Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аттестация педагогических работников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аттестация работников – это проверка их соответствия занимаемой должности с точки зрения деловых качеств и итогов работы. В статье – пошаговая инструкция по проверке, образцы документов и бесплатные справочники.
Если занимаемая должность не соответствует образованию работника…
На практике нередко встречаются ситуации, когда работник занимает не соответствующую его образованию должность, а в профстандарте установлены требования к образованию. Надо ли в данном случае независимо от знаний и навыков работника переводить его на иную должность, соответствующую его образованию, или увольнять его (при отсутствии вакантных должностей, требующих более низкой квалификации)?
Согласно изложенной в Письме от 22.04.2016 № 14-3/В-381 позиции Минтруда вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. В этом же письме отмечается, что при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Вместе с тем в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ закреплено положение о расторжении трудового договора работодателем при несоответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, которая подтверждена результатами аттестации.
К сведению: механизм аттестации, предусмотренный ст. 81 ТК РФ, является внутренним инструментом работодателя и позволяет учитывать оценку квалификации для целей соответствия знаний, умений и навыков работника требованиям профстандарта (Информация Минтруда РФ от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»).
Роструд в Письме от 06.03.2013 № ПГ/1180-6-1 уточнил, что соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно применяемому в организации положению о порядке проведения аттестации.
Проведение аттестации работников в других случаях
Инициатором проведения аттестации работников 2019 года в ситуации, когда она не обязательна по требованиям законодательства, могут быть:
Если желание проверить специалиста на соответствие исходит от работодателя, то необходимо убедиться, что обязанность пройти такую проверку вменена сотруднику по условиям трудового договора.
Возможность аттестационных проверок стоит закрепить в трудовых договорах.
В то же время по желанию работодателя, который практикует оценку соответствия наемного персонала занимаемым должностям, отдельные категории сотрудников могут быть выведены из-под этой обязанности. К примеру, работодатель вправе не оценивать деловые качества и итоги работы беременных женщин, чтобы не подвергать их дополнительному стрессу, вредному в их положении. Также нецелесообразно подвергать проверке на должностное соответствие молодых специалистов, не имеющих хотя бы трехлетнего трудового опыта, а также тех, кто недавно поступил на работу и не проработал на текущей должности хотя бы года.
Если же инициатива оценки трудовых достижений и профессиональных качеств исходит от самого сотрудника, то он должен оформить эту инициативу письменно, подав соответствующее заявление. Единой типовой формы для подобного заявления нет, поэтому формулировки могут быть произвольными – например, такими, как в приведенном ниже образце документа (его можно скачать по ссылке):
В любом случае для того, чтобы итоги проверочного мероприятия имели силу и могли служить основанием для принятия кадровых решений, есть одно необходимое условие. У работодателя должны быть определены обязанности сотрудников по каждой из должностей. Например – в должностных инструкциях. Ведь если обязанности определены, то возможна оценка персонала с точки зрения соответствия или несоответствия этим обязанностям.
Оценка должностного соответствия работников целесообразна, если определены их обязанности.
Если же у работодателя не составлены документы, закрепляющие перечни обязанностей по существующим должностям, то результаты аттестационных мероприятий, даже если они будут проведены по всем правилам, нельзя будет применить на практике, в том числе для кадровых решений и перестановок.
Порядок проведения аттестации
Если руководитель принимает решение провести аттестацию сотрудников, он должен опираться на федеральное законодательство, в частности на Трудовой кодекс РФ, где даны определения понятий «квалификация» (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ) и «профессиональный стандарт» (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Перечень профстандартов постоянно расширяется, и сейчас они действуют параллельно с квалификационными справочниками.
Этапы и сроки проведения аттестации работников, критерии оценки их профессиональных качеств руководитель организации определяет сам. Он же назначает ответственных лиц Главное — утвердить принятый порядок в положении об аттестации. Все этапы оценки персонала и принятые по результатам аттестации решения также отражаются через локальные нормативные акты:
- приказ о проведении аттестации;
- график аттестации;
- приказ о прохождении аттестации;
- протокол заседания аттестационной комиссии;
- другие документы, информация о которых и формы которых могут содержаться в положении об аттестации.
Единой формы этих документов нет, организация вправе сама разработать удобные бланки для оценки персонала или воспользоваться шаблонами, которые предлагают современные системы автоматизации.
Аттестация работников
Читайте в статье:
Проведение аттестации работников имеет целью проверить, соответствуют ли они той должности, которую занимают. В ходе проверочных мероприятий специальная комиссия по законодательно определенной процедуре оценивает деловые качества сотрудников и итоги их работы. Значимость аттестационной проверки такова, что по ее итогам, если они оказываются неудовлетворительными, человека можно даже уволить.
Тем не менее, пока что проведение аттестации работников не является повсеместно обязательным. На текущий момент под эти проверочные мероприятия подпадают преимущественно госслужащие или лица, работающие в условиях повышенной вредности или опасности. Но это не значит, что остальных работодателей не касается проблема оценки соответствия сотрудников их должностям. По действующим правилам, инициатором проверочного мероприятия, даже когда оно не обязательно, может быть любая из сторон трудового договора.
Оформить результаты аттестации работников 2019 года правильно вам помогут следующие справочники, их можно скачать:
Инициатором оценки должностного соответствия может быть и сотрудник, и работодатель.
Далее в статье – подробно про проведение аттестации работников, а также бланки и образцы необходимых документов, которые можно скачать.
Для каких категорий работников не проводится аттестация
Сегодня в законодательстве нет исчерпывающего перечня должностей или категорий сотрудников, не подлежащих данной процедуре. Однако используя определенные правовые нормы, можно обозначить ряд таких работников.
Первая категория — специалисты, которые проработали в той или иной должности меньше определенного периода времени.
В ст. 70 ТК РФ, устанавливающей испытательной срок для разных категорий персонала, сказано, что он длится 3-6 месяцев (зависит от должности). Поэтому вполне логично предположить следующее — если вновь принятый работник успешно прошел испытательный период, он на 100% соответствует занимаемой должности. А значит, дополнительно оценивать его уровень квалификации бессмысленно.
К этой же категории можно отнести:
- сотрудников, работающих в организации меньше 12 месяцев;
- молодых специалистов, которые поступили на работу в данную фирму по распределению (после выпуска из ВУЗа или другого учебного заведения).
Следующая категория работников — женщины в период беременности и матери, которые имеют детей в возрасте не старше 3-х лет. Это прописано в п. 4 Положения об аттестации руководителей и специалистов предприятий, принятого ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР 05.10.1973 года под номером 470/267 (в редакции 1986 года). Сегодня этот нормативный акт используется частично — в пунктах, не противоречащих действующему ТК РФ. Положение — единственный документ, содержащий четкий список работников, не подлежащих профаттестации.
В третью льготную категорию входят:
- матери и отцы, воспитывающие несовершеннолетних детей до 14 лет в одиночку;
- биологические родители или опекуны детей-инвалидов (до 18 лет). Ограниченные возможности здоровья последних должны быть подтверждены документально.
Ст.261 ТК РФ говорит, что с перечисленными выше сотрудниками расторгнуть трудовое соглашение по инициативе организации нельзя. Можно уволить их только по основаниям, описанным в:
- п. 1, 5–8, 10-11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ;
- ч. 2 ст. 336 ТК РФ.
Здесь отсутствует п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, предусматривающий аннулирование трудовых отношений ввиду несоответствия занимаемой должности, либо низкого уровня квалификации, выявленной по результатам аттестационных мероприятий. Однако переводить одиноких родителей или опекунов детей-инвалидов на работу с более низкой оплатой нельзя, поэтому оценивать их соответствие занимаемой должности бессмысленно.
Необходимость аттестации работников, прошедших курсы повышения квалификации или получающих высшее образование без отрыва от производства, законом никак не урегулирована. Но на практике их часто освобождают от данной процедуры. Обычно этот пункт прописывается в коллективных договорах.
Нужно ли заново обучаться при совмещении должностей
При совмещении должностей работнику не нужно заново обучаться охране труда, если его должностные обязанности не меняются . То есть у него увеличивается объем работ или расширяется зона обслуживания. Если работник совмещает профессии (должности), у него появляются новые должностные обязанности , для которых могут требоваться дополнительные знания по охране труда. Поэтому работнику проводят первичный инструктаж на рабочем месте (если должность не освобождена от него приказом работодателя). Инструктаж на рабочем месте повторяют не реже одного раза в шесть месяцев.
В течение месяца после начала выполнения новых обязанностей работник должен пройти обучение по охране труда. Как правило, его проводят не по конкретной должности, а по видам работ. Если работник совмещает обязанности по близким профессиям, обучение можно провести частично – только по новым видам работ.
По итогам обучения проводится проверка знаний и навыков. Тем, кто успешно пройдет проверку, выдают удостоверения. Форма удостоверения 4 предполагает, что туда можно вносить сведения лишь о первичном и повторных (по той же программе) обучениях. То есть у работника, совмещающего должности, на руках может быть два и более удостоверений по охране труда : одно – по основной профессии, последующие – по новым видам работ.
Если ранее работник уже выполнял работу по совмещаемой должности и проходил обучение, то повторно его можно не проводить. Конечно, если срок действия обучения не истек. Работников рабочих профессий, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, необходимо переобучать, если у них был перерыв в работе по профессии (виду работ) более года 5 . Сроки переобучения по другим профессиям (видам работ) необходимо уточнять в отраслевых и межотраслевых правилах по охране труда.
Не пренебрегайте обучением по охране труда совместителей и работников, занятых по совмещению. За необученных работников работодателя оштрафуют:
– руководителя и индивидуального предпринимателя
– на сумму от 15 000 до 25 000 рублей;
– организацию – на сумму от 110 000 до 130 000 рублей ( ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ ).
Руководители и специалисты, как правило, обучаются по одной программе. Поэтому их не требуется переобучать при совмещении должностей. За исключением случаев, когда обучение по новой должности работник должен проходить в другой обучающей организации 6 . Например, если специалист по кадрам будет совмещать должность специалиста по охране труда, то ему придется пройти обучение по охране труда в аккредитованном учебном центре.
Требования для присвоения категории
Требования к педагогу, которые должны выполняться для присвоения определенной квалификационной категории, устанавливает приказ Министерства образования и науки от 07.04.2014 № 276.
При проведении аттестации педагогического работника на первую категорию эксперты должны увидеть, что:
- ученики успешно осваивают общеобразовательную программу – установить этот факт позволяет внутренний и внешний мониторинг;
- ученики показывают высокие результаты в направлениях деятельности, связанных с наукой, творчеством, спортом, пр.;
- педагог занимается развитием школы, то есть повышает качество образования, выступает в роли методиста, обучает коллег, участвует в методических объединениях.
Различия старой и новой системы
Изменения в аттестации педагогических работников планировалось провести еще в 2020 году, но из-за пандемии сроки дважды переносили. В 2022 году апробация нового порядка проходит в избранных регионах, и стало известно, что ждет учителей в ближайшее время.
В предыдущей системе оценки педагогических работников существовало много минусов:
- чтобы подтвердить или повысить категорию, учителям нужно было собирать горы документов, вроде дипломов, грамот и прочего;
- в разных регионах была своя система оценивания, и не существовало единого порядка для преподавателей всей страны;
- уровень профессионализма никак не влиял на подъем по карьерной лестнице.
Важно! Аттестация педагогических работников в 2023 году может быть добровольной и обязательной.
Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности. Проводится раз в пять лет для подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Если педагог совмещает должности, он аттестуется по каждой из них. Отказ влечет санкции вплоть до увольнения. Помимо действующих педагогов, обязательную аттестацию сдают молодые специалисты после 3 лет работы учителем.
Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию. Для старта нужно написать заявление в удобном формате и отправить в комиссию. Специальных требований к заявлению нет. Главное, чтобы комиссия поняла, на какую категорию претендует педагог.
Как набрать баллы учителю?
Первая категория учителя присваивается, если педагогический работник набрал количество баллов, определенное региональным органом образования. Одним из основных показателей профессионального успеха учителя являются стабильные или высокие результаты достижений его учащихся.
Отдельно учитываются показатели, связанные с повышением уровня профессионализма. К ним относится научная деятельность, проведение открытых уроков, общественная работа.
Большое влияние на результат оказывает портфолио педагогических работников. Его можно вести в бумажном виде, собирая результаты достижения учащихся и своих собственных в отдельную папку, а также в электронном виде.
В портфолио (индивидуальную папку) следует включить такие пункты:
- результаты участия детей в конкурсах и предметных олимпиадах;
- результаты внеурочной деятельности: участие в соревнованиях, фестивалях, выставках и других мероприятиях;
- итоги участия ребят в научно-исследовательской деятельности;
- проведение открытых уроков и мастер-классов;
- выступления на секциях, конференциях, семинарах;
- участие в различных экспертных комиссиях по проверке знаний учащихся;
- научные публикации;
- участие в профессиональных конкурсах;
- прохождение курсов повышения квалификации.
На указанные категории работников Порядок аттестации не распространяется. Вместе с тем данные сотрудники все же должны проходить аттестацию в следующих случаях:
- руководители при приеме на работу и во время работы – аттестация проводится в порядке и в сроки, которые установлены учредителем данной образовательной организации;
- руководители, их заместители, руководители структурных подразделений, их заместители в случае, если они по совместительству работают учителем, педагогом дополнительного образования или тренером-преподавателем – аттестация проводится в соответствии с Порядком аттестации по установлению квалификационной категории по указанным должностям.
Внешнему совместителю разрешена законом подработка только при условии не выше половины ставки или четырех часов в день (ст. 284 ТК РФ). Законодатель ведет расчет от времени на основной работе – 8 часов. Рискованно давать возможность работать совместителю на полную ставку даже в случае, если в основном месте работы у него оформлен отпуск за свой счет. Сверхурочные часы (в данном случае это время, превышающее установленные договором 1/2, 1/4 ставки) оплачиваются как переработка. Для внешнего совместителя полностью запрещен ненормированный режим труда.
Как отразить в учете оплату больничного листа работнику, работающему на условиях внешнего совместительства?
В дни, предшествующие официальным праздникам, внешний совместитель может работать меньше на 1 час. Если этот час и есть его дневное рабочее время, он может отсутствовать на работе и рассчитывать на оплату.
Внешний совместитель в отдельные дни может работать полную ставку, если от основных обязанностей свободен (выходной, отпуск, отгул). Подчеркнем, что речь в ст. 284 ТК РФ идет об отдельных днях, а не о сплошной работе. Фонд рабочего времени совместителя даже при этих условиях не должен превышать за месяц 1⁄2 от основного.
Ограничения снимаются, если на основной работе он прекратил работать по ряду причин (ТК РФ, ст. 142, 73):
- работнику не платят зарплату более полумесяца;
- он отстранен от работы по причине болезни (предоставляется мед. заключение по месту подработки).
Нужно ли заново обучаться при совмещении должностей
При совмещении должностей работнику не нужно заново обучаться охране труда, если его должностные обязанности не меняются . То есть у него увеличивается объем работ или расширяется зона обслуживания. Если работник совмещает профессии (должности), у него появляются новые должностные обязанности , для которых могут требоваться дополнительные знания по охране труда. Поэтому работнику проводят первичный инструктаж на рабочем месте (если должность не освобождена от него приказом работодателя). Инструктаж на рабочем месте повторяют не реже одного раза в шесть месяцев.
В течение месяца после начала выполнения новых обязанностей работник должен пройти обучение по охране труда. Как правило, его проводят не по конкретной должности, а по видам работ. Если работник совмещает обязанности по близким профессиям, обучение можно провести частично – только по новым видам работ.
По итогам обучения проводится проверка знаний и навыков. Тем, кто успешно пройдет проверку, выдают удостоверения. Форма удостоверения 4 предполагает, что туда можно вносить сведения лишь о первичном и повторных (по той же программе) обучениях. То есть у работника, совмещающего должности, на руках может быть два и более удостоверений по охране труда : одно – по основной профессии, последующие – по новым видам работ.
Если ранее работник уже выполнял работу по совмещаемой должности и проходил обучение, то повторно его можно не проводить. Конечно, если срок действия обучения не истек. Работников рабочих профессий, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, необходимо переобучать, если у них был перерыв в работе по профессии (виду работ) более года 5 . Сроки переобучения по другим профессиям (видам работ) необходимо уточнять в отраслевых и межотраслевых правилах по охране труда.
Не пренебрегайте обучением по охране труда совместителей и работников, занятых по совмещению. За необученных работников работодателя оштрафуют:
– руководителя и индивидуального предпринимателя
– на сумму от 15 000 до 25 000 рублей;
– организацию – на сумму от 110 000 до 130 000 рублей ( ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ ).
Руководители и специалисты, как правило, обучаются по одной программе. Поэтому их не требуется переобучать при совмещении должностей. За исключением случаев, когда обучение по новой должности работник должен проходить в другой обучающей организации 6 . Например, если специалист по кадрам будет совмещать должность специалиста по охране труда, то ему придется пройти обучение по охране труда в аккредитованном учебном центре.
Кем организуется, как проводится
Ответственность за качество, своевременность и квалифицированную оценку профессиональных качеств сотрудников возлагается на аттестационные комиссии.
Порядок и сроки проведения аттестации работников на соответствие занимаемой должности устанавливаются в Положении об аттестации. Приказом руководителя утверждается состав аттестационных комиссий и график проведения заседаний. В зависимости от специфики должностных обязанностей, может быть создано несколько аттестационных комиссий.
В их состав входят: председатель, заместитель председателя, члены комиссии и секретарь. В состав избираются наиболее компетентные сотрудники организаций, как правило, ими являются руководители или заместители руководителей подразделений, часто включаются сотрудники кадровых и юридических служб, члены выборного профсоюзного органа. Могут привлекаться и независимые эксперты.
Подготовка и сроки подачи представления
Базовым документом для начала аттестации сотрудников на соответствие занимаемой должности является представление на проверку на соответствие занимаемой должности. Документ имеет и другие названия: отзыв о профессиональной деятельности, характеристика.
Документ составляется непосредственным руководителем. В нем отражаются результаты работы аттестуемого, его отношение к исполнению обязанностей, дается всесторонняя оценка его деловых качеств. Именно представление является тем вектором, который задает направление, определяет ход, и от которого зависит итоговое решение, принимаемое комиссией. Поэтому рекомендуется ответственно относиться к его составлению, исключить формализм и поверхностность суждений.
Чаще всего в представлении отражаются следующие данные:
- фамилия, имя, отчество;
- полное название должности, которую работник занимает на дату оценки;
- дата назначения на должность (заключения трудового договора);
- образование, специальность (направление подготовки), профессиональная квалификация;
- курсы повышения квалификации (переподготовки);
- дата и результаты предыдущей оценки (при наличии);
- развернутая полная характеристика профессиональных качеств, достижений (упущений) в ходе работы, отношение к работе и выполнению трудовых функций и т. д.
С представлением работник знакомится под подпись в сроки, утвержденные Положением. Для педагогов этот срок закреплен в Приказе Министерства образования и науки от 07.04.2014 № 276 и составляет не менее 30 календарных дней до проверки.
Старикам здесь не место? Об учителях-пенсионерах
Молодым везде у нас дорога? Совсем недавно писали о проблемах неопытных педагогов, а с какими проблемами или дискриминациями сталкиваются седовласые учителя? Будем разбираться.
Пенсионная реформа наделала немало шума. Правительство России приняло решение: выход на пенсию для мужчин в 65 лет, для женщин — в 63. Да и правительства других стран не отстают, постоянно поднимая пенсионный возраст.
Каково это — строить подростков, которые годятся во внуки? Как это — ежедневно собираться на работу вместо заслуженного отдыха? И самое главное: как не отстать от молодых, более шустрых коллег и оставаться не только заслуженным, но и востребованным учителем? С такими задачами ежедневно сталкиваются педагоги предпенсионного возраста.
Немного статистики: средний возраст российского педагога — 52 года. При этом доля учителей от 50 до 60 лет составляет в среднем треть педагогических коллективов, а десятая часть работающих учителей приходится на пенсионеров старше 60.
В Европе в образовательных заведениях принято уходить на пенсию в 60–65. Но для работающих с учениками младших классов более жесткие требования. Здесь возрастной ценз до 40 лет. Среди стран СНГ пока только в Азербайджане педагогов старше 65 лет стараются выпроводить на пенсию.
Стоит ли работать учителю на пенсии или нет? Вопрос неоднозначный. Например, у одной из наших коллег в школе была учитель физкультуры, любовно называемая всеми Дмитриевной, дама глубоко за 50 лет. Она даже сейчас даст фору на гимнастике любой старшекласснице, хотя ей уже слегка за 70. Такой учитель — лучшая реклама ЗОЖ и физкультуры.
Но бывает и так, что с одышкой учителю сложно произнести тему урока, а стопка тетрадей становится неподъемным грузом. В таком случае и правда лучше уйти на пенсию.