Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Когда стоит проходить аудит, даже если он не обязателен?
Можно провести аудит самостоятельно, даже если он не предусмотрен законом, в следующих случаях:
-
Желание выяснить, нет ли каких-либо нарушений или «уязвимых мест» в оформлении отчётности и общей хозяйственной деятельности организации. Подобный взгляд со стороны может стать толчком к пересмотру привычных бизнес-процессов, чтобы оптимизировать их и привести в соответствие с внутренними регламентами и нормами законодательства.
-
Увольнение главного бухгалтера. Аудиторское заключение поможет новому специалисту быстрее сориентироваться в финансовой деятельности компании, а также подстрахует на случай, если уволившийся бухгалтер выполнял свою работу с ошибками.
-
Привлечение средств инвесторов. Если фирма намерена сотрудничать с инвесторами, то наличие аудиторского заключения поможет последним принять решение, стоит ли вкладывать капитал в конкретное предприятие.
Информационное сообщение
9 сентября 2021 г. № ИС-аудит-47
Исходя из Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон), аудиторские организации, индивидуальные аудиторы должны организовывать внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – ПОД/ФТ/ФРОМУ). Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ организовывается с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1188 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (в настоящее время при организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ аудиторские организации, индивидуальные аудиторы учитывают Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667).
Кому в 2021 нужен обязательный аудит.
Рассмотрим характеристики, которым должна соответствовать организация, чтобы аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности стал для нее обязательным.
Новая редакция ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных этим и другими федеральными законами.
То есть бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе № 307-ФЗ такая организация не названа среди лиц, обязанных проводить аудит.
Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона № 208-ФЗ « Об акционерных обществах».
Аналогичным образом складывается ситуация с банками. В новой редакции ст. 5 Закона № 307-ФЗ банки не указаны, но это не значит, что их освободили от данной обязанности. Согласно ст. 42 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, подлежат обязательному аудиту.
Что касается страховых организаций, норма о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Обязательный аудит для застройщиков, так же предусмотрен специальным законом (ст. 3 Закона № 214-ФЗ).
Федеральным законом № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
- фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
- организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Вывод: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.
Если Вы затрудняетесь определить, нужно ли проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, можете обратиться к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.
Выгода от получения аудита
Основные преимущества, которые получает компания при проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, это уверенность в том, что:
- существенные ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствуют;
- изменения в нормативные правовые акты учтены, необходимые первичные документы и имущество в наличии; по проведению инвентаризации, и по ее результатам нет вопросов;
- размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
- руководством принимаются решения, которые не влекут налоговых рисков и идут на пользу компании и учредителям.
Наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:
- бухгалтерская (финансовая) отчетность, по которой есть аудиторское заключение, имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом;
- в ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, которые требуют предоставить аудиторское заключение к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило, при участии фирмы в тендерах требуется аудиторское заключение.
С учетом текущей ситуации в налоговом контроле, ценность от проведения аудита не снижается, так как он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.
В процессе аудита можно выявить не только налоговые риски, но и резервы для роста доходов и оптимизации расходов компании.
Актуальность обязательного аудита в 2021-ом году
Несмотря на то, что руководство одних организаций заказывает обязательные проверки исключительно ради заключения, руководство других понимает, что они – путь к открытию новых возможностей. Всё зависит от подхода, который практикует заказчик. Во втором случае он заключается в желании провести по-настоящему эффективную, максимально глубокую проверку, которая позволит выявить и устранить все риски. Это даёт возможность не бояться проверок налоговых инспекторов и представителей других контролирующих организаций.
Последнее особенно актуально в свете статистических данных, согласно которым по итогам трёх кварталов 2020-го года сумма доначислений по выездным проверкам налоговиков по столице превысила сорок три миллиона рублей. Заказывая комплексные аудиторские проверки в «АИП», можно:
- Тщательно проверить бухгалтерскую и налоговую отчётность;
- Проверить не менее 85% документов;
- Получить страховку от налоговых рисков;
- Устранять ошибки вовремя, не дожидаясь претензий налоговиков;
- Получать практические рекомендации по устранению недочётов.
В новой статье 5.1 будут определены общественно-значимые организации. Таковыми будут:
- ПАО;
- организации, ценные бумаги которых допущены к торгам, или отчетность которых включается в проспект;
- кредитные организации, включая головные банковских групп, холдингов;
- страховые;
- профучастники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, НПФ, управляющие компании инвестфондов, ПИФов и НПФ;
- госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании; организации с долей государства от 25%;
- иные – которые представляют или раскрывают консолидированную отчетность.
В требованиях приказа №707 Минэкономразвития «Критерии аккредитации…» применительно к испытательным и калибровочным лабораториям первое же требованием (п.21) гласит «Лаборатория должна соответствовать требованиям ГОСТ ИСО/ИЕК 17025-2019».
Требования данного стандарта однозначно гласят:
«8.8.2 Лаборатория должна:
- планировать, разрабатывать, внедрять и реализовывать программу аудита, в том числе в отношении периодичности, методов, сферы ответственности, планируемых требований и отчетности, которая должна учитывать важность соответствующей лабораторной деятельности, изменения, влияющие на лабораторию, а также результаты предыдущих аудитов;
- определять критерии аудита и область проведения каждого аудита;
- обеспечивать, что результаты аудита доведены до соответствующего руководства;
- выполнять соответствующие коррекции и корректирующие действия без необоснованных задержек;
- сохранять записи в качестве подтверждения реализации программы аудита и результатов аудитов.»
Процесс проведения аудита основан на соблюдении нескольких принципов. Эти принципы помогают аудиту быть результативным и надежным инструментом следования политике менеджмента и использования средств контроля, обеспечивая информацией, на основе которой организация может улучшать результаты своей деятельности. Приверженность этим принципам является предпосылкой для получения заключений аудита, соответствующих, и достаточных для того, чтобы аудиторы, работающие независимо друг от друга, делали аналогичные заключения в аналогичных обстоятельствах.
Руководящие указания основаны на семи следующих принципах.
- Честность: основа профессионализма
- Беспристрастное представление: обязательство представлять правдивые и точные отчеты
- Должная профессиональная осмотрительность: прилежание и обдуманность решений при проведении аудита
- Конфиденциальность: защита информации
-
Независимость: основа беспристрастности аудита и объективности заключений аудита
Для небольших организаций невозможно обеспечить, чтобы внутренние аудиторы были полностью независимыми от деятельности, подвергаемой аудиту, однако следует приложить все силы, чтобы избежать предвзятости и соблюсти объективность.
-
Подход, основанный на свидетельстве: рациональный метод достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита в систематическом процессе аудита.
Свидетельство аудита должно быть проверяемым и основано на выборках имеющейся информации, поскольку аудит проводится в ограниченный период времени и с ограниченными ресурсами. Следует применять соответствующие релевантные выборки, так как это связано с уровнем доверия к заключению по аудиту.
-
Риск-ориентированный подход: подход, учитывающий риски и возможности
Риск-ориентированный подход должен оказывать существенное влияние на планирование, проведение и отчетность по аудитам, чтобы обеспечить уверенность, что аудит сфокусирован на вопросах, имеющих значение для заказчика аудита и для достижения целей программы аудита.
Ответственность за непредставление аудиторского заключения
Как было указано выше, аудиторское заключение в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, необходимо сдать в налоговый орган. За непредставление аудиторского заключения в установленные сроки предусмотрены следующие штрафы (статья 19.7 КоАП РФ):
- для юридических лиц — от 3 000 до 5 000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
В отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций и др. непредставление или нарушение порядка и сроков представления информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа (статья 15.19 КоАП РФ):
- на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года;
- на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб.
Новые обязанности аудиторских фирм
Изменения в аудите, которые будут актуальны для 2023 года, затронули и перечень обязанностей аудиторской фирмы. В законе появился ряд новых функций, которые нужно выполнять.
И вот основные из них:
- Ведение официального сайта. Ранее ни в одном нормативном акте не было прямой обязанности по ведению сайта. Сейчас такая обязанность появилась. Конечно, сейчас трудно найти фирму, которая не имеет своего интернет ресурса. Но задача не просто создать и предоставить данные, задача именно на регулярной основе «вести» сайт.
- Раскрытие официальных данных о деятельности аудиторской фирмы. Несмотря на то, что обязанность закреплена впервые в акте, последние года организациям настоятельно рекомендовали это делать. Сейчас же это не право, а обязанность. Какой список данных должен быть представлен пользователю и в какие сроки, пока обсуждается. Это находится в компетенции Минфина и Центробанка (для тех, кто сотрудничает с компаниями на финансовом рынке).
- Предоставление данных клиенту о тому, что фирма входит в Реестр аудиторских организаций (о реестрах было сказано ранее). При этом такое информирование проводится только по запросу. Если клиент не требуют, то сведения можно не предоставлять. Интересно то, что такое требование распространяется в теории не на всех субъектов, а только тех, кто сотрудничает с общественно значимыми организациями.
- Передача данных в Федеральное казначейство в электронном формате. Аудиторская компания обязана по требованию предоставлять в казначейство документы не в бумажном, а в электронном формате. Полного списка таких бумаг нет, их орган контроля может потребовать по запросу.
- Предоставление документов по факту аудита и других сопутствующих бумаг в Центробанк в электронном виде. Функция аналогична предыдущей. Банк России может запросить документы по аудируемому лица (работающему на финансовом рынке) и аудиторская фирма обязана их предоставить в цифровом формате.
- Активное взаимодействие с Банком России. Ранее такой прямой обязанности не было. Теперь на законодательном уровне она закреплена. Цель – усилить контроль над участниками финансового рынка.
Эксперты сходятся во мнении, что утверждённые обязанности и регламенты до 2023 года еще могут быть детализированы. Поскольку пока возникает ряд вопросов и по поводу взаимодействия, и по поводу алгоритмов работы. И, конечно, большинство из них будет решаться путем проб и ошибок.
Особое внимание стоит обратить, например, на активизацию обмена информацией между аудиторской компанией и Банком России.
- Аудиторскую деятельность в ближайшие два года ждут большие изменения. Они связаны и с членством в СРО, и с нахождением в Реестре, и с новыми обязанностями.
- Введен новый термин «руководитель аудита», а также определены полномочия и требования к нему.
- Частные аудиторы во многом утрачивают свои полномочия. Права на проведение обязательного аудита перераспределены в пользу аудиторских организаций.
- Определена минимальная допустимая численность аудиторов, трудящихся на основных местах, для членства в СРО.
- Теперь аудиторская компания может состоять в нескольких СРО.
- Иметь интернет-страницу, регулярно обновлять и освещать на ней вопросы совей деятельности — новая обязанность аудиторских фирм.
С чем, по Вашему опыту, связано снижение объемов обязательного аудита и расширение сектора инициативных аудитов?
Снижение объемов обязательного аудита связано, в первую очередь, с внесенными поправками в федеральный закон 307-ФЗ, которые изменили критерии подпадания под обязательный аудит. Вторым фактором, сократившим объем обязательного аудита в денежном выражении, стало кризисное состояние экономики, которое сохраняется последние два года. Бизнес стремится минимизировать расходы, и экономии подвергаются в том числе затраты на проведение обязательных процедур.
Вместе с тем, кризисные времена делают необходимым владение объективной и достоверной информацией о финансовом состоянии бизнеса для принятия управленческих решений. Любая стратегия, и в первую очередь антикризисная, когда решения сопряжены с существенными рисками, требует четкого понимания текущей ситуации в компании. В этой связи возрос спрос клиентов на инициативный аудит, а также аудиты по техническому заданию, направленные на углубленную проверку отдельных элементов отчетности.
Все, что нужно знать про обязательный аудит в 2021 году
Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.
Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:
- подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
- проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
- оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
- передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.
Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.
Если организация должна провести обязательный аудит в силу закона, ей нужно представить заключение и финансовую отчетность в контролирующие органы (ФНС, Банк России).
За нарушение этого требования наступает ответственность:
- по ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие обязательного аудиторского заключения — штраф на должностное лицо составит от 5 до 10 тыс. руб., а при повторном нарушении от 10 до 20 тыс. руб. с возможной дисквалификацией;
- по ст. 15.15.6 КоАП РФ за нарушение сроков представления или непредставление заключения обязательного аудита — штраф на должностное лицо составит от 15 до 30 тыс. руб., а при повторном нарушении от 30 до 50 тыс. руб.;
- по ст. 15.23.1 КоАП РФ за непредставление или нарушение сроков представления документов для общего собрания акционерного общества — штраф составит от 20 до 30 тыс. руб. с возможностью дисквалификации (должностные лица) или от 500 до 700 тыс. руб. (на юридическое лицо).
Таким образом, непроведение обязательного аудита или непредставление заключения по его итогам всегда влечет наказание для руководителя организации. Проверяется этот факт достаточно просто. Чтобы избежать ответственности и выполнить требование закона, вовремя проходите аудит. Также аудиторы могут оказать множество дополнительных услуг, от восстановления учета до подготовки к проверкам ФНС.
По всем вопросам, связанным с проведением обязательных аудитов и добровольных проверок, вы можете обратиться к экспертам КСК-ГРУПП. Консультации по вопросам сотрудничества можно получить по телефону, по электронной почте или через форму обратной связи.
Отсутствие аудиторского заключения.
Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 – 10 000 рублей, при повторном нарушении – до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.
Непредоставление аудиторского заключения.
Должностных лиц ждёт штраф в размере от 300 до 500 рублей, юридических – от 3000 до 5000 рублей.
Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение:
- либо вместе с бухгалтерской отчетностью
- либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Раскрытие аудиторского заключения акционерных обществ.
В случае нарушение правил публикации заключения по аудиту ПАО и АО ждёт штраф:
- на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация сроком до двух лет);
- на общество в целом: от 700 000 до 1 000 000 рублей.
С конца июня 2017 года в силу вступили положения, в соответствии с которыми, если обязательства возникли из-за недобросовестных или неразумных действий руководителей/учредителей, то кредиторы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с этих лиц, что ранее было возможно только в рамках процедуры банкротства (п. 3.1. ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
В этой связи проведение аудита может оказать руководству дополнительную помощь в управлении компании: проведение аудита даст достоверную информацию о положении организации и, возможно, поможет избежать ответственности.
Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:
- Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
- Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
- Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.
Сложившаяся в 2020-2021 гг. ситуация, обусловленная распространением новой коронавирусной инфекции и связанных с ней ограничений, оказали и продолжают оказывать влияние на деятельность и бухгалтерскую отчетность аудируемых лиц, что, в свою очередь, не может не иметь последствий для организации и осуществления аудита указанной отчетности. Значительно возросли обычные аудиторские риски, а также возникли новые аудиторские риски. Данное обстоятельство должно быть принято во внимание на всех этапах организации и осуществления аудита бухгалтерской отчетности, в частности, при планировании аудита, рассмотрении ошибок и недобросовестных действий, анализе состояния внутреннего контроля, выполнении аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности и других аудиторских процедур по существу, взаимодействии с представителями собственников.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции и связанных с ней ограничений при проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2021 г. рекомендуется применять:
Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовой консолидированной финансовой отчетности организаций за 2020 год в условиях распространения коронавирусной инфекции, одобренные Советом по аудиторской деятельности 18 декабря 2020 г.;
-
информационное сообщение ИС-аудит-32;
-
письмо Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудиторской деятельности, валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов Минфина России от 7 апреля 2020 г. № 07-02-09/27403.
Отдельные вопросы бухгалтерского учета, связанные с деятельностью организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, обобщены в документе № ПЗ-14/2020.
Названные документы размещены на сайте Минфина России[2] соответственно в разделах «Аудиторская деятельность» и «Бухгалтерский учет и отчетность».
Особенности проведения аудита при расчетах с учредителями
В процессе проверки расчетов с учредителями аудитор определяет полноту и достоверность отражения операций в регистрах и отчетности. В процессе проверки реализуются последовательные этапы.
Анализируемый показатель | Уточнения |
Проверка показателей регистров | Контролю подвергается счет 75 по учету операций с учредителями |
Определение верности расчетов | Проверяются операции при выбытии учредителей из состава |
Юридическая правомочность распределения долей и сделок с ними | На этапе проверки значительное внимание уделяется правильности проведения сделок с долями, достаточное документальное оформление, нотариальное заверение сделок и своевременность внесения изменений в реестр |
Тождественность отражения данных о расчетах с учредителями в регистрах и отчетности | При расчетах важное значение имеет соблюдение требований об оценке и порядке регистрации учетных данных при вкладе долей имуществом |
Порядок выплат дивидендов и акций, приобретенных у акционеров в соответствии с Уставом | Проверяется документальное оформление операций |
Аудит учредительных документов: ответы на вопросы
Вопрос № 1. Может ли аудит инициирован участником или акционером общества?
Ответ: Требование проведения аудита может быть заявлено участником ООО или акционером ОАО при наличии доли свыше 10% в общей величине УК. Право выбора аудитора инициатором не предусмотрено.
Вопрос № 2. Как оформляется договор на проведение аудиторской проверки?
Ответ: Оформление договора между сторонами осуществляется в форме оферты. Заказчик высылает в аудиторскую компанию письмо с просьбой произвести проверку. В случае принятия аудитором предложения, подтвержденного в письменном виде, оферта считается заключенной.
Вопрос № 3. Могут ли аудиторскую компанию лишить лицензии, а аудитора аттестата?
Ответ: В крайних случаях, например, при составлении заведомо ложного заключения, аудитор лишается лицензии на право ведения деятельности.
Вопрос № 4. Кто покрывает риски, связанные с потерями в результате проверки?
Ответ: Риски аудиторов покрывают страховые компании и СРО, членом которой они являются.
Изменения в аудите в 2022-2023 годах
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).
Утверждены новые требования об аудиторах, работающих в аудиторских компаниях. Как было ранее: чтобы стать членом СРО необходимо было иметь не менее трех официально трудоустроенных аудиторов. И все компании такой критерий выдерживали законодательно.
Теперь данное требование не работает. Важно не просто работать с тремя аудиторами на трудовых засадах. Необходимо, чтобы такие специалисты работали в компании как на основной работе. Например, если аудитор будет работать в штате в одной компании на 0,75 и в аудиторской компании на 0,25, то второе место его работы не будет считаться основным.
Министерство труда также дает следующее разъяснение: основным считается то место работы, где хранится трудовая книжка. И одновременно у одного сотрудника не может быть нескольких основных работ.
Изменилось и минимальное количество аудиторов, которые должны состоять в трудовых отношениях с работодателем.
Нормы для фирм, которые будут предоставлять аудиторские услуги для организаций (не работающих на финансовом рынке):
- как было: не менее 3-х сотрудников, работающих на основании трудовых договоров;
- как будет: не менее 5-ти аудиторов должны быть оформлены в штат АО по основному месту работы.
Нормы для организаций, которые будут предоставлять аудиторские услуги учреждениям финансового рынка:
- ранее было: не менее семи аудиторов должны работать на основании трудовых договоров;
- как должно быть: минимальное количество аудиторов, работающих по основному месту работы в штате аудиторской фирмы, — 12 лиц.
Получается, что теперь каждая аудиторская компания заинтересована в том, чтобы привлекать в штат профессиональных аудиторов. И чем больше количество таких специалистов, тем больший спектр услуг может предоставлять фирма.
При этом количество аудиторов в штате – не единственное правило, чтобы фирму все-таки включили в нужный реестр. Каждый из таких специалистов обязан соответствовать таким требованиям:
- должны иметь новый аттестат;
- должны иметь опыт работы с учреждениями, включенными в перечень общественно значимых.
Такое новшество, с одной стороны, позитивно скажется на оплате труда аудиторов. Фирмы будут бороться за сотрудников, предлагая им конкурентные зарплаты. С другой стороны, аудитор теперь вынужден выбрать основного работодателя, «обидев» теперь другого. И это может сказаться на самой возможности совмещения нескольких мест работы.
Как показывает статистика, сейчас только 50-55% аудиторских фирм, работающих в РФ, имеют в штате более 3-х аудиторов. Другая половина все-таки предпочитает выдерживать минимальные требования – и не оформлять на работу по трудовым договорам более 3-х сотрудников подобного профиля.
Уже сейчас эксперты сошлись во мнении, что до одной трети всех аудиторских фирм не будут соответствовать новым критериям. И если они не смогут соблюсти требования, найти резервы для обеспечения той самой конкурентной зарплаты, то они вынуждены будут прекратить свою работу.
Выход мог быть иным – фирмы расформируются, но каждый начнет заниматься частной практикой. Но, к сожалению, новый закон очень ограничивает возможности частных аудиторов.
Изменения в аудите с 2023 года коснулись самого порядка предоставления аудиторских услуг.
Услугу аудиторской проверки можно предоставлять только с назначением руководителя аудиторской группы.
И это абсолютно новая категория для такой деятельности. Ранее такая обязанность отсутствовала.
Интересно то, что не важно – проводите вы обязательный аудит или просто предоставляете сопутствующие услуги. Руководитель группы должен быть в любом случае. При этом не важно, аудитор и руководитель группы – это один и тот же субъект или это разные лица. Руководитель группы – это не руководитель аудиторской компании.
Например, аудиторское заключение должен по новому регламенту подписать как руководитель самой фирмы, так и руководитель самой группы. В ином случае такой заключение не будет иметь с 1 января 2023 года юридической силы. Поэтому данный момент стоит учесть.
Изменения в аудите напрямую затрагивают деятельность частных аудиторов. С 2023 года такие аудиторы не смогут проводить обязательный аудит, в том числе для общественно значимых организаций.
Ранее такой запрет отсутствовал. Учреждения, которые ежегодно обязаны проходить обязательную проверку, могли привлекать к работе как аудиторские компании, так и частных аудиторов, ведущих профессиональную деятельность. Теперь такое право у них отсутствует.
Другое ограничение – невозможность предоставлять любые виды услуг для общественно значимых организаций, в том числе работающих на финансовом рынке. Например, ранее частные аудиторы могли работать как в сфере обязательного, так и инициативного аудита. Теперь будет так:
- индивидуальный аудитор не может взаимодействовать с общественно значимыми организациями абсолютно никак: он не может оказывать услуги по проверке, анализу, ревизии и т.п.;
- индивидуальный специалист может оказывать только сопутствующие аудиторские услуги компаниям, не отнесенных к разряду общественно значимых.
Получается ситуация, что с 2023 года почти все частные специалисты подобного профиля должны быть трудоустроены на какой-то аудиторской фирме. Иначе спектр услуг, которые они могут оказывать, резко уменьшится. Следовательно, целесообразность индивидуальной работы также под вопросом.
Запомните:
- запрет на применение услуг частного аудитора в отношении обязательного аудита применим к финансовой отчетности по итогам 2021 года;
- вето на применение услуг индивидуального специалиста в вопросах сопутствующих услуг вступает в силу только с 2023 года.
Об изменениях в стандартах государственного финансового контроля
Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности»
1. Настоящий федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности» (далее — Стандарт) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 30, ст.4101), применяется должностными лицами (работниками) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее — администраторы бюджетных средств) при осуществлении внутреннего финансового аудита и определяет порядок планирования, проведения и реализации результатов аудиторских мероприятий, целью которых является подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 30, ст.4101) ведомственным (внутренним) актам (далее соответственно — аудиторское мероприятие, подтверждение достоверности бюджетной отчетности, единая методология учета и отчетности).
2. Настоящий Стандарт применяется при планировании, проведении и реализации результатов аудиторского мероприятия, в том числе в условиях:
а) принятия предусмотренного пунктом 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 30, ст.4101) решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации о передаче соответственно Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования (далее — уполномоченный орган) полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы (далее соответственно — решение о передаче централизуемых полномочий, централизуемые полномочия);
б) предусмотренной пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2020, N 29, ст.4502) передачи казенным учреждением полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) (далее — уполномоченная организация).
5. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности, а в случае передачи субъектом бюджетной отчетности централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации), то с учетом положений главы IV настоящего Стандарта, в плане проведения аудиторских мероприятий предусматривается один из следующих вариантов проведения аудиторских мероприятий:
Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):
- государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
- иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.
Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.
Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:
- для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
- если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
- если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:
- от 2000 до 4000 руб. для граждан;
- от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
- от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.
Напомним, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений – контрольная деятельность Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются (ст. 269.2 БК РФ):
-
контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
-
контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
-
контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных БК РФ, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
-
контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
-
контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Положениями п. 3 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.02.2020 № 100 (далее – Стандарт «Права и обязанности»), установлено, что должностные лица органа контроля имеют право:
1) запрашивать и получать у объекта контроля на основании обоснованного запроса в письменной или устной форме информацию, документы и материалы, а также их копии, необходимые для проведения проверок, ревизий и обследований (далее – контрольные мероприятия);
2) получать объяснения у объекта контроля в письменной или устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий;
3) при осуществлении выездных проверок (ревизий, обследований) беспрепятственно по предъявлении документа, удостоверяющего личность (служебного удостоверения), и копии правового акта органа контроля о проведении контрольного мероприятия посещать помещения и территории, которые занимают объекты контроля, в отношении которых проводится контрольное мероприятие, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
4) назначать (организовывать) экспертизы, необходимые для проведения контрольных мероприятий, с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов, в том числе измерительных приборов, с привлечением:
-
независимых экспертов (специализированных экспертных организаций);
-
специалистов иных государственных (муниципальных) органов;
-
специалистов учреждений, подведомственных органу контроля;
5) получать необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля доступ к государственным и муниципальным информационным системам, информационным системам, владельцем или оператором которых является объект контроля, с соблюдением законодательства РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации и о государственной и иной охраняемой законом тайне;
6) проводить (организовывать) мероприятия по документальному и (или) фактическому изучению деятельности объекта контроля, в том числе путем проведения осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, исследования, контрольных замеров (обмеров).
Согласно изменениям, внесенным в Постановление № 1504, начиная с 01.01.2022 органы внутреннего государственного финансового контроля будут также наделены следующими правами:
-
запрашивать у органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов местной администрации, органов управления государственными внебюджетными фондами, организаций и должностных лиц информацию, документы и материалы, необходимые в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля, в отношении которого проводятся контрольные мероприятия;
-
запрашивать у органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов местной администрации, органов управления государственными внебюджетными фондами, а также организаций, являющихся владельцами и (или) операторами информационных систем, доступ к данным информационных систем, владельцами и (или) операторами которых они являются, в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Значительные изменения коснулись Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235 (далее – Стандарт «Проведение проверок»).
Так, с 01.01.2022 органы внутреннего государственного финансового контроля будут вправе направлять запросы организациям и должностным лицам, которые не являются объектом контроля, без оформления встречной проверки. С указанной даты контролеры вправе запрашивать информацию, документы и материалы в отношении подконтрольных лиц, а также доступ к сведениям информационных систем. Аналогичные изменения внесены и в Стандарт «Права и обязанности», о чем мы уже упоминали ранее.
Такой запрос будет вручаться руководителю (уполномоченному представителю) иных органа, организации, должностному лицу либо направляться иным органу, организации, должностному лицу с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, в том числе с применением факсимильной связи и (или) автоматизированных информационных систем, в срок не позднее дня, следующего за днем его подписания.
Напомним, что орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия (ст. 267.1 БК РФ):
-
проверка, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, осуществляемые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;
-
ревизия, представляющая собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;
-
обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением.
Порядок проведения обследований регламентирован п. 26 – 33, 37, 39, 41 и 42 Стандарта «Проведение проверок». В ходе обследования проводятся исследования, осмотры, инвентаризации, наблюдения, испытания, измерения, контрольные обмеры и другие действия по контролю для определения состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.
Согласно изменениям, внесенным Постановлением № 1504, начиная с 16.09.2021 обследования могут проводиться по месту нахождения не только объекта контроля, но и контрольного органа.
Срок проведения обследований, назначенных в рамках камеральных проверок или выездных проверок (ревизий), не может превышать 20 рабочих дней, иных обследований – 40 рабочих дней.
Заключение, оформленное по результатам обследования, прилагается к акту камеральной проверки или выездной проверки (ревизии), в рамках которых проведено обследование.
Встречная проверка проводится в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля. Объект встречной проверки представляет своевременно и в полном объеме должностным лицам органа контроля по их запросам информацию, документы, материалы и пояснения в устной и письменной формах, необходимые для проведения встречной проверки, предоставляет им допуск в помещения и на территории, которые он занимает, а также доступ к информационным системам, владельцем или оператором которых он является.
Как следует из изменений, внесенных Постановлением № 1504, начиная с 16.09.2021 встречные проверки могут проводиться по месту нахождения не только объекта контроля, но и контрольного органа.
Порядок проведения встречных проверок регламентирован п. 26 – 33, 37, 39, 41 и 42 Стандарта «Проведение проверок». Срок проведения встречных проверок не может превышать 20 рабочих дней. Срок продления встречных проверок не может быть более 15 рабочих дней.
* * *
В заключение еще раз отметим, что часть изменений действует с 16.09.2021, а ряд изменений вступит в силу с 01.01.2022.
- Критерии обязательного аудита, действующие в 2021 году.
- Описание изменения порога дохода, при котором необходимо проведение обязательного аудита
- Кому в 2021 нужен обязательный аудит.
- Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения
- Каким НКО можно не проводить обязательный аудит
- Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
- Выгода от получения аудита
- Почему Umbrella Group
Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет собой независимую проверку порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, других аспектов финансово- хозяйственной деятельности компании и включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику.
Законодательством установлены требования к экспертам — аудиторское заключение может выдать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. (ст.3 Федерального Закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ)).
В нормативных правовых актах установлено правило проводить аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям.
Рассмотрим характеристики, которым должна соответствовать организация, чтобы аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности стал для нее обязательным.
Новая редакция ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных этим и другими федеральными законами.
То есть бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе № 307-ФЗ такая организация не названа среди лиц, обязанных проводить аудит.
Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона № 208-ФЗ « Об акционерных обществах».
Аналогичным образом складывается ситуация с банками. В новой редакции ст. 5 Закона № 307-ФЗ банки не указаны, но это не значит, что их освободили от данной обязанности. Согласно ст. 42 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, подлежат обязательному аудиту.
Что касается страховых организаций, норма о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Обязательный аудит для застройщиков, так же предусмотрен специальным законом (ст. 3 Закона № 214-ФЗ).
Федеральным законом № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
- фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
- организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Вывод: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.
Если Вы затрудняетесь определить, нужно ли проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, можете обратиться к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.