Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путин ужесточил наказание за проникновение на объекты силовых ведомств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уголовная ответственность, налагаемая на правонарушителя при вторжении на объект, находящийся под охраной, наступает в случаях, когда за подобное правонарушение преступник уже привлекался к административной ответственности, согласно ч. 2 ст. 20.17 КоАП РФ. Подвергнутым административному наказанию следует считать лицо, если при установлении ему наказания по статье 4.6 КоАП РФ не прошел 1 год.
Разбираемся с основными понятиями
КоАП РФ, Статья 20.17. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта
- Самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.
- Самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа в размере от семидесяти пяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой, либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.
Имеют ли право сотрудники охраны объекта физически ограничивать свободу передвижений и не давать выйти с объекта?
— Да имеют право (ст. 12 ФЗ № 77) «осуществлять поиск и задержание лиц, незаконно проникших на охраняемый объект».
Привлекут ли организатора к ответственности?
— Нет, не привлекут, для этого организатора нужно было задержать в процессе незаконного нахождения на объекте, либо отснять на видео и фото чтобы прям различить можно было (и то даже связываться не будут. Как правило, человек находился в это время совершенно в другом месте).
Как оформить в собственность заброшенный участок
Эксперты Кадастровой палаты рассказали, какие документы необходимы для оформления прав собственности на земельный участок, в том числе заброшенный, расположенный на территории дачного поселка, и где их можно получить.
На территории любого дачного поселка обязательно найдется поросший бурьяном заброшенный участок. Как правило, территория его настолько запущена, что кажется, будто хозяина здесь нет, и никогда не было. Руки так и тянутся забрать участок себе и «причесать», облагородить. Однако ощущение беспризорности территории – еще не повод ее занимать. Эксперты Кадастровой палаты дали рекомендации, какие документы необходимы для оформления прав собственности на заброшенный участок и где их можно получить.
Для оформления прав собственности на земельный участок необходим правоустанавливающий документ на него. В случае, когда участок «заброшен», правоустанавливающим документом может быть либо договор по гражданско-правовой сделке, например, договор купли-продажи, дарения, мены, либо соответствующий акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о предоставлении такого земельного участка. Что для этого необходимо предпринять?
Шаг 1. Попробовать найти владельца земельного участка. Если участок расположен на территории садового товарищества (СНТ), в первую очередь рекомендуем обратиться к председателю такого товарищества. У него могут быть все данные об участках, расположенных на территории СНТ, и их владельцах. Так вы сможете узнать точный адрес заброшенного участка или дома на нем и, возможно, их кадастровые номера. Далее рекомендуем заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), например, через онлайн-сервис на сайте Кадастровой палаты. В ней будет более подробная информация как об участке, так и о собственниках, и возможных обременениях при условии, если права на интересующий участок регистрировались в ЕГРН.
Определение противоправных действий
Читайте: Порча, уничтожение или повреждение чужого имущества
Стоит отметить, что само проникновение будет считаться незаконным только в том случае, если границы объекта, что является охраняемым, пересекают те лица и граждане, которые не имеют специального разрешения или допуска. Также такие действия будут считаться противоправными в случае, если нарушитель проник туда на основании поддельных документов (пропуска) или разрешения, не принадлежащего ему.
Важной особенностью охраняемых объектов является то, что для них даже не является обязательным наличие пропускного пункта. Это связано с тем, что руководство или ведомство, которому подчиняется объект, вправе самостоятельно или руководствуясь общими порядками устанавливать охранные меры. Это может быть наличие сигнализации, нанятая охрана, система видеонаблюдения. То есть, определяя, совершило ли лицо правонарушение или нет, суд не принимает во внимание, каким образом охранялся объект – тут важен будет сам факт проникновения.
При определении вины также во внимание принимается тот факт, каким образом лицо или группа лиц проникли на охраняемую территорию. Правонарушитель может выполнить такое действие вторжением через окно, посредством взлома дверей, нарушения целостности ограждения.
При этом важной особенностью является то, что если проникновение имело место путем обмана хозяев (собственников, охранников, должностных лиц и т.д.), то есть они, введенные в заблуждение, сами пустили или дали разрешение на пропуск, привлечение к ответственности не может рассматриваться.
Статья 20.17. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта
Обеспечивать охрану места происшествия и сохранность указанных вещей и документов; — применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; — беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов и осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений;
Комментарий. Так что если вас заловили на объекте, попадающем в список ст. 8, придется и документы предъявить, и в ментовку сходить. И пусть вам там выписывают штраф в соответствии с нормами КоАП. Но перед этим докажут, что объект попадает в список ст. 8.
Удирать категорически не рекомендуется — в соответствии со ст. 13 того же закона «Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия на охраняемых объектах, а также вне охраняемых объектов при преследовании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах.» Однако перед этим обязаны «предупредить о намерении применить их, а в исключительных случаях, когда промедление с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо работников ведомственной охраны или может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, доврачебную медицинскую помощь».
И, наконец, если вас задержали, что с вами могут делать (КоАП). Статья 23.3. Органы внутренних дел (милиция)
1. Органы внутренних дел (милиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями … 20.17… настоящего Кодекса. > Комментарий: если на вас налагается штраф, то без милиции — никуда
Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
> Комментарий: пред тем, как наложить штраф, на вас должны составить протокол
Статья 27.2. Доставление
1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется: 1) должностными лицами органов внутренних дел (милиции) при выявлении административных правонарушений … при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, — в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
> Комментарий: чтобы доставить вас в отделение, охрана должна вызывать милицию
… 3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.
Что может считаться проникновением на охраняемый объект и какое за это последует наказание
20.17 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность, установленный режим охраняемых объектов.
Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. «О ведомственной охране», определяющий организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны, содержит определения понятий ведомственной охраны, охраняемых объектов и пропускного режима охраняемых объектов.
Под ведомственной охраной понимается совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
Охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.
Пропускной режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.
Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.
Перечень охраняемых объектов определяется федеральными органами исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны, и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ (ст.8 Закона).
Понятие охраняемого объекта
Объекты, находящиеся под охраной, перечислены в статье 1 Федерального закона «О государственной охране». К ним отнесены:
- здания, сооружения, строения, в том числе прилегающие к ним земельные участки, водные объекты, акватории, находящиеся под защитой органов государственной охраны;
- здания, сооружения, строения, которые находятся в оперативном управлении органов государственной охраны;
- здания, сооружения, строения, прилегающие к ним земельные участки, а также водные объекты, которые находятся в пользовании органов государственной охраны.
В зависимости от назначения охраняемые объекты бывают:
- действующими — на постоянной или временной основе там расположены объекты государственной охраны;
- резервными — объекты государственной охраны размещаются там в случае объявления чрезвычайной ситуации или военного положения;
- обеспечивающими — предназначены для размещения сотрудников органов государственной охраны, обслуживающего персонала.
Все объекты, находящиеся под государственной охраной, по степени уязвимости подразделяются на 4 группы. В зависимости от того, к какой группе отнесен охраняемый объект, определяется его техническая оснащенность. Московский Кремль — официальная резиденция Правительства РФ — отнесен к объектам 1 группы защиты.
Зависимость технической оснащенности объекта, находящегося под государственной охраной, от уровня его защиты регулируется нормативными правовыми актами ведомства, к которому относится охраняемый объект.
Объективная и субъективная стороны
Объективная сторона определяется в форме действий лица, которые выражаются посредством нелегального неоднократного вторжения на территорию подземного или подводного объекта. Его охрана регулируется положением и порядком о ведомственной или государственной охране.
При нарушении установленного порядка или учинении аналогичного деяния в период действия административного штрафа вторжение квалифицируется как незаконное.
К объектам государственной охраны относятся:
- Президент РФ;
- определенные законом лица, замещающие государственные должности в РФ;
- федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие охране со стороны государства на основании закона;
- главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ.
Указанному перечню лиц охрана предоставляется на срок действия их полномочий.
Субъективная сторона определяется как вина в форме умысла. Субъектом представлено дееспособное физическое лицо, возраст которого не может быть ниже 16 лет.
Комментарий к Ст. 215.4 Уголовного кодекса
1. Объективная сторона характеризуется незаконным проникновением на охраняемый подземный или подводный объект. К охраняемым относятся только подземные или подводные объекты, определяемые в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране» и ст. 8 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране». При этом если соответствующий объект имеет охраняемую прилегающую надземную территорию или водную поверхность, где действует пропускной режим, то незаконное проникновение на данную территорию или поверхность также считается уголовно наказуемым. Однако проникновение на зону охраняемого объекта при условии, что на ней не установлен специальный пропускной режим, само по себе не считается уголовно наказуемым. Способы проникновения (обман, насилие, т.п.) не имеют значения.
Преступление считается оконченным с момента проникновения, т.е. попадания в пространство, на территории (акватории) которого действует особый режим допуска (пропускной режим).
2. Условием наказуемости является предшествующее привлечение лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.17 КоАП РФ. Лицо считается подвергнутым административному наказанию до истечения годичного срока, установленного ст. 4.6 КоАП РФ.
3. Квалифицированный состав среди прочего имеет место в том случае, если проникновение было сопряжено с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну (п. «б» ч. 2). Создание угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну, имеет место тогда, когда на охраняемом объекте содержатся документы, материалы, сооружения и т.п., сведения о которых составляют государственную тайну, и проникшие получили реальную возможность обозреть, сфотографировать, протестировать и совершить иные действия в отношении указанных предметов.
Определение противоправных действий
Стоит отметить, что само проникновение будет считаться незаконным только в том случае, если границы объекта, что является охраняемым, пересекают те лица и граждане, которые не имеют специального разрешения или допуска. Также такие действия будут считаться противоправными в случае, если нарушитель проник туда на основании поддельных документов (пропуска) или разрешения, не принадлежащего ему.
Важной особенностью охраняемых объектов является то, что для них даже не является обязательным наличие пропускного пункта. Это связано с тем, что руководство или ведомство, которому подчиняется объект, вправе самостоятельно или руководствуясь общими порядками устанавливать охранные меры. Это может быть наличие сигнализации, нанятая охрана, система видеонаблюдения. То есть, определяя, совершило ли лицо правонарушение или нет, суд не принимает во внимание, каким образом охранялся объект – тут важен будет сам факт проникновения.
При определении вины также во внимание принимается тот факт, каким образом лицо или группа лиц проникли на охраняемую территорию. Правонарушитель может выполнить такое действие вторжением через окно, посредством взлома дверей, нарушения целостности ограждения.
Признаки проникновения на охраняемый объект
Государственное высшее учебное заведение «Национальный горный университет», Украина
Охраняемый объект. Способы проникновения нарушителей на охраняемый объект.
Охрана объекта является сложным интегрированным процессом. Это комплекс мероприятий, которые направлены на обеспечение непрерывности работы объекта, сохранности его материальных ценностей, безопасности персонала объекта.
Чтобы эффективно противодействовать угрозе проникновения нарушителя в охраняемое помещение следует определить, что может представлять наибольший интерес для нарушителя и должно защищаться в первую очередь, пути возможного проникновения нарушителя на объект, информация, которой может располагать нарушитель об организации системы защиты предприятия, технические возможности нарушителя.
Такая совокупность полученных оценок называется «моделью» нарушителя. Эта модель, наряду с категорией объекта, служит основой для выбора методов организации охраны объекта, определяет сложность и скрытность применяемых технических средств охранной сигнализации и телевизионного наблюдения, варианты инженерно-технической защиты, кадровый состав службы охраны.
В зависимости от типа нарушителей проникновение на объект будет осуществляется по разному — менее грамотно или более грамотно (ухищренно), используя различные условия, способствующие проникновению.
Способы проникновения нарушителей на объект:
· разбитие окна, витрины, остекленной двери или других остекленных проемов;
· взлом двери, перепиливание (перекус) дужек замка и другие способы проникновения через дверь;
· пролом потолка, подлежащего блокировке;
·
пролом капитального потолка, не подлежащего блокировке;
· пролом стены, подлежащей блокировке;
· пролом капитальной стены, не подлежащей блокировке;
· пролом (подкоп) капитального пола, не подлежащего блокировке;
· пролом (подкоп) пола, подлежащего блокировке;
· проникновение через разгрузочный люк;
· проникновение через вентиляционное отверстие, дымоход или другие строительные коммуникации;
· проникновение подбором ключей;
· оставление нарушителя на объекте до его закрытия;
· свободный доступ нарушителя на объект в связи с временным нарушением целостности здания из-за влияния природно-техногенных факторов или в период проведения ремонта;
· отключение электроэнергии на объекте, в районе, городе;
· постановка нарушителем помех ТСО на объекте;
· постановка нарушителем помех в канале связи объекта с охраной;
· предварительный вывод из строя ТСО на объекте;
· предварительный вывод из строя канала связи объекта с охраной;
· предварительный сговор нарушителя с персоналом объекта;
· предварительный сговор нарушителя с персоналом службы охраны объекта;
· создание и использование многих других условий для проникновения на охраняемый объект, например: использование дрессированных животных и птиц, специальных технических средств обхода ТСО, специальных технических средств для предварительного изучения объекта и т.д.
Наиболее распространенной «моделью» нарушителя является «неподготовленный нарушитель», т.е. человек, пытающийся проникнуть на охраняемый объект, надеясь на удачу, свою осторожность, опыт или случайно ставший обладателем конфиденциальной информации об особенностях охраны. «Неподготовленный нарушитель» не располагает специальными инструментами для проникновения в закрытые помещения и тем более техническими средствами для обхода охранной сигнализации. Для защиты от «неподготовленного нарушителя» часто оказывается достаточным оборудование объекта простейшими средствами охранной сигнализации и организация службы невооруженной охраны.
Более сложная «модель» нарушителя предполагает осуществление им целенаправленных действий, например, проникновение в охраняемые помещения с целью захвата материальных ценностей или получения информации. Для крупного учреждения наиболее вероятной «моделью» является хорошо подготовленный нарушитель, возможно действующий в сговоре с сотрудником или охранником.
В зависимости от поставленных целей злоумышленник создает те или иные условия для проникновения на объект и в его помещения, пользуясь теми или иными контактными или бесконтактными способами проникновения.
К контактным способам совершения враждебных действий относятся:
1. Контактное проникновение на объект охраны:
— несанкционированное проникновение на территорию ОО;
— проход на основе маскировки;
— установка средств негласного слухового, визуального, электромагнитного и др. наблюдения.
2. Контактное нарушение целостности или характера функционирования объекта:
— нарушение линий жизнеобеспечения ОО;
— физическая ликвидация потенциала ОО;
— затруднение штатного режима функционирования объекта.
Наступление уголовной ответственности
Уголовная ответственность, налагаемая на правонарушителя при вторжении на объект, находящийся под охраной, наступает в случаях, когда за подобное правонарушение преступник уже привлекался к административной ответственности, согласно ч. 2 ст. 20.17 КоАП РФ. Подвергнутым административному наказанию следует считать лицо, если при установлении ему наказания по статье 4.6 КоАП РФ не прошел 1 год.
Если на охраняемой территории не установлен пропускной режим, самовольное проникновение в эту зону не расценивается как уголовно наказуемое независимо от того, каким способом оно реализовано (обманным или насильственным). При этом преступное действие рассматривается как завершенное, начиная с того момента, когда произошло пересечение пространства, в зоне которого введен специальный режим пропуска.
Наказание за проникновение на охраняемый объект согласно статье 215.4 УК РФ
Проникновение лиц, не имеющих на это законных прав, на охраняемый объект в определенных ситуациях попадает под Уголовный Кодекс. Так, если подобное правонарушение было совершено не единожды (то есть, был совершен рецидив), то виновному грозит одно из приведенных наказаний:
- штраф в сумме до 500000 рублей;
- штраф, в сумме суммарного дохода виновного за 18 месяцев;
- ограничение свободы на срок до 24 месяцев;
- лишение свободы на срок до 24 месяцев.
Уголовным преступлением также считается проникновение на охраняемый объект, если оно было:
- совершено несколькими лицами на основании предварительного сговора;
- сопряжено с созданием реальной угрозы распространения информации, содержащую государственную тайну.
Виновному такое преступление грозит наказанием в виде:
- штрафа в сумме до 700000 рублей;
- штрафа, в сумме суммарного дохода виновного за 24 месяца;
- лишения свободы сроком до 4-х лет.
Уголовная ответственность за деяние была введена Федеральным законом № 443-ФЗ от 30 декабря 2015 года.
Пример из практики. Граждане Петров, Иванов и Макаров, по предварительному сговору проникли на территорию государственного предприятия, которое является объектом охраны ведомственных подразделений. Из показаний виновных было установлено, что целью проникновения были хулиганские действия. Кроме того, было установлено, что ранее они уже совершали проникновение на этот объект два раза. Петров, Иванов и Макаров были привлечены к уголовной ответственности и понесли наказание в виде штрафа в сумме годового дохода.
Что может считаться проникновением на охраняемый объект и какое за это последует наказание
20.17 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность, установленный режим охраняемых объектов.
Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. «О ведомственной охране», определяющий организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны, содержит определения понятий ведомственной охраны, охраняемых объектов и пропускного режима охраняемых объектов.
Под ведомственной охраной понимается совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
Охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.
Пропускной режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.
Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.
Объективная и субъективная стороны
Объективная сторона определяется в форме действий лица, которые выражаются посредством нелегального неоднократного вторжения на территорию подземного или подводного объекта. Его охрана регулируется положением и порядком о ведомственной или государственной охране.
При нарушении установленного порядка или учинении аналогичного деяния в период действия административного штрафа вторжение квалифицируется как незаконное.
К объектам государственной охраны относятся:
- Президент РФ;
- определенные законом лица, замещающие государственные должности в РФ;
- федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие охране со стороны государства на основании закона;
- главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ.
Указанному перечню лиц охрана предоставляется на срок действия их полномочий.
Субъективная сторона определяется как вина в форме умысла. Субъектом представлено дееспособное физическое лицо, возраст которого не может быть ниже 16 лет.