Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аудит резервов по сомнительным долгам в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно пункту 1 статьи 266 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ, далее — Закон № 401-ФЗ) с 01.01.2017 величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за вычетом кредиторской задолженности перед этим контрагентом. Однако, ни Налоговый кодекс, ни нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат четкого определения кредиторской задолженности. В бухгалтерском учете под кредиторской задолженностью понимается, по сути, любая начисленная задолженность перед кредитором, включая те обязательства, срок исполнения по которым еще не наступил (ПБУ 9/99, ПБУ 10/99).
Поддержка автоматического расчета резервов по сомнительным долгам в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)
В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 автоматический расчет резервов по сомнительным долгам устанавливается:
- в бухгалтерском учете — в форме Учетная политика (раздел Главное —> Настройки —> Учетная политика);
- для целей налогообложения прибыли — в форме Настройки налогов и отчетов (раздел Главное —> Настройки —> Налоги и отчеты).
По умолчанию формирование резервов по сомнительным долгам в программе отключено.
Если резервы по сомнительным долгам создаются в бухгалтерском учете, то в форме Учетная политика нужно установить флаг Формируются резервы по сомнительным долгам.
Если резерв по сомнительным долгам создается в налоговом учете, то в форме Настройки налогов и отчетов в разделе Налог на прибыль нужно установить флаг Формировать резервы по сомнительным долгам.
Если установлен хотя бы один из указанных флагов, то в обработку Закрытие месяца будет включена регламентная операция Расчет резервов по сомнительным долгам. Если сомнительная задолженность отсутствует, то документ все равно будет создан, но не будет иметь движений по регистрам.
Сомнительной задолженностью для целей автоматического формирования резерва в бухгалтерском и налоговом учете в программе считается непогашенная задолженность, отраженная на счетах 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76.06 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками».
Обращаем внимание, что в программе резервы формируются только по договорам в рублях.
Для отсчета срока возникновения сомнительной задолженности используются показатели:
- Срок оплаты долга покупателями, установленный в настройках параметров учета (рис. 1). Доступ к параметрам учета осуществляется по одноименной гиперссылке из раздела Администрирование;
- Установлен срок оплаты по договору — в форме договора с контрагентом (рис. 2).
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы отразить достоверность данных о дебиторской задолженности перед компанией в бухгалтерской отчетности.
Такой резерв в бухгалтерском учете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в составе расходов или доходов.
Порядок создания и использования резерва необходимо закрепить в учетной политике.
Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.
Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.
Способы создания резерва по сомнительным долгам
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете формируется следующим образом:
- определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);
- отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Используются следующие способы создания резерва:
- интервальный способ;
- экспертный способ;
- статистический способ.
Отличительные черты бухгалтерского и налогового учета
Для удобства отчисления налогов на прибыль, по желанию также дополнительно создаются резервы по долгам, которые сомневаются получить.
В отличие от бухучета формируется такой резерв, руководствуясь нормативными требованиями налогового законодательством.
Обязательно учитывают сроки задержки платежа.
Кроме того, при наличии перед контрагентом встречных невыполненных денежных обязательств, они взаимно перекрываются. Сомнительным долгом может быть признана лишь та его часть, что превышает кредиторскую задолженность.
Если с даты, установленной для расчета, прошло меньше, чем полтора месяца, создание резерва считают необоснованным.
Сумма, какую можно отнести к сомнительным долгам, также зависит от периода просрочки платежа:
- в размере 50% от общей невыплаченной суммы, если с последнего дня, установленного для выплат, прошло 45- 90 дней;
- полностью размер долга по дебету, если прошло более 90 дней с оговоренного срока расчета.
Еще одна отличительная черта – ограничение общей суммы. Размер не может превысить 10% от вырученных за этот период средств.
Используют только для покрытия понесенных от безнадежных долгов убытков.
Остаток недополученных средств, исчисленный как разница между изначально зарезервированным долгом и суммой, оставшейся непогашенной по окончанию налогового периода, включают в:
- расходы налогоплательщика;
- или внереализационные доходы.
Для наглядности посмотрите таблицу:
Налоговый учет | Бухгалтерский учет | ||
---|---|---|---|
1 | Можно ли не формировать резерв | является правом, создается по собственной инициативе | обязательно, если есть вероятность неполучения долга |
2 | Порядок учета | включают в состав внереализационных расходов | определяют как прочие расходы |
3 | Основания | итоги проведенной инвентаризации на последний день налогового периода | определение степени вероятности возвращения долга сомнительна по критериям, оговоренным положениями внутреннего действия |
4 | Сумма отчислений | в процентном отношении для каждого сомнительного долга, учитывая сроки его возникновения | можно разработать другую методику |
5 | Предельные размеры | не более 10% доходов от реализации за этот период без учета НДС | нет ограничений |
6 | Списание резервных сумм | только в случае признания долга безнадежным | корректируется сумма дебиторской задолженности |
Правовые и законодательные акты, которыми можно руководствоваться
- Налоговый Кодекс РФ с изменениями, вступившими в силу 01. 01.2020.
- Положение, определяющее порядок ведение бухучета, утвержденное Минфином (актуальная редакция Приказа № 34н от 11.04.2018)
- ПБУ 1/2008, утверждено Приказом Минфина № 106н (редакция от 28.04.2017).
- ПБУ 8/2010, согласно Приказу № 167н (с изменениями от 06.04.2015).
- ПБУ 10/99, утверждено Минфином на основании Приказа № 33н (редакция 06.04.2015).
- Методические указания как провести инвентаризацию финансовых обязательств, утверждены Приказом Минфина № 49 (действует редакция от 08.11.2010).
- Кодекс об административных правонарушениях (с изменениями от 13.01.2020).
- Постановление Президиума ВАС № 13598/12 от03.2013.
- Много разъяснений найдете в письмах Министерства финансов, ФНС.
Создание резерва по сомнительным долгам
Таким образом, необходимо в учетной политике по бухгалтерскому учету определить порядок создания резерва. (п. 7 ПБУ 1/2008).
Можно закрепить следующие способы:
1. Интервальный способ;
2. Экспертный способ;
3. Статистический способ.
1.Интервальный способ. Размер отчислений в резерв рассчитывается ежеквартально (ежемесячно) в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки, например, как в налоговом учете. Данный метод позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет и определять размер отчислений в резерв по каждому сомнительному долгу пропорционально периоду просрочки.
Поскольку за основу здесь берутся правила создания резерва как в налоговом учете, то удобнее воспользоваться следующим алгоритмом:
Срок неисполнения обязательств, дней
Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете складываются по итогам инвентаризации дебиторской задолженности на конец года (иного отчетного периода).
Например.
По результатам инвентаризации задолженности покупателей на 31.12.2016 в ООО «Ромашка» выявлено следующее:
Покупатели
Срок оплаты
Сумма долга, руб.
Резервы по сомнительным долгам в налоговом учете
Итак, если в бухгалтерском учете в учетной политике не надо прописывать о том, что резерв по сомнительным долгам создается, то в учетной политике по налоговому учету обязательно надо указать создаете вы резервы или нет (Письмо УФНС по г. Москве от 20.06.2011 N 16-15/[email protected]).
Какие организации могут создавать резервы по сомнительным долгам в налоговом учете?
Организациям, плательщики налога на прибыль, признающие доходы и расходы методом начисления, предоставлено право создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, установленном ст. 266 НК РФ. Таким образом, при применении УСН, а также иных спецрежимов, резервы по сомнительным долгам не создаются.
Необходимо учесть, что в налоговом учете определение сомнительной задолженности отличается от определения в бухгалтерском учете.
С 1 января 2017 г. были внесены изменения в п. 1 ст. 266 НК РФ. См. Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ.
Пункт 1 ст. 266 НК РФ гласит, что сомнительным долгом признается любая задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), если она не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Т.е. это не любая дебиторская задолженность, как это имеет место быть для бухгалтерского учета.
Таким образом, имеющуюся дебиторскую задолженность вы можете признать сомнительным долгом, если она одновременно удовлетворяет следующим критериям.
1. Задолженность возникла в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
2. Задолженность не погашена в сроки, установленные договором.
3. Задолженность не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
При соблюдении всех этих условий задолженность признается сомнительной. При этом не имеет значения, принимались ли меры по ее взысканию или нет.
Например, неважно, направлены ли контрагенту претензии, поданы ли в суд исковые заявления и т.п. Задолженность продолжает считаться сомнительной и в случае возбуждения в отношении нее исполнительного производства (см., например, Письмо Минфина России от 18.03.2011 N 03-03-06/1/148).
По сомнительной задолженности в налоговом учете имеется много разъяснений финансового ведомства, а также имеется судебная практика.
Так, например, по мнению Минфина и некоторых судов задолженность не должна признаваться сомнительной:
1. по предоплате, когда поставщик не отгрузил товар, не оказал услуги в соответствии с договором (Письма Минфина России от 04.09.2015 N 03-03-06/2/51088, от 08.12.2011 N 03-03-06/1/816, от 30.06.2011 N 07-02-06/115, от 17.06.2009 N 03-03-06/1/398). Такая же позиция встречается и в судебной практике.
2. по штрафным санкциям за нарушение условий договора (Письма Минфина России от 23.10.2012 N 03-03-06/1/562 (п. 4), от 15.06.2012 N 03-03-06/1/308, от 29.09.2011 N 03-03-06/2/150 (п. 2), от 23.09.2010 N 03-03-06/1/612, от 19.03.2010 N 03-03-06/2/52);
3. по взысканным арбитражным судом суммам процентов за пользование чужими денежными средствами (Письмо Минфина России от 24.07.2013 N 03-03-06/1/29315);
4. по договорам займа (Письма Минфина России от 04.02.2011 N 03-03-06/1/70, от 12.05.2009 N 03-03-06/1/318).
5. по приобретенным правам требования (Письма Минфина России от 23.10.2012 N 03-03-06/1/562 (п. 4), от 12.05.2009 N 03-03-06/1/318). Аналогичной позиции придерживаются и суды;
6. в виде невыплаченных сумм за уступленное право требования по расчетам за отгруженные товары (Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 N 2554-О). Арбитражные суды приходят к такому же выводу.
Важно! Если задолженность образовалась по причинам, не связанной с реализацией (по договору займа, уступки права требования, договору о предоставлении обеспечения и т.д.), она не может считаться сомнительной и, следовательно, участвовать в формировании резерва.
Взаимозависимость покупателя с продавцом не может стать поводом для отказа в создании резерва. Но при совокупности обстоятельств, свидетельствующих о проявлении недобросовестности компании, суд может поддержать решение налоговой инспекции о необоснованном завышении расходов на сумму созданного резерва. (Определение ВС РФ от 29.04.2016 г. №304-КГ16-3795, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 15.02.2016 г. №А03-1025/2015).
Корректировка резерва
В конце следующего за формированием резерва отчетного (налогового) периода могут иметь место следующие ситуации.
Во-первых, сумма вновь создаваемого в текущем отчетном (налоговом) периоде резерва может быть меньше, чем остаток резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В этом случае разницу необходимо включить в состав внереализационных доходов на основании п. 7 ст. 250 НК РФ. В противном случае налоговая база будет искажена, что является основанием для привлечения к налоговой ответственности . Отметим, это единственный случай восстановления резерва . В частности, организация не должна восстанавливать резерв на суммы погашенной дебиторской задолженности, которая при формировании резерва за предыдущий налоговый период учитывалась как сомнительная .
——————————-
Постановление ФАС ЗСО от 07.02.2005 N Ф04-138/2005(8150-А46-23).
Добавим, что резерв придется восстановить при смене режима налогообложения, не предусматривающего уплату налога на прибыль (УСН), в последнем налоговом периоде применения традиционной системы налогообложения (Постановление ФАС ВВО от 04.04.2005 N А28-15234/2004-533/26).
Постановление ФАС ЗСО от 08.11.2005 N Ф04-7853/2005(16557-А46-3).
Во-вторых, сумма вновь создаваемого резерва оказалась больше остатка резерва предыдущего периода. Если резерв предыдущего периода был полностью использован (или восстановлен), то в текущем отчетном периоде создаваемый резерв в полной сумме войдет во внереализационные расходы. Если имеется неиспользованный остаток резерва, он может быть перенесен на следующий отчетный период.
Обратите внимание: это диспозитивная норма, которая предоставляет право выбора налогоплательщику, в связи с этим порядок действий ему необходимо закрепить в учетной политике.
Остаток резерва не переносится на следующий отчетный (налоговый) период. Налогоплательщик может указать в учетной политике, что при создании резерва текущего отчетного (налогового) периода остаток резерва предыдущего периода не учитывается. В этом случае нужно восстановить суммы резерва, а в следующем периоде сумму вновь созданного резерва включить во внереализационные расходы.
Особенности формирования резервов по сомнительным долгам формально не определены законом. Организации должны без помощи других создавать надлежащие положения и устанавливать их во внутренних положениях. Потому нужно учесть принятые особенности регулирования финансовых резервов компании. Среди них:
- основание создания: для этого вида резервов требуются показатели инвентаризации дебиторки;
- размер сумм отчислений может быть определен индивидуально для каждого контрагента (аналитический учет сомнительных долгов). При всем этом учитывается доходность каждого контрагента (настоящая финансовая возможность и возможность полного либо частичного взыскания задолженности);
- метод создания резерва может быть выбран организацией без помощи других, отталкиваясь от специфичности бизнеса и нюансов самого долга.
Существует три вероятных метода создания резервного фонда по сомнительным долгам:
- интервальный: сумма начислений рассчитывается в каждом отчетном периоде (месяце, квартале) методом расчета процента от суммы долга, который может варьироваться в зависимости от степени отсрочки платежа;
- экспертный: расчетный размер долга, который не будет выплачен вовремя, в разрезе каждого должника будет равен сумме резервных отчислений;
- статистический: данные исследуются за несколько периодов одновременно по различным видам долгов.
Организация обязана зарегистрировать установленный вариант расчета и его особенности в собственной учетной политике. Необходимо зарегистрировать надлежащие условия для каждого типа задолженности. К примеру, для способа интервалов должны быть указаны расчетный период и процент вычетов; для экспертного — аспекты состоятельности должника и др.
Образец приказа создания резерва по сомнительным долгам составляется в форме приказа от руководителя. В нем обязательно отражаются данные: учитывается НДС или нет, срок оплаты, условия создания.
Так как отчисления в данный резерв являются динамикой расчетного значения, то их отражение в балансе связано с определенной цикличностью. Они включены в затраты периода, в котором произошли перемены в изменении активной части резервных сумм. Потому сведения о состоянии резерва должны быть включены в каждый бухгалтерский отчет.
Проводим по бухгалтерии. Признание резервов должно производиться в дебете 91 «Прочие доходы и расходы» и в кредите 63:
- Проводим безнадежные суммы долга. Если долг, который до этого был указан как сомнительный, считается безнадежным, то его резерв будет зачтен из дебета счета 63, который корреспондируется с 62-го либо 76-го. Если сумма безнадежных долгов превосходит сумму резерва, их нужно списать в дебете 91. Если списан долг с истекшим сроком, то он должен храниться на счете 007 за балансом в течение пять лет в случае возвращения состоятельности должника и вариантов гашения.
- Проводим оплату частями. Если платеж от должника был получен частично, то это оказывает благоприятное влияние на динамику резервных средств, что должно быть отражено в качестве дебетового платежа счета 63 счета «Резерв по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 91.
- Проводим неиспользованный резерв. В ситуации, когда резерв не может быть использован до конца отчетного года, который следует за периодом, в котором он был создан, то данную стоимость в балансе следует включить в финансовые результаты по итогам этого года по Дт № 63, Кт 91 «Прочие доходы и расходы».
- Проводим, как налоговые обязанности. Если ведется только обязательный учет резервирования, а налогообложение не проводится, постоянные налоговые различия должны признаваться как налоговые обязанности, отражая их в дебете 99 и кредите 68.
- Отражение в бухбалансе. Для отражения сомнительных долгов в балансе предусмотрена строчка 1230. Она отражает сумму долгов за вычетом предназначенного для них резерва. Создание либо дополнительные ограничения резерва исполняются по строке 2350 финансовой отчетности («Прочие расходы»). Раздельно остаток на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» не отражается в балансе, итоговая стоимость дебиторской задолженности просто уменьшается соответственно.
Отражение денежных средств на счетах проблемных банков
Нередким явлением в последнее время становится отзыв лицензии на осуществление банковской деятельности у кредитных организаций и связанных с этим фактом неблагоприятных последствий (приостановление операций по счетам банка, зависшие платежи).
Где должны быть отражены остатки денежных средств на расчетных (валютных, депозитных) счетах такого банка?
В рекомендациях аудиторам по проведению аудита бухгалтерской отчетности представители финансового ведомства рекомендовали следующий порядок отражения зависших платежей в кредитных учреждениях (письмо Минфина России от 06.02.2015 № 07-04-06/5027):
Дебет 55 Кредит 51, 52, 55, 57
— перенесены остатки денежных средств на специальный счет в связи с отзывом у банка лицензии (обнуление сумм со счетов в банке, у которого отозвали лицензию).
В пояснениях к бухгалтерскому балансу должна быть раскрыта информация о данном факте (п. 27 ПБУ 4/99):
Дебет 76 Кредит 55
— признана дебиторская задолженность кредитной организации в связи с подачей заявления организации на закрытие счетов в обслуживающем банке.
Напомним, что у банка срок исполнения обязательств, возникших до дня отзыва лицензии, считается наступившим с момента отзыва лицензии (ст. 20 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Это означает, что обязательство по возврату денежных средств с расчетного счета для кредитных организаций считается наступившим и при наличии сомнений, что зависшие денежные средства будут возвращены, организации следует сформировать резерв по сомнительным долгам (п. 70 Положения № 34н).
Как мы уже отмечали, сумма резерва по сомнительным долгам является оценочным значением:
Дебет 91-2 Кредит 63
— сформирован резерв по сомнительным долгам в размере зависших платежей.
Поскольку задолженность банка не связана с реализацией товаров (работ, услуг), формировать в налоговом учете на сумму такой задолженности резерв по сомнительным долгам нельзя (при условии, что организация в принципе создает данный резерв в налоговом учете). В связи с этим в бухгалтерском учете образуется временная разница и соответствующий ей отложенный налоговый актив (п. 17 ПБУ 18/02, письма Минфина России от 04.03.2013 № 03-03-06/1/6313, от 23.10.2012 № 03-03-06/1/562, от 05.03.2012 № 03-03-06/4/17).
Если резерв создается на всю сумму «зависших» долгов, то в балансе такая задолженность не показывается, а только отражается по строке 2350 «Прочие расходы» отчета о финансовых результатах:
Дебет 09 Кредит 68-2
— отражен отложенный налоговый актив.
После завершения процедуры конкурсного производства и ликвидации банка в учете организации должны быть сформированы записи:
Дебет 63 Кредит 76
— списана за счет ранее созданного резерва дебиторская задолженность (основание — выписка из ЕГРЮЛ о ликвидации банка-должника, приказ руководителя организации о списании безнадежной задолженности);
Дебет 68-2 Кредит 09
— отражено погашение отложенного налогового актива.
Основанием для признания зависших денежных средств в качестве безнадежного долга, нереального к взысканию, является внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации банка (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н, далее — ПБУ 10/99, подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ). Но это касается налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения.
Налогоплательщики, применяющие УСН, не могут признать в уменьшение «упрощенного» налога расходы в виде сумм безнадежных долгов (долгов, нереальных к взысканию). Дело в том, что перечень расходов, поименованный в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, является закрытым и не содержит подобных расходов (письмо Минфина России от 01.04.2009 № 03-11-06/2/57).
По общему правилу, списанная дебиторская задолженность должна быть учтена за балансом в течение пяти лет, чтобы в случае изменения имущественного положения должника кредитор мог взыскать задолженность (п. 77 Положения № 34н).
В связи с этим возникает вопрос: нужно ли списанную дебиторскую задолженность ликвидированного банка учитывать за балансом?
В случае если банк был ликвидирован, нет нужды учитывать списанный на убытки долг на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», поскольку отсутствуют шансы организации на возврат этой задолженности.
Ответственность за нарушение правил ведения бухгалтерского учета предусмотрена как для юридического лица, так и для его должностных лиц.
Должностное лицо (как правило, главного бухгалтера) могут оштрафовать на сумму от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ, п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете) за следующие нарушения:
— занижение суммы налогов и сборов на десять и более процентов сумм из-за неверных данных бухгалтерского учета;
— искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности на десять и более процентов.
На сегодняшний день на рассмотрении Госдумы находится проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 4.5 и 15.11 КоАП РФ» (на момент написания статьи рассматривается во втором чтении). Данный законопроект предусматривает расширение понятия грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету и увеличивает штраф для должностных лиц за его нарушение от 5000 до 10 000 руб., а за повторное нарушение — от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от года до трех лет.
Непредставление (несвоевременное) представление комплекта бухгалтерской отчетности в органы статистики влекут предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб., на должностных лиц — от 300 до 500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).
И еще один законопроект № 957581-6, ужесточающий административную ответственность, находится на рассмотрении в Госдуме. Новой ст. 29.30 КоАП РФ предусматривается ответственность за непредставление или несвоевременное представление (представление не в полном составе) обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности в органы статистики и другие нарушения порядка ее представления. Предполагаемые штрафы составят:
— для индивидуальных предпринимателей — от 2000 до 5000 руб;
— для должностных лиц — от 5000 до 10 000 руб.;
— для юридических лиц — от 10 000 до 30 000 руб.
За непредставление (несвоевременное представление) в органы статистики аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательному аудиту, планируемые штрафы составят:
— для индивидуальных предпринимателей — от 25 000 до 40 000 руб.;
— для должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб.;
— для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб.
Какую сумму долга можно включить в резерв
В резерв включается любая «дебиторка», по которой уже есть или с большой вероятностью будут просрочки в будущем.
Организация самостоятельно определяет, какую сумму включить в резерв.
Пример. Контрагент вовремя не оплатил 100 тыс. рублей, однако пообещал, что в течение двух дней переведёт 40 тыс. рублей. Доверившись ему, организация сразу создаёт резерв на 60 тыс. рублей. Если контрагент потерял «доверие», его обещания закономерно не выполняются, то предприятие может сразу открыть резерв на 100 тыс. рублей.
Создание резерва в налоговом учёте
Организациям с просроченными долгами выгодно в налоговом учёте создавать резерв по сомнительным долгам. Это позволяет быстрее вносить задолженности в расходы и не ждать три года исковой давности либо пока кредитора не ликвидируют.
Законодательство не обязывает компании в налоговом учёте создавать резерв по сомнительным долгам, однако и не запрещает этого делать для снижения налогообложения. Списать задолженность можно, если:
- компания работает на ОСНО;
- налог на прибыль считается методом начисления.
В налоговом учёте сомнительные долги признаются подобным образом, как и в бухгалтерском. То есть, платежи по задолженности были просрочены либо с высокой вероятностью будут просрочены.
Также отметим, что организации необходимо формировать резерв по сомнительным долгам ежемесячно или ежеквартально (в зависимости от отчётного периода по налогу на прибыль).
При формировании резерва в налоговом учёте рекомендуется закреплять данное решение в учётной политике.
Создание резерва по сомнительным долгам утверждается приказом. Проводки рассмотрим ниже. Сформированный резерв утверждается приказом.
picpicpicpcipcipic Пример приказа о создании резерва в налоговом учёте
picpicpicpicpic Схема создания резерва
ОР = сумма резерва за прошлый период – сумма безнадёжных долгов, возникших после предыдущего отчёта.
Читаем статью 266 п. 5 НК РФ:
- если сумма текущего резерва больше ОР, то разница отражается во внереализационных расходах текущего отчётного периода;
- если сумма резерва меньше ОР, то разница отражается во внереализационных доходах;
- если резерва недостаточно для покрытия безнадёжных долгов, разницу нужно отнести в состав внереализационных расходов.
Как правило, деньги за реализованный товар или услуги, в силу объективных причин, поступают на расчетный счет намного позже. Юридически урегулировать такую не состыковку помогает письменное соглашение, в котором обязательно прописывается порядок расчетов, и указывается окончательная дата оплаты.
Все же риск просрочки платежа со стороны покупателя или заказчика по ряду как зависящих, так и независящих от них причин, всегда присутствует. В такой ситуации дебиторская задолженность из статуса нормальной переходит в разряд сомнительной, что в значительной степени искажает как финансовые, так и налоговые показатели предприятия.
Сомнительная дебиторская задолженность — это долг, возникший в результате нарушения покупателем сроков оплаты, оговоренных договором купли-продажи. С каждым новым днем такой просрочки у продавца снижается уверенность в его возврате. Но для того чтобы задолженность, возникшая у предприятия по вине дебитора, юридически считалась сомнительной, одного чувства и желания продавца недостаточно.
Необходимо одновременное выполнение трех условий, которые законодательно закреплены в Налоговом кодексе РФ:
- долг образовался в связи с продажей материальных ценностей, услуг или работ;
- дата внесения платежа в счет погашения задолженности истекла;
- у образовавшегося долга нет поручителей, банковских гарантий, он не обеспечен денежным или имущественным залогом.