Использование служебного автомобиля водителем механиком 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Использование служебного автомобиля водителем механиком 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На основании ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, а также проведение обязательных медицинских осмотров в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и мероприятий по совершенствованию навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях водителями транспортных средств.

Кто такой механик-водитель и его обязанности

Должности механик-водитель нет в квалификационных справочниках и сборнике профстандартов. Водитель — профессия рабочая, механик относится к категории специалистов. На практике работник автотранспортного предприятия может выполнять функции механика по решению работодателя и с согласия нанятого. Наиболее часто встречающиеся варианты:

  • водитель, выполняющий обязанности механика на вверенной ему технике;
  • водитель, на которого возложены обязанности механика транспортной службы (с его согласия), при условии что сотрудник отвечает квалификационным требованиям для проведения предрейсовых техосмотров и прошел установленную законом аттестацию.

Новые основания для аннулирование водительского удостоверения: с 1 марта 2023 года

Основания, когда у водителей могут аннулировать их действующие много лет права также прописаны в новом постановлении. Для этого в пункт 35 действующих правил уже внесли изменения и дополнения. Так, водительские права в ГИБДД аннулируют в следующих случаях:

  • если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые признали подложными (поддельными), либо было доказано, что их выдавали с нарушением правил (пункт «г»);
  • если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пункт «ж»);
  • при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения – в случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование (пункт «и»).

Можно ли за директором закрепить машин

И.». Кроме того, руководителю необходимо проходить обязательный медицинский осмотр в специализированных пунктах медицинского осмотра не реже 1 раза в 3 года. ГСМ. При предоставлении автомобиля сотруднику в пользование его следует расценивать как водителя, а, следовательно, проходить медосмотры.

Есть судебные решения в поддержку работодателей.

В связи с чем рекомендуем:

  • Проводите предрейсовый медосмотр, и его результаты вносите в путевой лист, который оформите на ТС перед выездом на линию.
  • До оформления совмещения (совместительства) направьте работника на предварительный осмотр и совмещение оформляйте только при отсутствии противопоказаний для работы водителем (водительской справки не достаточно);
  • Оформить работникам совмещение (совместительство) по профессии водителя;
  • Закрепить за работником транспортное средство;

Примечание: Обратите внимание, что в нашей системе приведен материал о том, что совмещение не является обязательным в данном случае, как и мед.

Что нужно знать о новых нормах отдыха для водителей с 2021 года

Новые нормы труда и отдыха применяют для организации работ транспортного персонала. Обратите внимание на шесть ключевых положений.

  1. Обеденный перерыв может составлять не менее 30 минут, но не более 2-х часов. Рекомендовано предоставлять его в середине рабочего дня. Порядок и длительность обеденного перерыва устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка.
  2. Специальный перерыв при непрерывном вождении водитель обязан сделать не позднее, чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем. Его продолжительность — не менее 45 минут. Специальный перерыв можно делить на части: 15 и 30 минут.
  3. Прочие перерывы. Если рабочий день больше 8 часов допустимо предоставление 2-х перерывов суммарной продолжительностью не более 2-х часов. Каждый из них не может быть менее 30 минут.
  4. Междусменный отдых не должен быть менее двойной продолжительности предшествующей ему смены (рабочего дня). При совокупном учете междусменный отдых не может быть менее 11 часов. Отклонения от нормы допустимы в следующих случаях:
  • до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
  • дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.
Читайте также:  Из декрета в декрет: расчет пособия в 2020 году
  • Водители, работающие в составе экипажей, часы отдыха дробить не могут. Они обязаны использовать его в количестве не менее 9 часов по окончании ежедневного периода.
  • Разделение рабочего дня (смены) на части может осуществляться с согласия водителя. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. В данном случае суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
    • для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
    • для остальных водителей — 5 часов.

    На кого не распространяются новые нормы:

    Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:

    1. Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
    2. Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
    3. Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
    4. Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
    5. Водители, занятые на международных перевозках.
    6. Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
    7. Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.

    Путевые листы 2022: изменения

    Новые правила оформления путевых листов в 2021 году утвердил Минтранс. Им обязаны следовать юрлица и ИП, которые используют легковые машины, грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи.

    Что изменилось?

    1. Сведения о перевозке. В путевом листе появился новый обязательный реквизит — в этой графе надо отметить вид сообщения и перевозки. Это указано в письме Минтранса от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Виды перевозок в путевом листе 2022 года:

      • регулярная перевозка пассажиров и багажа,
      • перевозка пассажиров и багажа по заказу,
      • организованная перевозка группы детей,
      • перевозка пассажиров и багажа легковым такси,
      • перевозка грузов,
      • перевозка для собственных нужд.

      Путевые листы – 2021: обзор новых требований

      Путевой лист — это первичный документ, который содержит информацию о работе водителя, технических характеристиках и пробеге транспортного средства, а также маршруте его следования. Помимо этого, путевой лист является основным документом для списания ГСМ и используется для обоснования признания расходов по ним в уменьшение налоговой базы организаций и ИП, работающих на ОСНО и УСН «доходы минус расходы».

      Вот почему выбор правильной формы путевого листа и ее дальнейшее корректное заполнение — важнейшая задача для любой организации и ИП, использующих в своей работе транспортные средства.

      Организации и ИП, для которых автотранспортные перевозки не являются основным видом деятельности, могут выписывать путевые листы с произвольной периодичностью: на день, неделю, но не более чем на месяц. Для лиц, занимающихся регулярными автотранспортными перевозками, установлена обязанность выписывать путевые листы ежедневно, за исключением случаев, когда сотрудник направляется в командировку.

      Реквизит предполагает указание не только модели, как было ранее, но и марки автомобиля, а также марки прицепа/полуприцепа, если они эксплуатируются. В этой же графе уточняются показания счетчика при отправлении автомобиля с парковки и возвращении его на стоянку к завершению смены. Данные записываются ответственным лицом, назначенным приказом, проставляющим рядом свою подпись и инициалы. Если ИП является водителем транспортного средства, ответственное лицо может не назначаться.

      К числу нововведений относится разрешение вести журнал учета путевок в компьютерной программе, предусматривая возможность его распечатки в бумажном виде. Подлинность документов, оформляющихся в электронном формате, должна быть подтверждена УКЭП.

      Книга регистрации, составляющаяся «по старинке» на бумажном носителе, тоже изменилась: теперь ее обязали пронумеровать и прошнуровать, заверив количество страниц подписью руководителя.

      Для оформления путевого листа на директора можно использовать стандартные шаблоны документов либо разработать самостоятельные. Во втором случае нужно указывать обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса РФ от 18.09.2021 г. № 152.

      Если авто взят в аренду и сотрудник ездит на нем только по своим делам, то у надзорного органа может возникнуть простой вопрос: а зачем тогда автомобиль взят в аренду, если его эксплуатация происходит не для служебных целей?

      Оформляем условие о компенсации за использование автомобиля и возмещении расходов, связанных с его использованием

      Допустим, при заключении трудового договора стороны договорились, что работник будет использовать свой автомобиль в служебных целях. В таком случае условия о компенсации за его использование и возмещении расходов, связанных с использованием автомобиля, должны быть прописаны в трудовом договоре.

      Выглядеть это может следующим образом.

      5.2. При использовании личного имущества Работника Работодатель обязан выплачивать ему компенсацию. Ее размер определяется соглашением сторон трудового договора и устанавливается приказом руководителя учреждения.

      В процессе работы заключается дополнительное соглашение, в котором фиксируются точное наименование и марка автомобиля, реквизиты документов, подтверждающих право владения этим автомобилем (ПТС, свидетельство о государственной регистрации и т. д.), а также размер и порядок выплаты компенсации и виды расходов, которые будут компенсироваться. Приведем выдержку из дополнительного соглашения.

      Можно ли за директором закрепить машин

      И.». Кроме того, руководителю необходимо проходить обязательный медицинский осмотр в специализированных пунктах медицинского осмотра не реже 1 раза в 3 года. ГСМ. При предоставлении автомобиля сотруднику в пользование его следует расценивать как водителя, а, следовательно, проходить медосмотры.

      Есть судебные решения в поддержку работодателей.

      В связи с чем рекомендуем:

      • Проводите предрейсовый медосмотр, и его результаты вносите в путевой лист, который оформите на ТС перед выездом на линию.
      • До оформления совмещения (совместительства) направьте работника на предварительный осмотр и совмещение оформляйте только при отсутствии противопоказаний для работы водителем (водительской справки не достаточно);
      • Оформить работникам совмещение (совместительство) по профессии водителя;
      • Закрепить за работником транспортное средство;

      Примечание: Обратите внимание, что в нашей системе приведен материал о том, что совмещение не является обязательным в данном случае, как и мед.

      Использование директором автомобиля организации

      213 ТК РФ сказано, что для отдельных категорий работников ТК РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале, в течение или в конце рабочего дня. Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что все юридические лица обязаны организовать проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (абз. 7 п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

      Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16 утвержден перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, содержащий профессию «водитель автомобиля». В соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 № 31, профессия «водитель автомобиля» в том числе предполагает выполнение работником следующих трудовых функций: управление легковыми автомобилями, управление грузовыми автомобилями, заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью, проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении в автохозяйство.

      Как сделать личное использование служебной машины правомерным?

      В случае с правовым оформлением возможности личного использования, работодатель стоит перед вопросом о том, как правильно и эффективно оформить ее документально, чтобы это не отразилось негативно на налоговом и бухгалтерском учете.

      Самыми популярными нюансами, которые должны учитываться юридическим лицом, следующие:

      • порядок компенсирования топливных расходов и их оплаты сотрудником;
      • мониторинг пробега машины;
      • аспекты возможностей для использования машины в свободное от работы время;
      • порядок предоставление отчетов о результатах эксплуатации автомобиля.

      Данные вопросы регулируются индивидуальными для каждой компании правилами и принципами использования корпоративных авто. Удобнее всего оформить данный процесс договором безвозмездного пользования или аренды транспортного средства без экипажа.

      1.1. Водитель-механик относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

      1.2. На должность водителя-механика принимается лицо, имеющее [вписать нужное] образование, стаж работы [вписать нужное].

      1.3. На должность водитель-механик назначается и освобождается от должности приказом [наименование должности руководителя].

      1.4. Водитель-мехник должен знать:

      — назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемого автомобиля;

      — правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей;

      — причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля;

      — правила проведения технического обслуживания автомобиля;

      — правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках;

      — правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин;

      — влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля;

      — способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

      — приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;

      — порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях;

      — правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля;

      — правила техники безопасности и внутреннего распорядка.

      1.5. Профессионально важные качества: [перечислить качества].

      Сколько длится рабочая смена

      По нормам трудового законодательства в неделю водитель имеет сорок рабочих часов. Однако в документах от Минтранса нет четких инструкций, какого графика должен придерживаться водитель – с одним или двумя выходными в неделю. Работодатель в этом случае сам устанавливает количество рабочих часов в смене, но не более восьми в день.

      Когда требуется перевозка грузов между городами, то водитель работает дольше установленной смены. В этом случае отработанное время суммируется и учитывается за один месяц. Такой учет времени можно продлить до трех месяцев, если это будет указано в трудовом договоре.

      При вводе суммирования учета рабочего времени водителю устанавливается рабочая смена продолжительностью десять часов. Если есть необходимость окончить рейс или добраться до места отдыха, то смену можно увеличить до двенадцати часов. Кроме этих случаев, двенадцать рабочих часов в смене могут получать водители муниципальных автобусов, бригад скорой помощи, коммунальщиков и служб аварийного спасения, организаций связи (почта), бригад с вахтовым методом работы, руководителей предприятий и другие.

      Среди изменений в учете рабочего времени можно отметить то, что все сотрудники, управляющие колесным транспортом, имеют право делить свое рабочее время на две части. Раньше это разрешалось только водителям автобусов, перевозивших пассажиров регулярными рейсами внутри населенных пунктов и в пригороде. Минтранс не дал пояснений относительно того, на сколько частей можно разделить рабочую смену. Принятие решения по этому вопросу осуществляется представителем профсоюза на предприятии.

      Важно! Когда смена у водителя длится больше восьми часов, и ее нужно делить на части, то водитель обязан до перерыва отработать пять часов. Все оставшееся время допускается делить на части. Стоит помнить, что перерыв в течение одной смены не может быть больше трех часов для водителей городского и пригородного транспорта, и пяти часов – для всех остальных водителей.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *