Налоговый агент простыми словами: как государство контролирует уплату налогов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый агент простыми словами: как государство контролирует уплату налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговый кодекс РФ с учетом норм Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность использования института представительства в налоговых правоотношениях. В соответствии со ст.26 Налогового кодекса РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Налоги, по которым могут возникнуть обязанности агентирования

Обязанности налоговых агентов выполняют организации в отношении трех налогов:

  • НДФЛ;
  • НДС;
  • налог на прибыль.

Разобраться, в каких случаях возникает обязанность агентирования, поможет наша таблица:

Налог В каких случаях возникают обязанности Какая сдается отчетность в ФНС
НДФЛ У всех организаций при выплате доходов физлицам по трудовым, гражданско-правовым, авторским договорам, дивидендов, иных облагаемых НДФЛ доходов.

Ежегодно: 2-НДФЛ.

Ежеквартально: 6-НДФЛ.

НДС

При аренде муниципального или госимущества у органов власти.

При покупке металлолома, макулатуры, сырых шкур животных.

При приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых является РФ, у иностранного продавца, не состоящего на учете в ФНС РФ.

По окончании квартала: декларация по НДС, в которой заполняются разделы 2 и 9.
Налог на прибыль

При выплате дивидендов другой организации.

При выплате доходов иностранной компании, не имеющей в РФ постоянного представительства.

Декларация по НП.

Налоговый расчет о суммах доходов, выплаченных иностранным организациям.

Неисполнение обязанностей налогового агента

Если какие-либо обязанности агентом не выполняются, органы ФНС могут применить соответствующие санкции.

Ответственность налоговых агентов наступает, когда налог с налогоплательщика не удержан/не перечислен в бюджет, или удержание и перечисление произведено, но лишь частично. Налогового агента ожидает штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и уплате, а также пени. Применить данную меру налоговики могут, только когда агент имел возможность удержать налог с налогоплательщика (ст. ст. 75, 123 НК РФ).

Если налоговый агент не подаст в установленный срок необходимую отчетность в ИФНС, он также будет оштрафован. За несданную, или поданную невовремя декларацию налоговому агенту грозит 5% штрафа, исчисляемого от суммы, неуплаченной по этой декларации, за каждый полный и неполный просроченный месяц со дня, установленного для ее подачи. При этом максимальный размер штрафа ограничен 30% от этой суммы, а его минимум составит 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Невовремя сданный налоговым агентом расчет 6-НДФЛ обойдется агенту в 1000 рублей штрафа за каждый полный и неполный месяц просрочки (п. 1.2 ст. 126 НК РФ). При отсутствии справок о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ, налоговому агенту придется заплатить по 200 рублей штрафа за каждую из несданных справок (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Сдача налоговым агентом отчетности, содержащей недостоверные показатели и данные, грозит ему штрафом в 500 рублей за каждый подобный документ (ст. 126.1 НК РФ).

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) причитающихся налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налоговые агенты обязаны:

– правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

– в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

– вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

– представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии сзаконодательством РФ.

Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов и сборов.

Сборщикам налогов и сборов являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы, должностные лица и организации, осуществляющие в силу прямого указания НК РФ прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет.

Правовой статус сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

НК РФ (п. 5 ст. 9, ст. 25) на сборщиков налогов (сборов) возложены следующие обязанности:

– осуществлять в установленном порядке (помимо налоговых и таможенных органов) прием и взимание налогов и сборов;

– контролировать уплату причитающихся налогов и сборов.

Основным отличием сборщиков налогов от налоговых агентов являются то, что сборщики сами не выплачивают доход налогоплательщику и не обязаны удерживать с него налоги. Как правило, сборщиками налогов выступают: исполнительные органы местного самоуправления относительно взимания земельного налога; органы ГАИ-ГИБДД – по сборам за выдачу или замену номерных знаков; суды, органы исполнительной власти и местного самоуправления, нотариусы, органы ЗАГСа – в части взимания госпошлины за совершение юридически значимых действий.

Читайте также:  Льготы Вдетский Сад Внукам Чернобыльцев Есть Или Нет

Общее в правовом статусе сборщиков налога и налоговых агентов заключается в отсутствии возможности пользоваться правами налоговых органов. Так, сборщики налогов не имеют права взыскивать с налогоплательщика финансовые санкции, применять меры по обеспечению исполнения налоговой обязанности, осуществлять производство по делам о налоговых правонарушениях и т. д.

Одновременно, и налоговые агенты и сборщики налогов являются субъектами, подконтрольными налоговым органам.

Согласно ст. 11 НК РФ под банками (банком) понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ.

Однако налоговое законодательство не делает различий между понятиями «банк», «кредитная организация», «небанковская кредитная организация». На самом деле разъяснения этих понятий для налогового права является обязательным, т. к. критерием их разграничения служит определенное сочетание выполняемых банковских операций, которыми и определяются особенности налогообложения банков.

Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центробанка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Возможны следующие организационно-правовые формы:

– акционерное общество, т. е. общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций;

– обществом с ограниченной ответственностью, которое признается учрежденным одним или несколькими лицами общества, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров;

– общество с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общества, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

В соответствии с законодательства по налогам и сборам, банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Банк обязан сообщить об открытии или закрытиисчета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

Налоговые агенты: их права и обязанности

Налоговый агент уплачивает налоги за других лиц, а не за себя, при этом он имеет ровно те же права, которыми наделен налогоплательщик, если налоговое законодательство не предусматривает иное (ст. 24 НК РФ).

Права налоговых агентов обеспечиваются в соответствии со ст. 21 и 22 НК РФ, согласно которым они, в частности, могут:

  • получать в ИФНС информацию о налогах, сборах, актуальных нормативных актах о налогообложении, отчетные формы по налогам и т.п., а от Минфина РФ и региональных органов — разъяснения по возникающим вопросам применения налогового законодательства,
  • пользоваться налоговыми льготами при их наличии,
  • получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит, если на то имеются основания,
  • своевременно получать зачет/возврат переплат по налогам (пеням, штрафам),
  • проводить сверку с налоговыми органами, получать акты сверки с ИФНС,
  • представлять в ИФНС пояснения по начисленным/уплаченным налогам, а равно по актам налоговых проверок,
  • лично присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии актов проверки и решений налоговиков, налоговые требования и уведомления,
  • не выполнять неправомерные требования налоговиков, а также обжаловать акты ИФНС.

Главные обязанности, возложенные на налоговых агентов НК РФ — правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налога за налогоплательщика. Кроме этого, налоговый агент обязан (ст. 24 НК РФ):

  • письменно сообщить в ИФНС о сумме налоговой задолженности налогоплательщика, которую невозможно с него удержать — сделать это необходимо в месячный срок,
  • вести по каждому налогоплательщику учет начисленных и выплаченных ему доходов, удержанных с него налогов,
  • представлять налоговикам документы, позволяющие контролировать правильность исчисления налогов,
  • минимум 4 года хранить документы, требующиеся для начисления, удержания, перечисления налогов.

Приведенный перечень не исчерпывающий, поскольку всех, кто является налоговым агентом, касаются и иные требования, предусмотренные налоговым законодательством: обязанности налоговых агентов по отчетности НДС предусмотрены п. 5 ст. 174 НК РФ, особенности удержания агентами НДФЛ – ст. 226 НК РФ и т.д.

Как сделать возврат излишне уплаченного НДФЛ налоговым агентом?

Если налоговый агент переплатил НДФЛ, то он, по сути, снизил таким действием доход физического лица. Пострадавший работник вправе обратиться к работодателю с заявлением о возврате переплаченной суммы налога. Налоговое законодательство в п. 7 ст. 78 НК РФ определяет, что срок давности по таким делам – 3 года, в течение которых и можно писать заявление.

После получения письменного обращения сотрудника уже налоговый агент пишет заявление в свою ИФНС и прикладывает документы, способные подтвердить факт переплаты. Налоговики в течение 10 дней примут решение и сообщат о нем работодателю. Налоговому агенту предоставляется право выбрать один из двух путей погашения возникшей задолженности:

  • Зачесть переплату в счет будущих платежей по НДФЛ.
  • Перевести выявленную сумму переплаты на счет налогоплательщика.
Читайте также:  Как восстановить утраченную справку МСЭ об установлении инвалидности

Если вернуть налог через работодателя не представляется возможным, налогоплательщик вправе обратиться с заявлением на возврат налога напрямую в ФНС. Как составить заявление на возврат НДФЛ в таком случае, смотрите в нашей статье.

Пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 57

Пленум ВАС РФ в п. 1 Постановления N 57 напомнил, что в том случае, когда налоговым агентом денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось и, следовательно, удержание суммы налога оказалось невозможным, налоговый агент на основании пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ обязан лишь исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности соответствующего налогоплательщика.

Необходимо отметить, что НК РФ установлен срок, в течение которого налоговый агент обязан сообщить налоговому органу сведения о невозможности удержать налог и сумме задолженности, а именно в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о невозможности удержания налога у налогоплательщика и перечисления его в бюджет РФ (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ).

При этом, например, п. 5 ст. 226 НК РФ, регулирующим обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, предусмотрено, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Налогоплательщик — физическое лицо в этом случае должен сам исполнить обязанность по уплате налога (пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ) и представить в налоговый орган налоговую декларацию (ст. 229 НК РФ).

За непредставление (несвоевременное представление) налоговому органу вышеуказанных сведений налоговый агент подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

Пункт 21 Постановления Пленума ВАС РФ N 57

Пленум ВАС РФ в п. 21 Постановления N 57 разъяснил, что в силу ст. 123 НК РФ с налогового агента взыскивается штраф за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика.

Пленум ВАС РФ подчеркнул, что необходимо учитывать, что правонарушение в виде неправомерного неудержания и (или) неперечисления (неполного удержания и (или) перечисления) в установленный НК РФ срок сумм налога может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать и перечислить соответствующую сумму, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.

Как уже было изложено ранее (п. 21 Постановления N 57, ст. 123 НК РФ), налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Решения арбитражных судов

Арбитражным судом первой инстанции требования предприятия были удовлетворены. При этом суд исходил из того, что предприятие исполнило свои обязательства перед бюджетной системой РФ, поскольку исчислило, удержало и перечислило НДФЛ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом суд исходил из того, что согласно пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ обязательными реквизитами в платежном поручении, без которого обязанность по уплате налога не считается исполненной, являются номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя.

По мнению суда первой инстанции, неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, так как налог в бюджетную систему РФ предприятием перечислен в установленный срок. Суд также указал, что налоговое законодательство не связывает неверное оформление платежных документов с фактом неуплаты налога.

Налоговые органы вправе (ст. 31 НК РФ):

– требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

– проводить налоговые проверки;

– производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента;

– вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой;

– требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

– взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени;

– контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

– требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

– привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

– создавать налоговые посты;

– предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски и др.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ И НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов считаются предприятия и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать конкретные налоги и (или) сборы.

Права и обязанности налогоплательщиков определены гл. 3 НК РФ «Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты».

Чтобы правильно установить взаимоотношения с налоговой службой, налогоплательщикам требуются хорошие знания принадлежащих им прав, возможность:

  • • получать от налоговых органов бесплатную правовую и иную, установленную законом информацию, в том числе в письменной форме, о действующих налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков и полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
  • • использовать налоговые льготы при наличии оснований;
  • • получать отсрочки, рассрочки налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;
  • • требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах, соблюдения налоговой тайны.
Читайте также:  Как определяется подсудность дел о взыскании алиментов?

Права и обязанности налогового агента по НДФЛ

По общему правилу налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Налоговый агент по НДФЛ обязан (п. 3 ст. 24, ст. 226, п. п. 1, 2, 3 ст. 230 НК РФ, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать из доходов налогоплательщиков и перечислять налог в бюджет;
  • сообщать налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать НДФЛ, суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в срок не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, налог с которого не удержан (сообщение подается в виде справки в составе расчета 6-НДФЛ);
  • выдавать справку о доходах и суммах налога физлицам, получившим от налогового агента доход, если они обратились с заявлением о ее выдаче;
  • вести учет доходов, начисленных и выплаченных физлицам в календарном году, предоставленных им налоговых вычетов, сумм, уменьшающих налоговую базу; исчисленного, удержанного и перечисленного с таких доходов НДФЛ в самостоятельно разработанных формах регистров налогового учета, в том числе по каждому налогоплательщику;
  • в установленные сроки представлять в налоговый орган по месту своего учета отчетность по НДФЛ (расчет 6-НДФЛ за I квартал, полугодие, 9 месяцев, год и сведения о доходах физлиц и суммах исчисленного, удержанного и уплаченного НДФЛ по итогам года по каждому физлицу в виде справки о доходах и суммах налога в составе расчета 6-НДФЛ);
  • представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления НДФЛ;
  • в течение 5 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления НДФЛ;
  • нести другие обязанности, предусмотренные НК РФ.

Права налоговых агентов

В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.

Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.

Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.

В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.

Эта позиция базируется на том, что обязанным лицом считается плательщик, к которому имеет возможность быть предъявлено надлежащее требование об уплате налога в случае неисполнение обязанностей налогового агента.

При этом Пленум ВАС России показал, что тезис о неисполнение обязанностей налогового агента неприменим, деньги выплачивает иностранный гражданин, в связи с неучетом его в российской налоговой и неосуществимостью его налогового администрирования.

Какие налоги агентируются в РФ

Организации приобретают статус агента по нескольким видам обязательств перед государством — основные данные в обзорной таблице.

Вид фискального обязательства Кто признается НА
НДФЛ
Прибыль
НДС
Дивиденды и другие доходы от источников в РФ. «Налог на Google» при посредничестве в реализации электронных услуг российским покупателям
Доходы от услуг иностранного предпринимателя в электронной форме, реализованных в РФ

Закрепленные законом и действующие права, обязанности и ответственность налоговых агентов определяются положениями НК и УК. Ответственность медленно дрейфует в сторону повышения штрафов и ужесточения санкций.

Права налоговых агентов

В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.

Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.

Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.

В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.

Эта позиция базируется на том, что обязанным лицом считается плательщик, к которому имеет возможность быть предъявлено надлежащее требование об уплате налога в случае неисполнение обязанностей налогового агента.

При этом Пленум ВАС России показал, что тезис о неисполнение обязанностей налогового агента неприменим, деньги выплачивает иностранный гражданин, в связи с неучетом его в российской налоговой и неосуществимостью его налогового администрирования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *