Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество организаций из расчета кадастровой стоимости.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 января 2021 года для организаций ввели единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов (п.п. 68 и 77 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Сейчас эти налоги уплачиваются всеми организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по ним – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).
Отмена налоговых деклараций
С 1 января 2021 года все компании-плательщики транспортного и земельного налога перешли на бездекларационную уплату данных налогов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть организации теперь рассчитывают и уплачивают налоги без обязательной сдачи в ИФНС налоговых деклараций по итогам налогового периода. Налоговые декларации представляются лишь в исключительных случаях:
- при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненных деклараций за 2020 год в случае реорганизации организации;
- при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).
Основная характеристика и различия
Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.
Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ. То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.
Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:
- федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
- региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
- местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).
Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.
Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.
Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.
Регламентирующие правовые акты
Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.
В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.
Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
- федеральный налог или сбор;
- региональный;
- местный.
Транспортный налог в региональный бюджет
К налогоплательщикам данного обязательства законодатели отнесли всех собственников автотранспортных средств. То есть юридические и физические лица, владеющие транспортом, должны платить деньги в бюджет.
Объектом обложения являются не только автомобили, но и воздушные, водные и иные виды самоходного транспорта. Отметим, что размер транспортного регионального налога в Российской Федерации зависит от мощности транспортного средства. Также на размер платежа влияет год выпуска авто, его стоимость и период времени в собственности.
Однако это только общие правила, закрепленные в главе 28 НК РФ. Депутаты регионов вправе утвердить льготы, освобождения и послабления для налогоплательщиков. Например, в Самарской области для пенсионеров предусмотрено снижение налоговой ставки до 50 %, а в Волгоградской области пожилые владельцы транспортных средств платят только 20 % от действующих ставок. Примечательно, что такая льгота для Москвы полностью отменена.
Налоговый период равен календарному году. Но если чиновники субъекта установили отчетные периоды, то транспортные региональные налоги обязательны к уплате в виде авансовых платежей. Например, один раз в квартал.
Налог на игорный бизнес
История регулирования азартных игр в России берет свое начало в XVII в. Так, первым нормативным документом, касающимся азартных игр, явился Указ царя Алексея Михайловича 1648 г., направленный на искоренение ряда деяний, среди которых были игры в зернь, карты, шахматы, лодыгами.
Термин «азартные игры» был введен в очередном указе, запрещающем игры, — Указе Елизаветы Петровны 1761 г., в котором не раскрывалось данное понятие, а лишь к азартным причислялись игры, запрещенные законом и проводимые на деньги или вещи.
Особенность пари была описана в немецкой доктрине в XIX в., где указывалось, что: «…договор на счастье отличается тем, что… вопрос, кто станет кредитором, а кто — должником… должен разрешиться посредством исхода неизвестного события». То есть известны участники сделки, известна причитающаяся с них плата или иной взнос за участие в сделке, как правило, известен выигрыш, но, кто из указанных участников сделки станет кредитором, а кто — должником, остается неясным до наступления определенных сторонами обстоятельств.
Во времена правления Екатерины II появилась первая классификация игр, которая делилась на запрещенные и разрешенные. В разряд запрещенных игр тогда попали «очко», рулетка, «орлянка» и тотализаторы, а разрешались играть в преферанс и вист. В это же время в России был введен и первый налог на карточные игры, доходы от которого шли в пользу детских приютов.
Позднее Устав Благочиния, или Полицейский устав, 1782 г. определил основной признак азартных игр и установил запрет играть игры, основанные единственно на азарте. В 1880-е гг. в России были частично легализованы тотализаторы, они появились на ипподромах, и установлены соответствующие налоги. Гражданское законодательство дореволюционной России норм об азартных играх не содержало, но в ст. 2014, 2019 содержалась регламентации заемных обязательств с целью отграничения их от азартных игр.
В течение 75-летней истории Советского Союза принято множество различных нормативных актов об азартных играх и пари. В период НЭПа (1921-1929) произошла реабилитация игорного бизнеса, в ресторанах и питейных заведениях стали открываться залы с игорными столами и рулетками. Но уже в 1923 г. были запрещены игорные дома в рабочих районах, а чуть позднее, в 1928 г. закрыты все игорные клубы и казино, а еще через некоторое время установлена уголовная ответственность за организацию азартных игр (ст. 208.1 УК СССР).
Легальными азартными развлечениями в советский период были вист, бридж и шахматы, которые относились к интеллектуальным видам спорта, и конные бега на ипподромах, считавшиеся спортивными мероприятиями. Официальными играми в советский период были всевозможные лотереи и игры с населением страны, например «Спортлото», доходы от их проведения шли государству.
С 90-х гг. XX столетия в игорной индустрии начался новый период — игорный бизнес был признан видом предпринимательской деятельности. Впервые за историю существования Российского государства были определены ставки налогообложения игорного бизнеса. Первоначально установленная в 1991 г. ставка налога в размере 35% была впоследствии (в 1992 г.) повышена до 90%, но собираемость налога на игорный бизнес от этого не повысилась. Проверки предприятий игорного бизнеса в отсутствие закрепленного на уровне закона понятийного аппарата и несовершенства законодательства привели к появлению в 1997 г. проектов новых законов о налоге на игорный бизнес, которые приняты не были. Лишь в 31.07.1998 был принят Закон N 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес», который определил понятийный аппарат, общие принципы налогообложения, налогооблагаемую базу, ставки налога на игорный бизнес и плательщиков налога на игорный бизнес.
В 2004 г. в сфере налогообложения деятельности по организации и проведению азартных игр и пари начался новый этап. С 01.01.2004 действует гл. 29 НК РФ, согласно которой правовое регулирование правоотношений, связанных с установлением, введением и взиманием налога на игорный бизнес, осуществляется помимо гл. 29 настоящего Кодекса и законами субъектов Российской Федерации.
Налог на игорный бизнес является региональным прямым налогом, подлежащим уплате налогоплательщиком в бюджет по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения. Поступления средств от уплаты налога на игорный бизнес являются источником доходов бюджета субъекта РФ, на территории которого он введен.
Сфера регулирования данным налогом — налогообложение доходов, полученных от организации и проведения азартных игр.
Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса.
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Игорный бизнес не является реализацией услуг. Это особый вид предпринимательской деятельности, связанной с извлечением дохода в виде выигрыша или платы за проведение азартных игр либо пари. Вследствие этого организации и предприниматели, осуществляющие проведение азартных игр либо пари, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль. На них также не распространяется обязанность налоговых агентов по исчислению и удержанию налога на доходы физических лиц с выплаченных выигрышей участникам азартных игр.
Налогоплательщики — организации и предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Если же помимо игорного бизнеса они осуществляют иные виды деятельности, то по этим видам применяется общая система налогообложения (в соответствующих случаях — специальный налоговый режим — единый налог на вмененный доход (ЕНВД)).
Легальное определение понятия «игорный бизнес» содержится в ст. 364 НК РФ. Согласно данной норме игорный бизнес — предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр.
Под выигрышем понимаются денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры в рамках деятельности по организации проведения азартных игр.
Деятельность по организации проведения азартных игр определена как деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Банком России, а с 21.01.2014 организаторы азартных игр обязаны применять контрольно-кассовую технику как в случае приема денежных средств (например, приема ставок), так и в случае их выдачи (выплаты выигрыша).
Налоги и их назначение
В зависимости от назначения, все налоги можно разделить на две категории:
- Общий налог.
- Целевой налог.
Налоги общего назначения установлены в режиме общего порядка. К общим налогам относят множество взимаемых, причём в любой налоговой системе, налогов.
Они имеют отличительную особенность: после своего поступления в государственную казну они обезличиваясь расходуются на конкретные цели, которые определены соответствующим бюджетом.
Налоги целевого толка можно разделить на два вида: специальные и чрезвычайные.
Специальная налоговая пошлина призвана для финансирования определённых программ, имеющих целевую установку. Такая пошлина закрепляется за конкретным видом расходов. В отношении России:
- это налоги на транспорт;
- это налоги на воспроизведение сырьевой базы.
Чрезвычайная налоговая пошлина обычно устанавливается при чрезвычайных ситуациях.
Характеристика региональных налогов
Характеристика региональных налогов зависит от того или иного налога, введенного в действие на территории региона. В общем, каждому из видов допустимых к введению в рамках региона, характерно следующее:
1. Для налога на имущество юридического лица – занимает наиболее весомый пласт в системе регионального налогообложения. В среднем региональный бюджетный доход формируется за счет уплаты этого налога на 6% и более.
Налогоплательщики – юридические лица, на балансе которых имеется имущество, которое по налоговому законодательству расценивается как объект налогообложения.
Объектами в данном случае выступают для отечественных юридических лиц движимое и недвижимое имущество, которые по бухгалтерии учитываются как основные средства организации.
Для заграничных юридических лиц занимающихся хозяйственной деятельностью в России посредством представительств объектом признается движимое и недвижимое имущество, также являющееся основными средствами по бухгалтерской отчетности, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.
Если иностранное предприятие не осуществляет свою деятельность посредством представительств в РФ, то объект – недвижимое имущество в России, являющееся собственностью этой организации, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.
2. Для налога на игорный бизнес – налогоплательщиками выступают юридического лица или ИП, предпринимательская деятельность которых связана с извлечением доходов в сфере игорного бизнеса путем взимания платы за проведение азартных игр, пари и т.д.
Объектом налогообложения выступают столы, автоматы, признаваемые игровыми, а также кассы тотализатора или букмекерской конторы.
При этом срок регистрации 2 и более дня до дня установки (открытия конторы или тотализатора) по каждой отдельной единице.
Для регистрации налогоплательщику предстоит подать заявление, после рассмотрения которого выдается соответствующей единой формы свидетельство.
3. Транспортный налог является региональным, с характерными особенностями.
Так, объект налогообложения:
- механические транспортные средства;
- мотоциклы;
- мотороллеры и прочее, в том числе водные и воздушные судна, которые прошли регистрацию на территории РФ в порядке, определенном ее законодательством.
Налогоплательщиками являются физические лица, на чье имя произведена регистрация указанных объектов. Эта категория региональных налогов содержит достаточно большой список лиц, которым предоставлена льгота по уплате указанного налога.
Каким образом осуществляется расчет налога на имущество?
Законодательство имеет свойство меняться. Причем за нововведениями стоит следить максимально внимательно, ведь от них зависит то, в каком размере и в каком порядке будет производиться оплата тех или иных налоговых отчислений. В частности, изменение порядка расчета размера налога на недвижимости привели к существенному изменению суммы выплаты. Ранее на основу бралась инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, что приводило к значительному занижению ставок за счет того, что она рассчитывалась исходя из первоначальной стоимость недвижимости, которая была потрачена при его строительстве, и степени износа. Однако с 2016 года порядок, по которому рассчитывается имущественный налог, был пересмотрен за счет приближения используемой стоимости недвижимости к цене, установленной на рынке. Это стало возможным в связи с тем, что при расчетах за основу стала браться кадастровая стоимость того или иного объекта, который находится в собственности. Вследствие таких изменений произошел значительный рост данного вида налога.
В чем разница между налогами
Чтобы конкретно понять, в какой бюджет идут налоги и какие, составим таблицу федеральных, региональных и местных налогов.
В какой бюджет уплачивается. | Какие платятся налоги. |
Федеральный. | НДС, Акциз, НДФЛ, налог на прибыль, водный, госпошлина. |
Региональный. | Имущество, транспорт, игорный бизнес. |
Местный. | Налог на землю и имущество – уплачивают физ. лица |
Из таблицы видно, что налоги уплачивают не только коммерческие организации, но и физические лица. Так что же такое региональные налоги и сборы? Установлены они согласно Российскому налоговому кодексу, и платят их все субъекты Российской Федерации.
Выше было перечислено, какие налоги в регионах платятся юридическими и физическими лицами. Если есть транспортное средство, значит, этот налог уплачивают все граждане субъекта.
Многие коммерсанты и простые люди могут задаваться вопросом: НДФЛ — федеральный или региональный налог?
Налоговая «иерархия», представленная в таблице
№/№ | Налоговый уровень | Налоговый перечень |
1. | Федеральные налоги | налог на добавленную стоимость; акцизы; НДФЛ; налог на прибыль организаций; налог на осуществление добычи полезных ископаемых; водный налог; пошлина за использование объектов флоры и фауны; пошлина за эксплуатацию ресурсов воды; государственная пошлина. |
2. | Региональные налоги | имущественная пошлина организаций; транспортный налог; налог на игорный бизнес. |
3. | Местные налоги | земельная пошлина; налог на имущество физлиц; торговый сбор. |
Налог и его классификация в отношении субъекта налогообложения
Вашему вниманию предлагается классификационная таблица, отражающая соотношение налоговой пошлины и субъектов налогообложения:
№/№ | Субъект налогообложения | Налог |
1. | Налоговые сборы, предназначенные для уплаты юридическим лицом | налог на доход; налог на имущество компании. |
2. | Налоговые пошлины, предназначенные для уплаты физическим лицом (гражданином) | налог на доход гражданина; налог на имущество гражданина. |
3. | Смешанные налоговые сборы | НДС; транспортный налог; налог на игорный бизнес. |
Отмена налоговых деклараций
С 1 января 2021 года все компании-плательщики транспортного и земельного налога перешли на бездекларационную уплату данных налогов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть организации теперь рассчитывают и уплачивают налоги без обязательной сдачи в ИФНС налоговых деклараций по итогам налогового периода. Налоговые декларации представляются лишь в исключительных случаях:
- при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненных деклараций за 2020 год в случае реорганизации организации;
- при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).
Регламентирующие правовые акты
Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.
В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.
Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
- федеральный налог или сбор;
- региональный;
- местный.
Общая характеристика региональных налогов: транспортный налог
В роли плательщиков выступают лица, у которых имеются зарегистрированные на них транспортные средства. К объектам обложения относятся воздушные, наземные и водные виды средств передвижения. В ст. 358 НК РФ приведен полный перечень исключений из числа транспортных средств, владение которыми не сопряжено с появлением расчетов по налогу.
Все региональные налоги обязательны к уплате, транспортный перечисляется в течение года авансовыми суммами, которые по итогу года корректируются. Формула расчета данного вида налога – ставка перемножается с налоговой базой и повышающим коэффициентом. Налоговую базу вычисляют путем деления общего количества месяцев нахождения в собственности у конкретного плательщика на 12. Транспортные региональные налоги устанавливаются по отдельным субъектам в разном диапазоне ставок. На их размер оказывают влияние мощность двигателя, категорийность средства передвижения, его вместимость и год выпуска. Отчетность (только организациями) представляется по окончании налогового периода, крайний срок – 1 февраля следующего года.
Налоговая «иерархия», представленная в таблице
№/№ | Налоговый уровень | Налоговый перечень |
1. | Федеральные налоги | налог на добавленную стоимость; акцизы; НДФЛ; налог на прибыль организаций; налог на осуществление добычи полезных ископаемых; водный налог; пошлина за использование объектов флоры и фауны; пошлина за эксплуатацию ресурсов воды; государственная пошлина. |
2. | Региональные налоги | имущественная пошлина организаций; транспортный налог; налог на игорный бизнес. |
3. | Местные налоги | земельная пошлина; налог на имущество физлиц; торговый сбор. |