Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Охранная зона на вашем земельном участке. Что это значит и что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» в отношении стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц – 300 ГГц, в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых антеннами ПРТО, помимо СЗЗ устанавливаются зоны ограничения с учётом перспективного развития ПРТО и населённого пункта.
Статус особо охраняемых природных территорий регулируется Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – закон № 33-ФЗ). При этом необходимо различать:
1) сами особо охраняемые природные территории;
2) охранные зоны таких особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 105 ЗК РФ к ЗОУИТ относятся только охранные зоны особо охраняемых природных территорий (вероятно, по логике законодателя, в данном случае ЗОУИТ является территория, устанавливаемая в связи с существованием определённого объекта, но не сама территория такого объекта, что не отменяет необходимость соблюдения специального режима в границах самого объекта). Правовой режим самих особо охраняемых природных территорий устанавливается путём т. н. зонирования (п. 14 ст. 2 закона № 33-ФЗ в ред. законов № 342-ФЗ и № 505-ФЗ):
- основные (а также при необходимости вспомогательные) виды разрешённого использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории; в случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории;
- в случаях, если разрешённое использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов;
- положения об особо охраняемых природных территориях, которые утверждены до 01.09.2018, должны быть приведены в соответствие с требованиями закона до 01.07.2020;
- до установления в положении об особо охраняемой природной территории видов разрешённого использования земельных участков, предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, но не позднее 01.07.2020 указанные виды разрешённого использования, параметры определяются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория (п. 6 ст. 26 закона № 342-ФЗ);
- в случае включения населённых пунктов в состав особо охраняемых природных территорий в соответствии со ст. 3.1 закона № 33-ФЗ виды разрешённого использования и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются ПЗЗ.
Такое определение ограничений в границах особо охраняемых природных территорий путём установления видов разрешённого использования и предельных параметров не следует путать с градостроительным зонированием (в силу п. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий). В данном случае речь идёт просто о способе установления ограничений деятельности в границах особо охраняемой природной территории.
На подготовительном этапе составляется текстовое и графическое описание местоположения объекта, относительно которого необходимо сформировать охранную зону, определяется его площадь и границы. Для этого анализируются сведения Единого государственного реестра недвижимости, используются материалы Единой электронной картографической основы, собирается иной картографический материал, материалы дистанционного зондирования. Проводится геодезическая съемка с координированием объектов.
По итогу работ составляется технический отчет, содержащий:
- перечень земельных участков в охранной зоне (при наличии);
- сведения ЕГРН;
- ситуационный план расположения объектов (объекты, вокруг которых устанавливается охранная зона: газопроводы, культурные объекты, заводы, фабрики и другое);
- каталоги координат устанавливаемой охранной зоны;
Охранную зону можно исключить из ЕГРН по решению органов госвласти
Что делать, если постройка уже есть и только после этого человек выясняет, что зона считается охранной?
Г. Г.: Для регистрации права собственности на возведенный объект недвижимости, в случае если на земельном участке имеется охранная зона, в орган регистрации прав необходимо представить решение организации, в пользу которой установлено ограничение, о согласовании строительства объекта. Решение должно говорить о том, что строительство этого объекта было согласовано и соответствующее разрешение на строительство получено.
Для его получения необходимо обратиться в данную организацию. Например, если зарегистрировано ограничение в виде охранной зоны инженерных коммуникаций – объектов электросетевого хозяйства, необходимо обращаться в ОАО «Сетевая компания», если охранная зона газораспределительных сетей – в ООО «Газпром трансгаз Казань».
Можно ли исключить из ЕГРН охранную зону или же есть возможность ее поменять?
Д. М.: Да, можно исключить и изменить ее границы, но решение об этом принимают уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, а Кадастровая палата только вносит поступившие сведения.
Постановка зданий и строений на кадастровый учет
Постановка на учет здания или сооружения осуществляется на основании Техплана. Этот документ описывает основные характеристики строения (площадь, высотность, этажность), местоположение и координаты на земле. Приводим несколько важных нюансов, которыми сопровождается процедура учёта в Росреестре:
- если в составе здания есть обособленные и изолированные помещения, их можно поставить на учет одновременно со строением, либо отдельной такой же процедурой (пример, постановка на кадастровый учет многоквартирного дома делается такой же процедурой, как и на отдельные квартиры или нежилые помещения);
- в процессе эксплуатации здания из его объема могут выделяться новые помещения, которые также можно ставить на кадастровый учет;
- на поэтажных планах строения указывается местоположение всех помещений на этажах (эти сведения можно проверить в выписке ЕГРН).
Ставить на учет можно любой объект капитального строительства. До 2018 года порядок постановки на учет дома ИЖС (индивидуального жилищного строительства) допускал оформление деклараций самим собственником. Сейчас такой нормы и возможности нет в Законе № 218-ФЗ. Поэтому кадастровый учет зданий, сооружений, индивидуальных и дачных (садовых) домов осуществляется исключительно на основании Техплана и по сведениям в нём.
Как в 2022 году поставить зону с особыми условиями использования территорий на кадастровый учет
Согласно статье 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу 1 января 2022 года, в случае принятия органом местного самоуправления решения (акта) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации описание местоположения границы соответствующей зоны.
ФЗ №252-ФЗ от 13.07.2022 года «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 2), который вступил в силу еще 1 января 2022 года, исключил зоны с особыми условиями использования территорий из перечня объектов землеустройства.
Постановка на кадастровый учет охранных зон газопроводов
Для учета скважины необходимо для собственника провести кадастровые работы (делает инженер) – определение границ размещения объекта, расположение на территории, глубина скважины и характер ее назначения (для бытовых, промышленных нужд), составляется карта (план) и сведения передаются на регистрацию в Росреестр.
Полагаем, что до внесения изменений в правила установления охранных зон в части необходимости принятия акта органа государственной власти или местного самоуправления об установлении соответствующей зоны, учитывая позицию Минэкономразвития России, изложенную в письме от 17.12.2022 N 22066-ИМ/Д23, документы, необходимые для внесения сведений о рассматриваемых охранных зонах в орган кадастрового учета могут предоставить заинтересованные лица, такие как:
Новое в госрегистрации сделок с долями в праве общей собственности
СИТУАЦИЯ |
РЕШЕНИЕ С 2021 ГОДА |
Когда не нужен нотариус | При отчуждении доли в праве общей собственности на с/х земли обращаться к нотариусу не нужно: такие сделки не требуют обязательного нотариального удостоверения (до 30.04.2021 этот вопрос был спорным).
Также теперь не нужно заверять у нотариуса изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд. |
Регистрация изменения долей | Чтобы зарегистрировать изменение долей, заявление подают:
|
Регистрация продажи доли третьему лицу | Если продавец собрал отказы остальных дольщиков от реализации преимущественного права покупки доли, можно сразу регистрировать сделку. Не нужно подтверждать, что другие дольщики извещены о планируемой продаже доли.
Если сделку удостоверил нотариус, в Росреестр не нужно представлять доказательства отказа других дольщиков от покупки. |
Кадастровый учёт дома по суду
При отказе от Росреестра или приостановлении сначала необходимо обратиться в апелляционную комиссию для обжалования решения. В случае отрицательного ответа, собственник обращается в суд. На этом этапе, важно правильно определить в какой суд обратиться. Для физических лиц — административный, для ИП и юридических лиц арбитражный суд. Также необходимо учесть срок обжалования, и не пропустить его — 3 месяца после получения отказа.
Далее следует составить исковое заявление и правильно указать ответчика. Узнать, кто является ответчиком по вашему делу можно, прочитав в «шапке» отказа наименование органа, именно он и ответчик. После принятия судом положительного решения необходимо направить заявление в Росреестр вместе с документами на дом и земельный участок:
- Выписку из Единого государственного реестра недвижимости на землю;
- Технический паспорт на дом;
- Решение суда, подтверждающее право собственности на недвижимость.
Также кадастровый учёт дома по суду осуществляется при наличии решения о признании права собственности за гражданином, например, в результате споров между бывшими супругами. В случаях наследования дома от наследодателя, на которого не было зарегистрировано право собственности, кадастровый учёт осуществляется по решению суда.
Перечень документов, который подается в Ростехнадзор для согласования границ охранных зон, установлен пунктом 9 Порядка № 9.
В данный перечень включены следующие документы:
- опись документов по прилагаемой форме согласно приложение № 2 к Порядку № 9;
- информация о технических характеристиках объекта электросетевого хозяйства, в отношении которого устанавливается охранная зона, по форме согласно приложению № 3 к Порядку № 9;
- сведения, подтверждающие наличие записи о государственной регистрации прав на объект недвижимости (в случае если такие права не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, представляются копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание владения объектом электросетевого хозяйства);
- подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ таких зон (в виде электронного документа в формате XML, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица);
- документ на бумажном носителе, который визуально воспроизводит вышеуказанные сведения о границе охранной зоны и на графической части которого красными сплошными линиями нанесены такие границы.
При установлении границ охранной зоны в отношении объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до вступления в силу Правил № 160, согласование границ с Ростехнадзором не требуется. Владельцы таких объектов напрямую обращаются в Росреестр с заявлением об установлении границы охранной зоны.
Судебная практика исходит из того, что решение Ростехнадзора о согласовании границ охранных зон в отношении таких объектов не имеет правовых последствий.
Так, в постановлении арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.09.2018 № Ф04-3762/2018 по делу № А45-25307/2017 приведен следующий вывод:
«Основанием для признания незаконным решения управления Ростехнадзора явилось отсутствие у последнего правовых оснований для согласования границ охранной зоны, поскольку Правила № 160, предусматривающие необходимость согласования границ таких зон, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу названных Правил. Суд указал, что такое согласование не имеет правовых последствий, поскольку для установления данной охранной зоны достаточным являлось обращение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны. При этом, не имеющее правовых последствий решение управления Ростехнадзора послужило основанием для установления кадастровой палатой охранной зоны, что нарушает права ООО «Сибинком» и ООО «Новый мир Комплект» (арендатора земельного участка)».
Аналогичные выводы содержатся в определении Верховного Суда РФ от 05.02.2018 от 05.02.2018 № 304-КГ17-22029 по делу № А27-8713/2016:
«Суды исходили из следующего: согласование границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в законную силу Постановления № 160, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный энергетический надзор, не требуется; для установления охранной зоны организация электросетевого хозяйства должна обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны».
Судебная практика признает обязательным установление Росреестром охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства по обращению лица, которому принадлежат указанные объекты. Установление таких охранных зон не может нарушать права владельцев земельных участков, поскольку направлено на обеспечение безопасного функционирования таких объектов, исключение возможности причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Постановление арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.09.2018 № Ф04-3762/2018 по делу № А45-25307/2017
«Отказывая в удовлетворении требований заявителя к кадастровой палате, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 2 статьи 89 ЗК РФ, Правил № 160 и исходил из правомерного внесения кадастровой палатой сведений в ГКН относительно охранной зоны объекта электросетевого хозяйства — линии электропередачи КЛ-10кВ АСБ-3х35 в силу обязательных нормативных требований об установлении таких зон с особыми условиями использования земельных участков по обращению лица, которому принадлежат указанные объекты, и в целях обеспечения их безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации, исключения возможности причинения вреда жизни, здоровью граждан».
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.12.2017 № Ф03-4982/2017 по делу № А24-2004/2017
«Таким образом, на общество, являющееся сетевой организацией и эксплуатирующее объекты электросетевого хозяйства, возложена обязанность по установлению границ охранных зон в отношении таких объектов и обращению с соответствующими заявлениями о внесении в ЕГРН сведений о границах охранных зон. Данной обязанности сетевой организации корреспондирует соответствующая обязанность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет по внесению в ЕГРН сведений о границах охранных зон.
Как подтверждается материалами дела, обращаясь с заявлениями от 23.12.2016 об осуществлении государственного кадастрового учета охранных зон электросетевого хозяйства, третье лицо, действуя в интересах общества, представило карты (планы) в формате .xml в отношении спорных сооружений и документы, указывающие на принадлежность спорных объектов электросетевого хозяйства обществу. Соответственно в силу положений статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил № 160 заявитель выполнил возложенную на него указанными нормативными правовыми актами обязанность по представлению данных сведений в орган кадастрового учета.
Однако учреждение фактически уклонилось от внесения представленных сведений об охранных зонах в ЕГРН, сославшись на невозможность сделать вывод о праве общества на спорные объекты электросетевого хозяйства.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на отсутствие в его поведении неправомерного бездействия вследствие подготовки письма от 30.01.2017 № 0286 об оставлении представленных документов без исполнения также приводилась в судах и не принята во внимание, поскольку названное решение фактически свидетельствует о немотивированном уклонении органа кадастрового учета от исполнения возложенных на него полномочий, что противоречит указанным выше нормам материального права.
При этом, как обоснованно отметили суды, из буквального толкования статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации и Правил № 160 следует, что границы охранных зон подлежат установлению в отношении всех объектов электросетевого хозяйства в обязательном порядке с целью обеспечения безопасного и безаварийного функционирования электрических сетей, безопасных условий эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, а также во избежание возможного риска причинения вреда для окружающих источниками повышенной опасности, а не установления собственника (правообладателя) объектов электросетевого хозяйства».
Следует отметить, что в письме Минэкономразвития от 09.06.2011 № 11882-ИМ/Д23 содержатся разъяснения, согласно которым при внесении в ГКН сведений о границах охранных зон объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу Правил № 160 (17.03.2009) такие сведения должны вноситься на основании:
- Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденных постановлением Совмина СССР от 11.09.1972 № 667;
- Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных постановлением Совмина СССР от 26.03.1984 № 255.
Как в 2022 году поставить зону с особыми условиями использования территорий на кадастровый учет
ФЗ №252-ФЗ от 13.07.2022 года «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 2), который вступил в силу еще 1 января 2022 года, исключил зоны с особыми условиями использования территорий из перечня объектов землеустройства.
Зоны с особыми условиями использования территорий — охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Как поставить на кадастровый учет объект недвижимости
- заявление, заполненное без помарок и исправлений согласно прилагающимся документам;
- паспорт гражданина или его представителя с доверенностью;
- оригинал правоподтверждающего документа (договор купли, ренты, дарения, справка о вступлении в наследство);
- технический или межевой план, план-карта, или акт обследования ОН (электронным документом, заверенным цифровой подписью кадастрового инженера);
- справка о категории и целевом назначении земель.
- Газопровод. Учитывается как ОН (линейный) только после введения в эксплуатацию в качестве единого неделимого объекта, даже если он проходит по территории разных муниципальных образований (судебная практика по последнему утверждению спорна). Для КУ необходим также межевой план и правоустанавливающие документы на землю под ним.
- Мост. Относится к линейным объектам. Ставится на КУ на основании техплана после ввода в эксплуатацию (нужен акт об этом).
- Муниципальная автомобильная дорога. Ставится на КУ согласно техплану. Необходим акт и разрешение на ввод в эксплуатацию, иначе Росреестр не будет рассматривать ее как ОН.
- Придомовая территория. Постановка на КУ земли под домом, в том числе придомовой территории, — это обязанность застройщика. Выделение доли и ее учет одним из жильцов недопустимо.
- Трансформаторные подстанции. Ставятся на КУ как сооружение (если ТП — это металлическая будка) или как здание (если стены ТП кирпичные). Нужен техплан, разрешение на ввод в эксплуатацию, межевой план земли и правоустанавливающие документы на нее.
- Гражданское кладбище. Ставится на ЗУ как земельный участок или как сооружение (комплекс из других объектов — дорог, будок, площадок, ЛЭП). Уточнять необходимо в Росреестре. В первом случае нужен межевой, во втором — технический план.
- Объект незавершенного строительства. Можно поставить на КУ, если степень достроенности позволяет с уверенностью сказать, что это самостоятельный ОН, отделенный от других зданий или помещений (обзор судебной практики ВС от 30.11.2022 г.).
- Разрушенные здания и сооружения необходимо поставить на учет на основании техплана, если планируются ремонтные работы и дальнейшая эксплуатация объекта.
- Памятники. Ставятся на учет, только если они занесены в Единый госреестр объектов культурного наследия.
- Заборы и ограждения. Могут быть классифицированы как ОН («вспомогательное сооружение»), только если они имеют признаки объекта недвижимости, например прочную связь с землей. В большинстве случаев заборы и мощения расцениваются как элементы благоустройства и не учитываются в ЕРГН.
Как поставить СНТ на кадастровый учет
В большинстве случаев решение о переоформлении документации принимается на общем собрании участников СНТ. Стоит отметить, что в 2022 году регистрация коллективной совместной собственности недоступно. Если коллегиально принимается решение об оформлении общих земель во владение юрлица, садоводы теряют имеющиеся доли и передают их в распоряжение нового владельца.
- Схематическое отображение ЗУ с учетом межевания территории. Здесь же указываются владельцы и участки, которые в будущем будут находиться в совместном применении.
- Сведения, подтверждение возможность применения земельных наделов. Здесь речь идет о бумагах на применение и предоставление таких участков.
- Информация из учредительных документов СНТ.
Постановка недвижимости на кадастровый учет: стоимость и сроки в 2023 году
Постановка объекта недвижимости на кадастровый учет – это процедура Росреестра по включению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) информации с координатами и параметрами объектов недвижимости (зданий, помещений, домов ИЖС, участков, машино-мест и объектов незавершенного строительства.
На учет можно поставить обособленные и изолированные объекты, либо сформированные участки, у которых определены и установлены координаты. В исключительных случаях допускается учитывать на определённый отрезок времени — части строений и помещений.
Читайте в статье, что значит поставить на кадастровый учет, где и как проходит процедура, какую документацию нужно подавать в Росреестр, сколько составляет госпошлина.
Что будет если не поставить объект на учет в Росреестре?
Постановка на кадастровый учет по факту стала обязательной процедурой, если вам нужно продать, подарить или сдать в аренду недвижимость, т.е. нужно распоряжаться ей. Законодательство не предусматривает жестких сроков для прохождения процедуры кадастрового учёта или штрафы за отсутствие сведений в ЕГРН о вашей недвижимости. Но, не пройдя учет в Росреестре, собственник не сможет распоряжаться недвижимостью. Пользоваться можно, а продать, подарить, сдать в аренду или ещё как-то перевести право собственности не получится.
Если объект был вновь возведен или образован до 2013 года и не числится в ЕГРН, документы для учета недвижимости допускается представить при регистрации сделки. Это удобно, так как не нужно проходить отдельные процедуры.