Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Анализ особенностей условий труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Новые требования закона по ТБ для метро были изданы 05.04.2017 г. На проведение оценки уязвимости и выявление слабых мест в защищенности законом был отведен 3-месячный срок, после чего также в 3-месячный срок должен быть разработан следующий, пожалуй, самый фундаментальный документ – план обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ), в него войдут порядки, инструкции и прочие документы, на основании которых предприятие будет осуществлять защиту объектов.
III. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям (помещениям, площадкам и участкам работ)
35. Для обеспечения безопасного производства работ работодатель обязан осуществить подготовку строительных площадок, участков строительного производства, на которых будут заняты работники данного работодателя, до начала строительного производства и оформить акт (рекомендуемый образец предусмотрен приложением N 3 к Правилам).
36. Производственные территории и участки проведения строительного производства в населенных пунктах или на территории эксплуатируемого объекта в целях обеспечения безопасности строительных работ для третьих лиц должны быть ограждены во избежание доступа посторонних лиц.
37. Места прохода людей в пределах опасных зон должны иметь защитные ограждения. Входы в строящиеся здания (сооружения) должны быть защищены сверху козырьком, выступающим не менее чем на 2 м от стены здания. Угол, образуемый между козырьком и вышерасположенной стеной над входом, должен быть от 70° до 75°.
38. У въезда на производственную территорию при капитальном строительстве необходимо устанавливать стенды с указанием строящихся, сносимых и вспомогательных зданий и сооружений, въездов, подъездов, схем движения транспорта, местонахождения водоисточников, средств пожаротушения.
39. Автомобильные дороги, находящиеся на производственных территориях, должны быть оборудованы соответствующими дорожными знаками, регламентирующими порядок движения транспортных средств и строительных машин.
40. В случае если в процессе проведения строительного производства в опасные зоны в непосредственной близости от мест перемещения грузов кранами могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо соблюдение следующих требований:
- Необходимо оснащать краны дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы крана должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей
- Скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;
- Перемещение грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, должно производиться с применением дополнительных съемных грузозахватных приспособлений, предотвращающих падение груза;
- По периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого краном;
- Зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитного экрана.
41. Территория строительной площадки, включая проезды, проходы на производственных территориях, проходы к рабочим местам должны содержаться в чистоте, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и строительными конструкциями.
42. При производстве работ в темное время суток строительные площадки и участки строительного производства, рабочие места, проезды и подходы к ним должны быть освещены.
43. Санитарно-бытовые и производственные помещения и площадки для отдыха работников, а также автомобильные и пешеходные дороги следует располагать за пределами опасных зон.
Травматизм и работа с животными
В принципе, все указанные причины травматизма можно увидеть и в сельском хозяйстве, при этом в число «других причин», как правило, попадают специфические травмы, характерные только для данной отрасли. Так, например, работа с животными – один из самых главных источников травматизма в сельском хозяйстве. Следует заметить, что данная ситуация характерна не только для РФ, но наблюдается и в США, Дании, Австралии и во многих иных зарубежных странах (согласно исследованиям Waller (1992 г.), Erlich (1995 г.), Carsentsen, Lauritsen и Rasmussen (1995 г.) и др.)
В России же только за последние два года произошло несколько сотен тяжёлых несчастных случаев, в том числе и с летальным исходом, среди работников животноводства. Наиболее часто наблюдаются случаи травматизма при работе с крупным рогатым скотом (коровы, быки), лошадьми, свиньями.
Обстоятельства такого травмирования совершенно различны – несчастные случаи могут происходить и с пастухами при выпасе скота, и с операторами машинного доения при дойке, и с ветеринарными работниками при осуществлении ими ветеринарных процедур. Итоговые результаты почти всегда одинаковы: сочетанные черепно-мозговые травмы, переломы рёбер, конечностей, позвоночника, травмы глаз, головы, разрывы внутренних органов, не говоря уже о многочисленных ушибах, повреждениях мягких тканей, гематом etc.
В качестве типичного примера приведём несчастный случай, произошедший 10 июля 2021 г. в Пильнинском районе Нижегородской области: на пастбище при перегоне стада пастух пострадал от удара быка. В результате происшествия работник получил тяжёлые повреждения здоровья в виде открытой черепно-мозговой травмы, множественных переломов позвоночника, глубоких повреждений мягких тканей.
Следует отметить, впрочем, что довольно часто представляется весьма затруднительным однозначно классифицировать причину травмирования работников. Так, в рассмотренном выше примере травмирования пастуха Государственная инспекция труда запросила результаты медицинской экспертизы на предмет нахождения пострадавшего в алкогольном опьянении во время несчастного случая. В случае, если факт опьянения работника будет установлен, тогда в качестве одной из причин травмирования можно будет считать нарушение работником трудового распорядка, а также – неудовлетворительную организацию производства работ со стороны руководства (допуск к работе сотрудника в состоянии алкогольного опьянения).
Поэтому для принятия действенных мер по снижению уровня производственного травматизма в сельском хозяйстве, помимо прочего, следует назвать необходимость тщательного, всестороннего и объективного (не формального!) расследования несчастных случаев в целях установления непосредственной причины травмирования и комплекса, скажем так, «сопутствующих» им причин.
Конечно, вышеприведённые соображения можно распространить и на прочие отрасли народного хозяйства, однако именно в сельском хозяйстве на них, в силу высокого уровня травматизма в отрасли, следует обратить большее внимание.
Замечание 1
На работоспособность и здоровье человека большое влияние оказывают совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, т.е. условия труда. Потерять здоровье на рабочем месте достаточно легко, тем более что существует немало отраслей и профессий с возможными неблагоприятными последствиями. По этому поводу ст. $21$ и ст. $22$ Трудового Кодекса РФ гарантируют работнику и работодателю реализацию их прав в производственной сфере.
Важнейшим является право на рабочее место, которое отвечало бы всем нормативным требованиям безопасности и охраны труда. Кроме того, работник имеет право на объективную информацию о данном рабочем месте, его особенностях и условиях. Для реализации этого права $01$.$01$. $2014$ г. вступил в силу ФЗ «О специальной оценке условий труда», принятый $28$.$12$. $2013$ г. (№426-ФЗ). На основании этого закона каждый работодатель обязан создать безопасность и условия труда каждому сотруднику. Условия должны соответствовать государственным нормам. Это относится ко всем юридическим и физическим лицам, осуществляющим какую-либо деятельность.
Компенсация за опасность для здоровья
Законодательство Российской Федерации предусматривает наличие компенсаций для сотрудников, чья работа связана с воздействием вредных и опасных условий труда.
Работодатель вправе самостоятельно выбрать вид и размер компенсации на основании Трудового Кодекса:
- Дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск.
- Повышение оплаты труда не более чем на 4% от оклада.
- Бесплатное лечение, а также оздоровление.
- Выдача средств индивидуальной защиты.
- Уменьшение трудового времени за счет сокращение рабочих часов.
Как повысить безопасность работы машиниста
Машинисту должно быть предоставлено водительское место, с которого можно безопасно управлять поездом. Размеры кабины, включая различные приспособления, фурнитуру, мебель, оборудование, органы управления, индикаторы и приборы, должны соответствовать требованиям безопасного размещения сотрудников с различными физическими размерами.
Сиденье, предусмотренное для машиниста, должно быть легко регулируемым. Со своего места он должен иметь возможность легко управлять всеми основными приборами и считывать показания датчиков, не напрягая зрения. Приборы управления должны быть удобно расположены, чтобы максимально снизить трудозатраты и свести к минимуму ошибки.
Место машиниста должно быть расположено таким образом, чтобы глаза сидящего человека находились на расстоянии не менее 50 см от лобового стекла. Это необходимо для снижения риска получения травм в результате повреждения стекла. Машинист должен быть в состоянии быстро покинуть кабину по техническим причинам или для экстренной эвакуации.
Перед выходом на смену машинист проходит медосмотр. Ежегодно специалист также проходит комплексное медосвидетельствование, в ходе которого выявляются признаки сердечно-сосудистых нарушений, диабета, неврологических заболеваний, нарушения сна, увеличение ИМТ.
Проблема № 1. Низкая эффективность досмотровых мероприятий
При интенсивном пассажиропотоке эффективность проведения досмотровых мероприятий снижается. В первую очередь это связано не столько с количеством пассажиров, сколько с быстрым заполнением территории КПП и, как следствие, затруднением выявления пассажиров для проведения дополнительного досмотра.
Если проводить аналогию с обеспечением авиационной безопасности, то большинство аэропортов либо построено, либо реконструировано в целях осуществления тщательного досмотра 100% населения. К сожалению, нечто подобное просто невозможно реализовать на многих объектах метро. Некоторые вестибюли станций метрополитена в Москве и Санкт-Петербурге оборудованы в высокоэтажных зданиях, и провести реконструкцию вестибюля в целях увеличения зоны досмотра весьма проблематично. Это приводит к выборочному досмотру со стороны перевозчиков и недовольству самих пассажиров работниками досмотра из-за столпотворения в час пик.
Важно отметить, что требования законодательства разрабатываются без учета архитектурных и планировочных особенностей станций метрополитена, спроектированных еще до того, как транспортной безопасности стало уделяться повышенное внимание.
Так, в соответствии требованиями по обеспечению ТБ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.04.2017 г. № 410, субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) обязан выделить отдельные помещения или участки помещений на каждой станции метро не только для сотрудников безопасности, но и для хранения выявленных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону ТБ.
Такими предметами могут быть:
- боевое оружие;
- взрывчатые вещества (бризантные, инициирующие и т.д.);
- радиоактивные (источники альфа-, бета-, гамма-излучения), химические (аммиак, хлор, зарин, зоман), биологические (бактерии, грибки, вирусы) агенты.
К хранению таких предметов и веществ законодательством предъявляются отдельные требования, не реализуемые в условиях действующего метрополитена и создающие дополнительную угрозу жизни и здоровью пассажиров и персонала.
Законодательством также не предусмотрена методика досмотра на станциях метро с учетом мест размещения зон досмотра. Сейчас данные места определяются СТИ самостоятельно, но при этом не учитываются взрывоопасность зоны досмотра, месторасположение пункта досмотра относительно расположения взрывозащитного контейнера и др.
Проблема № 5. Отсутствие порядка действий сотрудников при обнаружении бесхозных предметов
Данная проблема проявилась наиболее остро в Петербургском метрополитене после произошедшего теракта. Действия работников ТБ регламентируются внутренними инструкциями и порядками, и их значимость значительно выросла после трагических событий. Фактически закон предписывает, что всю ответственность за ТБ несет СТИ, а не правоохранительные органы, как в некоторых других странах мира. При наличии каких-либо признаков АНВ СТИ обязан предпринимать меры по его недопущению, в том числе имеет право на закрытие станции при обнаружении бесхозного (подозрительного) предмета.
Важно отметить, что законом даже не установлено определение «бесхозный предмет», не говоря о регламентации совместных действий работников метрополитена и сотрудников правоохранительных органов при обнаружении бесхоза.
Мероприятия по обеспечению безопасности работников
Исходя из основ законодательства нашей страны, термин «охрана труда» нужно трактовать как комплекс различных мероприятий, направленных на обеспечение сохранности здоровья и жизни специалистов в ходе работы на предприятии.
Охрана труда неразрывно связана с техникой безопасности (ТБ), т. е. использованием механизмов и средств технического характера, выполнение которых максимально сберегает здоровье и исключает потенциальные опасности, возникающие в процессе любой деятельности.
Занимаясь разработкой мероприятий по улучшению условий работы сотрудников, нужно обязательно опираться на основные постулаты таких наук, как физиология, психология и промышленная токсикология, а также экономика производства.
То, что СУОТ разработана при непосредственном участии и в сотрудничестве с работниками и их представителями, подтверждается:
-
подписанными сторонами отчетами, протоколами заседаний, перепиской, соглашениями;
-
мероприятиями, направленными на активное участие работников и их представителей в процессах разработки Политики;
-
опросами руководителей организации, представителей работников, самих работников, а также работников подрядных организаций.
В качестве критерия соответствия СУОТ рассматриваются факты создания и функционирования в организации комитета (комиссии) по охране труда, в деятельности которого принимает участие руководство организации.
Пример 2. Несоответствие СУОТ требованиям ГОСТ
Номер раздела ГОСТ 12.0.230 (номер элемента системы) — 4.2.
Работники и их представители по вопросам охраны труда на объекте «А» не были информированы или проинструктированы относительно действий по предупреждению пожаров. Отсутствуют доказательства того, что проведены инструктажи (или подготовка) персонала по вопросам внедрения СУОТ.
Работодатель несет всеобъемлющие обязательства и ответственность по обеспечению безопасности и охраны труда работников, а также обеспечивает документирование и руководство деятельностью по охране труда в организации.
В организации из числа руководителей высшего звена должно быть назначено по крайней мере одно лицо, наделенное особыми обязанностями, ответственностью и полномочиями в аспектах:
-
развития, применения, периодического анализа и оценки СУОТ;
-
периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования СУОТ;
-
содействия в участии всего персонала организации в управлении охраной труда.
Обязанности, ответственность и полномочия такого лица (таких лиц) должны быть определены, документированы и доведены до сведения всего персонала организации.
В организации должен быть локальный нормативный документ, в котором зафиксировано:
-
Распределение обязанностей и полномочий должностных лиц работодателя по охране труда;
-
Возложение ответственности по разработке, осуществлению и результативному функционированию СУОТ на всех уровнях управления;
-
Распределение обязанностей, ответственности и полномочий работодателя по обеспечению охраны труда среди работников;
-
Включение в структуру распределения обязанностей, ответственности и полномочий в обязательном порядке лиц, деятельность которых связана с выявлением (идентификацией) опасностей, оценкой или регулированием рисков в сфере охраны труда, в том числе осуществляющих оперативное (линейное) руководство безопасностью и охраной труда работников в тех случаях, когда это необходимо.
Такой локальный нормативный документ должен быть доведен до сведения работников и соответствующих лиц. Руководители всех подразделений должны четко представлять как свои собственные обязанности в сфере охраны труда, так и обязанности подчиненного персонала. Каждый работник должен знать не только свои собственные обязанности и ответственность за обеспечение эффективного функционирования СУОТ, но также иметь представление о распределении обязанностей по вопросам охраны труда внутри организации.
Пример 3. Несоответствие СУОТ требованиям ГОСТ
Номер раздела ГОСТ 12.0.230 (номер элемента системы) – 4.3.
Вопросы распределения обязанностей, ответственности и полномочий, относящиеся к управлению охраной труда, не определены для ключевой в аспекте управления охраной труда должности (уточнить должность, например начальник цеха). Работники и их представители по вопросам охраны труда не были проконсультированы или информированы об изменениях в организации работы на участке производства работ «А».
Специалисты по охране труда должны иметь соответствующее профессиональное образование, опыт практической работы. Они обязаны периодически проходить подготовку и переподготовку по охране труда и иметь подтверждающие документы. Необходимая подготовка должна быть проведена на всех существующих в организации уровнях управления и для всех лиц, подвергающихся риску воздействия опасных и вредных производственных факторов, и/или лиц, связанных с реализацией мер по управлению такими рисками.
Общими критериями минимальной практической достаточности компетентности, как правило, являются:
-
способность идентифицировать (определить) и устранить опасности или осуществить меры по уменьшению связанных с ними рисков;
-
способность поддерживать СУОТ на результативном и эффективном уровне.
Образование, подготовка и опыт работы принимаются во внимание при приеме на работу, а также при планировании дальнейшего обучения.
Программы подготовки должны:
-
охватывать всех работников, для которых такая подготовка необходима;
-
предусматривать эффективную и своевременную первоначальную и повторную подготовку;
-
учитывать требования к работникам подрядных организаций;
-
быть направлены на потребности определенных групп работников;
-
периодически анализироваться членами комитета (комиссии) по охране труда и при необходимости корректироваться;
-
учитывать специфику конкретного рабочего места.
Подготовка по вопросам охраны труда должна проводиться компетентными лицами, всем слушателям бесплатно. Слушатели дают оценку доступности и демонстрируют полноту усвоения материала подготовки. По окончании подготовки — получают документы, подтверждающие проведение подготовки.
Пример 4. Несоответствие программ подготовки требованиям ГОСТ.
Номер раздела ГОСТ 12.0.230 (номер элемента системы) – 4.4.
Исследование одобрено межвузовским комитетом по этике и проведено в соответствии со стандартами надлежащей клинической практики (Good Clinical Practice) и принципами Хельсинкской Декларации.
К участию в исследовании приглашались все РЛБ — машинисты и их помощники. Согласились принять участие 7% работников ОАО «РЖД» и 10% работников ГУП «Московский метрополитен». Таким образом, участниками исследования стали 2638 РЛБ: 778 из них работали в ОАО «РЖД» и 1860 в ГУП «Московский метрополитен». Исследование проведено путем удаленного анкетирования с помощью онлайн-формы. Машинистам и помощникам машинистов предлагалось заполнить анкету, которая уточняет возрастной диапазон и антропометрические данные респондентов, должность и место работы, семейный и социальный статус, особенности медицинской активности и образа жизни. Вопросы о корригируемых ФР ССЗ были разработаны с помощью инструментария STEPS (курение, злоупотребление алкоголем, неправильное питание, недостаток физической активности). Подробно анкета описана ранее [10]. В исследовании в подавляющем большинстве участвовали мужчины, поскольку до конца 2021г женщины законодательно не могли работать на должностях машинист/помощник машиниста, и только 20 женщин в группе ГУП «Московский метрополитен» были включены в исследование. Сбор первичной информации продолжался с 19.03.2021г по 26.04.2021г в группе ОАО «РЖД» и с 26.01.2022г по 16.02.2022г в группе ГУП «Московский метрополитен». Все лица, включенные в исследование, подписали информированное добровольное согласие.
Сбор и обработка полученных данных осуществлены с использованием программ Microsoft Excel и Statistica. Сравнение величин, выраженных в процентах, проведено с помощью критерия χ2 Пирсона, сравнение средних величин — на основании U-критерия Манна-Уитни. Статистически значимыми считали различия при p
Ответы респондентов отражали их субъективное мнение, поэтому при интерпретации ФР применялись единые критерии. Не ежедневное потребление овощей и фруктов считалось недостаточным, а нерегулярным считалось питание 1 или 2 раза в день. Питание в ресторанах быстрого питания ≥1 раз в нед. считалось значимым. Частое или постоянное досаливание пищи респондентами интерпретировалось как частое употребление соли. Низкую физическую активность на рабочем месте участники исследования оценивали самостоятельно. Показатели индекса массы тела (ИМТ) дополнительно рассчитывались по формуле на основе предоставленных данных о росте и весе.
В результате проведенного анализа были выявлены сходства и различия в образе жизни и ФР РЛБ ОАО «РЖД» г. Москвы и ГУП «Московский метрополитен». Следует отметить, что машинисты метрополитена имеют более короткую смену — до 8,5 ч, при максимальной длительности смены работников ОАО «РЖД» — 12 ч.
Тем не менее, сравниваемые группы не различались по частоте обращения к врачу, приема лекарственных препаратов и витаминных комплексов, выхода на работу в случае недомогания. Из 100 человек за последний год 5,1 человек в группе ОАО «РЖД» и 11,7 человек в группе Московского метрополитена обращались за СМП.
Обращает на себя внимание то, что большинство курящих респондентов в обеих группах хотели бы бросить курить, при этом сотрудники ОАО «РЖД» более мотивированы на отказ от курения. Следует отметить, что сотрудники ОАО «РЖД» чаще получают профилактическое консультирование в рамках корпоративной программы укрепления здоровья [11]. Можно предположить, что участники осведомлены о рисках и угрозах здоровью, которые влечет за собой курение сигарет, и испытывают трудности в преодолении своей зависимости. Поэтому программы, содействующие сотрудникам в отказе от курения, могут быть расширены [12].
Частота употребления алкоголя была выше у РЛБ ОАО «РЖД», однако полученные данные достаточно ограничены для корректной интерпретации. Для выявления расстройств, обусловленных употреблением алкоголя, рекомендованы специальные опросники, в частности, тест AUDIT (Alcohol Use Disorders Identification Test) [13].
Превалирующими поведенческими ФР ССЗ являются недостаточное потребление овощей и фруктов, а также низкая физическая активность на рабочем месте. Выявленные ФР подсказывают направление дальнейшей профилактической деятельности: массовое внедрение принципов рационального питания, повышение физической активности. Подобная профилактическая деятельность невозможна без проведения программ медико-санитарного просвещения. Наиболее эффективно подобные мероприятия реализуются в виде корпоративных программ здравоохранения, которые уже существуют в ОАО «РЖД» и должны быть разработаны для Московского метрополитена.
Средние значения ИМТ выше нормальных в сравниваемых группах являются отражением вышеперечисленных поведенческих ФР. Показатель ИМТ независимо повышает вероятность развития ХНИЗ [14].
Результаты анкетирования показали, что медицинскими работниками на приеме чаще подчеркиваются следующие ФР ССЗ: избыточный вес тела или ожирение, курение и нерациональное питание. Чаще рекомендации по модификации образа жизни получали сотрудники ОАО «РЖД», что может быть обусловлено более широким охватом медицинскими осмотрами.
Ограничения исследования. В исследовании согласились принять участие до 10% от общего числа РЛБ, что не позволяет с уверенностью говорить о репрезентативности полученных данных. Исследование базировалось на результатах опроса, который носит субъективный характер. При этом правдивость полученных ответов невозможно подтвердить объективными данными. Условия пандемии новой коронавирусной инфекции 2019г COVID-19 (COrona VIrus Disease 2019) обусловили применение дистанционных технологий, сбор объективной клинико-диагностической информации не проводился.
Помимо этого, опрос проводился не одномоментно: работники ОАО «РЖД» заполняли анкеты зимой, а работники ГУП «Московский метрополитен» — весной, что могло повлиять на результаты оценки физической активности, питания, ИМТ.
Результаты теоретического и эмпирического исследования особенностей управления персоналом в крупных компаниях позволяют сделать следующее заключение:
При разработке системы управления персоналом крупной компании и основных его элементов продуктивнее использовать комплексный подход, позволяющий выделить основные элементы системы управления персоналом предприятия: планирование, набор, отбор, адаптацию, мотивацию, оценку, развитие и обучение. Эффективное функционирование каждого из элементов и их связь определяет оптимальную работу системы управления персоналом в целом.
Особенности управления персоналом в крупной компании заключаются в необходимости унификации и стандартизации методов управления персоналом, выделения специфических функций управления персоналом на разных уровнях управления, широкому использованию информационных технологий в управлении персоналом.
Условия внешней среды, размер компании и сфера деятельности определяют функционирование кадровой службы крупной компании. При этом для крупных компаний характерно выполнение стратегических функций управления персоналом в центральном представительстве и выполнение функций по найму и оценке персонала в конкретном ее обособленном подразделении, которые могут выполняться, как отделом управления персоналом, так и отдельным специалистом по персоналу или на условиях аутсорсинга персонала.
Специфика системы управления персоналом в ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» связана с наличием в Компании квалифицированного персонала и развитой системы менеджмента, которая обеспечивает компании устойчивое развитие экономики, экологии и социальной сфер. Кадровая политика, направлена на обеспечение престижа профессий железнодорожного транспорта путем повышения конкурентоспособности, увеличения заработной платы по сравнению с другими отраслями экономики и формированием мотивационных механизмов для закрепления высокопрофессиональных кадров; Особенностью управления персоналом крупной компании ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» и ее сильной стороной является создание целостной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, в основу которой положено непрерывное обучение персонала. Основные проблемы кадровой политики ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН», несмотря на большой объем работы, сводятся к недостаточной проработанности механизмов подбора и отбора персонала и повышения квалификации работников в соответствии с компетентностным подходом. Не всегда действенна обратная связь руководства с системой управления персоналом, об этом свидетельствует тот факт, что программами повышения квалификации охвачена только небольшая часть работников ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН», недостаточное внимание уделяется подготовке и развитию кадрового резерва, не определены критерии оценки деятельности персонала. Условия внешней среды, размер компании и сфера деятельности определяют функционирование кадровой службы крупного предприятия. При этом для крупных предприятий характерно выполнение стратегических функций управления персоналом в центральном представительстве и выполнение функций по найму и оценке персонала в конкретном ее обособленном подразделении, которые могут выполняться, как отделом управления персоналом, так и отдельным специалистом по персоналу или на условиях аутсорсинга персонала. Особенностью управления персоналом в ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» является то, что возможности и потенциал Компании по обеспечению устойчивого развития характеризуются наличием в Компании персонала, который обладает высокой квалификацией. При этом руководством компании проводится политика, которая направлена на увеличение престижа компании как работодателями.
Для этого в компании проводится активная социальная политика, разрабатываются мероприятия по совершенствованию мотивации и развития персонала.
Анализ кадрового потенциала ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» показал следующие позитивные моменты:
1) стабильность в составе кадров по категориям и по возрасту;
2) вырос уровень образования ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН»;
3) прием на работу на ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» осуществляется на основе конкурса;
4) рост заработной платы и материальных поощрений за анализируемый период.
Негативные моменты в динамике и структуре кадров проявляются в следующем:
1) снижение численности работников за анализируемый период свидетельствует о снижении опытного кадрового потенциала на предприятии;
2) неполная укомплектованность кадрами;
3) существует текучесть кадров на предприятии, основными причинами текучести кадров являются: неудовлетворенность условиями труда, характером работы, уровнем заработной платы, социальными льготами (в т.ч. необеспеченность жильем), увольнение работников в связи с достижением пенсионного возраста, перемена места жительства и прочие.
4) недостаточная укомплектованность кадровым резервом
Недостатки действующих программ повышения квалификации:
1) не определены факторы мотивации на развитие персонала;
2) существует недостаточная информированность кадров о действующих программах;
3) мониторинг удовлетворенности персонала результатами учебных программ и в целом по программам улучшения условий труда не проводится;
4) программами повышения квалификации охвачена только небольшая часть работников ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН»;
На основе анализа кадровой политики и осуществления кадровых функций деятельности ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» показано, что система управления персоналом в организации осуществляется на высоком уровне, имеет высоквалифицированный персонал. Дальнейшее совершенствование системы управления персоналом связано с системным подходом к определению направлений развития и включает: — совершенствование отдельных функций системы управления персонала, в частности отбор персонала и подготовка резерва; — совершенствование системы оценки персонала.
Улучшить осуществление кадровых функций в системе управления персоналом можно на основе предложенных рекомендаций по усилению кадровой политики, установлению постоянной обратной связи руководства с системой управления персоналом, использованию современных средств обучения персонала, развития персонала и подготовки резерва на основе новых технологий оценки потенциала работника. Предложены критерии оценки деятельности персонала: по уровню добросовестности, толерантности, новаторства, склонности к совместной работе, стремления к достижениям и ориентации на клиента, по которым можно делать заключение об эффективной работе отдельных работников.
Как составить план мероприятий
План мероприятий по улучшению условий труда составляется с учетом периода его примерного срока действия в 1-3 года (может изменяться исходя из особенностей деятельности конкретных компаний). На стадии составления документа определяется список предстоящих процедур, планируется необходимое финансирование на срок его действия. Результаты оформляются посредством издания приказа.
Следующий шаг составления – это оформление акта о введении плана в действие. В нем отражаются такие сведения, как суммы общих затрат, сроки и методы реализации запланированных действий, перечень лиц, ответственных за итоговый результат и т.д.
ВНИМАНИЕ! Законодательством не запрещается оформлять проект в виде приложения к трудовым соглашениям работников с их согласия.
Составлять план мероприятий по улучшению условий труда важное занятие, даже если вы не обращаетесь в ФСС за возмещением расходов охраны труда.
Если вы работаете не первый год специалистом по охране труда в организации, то составить план мероприятий на год не составит труда, вы знаете все “больные места”, которые требуется “подлечить”.
А если еще только-только приступили к выполнению обязанностей, то вам очень поможет Приказ Минсоцздравразвития № 181н, в нем есть все основные моменты, которые подходят, как крупным компаниям, так и небольшому бизнесу, которому тоже не помешает планирование в охране труда.
А если есть смысл выполнения мероприятий, а он есть – создание безопасных условий труда, то наступает момент, когда количество выполненной работы переходит в качественный результат, отсутствие штрафов и причинение вреда здоровью работников.
Желаю вам безопасной и эффективной работы!
Если остались вопросы после прочтения заметки или вам есть что добавить, привести примеры эффективного применения плана, пишите в комментариях, это будет полезно остальным читателям!
Анализ обеспечения безопасности труда на предприятии
Обмен информацией заключается в:
-
получении, документировании и реагировании на внешние и внутренние сообщения, связанные с охраной труда, в том числе на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда;
-
регулярной подготовке отчетов и информировании персонала о происшествиях, инцидентах, несчастных случаях и случаях профессиональных заболеваний, имевших место как в самой организации, так и в аналогичных и иных организациях;
-
учете мнений собственных работников и работников подрядных организаций;
-
проведении собраний по вопросам безопасности и охраны труда и привлечения к участию в этих собраниях работников подрядных организаций;
-
распространении сведений об инновациях, новых направлениях и положительной практике в вопросах охраны труда.
Кроме того, работники должны знать, кто является их представителем по вопросам охраны труда в пределах организации, а также представителем высшего руководства организации по вопросам охраны труда.
Пример 6. Несоответствие процедур обмена информацией требованиям ГОСТ.
Номер раздела ГОСТ 12.0.230 (номер элемента системы) – 4.6.
VII. Требования охраны труда при проведении земляных работ
120. Работодатель обязан в рамках СУОТ с учетом пункта 5 Правил проанализировать опасности и их источники, представляющие угрозу жизни и здоровью работников при выполнении работ с размещением рабочих мест в выемках и траншеях, связанных со вскрытием грунта на глубину более 30 см (за исключением пахотных работ), забивкой и погружением свай при возведении объектов и сооружений всех видов, подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, а равно отсыпка грунтом на высоту более 50 см (далее – земляные работы).
121. При наличии профессиональных рисков, вызванных установленными опасностями, безопасность земляных работ должна быть обеспечена на основе выполнения требований по охране труда, содержащихся в организационно-технологической документации на производство работ:
- Определение безопасной крутизны незакрепленных откосов котлованов, траншей (далее – выемки) с учетом нагрузки от строительных машин и грунта
- Определение типов и конструкций крепления стенок котлованов и траншей, мест и технологии их установки, а также места установки лестниц для спуска и подъема людей
- Выбор типов машин, применяемых для разработки грунта, и мест их установки
- Дополнительные мероприятия по контролю и обеспечению устойчивости откосов в связи с сезонными изменениями
122. С целью исключения размыва грунта, образования оползней, обрушения стенок выемок в местах производства земляных работ до их начала необходимо обеспечить отвод поверхностных и подземных вод.
Место производства работ должно быть очищено от валунов, деревьев, строительного мусора.
123. Производство земляных работ в охранной зоне кабелей высокого напряжения, действующего газопровода, других коммуникаций, а также на участках с возможным патогенным заражением почвы (свалки, скотомогильники, кладбища и тому подобное) необходимо осуществлять по наряду-допуску.
Производство работ в этих условиях следует осуществлять под непосредственным наблюдением руководителя (производителя) работ, а в охранной зоне кабелей, находящихся под напряжением, или действующих газопроводов, кроме того, под наблюдением работников организаций, эксплуатирующих эти коммуникации.
124. Разработка грунта в непосредственной близости от действующих подземных коммуникаций допускается только при помощи лопат, без помощи ударных инструментов.
Применение землеройных машин в местах пересечения выемок с действующими коммуникациями, не защищенными от механических повреждений, разрешается по согласованию с организациями – владельцами коммуникаций.
125. В случае обнаружения в процессе производства земляных работ не указанных в организационно-технологической документации на производство работ коммуникаций, подземных сооружений или взрывоопасных материалов земляные работы должны быть приостановлены.
126. При размещении рабочих мест в выемках их размеры должны быть достаточными для размещения конструкций, оборудования, оснастки, проходов на рабочие места шириной не менее 0,6 м, а также необходимое пространство в зоне выполнения работ.
127. Выемки, разрабатываемые на улицах, проездах, во дворах населенных пунктах, а также в других местах возможного нахождения людей, должны быть ограждены защитными ограждениями. На ограждении необходимо устанавливать предупредительные надписи и (или) знаки, а в ночное время – сигнальное освещение.
128. Для прохода людей через выемки должны быть устроены переходные мостики.
Для прохода на рабочие места в выемки следует устанавливать трапы или маршевые лестницы шириной не менее 0,6 м с ограждениями или приставные лестницы (деревянные — длиной не более 5 м).
129. При производстве работ нахождение работников в выемках с вертикальными стенками без крепления в песчаных, пылевато-глинистых и талых грунтах допускается при расположении этих выемок выше уровня грунтовых вод, при отсутствии в непосредственной близости от них подземных сооружений, а также на глубине не более:
- В неслежавшихся насыпных и природного сложения песчаных грунтах – 1,0 м
- В супесях – 1,25 м
- В суглинках и глинах – 1,5 м
Допускается увеличение указанной глубины расположения выемок в мерзлых грунтах, кроме сыпучемерзлых, на величину глубины промерзания грунта, но не более чем на 2 м, при среднесуточной температуре воздуха ниже минус 2°С.
Производство работ, связанных с нахождением работников в котлованах, траншеях и выемках с откосами без креплений в нескальных грунтах выше уровня грунтовых вод (с учетом капиллярного поднятия) или в грунтах, осушенных с помощью искусственного водопонижения, допускается при глубине выемки и крутизне откосов согласно организационно-технологической документации с учетом крутизны откосов в зависимости от вида грунта, предусмотренной приложением N 4 к Правилам. При напластовании различных видов грунта крутизну откосов устанавливают по наименее устойчивому виду грунта от обрушения откоса.
130. Крутизна откосов выемок глубиной более 5 м, а также глубиной менее 5 м при гидрологических условиях и определенных видах грунтов, а также выемок, разработанных в зимнее время, при наступлении оттепели и откосов, подвергающихся увлажнению, должны устанавливаться организационно-технологической документацией на строительное производство.
Статистика производственного травматизма в России в 2019 году
Безусловно, Вы хотите знать, какая отрасль по итогам 2019-ого года заняла первое место по травматизму? Пожалуйста. Прежде всего, это деятельность водного транспорта (на 1000 работников пришлось 11,2 погибших). Более того, это специализированное строительство (куда же без стройки) — там погибло 10,7 человек (опять же, исходя из расчета на тысячу работников). Наконец, тройку анти-лидеров замыкает производство особых видов машин и оборудования. Этот показатель составил в отрасли 9,8 смертей. Таким образом, на конец 2019-ого года это самые опасные для работы отрасли.
Тем не менее, давайте обратимся к динамике производственного травматизма за последние 10 лет. Безусловно, приятно видить, что для данных показателей динамика отрицательна. Тем не менее, числа всё ещё достаточно велики.
Год | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Пострадавших, тыс. чел. | 47,7 | 43,6 | 40,4 | 35,6 | 31,3 | 28,2 | 26,7 | 25,4 | 23,6 | 23,3 |
Погибших, тыс. чел. | 2,00 | 1,82 | 1,82 | 1,70 | 1,46 | 1,29 | 1,29 | 1,14 | 1,07 | 1,06 |