Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имеет ли пассажир право на компенсацию при ДТП в такси и как ее получить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страховка автоматически распространяется на все поездки, совершенные через «Яндекс.Такси». От водителей и пассажиров не требуется куда-то идти, заполнять договор и платить за услугу. Пользователи застрахованы с момента начала поездки (когда водитель нажимает кнопку «В пути») до ее окончания (когда водитель нажимает кнопку «Завершить»).
Что делать после оформления ДТП
Если документы не были оформлены у сотрудников полиции, по требованию страховых служб, водители должны предоставить свое транспортное средство для экспертизы в течение двух недель после ДТП. Если виновный в происшествии имеет полис ОСАГО, его агенты компенсируют убытки пострадавшим. Законодательно установлен максимум в 400 000 рублей каждому потерпевшему. При наличии травм, максимальная компенсация составляет полмиллиона рублей. Однако виновник происшествия самостоятельно оплачивает ремонт своего автомобиля.
Если виновник не известил страховых агентов об аварии, он возмещает им все денежные средства, потраченные службой на компенсацию ущерба пострадавшей стороне. Такая процедура правоправна, если автор аварии в течение пяти дней после ДТП не известил агентов о случившемся. Процедура регресса возможна также, если владелец не представил свою машину на экспертизу в течение пяти дней после просьбы агентов и начал ее ремонт, не дождавшись двух недель после аварии. Однако прежде агенты должны отстоять свое право на возврат потраченной суммы в суде.
Если зачинщик аварии не имеет полиса, он должен выплатить компенсацию самостоятельно после письменной претензии пострадавшего. Если он игнорирует просьбы, пострадавший может обратиться с исковым заявлением в суд, спустя месяц после получения претензии ответчиком. Заявление на компенсацию подкрепляется заключением экспертов о полученном ущербе, справкой из медучреждения при получении травм, извещением о ДТП, информацией аварийного комиссара, копией расписки, если стороны давали друг другу письменные обязательства после происшествия. Исковая давность для таких дел — три года с момента получения последней претензией ответчиком.
Кто платит комиссару при ДТП в 2022 году?
Аварийный комиссар – специалист, который, выезжает к месту происшествия и оказывает помощь в оформлении необходимых документов. Эксперт может быть штатным сотрудником СК или независимым предпринимателем.
Содействие комиссара заключается в следующем:
- Оказание психологической поддержки участникам ДТП.
- Вызов Госавтоинспекции, скорой помощи, эвакуатора и т.д.
- Проведение фото- и видеосъемки места происшествия.
- Помощь в принятии решения: что лучше – оформить европротокол или вызвать ГИБДД.
- Консультационные услуги по вариантам взаимодействия с другими участниками аварии, инспекторами ГИБДД.
- Проведение опроса очевидцев.
- Оказание профессиональной поддержки в случае судебного разбирательства.
Какие документы потребуются
Важно! Чтобы страховая компания приняла решение о начисление компенсации, потребуется подготовить пакет бумаг:
- заявление, которое составляется в письменной форме. Информация излагается в свободной форме. Обязательно нужно указать обстоятельства происшествия, вид транспорта, причины аварии, регистрационный номер, характер травм и так далее;
- документ, устанавливающий личность заявителя. Если наступила смерть в результате ДТП, то предоставляется паспорт родственника погибшего лица;
- письменное отражение происшествия со стороны перевозчика или представителя такового. Заменить такой документ может справка со стороны скорой помощи или ГИБДД;
- список имущества, которое было утрачено в результате ДТП. При этом следует отразить все характеристики: вес, стоимость и так далее.
- заключение экспертной комиссии, если привлечение таковой требовалось для оценки трудоспособности пострадавших лиц;
- личные данные свидетелей аварии, а также показания таковых, чтобы можно было использовать информацию как доказательство;
- билеты или иные документы, которые подтверждают факт осуществления проезда на конкретно установленном общественном транспорте;
- чеки, отражающие расходы на лечение и лекарственные средства;
- медицинские документы, которые устанавливают характер травм, причины и время получения таковых.
Процедура расследования ДТП с пострадавшими.
Поскольку страховые компании могут ставить отдельные условия реализации процедуры возмещения, то перечень документов следует уточнять в конкретной организации.
Страховщик наделяется правом проведения дополнительного расследования, чтобы установить обстоятельства дорожного происшествия, причины получения травм пассажирами и так далее.
Куда обращаться при отказе в возмещении вреда
Нередко страховые конторы отказывают в предоставлении компенсации пострадавшему клиенту такси. Спорные моменты можно решить только в судебном порядке. Иск следует подавать на перевозчика либо агрегатора.
В суд придется обратиться и в том случае, если водитель работал в такси нелегально либо авто не было застраховано. При таких обстоятельствах ответчиком будет выступать таксист, виновный в ДТП.
В указанных ситуациях иск направляется в суд по месту проживания пассажира, пострадавшего в поездке. В пакет документов обязательно включается протокол ГИБДД, а также медицинское заключение, прочие справки о состоянии здоровья, распечатка сообщений из системы заказа такси. Дополнительно можно пригласить очевидцев и приложить фото, видеоматериалы, относящиеся к происшествию.
Помимо основного требования о начислении компенсации, дополнительно можно запросить возмещение морального вреда. Также с ответчика допустимо взыскать средства, потраченные на адвоката.
Пассажир, пострадавший в ДТП в момент поездки на такси, имеет право на материальное возмещение вреда. Выплата предоставляется страховой конторой виновной стороны. Запрос на компенсацию направляется страховщику в течение 15 дней с момента аварии. При отказе в выплате, либо если таксист работал нелегально или же машина не была застрахована по ОСАГО, следует действовать через суд. Иск направляется в органы по месту проживания пострадавшего пассажира. Дополнительно последний может взыскать моральный вред. При этом лучше всего заручиться поддержкой адвоката, хотя в целом судебная практика по таким делам считается положительной.
Нормы безопасности перевозки пассажиров
Таксисты, как и другие перевозчики, обязаны соблюдать правила безопасной транспортировки клиентов. Главной обязанностью выступает страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), заключающееся в покупке соответствующего полиса. Согласно закону № 40-ФЗ (от 25.04.2002 года) страховка должна быть оформлена на каждое транспортное средство (ТС) независимо от статуса его владельца. Последним может выступить как физическое, так и юридическое лицо.
ОСАГО гарантирует гражданину, пострадавшему при ДТП, выплату денежного возмещения за причиненный вред. Ущерб, нанесенный потерпевшему лицу, покрывает страховая компания виновной стороны.
Плюс ко всему должны быть соблюдены следующие правила перевозки:
- исправность средства передвижения – автомобиль должен подвергаться своевременному техническому осмотру, выезд на вызов при наличии дефектов или неполадок в работе авто запрещен;
- наличие аптечки в салоне машины;
- оснащенность автомобиля удерживающим устройством, предназначенным для перевозки детей младше 12 лет.
Как действовать при ДТП
Если при ДТП наблюдаются пострадавшие, то пассажир должен:
- Вызвать по телефону бригаду скорой помощи.
- Вызвать ГИБДД на место аварии.
- Дождаться сотрудников автоинспекции.
- Получить постановление о факте случившегося ДТП с пометкой пострадавшего.
- Отправить запрос агрегатору.
При наличии тяжелых травм человек будет госпитализирован с отметкой об аварии. Медработники сообщат об этом инспекторам. В протоколе ГИБДД будет указано ФИО пострадавшего и другие его личные данные.
Яндекс.Такси уведомит родственников о страховой компании, которая должна будет покрыть сумму ущерба. Если пострадавший способен самостоятельно отправить запрос в техподдержку агрегатора, то нужно сделать это как можно быстрее, потому что обработка данных тоже занимает время.
Помимо того, что пассажир оформляет страховую выплату, он вправе запросить денежную компенсацию у виновника аварии по полису ОСАГО. Он выявляется на основе разбора обстоятельств дорожно-транспортного происшествия сотрудниками ГИБДД. Передача денег в качестве компенсации на месте аварии недопустима по правилам Яндекс.Такси.
В каком размере выплачивается компенсация вреда при ДТП
Закон не устанавливает конкретных размеров компенсации морального вреда при ДТП — данный вопрос отдается на рассмотрение судье. Если истец не согласен с размером компенсации, установленным судьей, можно подать апелляцию, и дело будет пересмотрено. Обжаловать решение может и ответчик.
Как правило, виновник происшествия оплачивает лечение и оздоровление пострадавшего. Иногда к сумме взыскания добавляется небольшая плата за моральный вред. Обычно речь идет о 10-50 тысячах рублей. Крайне редко судья обязывает ответчика выплачивать сотни тысяч рублей (обычно такое случается при потере пострадавшим работоспособности) и миллионы рублей (семье погибшего).
Чтобы определиться с величиной денежного взыскания, судья оценивает следующие обстоятельства по делу:
- материалы расследования причин дорожно-транспортного происшествия;
- наличие обязательств перед третьими лицами у истца и ответчика;
- семейное положение и наличие детей у сторон;
- финансовую обеспеченность ответчика;
- величину расходов на лечение и восстановление;
- состояние здоровья потерпевшего.
Главное, на что обращает внимание судья — тяжесть полученных пострадавшим травм. Чем тяжелее травмы, тем больше денег понадобится на оплату лечения и восстановления. Истец вправе самостоятельно оценить степень причиненных ему моральных и физических страданий и заявить конкретную сумму к взысканию, но решение будет по-прежнему зависеть от судьи.
Подключение страховки
Клиенту сервиса дополнительно подключать услугу страхования не нужно. Действие страховки начинается в тот момент, когда водитель машины активирует режим таксометра «В пути», и длится до момента прибытия пассажира по требуемому адресу. Страхователем становится любое лицо, которое пребывает в салоне, независимо от его возраста либо других особенностей. Страховка распространяется на всех людей, которые осуществляют поездку в автомобиле, если их количество не превышает допустимого. Сумма компенсации при ДТП рассчитывается для каждого из них индивидуально.
Знаете ли вы? В 2019 г. компанией Uber было презентовано первое в мире такси, передвигающееся по воздуху. Оно рассчитано на перевозку четырёх пассажиров и четырёх больших чемоданов.
Риски пассажиров, которые пользуются услугами перевозчиков, не заключивших договор обаятельного страхования
Существует на сегодняшний день довольно много видов транспорта, которыми пользуются перевозчики, не заключившие договор со страховой компанией. При этом пассажиры такого транспорта довольно сильно рискуют, поскольку если во время ДТП они получат какой-либо вред, то велика вероятность того, что они вовсе не получат какую-либо компенсацию. Это обусловлено тем, что в результате происшествия выплаты будут полностью лежать на перевозчике. Размер денежных компенсаций является довольно значительным и может превышать несколько десятков миллионов за одну аварию, в которой пострадало несколько людей. В этом случае перевозчик может просто не обладать необходимыми денежными средствами, поэтому выплаты будут ежемесячными и очень маленькими. Поэтому каждый человек, перед тем как купить билет на определенный транспорт, должен убедиться, что у перевозчика заключен договор со страховой компанией, поскольку получить деньги у страховой организации намного проще, а также весь процесс не займет много времени.
Именно поэтому на сегодняшний момент специальные государственные органы занимаются контролем всех перевозчиков, поскольку если они не застраховывают свое транспортное средство и пассажиров, то они будут оштрафованы, причем размер штрафа является существенным.
Обязательная автостраховка
Введенная государством система страхования ответственности автовладельцев существует больше десяти лет. Именно поэтому большинство граждан четкое знает, когда нужно обращаться за выплатой по этой страховке. Возмещение ущерба имуществу или вреда здоровью ложится на плечи виновника аварии, а вернее на его страховщика. Выплату по этой страховке в части возмещения за травмы может получить любой гражданин, не являющийся виновником ДТП.
Кстати, существующая судебная практика показывает, что если пострадавший пассажир ехал не в машине виновника дорожного происшествия, то он может получить выплату сразу по двум полисам ОСАГО : своего водителя и автомобилиста, виноватого в аварии. Конечно, на первый взгляд это несколько странно. Однако не стоит забывать, что автотранспортное средство является источником повышенной опасности. Соответственно, его владелец должен возмещать вред здоровью своих пассажиров даже если дорожное происшествие произошло вследствие действий другого водителя (судебная практика).
Обязан ли виновный водитель сообщить о ДТП своей страховой
Водителям, которые виноваты в дорожном инциденте, очень важно правильно действовать. Не все виновники аварий знают, какие действия при ДТП по ОСАГО они должны предпринять. Одно из них – уведомить страховщика. Это регламентирует закон «Об ОСАГО» в статье 11. Иначе страховая организация может отказать в компенсации или взыскать с виноватого водителя свои расходы через судебное разбирательство.
При общении с представителем страховой организации, автомобилист обязан сообщить, что он оказался виновным в дорожно-транспортном происшествии. Водитель должен предоставить такую информацию:
- Количество участников в дорожном инциденте
- Информация об автотранспорте: госномера, марки и даты изготовления
- Место и время аварии
- Сведения о наличии жертв и пострадавших, их состояние и степень причинённого здоровью и смерти вреда
Внимание! Страховщик имеет право отправить на место ДТП своего эксперта, он может участвовать в оформлении аварии.
Можно ли получить возмещение при ДТП по ОСАГО, если авария произошла во дворе либо на паркинге
Транспортное средство может быть повреждено не только в ДТП. Далеко не каждый водитель знает, что делать при небольших повреждениях автомобиля на автостоянке либо во дворе. Если оно произошло из-за столкновения с другим автотранспортом, случай является страховым, а на него распространяется ОСАГО. В случаях, когда повреждение было вызвано действием пешеходов, посторонних предметов (ветка дерева, сосулька и т.п.), а также действий своего хозяина, страховое возмещение не осуществляется.
При дорожно-транспортном происшествии по автогражданке возмещение положено лишь пострадавшим лицам. Для этого они обязаны зафиксировать факт инцидента. Для этого можно использовать упрощённую процедуру европротокол либо путём вызова инспектора ГИБДД. Документы по аварии должны быть направлены страховщику виноватого водителя, закон отводит организации 20 дней на выполнение возмещения. Законодательство устанавливает максимальные ограничения по величине компенсации. Если нарушитель откажется признать собственную вину, другая сторона должна обратиться в дорожную полицию либо в суд.
Что делать после оформления ДТП
Участники ДТП обязаны уведомить страховщиков о наступлении страхового случая. Порядок и сроки уведомления прописываются в договоре. Лучше сделать это как можно быстрее. Одной из причин регрессного иска к виновнику происшествия является неподача Европротокола страховщику в течение 5 рабочих дней после ДТП.
Для получения возмещения пострадавший обращается в страховую компанию. При отсутствии пострадавших водитель может выбрать, к кому обращаться — к своему страховому агенту (прямое возмещение) или к страховщику виновника. Прямое возмещение возможно при выполнении следующих условий (ст. 14.1 Закона «Об ОСАГО»):
- ущерб причинен только автомобилям участников ДТП;
- гражданская ответственность всех водителей застрахована по ОСАГО.
Начав со стремления к свободному и хорошо управляемому сервису с четко распределенными ролями участников, сокращенными и оптимизированными затратами, агрегаторы (может быть, сами того не желая), пошли в обратную сторону, попутно пытаясь максимально сократить затраты и избавиться от ответственности.
С одной стороны, агрегатор стремится подчинять себе все пулы автомобилей, устанавливать правила перевозки, контролировать этот сегмент рынка и регулировать его. Очень показательно в этом смысле позиционирование агрегаторов одновременно и как онлайн-сервисов, и как именно такси.
С другой стороны, основываясь на разрабатываемых юридических документах, моде на технологичные стартапы и инновационные сервисы, агрегаторы всячески ограничивают свою ответственность, разбивают отношения между участниками перевозки на разнородные сегменты.
Почему они так утверждают?
Потому что созданная агрегаторская схема, в противовес прошлому порядку (когда пассажирскими перевозками на такси занимались обычные таксопарки безо всяких агрегаторов) основана на документах, содержащих специальным образом составленные и сформулированные пункты маскирующие настоящие отношения, подменяющие одни понятия другими, исключающие и ограничивающие ответственность агрегатора. Такие формулировки незаконны, но пассажир, не имея юридического образования, об этом не знает.
Есть лишь один настоящий бенефициар в агрегаторской схеме пассажирских перевозок, которому удалось и снизить затраты на оказание услуг, и распределить (в том числе снять с себя) ответственность за ненадлежащее оказание или неоказание услуг. Этот настоящий, подлинный бенефициар – агрегатор.
Агрегаторская схема позволяет агрегатору избегать ответственности или делать процесс привлечения его к ответственности крайне затрудненным, почти невозможным. Конечным виновником всегда остается водитель.