Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «БДД на предприятии:ключевые особенности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответственного за БДД назначают в каждой организации, которая эксплуатирует транспортные средства (п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Для этого издают приказ.
В каких организациях должен быть ответственный за БДД
Если организация транспортная, для профилактики дорожно-транспортных происшествий, взаимодействия с ГИБДД и управлением государственного автодорожного надзора (далее — УГАДН) по вопросам безопасности дорожного движения в организациях создают службу БДД при транспортном цехе. Для организаций, которые занимаются транспортными перевозками, УГАДН является контролирующим органом. Он имеет право привлечь к административной ответственности работодателей, если они не выполняют требования федерального законодательства.
Повышение квалификации по безопасности дорожного движения (БДД), стоимость
Безопасность дорожного движения
Безопасность дорожного движения (ежегодное обучение водителей)
Обеспечение безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом
Подготовка водителя-наставника по безопасности дорожного движения на автомобильном и городском электротранспорте
Осуществление предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств
Периодичность: 1 раз в 5 лет. Первичное обучение необходимо пройти в течении одного месяца с момента вступления в должность.
Срок обучения:
- Повышение квалификации: от 20 до 72 часов (в зависимости от программы)
- Ежегодное обучение водителей: 20 часов
Ответственный за БДД назначается на предприятии на основании закона о БДД. Назначаемый сотрудник должен соответствовать установленным требованиям и находиться в перечне аттестованных сотрудников.
Рекомендуется при приеме на работу или выборе из действующего персонала предварительно выполнить проверку на наличие кандидата в реестре. Это можно сделать на сайте Росавтотранса, указав ФИО и СНИЛС человека. При его наличии в списке система выведет карточку, на которой будут указаны реквизиты протокола аттестационной комиссии и территория, на которой специалист имеет право вести деятельность.
Важно! Никаких письменных документов по итогам аттестации не выдают. Если кандидат на должность ответственного отсутствует в реестре УГАДН, но предлагает бумажный документ о прохождении аттестации, такой документ не действителен.
План по обеспечению безопасности дорожного движения
Первоочередной задачей аттестованного лица в организации является разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Необходимые шаги оформляются в виде годового плана, в котором прописаны все действия руководителя, специалистов и смежных лиц.
В план могут быть включены следующие направления:
- работа с персоналом: проведение периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров с целью недопущения к управлению автомобилями лиц, имеющих ограничения медицинского характера; инструктажи, повышение квалификации, разбор ДТП с целью повышения профессионального мастерства водителей;
- работа с транспортом: планирование периодических технических обслуживаний, контроль технического состояния транспортных средств с целью недопущения выпуска неисправных автомобилей на линию;
- работа с документацией: мониторинг изменений законодательства, обновление ЛНА.
Ответственность по БДД
Поскольку работа специалиста по БДД напрямую связана с рисками для жизни и здоровья других людей, в критических ситуациях сотрудник будет нести ответственность перед руководителем или законом. Давайте рассмотрим, за что ответственность может наступить:
- За неисполнение обязанностей, перечисленных в инструкции, если приказы работодателя не противоречат закону
- За некачественное исполнение вверенных обязанностей
- За любые нарушения законодательства РФ, совершённые во время работы
- За причинение компании, или отдельным сотрудникам организации, материального вреда – этот аспект может регулироваться как трудовым, так и гражданским кодексом
Поскольку специалист по БДД обеспечивает контроль над состоянием водителей и может допустить или не допустить сотрудника к работе, контролёр берёт на себя часть ответственности за соблюдение адекватного режима труда и отдыха. Уставший или не выспавшийся водитель, оказавшись за рулём, представляет реальную опасность на дороге для всех участников дорожного движения.
То, насколько суровым станет наказание, может зависеть и от того, произошёл ли прецедент впервые, или повторяется уже второй раз. В зависимости от этого, и наличия смягчающих или, наоборот, отягчающих факторов, специалист может получить следующие штрафы:
- За несоблюдение сотрудниками режима труда и отдыха – от 1000 до 5000 рублей
- За повторение нарушения – штраф от 10 000 рублей до 20 000 рублей, либо отстранение от работы на срок 1-3 года
При этом важно понимать, что помимо ответственного сотрудника, отдельные, куда более крупные штрафы будут наложены и на нанявшую некомпетентного работника организацию, или индивидуального предпринимателя, если руководителем является он.
Принципы организации БДД на предприятии
Их несколько. Основные принципы БДД на предприятии изложены в ст.3 ФЗ №196 от 10.12.1995.
К ним относятся:
- верховенство здоровья населения;
- приоритет ответственности государства;
- соблюдение интересов всех участников ДД;
- комплексный подход к обеспечению безаварийной эксплуатации.
Перечень сотрудников транспортного сектора:
- Водитель. Принимает непосредственное участие в ДД.
- Механик. Отвечает за исправное состояние транспортных средств (далее ТС).
- Диспетчер. Заведует правильностью заполнения документации соответствующего подразделения компании.
- Руководитель. Следит за выполнением на предприятии требований ФЗ №196.
Размеры систем обеспечения БДД в организациях зависят от численности водителей, автопарка компании. Другие сотрудники могут не пребывать в штате.
Служба безопасности дорожного движения
В связи с бурным ростом количества транспортных средств, увеличением протяженности дорог, увеличением перевозок грузов и пассажиров увеличивается интенсивность дорожного движения, что ведет к росту количества ДТП, в этой связи обеспечение БДД — приоритетная задача как государства, так и отдельно взятого предприятия.
Для организации работы по предупреждению ДТП на предприятии должна быть организована служба (отдел) безопасности дорожного движения. Численность отдела БДД рассчитывается по числу водителей. При численности водителей менее 50 чел. допускается работу по обеспечению БДД возложить на работника, совмещающего эту работу с другими обязанностями, при численности водителей 51–200 чел. численность службы БД должна составлять 1 чел., при численности водителей 201–500 чел. должно быть 2 человека, при численности водителей свыше 500 чел. – должно быть 3 человека, а при численности водителей свыше 750 чел. – на каждые 250 чел. водителей должна вводиться дополнительная штатная единица.
Рассмотрим Положение о службе безопасности движения. Положение готово к применению, вам останется только скопировать его. Можно внести свои дополнения, распечатать, утвердить руководством, а после ознакомления сотрудников можно запускать в действие.
1. Общие положения.
1.1. Служба безопасности движения — это структурное подразделение предприятия.
Требования к ответственному за БДД
Важно, чтобы ответственный за безопасность дорожного движения в организации соответствовал профессиональным и квалификационным требованиям (п. 15 приказа Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145). Среди основных обязанностей такого сотрудника – проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по БДД в организации.
С профильным образованием | Без профильного образования |
Среднее профессиональное либо высшее образование, кандидат на должность обязательно в качестве подтверждения должен предоставить документы о полученном образовании и квалификации по специальности либо направлению подготовки, которые входят в соответствующую уровню образования общую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».
Пройденная аттестация на право занимать должность ответственного за безопасность дорожного движения (когда данная аттестация предусмотрена законодательством РФ). Обратите внимание! Если сотрудник имеет среднее профессиональное образование, он должен отработать в сфере БДД от 3 лет. |
Среднее профессиональное либо высшее образование, кандидат на должность должен предоставить подтверждающую документацию о том, что он получил квалификацию по данной специальности либо направлению подготовки, которые не входят в соответствующую уровню образования общую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».
Сотрудник должен пройти профессиональную переподготовку, после чего ему присвоят квалификацию специалиста, ответственного за обеспечение БДД (должна быть подтверждающая документация). Ответственный за безопасность дорожного движения должен пройти аттестацию на право находиться на данной должности, если такая аттестация предусмотрена законодательством РФ. |
Ответственность специалиста за безопасность дорожного движения
В Правилах дорожного движения Российской Федерации есть раздел «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В п. 12 соответствующего документа указаны действия, совершать которые должностные лица и работники, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию ТС, не имеют право. Это касается, прежде всего, ответственного за БДД, который трудится в компании. Так, специалисту нельзя давать допуск к выходу в рейс автомобилям, если:
- есть поломки, при которых ездить на ТС нельзя;
- машина была переоборудована без соответствующего разрешения;
- у транспортного средства нет государственной регистрации;
- машина не прошла ТО.
Также ответственный должен запретить выход на линию водителям, которые:
- находятся в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, влияющих на скорость реакции и внимание, а также водителей, которые болеют либо утомлены;
- не имеют страхового полиса ОСАГО;
- не имеют права управления определенной категорией транспорта.
Каким организациям нужен ответственный за БДД
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», все юрлица и ИП, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, должны иметь в штате ответственного за обеспечение БДД. Этот специалист необходим, даже если на балансе организации всего один автомобиль, или весь транспорт — автобусы и грузовые автомобили — берётся в аренду и используется только для собственных нужд.
Если в штате организации немного водителей, то достаточно иметь одного специалиста по обеспечению БДД. При этом он может совмещать должность с другими обязанностями. Если автопарк и штат водителей большие, то имеет смысл создать специальный отдел по БДД (от двух человек). Чем больше водителей, тем больше специалистов должно быть в отделе.
Какие документы должны быть в организации для обеспечения БДД
Чтобы обеспечить соблюдение безопасности дорожного движения, в организации не только должны быть специалисты, отвечающие за неё, но и пакет документов, в соответствии с которыми эти работники будут выполнять свои ежедневные обязанности. Перечень документов по БДД довольно объемный. Он включает:
- должностные инструкции ответственного за БДД и других работников, связанных с эксплуатацией транспорта;
- приказы о назначении ответственных лиц;
- инструктажи по мерам безопасности при эксплуатации разных категорий транспорта;
- инструктажи по особенностям работы в разных дорожных и природных условиях;
- план мероприятий по БДД и предупреждению ДТП на год;
- приказы о стажировках водителей;
- документы, регламентирующие прохождение водителями медосмотров;
- путевые листы для разных видов транспорта;
- графики проведения ТО;
- документы, связанные с обучением и повышением квалификации водителей в области БДД;
- журналы учета ДТП и нарушений ПДД водителями организации
и еще около 50 документов с актами, положениями и приложениями.
Можно ли оплатить штраф за нарушение требований БДД со скидкой?
Все перечисленные выше штрафы можно оплатить со скидкой 50%, если сделать это не позднее 20 дней со дня вынесения постановления. Такая возможность предусмотрена частью 1.3 статьи статьи 32.2 КоАП РФ. Но в некоторых случаях, если копия постановления была получена по истечении льготного периода или не пришла вовсе, скидку можно восстановить. Подробнее об особенностях предоставления скидки на оплату штрафов читайте в нашей статье.
Проверить, есть ли у организации штрафы за нарушение требования БДД, и оплатить их можно на портале Госуслуг, на сайте Правительства Москвы, на сайтах и в приложениях банков. Но если у организации внушительный автопарк и большой штат водителей, найти и оплатить все штрафы быстрее можно в сервисе OnlineГИБДД: проверять вручную каждый автомобиль и водителя не нужно. Проверка ведется автоматически по базе федерального казначейства, в которой содержится информация обо всех штрафах юридических и физических лиц.
Кроме того, сервис предоставляет услугу по автоматической проверке водительских удостоверений, что позволяет исключить допуск к управлению транспортными средствами водителей, лишенных прав.
Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.
На предприятиях с большим автопарком, специализирующихся на перевозках, зачастую создаются целые службы по обеспечению безопасности на дороге. При этом важно учитывать, что все назначенные сотрудники обязаны соответствовать квалификационным требованиям, обозначенным в Приказе № 287, а аттестовать нужно только начальствующее лицо.
Срок хранения должностной инструкции
Должностная инструкция механика по БДД, как и любая другая, после ознакомления с ней работника хранится в отделе кадров.
Срок ее хранения определяется на основании Перечня с учетом сложившейся на предприятии практики делопроизводства, архивирования и уничтожения документации. Чаще всего должностные инструкции нужно хранить столько же, сколько и основные кадровые документы — 75 лет. В случае введения новой ДИ взамен потерявшей актуальность, старую можно уничтожить не ранее чем через 3 года.
Компания, деятельность которой предусматривает использование транспорта, должна следить за соблюдением водителями норм ПДД и отвечать за безопасность движения своих транспортных средств. Для этого нанимают специального сотрудника — ответственного за БДД. Он имеет большой круг обязанностей, которые целесообразно прописать в должностной инструкции. Расскажем, как составить ее для ответственного за БДД.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно