Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО разобрали на выплаты и премии. Что происходит?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Методика расчета выплат по ОСАГО появилась в 2014 году. До этого выплаты по страховке рассчитывались хаотично: страховщики пытались максимально снизить размер выплаты и сэкономить, автовладельцы, напротив, — получить больше средств, чем было положено.
Что должен знать страхователь о выплатах по ОСАГО
После завершения оформления страховая компания обязана предоставить клиенту такие документы:
- полис страхования
- памятка на случай дорожно-транспортного происшествия
- правила страхования
- подтверждение оплаты
При возникновении страхового случая страховая компания виновника обязана компенсировать причинённый пострадавшему ущерб. Это может быть прямое либо денежное возмещение. Выплаты производятся только в пределах тех сумм, которые установлены действующим законодательством либо страховым договором.
В отношении выплаты по ОСАГО при ДТП страхователь должен знать следующее:
- Если водитель виноват в аварии, он не получает компенсации по автогражданке.
- Компенсация выплачивается только пострадавшему при аварии. Её определяет сотрудник дорожной полиции.
Выплата утраченного заработка при вреде здоровья
Производится ли выплата утраченного заработка при ущербе здоровью по ОСАГО в 2023 году?
Утраченный заработок возмещается в таком же порядке, как и дополнительные расходы, а именно: если превысит сумму выплаты по нормативу, то выплачивается разница.
Например, по нормативу потерпевший получил 15000 руб. При этом утраченный заработок за 10 дней больничного составил 12000 руб. В этом случае страховщик ОСАГО ничего не должен. Если же утраченный заработок составит 20000 руб., то потерпевший получит доплату в 5000 руб.
Когда есть и дополнительные расходы на лечение, и утраченный заработок, то это суммируется, и по ОСАГО выплачивается разница между выплатой по нормативу и суммой расходов вместе с заработком.
Размер заработка потерпевшему нужно подтвердить документально.
Список документов, которые нужно предоставить в страховую компанию, есть в правилах ОСАГО (глава 4)
Что, если пострадавший после ДТП стал инвалидом?
Если в результате ДТП человек стал инвалидом, он получает компенсацию, в соответствии с полученной группой инвалидности.
Группа инвалидности | Размер возмещения (%) | Размер компенсации (тыс. руб) |
Первая | 100 | 500 |
Вторая | 70 | 350 |
Третья | 50 | 250 |
Если пострадавшим является ребёнок, ему полагается самая крупная из возможных выплат, то есть полмиллиона рублей.
Что изменилось с принятием новой методики
Главное изменение — теперь справочники с ценами на ремонтные работы, запчасти и материалы индивидуальны для всех 85 российских субъектов. Раньше вариантов этого справочника было всего 13, их создавали для каждого экономического региона страны. Соответственно, цены на запчасти и ремонтные работы были одинаковыми как для Москвы, так и для Рязанской или Смоленской областей, которые находятся в одном Центральном федеральном округе. Замена одной и той же детали стоит дешевле в Рязани, нежели в Москве, хотя сама запчасть в Рязани может обойтись дороже из-за логистики и меньшего спроса.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
Возмещение вреда здоровью по автогражданке – какова их цель вчера и сегодня?
ОСАГО компенсирует ущерб нанесенный пострадавшим при ДТП. Сюда входят не только имущественные убытки, но и физический урон организму человека.
Материальный убыток и причинение вреда здоровью разграничиваются в правилах ОСАГО как понятия – они имеют разные методики расчета и разный размер предельной суммы возмещения.
Цель выплат по урону для организма до недавнего времени определялась двояко:
- Компенсация затрат на лечение пострадавших при ДТП;
- Возмещение близким при летальном исходе пострадавшего.
Данное разграничение давало возможность страховым компаниям легко уходить от расходов на выплаты по подавляющему большинству не летальных случаев, ввиду особенностей российской системы обязательного страхования.
Сегодня подобное положение исправлено и любой вред человеческому организму при дорожной аварии теперь рассматривается в первую очередь с позиции возмещения. А уже во вторую – как компенсация понесенных затрат.
То есть сейчас имеет место два вида страховых выплат по ОСАГО за вред здоровью:
- Компенсационный – назначается в обязательном порядке;
- Возместительный – может быть назначен в дополнение к первому и не является обязательным.
Если ДТП привело к инвалидности
Это наиболее печальный результат дорожных аварий, исключая летальные случаи. И дело тут не только в самом факте получения временной или стойкой инвалидности.
К сожалению, обновления законодательства нередко проходит с малопонятными и несправедливыми частностями. В данном случае пострадала категория для инвалидов – в ней существенно урезали возмещения, хотя могли бы и не делать этого.
Ранее инвалидам выплачивались такие суммы:
- Первая группа – 2 млн. руб.
- Вторая группа – 1.4 млн. руб.
- Третья группа – 1 млн. руб.
- Категория ребенок-инвалид – 2 млн. руб.
Вполне приличные были деньги.
Теперь же и инвалидов перевели на процентное отношение к максимальному возмещению в 500 тыс., и вот что из этого получилось:
- Первая группа – 100% (500 тыс. руб.);
- Вторая группа – 70% (350 тыс. руб.);
- Третья группа – 50% (250 тыс. руб.);
- Категория ребенок-инвалид – 100% (500 тыс. руб.).
Вот такие дела невеселые, но будем надеяться, что в будущих обновлениях законодательства подобный казус исправят.
Итак, вы теперь знаете, что выплаты за вред здоровью сейчас положены в обязательном порядке и больше не зависят от покрытия стоимости лечения по ОМС. Страховщику придется раскошелиться даже за простой синяк, если его зафиксировать как следствие ДТП.
Попадали ли вы в ДТП с травмами различной тяжести? Пытались ли получить возмещение за них по автогражданке? Расскажите мне и читателям чем это закончилось? Интересны будут случаи до и после обновления правил по выплатам за вред здоровью.
Если интересуют какие-то не указанные в статье моменты, то задайте по ним вопрос в комментариях, но не отклоняйтесь от темы статьи – для других вопросов поищите по блогу подходящую публикацию.
Какие русские слова общеприняты во всем мире? Затрудняетесь ответить? Тогда узнайте 15 самых известных из них, которые нигде не потребуют перевода с нашего родного языка.
Изменения в автостраховании: ремонт вместо компенсации
Полис ОСАГО считается неотъемлемой частью пакета документов любого автомобилиста. Порядок оформления страховки, размеры компенсационных выплат, сроки, страховые случаи и прочие вопросы относительно автогражданки регулируются Федеральным законом № 40, изданном еще в 2002 году.
Положения закона об обязательном автостраховании неоднократно подлежали преобразованиям. Очередные изменения частично вступили в силу в июле 2017 года, а с сентября стала актуальна полная версия последней редакции.
Согласно внесенным поправкам, основным нововведением однозначно можно назвать замену страховой выплаты в форме денежной компенсации ущерба устранением такового при помощи ремонтных работ или организации таковых.
Иными словами, если раньше гражданин мог рассчитывать на страховку в виде наличных денег, то сейчас таковая предоставляется в качестве починки пострадавшего авто и устранения повреждений. Разумеется, ликвидация дефектов при этом осуществляется за счет страховой конторы.
Общие правила предоставления страховки
Прежде чем подавать заявку на получение страховки в том или ином виде, следует внимательно ознакомиться с условиями предоставления таковой.
Перечень правил включает:
- Каждый гражданин, пострадавший в результате ДТП обладает правом на получение компенсации по ОСАГО при условии действующего договора страховки.
- Виновнику аварии компенсация не предоставляется. Исключение составляют случаи, когда пострадали несколько авто и виновник является одновременно пострадавшим.
- Получить выплату могут иные лица, кроме пострадавшего, но только при наличии доверенности. В случае смерти гражданина, страховка предоставляется близким либо дальним родственникам такового.
- Страховка может быть активирована лишь после предоставления документов и соответствующего заявления заинтересованным лицом.
- Фирма-страховщик обязана осуществить выплату страховки или предоставление таковой в ином виде в течение 20 дней с момента подачи заявки потерпевшим гражданином. В ином случае на компанию могут быть возложены санкции в виде штрафа.
- При отказе фирмы в предоставлении страховки, таковая обязана известить в письменном виде о своем решении подателя заявления.
С 15 июля 2023 года страховые компании могут осматривать поврежденный автомобиль и другое имущество удаленно – по фото и видео от участников ДТП. Для этого нужно соглашение между потерпевшим и страховщиком.
Согласовать даты осмотра и/или независимой технической экспертизы/оценки тоже можно электронно.
Также с 15.07.2022 потерпевших избавят от обязанности представлять страховщику документы о возмещении на бумаге, если их уже направили в электронном виде.
Вдобавок введены новые способы передачи документов. Так, заявление и ряд других справок для возмещения вреда потерпевший может направить, например, через сайт или приложение страховой компании, Госуслуги. В ответ она тоже сможет направлять документы.
С 15 июля 2023 и до конца 2024 года этот электронный обмен по общему правилу возможен только по соглашению со страховщиком. С 2025 года такое взаимодействие возможно и без договора в полном объеме.
Таким образом, будет отменена обязанность потерпевшего предоставлять документы о страховом возмещении только в бумажном виде.
Уточнено, что в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, представление поврежденного транспортного средства или его остатков, иного имущества происходит в пределах населенного пункта по месту жительства/временного пребывания владельца транспортного средства.
Новые правила расчет тарифов ОСАГО
Новые правила расчета тарифов действуют с августа 2020 года. Тогда было введено понятие «коэффициента страховщика». Это, по своей сути, наценки, закладываемые в стоимость страховки с помощью специально разработанных технологий, на основе нескольких десятков критериев. И именно они влияют на то, какой будет стоимость ОСАГО в 2023 году.
Согласно новым правилам расчета, на стоимость полиса могут влиять не только стаж вождения, наступление в предыдущий период страхового случая или серьезное нарушение ПДД, но и:
- пол;
- возраст;
- марка машины;
- цвет кузова;
- профессия водителя.
И это далеко не исчерпывающий список. Всего таких факторов – около 60. Решать, использовать ли в расчете стоимости полиса все факторы, которые не запрещены Центробанком, имеют право сами страховые компании. Но их полный перечень должен быть опубликован на официальном сайте страховщика.
В настоящее время стоимость базовой ставки полиса может варьироваться в пределах от 2471 руб. до 5436 руб. Окончательная цена устанавливается в зависимости от количества примененных коэффициентов-факторов. И у каждой компании они могут быть своими. В расчетах цены полиса банки не имеют право использовать и учитывать:
- национальность водителя;
- вероисповедание;
- языковую принадлежность;
- должностное положение.
КБМ – коэффициент безаварийности бонус–малус
Может ли страховая компания отказать в оформлении ОСАГО?
Не исключена и наценка за электронное оформление, которая будет включена в стоимость полиса. Чтобы устранить данное противоречие, с 1 апреля 2023 года были внесены поправки в закон об ОСАГО, отменяющие регресс в случае ДТП с участием авто без техосмотра, если причиной аварии явилась неисправность транспортного средства. Другое нововведение, которое может вступить в силу в 2023 году, выгодно для автолюбителей, проживающих в отдаленных районах. Теперь для оформления полиса необязательно привозить свой автомобиль на ежегодный осмотр. Будет выпущено специальное приложение, куда водители смогут направлять фото или видео фиксацию транспортного средства.
Да, и бумажная, и электронная версия полиса имеет равную значимость.