Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Меры социальной поддержки граждан в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.
Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
Меры социальной поддержки узникам концлагерей были определены еще со времен советского союза. Современные дети страдают от отсутствия новых гаджетов или немодной, по их мнению, одежды. Мало кто задумывается о том, что во времена ВОВ были дети, которые попали в концентрационные лагеря и на тяжелые работы в фашистской Германии. Конечно, большинство из этих детей погибло, так и не дождавшись Великой Победы, но были и такие, кто выжил и сегодня нуждается в помощи государства.
Меры социальной поддержки узникам концлагерей предусмотрены следующие:
- ежемесячные денежные выплаты;
- обеспечение жильем;
- ежегодные выплаты к знаменательным датам;
- протезно-ортопедическое обслуживание;
- медицинское обслуживание;
- полный социальный пакет услуг и другие, предусмотренные в конкретном регионе.
К категории социально незащищенных граждан в зависимости от регулируемых правоотношений отнесены инвалиды, пенсионеры, дети из многодетных семей, дети-сироты и др.
Законодательство РФ не содержит единого определения категории «социально незащищенные граждане (группы населения)». Часто при упоминании данной категории в нормативных актах не определяется и круг относящихся к ней лиц (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ; п. 5 ст. 5 Закона от 30.12.2020 N 489-ФЗ; п. 3 Положения, утв. Приказом Минтруда России от 23.12.2020 N 938; ч. 2 ст. 27 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60).
В отдельных нормативных актах (как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также в международных актах, участником которых является РФ) и в правоприменительной практике группы социально незащищенных граждан указываются применительно к регулируемым правоотношениям. Традиционно это лица, которые в силу возраста, состояния здоровья, сложных жизненных обстоятельств нуждаются в социальной поддержке и защите. Для отнесения к данной категории уровень дохода (среднедушевого дохода) гражданина, как правило, не имеет значения, важен определенный социальный статус лица — пенсионер, инвалид, сирота и т.д. Для сравнения отметим, что оценка дохода (среднедушевого дохода) требуется, например, для признания одиноко проживающего гражданина малоимущим в целях получения государственной социальной помощи (преамбула Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ; ст. 1, ч. 4 ст. 8 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
В настоящее время в целях оказания предусмотренных законодательством мер государственной социальной поддержки преимущественно учитывается указанный выше социальный статус граждан и уровень их имущественной обеспеченности, а не просто отнесение их к категории социально незащищенных граждан.
Рассмотрим некоторые категории социально незащищенных граждан. К ним отнесены, в частности, следующие лица.
1.Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа — в целях предоставления им дополнительных гарантий по социальной поддержке (ст. 1 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ; п. 7 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
2.Ветераны, инвалиды, несовершеннолетние, многодетные семьи и малоимущие граждане — при рассмотрении в их отношении обращений в органах прокуратуры. Таким обращениям должно уделяться повышенное внимание (п. 1.2 Указания Генпрокуратуры России от 06.03.2020 N 137/9; п. 3.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45).
3.Инвалиды и пенсионеры — в целях принятия дополнительных мер по их защите от мошеннических действий третьих лиц (пп. «а», «б» п. 4 Перечня поручений, утв. Президентом РФ 31.12.2020 N Пр-2243).
4.Дети из многодетных семей, сироты, лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, пожилые люди — в целях приоритетного развития среди них физической культуры и спорта (п. п. 2.3, 3.1, 3.2.3 Стратегии развития сотрудничества на 2021 — 2030 гг., принятой Решением Совета глав правительств СНГ 29.05.2020).
5.Дети дошкольного возраста, учащиеся, инвалиды — в целях предоставления льгот на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями культуры (п. 4.2.6 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 23.07.2013 N 484-ПП).
Целевой принцип помощи
А главное, что деньги должны быть потрачены по целевому принципу, например, если человек без работы, то и помочь ему надо так, чтобы работать начал, на себя, например, а не просто выделить деньги, проесть их за какое-то время и опять на том же месте, условно, с протянутой рукой.
Именно такой подход предполагает социальный контракт, как адресная социальная помощь нуждающимся, которая включает целый перечень мероприятий, помогающая людям в сложной жизненной ситуации и помощь в определении постоянного источника дохода.
Среди разнообразных форм соцконтракта может быть и целевая денежная выплата, но обязательно направленная на конкретную цель.
Потому при заключении контракта совместно с соцработником человек составляет индивидуальную программу социальной адаптации.
В ней четко расписывается куда, на что и как планируется потратить выделяемую помощь, в зависимости от жизненной ситуации. Именно этим соцконтракт отличается от адресных пособий.
В качестве примера социальной поддержки «региональных льготников» (ветеранов труда и др.) приведем законодательство г. Москвы.
В соответствии Законом г. Москвы от 03.11.2004 г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» деятельность по предоставлению мер социальной поддержки основана на тех же принципах, что и на федеральном уровне. Кроме того, применяется принип адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.
К мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан относятся:
Право на социальную поддержку имеют следующие категории граждан из числа пенсионеров:
1) труженики тыла, т.е. лица, проработавшие в тылу в период с 22.06.1941 г. по 09.05.1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
2) ветераны труда и приравненные к ним лица по состоянию на 31.12.2004 г. лица, а именно:
3) реабилитированные лица, к которым относятся:
4) граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий, – дети, супруги (не вступившие в повторный брак), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.
При наличии права на ежемесячную городскую денежную выплату по нескольким основаниям предоставляется одна – самая высокая по размеру.
Индексация размера ежемесячной денежной выплаты производится в соответствии с Законом г. Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий год. В соответствии с Распоряжением Правительства г.Москвы от 26.03.2007 г. размер ежемесячной денежной выплаты с учетом индексации на 7,5% с 01.04.2007 г. составлял:
Гражданам, отказавшимся от получения городских мер социальной поддержки в натуральной форме, производились ежемесячные денежные выплаты в следующих размерах:
Органами социальной защиты составлен и ведется общегородской регистр получателей мер социальной поддержки. Он содержит сведения о гражданах, постоянно проживающих в Москве и имеющих право на получение социальной поддержки (помощи).
Регистр и Реестр получателей являются информационными ресурсами г.Москвы и имеют статус официальных источников городской информации.
Закон г. Москвы от 03.11.2004 г. № 70 предусматривает также дополнительные меры социальной поддержки льготных категорий граждан, являющихся получателями государственной социальной поддержки за счет средств федерального бюджета:
К дополнительным мерам социальной поддержки «федеральных льготников» относятся:
Студенты должны знать круг лиц, имеющих право на получение социального пособия, размеры пособий, установленные в субъектах РФ по месту их жительства.
Дополнительная социальная помощь оказывается преимущественно не государством, а частными фондами, которые устраивают общественные сборы и после распределяют полученные средства между нуждающимися людьми в финансовом или гуманитарном виде.
Деятельность подобных фондов является исключительно добровольной, они не обязуются помочь каждому нуждающемуся, а делают это исходя из собственных соображений.
Со стороны государства также присутствует несколько дополнительных видов социальной поддержки. К примеру, осиротевшим детям и попавшим в приют, по достижению совершеннолетия предоставляется квартира или небольшой частный дом. Соответственно, процесс происходит в порядке живой очереди, ждать свою жилплощадь сиротам придется от 2-х месяцев до нескольких лет.
Еще один вид дополнительной помощи – льготная ипотека. Понижается процентная ставка, меньше сумма выплат, предоставление на более длительный срок. Поддержка предусмотрена молодым семьям.
Многодетные семьи могут получить небольшой земельный участок для дальнейшего строительства на нём. Более того, земля переходит к ним во владение на бессрочный период и будет передана по наследству их детям.
Существует особое пособие на погребение, которое также считается дополнительным видом социальной поддержки. Пособие является компенсацией расходов на похороны почивших родственников.
Финансовая поддержка осуществляется при поддержке Фонда социального страхования РФ или других компетентных организаций. Для получения выплаты необходимо подать некоторые документы и прошение на получение пособия.
Понятие социальной поддержки появилось после принятия в августе 2004 года Федерального закона 122, где были обозначены изменения в законодательных актах РФ. Закон и изменения в нём касались принципов организации исполнительных и представительных органов власти в субъектах РФ. Меры социальной поддержки — это то, что ранее называлось льготами, но понимается под этими терминами одно и то же: когда отдельные категории населения получают некие блага или услуги без оплаты или с частичной оплатой. Большая часть этих льгот не была закреплена материально, в основном это только декларировалось (например, ветераны ВОВ — без очереди).
Меры социальной поддержки — это полное соответствие нормам закона и гарантия государства, их назначают особым категориям граждан либо за заслуги, либо по специфическим потребностям, предоставляют их и в натуральной, и в денежной форме. Социальная поддержка предоставляется периодически либо ежемесячными денежными выплатами, либо по мере необходимости натуральной выдачей. Устанавливают помощь и бессрочно, и на определённый срок с целью частично компенсировать дополнительные затраты или поддержать здоровье граждан. Размер социальной поддержки закон определяет в твёрдой сумме.
Меры социальной поддержки для людей старшего возраста предусмотрены законодательством нашей страны. Хоть многие пенсионеры и смирились с тем, что получают мизерную пенсию и учатся выживать на гроши как умеют. Мало кому известно, что старики имеют право на доплату к пенсии, если ее размер ниже прожиточного минимума и пенсионер признан малоимущим. Для того чтобы получить такую помощь, нужно предоставить документы о доходах, подтверждающие статус малоимущего.
Кроме денежной помощи, малоимущие лица пожилого возраста могут рассчитывать:
- на льготы на оплату коммунальных услуг;
- налоговые льготы;
- социальное обслуживание пожилых людей на дому в случае утраты способности самостоятельно себя обслуживать;
- увеличение размера пенсии после 80 лет;
- индексация пенсий и другие.
Меры социальной поддержки для переселенцев и беженцев, так же предусмотрены на государственном уровне. Но тут важно учитывать, что переселенцами считаются граждане РФ, которые были вынуждены покинуть предыдущее место жительства на территории РФ или за ее пределами, так как подверглись преследованиям по религиозным, расовым, политическим или другим убеждениям. Такой статус выдают на 5 лет, и он дает вынужденному переселенцу право на получение жилья, одноразовой денежной выплаты и компенсации расходов на переезд и транспортировку вещей.
Статус беженца можно получить, подав соответствующее ходатайство в органы социальной защиты. Данный статус позволяет получить следующие меры социальной поддержки граждан данной категории:
- бесплатные услуги переводчика;
- право на получение места в детском саду;
- право на предоставление временного жилья или комнаты в специальных центрах временного размещения;
- бесплатное питание в центрах временного размещения и бесплатные коммунальные услуги;
- бесплатное медицинское обслуживание и медикаменты;
- социальное обеспечение;
- получение содействия в трудоустройстве или обучении;
- содействие в получении сведений о родственниках, оставшихся на родине и другие.
Государственная поддержка федеральных льготников
КТО относится «к отдельным категориям граждан из числа ветеранов»? К отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета, согласно статьям 14-19 Федерального закона «О ветеранах», относятся: инвалиды и участники Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий; ветераны боевых действий; военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами и медалями СССР за службу в указанный период; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других стран.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ понятие «льготы» и «меры социальной защиты» во многих нормативных правовых актах заменено термином «меры социальной поддержки». Этот закон разграничил финансовые обязательства по осуществлению социальной поддержки населения между Российской Федерацией и ее субъектами. К компетенции РФ отнесена социальная поддержка инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий и др. Указанным категориям граждан предоставлено право сохранить прежние льготы по бесплатному проезду на транспорте, бесплатному получению лекарств и предметов медицинского назначения, по санаторно-курортному лечению или заменить их денежными выплатами.
Финансирование мер социальной поддержки ветеранов труда, жертв политических репрессий, тружеников тыла, ветеранов военной службы и других категорий населения передано на уровень субъектов РФ.
Какие категории граждан могут рассчитывать на помощь государства?
Категории граждан, которые могут рассчитывать на помощь государства довольно много. Но в большинстве случаев меры социальной поддержки выражаются в льготах и часто не имеют денежного эквивалента. Только некоторые категории нуждающихся могут рассчитывать на материальные выплаты от государства или местных властей. К таким категориям относятся:
- пенсионеры;
- ветераны и инвалиды боевых действий;
- люди, отмеченные за заслуги перед Отечеством;
- учащиеся;
- льготники;
- молодые семьи;
- семьи с детьми;
- инвалиды;
- малоимущие;
- студенты и некоторые другие.
Эта организация была создана 1 января 1991 года. В 2016 году бюджет фонда составлял 614,5 млрд руб. (0,78 % от ВВП страны).
Данный фонд выполняет следующие функции:
- осуществляет выплату пособий по случаю временной нетрудоспособности, пособий, выдаваемых в связи с беременностью и родами, однократного пособия при рождении ребенка и при постановке на учет по случаю беременности;
- осуществляет выплату пособий, связанных с профессиональными заболеваниями и травмами на производстве: единовременные и ежемесячные выплаты, оплата медицинских услуг и реабилитацию пострадавшего, финансирование мер по профилактике производственных травм и профессиональных заболеваний;
- предоставление путевок в санатории и курорты, а также компенсацию связанных с этим транспортных расходов для льготных категорий граждан;
- материальное обеспечение инвалидов специализированной техникой;
- оплата сертификатов, связанных с родами.
Перечислим следующие:
- Обеспечение реализации гос. политики в области труда, пенсионных выплат, поддержки инвалидов, пенсионеров, семьи и детей, а также функционирования системы социального обслуживания жителей.
- Взаимодействие с местными органами власти, внебюджетными государственными фондами, предприятиями, организациями, учреждениями, центрами связи, банками, общественными кооперативами и людьми. Деятельность управления базируется на законах РФ, указах и распоряжениях президента РФ, постановлениях правительства РФ и области (края), глав администрации области (края) и города, постановлениях, приказах и указах вышестоящего органа социальной поддержки и прочих актах.
- Создание, трансформация и ликвидация управления осуществляется в соответствии с решением органов местного самоуправления.
- Управление финансируется из бюджета города.
- Управление числится как юридическое лицо, имеющее свой счет, финансовый баланс, штампы, бланки, печать, собственное имущество и т. д.
Социальная программа – это комплекс разработанных и реализованных задач на улучшение жизни особо нуждающихся граждан, путем предоставления льгот, пособий, субсидий и т. д.
Виды социальных программ:
- Образовательные;
- Жилищные;
- Направлены на развитие и для поддержки здравоохранения;
- Пенсионные;
- Привлечение молодых квалифицированных специалистов для работы в сельской местности.
Госпомощь дается таким категориям гражданам:
- Детям-сиротам;
- Семьям, которые воспитывают троих и более детей;
- Малоимущим семьям;
- Инвалидам;
- Пенсионерам;
- Ветеранам Войны;
- И другие нуждающиеся граждане, предусмотренные законодательными актами.