть средств ФСС в 2014 году была расходована на решение приоритетных социально-политических вопросов, а также на ежемесячные страховые выплаты.
Бюджетом на этот год были установлены расходы в размере 564,9 млрд рублей. Фактически расходовано только 118,1 миллиарда рублей.
Это самый низкий показатель расходов бюджета ФСС за последние пять лет. Но именно такая экономия и стала причиной внушительного профицита бюджетных средств за аналогичный период.
Более высокие показатели были только в 2011-2012 годах, когда фонд смог избавиться от продолжительного дефицита средств.
На 2015 год запланированы расходы в размере 621 миллиардов рублей. Утверждённый профицит в размере 14,4 миллиарда рублей можно считать результатом чрезмерно оптимистичных прогнозов, относительно наполнения бюджета ФСС.
Деятельность фонда социального страхования регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.
Фонд социального страхования РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ и состоит из: региональных отделений; центральных отраслевых отделений; филиалов отделений.
Основным источником денежных средств фонда является единый социальный налог.
Финансовые функции Фонда заключаются в:
- регулировании финансовых потоков;
- аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов системы государственного социального страхования;
- обеспечении механизма дотаций региональных отделений Фонда, нуждающихся в средствах для исполнения своих обязательств по выплатам нормативно установленных социальных пособий и компенсаций.
Характерной особенностью функционирования системы государственного социального страхования в России является то, что основную работу по назначению и выплате пособий, прежде всего пособий по временной нетрудоспособности, осуществляет работодатель.
Фонд социального страхования РФ и его региональные отделения, являющиеся самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, фактически выполняют организационные и финансово – контрольные функции.
- Средства централизованного резерва Фонда направляются на дотации региональных отделений Фонда с целью осуществления расходов по выплате пособий и на проведение оздоровительных мероприятий.
- Региональные отделения и центральный аппарат Фонда осуществляет контроль:
- за своевременным и правильным начислением работодателями страховых взносов,
- за целевым использованием страховых средств, обоснованностью назначения и выплат различных пособий, поступлением средств по частичной оплате путевок на санаторно-курортное лечение.
Распределением средств социального страхования на предприятии занимаются руководитель и главный бухгалтер, которые несут ответственность за правильность их использования.
При этом рассмотрение спорных вопросов по обеспечению пособиями по социальному страхованию, а также распределения путевок на санаторно-курортное лечение, семейный отдых и т.д.
должны осуществляться на этом предприятии комиссией по социальному страхованию.
Cтрахование как экономическая категория
В соответствии со статьей 420 Налогового кодека РФ для организаций и ИП, которые выплачивают вознаграждения в пользу физлиц, объектом обложения страховыми взносами признаются все работникам, подлежащим обязательному соцстрахованию.
Страховые взносы платятся с выплат работникам:
- По трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
- По договорам авторского заказа.
- По договорам об отчуждении исключительного права на произведений и по лицензионным договорам.
Для большинства компаний установлен основной базовый тариф страховых взносов в размере 30 %:
- 22 % — на обязательное пенсионное страхование в пределах величины базы для исчисления страховых взносов,
- 2,9 % — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах базы,
- 5,1 % на обязательное медицинское страхование.
Сверх предельной величины базы страховые взносы уплачиваются в ПФРпо тарифу 10 %.
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) | Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) | Обязательное медицинское страхование (ОМС) | |||
До достижения предельной величины базы | Свыше предельной базы | Для россиян и иностранных высококвалифицированных специалистов | Для иностранцев без гражданства РФ и временно пребывающих | Свыше предельной базы | |
22% | 10% | 2,9% | 1,8% | 0% | 5,1% |
Федеральный закон от 16.07.99 N 165-ФЗ
…7. Средства Фонда образуются за счет:
- страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
- ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
- прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в феврале 1993 года для медицинского обслуживания граждан России. Такого рода необходимость назрела после развала и деградации системы медицинского обслуживания СССР. Но в 90-е и 00-е годы в России данная система практически не работала. Финансирование лечебных учреждений осуществлялось за счет бюджетов различных уровней, а медицинские услуг в основном за счет самих граждан РФ.
Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Правовые нормативы, регулирующие порядок действий работодателя при производственной травме и профессиональных заболеваний, уровень гарантий работников и общие принципы оформления несчастного случая на производстве закреплены в различных нормативных документах Российской Федерации.
Несмотря на то, что страховая выплата производится предприятием-работодателем, компенсацию за нее он получает из средств бюджета ФСС, вне зависимости от того, кто является виновником несчастного случая.
Если же у работника имеются требования к работодателю по выплате морального ущерба, то данная выплата (моральный ущерб) будет производиться из средств работодателя.
Производственной травмой считается какое-либо увечье, которое было получено при обстоятельствах в период работы непосредственно на территории предприятия; следования к своей работе либо же обратно; в период командировки и др.
При наступлении производственной травмы данное событие должно быть обязательно соответствующе оформлено:
- составлена специальная комиссия для выяснения обстоятельств несчастного случая, которая должна включать не менее 3 человек;
- составлен акт, в котором отражаются основные сведения (место, время наступления события, количество пострадавших, виновники, степень вины самого пострадавшего и т. д.);
- сделана запись в специальном журнале, оформленном в соответствии с требованиями Министерства труда Российской Федерации.
В случае отказа в оформлении производственной травмы или неправильного его оформления предприятию «грозит» общение с трудовой инспекцией и достаточно высокие административные штрафы. В правильном оформлении данного события заинтересован и сам работник, поскольку это будет влиять на его страховую защиту в целом в количественной и качественной форме.
Страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем и (или) гражданскоправового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа.
Основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:
- гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;
- экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
- дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются в процентном отношении к сумме дохода (оплате труда) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях – к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору (табл. 17).
Страховой случай – подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
Обеспечение по страхованию осуществляется:
1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем (рис. 36);
Таблица 17
Номер класса профессионального риска | Размер страхового тарифа, % |
---|---|
I | 0,2 |
II | 0,3 |
III | 0,4 |
IV | 0,5 |
V | 0,6 |
… | … |
XXX | 7,4 |
XXXI | 8,1 |
XXXII | 8,5 |
Главной задачей фонда социального страхования является реализация конституционных прав жителям страны в осуществлении материальной поддержки, если они частично или полностью утратили работоспособность.
Задачами Фонда социального страхования являются:
-
обеспечение государственными пособиями граждан, которые нуждаются в оздоровлении, реабилитации или лечении;
-
активное участие в системе разработки и реализации государственных программ, которые обеспечивают защиту и сохранение здоровья населения;
-
совместная с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов разработка тарифов страховых взносов, которые должны уплачивать объекты страхования;
-
осуществление всех необходимых мероприятий, которые сохраняют надежность и обеспечивают финансовую устойчивость фонда социального страхования;
-
организация работы по подготовке сотрудников фонда социального страхования и повышению профессионального уровня (квалификации) специалистов фонда социального страхования;
-
сотрудничество с аналогичными фондами как внутри государства, так и за его пределами.
Некоторые выплаты фонда имеют не страховой характер (новогодние подарки, средства на детские лагеря, спортивные школы).
Фонд социального страхования целенаправленно проводит следующую работу :
-
поддерживает состояние социальной и экономической стабильности;
-
увеличивает жителям России их благосостояние;
-
развивает отрасли социального направления;
-
предотвращает бедствия от стихий;
-
улучшает ситуацию с демографией, увеличивает рождаемость в стране за счет предоставления денежных дотаций;
-
решает проблемы сирот, приемные родители получают денежный эквивалент на достойное воспитание усыновленных детей;
-
в случае потери работы, занимается трудоустройством граждан;
-
сохраняет общественные ценности.
Средства обязательного социального страхования могут использоваться в следующих видах:
- денежные выплаты;
- финансирование социальных услуг;
- предоставление льготных благ.
Основными являются денежные выплаты, представленные пенсиями и пособиями в зависимости от контингента получателей.
Финансирование социальных услуг происходит в здравоохранении, учебных заведениях, санаторно-курортных организациях, при проведении профилактических мероприятий и т.д.
Льготные блага связаны с получением определенного материального блага или услуги. Они являются промежуточным звеном между денежным и натуральным распределением, за счет чего увеличивается потребительская возможность некоторых групп населения.
Выплаты и услуги распределяются на следующие группы:
- Выплаты и услуги, предназначенные для поддержания жизнедеятельности. Например, пенсии по возрасту и инвалидности, пособия по нетрудоспособности и прочие.
- Выплаты и услуги, которые связаны с дополнительными затратами в связи с рождением и воспитанием детей. Например, пособие на рождение ребенка, пособия на детей и т.д.
- Выплаты и услуги для восстановления трудоспособности, которые связаны с медицинской реабилитацией инвалидов, безработных, женщин, возвращающихся к труду после декретного отпуска.
С 2023 года база для расчета страховых взносов будет единой
С 01.01.2023 вступил в силу новый пункт 5.1 статьи 421 НК РФ (Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Согласно поправкам, для всех взносов (на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (ОПС, ОМС, ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) устанавливается единая предельная величина базы для расчета. Она определяется с учетом размера средней заработной платы в РФ, определенного на соответствующий год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему коэффициента 2,3 (Федеральный закон от 21.11.2022 № 443-ФЗ). Постановлением от 25.11.2022 № 2143 Правительство РФ определило единую предельную величину базы для исчисления страховых взносов с 01.01.2023 в размере 1 917 000 руб.
В зависимости от того, превышен или нет предельный размер базы, зависит тариф страховых взносов. Однако в пункте 5.1 статьи 421 НК РФ закреплено, что это не распространяется на случаи уплаты взносов по доптарифам (ст. 428 НК РФ); взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников угольной промышленности (ст. 429 НК РФ).
Порядок определения базы по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (на травматизм) в 2023 году не меняется.
Роль и значение в рыночной экономике
В условиях современной рыночной экономики государство ограничено в рычагах влияния на работодателей. Один из возможных способов регулирования, доступных государственному регламенту – социальная страховая защита.
Значение указанного страхования для современного государственного устройства проявляется в таких характеристиках, сформулированных законодательно с учетом особенностей рынка и направленных на дальнейшее развитие данного сегмента:
- стимулировании субъектов к улучшению условий труда, с установлением зависимости уровня травматизма и вредности производства от размеров обязательных взносов;
- создании заинтересованности бизнеса в снижении уровня безработицы;
- организации производства на основе непрерывного и сбалансированного процесса выпуска продукции.
Важность и необходимость страхования материнства
Обязательное социальное страхование материнства является системой, которая в полной мере гарантирует полное обеспечение всех застрахованных лиц. В таком случае им будут выплачены все необходимые пособия и установленные компенсации, которые осуществляются при помощи счета страховых взносов. Сумма материнского пособия рассчитывается по определенной формуле, фонды страхования видят все взносы на обязательное социальное страхование от работодателя. Исходя из этих данных, производится расчет начислений.
Обеспечение по обязательному социальному страхованию материнства осуществляется при помощи выплат застрахованным лицам. Это могут быть:
- пособия на период ухода в отпуск по беременности и на роды;
- единовременное пособие для женщин, которые встали на учет к специалисту на ранних сроках беременности;
- единовременное пособие, которое выплачивается при рождении ребенка;
- пособия, предназначенные для выплаты в период отпуска по уходу за маленьким ребенком.
Пособия могут быть выплачены при необходимости получения санаторного или курортного лечения. Также сюда можно отнести оздоровление детей.
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Комплекс мер по оптимизации социального страхования ¦
L--------T--------------T--------T----------------T-----------------T------
¦/ ¦ ¦/ ¦/ ¦/
---------+--------¬ ¦ ------+-----¬----------+---------¬-------+-----¬
¦ Четкое ¦ ¦ ¦Определени妦 Формирование ¦¦Установление¦
¦ определение ¦ ¦ ¦ миссии ¦¦ резерва средств ¦¦ страховых ¦
¦ объекта ¦ ¦ ¦ ФСС РФ ¦¦ для осуществления ¦¦ тарифов не ¦
¦ социального ¦ ¦/ L------------¦ страхования от ¦¦на один год,¦
¦ страхования от ¦-----+--------------¬¦ несчастных случае⦦а хотя бы на¦
¦ несчастных ¦¦ Приближение к ¦¦ на производстве и ¦¦ три года ¦
¦ случаев на ¦¦ использованию ¦¦ профессиональных ¦L-------------
¦ производстве и ¦¦страховых принципо⦦заболеваний (прежде¦
¦ профессиональных¦¦ в страховании от ¦¦ всего за счет ¦
¦ заболеваний ¦¦ несчастных случае⦦ капитализированных¦
L------------------¦ на производстве ¦¦ платежей в случае ¦
¦ и профессиональных¦¦ ликвидации ¦
¦ заболеваний ¦¦ предприятия) ¦
L--------------------L--------------------
Рис. 2
Для обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний предлагается наделить ФСС РФ правом осуществления надзорных и контрольных функций.
Кроме того, раскрыта роль информационно-коммуникационных технологий в решении задач ФСС РФ при реализации национального проекта «Здоровье», и разработаны предложения по использованию информационных технологий для повышения эффективности функционирования фонда.
Отечественный опыт социального страхования по временной протяженности занимает около столетия. При этом в сознании широких масс трудящихся и руководителей предприятий прочно укоренился негативный стереотип относительно роли государства в обеспечении граждан всеми видами социального страхования. В связи с этим в комплексе происходящих в России социально-экономических преобразований особое место занимает реформа социального страхования.
Необходимость в ее проведении вызвана рядом причин, среди которых главная — переход к рыночной экономике. Он характеризуется тем, что сокращаются бюджетные ассигнования в социальную сферу, уменьшаются возможности граждан (особенно молодежи и женщин) в трудоустройстве, значительно снижаются доходы социально уязвимых групп трудящихся, особенно пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, появляются значительные по численности маргинальные слои.
Субъекты обязательного социального страхования – это партнеры или участники отношений, которые приравниваются к страхованию. В жизни любого человека могут возникнуть ситуации, которые подразумевают под собой необходимость получения от государства материальной и финансовой помощи. Субъекты страхования – это работодатели, страховые компании, застрахованные граждане, а также многие другие органы, компании, организации, предприниматели и граждане. Они определяются при помощи соответствия федеральному закону, в котором учитывается и вид страхования.
Страхователи представляют собой определенные организации, которые имеют любую организационно-правовую форму. Сюда можно отнести граждан, которые имеют определенные обязательства, соответствующие федеральным законам. В таком случае обязательное социальное страхование осуществляется в виде страховых взносов, которые в первую очередь устанавливаются при помощи действующего законодательства. В качестве страхователя выступают исполнительные службы, кроме этого, при оформлении выплаты принимают участие в проверке документации и органы местного самоуправления.
Важность и необходимость страхования материнства
Обязательное социальное страхование материнства является системой, которая в полной мере гарантирует полное обеспечение всех застрахованных лиц. В таком случае им будут выплачены все необходимые пособия и установленные компенсации, которые осуществляются при помощи счета страховых взносов. Сумма материнского пособия рассчитывается по определенной формуле, фонды страхования видят все взносы на обязательное социальное страхование от работодателя. Исходя из этих данных, производится расчет начислений.
Обеспечение по обязательному социальному страхованию материнства осуществляется при помощи выплат застрахованным лицам. Это могут быть:
- пособия на период ухода в отпуск по беременности и на роды;
- единовременное пособие для женщин, которые встали на учет к специалисту на ранних сроках беременности;
- единовременное пособие, которое выплачивается при рождении ребенка;
- пособия, предназначенные для выплаты в период отпуска по уходу за маленьким ребенком.
Пособия могут быть выплачены при необходимости получения санаторного или курортного лечения. Также сюда можно отнести оздоровление детей.