Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок специальной оценки условий труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
СОУТ или специальная оценка условий труда – это единственная нормативно закрепленная процедура, которая позволяет оценить условия труда на рабочих местах в любых организациях. Спецоценка представляет собой комплекс последовательных мероприятий, во-первых, по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и трудового процесса и, во-вторых, по оценке их воздействия на работников.
Какие нормативные правовые акты регулируют проведение спецоценки?
Основной документ – Федеральный закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда». Именно он с 1 января 2014 года обязывает всех работодателей проводить СОУТ. Также процедура прямо или косвенно регулируется следующими основными документами:
- Трудовой кодекс РФ, ст. 214.
- Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
- Приказ Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24.01.2014 г. № 33н.
- Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н (ред. от 01.02.2022) «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».
Как проходит процесс СОУТ
Когда работодатель принял решение проводить СОУТ в своей компании, он издает приказ о создании комиссии по СОУТ и утверждает график ее деятельности. Приказ должен устанавливать состав и порядок комиссии. нее должно входить нечетное количество человек, одним из которых должен быть работодатель. Также в состав комиссии должны входить представители охраны труда, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, если он есть в компании.
Комиссия формирует список рабочих мест, подлежащих СОУТ, и устанавливает график проведения процедуры с подробным указанием всех сроков. Самое главное при составлении перечня рабочих мест – сохранить номер, который был присвоен при ранее проведенной СОУТ.
Далее работодатель выбирает исполнительную экспертную организацию для проведения СОУТ и заключает с ней договор. Напомним, это должна быть специализированная компания, внесенная в Реестр организаций, имеющих право проводить спецоценку.
После этого выбранная организация получает идентификационный номер заключенного договора, который автоматически генерируется в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ (кратко – ФГИС СОУТ, или информационная система учета). Этот номер организация, проводящая спецоценку, обязана в течение пяти рабочих дней с даты заключения договора и строго до начала работ предоставить заказчику.
После этого эксперты по СОУТ идентифицируют, т.е. выявляют вредные и/или опасные производственные факторы. Для этого они рассматривают предоставленную работодателем исходную информацию и при необходимости выезжают на объект.
Далее возможны два варианта.
Первый: на рабочих местах не было выявлено ни одного потенциально вредного и/или опасного производственного фактора. Тогда в отчете по результатам идентификации эксперт делает соответствующее заключение, и на данных рабочих местах устанавливается допустимый класс условий труда без проведения измерений. В этом случае работодатель может приступить к подготовке декларации соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда. Далее она должна быть принята территориальным отделением Роструда (Государственной инспекцией по труду), как основным органом власти, контролирующим вопросы трудовой безопасности в организациях.
Второй вариант: потенциально вредные и/или опасные производственные факторы на рабочих местах были идентифицированы. Тогда следующим шагом СОУТ будет проведение исследований и измерений этих факторов.
После получения результатов исследований и измерений для каждого фактора устанавливается класс условий труда (КУТ). На рабочем месте устанавливают итоговый КУТ с учетом всех факторов. В некоторых случаях установленный класс/подкласс можно снизить – например, за счет использования более эффективных средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые снизят негативное воздействие тех самых опасных/вредных факторов. О таких возможностях работодателю обычно говорят сами эксперты, проводящие СОУТ.
Кстати, если у работодателя много аналогичных рабочих мест – например, офисных сотрудников в большом оупенспейсе – то СОУТ можно провести всего для 20% таких РМ. Результаты будут считаться справедливыми для 100% рабочих мест, если при оценке не будет выявлено ни одного отличия в исследованных 20%.
По результатам всех работ экспертная организация составляет отчет о проведении СОУТ, который передает заказчику. Комиссия по СОУТ изучает отчет, и, если документ ее устраивает, все члены комиссии подписывают его. Если же отчет устраивает не всех, то несогласные могут оформить особое мотивированное мнение, в котором отразить свой протест. Оформленный документ будет являться неотъемлемой частью отчета.
Срок утверждения отчета комиссией составляет не более 30 календарных дней с даты его отправки экспертной организацией.
В течение трех рабочих дней с даты утверждения отчета заказчик обязан проинформировать об этом экспертную организацию. Та, в свою очередь, в течение 10 рабочих дней с момента уведомления работодателем передает результаты СОУТ во ФГИС.
Если у компании-заказчика есть сайт, то она обязана выложить там результаты СОУТ, а именно сводную ведомость и план мероприятий по улучшению условий труда. Они должны быть открытыми и доступными для просмотра всем. Помимо этого, всех сотрудников, на рабочих местах которых проводили СОУТ, необходимо ознакомить с результатами процедуры в течении 30 календарных дней.
Только после соблюдения всех этих условий заказчик может подавать в Роструд декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям по охране труда – конечно, если у него есть рабочие места, подлежащие декларации.
Что делать по итогам СОУТ
При установленном четвертом и третьем классах условий труда работодатель должен платить дополнительные взносы в ПФР, предоставлять работникам гарантии и компенсации, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращать рабочее время, устанавливать защитные и сигнализирующие устройства и т.д.
При первом и втором классах нужно в целом контролировать условия труда и своевременно ликвидировать факторы, которые могут повлиять на безопасность рабочего процесса: следить за освещенностью, вентиляцией, качеством воздуха, чистотой, исправностью оборудования.
Снижение класса условий труда возможно, если эксперт по специальной методике установит, что работники используют эффективные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Для снижения подкласса условий труда необходимо наличие персональных СИЗ: защитной одежды и обуви, касок, масок, респираторов, очков, фильтров. Эксперт проверяет их по специальной методике и дает заключение об эффективности.
На основании отчета эксперта компании, проводившей СОУТ, комиссия работодателя по СОУТ может принять решение о снижении установленного класса/подкласса условий труда. На один подкласс – например, с 3.2 на 3.1 – можно снизить самостоятельным решением комиссии работодателя, но более чем на одну ступень – только с согласия ГИТ, и то в определенных пределах. А вот с вредного на допустимый вообще поменять не получится.
Этапы проведения СОУТ
Процедура предполагает проведение четырех последовательных этапов, длительность которых существенно различается. Коротко о том, что входит в процедуру на каждом этапе:
- подготовительный — наиболее продолжительный и объемный, в течение которого составляется список всех рабочих мест и сроков осуществления по ним СОУТ, а также подбор экспертной организации-оценщика и обеспечение документального сопровождения;
- технический — инструктаж по ТБ для экспертов, организация замеров на рабочих местах; именно на этом этапе можно проверить карты и заключения и исправить закравшиеся ошибки и неточности (в подписанном отчете исправления не допускаются);
- организационный — составление планов по практическому применению результатов проверки с изданием соответствующего приказа;
- заключительный — подача деклараций в инспекцию труда (до 30-ти раб. дней с даты утверждения отчета) и в Фонд социального страхования.
На заключительном этапе также происходит ознакомление работников с новыми картами СОУТ (письменно).
В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):
- при введении нового рабочего места;
- при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
- при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
- если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
- если выявлено профессиональное заболевание;
- если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
Основные положения закона о специальной оценке условий труда
Как мы уже сказали, организация СОУТ — это обязанность каждого работодателя, который имеет наемных сотрудников.
По сути, спецоценка представляет собой мероприятие, направленное на выявление опасных или вредных факторов, способных оказать негативное влияние на здоровье сотрудников. Она призвана определить степень воздействия выявленных факторов на работников, а также выяснить, насколько существующие показатели отличаются от установленных норм. Также в ходе мероприятия выполняется анализ эффективности средств, которые применяются для защиты персонала.
Проведение спецоценки регламентирует Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ( далее — Закон №426-ФЗ ). После принятия данного закона положение о СОУТ было включено в Трудовой кодекс РФ (в статью 212). Методика проведения и форма отчета о проведении СОУТ вместе с классификатором вредных и/или опасных производственных факторов утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 года №33н ( далее — Приказ №33н ).
Порядок контроля над СОУТ до недавнего времени регулировался приказом Минтруда РФ от 21 апреля 2017 года №377н, ему на смену пришел приказ Роструда от 23 августа 2019 года №231, утвердивший новый административный регламент. Этот документ больше предназначен для должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, но в плане ознакомления может быть полезен для работодателя.
Однако основополагающим актом выступает именно Закон №426-ФЗ.
Обратите внимание
СОУТ проводится специализированными компаниями, к которым предъявляется ряд требований. Сотрудничество компании-работодателя и компании, оказывающей услуги по проведению СОУТ, происходит на основании договора, имеющего гражданско-правовой характер.
Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2020 года
Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.
Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.
Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:
- на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
- сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.
Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ
Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:
- Ошибки работодателя.
Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.
Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:
№ пп | Вид нарушения | Какая законодательная норма нарушена |
1 | Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки | Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») |
2 | Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки | В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д. |
3 | СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) | Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ |
4 | Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ | Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ) |
5 | Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) | Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н |
6 | Некорректное применение результатов спецоценки | При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1) |
7 | Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки | Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) |
8 | Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения | Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
9 | Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов | Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
10 | Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников | Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) |
Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.
Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).
- С 2020 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
- Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
- Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
- У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
- С 2020 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.
Понятие специальной оценки труда
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).
Вследствие проведения специальной оценки труда:
- работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
- проводятся предварительные и периодические медосмотры;
- устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
- рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на травматизм;
- подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.
Специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников. Однако специальной оценке труда не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ):
- надомников;
- дистанционных работников;
- сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Методика проведения специальной оценки условий труда
Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н (далее — Методика). Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно ч. I Методики к таким процедурам относятся:
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в Приложении 2 к Приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н;
- исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
- отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
- оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н).
По итогам проверки в определенных случаях работодатели должны задекларировать, что их рабочие места соответствуют установленным правилам и нормам и не являются вредными и опасными для сотрудников. То есть если на этапе идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (смотрите выше этапы проведения спецоценки условий труда) не выявлено их наличие, то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Форма декларации оценки труда и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. N 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 г.
Сроки проведения спецоценки.
Пожалуй, один из основных вопросов, интересующий многих работодателей, которые еще не провели спецоценку условий труда на рабочих местах, – когда же они должны это сделать?
Обратимся сначала к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), согласно которому она проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным законом.
Причем в силу п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого закона, то есть до 01.01.2014, в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом результаты последней используются так же, как и результаты спецоценки, в целях, названных в ст. 7 Закона № 426-ФЗ.
Однако из правила есть исключения.
1. Работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ:
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п.1 ч. 1);
- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проведения надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426-ФЗ и других требований охраны труда (п. 2 ч. 1);
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1);
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1);
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1);
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1);
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда (п. 7 ч. 1).
Срок проведения внеплановой проверки составляет 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 – 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.
К сведению
До 01.05.2016 срок проведения внеплановой проверки для всех случаев составлял шесть месяцев.
2. В отношении рабочих мест, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. До установления таких особенностей применяется общий порядок, предусмотренный Законом № 426-ФЗ.
Обратите внимание
Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.
Отметим также, что согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.
Поэтапная процедура спецоценки не может проводиться в отношении рабочих мест | ||
---|---|---|
Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости |
В связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда |
На которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда |
1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
2. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
3. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
4. Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Кем проводится специальная оценка условий труда
Руководитель — сотрудник, ответственный за проведение спецоценки рабочих мест в организации. Но непосредственно оценкой рабочих мест должна заниматься специализированная организация с действующей аккредитацией.
Работодатель заключает договор на спецоценку с организацией, которая должна соответствовать следующим требованиям (ст. 19 и 22 Закона № 426-ФЗ):
- быть независимым лицом по отношению к вашей компании;
- основным видом деятельности организации должно являться проведение специальной оценки условий труда;
- организация должна быть аккредитована в установленном порядке (приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н);
- в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат на выполнение спецоценки, и хотя бы один эксперт, имеющий высшее образование по специальности общая гигиена, гигиена труда или санитарно-гигиенические лабораторные исследования
- в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Перечень аккредитованных организаций, которые вправе проводить спецоценку, можно посмотреть на официальном сайте Минтруда России.
Предмет проведения экспертизы: какие рабочие места подлежат проверке
Законом № 426-ФЗ определена обязательная спецоценка рабочих мест в 2021 году. Кому нужно проводить экспертизу, зависит от категории рабочих мест. Например, для работодателя, у которого трудятся только дистанционные сотрудники, проведение СОУТ не обязательно. Также не должны тратиться на экспертизу и работодатели-физические лица, которые привлекают персонал без регистрации в качестве ИП.
Нельзя провести анализ на вакантном месте (письмо Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041).
Экспертная оценка трудовых условий обязательна для всех рабочих мест, которые находятся под прямым или косвенным контролем работодателя. При этом СОУТ не проводится в отношении рабочих мест:
- удаленного персонала,
- надомников,
- работников физлиц, не зарегистрированных в качестве ИП;
- работников религиозных организаций.
А если фирма только зарегистрировалась, обязательно ли проводить специальную оценку условий труда в 2021 году? Для вновь созданных рабочих мест она обязательна, но провести ее можно в течение 12 календарных месяцев с момента ввода в эксплуатацию. Например, если фирма открылась в марте 2021 года, то провести экспертизу необходимо не позднее конца марта 2022 года.