Понятие государственного и страхового пенсионного обеспечения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие государственного и страхового пенсионного обеспечения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.

Пенсии военнослужащим и членам их семей

Прежде всего, следует отметить, что пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется на основании двух законов в зависимости от вида военной службы. Военнослужащим по контракту пенсии назначаются по Закону РФ от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а военнослужащим по призыву – по ФЗ от 15.12.2001 г. Во втором случае речь идет только о пенсиях по инвалидности и по случаю потери кормильца, которые и рассматриваются в данной теме.

Виды пенсии по государственному обеспечению

Согласно статьи 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении, гражданам назначают следующие виды пенсий:

  1. пенсия за выслугу лет – назначается государственным служащим, военнослужащим, работникам из числа космонавтов и летно-испытательного состава;
  2. пенсия по инвалидности – назначается военнослужащим, участникам ВОВ и гражданам, имеющим знак «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим вследствие радиационных или техногенных катастроф и из числа космонавтов;
  3. пенсия по старости – назначается гражданам, пострадавшим в результате техногенных или радиационных катастроф;
  4. пенсия по случаю потери кормильца – назначается членам семьи, в случае смерти военнослужащего, гражданина, пострадавшего вследствие техногенных или радиационных катастроф и гражданина из числа космонавта;
  5. социальная пенсия – назначается нетрудоспособным гражданам по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца.

Условия назначения пенсии по государственному обеспечению

Статьями 7-13 главы 2 Закона установлены условия назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению для каждой категории граждан. Статья 7 Федерального закона устанавливает условия назначения пенсии государственным служащим, где фиксируется, что назначение пенсии осуществляется на основании некоторых норм Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

  1. Служащие, при наличии необходимого стажа службы и при замещении должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев, имеют право на пенсию по выслуге лет при увольнении на основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 3, 7 — 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Закона о гражданской службе.
  2. Гражданские служащие, при наличии стажа службы не менее 25 лет и при увольнении на основании, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о гражданской службе до приобретения права на страховую пенсию по старости или инвалидности имеют право на пенсию по выслуге лет в случае, если перед увольнением они замещали должности гражданской службы не менее 7 лет.

Пенсия гражданским служащим за выслугу лет назначается к страховой пенсии по старости или инвалидности и выплачивается одновременно с ней.

Условия назначения пенсии гражданам из числа космонавтов и членов их семей регламентирует статья 7.1 Закона о государственном пенсионном обеспечении, при этом некоторые вопросы пенсионного обеспечения таких граждан регулируют нормы Постановления Правительства РФ № 883 от 2 ноября 2009 г. Нормы статьи 7.1 фиксируют:

  1. Право на пенсию за выслугу лет, независимо от возраста, при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 календарных лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении, имеют граждане РФ из числа космонавтов — испытателей и исследователей-инструкторов — космонавтов испытателей и исследователей.
  2. Пенсия назначается при оставлении работы в должностях, указанных выше, в отрядах и группах космонавтов, являющихся летно-испытательными подразделениями научно-испытательных и иных организаций. При этом, список соответствующих должностей при необходимости утверждается Правительством РФ.
  3. Пенсия по инвалидности назначается гражданам из числа кандидатов в космонавты, испытатели или исследователи, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, а также заболеваний, связанных с подготовкой или выполнением космического полета, в независимости от продолжительности выслуги.
  4. Следующие члены семьи погибших/умерших граждан из числа космонавтов имеют право на указанную пенсию:
  • дети погибшего/умершего кормильца, не достигшие возраста совершеннолетия, либо до достижения ими возраста 23, если они обучаются по очной форме по основным образовательным программам либо старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижении совершеннолетия;
  • родители погибшего/умершего кормильца, которые достигли возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин либо более раннего возраста, если при этом они являлись инвалидами и находились на иждивении у погибшего/умершего;
  • супруг погибшего/умершего кормильца в независимости от возраста и трудоспособности.

За назначение пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава отвечает статья 7.2. Закона, согласно которой:

  1. Граждане соответствующей категории имеют право на пенсию за выслугу лет при условии выслуги не менее 25 лет для мужчин и 20 для женщин, а при оставлении летного дела по состоянию здоровья – не менее 20 и 15 лет соответственно.
  2. Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается пенсия, правила исчисления работы и назначение указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством РФ.
  3. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости или по инвалидности.

Условия назначения государственной пенсии военнослужащим и членам их семей прописаны в статье 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении, которая устанавливает:

  1. Пенсия за выслугу лет или по инвалидности для военнослужащих, а также пенсия по потере кормильца для членов их семей назначается в соответствии с нормами Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
  2. Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, которые стали инвалидами в период прохождения службы по призыву в качестве матросов, солдат, сержантов и старшин не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы или при наступлении инвалидности позднее, но впоследствии контузии, ранения, увечья или заболевания.
  3. В случае гибели или смерти военнослужащего, проходившего службу по призыву в качестве матроса, солдата, сержанта и старшины не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы или при наступлении смерти позднее, но впоследствии контузии, ранения, увечья или заболевания, нетрудоспособным членам его семьи назначается пенсия по потере кормильца, при этом нетрудоспособными членами семьи признаются:
  • дети, сестры и братья, внуки в возрасте до 18 лет либо не достигшие 23 лет при обучении на очной форме либо старше, если они стали инвалидом до достижения 18 лет, при этом сестры и братья, а также внуки признаются нетрудоспособными, если они не имеют трудоспособных родителей;
  • один из родителей или супругов, дедушка или бабушка, брат или сестра погибшего кормильца независимо от возраста или трудоспособности, если он/она были заняты уходом за детьми, сестрами/братьями умершего кормильца, не достигшими возраста 14 лет;
  • родители и супруг погибшего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно или являются инвалидами;
  • родители погибшего, если смерть наступила в период прохождения службы по призыву или после увольнения вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет соответственно;
  • бабушки и дедушки погибшего кормильца, если они достигли возраста 55 и 60 соответственно или являются инвалидами и отсутствуют лица, которые должны их содержать в соответствии с законодательством РФ;
  • вдовы погибших в период военной службы по призыву военнослужащих вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак и достигшие возраста 55 лет.

Важно! При наступлении инвалидности или гибели кормильца в результате совершения им преступления, гражданам, указанным в статье 8, назначается социальная пенсия.

Условия назначения государственной пенсии участником ВОВ и гражданам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда», установлены в статье 9 Закона. Согласно нормам законодательства право на пенсию имеют участники ВОВ и граждане, награжденные знаком блокадного Ленинграда – инвалиды I, II и III группы, независимо от причины инвалидности, за исключением случаев наступления инвалидности при совершении гражданами противоправных действий или умышленного нанесения ущерба своему здоровью (назначается только социальная пенсия).

В соответствии со статьей 10 Закона право на пенсию имеют:

  • граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь или иное заболевание, связанное с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС;
  • граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения или ставшие инвалидами в результате катастрофы;
  • граждане, занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения или эвакуированные из зоны отчуждения или переселяемые из зоны отселения;
  • граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение или в зоне с льготно социально-экономическим статусом;
  • граждане, постоянно проживающие в зоне отселения (до переселения их в другие районы) или занятые в этой зоне на работах;
  • граждане, добровольно выехавшие из зоны проживания с правом на отселение на новое место жительства;
  • нетрудоспособные члены семьи граждан, получившие или перенесшие лучевую болезнь или иные заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС либо принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения или ставшие инвалидами в результате катастрофы (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливает список лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи);
  • граждане и нетрудоспособные члены их семьи, которые пострадали в результате других техногенных или радиационных катастроф.

Обстоятельства, при которых физическое лицо вправе претендовать на государственное пенсионное обеспечение

Права на данную форму пенсионного обеспечения закреплены в статье 3 Федерального закона № 166-ФЗ, согласно которой правом получения государственного пенсионного обеспечения могут воспользоваться:

  • граждане РФ;
  • граждане иностранных государств или апатриды, проживающие в РФ.

Данное право обуславливают следующие обстоятельства:

  1. Гражданин длительный период времени осуществлял деятельность по реализации государственных функций (военных, правоохранительных, муниципальных, гражданских).
  2. Гражданин длительный период времени работал в значимых для развития государства отраслях (научно-технологической, экономической и других).
  3. Гражданин не получил право на назначение страховой пенсии при наступлении страхового случая (приобретения инвалидности, потере кормильца, наступления старости).
  4. Гражданин имел особые заслуги заслуги перед государством, в том числе участвовал в Великой Отечественной войне.
  5. Гражданин утратил трудоспособность (временно или бессрочно) в результате радиационной или техногенной катастрофы.

Величина пенсионного обеспечения, выплачиваемого из бюджета государства, значительно превышает размер стандартной страховой пенсии. Это связано с тем, что финансовая государственная поддержка предназначена для компенсации материальных потерь, выраженных возможным потенциальным доходом физического лица, которое он не получил ввиду сложившихся обстоятельств. Базовой величиной в расчетах принимается страховая пенсия, которая в зависимости от категории претендента увеличивается в определенном процентном соотношении.

Понятие пенсии по государственному обеспечению

Она представлена ежемесячной выплатой, которая перечисляется исключительно физлицам, обладающим правом на государственную поддержку на основании своего статуса. При оформлении денежного пособия учитываются положения нормативных актов.

Внимание! Назначение пенсии происходит на основании достижения определенного возраста или стажа, а также в связи с состоянием здоровья или положением в семье.

Государственное обеспечение предлагается лицам, которые пострадали при техногенных катастрофах или военных конфликтах. Выплата полагается гражданам, которые потеряли кормильца или не могут заниматься трудовой деятельностью по состоянию здоровья.

Величина выплаты рассчитывается индивидуально, для чего учитываются разные факторы, на основании которых граждане причисляются к определенной категории населения.

Если гражданин имеет право на выплату от государства по нескольким критериям, то он может воспользоваться только одной компенсацией, причем выбирается обычно самый большой размер.

Справка! Основные моменты, связанные с регулированием государственного пенсионного обеспечения отражены в Федеральном законе 166.

Государственная пенсия по потере кормильца

Субсидия по потере кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи в случае кончины военнослужащего, космонавта, а также пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.
Эта помощь выдается каждый месяц до тех пор, пока человек, которому это пособие полагается, является нетрудоспособным, либо на постоянной основе. Назначается с 1 числа месяца обращения.

Выплачиваются данные пенсии семьям, потерявшим кормильца. Рассмотрим условия выплат:

  • при смерти военного во время службы или в течение 3 месяцев после увольнения;
  • при смерти военного, наступившая после 3 месяцев от даты увольнения, из-за ранения или заболевания, возникшего во время службы;
  • люди, пострадавшие от лучевой болезни или других болезней из-за облучения при катастрофе и ликвидации ЧАЭС;
  • люди, получившие инвалидность из-за катастрофы на ЧАЭС;
  • ликвидаторы после катастрофы на ЧАЭС;
  • пострадавшие от других радиационных катастроф, кроме чернобыльской. В этом случае условия получения регламентируются локальными актами;
  • гибель космонавтов со званием «Летчик космонавт СССР» и «Летчик космонавт Российской Федерации» или кандидатов в космонавты во время работы.

Если кормилец умер из-за военного ранения, нетрудоспособному члену семьи полагается выплата в размере 200% соц. пенсии; если из-за приобретенного заболевания во время службы, то размер выплат – 150%.

При потере кормильца, имевшего отношение к катастрофе на ЧАЭС, детям полагается субсидия 250% соц. пенсии, а другим нетрудоспособным в семье — 125% на каждого.

При смерти космонавта или кандидата в космонавты выплачивается 40% от его заработка на каждого нетрудоспособного в семье.

Обязательное пенсионное страхование

Право работника на пенсию обусловлено специальными взносами, которые производились с его заработной платы. Эти отчисления в Пенсионный фонд России (ПФР) делает бухгалтерия предприятия (но в ряде случаев, например, для индивидуальных предпринимателей, частных адвокатов, фермеров, физическое лицо самостоятельно переводит необходимые средства).

Обязанность производить отчисления в ПФР распространяется как на трудоустроенных граждан нашей страны, так и на работающих тут иностранцев и лиц без гражданства. Все эти сотрудники считаются оформленными в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), поэтому в случае инцидента (травмы, смерти и др.) они сами или их родственники будут получать государственные социальные выплаты. Величина взносов составляет 22% от начисленной зарплаты. По умолчанию, эти средства распределяются так:

  • На формирование страховой (иначе – трудовой) пенсии – 16%.
  • На создание накопительной части – 6%. Этот вид социального обеспечения не является обязательным и от него можно отказаться, направляя все средства для страховой части.

Назначение трудовой пенсии конкретному человеку (или его иждивенцам) требует выполнения трех условий. К ним относятся:

  • Обязательное оформление сотрудника в системе ОПС. Это подтверждается наличием специального свидетельства – Страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
  • Наличие трудового стажа. В зависимости от типа пенсии, к получателям предъявляются разные требования по продолжительности этого срока.
  • Наступление страхового случая (получение травмы, достижение установленного возраста, право на досрочное получение и др.). При смерти застрахованного лица, пенсия назначается его нетрудоспособным иждивенцам (подробнее об этом – ниже).

Согласно законодательству, военнослужащим, получившим инвалидность в результате травмы, полученной во время военных действий, пенсия по выслуге лет может быть увеличена в следующих пределах:

  • инвалидам первой группы – на 300 % от размера пенсии;
  • инвалидам второй группы – на 250 %;
  • инвалидам третьей группы – на 175 %.

Если инвалидность наступила вследствие трудовой деятельности, общего заболевания или других причин, а также участникам Великой Отечественной войны, включенным в категории, перечисленные в Федеральном законе «О ветеранах», пенсия увеличивается:

  • инвалидам первой группы – на 250 % от расчетной пенсии;
  • инвалидам второй группы – на 200 %;
  • инвалидам третьей группы – на 150 %.

Кроме того, надбавка в 100 % от размера пенсии положена инвалидам I группы, достигшим возраста восьмидесяти лет, и неработающим пенсионерам, у которых на иждивении находятся нетрудоспособные лица. В этом случае надбавка составит 32, 64 и 100 % соответственно на одного, двоих и трех или более членов семьи.

Пенсия по возрасту назначается гражданам, которые достигли определенного возраста, и только при наличии минимального трудового стажа. Получать выплаты могут женщины с 55 лет и мужчины с 60 лет. Представители некоторых профессий имеют более низкий порог пенсионного возраста. Минимальный трудовой стаж при этом равен пяти годам. При этом засчитывается только тот период работы, во время которого пенсионер делал страховые взносы.

Размер выплат неодинаковый для всех граждан и рассчитывается индивидуально. Трудовая пенсия составляется из двух частей – страховой и накопительной. Государство утверждает фиксированную сумму, которая является базой выплат. Помимо экономического состояния страны, размер пенсии также зависит от условий труда, стажа и величины заработной платы.

Космонавтам и членам их семей

Пенсия космонавтам при наработке необходимого стажа (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) рассчитывается следующим образом:

П = 55% Ддк + 3%Ддк х Ст,

  • где Ддк — заработок, получаемый при работе в должности космонавта;
  • Ст — стаж свыше 15 лет.

Максимально возможный размер пенсии космонавтам за выслугу лет — 85% зарплаты.

В случае инвалидности I и II группы пенсия космонав¬тов составляет 85% денежного довольствия (заработка); в случае инвалидности III группы —50%.

Членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов (должностных лиц, указанных в пункте 5 статьи 7.1 ФЗ № 166-ФЗ) назначается пенсия по случаю потери кормильца. Имеющими право на указанную пенсию (в размере 40% денежного довольствия), признаются:

  1. дети погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме об¬учения по основным образовательным программам в орга¬низациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории РФ, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами РФ, то до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет;
  2. родители погибшего (умершего) кормильца, достиг¬шие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и жен¬щины, с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к ФЗ № 166-ФЗ; см. таблицу 6 на стр. 19 настоящего издания) либо являющиеся инвалидами, если они нахо-дились на иждивении погибшего (умершего) кормильца;
  3. супруг погибшего (умершего) кормильца независимо от возраста и трудоспособности.

Возможны установленные законом прибавки к пенсии за выработку.

Важно!
Размер прибавки определяется в процентном отно¬шении от суммы социальной пенсии, предусмотренной пунктом 1 статьи 18 ФЗ № 166-ФЗ — 5034,25 рублей на 1 апреля 2018 года.

Достигшим возраста 80 лет, инвалидами I группы или нуждающимся в постоянном уходе, подтвержденным ме¬дицинским заключением — 200%.

Неработающим гражданам — по достижению возраста 55 лет или, если они инвалиды, имеющие на своем содер¬жании ограниченных в возможностях членов семьи:

  • сестра, брат, внуки, дети, которым нет 18 лет или стар¬ше, если они являлись до 18 лет инвалидами, а учащиеся очно — до конца учебы, но дольше 23 лет. Внуки, сестры и братья имеют возможность на выплату, если у них нет родителей, которые их обеспечивают. Усыновленные дети могут так же претендовать на пособие, как и родные дети;
  • бабушка и дед — если отсутствуют лица, которые должны их содержать;
  • супруг, мать и отец, если они — инвалиды или до¬стигли возраста: мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет. При наличии одного такого члена семьи надбавка в размере 32%, двух — 64%, трех и более — 100%.
Читайте также:  Крупные сделки в АО и ООО: коротко о главном

Участникам ВОВ и жителям блокадного Ленинграда

Ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, на¬гражденным медалью «За оборону Ленинграда», знаком «Жителю блокадного Ленинграда», которые являются инвалидами, предоставляется возможность одновременно получать следующие виды пенсий: страховую по старости (инвалидности) и государственную по инвалидности.

Помимо этого, участникам Великой Отечественной войны и жителям блокадного Ленинграда устанавливается дополнительное материальное обеспечение в виде:

  • ежемесячных денежных выплат — ЕДВ;
  • дополнительного ежемесячного материального обе¬спечения — ДЕМО;
  • федеральной социальной доплаты — ФСД;
  • набора социальных услуг — НСУ.

Участники Великой Отечественной войны имеют воз¬можность оформить пенсию по инвалидности. Она на¬значается в следующем размере:

  • инвалиды III группы — в размере 150% величины со¬циальной пенсии, указанной в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 ФЗ № 166-ФЗ;
  • II группы — 200%;
  • I группы — 250%.

Гражданам, награжденным знаком «Жителю блокад¬ного Ленинграда»:

  • инвалидам III группы — 100% величины социаль¬ной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 ст.18 ФЗ № 166-ФЗ;
  • II группы — 150%;
  • I группы — 200%.

Основные типы пенсионных систем

Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).

Таблица 1. Классификация пенсионных систем по способу финансирования.

Виды пенсионных систем

Способы финансирования пенсионных систем

Солидарно-распределительная (нефондируемая)

Принцип солидарности поколений (расходы на выплату пенсий производится в основном из текущих поступлений от работодателей и работающего населения).

Накопительная (фондируемая)

За счет пенсионных взносов создается специальный накопительный фонд, обеспечивающий пенсионные выплаты в настоящем и будущем.

Смешанная

Государство обеспечивает гарантированный пенсионный минимум, который дополняют пенсионные накопления, сделанные в рамках совместных программ работодателем и работником, а также в рамках персональных сбережений.

Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.

В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.

Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.

С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.

Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.

Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.

Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия во многом обусловлены состоянием пенсионной системы, в частности они, зависят от размеров пенсий.

Социальная политика российского государства должна быть направлена на реализацию гражданином права на получение материального обеспечения в установленных законом случаях. Право на материальное обеспечение должно охраняться законом.

В Российской Федерации численность пенсионеров составляет около 38,4 млн. человек. Вся информация о них, а также иных потенциальных пенсионерах хранится в Пенсионном фонде РФ, органе назначающим и выплачивающим пенсии гражданам.

Обращение гражданина за пенсией является отдельной законодательно урегулированной процедурой, где обозначены как права и обязанности гражданина, так права и обязанности Пенсионного фонда РФ. В силу того, что данная процедура периодически меняется представляется достаточно актуальным ее рассмотрение по действующему законодательству.

Читайте также:  Более тысячи жителей Карелии уже почувствовали на себе пенсионную реформу

Цель курсовой работы — рассмотреть процедуру обращения гражданина за назначением пенсии.

Задачи курсовой работы:

. Рассмотреть понятие пенсии и ее виды;

. Проанализировать круг лиц, имеющих право на пенсию;

. Изучить порядок подачи заявления о назначении пенсии в Пенсионный фонд РФ;

. Рассмотреть порядок рассмотрения заявления о назначении пенсии Пенсионным фондом РФ;

. Изучить порядок принятия решения о назначении пенсии или об отказе в ее назначении.

Объект исследования — общественные отношения, касающиеся пенсионного обеспечения граждан РФ.

Предмет исследования — процедура (порядок) обращения гражданин за назначением пенсии в соответствии с действующим законодательством.

В ходе написания курсовой работы автор опирался на официально опубликованные разъяснения Пенсионного фонда РФ, комментарии законодательства, учебную литератур по праву социального обеспечения и статьи, касающиеся порядка назначения пенсии.

При написании работы использовались диалектический, исторический, сравнительно-правовой, системный, логический и другие методы научного познания.

Порядок обращения за пенсией предусмотрен специальным нормативным актом — Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 27.02.2002 г.

Указанные Правила обращения за пенсией являются нормативным правовым актом, регулирующим

-процедурные вопросы по установлению пенсий, возникающих при обращении гражданина за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению;

-процедуру рассмотрения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявлений и документов, представленных в подтверждение права на пенсию;

-процедуру назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перехода с одного вида на другой и ведения пенсионного дела получателя пенсии.

Правила не содержат положений в отношении порядка установления пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим, поскольку по этому вопросу предполагается принятие специального нормативного правового акта — Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты от 30.06.2003 г.

Структурно Правила состоят из шести глав:- Общие положения;- Порядок обращения за пенсией;- Порядок рассмотрения заявления об установлении пенсии;- Порядок назначения пенсии и перевода с одной пенсии на другую;- Порядок перерасчета размера пенсии;- Правила учета пенсионных дел.

В гл. I «Общие положения» содержатся положения и понятия, относящиеся ко всем последующим главам нормативного правового акта. В частности, определен круг лиц, на который распространяется действие настоящих Правил:

-граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, имеющие место жительства на территории России;

-граждане РФ, не имеющие постоянного места жительства на территории России, при наличии у них права на пенсию по законодательству РФ.

В составе понятий, предусмотренных Правилами, раскрыто понятие органа, к компетенции которого относится установление пенсии гражданам.

Статьей 18 Закона о трудовых пенсиях определено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В ст. 5 данного Закона предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово — кредитным учреждением. Фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации от 27.12.1991 г.)

ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Обязанности ПФР как страховщика изложены в ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании. В частности, страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Кроме вышеуказанных Правил обращения за пенсией действует специальный Административный регламент от 12.12.2011 г., который определяет порядок предоставления Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий.

Административный регламент разработан в целях повышения качества предоставления ПФР государственной услуги, доступности результатов ее исполнения и создания комфортных условий для граждан при обращении в территориальные органы ПФР по вопросу подачи заявлений об установлении пенсий.

Обращение за пенсией — подача гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, переводе с одной пенсии на другую.

Для оформления пенсии гражданам необходимо подать заявление (лично, либо через представителя) о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.

При этом:

-Если граждане РФ не имеют регистрации по месту жительства, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту своего пребывания.

-Если граждане РФ, не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту фактического проживания.

-Если граждане РФ выехали на постоянное жительство за пределы РФ и не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания на территории РФ, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии непосредственно в ПФР.

Исключением является назначение социальной пенсии по инвалидности гражданам:

-Из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет;

-Социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.

Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за 1 месяц до возникновения права на эту пенсию.

В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

В том случае, если законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее или недееспособное лицо пребывает, заявление подается в территориальный орган ПФР по месту нахождения этого учреждения.

Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за назначением пенсии самостоятельно.

Каждый вид пенсии предполагает определенный пакет документов.

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. : с учетом поправок к Конституции РФ от 30.12.2008 г. N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ;

.Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 52 (1 ч.). — ст. 4920.

3.Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 04.06.2014 г.);

4.Постановление Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 (ред. от 28.04.2010) «Об утверждении Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. — 2002. — 5 июня (N 100).

5.Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 г. N 44 (ред. от 19.02.2013) «Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты» // Российская газета. — 2003. — 20 августа (N 164).

6.Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» — М.: Деловой двор, 2011. — 520 с.

7.Роик В. Обязательное и добровольное пенсионное страхование: Институты и финансы. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 120 с.

.Захарова Н., Горшков А. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2014

8.Кутепова К.О., Степанов А.Г. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. — М.: Омега-Л, 2010. — 197 с.

9.Минаева Л., Беликова Т. Пенсии: расчет и порядок оформления. — Спб., 2013. — 177 с.

10.Юсупов В.Г. Справочник кадровика: оформление пенсии // СПС КонсультантПлюс. 2014.

11.Перечень документов, которые необходимо предоставить в территориальный орган ПФР в зависимости от вида оформляемой пенсии //

12.Петров А.Н. Пенсии в Российской Федерации: Практический справочник. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. — 232 с.

13.Федосеенко Р. Г. Правила обращения за пенсией // Справочник кадровика. — 2012. — № 7.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *