Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за несоблюдение дистанции при ДТП Беларусь в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Любой автолюбитель обязан понимать, что дорожная трасса – это место, где важно быть крайне внимательным, поскольку от этого зависит не только жизнь самого водителя, но пассажиров и иных участников передвижения. Соответственно владелец транспортного средства обязан наблюдать за исправностью технического состояния движимого имущества, а также скрупулезно следовать размещенным на дорогах указателям и в целом исполнять правила, предписанные сводом ПДД.
Статья 18.1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций
1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом
Административная ответственность за нарушение | ||
222–1850 руб. | от 6 до 50 б.в. |
Статья 18.12. Превышение скорости движения
1. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час
Административная ответственность за нарушение | ||
до 37 руб. | до 1 б.в. |
Перечень статей КоАП РБ, регламентирующих ответственность за нарушение ПДД (штрафы по линии МВД ГАИ Беларуси)
✅ Статья 18.1 КоАП РБ
✅ Статья 18.2 КоАП РБ
✅ Статья 18.8 КоАП РБ
✅ Статья 18.10 КоАП РБ
✅ Статья 18.11 КоАП РБ
✅ Статья 18.12 КоАП РБ
✅ Статья 18.13 КоАП РБ
✅ Статья 18.14 КоАП РБ
✅ Статья 18.15 КоАП РБ
✅ Статья 18.16 КоАП РБ
✅ Статья 18.17 КоАП РБ
✅ Статья 18.18 КоАП РБ
✅ Статья 18.19 КоАП РБ
✅ Статья 18.20 КоАП РБ
✅ Статья 18.21 КоАП РБ
✅ Статья 18.22 КоАП РБ
✅ Статья 18.23 КоАП РБ
✅ Статья 18.24 КоАП РБ
✅ Статья 18.25 КоАП РБ
✅ Статья 18.26 КоАП РБ
✅ Статья 18.28 КоАП РБ
✅ Статья 18.29 КоАП РБ
✅ Статья 18.36 КоАП РБ
✅ Статья 18.37 КоАП РБ
Примечание. Не является административным правонарушением нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее совершение дорожно-транспортного происшествия, о котором в соответствии с законодательными актами водитель вправе не сообщать в Государственную автомобильную инспекцию, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников ГАИ.
Правила соблюдения дистанции на дороге
Правилами определено понятие безопасной дистанции, чтобы водители могли понимать, на каком расстоянии стоит держаться. В ПДД указано, что безопасной называется такая дистанция от впереди идущего по этой же полосе автомобиля, которая позволит своевременно прекратить движение при резком торможении этого впереди идущего автомобиля.
Важно! Четких критериев или конкретного метража правилами не определено. Следовательно, каждый водитель должен определить такую дистанцию самостоятельно, опираясь на свою скорость реакции.
При этом важно учитывать такие характеристики:
- марка автомобиля;
- габариты, тип кузова;
- технические характеристики;
- качество дорожного покрытия;
- скорость движения;
- погодные условия;
- качество резины.
Если Вы планируете обжаловать штраф за несоблюдение дистанции при ДТП в 2021 году, необходимо начать фиксацию доказательств еще на стадии оформления правонарушения. Обязательно снимите место аварии на камеру, уделив внимание предметам, из-за которых могло произойти ДТП. Непосредственно в суде Вы можете с помощью схемы аварии доказать, что опасность сокращения расстояния произошла из-за вынужденных или неверных действий других участников движения. Лучше заручиться поддержкой профессионального адвоката. Он поможет вам отстоять позицию и добиться положительного результата.
Обращайте внимание инспектора на сопутствующие обстоятельства. Наказания можно избежать, если авария возникла из-за внезапного отказа тормозов, езды по узкой дороге, на которой соблюдение безопасного бокового расстояния между машинами невозможно, или выполнения маневра автомобилистом без предупреждения об этом других участников дорожного движения.
ПДД о соблюдении дистанции между машинами
Штраф за несоблюдение дистанции в 2020 году выписывается только в том случае, если сзади идущий автомобиль врезался в другой. Чаще всего такое происходит на пешеходных переходах, светофорах, в пробках или на узких городских улочках. Если столкновения не произошло, выбранная дистанция считается корректной, так как четкого размера этого промежутка правилами не определено.
Определяет дистанцию между автомобилями пункт 9.10 ПДД, который говорит о том, что расстояние выбирает сам водитель, исходя из необходимости обеспечения безопасности на дороге. Промежуток обязан быть не меньше тормозного пути, чтобы была возможность избежать столкновения при резком торможении автомобиля впереди. Также следует не забывать про боковой интервал – расстояние до идущего параллельно транспорта. Подбирается оно всегда исходя из ширины дороги и разметки на ней. За нарушение его также предусмотрено административное наказание.
Некоторые водители видят в этом размытость толкования, и не соблюдают дистанцию, двигаясь вплотную к впереди идущему транспорту. Это почти всегда становится причиной аварии. Именно в такой ситуации это является нарушением, согласно установленным пунктам ПДД. Какое расстояние считается безопасным:
- Позволяющее избежать столкновения в случае непредвиденной ситуации.
- Обеспечивающее безопасность движения.
- Не менее длины тормозного пути при выбранном скоростном режиме.
- Соответствующее типу транспортного средства (мотоцикл, легковой, грузовой).
- Выбранное с учетом состояния дороги (сухая, гололед, укатанный снег, мокрая трасса).
Штрафы ГАИ в Беларуси
Под штрафами ГАИ (Государственной автомобильной инспекции) принято понимать штрафы за нарушения связанные с дорожным движением. Наложение таких штрафов детально прописано в действующем законодательстве Республики Беларусь. Чтобы самостоятельно разобраться в этом вопросе достаточно будет всего двух документов:
- Правил дорожного движения (ПДД) – этот документ рекомендуется изучать полностью. Даже тем, кто свои обязанности помнит и исполняет, полезно будет знать, чего ожидать от других;
- Кодекса Республики Беларусь об Административных Правонарушениях – в этом документе следует знать статьи, относящиеся к дорожному движению. Их список и текст приводится в приложениях к ПДД.
Для самообразования может хватить и книжки с правилами.
Существуют еще: «Закон Республики Беларусь «О Дорожном Движении» и «Положение о государственной автомобильной инспекции МВД Республики Беларусь». Если изучить еще и их, а потом разобраться с комментариями, и рекомендациями к работникам ГАИ, то знаний хватит даже для судебного разбирательства о нарушениях ПДД.
Пошаговая инструкция возмещения
Пока судебным органом не будет установлен истинный виновник аварии, ни о каких взысканиях ущерба речи не может идти. Протоколом только устанавливается факт допущенного лицом нарушения, а вину может признать только суд.
После судебных разбирательств, выносится постановление, в нем определена степень ответственности и меры, применяемые во исполнение решения суда к стороне ответчика по иску. Это может быть как натуральная компенсация денежных средств, так и полная оплата сервисных работ по восстановлению автомобиля.
В 2023 году судом дается 10 суток на подачу кассационной жалобы, если второй участник процесса не согласен с вынесенным решением. По истечении всех сроков на обжалование, решение вступает в законную силу, и только после этого можно начинать процедуру взыскания ущерба с виновника ДТП:
- Если ответчик в добровольном порядке не спешит выплачивать причитающуюся сумму ущерба, то истец обращается в суд за возбуждением принудительного исполнительного производства по компенсации денежных средств.
- Судебные приставы исполнители дают ответчику еще 10 суток на добровольное погашение долга, если этого не случается, то могут конфисковать часть личного имущества в счет покрытия долгов перед истцом. Но обычно выплаты компенсируются со всех видов заработка виновного лица в принудительном порядке.
- Средства перечисляются на банковский счет, предварительного оговоренного в заявлении о возбуждении исполнительного производства.
После исполнения судебного постановления о взыскании ущерба с виновника ДТП производство прекращается, и дело в отношении собственника виновного авто закрывается.
Установление виновности в суде
Если кто-то из участников ДТП не согласен с определением виновности, или виновник в ГИБДД не установлен, то нужно обратиться в суд для проведения гражданского процесса. Для начала нужно собрать необходимый пакет документов и предоставить документы в канцелярию суда. Количество документов может разниться в зависимости от обстоятельств аварии, но примерный список выглядит так:
- Исковое заявление.
- Квитанция об уплате госпошлины.
- Приложить к заявлению расчет суммы ущерба, по мнению истца
- Необходимо получить для судебного заседания документы из ГИБДД, обосновывающие требования истца.
- Если в суде у истца будет представитель, то необходимы подтверждающие документы.
Так как практически каждое дело по обоюдной вине требует судебного разбирательства, то судебная практика достаточна обширна. Но не забывайте, что в нашей стране не прецедентное право, следовательно, не факт, что в вашем случае судья вынесет такое же решение о возмещении ущерба, как и в аналогичной ситуации. Но судебная практика важна именно как чужой опыт в нелёгком деле тяжбы.
Вообще, как правило, в большинстве случаев устанавливается вина 50/50, то есть по решению суда возмещение ущерба осуществляется наполовину для каждой из сторон. Для получения другого результата требуется или очевидность незначительности виновности одного из участников, или грамотное обоснование своего видения ситуации.
А также, если размер вины каждого участника установить по тем или иным причинам не представляется возможным, то судья принимает решение о равной вине. Естественно, когда участники обращаются в суд, они ожидают других результатов. Поэтому важно предоставить убедительную доказательную базу, подтверждённую экспертными заключениями, показаниями свидетелей и т. д.
В любом случае оштрафуют
Без всяких предупреждений сразу же последует наказание при таких серьезных нарушениях, как:
- управление ТС, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, стеклоочистителей (во время выпадения осадков), с негорящими фарами и (или) задними габаритными огнями (в темное время суток и (или) в условиях недостаточной видимости);
- нарушение правил проезда ж/д переезда;
- движение со скрытым номером;
- нарушение скоростного режима;
- нарушение требований сигналов светофора (регулировщика);
- нарушение правил движения в жилых зонах;
- невыполнение требований дорожных знаков или разметки, нарушение правил маневрирования или проезда перекрестков;
- невыполнение требования сотрудника органов внутренних дел об остановке;
- нарушение правил остановки и стоянки грузового автомобиля, автобуса, трактора, самоходной машины, прицепа;
- не оформлено обязательное автострахование в случае ДТП;
- нарушение ПДД пешеходом, велосипедистом, лицом, которое управляет гужевым транспортом, или лицом, которое участвует в дорожном движении и не управляет ТС, повлекшее создание аварийной обстановки.
Если у виновника ДТП нет страховки, не следует думать, что не можете рассчитывать на возмещение материального вреда. Вы вправе требовать полную компенсацию ущерба, которую обязано возместить виновное лицо.
При этом не нужно сразу бежать в суд, а попытаться урегулировать конфликт путем переговоров. Вполне возможно, что при незначительном ущербе, участник аварии согласен рассчитаться мирным путем.
Лишь при невозможности придти к соглашению стоит привлечь к разбирательству судебную инстанцию. При этом вы сможете требовать компенсацию не только имущественного вреда, но и всех понесенных расходов, связанных с этим делом.
Группа депутатов внесли в Госдуму законопроект, позволяющий в случае ДТП с виновником, не имеющим полиса ОСАГО, выплачивать страховое возмещение компании, с которой заключил договор пострадавший. Впоследствии страховая компания могла бы взыскать эту сумму с виновного лица через суд. Документ еще не утвержден, но его принятие существенно бы облегчило взыскание сумм с виновника аварии.
Медицинское освидетельствование
Согласно пункту 2 Правил направления для освидетельствования на состояние опьянения, освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2003 года № 528, освидетельствование на состояние опьянения водителей производятся в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении уполномоченными должностными лицами, когда состояние опьянения является составом правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 Правил освидетельствование на состояние опьянения водителей, может производиться сотрудниками органов внутренних дел, непосредственно на месте совершения административного правонарушения с применением специальных приборов и средств, устанавливающих наличие опьянения.
Рекомендуется пройти освидетельствование добровольно и незамедлительно.
Невыполнение законного требования сотрудника органов внутренних дел (полиции) о прохождении в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, в соответствии с частью 4 статьи 613 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок три года.
Заполнение объяснительной
Сотрудник дорожно-партульной полиции, непосредственно прибывший на место ДТП выдает форму объяснительной. Данный документ непосредственно влияет на решение суда, поэтому ее необходимо заполнять внимательно.
В объяснительной обязательно должно быть указано время и место ДТП (пересечение, напротив чего и т д), стороны направления движения транспортного средства (Юг-Север – Запад-Восток), и детальное описание происшествия. Кроме того, в заявлении указываются сведения об ОГПО (страховому полюсу), соответственно наименование страховой компании и номер ОГПО, и ваши контактные данные. Также в случае, если участник ДТП не отказывается пройти медицинское освидетельствование, то он обязан написать, что медицинское освидетельствование пройдет добровольно, сразу же после оформления сотрудниками дорожно-патрульной полиции факта ДТП.
После экспертизы рекомендуется ехать на место ДТП и решить вопрос о транспортировке транспортного средства. Если автомобиль не имеет значимых повреждений и управлять им безопасно, то вы имеете право самостоятельно без привлечения эвакуатора или любого другого буксировочного транспорта отогнать свое авто на соответствующую парковку или стоянку.
Часто задаваемые вопросы
1. Виновник не приходит в административный суд на разбирательство. Что делать?
Если виновник аварии не приходит на судебное заседание, то дело будет откладываться. Если по истечении 15 дней виновник не придет в административный суд, решение вынесут без него.
2. В дорожной полиции говорят, чтобы я сам искал виновника. А где я его найду?
В ваши обязанности поиск виновника не входит. Это задача сотрудников дорожной полиции и/или судей. Иногда сотрудники дорожной полиции пытаются переложить эту проблему на потерпевшую сторону, понимая, что потерпевший как никто другой заинтересован в быстром решении дела. Однако вам решать — оказывать содействие в поиске виновника или пусть сотрудники УДП сами выполняют возложенные на них обязанности.
3. После аварии мне ничего не выдали на руки, никакого документа. Разве это правильно?
На месте аварии обычно составляются следующие документы:
— схема аварии
— объяснительные участников аварии
— протокол (выписывается на предполагаемого виновника аварии).
На руки водителям должны выдать:
— копию протокола (выдается тому водителю, на кого он выписан)
— справку о ДТП (выдается для того, чтобы водитель при передвижении по городу на разбитом автомобиле мог объяснить при проверке, почему автомобиль в таком состоянии)
— направление на прохождение медицинского освидетельствования.
Схема аварии и объяснительные, как правило, водителям не выдаются. Они подшиваются к делу. В соответствии с законом любой участник аварии имеет полное право получить доступ ко всем материалам дела (ст. 584, 585 КОАП).
4. В какие сроки УДП (административный суд) рассматривает дело?
Срок рассмотрения стандартной аварии — 15 дней. Если в аварии есть пострадавшие, травмы которых носят достаточно тяжелый характер (серьезные ушибы, переломы и т.п.), то срок рассмотрения дела составляет два месяца.
В особых случаях срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более, чем на месяц. Основаниями для продления дела являются проведение дополнительных экспертиз (автотехнические, автотрассологические), доследование, когда кто-то из участников дела заявляет ходатайство о привлечении дополнительных свидетелей и т.п.
5. ГАИ (суд) уже вынесла решение, но не выдает документы, пока виновник не оплатит штраф. Что делать?
В соответствии с законом постановление (решение о признании виновности) должно быть немедленно вручено всем участникам аварии, в том числе и пострадавшей стороне, независимо от того, оплачен штраф или нет (ст. 635 КОАП).
6. Как узнать, где застрахован виновник?
В большинстве случаев эта информация есть в материалах дела по ДТП. В объяснительной виновника либо в протоколе есть название страховой компании.
7. Я хочу сразу сделать независимую экспертизу, чтобы отдать результат в страховую компанию. Назовите адреса экспертных компаний.
Не рекомендуется делать независимую экспертизу до проведения осмотра автомобиля страховой компанией. Во-первых, в соответствии с законом вы должны предоставить страховой компании возможность осмотреть ваш автомобиль и произвести оценку. Во-вторых, услуги независимого эксперта обойдутся вам в 7500-20 000 тенге. Если вас устроит оценка страховой компании, деньги, оплаченные независимому эксперту, вам, к сожалению, никто не вернет.
8. Почему я должен сам все делать за виновника? Я же потерпевший!
В соответствии с законом у потерпевшего нет никаких обязанностей, у него есть только права. Однако в этих правах указано, что потерпевший имеет право вместо виновника произвести сбор документов, написать заявления и т.п. Поэтому «права» потерпевшего на практике зачастую оборачиваются «обязанностями».
Как установить виновника аварии
В ситуации, когда на дороге произошло ДТП, вина водителя устанавливается как по горячим следам, так и после наличия уже собранного пакета документов. Все зависит от масштабов происшествия, количества задействованных машин. Не последнюю роль играет поведение водителей.
Многолетняя практика выработала не только алгоритм установления виновника аварии, но и верную тактику поведения всех ее участников.
Некоторые предписания прямо закреплены в правилах дорожного движения, а также в КоАП РФ.
К примеру, порядок действий на случай дорожного происшествия регламентирован в п.п. 2.5, 2.6, 2.6.1. В свою очередь процедура производства по делам об административных правонарушений, права их участников, иные важные положения содержатся в Главах 24-26, 28 Раздела IV КоАП.
Большую роль при выяснении истины играет собранная доказательная база во всей своей совокупности. Именно на ее основании принимается решение о привлечении гражданина к административной либо уголовной ответственности.
Примерный перечень доказательств;
- письменные источники;
- фотографии;
- объяснения участников ДТП, свидетелей, сотрудников ГИБДД;
- вещественные доказательства в виде осколков стекла или кусочков краски;
- результаты экспертиз, освидетельствования лица.