Цели и особенности государственной программы «Доступная среда» для инвалидов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Цели и особенности государственной программы «Доступная среда» для инвалидов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Программа «Доступная среда» реализуется в РФ с 2011 года. За годы действия госпрограммы суммарно под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлено более 18 тыс. социальных объектов во всех регионах нашей страны.

Это поликлиники и аптеки, магазины и спортивные сооружения, банки, кинотеатры и прочие общественные учреждения. Все они были обязаны организовать пространство и доступ таким образом, чтобы инвалиды беспрепятственно могли получать товары и услуги.

В 2018 году президент поручил правительству РФ проработать продление программы до 2025 года.

На текущий момент перед правительством поставлено сразу несколько задач:

  • подготовить предложения по применению электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
  • представить предложения о создании инклюзивного Дома искусств,
  • создание реабилитационной инфраструктуры (модели по выстраиванию системы реабилитации);
  • предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов, при разработке и корректировке госпрограмм, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан жильем, формирования комфортной городской среды;
  • проработать такие направления социальной защиты и реабилитации инвалидов, как самостоятельное сопровождаемое проживание, включая учебное (тренировочное) проживание, когда инвалида обучают навыкам самостоятельной жизни.

Особенности исполнения в регионах

В каждом регионе особенности исполнения программы «Доступная среда» различаются. У регионов также существует балльная система, по которой оценивают успехи реализации мероприятий. Самый высокий балл (8,4) присвоен Москве. На втором и третьем месте находятся Краснодарский край и Республика Татарстан. Самые низкие баллы (около 5) присуждены Нижегородской, Московской и Хабаровской области – там реализация доступной среды для инвалидов оставляет желать лучшего.

В большинстве регионов доступность объектов составляет как минимум 50%. На сайте «Жить вместе» можно найти карту доступности социальных объектов. В регионах делается все для того, чтобы осуществить государственную программу Российской Федерации «Доступная среда». В год устанавливается большое количество пандусов, создаются группы поддержки для родителей детей-инвалидов, усиливаются другие меры помощи для людей с ограниченными возможностями. Это приводит к тому, что ключевые социальные объекты становятся доступными для посещения, а инвалиды получают возможность вести более-менее нормальную жизнь: ходить на работу, ездить в общественном транспорте, посещать объекты культурного значения и т. д.

Объемы бюджетных ассигнований Программы

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 702 312 949,4

  • на 2011 год — 33003378 тыс. рублей;
  • на 2012 год — 30 025 336,3 тыс. рублей;
  • на 2013 год — 33 331 917,2 тыс. рублей;
  • на 2014 год — 35 589 924,4 тыс. рублей;
  • на 2015 год — 41 087 160,8 тыс. рублей;
  • на 2016 год — 38 553 312,2 тыс. рублей;
  • на 2017 год — 47 448 769,1 тыс. рублей;
  • на 2018 год — 50 794 059,5 тыс. рублей;
  • на 2019 год — 53 799 240 тыс. рублей;
  • на 2020 год — 54 567 225,4 тыс. рублей;
  • на 2021 год — 55 663 225,3 тыс. рублей;
  • на 2022 год — 56 289 725,3 тыс. рублей;
  • на 2023 год — 56 933 225,3 тыс. рублей;
  • на 2024 год — 57 613 225,3 тыс. рублей;
  • на 2025 год — 57 613 225,3 тыс. рублей.

Из них:

1. объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 702 312 949,4 тыс. рублей, в том числе:

  • на 2011 год — 33003378 тыс. рублей;
  • на 2012 год — 30 025 336,3 тыс. рублей;
  • на 2013 год — 33 331 917,2 тыс. рублей;
  • на 2014 год — 35 589 924,4 тыс. рублей;
  • на 2015 год — 41 087 160,8 тыс. рублей;
  • на 2016 год — 38 553 312,2 тыс. рублей;
  • на 2017 год — 47 448 769,1 тыс. рублей;
  • на 2018 год — 50 794 059,5 тыс. рублей;
  • на 2019 год — 53 799 240 тыс. рублей;
  • на 2020 год — 54 567 225,4 тыс. рублей;
  • на 2021 год — 55 663 225,3 тыс. рублей;
  • на 2022 год — 56 289 725,3 тыс. рублей;
  • на 2023 год — 56 933 225,3 тыс. рублей;
  • на 2024 год — 57 613 225,3 тыс. рублей;
  • на 2025 год — 57 613 225,3 тыс. рублей.
Читайте также:  Отпуск женам военнослужащих по закону

Как реализуется программа?

Главными задачами программы является создание информации, связи и транспорта такого рода, чтобы ограниченный в своих возможностях человек мог ими пользоваться наравне со здоровыми людьми и не считал себя неполноценным.

На первом шаге необходимо было сделать доступными учреждения лечебного и социального уровня. Они должны иметь доступные для инвалида входную группу, весь путь движения, регистратуру, санитарную комнату или лифт.

Реализация программы доступная среда для инвалидов осуществляется следующим образом:

  • Обеспечение инвалидов рабочими местами и создание на них доступной среды для такого рода людей;
  • Улучшение качества медицинских услуг для инвалидов, создание центров реабилитации;
  • Работа с населением таким образом, чтобы инвалиды чувствовали себя свободнее на массовых мероприятиях и не стеснялись своих недостатков;
  • Установка в городе графического и звукового оборудования для инвалидов по зрению и слуху;
  • Внедрение процедуры сурдоперевода при трансляции телепрограмм;
  • Доступность для инвалидов-колясочников городского транспорта — автобусов, троллейбусов, метро и т. д.
  • Оборудование городского транспорта звуковым оповещением о маршрутах и остановках.,
  • Библиотеки оснащаются книгами, созданными шрифтом Брайля, а также оборудованием для прослушивания аудио-книг.

Целевые индикаторы и показатели Программы

Показатель 1: «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов».

Показатель 2: «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов».

Показатель 3: «Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации».

Показатель 4: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)».

Показатель 5: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)».

Показатель 6: «Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации».

  • разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
  • разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
  • внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
  • повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
  • повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
  • увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
  • внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
  • оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.

Этапы и сроки реализации программы «Доступная страна»

В 2021 году начался пятый этап реализации программы. Он продлится до 2025 года. Запланировано увеличение числа объектов, участвующих в программе, основной акцент будет сделан на реабилитацию инвалидов. До текущего года программа прошла четыре полноценных этапа:

  • Первый этап прошел в 2011-2012 г. Реализация программы началась с формирования нормативно-правовых актов, составления планов, подсчета бюджета.
  • Второй. Этот этап пришелся на 2013-2015 г. Началась активная реконструкция и строительство новых объектов, соответствующих условиям программы.
  • Третий этап – 2016-2018 г. Изначально планировалось, что это будет завершающий этап. В эти два года было сделано много работы по адаптации организаций.
  • Четвертый. Этот этап продлился с 2019 до 2020 г. Его целью было определить эффективность принятых мер, внесение коррективов в имеющийся свод правил. На основе полученной информации в СП59 был внесены изменения, которые начали действовать в 2021 году.
Читайте также:  Отказ в приватизации земельных участков

Доступная среда для инвалидов — закон

Данная госпрограмма вступила в силу после изданного правительством РФ приказа в две тысячи восьмом году. Именно этот законопроект четко утвердил то, что федеральные власти готовы отстаивать права граждан с инвалидностью, а также оказывать им материальную и социальную поддержку соответственно мировым стандартам.

Действующая госпрограмма для лиц с ограниченными способностями была продлена на срок завершения в две тысячи двадцатом году, на таких же условиях.

Все социальные меры помощи были разделены на четыре части:

  • 2011-2012 года – создание нормативных документов, разработка целей госпрограммы и поиск финансовых источников;
  • 2013-2015 года – создание и оснащение центров восстановления для инвалидов за государственные средства, а также укомплектование медучреждений и центров обучения необходимым оборудованием;
  • 2016-2018 года – завершение всех постановленных задач под кураторством правительственных органов;
  • 2019-2020 года – в плане определить итоги реализации госпрограммы, а также провести опрос среди граждан об оставшихся проблемах лиц с ограниченными способностями. В окончании, федеральные власти должны будут сделать отчет о том, чего достигла реализация программы, а также об оставшихся проблемах.

Региональные особенности «Доступной среды»

Данная госпрограмма реализуется в любом округе Российской Федерации.

Наиболее серьезным примером программы доступной среды определенно является «Теннис парк», локализующийся в столице на Рязанском проспекте. Данная постройка является примером спортивного безбарьерного пространства, на котором могут заниматься граждане с ограниченными способностями.

Именно здесь тренируются паралимпийские теннисисты, занимающиеся в колясках. Здесь находятся адаптированные гигиенические комнаты, парковка, а также здание оборудовано тактильными схемами для передвижения по комплексу.

С две тысячи двенадцатого года, детсады, школьные учреждения, а также психологические, медицинские и социальные центры оборудуются специализированными средствами для передвижения и комфорта инвалидов.

Многие образовательные учреждения обзавелись электронными табло, подъёмными пандусами, мобильными лестничными подъемниками и информационными терминалами. Именно при помощи этих средств, обучение детей с ограниченными способностями становится в разы проще.

Условия адаптации зданий и территорий

На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.

Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.

Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.

Специалисты «Без Преград» реализовали уже более сотни проектов по адаптации в самых разных сферах. Накопленный опыт и знания законодательства в области доступной среды – наша прочная база для решения любой задачи по адаптации зданий и территорий.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.
Читайте также:  Персонифицированные сведения о физических лицах – новый отчет в программах 1С

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Основные аспекты государственной программы Доступная среда для инвалидов

В государственной программе есть определенные аспекты, которые оговаривают, что нужно сделать властям для адаптации инвалидов, а также на что следует опираться при определении первоочередных задач.

Так, в программе существуют следующие аспекты:

Пересмотр и дополнение законодательных норм По поводу повышения уровня жизни и ее качества для инвалидов, например повышения субсидии
Развитие инфраструктуры Для людей с ограниченными возможностями
Сбор и изучение мнений граждан По поводу инклюзии (адаптации) инвалидов
Увеличение количества объектов социальной сферы Опекающихся инвалидами
Подготовка специалистов Для работы физически неполноценными людьми
Поощрение инвалидов к работе с госструктурами
Трудоустройство Людей с потребностями
Закупка для медучреждений Специального оборудования

Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.
В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
      реализации мероприятий;
  2. инвестирования средств в конкретные объекты.
  3. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
      строительство, реконструкция центров реабилитации;
  4. их оснащение необходимыми техническими средствами;
  5. приобретение специального оборудования для учреждений: здравоохранения;
  6. образования.
  7. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
      федеральных и региональных ведомств;
  8. организаций — исполнителей и органов власти. В 2021 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2021 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  9. 2021 годы:
      Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
  10. Подведение итогов.
  11. Анализ результатов.
  12. Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
  13. Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  14. 2021-2025 годы:
      отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для: закупки оборудования в реабилитационные центры,
  15. обучения специалистов,
  16. разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда и социальной защитыРФ. На это ведомство возложена задача по координации деяльности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи и массовых коммуникаций РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Как реализуется программа?

Чтобы сделать объекты инфраструктуры доступными для инвалидов, программа реализуется по нескольким направлениям:

  • Обеспечение рабочими местами лиц с инвалидностью, создание оптимальных условий для трудовой деятельности. Касается это оснащения рабочих мест специальным оборудованием в зависимости от типа нозологий.
  • Создание центров реабилитации, повышение качества медицинских услуг для лиц с ОВЗ. Сюда относится первоочередный прием в поликлиниках, комплексное ежегодное обследование, помощь в восстановлении после болезней и операций.
  • Психологическая работа с населением. Инвалиды не должны чувствовать себя изгоями в обществе, сторониться людей. Для этого проводится работа в школах, высших учебных заведениях с целью объяснения равноправия всех людей, независимо от состояния здоровья.
  • Внедрение оборудования для предоставления информации. Это световое табло, голосовой помощник и т.д.
  • Устранение препятствий по перемещению инвалидов по зданиям. Человек с ОВЗ должен чувствовать себя уверенно, даже если находится на инвалидной коляске или слеп.
  • Оснащение библиотек книгами со шрифтом Брайля для обучения и духовного развития инвалидов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *