Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учителя обижают и унижают ребенка в школе что можно сделать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По словам Анастасии Поповой, первое и главное правило в борьбе с буллингом — фиксировать прецеденты такого поведения. Лучший способ — вести аудиозапись. «Такой способ фиксации более предпочтителен, поскольку видеозапись можно вести только с согласия присутствующих. Важно доносить о случаях неподобающего поведения со стороны педагога. Здесь работает правило “кто первый пожаловался, тот и прав”, потому что молчание — знак отсутствия претензий. Первое, что может сделать родитель, — обсудить ситуацию с преподавателем, например в чате мессенджера. Переписка может стать доказательством систематичности неподобающего поведения педагога в случае повторения ситуации. Если педагог не реагирует — жаловаться руководству школы, при необходимости в письменной форме. Если руководство никаких мер не предпринимает, то жаловаться в органы образования, что школа никак не реагирует на происходящее», — прокомментировала юрист.
Права ученика в образовательном процессе
Ученики имеют ряд прав, которые должны быть соблюдены в образовательном процессе. Во-первых, каждому ребенку гарантировано право на получение качественного образования. Это означает, что преподаватели не должны унижать ученика, оскорблять его или нарушать правила общежития.
Когда учитель нарушает эти права, ученик имеет право пожаловаться в учебном заведении. В таких случаях важно знать, к кому обратиться. Если проблема возникла в школе, то следует обратиться к директору или заместителю директора по воспитательной работе. В колледже или институте жалобу можно направить декану факультета или проректору по учебной работе.
Когда жалоба на преподавателя испытывает предвзятое отношение со стороны администрации, можно подать иск в суд. Но прежде чем делать это, стоит применять и другие действия. Например, отправить жалобу в Москву в учебные органы или оформить жалобу в образовательную инспекцию. Возможно, эти меры смогут привести к результату.
Важно помнить, что при составлении жалобы необходимо быть конкретным и описать все факты, которые подтверждают поведение преподавателя. Также жалоба должна быть корректно написана и содержать понятные требования к мерам наказания.
Если ученик унижает учитель физкультуры, то он также может обратиться к директору или заместителю директора по воспитательной работе. Возможно, будут применены меры наказания в отношении ученика. Однако, важно помнить, что права преподавателя также должны быть защищены, и он не должен использовать физическое или психологическое насилие в отношении ученика.
В общем, каждая ситуация требует индивидуального подхода. Но важно знать, что права ученика в образовательном процессе существуют, и при возникновении проблемы ученик имеет право защищать свои права и обращаться за помощью к соответствующим органам.
Консультация с педагогическим психологом
Если ученик стал свидетелем или стал жертвой предвзятого и оскорбительного отношения со стороны учителя, он может обратиться за помощью и консультацией к педагогическому психологу. Педагогический психолог специализируется на проблемах, связанных с педагогическим процессом и может помочь разобраться в ситуации.
Один из вариантов обращения к педагогическому психологу — это написание жалобы или обращения в родительской или ученической группе. Это позволит рассмотреть ситуацию более объективно и выяснить, были ли нарушены какие-либо правила поведения на уроках или вне класса.
Унижение или пренебрежительное отношение к ученику — это серьезный проступок учителя. Ребенок не должен терпеть такое отношение и имеет право пожаловаться на это. Жалобу можно направить в администрацию школы, колледжа или института, где работает преподаватель.
Если жалобы написаны правильно и составлены по форме, то руководство учебного заведения обязано рассмотреть обращение и принять меры. Если обращение не приняли во внимание или никаких мер не было применено, ребенок может обратиться к директору школы, колледжа или института.
В некоторых ситуациях можно подать иск в суд, если оскорбления или унижения продолжаются дальше или если жалоба была неудовлетворительно рассмотрена. Однако, перед подачей иска рекомендуется проконсультироваться с юристом, чтобы оценить шансы на успешное рассмотрение дела в суде.
Возможность найти учителя в другом учебном заведении — это еще один вариант действий. Если ученик считает, что его права и достоинство будут защищены лучше в другом учебном заведении, он может подать заявление в другую школу, колледж или вуз.
В конечном счете, ученик должен выбрать тот путь обращения, который ему кажется наиболее подходящим и эффективным в его конкретной ситуации. Важно помнить, что унижения и оскорбления со стороны учителя недопустимы, и ребенок имеет право на достойное и уважительное обращение.
Ты защитишь меня? Разрешите детям жаловаться!
Я не знаю, когда и кто это придумал, но подобное убеждение прочно прижилось в детской субкультуре, и дошкольной, и школьной. Вариации убеждения: «ябедничать некрасиво», «стукач», «ябеда-корябеда». Причем транслируют эту мысль не только дети друг другу, но и некоторые родители: «Не надо мне жаловаться! Учись сам решать свои проблемы!».
Сколько психологических травм бывает из-за этого «нехорошо жаловаться». Ребенка обижают. Он сам не может себя защитить. И пожаловаться не может, потому что есть запрет на жалобу. Некоторые дети годами терпят издевательства одноклассников, но не жалуются. Пожалуйста, разрешите детям жаловаться!
Поскольку я являюсь хозяйкой маленькой собачки чихуахуа, я имею возможность наблюдать разные способы ее взаимодействия с миром во время прогулки. Она с громким лаем гоняет голубей, ликуя, что хоть кто-то ее боится. Она с любопытством обнюхивает йорка, потом виляет хвостом и скачет, приглашая его поиграть.
Настораживается и замирает, когда приближается ребенок, так как не понимает, чего от него ожидать: он просто пройдет мимо или полезет гладить? Поднимает на меня голову, как будто спрашивая взглядом: «Ты ведь защитишь меня?». Но если моя чихуахуа увидит крупную собаку, стремительно от нее убегает и просит защиты у меня на руках. То есть она демонстрирует разные модели реагирования: нападать, замирать, убегать, искать защиту — и все это про «защити себя».
Убежать и спрятаться — это тоже не дать себя в обиду. Мне бы в голову не пришло учить крохотную чихуахуа нападать на крупную собаку. Это кажется очевидным. Но почему тогда при воспитании детей мы так часто игнорируем факт того, что дети разные, в том числе и по росту, и по силе, и учим их универсальной модели поведения: «Не жалуйся. Умей за себя постоять. Дай сдачи».
Вы видели, как выглядит тот мальчик (обидчик), кому вы советуете дать сдачи? Инстинкт самосохранения подсказывает ребенку не давать сдачи. На уровне инстинктов у него тоже заложены разные модели реагирования. Идти за инстинктом или слушать родителей? Еще раз подойти к родителям со своей проблемой? Но он опять услышит: «Я же тебе уже сказал, дать ему как следует и больше не жаловаться».
Ребенок жаловаться перестает. Родитель убежден, что проблема решена. Но ребенок просто перестал жаловаться. Хотя по-прежнему не может дать сдачи. Терпит.
Какие альтернативные способы решения проблемы
Если кажется, что учитель оскорбляет или унижает ученика, не стоит делать поспешных выводов. Важно сначала разобраться в причинах такого отношения. Возможно, у преподавателя есть основания для своего поведения, которые нам неизвестны. Прежде всего, стоит встретиться с учителем и попытаться обсудить проблему. Возможно, имеет смысл составить вопросы и выразить свои претензии по поводу отношения к ученику, занижению оценок или предвзятому отношению.
Если встреча с учителем не приводит к результату или не является возможной, можно написать жалобу директору школы. В жалобе следует подробно изложить все факты, указывая даты, время, причины и последствия происшедшего. Также можно обратиться в министерство образования своего региона, где вам могут предоставить помощь и ответить на ваши вопросы. Если проблема не решается на уровне школы или региона, в крайнем случае можно обратиться в суд.
Что делать, если учитель придирается к ребенку?
Когда мы говорим о придирках, мы имеем в виду несправедливость и тот факт, что учитель делает акцент на мелких недоработках ученика, когда дает ему обратную связь по контрольной или самостоятельной работе. Учитель действительно придирается к ребенку, если:
- У ребенка нет ошибок, которые влияют на ответ в задаче, но учитель не хвалит его за это, а обращает внимание на мелкий недочет, типа двоеточия после слова «ответ».
- Ребенок постоянно получает оценки «с минусом». Не может учитель поставить просто пять или просто четыре.
- Учитель постоянно говорит ребенку, что тот не дотянул до более высокого балла.
- Такое отношение негативно влияет на мотивацию ребенка. Особенно если он видит, что за такую же работу однокласснику поставили более высокий балл.
Унижаемому — не принимать всё на за правду и на своё счёт. Это просто слова, который говорят об эмоциональном состоянии того, кто их произнёс. Но если Вас всё-таки задело, значит, что-то в Вас откликается на эти слова и действия нападающего. Речь не о том, что нужно воспринимать буквально то, что сказал обидчик. Нужно проанализировать эмоции, которые вызвала ситуация. Например: учитель говорит Вам, что Вы никогда не научитесь нормально говорить по-английски. Если Ваша самооценка адекватна, то Вы воспримете эти слова просто как эмоциональное субъективное мнение человека, который, может, вообще не является для Вас авторитетом. Причём сказанные в не самом лучшем расположении духа. Ведь известно, что люди, у которых всё хорошо в жизни, другим гадостей не говорят и не делают.
Но если Вас всё-таки задело, то нужно спросить себя «Почему?». Ответы могут быть разные: «А вдруг всё так и будет? И я не смогу оправдать ожидания родителей?» или «Я хуже всех. Все будут с меня смеяться. Я останусь неудачником» и т.п. Уже даже в этих примерах видны истинные корни проблемы: ожидания родителей или страх быть непринятым обществом. Спрашивайте себя , почему Вы этого так сильно боитесь. Разыграйте себе ситуацию, в которой всё так и происходит: Вы не выучили английский. Вы неудачник. Проживите в фантазиях это полностью. А потом вернитесь в реальность и подумайте, неужели всё так, как Вы рисуете себя в Ваших фантазиях? Ищите несоответствия. Убеждайтесь, что это Ваше заблуждение, которое Вы сами раскрутили с подачи человека, который Вас унизил. А еще подумайте: зачем этот человек это сделал. Ему от этого что? В любом случае, задавайте себе вопросы и думайте. Никто за Вас эту работу не сделает.
Теперь о человеке, который унижает. Ситуаций в жизни много. Нас здесь интересуют только те, которые происходят в учебном классе и со стороны педагога. Уважаемый учитель, если Вы унизили ученика, то извинения всегда помогают обоим. Далее стоит понять, почему Вы это сделали, чего Вы так боялись, почему хотели быть выше ученика? Принцип работы такой же, как и с тем, кого унизили. Задавайте себе вопросы и честно отвечайте. Вопросов будет много, один за одним. Например: Почему я обозвал его? Что я почувствовал, когда обозвал его? Разве он….? Почему я так решил? Я знаю об этом ребёнке абсолютно всё? Почему я позволяю себе обзывать человека таким….? Почему я ставлю себя выше него? Я имею право унижать человека? Я считаю себя «лучшим», а другие «хуже» меня? Почему? Я лучше других во всём? Получается, что что-то у меня получается лучше, а что-то хуже? Т.е. как и у всех? Т.е. я такой, как и все? А почему я позволяю себе чувствовать себя лучше, унижая другого? Почему мне нужно показывать своё превосходство над другими? После того, как причина найдена, нужно простить себя. Если начнёте себя обвинять, то обязательно получите наказание, ведь там, где есть вина — будет и наказание. Себя нужно понять, а затем подумать, какой урок Вы получили благодаря этой ситуации и изменить линию поведения, чтобы подобных эпизодов больше не происходило.
Что делать, если учитель обижает ребенка?
Если учитель оскорбляет, высмеивает малыша перед классом, приказывает ему стоять на протяжении всего урока, дает подзатыльник, бьет указкой по ногам, рукам или телу, разговаривает с ним в язвительном тоне, намеренно занижает оценки, то это повод разобраться и наказать педагога.[ads-mob-2] [ads-pc-2]Некоторые мамы и папы, узнав, что учитель плохо поступает с их малышом, переполняются эмоциями, начинают вести открытый конфликт с обидчиком, угрожать ему. Это неправильный подход. Важно сохранять спокойствие и благоразумие. Действовать в такой ситуации нужно грамотно.
Что делать, если учитель обижает ученика, стоит решать исходя из степени выраженности противоправных действий педагога, результативности общения с ним. В любом случае рекомендуется поговорить по поводу сложившейся ситуации с классным руководителем.
Родителям не стоит делать следующее:
- ругать педагога, оскорблять его и унижать;
- разбираться с учителем в присутствии детей или представителей педагогического персонала;
- нервничать, раздражаться;
- угрожать учителю прокуратурой, санкциями;
- писать жалобы в вышестоящие инстанции без предварительного общения с директором школы.
Подобные действия могут лишь усугубить ситуацию.
- В первую очередь – к учителю! Все школьные проблемы начинают решать только с него. Потом, если не помогло – к заучу. Затем, если снова не помогло – к директору.
- Травлю нельзя «лечить» на уровне (примитивном) жертва-обидчик. Чтобы исправить ситуацию, необходима работа со всем коллективом «свидетелей» сразу.
- Проанализируйте причину травли. Естественно, на поводу у обидчиков идти не нужно, но если в ваших силах придать ребенку уверенности – ищите способы. Ребенок слишком хрупкий и слабый – отдайте его в секцию, где он станет более уверенным в себе. Не умеет отвечать обидчикам? Научите ребенка «держать удар» (психологически) и быть «на коне» в любой ситуации. Проблемы с дикцией? Отведите к логопеду. И т.д. Превращайте все слабые стороны чада — в сильные.
- Неплохим вариантом может стать показательно-демонстративный «разбор полетов» с учителем, директором и родителями всех сторон. На подростков, для которых еще не все потеряно (угрозы были мнимыми, гонор напускным), перспектива вылететь из школы или даже попасть на учет в детской комнате милиции может стать отличным стимулом усмирить свои амбиции и поменять поведение.
- Если имеет место применение насилия – здесь прямой путь к директору через учителя, а далее – в прокуратуру, и проч. Ни один факт насилия остаться без реакции родителей не должен – даже мелкая шалость в виде подзатыльника однокласснику или подставленной подножки может привести к серьезным последствиям.
- Учите чадо действовать так, как обидчики и не ожидают: спокойно отвечать на ругань, пропускать мимо ушей колкости, и проч. Конечно, в случае, когда начинается более серьезная травля, порча вещей ребенка, когда ему не дают прохода, когда начинаются серьезные оскорбления и применение силы, терпеть нельзя – нужно действовать, причем сразу и жестко. Опять же – не самостоятельно, а через педагогов, директора и родителей обидчиков.
- Найдите способ подружить ребенка с обидчиками. Таким способом может совместный выезд куда-либо (всем классом) – на экскурсию, на пикник и пр., общие игры и хобби, кружки, можно также позвать детей в гости на день рождения. Естественно, враги сразу не превратятся в друзей, но все-таки станут менее опасными, а кто-то и перейдет в союзники. Речь, конечно же, не о том, чтобы подкупить обидчиков! Это самое худшее решение, которое может найти родитель.
- Помогите ребенку преодолеть страх. Иногда достаточно просто перестать бояться обидчиков, чтобы они прекратили травлю.
- Помогите ребенку самоутвердиться, если таких возможностей в школе для него нет. Пусть найдет себя в спорте или в хобби: обязательно найдите для ребенка занятие, которое повысит его уверенность в себе и самооценку.
- Оградите свое чадо от хулиганов, насколько можете: встречайте из школы и провожайте, пока ситуация не утихнет сама собой. Как правило, большая часть издевательств в процессе травли одноклассников происходит после школы за пределами ее территории. А в самой школе – слишком много свидетелей.
- Купите ребенку специальное техническое устройство, которое поможет вам быть в курсе, как текущей ситуации, так и местонахождения ребенка.
Эти советы хороши для ситуаций, которые не зашли слишком далеко.
Но что делать, если обидчик – настоящий агрессор, на которого не могут найти управу ни учителя, ни директор, ни сами родителя агрессора?
В этом случае действуйте жестко и быстро! Конечно, на пустом месте вы организовать защиту не сумеете, но если уже есть факты воздействия на вашего ребенка, то не ждите, пока директор перестанет бояться огласки (они так боятся «шума», что готовы принести школьников в жертву этим малолетним негодяям).
Дав, на ваш взгляд, необходимые и важные пояснения, попросите педагогического совета, рекомендаций. Поинтересуйтесь мнением учителя, что вы как родитель можете предпринять в сложившихся обстоятельствах. В случае с ребенком, который овладевает новыми знаниями в замедленном темпе, можно предложить: «Может быть, мне помогать ему готовиться к урокам?» «Среди моих коллег много приверженцев идеи, что ребенок с первого класса должен самостоятельно выполнять домашние задания. Я разделяю ее с оговоркой: если младшеклассник нуждается в помощи – а это случается нередко, – родители не должны оставаться в стороне», – объясняет свою позицию Надежда Георгиева. Учеба – одна из важнейших сфер жизни, поэтому относиться к возникшим проблемам попустительски недопустимо. Особенно важно помогать, если ребенок остро переживает свои неудачи.
Что делать, если учитель оскорбляет ученика?
В учебной практике нередки случаи оскорбления ребенка учителем, причем причины непедагогичного поведения учителя могут быть различного рода начиная от личной неприязни и заканчивая раздражением по поводу непонимания ребенком материала. Обычно в подобных конфликтных ситуациях, с психологической точки зрения, виноваты оба, и учитель, и ученик. Однако, это не освобождает от ответственности преподавателя за оскорбление.
|
В настоящей публикации рассмотрим что делать, если учитель унижает и оскорбляет ученика, порядок подачи заявления и рассмотрения данных дел.
Выслушать и поддержать
Ещё один важный момент: нужно понимать, что дети есть дети, и иногда они склонны преувеличивать, драматизировать или вовсе врать взрослым по тем или иным причинам. Об этом рассуждает детский психолог сервиса YouTalk Ксения Щербинина:
— Когда происходят подобные инциденты, у всех зашкаливают эмоции и очень сложно держать себя в руках: ребёнок сильно напуган, родители в ярости. Для начала родителям важно найти в себе силы на глубокий вдох-выдох и попробовать разобраться в ситуации. Что произошло на самом деле? При каких обстоятельствах это произошло?
Сейчас есть тенденция демонизировать учителей и систему образования в целом. За этой негативной установкой мы иногда перестаём видеть реальность. Возможно, никакого инцидента не было, и для ребёнка это лишь повод привлечь внимание мамы и папы, почувствовать, как они могут защитить его, позаботиться. Возможно, конфликт был не с педагогом, а с одноклассниками, но «стучать» страшно, а синяк остался. Почему бы не свалить на учителя, у которого уже не самая хорошая репутация? Я говорю сейчас о других вариантах не с целью защитить учителей (хотя и они иногда нуждаются в защите), а с целью предупредить о других не менее серьёзных причинах.
Итак, вы разобрались в ситуации и убедились в том, что учитель вышел за рамки своих компетенций и оскорбил или даже ударил ребёнка. Как правило, в подобных ситуациях ребёнок испытывает сильную растерянность, переживает, виноват ли он в этой ситуации, и боится, что всё может повториться.
Какие бы страшные вещи ни происходили в жизни наших детей, мы можем и должны объяснять им, что происходит.
«То, что произошло с тобой — не норма, такого быть не должно. Я знаю, что ты напуган. Ты не виноват в том, что произошло. Даже если ты вёл себя не так, как хотел учитель, у него нет права оскорблять тебя, и тем более бить. Ни у кого нет права бить тебя. Мы с папой/мамой будем разбираться в этой ситуации и не допустим её повторения».
Не замалчивайте инцидент и не старайтесь сделать вид, что ничего не было. Не стоит сильно погружать ребёнка в дальнейшие разбирательства, так как это может повторно его травмировать. Достаточно того, что он чувствует вашу защиту. Подобные разъяснения позволяют ребёнку «переварить» тот негативный опыт, который произошёл с ним.
Безусловно, нужно будет время. Если родители замечают, что ребёнок стал вести себя иначе после подобного инцидента, стоит обратиться к психологу. У всех разная стрессоустойчивость. То, что для одних быстро забудется, на других может наложить серьёзный отпечаток. Своевременно оказанная психологическая помощь позволит минимизировать последствия стресса.
Ребенка обижают в школе учителя что делать
Образовательное учреждение – это место, где осуществляется обучение малыша не только грамматическим знаниям, но и дисциплинарным навыкам, нормам поведения и уважения друг к другу.
Если же ребенка унижают учителя в школе, тогда претензии родитель должен составлять, основываясь на статью 34-ю закона об образовании Российской Федерации. Он гласит, что ученика обязаны уважать, он должен быть защищен от насилия различного типа (физическое, психологическое).
Также в данном законе статье 48 имеются следующие определения:
- Обязательства педагога;
Сюда входит соблюдение имеющихся норм – это правовые, этические и нравственные. Обязательно должна присутствовать уважительность к чести и достоинству учеников и остальных людей, с которыми имеются образовательные отношения.
- Отсутствие прав;
Ответственность педагога
Каким должен быть учитель? Грамотным, добрым и с уважением относиться к своим подопечным. В прежние времена были такие учителя. А сейчас их становится все меньше и меньше. Педагог способен сорваться на ребенке из-за плохого настроения или унизить того из-за внешнего вида или неподготовленного домашнего задания.
В том случае, если его вину докажут, учитель понесет ответственность. Какой она может быть?
-
Дисциплинарная. Директор или РОНО после разбирательства вправе уволить учителя, позволяющего себе хамское отношение к детям.
-
Административная. Вредной учительнице придется заплатить определенную сумму за унижение ученика. От 10 000 до 30 000 рублей. Это административный штраф за оскорбление чести и достоинства ребенка.
-
Кроме того, родители пострадавшего вправе требовать в суде компенсации морального ущерба. И ее размер озвучивается ими самими в данном случае.
А если ученик виноват?
Мы рассмотрели несколько вариантов, как могут действовать родители в случае оскорбления их ребенка со стороны учителя. А если все наоборот? Ученик оскорбил учителя, наказание какое он за это понесет?
Возможно несколько вариантов развития ситуации:
-
Самостоятельное урегулирование проблемы педагогом.
-
Обращение к родителям.
-
Обращение в судебные инстанции с требованием компенсации морального ущерба.
Опытные педагоги рекомендуют самостоятельно разобраться с возникшей ситуацией. Современные дети такие, что учителей и в грош не ставят. О своих правах они хорошо знают, только об обязанностях забывают.
Учитель может:
-
Пропустить оскорбление мимо ушей.
-
Оставить хулигана после урока и задать ему моральную трепку.
-
Обернуть ситуацию таким образом, чтобы ученик, который позволил себе оскорбить педагога, искал из нее выход.
-
Объявить ученику бойкот.
-
Начать занижать оценки.
Последний момент — не один из самых лучших. Но порой у педагога другого выхода нет. К примеру, ребенок очень наглый. Но учится хорошо, а учитель знает, что за плохие отметки его ругают. Заработал «четыре»? Ставьте «три». Если есть желание, придраться можно ко всему.
Жалоба родителям не всегда приносит пользу. Нынешние дети не особо ценят труд учителей. Родители быстро встают на сторону своих любимых чад. Если учитель понимает, что родители адекватны, можно вызвать их в школу для разговора.
Судебная инстанция — это уже на самый крайний случай. Если на ребенка управы нет, он сам постоянно хамит, родители его защищают и поддерживают, к директору идти бессмысленно. Только надо быть готовым к тому, что с работы придется уйти после разбирательства.