Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Чтобы получить льготу, нужно подать заявление в налоговый орган. Это необязательное требование — налоговая сама проверит, нет ли у гражданина права на льготу.
«Граждане, имеющие право на налоговую льготу, могут не направлять заявление. Тогда льгота предоставляется им на основании имеющихся у налогового органа сведений, в том числе полученных им по запросу. В этом случае льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога», — отметил Степан Хантимиров.
Так что, если гражданин хочет выбрать объект налогообложения, на который будут распространяться льготы, уведомление лучше подать. К тому же подача заявления ускорит проверку. Заявление подается не позднее 31 декабря текущего года. К нему нужно приложить документы, которые подтверждают право на получение льготы (например, удостоверение инвалида), и документы на облагаемое налогом имущество.
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами
Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.
Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.
Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.
Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.
Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.
«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8
Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
В части транспортного налога поправки уточняют порядок определения момента, с которого плательщики-физлица вправе рассчитывать на получение существующих налоговых льгот. В указанных целях ст. 361.1 НК РФ дополняется нормой о том, что налоговая льгота предоставляется физлицу начиная с момента возникновения права на такую льготу, а не с налогового периода, в котором плательщик направит в ИФНС соответствующее заявление.
С 1 июля 2021 года поправки исключают возможность перерасчета транспортного налога в сторону его увеличения. В связи с этим в ст. 52 НК РФ вносится уточнение, согласно которому перерасчет транспортного налога физлица можно будет проводить только в случаях, если такой перерасчет не влечет увеличение ранее уплаченной суммы этого налога независимо от оснований перерасчета (пп. «а» п. 10 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Порядок уплаты авансовых налоговых платежей
Организация самостоятельно рассчитывает размер налоговых выплат по следующим формулам: Размер налога за налоговый период = налоговая ставка * налоговая база.
Размер налога для перечисления в бюджет в конце налогового периода = Налоговая ставка * Налоговая база — авансовые платежи.
В подсчете налоговых платежей просто допустить ошибку. Особенно, если у вас есть имущество в разных субъектах РФ и их регламент отличается друг от друга. Обратитесь за помощью к специалисту.
Если организация имеет собственность в разных регионах, она должна определить сбор за объект владения по правилам области, в которой он находится. Оплатить сбор необходимо по утвержденному там порядку. Компании должны в конце каждого отчетного и налогового периода передавать в ИФНС декларацию и расчеты по авансовым платежам. Подсчеты предоставляются до 30 числа апреля, июля и октября. Декларация подается до 30 марта следующего года.
Рассчитаем полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости для нашей квартиры в Самаре за 2018 год площадью 60 м². Ее кадастровая стоимость — 810 000 Р.
Применим налоговый вычет, для этого необходимо рассчитать кадастровую стоимость одного квадратного метра: 810 000 / 60 = 13 500 Р.
Площадь после вычета — 40 м², поэтому стоимость после вычета составит 13 500 × 40 = 540 000 Р.
Ставка налогообложения для квартир в Самаре равна 0,1%
Если налогоплательщик владел такой квартирой полный год, КПВ равен единице. Если он единственный собственник, Д — тоже единица.
Полная сумма налога на имущество: 540 000 × 0,1% = 540 Р.
Если налогоплательщик владел квартирой только полгода, КПВ будет 0,5.
Полная сумма налога на имущество: 540 × 0,5 = 270 Р.
А если налогоплательщику принадлежит только четверть квартиры, Д — 0,25. Полная сумма налога на имущество: 540 х 0,25 = 135 Р.
Образец заполнения налоговых льгот на квартиру
Заявление заполняется по форме, установленной приказом ФНС N ММВ-7-21/897@ от 14.11.2017 г. Чистый бланк можно скачать на сайте ФНС или Госуслуг. Также его предоставят на месте при обращении.
Основные требования:
- заполнять ручкой черного цвета;
- забивать на компьютере шрифтом «CourierNew» размер 16 — 18;
- никаких ошибок, опечаток, зачеркиваний, замазываний корректором;
- нельзя применять двустороннюю печать. Только с одной стороны;
- буквы вписываются, начиная слева и двигаясь вправо;
- при написании от руки буквы заглавные печатные.
Форма состоит из титульного листа, раздела на транспортный налог, на земельный и на имущественный. Заполняется только титульник и лист на имущество, по образцу.
Налоговая база и расчет платежа
По общему правилу налог начисляется на каждый объект недвижимости, расположенный на территории РФ и зарегистрированный в базе Росреестра. Согласно нормам ст.403 НК РФ основой для налоговой базы является кадастровая стоимость квартиры по состоянию на 1 января текущего года. Если объект введен в эксплуатацию в отчетном году, его стоимость определяется по состоянию на дату внесения в Единый государственный реестр объектов недвижимости.
При определении размера налоговой базы не учитывается кадастровая стоимость:
— 50 квадратных метров — для частных домов;
— 20 м2 — для квартир;
— 10 м2 — для комнат и частей квартир.
Согласно нормам ст.406 НК РФ для большинства объектов налогообложения ставка установлена в размере 0,1% от кадастровой стоимости.
Получение налоговой льготы за прошлые периоды
Если у человека появилась льгота пару лет назад, но он ранее не использовал ее, то можно получить перерасчет по налогам. Налоговые органы пересчитывают ранее уплаченный срок на основании заявления.
Пересчет и возврат налога возможен в периоде не более 3 лет (налоговых периодов), которые предшествуют году подачи заявления и не ранее даты возникновения права на льготу.
Пример: Налогоплательщик мог воспользоваться льготой по налогу на имущество с 2015 года. Однако ранее заявление о представлении льготы не представлял. Заявление о пересчеты сумм налога было подано 10.06.2020.
Ответ: ФНС произведет перерасчет сумм уплаченного налога на имущество за 2017, 2018 и 2019 года.
Местные налоговые льготы по налогу на имущество граждан
Налог на имущество физлиц по своей сути является местным налогом. Власти на местах вправе предоставлять гражданам налоговые льготы, прямо не предусмотренные федеральным законодательством. В разных регионах страны и даже в муниципальных образованиях в пределах одного региона порядок и основания предоставления налоговых послаблений могут сильно различаться.
Дополнительные льготы на имущественный налог в настоящий момент действуют не повсеместно. Так, в Москве они фактически не применяются, хотя Моссовет еще в 1993 г. принял решение о предоставлении льгот на уплату имущественного налога для определенных категорий жителей города. Однако это решение не имеет статус закона, и налоговые органы Москвы считают, что применению оно не подлежит.
В Волгограде, например, от налога на имущество могут быть полностью освобождены родители, имеющие 3 и более детей. Им это право предоставляется в случае совместного проживания со своими детьми.
Власти муниципальных образований могут выделять по своему усмотрению свои особые льготы на налог на имущество граждан, которые в различных муниципалитетах неодинаковы. Уточнить информацию о том, какие муниципальные льготы предусмотрены в определенном поселении и есть ли они вообще, можно на сайте ФНС.
Перечень категорий граждан, имеющих право на льготное налогообложение, а также список объектов, к которым эти льготы применимы, приводится в ст. 407 Налогового кодекса РФ. Так как налог на имущество физлиц законодатель включил в число местных налогов, дополнительные основания предоставления налоговых льгот могут предусматриваться нормативно-правовыми актами муниципальных образований (с ними можно ознакомиться, посетив официальный сайт ФНС России, выбрав там свой регион и указав наименование муниципального образования). Для получения льготы требуется передать местному органу ФНС заявление о ее предоставлении и приложить к нему необходимую документацию.
Хотим сказать с полной ответственностью, что не пользоваться данными законом льготами, со стороны граждан – совершенно недальновидно. Не стоит лениться и откладывать визит к налоговикам, затягивая с подачей необходимых документов.
Если Вы живёте в регионе, уточните, какие именно льготы могут быть у Вас. Региональные власти имеют право давать свои «местные» послабления.
Помните, что налоговые послабления в отношении имущества действуют строго в отношении граждан, обозначенных в законодательстве. Пенсионерам и инвалидам даётся полная свобода от имущественного налога. Но, воспользоваться этим правом можно лишь в отношении одного объекта своей собственности.
Активировать данную законом льготу можно лишь с подачей специального заявления в налоговую инспекцию: в автоматическом порядке льготы не учитываются.
Поэтому, будьте активны и внимательно изучите список лиц, имеющих льготы: возможно, это будет весьма полезным для Вас!
Освобождение от налога c активов организаций: правовые основания
Имущественный сбор для юридических лиц относится к региональным налогам. Это значит, что уплата данного налога регламентируется не только общеобязательными нормами НК, но и законами, принимаемыми на уровне отдельных субъектов РФ (регионов, областей).
Абзацем 2 пункта 2 статьи 372 НК оговаривается, что региональными законами могут устанавливаться преференции по налогу на активы юрлиц (помимо тех, которые уже предусматриваются положениями НК).
Имущественный сбор перечисляется юрлицами, обладающими налогооблагаемыми активами. Этим налогом облагаются недвижимые активы, которые учитываются российскими организациями на бухгалтерском балансе как основные средства. Юрлица иностранного происхождения также уплачивают этот сбор с недвижимости.
Однако пунктом 4 статьи 374 НК уточняется, что юрлица не платят имущественный налог со следующих активов:
- суда, официально занесенные в международный реестр судов РФ;
- космические объекты;
- суда, оснащенные атомным (ядерным) оборудованием;
- ледоколы;
- установки научного назначения для хранения и применения ядерных, радиоактивных материалов;
- объекты, официально признанные культурно-историческими памятниками народов РФ на федеральном уровне;
- активы, используемые федеральными властями для целей обеспечения правопорядка, безопасности, обороны;
- объекты природопользования (участки земли, водные объекты, иные ресурсы природного происхождения).
Льготы ветеранам боевых действий
К категории ветеранов относят:
- Тех, кто выполняет военные обязанности по поручению правительства, на территории страны, либо за её пределами.
- Граждан, с 1979 по 1989 год осуществлявших боевые вылеты через границу с Афганистаном.
- Те, кто выполнял обязанности военного с 1945 по 1957 годы.
В статье 407 НК РФ пишут о праве таких граждан освободиться от платы налогов.
Главное – чтобы присутствовало одно из условий:
- Выслуга в 20 лет и больше.
- Прекращение контракта по причине максимального времени нахождения на службе. Принимаются во внимание сокращение, либо состояние здоровья военного.
В некоторых регионах разрабатываются дополнительные нормативные акты, связанные с военными и их положением. В Москве привилегии данным категориям граждан вообще не положены.
Освобождение от налога c активов организаций: правовые основания
Имущественный сбор для юридических лиц относится к региональным налогам. Это значит, что уплата данного налога регламентируется не только общеобязательными нормами НК, но и законами, принимаемыми на уровне отдельных субъектов РФ (регионов, областей).
Абзацем 2 пункта 2 статьи 372 НК оговаривается, что региональными законами могут устанавливаться преференции по налогу на активы юрлиц (помимо тех, которые уже предусматриваются положениями НК).
Имущественный сбор перечисляется юрлицами, обладающими налогооблагаемыми активами. Этим налогом облагаются недвижимые активы, которые учитываются российскими организациями на бухгалтерском балансе как основные средства. Юрлица иностранного происхождения также уплачивают этот сбор с недвижимости.
Однако пунктом 4 статьи 374 НК уточняется, что юрлица не платят имущественный налог со следующих активов:
- суда, официально занесенные в международный реестр судов РФ;
- космические объекты;
- суда, оснащенные атомным (ядерным) оборудованием;
- ледоколы;
- установки научного назначения для хранения и применения ядерных, радиоактивных материалов;
- объекты, официально признанные культурно-историческими памятниками народов РФ на федеральном уровне;
- активы, используемые федеральными властями для целей обеспечения правопорядка, безопасности, обороны;
- объекты природопользования (участки земли, водные объекты, иные ресурсы природного происхождения).
Льготы по налогам для пенсионеров
Согласно Налоговому кодексу РФ и в связи с повышением пенсионного возраста, изменились некоторые правила получения льгот для пенсионеров в 2021 году. Теперь женщины в возрасте 55 лет, а мужчины в 60 лет претендуют на часть налоговых льгот. Люди данных возрастов и выше делятся на две категории: работающие и неработающие пенсионеры. Это влияет на получение налоговых льгот.
Какие льготы на налоги предоставляются пенсионерам?
- Земельные;
- Имущественные;
- Транспортные;
- При уплате судебной госпошлины и НДФЛ;
- Социальные.
Дополнительной материальной поддержкой неработающим людям пенсионного возраста выступает индексация страховой пенсии на 6,3 %. Повышенной является и социальная выплата, что подтверждает увеличенная ежемесячная выплата с 1 февраля 2021 года для всех пенсионеров.