Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Служебная проверка. Порядок назначения, проведения и оформления результатов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По фактам разглашения служащим ОВД информации, составляющей гостайну, утраты ее носителей, других нарушений установленного режима секретности в подразделениях, организациях и органах МВД проводятся внутренние расследования в порядке, определенном правительственным постановлением № 3-1 от 2004 г.
Проверочные мероприятия проводятся по решению Министра ВД, замминистра, начальника (руководителя) соответствующего подразделения (органа, организации), его заместителя на региональном, окружном, межрегиональном уровне.
Решение об инициации проверки в отношении служащего СБ ОВД выносится Министром, руководителем ГУ СБ, а также начальником соответствующего территориального подразделения МВД по согласованию с руководством ГУСБ.
Порядок и сроки проведения служебной проверки
Вердикт о начале дисциплинарного расследования подписывается начальником ОВД. Выражается в виде надписи, которую пишет начальник на документе, сигнализирующем о наличии причин для проверки. Подобную распорядительную надпись также можно написать на отдельном листочке, прикрепляемом к основному документу.
Если изучение обстоятельств дела будет осуществляться комиссией, то публикуется специальное решение о ее создании и назначении.
Указанную резолюцию начальник должен наложить в течение 14 дней со дня получения бумаг, информирующих о причинах для назначения расследования.
Сама проверка проводится в течение 1 месяца с момента ее назначения. При этом в указанный период не включаются:
- время болезни работника, подтвержденной справками медицинских организаций;
- период пребывания на отдыхе и в поездке по служебным делам;
- иные уважительные основания, засвидетельствованные кадровой службой ОВД.
Кроме того, если окончание разбирательства приходится на нерабочий день, то оно переносится на последнюю рабочую дату перед выходным днем.
Какими полномочиями обладает проверяющее должностное лицо?
Сотрудник, проводящий проверку, имеет право:
- брать письменные разъяснения по существу дела с работников МВД;
- появляться на месте служебного правонарушения для знакомства с обстоятельствами;
- предлагать отстранить от службы проверяемого сотрудника на время исследования;
- запрашивать необходимые бумаги из других государственных органов и юридических лиц;
- использовать для целей расследования базы данных и программы МВД;
- исследовать и копировать бумаги, имеющие отношение к инциденту;
- запрашивать у компетентных руководителей разрешение на ревизию;
- при необходимости запрашивать разрешение на использование специалистов в особо сложных вопросах, получение необходимых консультаций;
- использовать различные технические устройства для собирания доказательств;
- предлагать оказание психологической поддержки проверяемому лицу;
- предлагать проведение допроса с помощью психофизиологических средств.
Кроме того, у сотрудника, проводящего проверку, имеется перечень определенных обязанностей:
- оберегать права проверяемого работника и других лиц, участвующих в деле;
- защищать от несанкционированного доступа к информации, полученной в ходе расследования;
- рассказать о правах, имеющихся у лица, в отношении которого осуществляется служебное дознание;
- информировать компетентное начальство о поданных обращениях, а затем сообщать о результатах рассмотрения обращений заявителям;
- письменно зафиксировать факты произошедшего правонарушения, а также сопутствующие обстоятельства, усиливающие либо сглаживающие вину работника;
- исследовать все сведения о личностных и профессиональных особенностях служащего;
- поднять всю имеющуюся информацию о других служебных проверках, проводившихся по данному сотруднику, об иных правонарушениях, допущенных им до этого;
- попросить предоставить проверяемое лицо объяснительную записку по произошедшему инциденту; при этом, если опрашиваемое лицо записку в течение 2 рабочих дней не принесло либо отказалось ее давать, то проверяющий подписывает об этом документ, заверенный подписями 3 других служащих;
- если на проверяющего сотрудника осуществляется давление либо любое иное воздействие, то требуется сразу же сообщить об этом непосредственному руководству;
- произвести опрос среди других работников МВД, имеющих отношение к инциденту;
- если в процессе расследования обнаружились факты неподобающего поведения со стороны других служащих МВД, то проинформировать об этом компетентных руководителей с постановкой вопроса о назначении проверки;
- если требуется, то рекомендовать осуществить профилактику обстоятельств, явившихся причиной для совершения служебного правонарушения;
- разработать письменное заключение по итогам проведенного расследования и передать начальству на рассмотрение;
- представить свое заключение проверяемому сотруднику для информации.
Заключение по итогам служебной проверки
После окончания дисциплинарного розыска выносится заключение. Его утверждает начальство проверяющего лица.
Документ основывается на сведениях, полученных в ходе расследования. Состоит из нескольких разделов:
1) во вступлении указывается следующая информация:
- должность, Ф.И.О. и иные данные проверяющего лица либо членов комиссии;
- должность, Ф.И.О. и иные данные проверяемого работника, включая информацию об образовании, стаже работы, полученных наградах и взысканиях.
2) в основной части указываются:
- причины назначения расследования;
- объяснительная записка сотрудника;
- непосредственное описание служебного правонарушения и всех сопутствующих обстоятельств;
- иные дополнительные сведения, имеющие отношение к делу;
- доказательства, свидетельствующие о вине или отсутствии таковой;
- факторы, усиливающие или ослабляющие вину лица.
3) в итоговом разделе описываются:
- выводы по итогам расследования, в том числе о вине или отсутствии вины в действиях проверяемого работника;
- рекомендации по мерам воздействия в отношении виновного лица;
- заключения по обстоятельствам, послужившим созданию инцидента;
- заключения о наличии либо отсутствии условий, указанных в ст.14 ФЗ «О службе в органах МВД»;
- выводы об имеющихся в деле деталях или их отсутствии, о которых сообщал работник;
- при необходимости рекомендации к отправке дела в следственные структуры для принятия соответствующих мер;
- предложения по юридической, социальной или психологической поддержке служащему;
- рекомендации по мероприятиям о ликвидации допущенных нарушений;
- при необходимости предложения об обращении в соответствующие организации для оспаривания ложных сведений, а также подачи заявления о защите чести и достоинства;
- предложения о профилактических мерах.
Проект заключения с дополнительной собранной информацией направляется на согласование в юридическую и кадровую службу. Затем направляется уполномоченному начальству в течение 3 дней с момента официального окончания расследования. Руководство должно утвердить документ в течение 5 дней с момента получения.
Впоследствии копия бумаги представляется в кадровую службу соответствующего органа МВД для внесения в личное дело проверяемого лица.
В дело по итогам расследования подшиваются следующие бумаги:
- основополагающий документ, явившийся причиной назначения дисциплинарного дознания;
- копия решения о назначении расследования;
- объяснительные записки опрошенных лиц, другие полученные в процессе исследования материалы;
- заключение по итогам проверки;
- информация по выполнению мероприятий, назначенных по итогам исследования;
- копия письма к лицу, ходатайствовавшему об осуществлении дознания.
Какие наказания могут быть наложены?
Сотрудника органов МВД по итогам следствия могут подвергнуть следующим видам наказаний:
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- информирование о неполном должностном соответствии;
- переход на нижестоящую должность;
- увольнение по отрицательным мотивам.
Законодательная база Российской Федерации
действует Редакция от 24.12.2008 Подробная информация
Наименование документ | ПРИКАЗ МВД РФ от 24.12.2008 N 1140 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК В ОРГАНАХ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» |
Вид документа | приказ, инструкция |
Принявший орган | мвд рф |
Номер документа | 1140 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 24.12.2008 |
Номер регистрации в Минюсте | 13293 |
Дата регистрации в Минюсте | 11.02.2009 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
Порядок обжалования результатов служебной проверки МВД
Обжалование результатов проверки сотрудником в соответствии с п. 47 Приказа МВД России от 26.03.2013 № 161 может быть осуществлено вышестоящему руководителю или в суд.
При обжаловании вышестоящему руководству оформляется жалоба на заключение проверки и направляется адресату.
Алгоритм действий при оспаривания в суд будет заключаться в следующем:
- Необходимо будет подготовить письменный иск с изложением всех обстоятельств дела и указанием конкретных требований, а именно, о признании результатов служебной проверки недействительными. Наряду с указанным требованием могут быть заявлены иные требования, связанные с результатами проверки. В иске должен быть отражен перечень прикладываемых копий документов.
- Один экземпляр подготовленного иска должен быть вручен или направлен почтовым отправлением ответчику, т.е. органу, который проводил проверку и оформлял результаты проверки.
- Подготовленный иск с приложением документов, в том числе, о вручении иска ответчику, необходимо подать в суд.
- После принятия иска судом к производству и назначению дела к рассмотрению истец должен будет принять участие в заседании и озвучить основания и предмет своих требований.
- По результатам рассмотрения судом будет вынесено решение, согласно которому иск будет удовлетворен или отказано в его удовлетворении. Соответственно если результаты проверки будут признаны недействительными, то права истца будут восстановлены.
- Решение будет исполнено Ответчиком добровольно или через службу судебных приставов по заявлению стороны
Если в течение тридцати дней мероприятия не дали особых результатов, то происходит продление срока проведения служебной проверки еще на тридцать дней. После чего составляется заключение по результатам работы. Заключение делится на вводную часть, описательную и итоговую.
Вводная часть должна содержать инициалы и фамилию сотрудника, его должность. Если проверка проводилась комиссией, то указывается информация о каждом ее члене.
В этой же части указывают данные виновного сотрудника. К общей информации добавляется образование, опыт работы, количество поощрений и взысканий и наличие или отсутствие дисциплинарных санкций.
Вторая часть содержит описание оснований для проверки, того, какой срок отводится на проведение служебной проверки, объяснений сотрудника, самого факта нарушения, последствий и обстоятельств этого поступка, фактов, которые были обнаружены во время расследования, и смягчающих или отягчающих обстоятельств.
В итоговой части содержится информация о тех видах ответственности и мерах, которые можно применить к виновному. А также выводы, которые касаются причины совершения поступка и обстоятельств. Итоговая часть должна содержать еще и рекомендации в отношении передачи дела в следственные органы и оказания социальной и психологической помощи сотруднику.
В какой срок должны уведомить сотрудника полиции о назначении в отношении него служебной проверки?
Приказ МВД России от 26.03.2013 N 161 (ред. от 19.06.2017) «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2013…
IV. Оформление результатов служебной проверки
34. Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
35. В вводной части указываются:
35.1. Должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии).
35.2. Должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий.
36. Описательная часть должна содержать:
36.1. Основания проведения служебной проверки.
36.2. Объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.
36.3. Факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка.
Консультант Плюс: примечание.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
О проведении служебных проверок в органах, организациях и подразделениях МВД России
В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник органов внутренних дел, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 настоящей статьи, продлевается на десять дней.
3. При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:
1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;
2) вины сотрудника;
3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;
4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;
5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
4. Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 300-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
5. Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.
6. Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка:
1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;
2) имеет право:
а) представлять заявления, ходатайства и иные документы;
б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;
в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).
7. В заключении по результатам служебной проверки указываются:
1) установленные факты и обстоятельства;
2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.
8. Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.
9. проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Доводы апелляционной жалобы в этой части основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Поручение о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции должностного лица, указанного в пункте 1 настоящих Особенностей, на свободном от текста месте документа, содержащего сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление поручения на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому оно относится (п. 8 Приложения к Приказу от 29.11.2013 N 555). В связи с указанным, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Р. о признании незаконным заключения служебной проверки от ДД. ММ. ГГГГ является правильным и не подлежит отмене. Проведение служебной проверки назначено ДД. ММ. ГГГГ, то есть по истечении двухнедельного срока.
Законодательная база Российской Федерации
действует Редакция от 24.12.2008
Подробная информация
Наименование документ | ПРИКАЗ МВД РФ от 24.12.2008 N 1140 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК В ОРГАНАХ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» |
Вид документа | приказ, инструкция |
Принявший орган | мвд рф |
Номер документа | 1140 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 24.12.2008 |
Номер регистрации в Минюсте | 13293 |
Дата регистрации в Минюсте | 11.02.2009 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
После завершения этапа организации проверки, когда нарушение выявлено так же, как и виновник произошедшего, нужно переходить к непосредственному рассмотрению вопроса и принятию решения.
Рассматриваемая процедура предполагает несколько обязательных этапов, к которым относят следующее:
- Созыв комиссии. Об этом руководитель должен вынести приказ. По закону любой из сотрудников может входить в состав комиссии. Однако важно определить причастность иных лиц к выявленному нарушению. Даже если проверка проводится в отношении одного работника, могут быть лица, так или иначе повлиявшие на рассматриваемые обстоятельства. Когда дела касаются ущерба, то в комиссию всегда включают бухгалтера. Кроме того, участие руководителя обязательно.
- Рассмотрение материалов проверки по существу. Прежде чем переходить к практической части, руководитель должен был подготовить сведения о нарушениях. Доказательства, объяснения, характеристики – все это повлияет на вердикт комиссии.
- Принятие решение. Формируется таковое посредством составления акта, где прописывается ход расследования и заключение. Обозначается мера воздействия на сотрудника, если выявлен ущерб, то способ покрытия такового. Заверяется акт подписями членов комиссии и печатью руководителя.
С чего начинается служебное расследование
Основная задача работодателя при проведении служебного расследования состоит в том, чтобы доказать факт совершения дисциплинарного проступка, установить вину работника и ее степень, характер и размер причиненного вреда. Дополнительно определяются причины и мотивы совершения дисциплинарного проступка, смягчающие и/или отягощающие обстоятельства, возможности работодателя устранить и предотвратить такие нарушения трудовой дисциплины, меры по привлечению лиц к ответственности.
Перед началом официальной процедуры необходимо позаботиться о том, чтобы факт проступка был документально зафиксирован. Именно этот документ служит основанием для последующей проверки. Это может быть служебная записка руководителя подразделения, отдела и/или непосредственного начальника. Как правило, она составляется в бумажном виде (см. Образец 1), но может быть оформлена и в форме электронного документа.
Что такое служебное расследование?
В ситуации, когда в организации произошло серьезное нарушение рабочего процесса, исчезло имущество, состоящее на балансе, необходимо выяснить обстоятельства произошедшего, выявить виновника. В российском трудовом законодательстве не существует такого определения как «служебное расследование», поэтому проводится оно как дисциплинарное производство, с учетом всех юридических особенностей. Порядок проведения в каждой компании прорабатываются индивидуально и заносятся в соответствующую документацию.
В ходе процедуры ответственная комиссия выяснит все обстоятельства происшествия, после чего будет составлен и подписан акт служебного расследования со всеми результатами. Сама процедура является строго внутренним делом компании, соответственно и накладываемые взыскания не выходят за рамки возможных ограничений, указанных в трудовом кодексе (ТК РФ). В случаях, когда происшествие более серьезное, то его расследованием занимаются соответствующие органы МВД РФ.
Главная особенность процедуры расследования внутри организации – полностью добровольное участие сторон. Сотрудника нельзя заставлять проходить обыск, возможные проверки или другие подобные действия.