Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об организации работы по охране труда при численности персонала менее 50 человек». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 марта вступает в силу Постановление Правительства РФ от 14.10.2022 № 1830. Документом вводят дополненный перечень рабочих мест, на которых спецоценку придется проводит особым образом. Спецоценку на «особенных» рабочих местах нужно будет проводить иным, чем для остальных организаций способом. Например, с 1 марта 2023 года микропредприятия будут проводить СОУТ для своих работников самостоятельно, без привлечения специализированных организаций и экспертов.
Новый Перечень рабочих мест, в отношении которых СОУТ с 1 марта будут проводить с учетом особенностей
Важно! Руководителям компаний и специалистам по охране труда нужно учесть, что все имеющиеся виды деятельности, указанные в документе-предшественнике, остались без изменений (речь о Постановлении Правительства РФ от 14.04.2014 № 290). Но появился новый вид деятельности — рабочие места на микропредприятиях, сотрудники на которых занимаются разработкой программного обеспечения, ведут финансовую и страховую деятельность, деятельность в области права и бухгалтерского учета, операции с недвижимостью, а также занимаются другими видами деятельности, коды ОКВЭД которых указаны в новом Постановлении Правительства № 1830. Полный перечень особенных рабочих мест можно посмотреть в Постановлением Правительства РФ от 14.10.2022 № 1830.
Список обязательных документов по охране труда
Изменения в Х разделе Трудового кодекса Российской Федерации в 2022 году требуют от специалиста по охране труда переработать комплект локальных нормативных документов. Мы бережно относимся к вашему времени, поэтому перечислим список обязательных документов для всех организаций, вне зависимости от того, об ИП идет речь, или о крупной компании.
Прежде всего необходимо установить, что обязательные документы по охране труда регламентированы исключительно нормативными правовыми актами. Все ГОСТ, методические рекомендации являются документами добровольного применения, поэтому документы по охране труда не должны быть избыточными. Избыточность – один из главных врагов специалистов по охране труда, так как они отвлекают от самого главного – профилактики травматизма на рабочих местах.
Требования к документам по ОТ в компании следующие:
- они не должны не противоречить нормативным правовым актам;
- должны быть системными, то есть исходить из установочного документа – Положения о системе управления охраной труда (СУОТ), разрабатываемого каждым работодателем;
- должны вовремя актуализироваться под изменения в законодательстве и храниться в соответствии с утвержденными сроками;
- должны быть утверждены работодателем и доведены до персонала способом, принятым правилами внутреннего документооборота компании.
Важно! Перечень обязательных документов по охране труда, подлежащих проверке надзорных органов, регламентирован нормативными правовыми актами: Трудовым кодексом, примерным положением о системе управления охраной труда от 29.10.2021 № 776н и проверочными листами Роструда.
С учетом изменений с 1 марта и 1 сентября 2022 года специалисту по охране труда необходимо разработать ряд основных документов по охране труда. К ним относятся:
- Положение о системе управления охраной труда в организации;
- Политика организации по охране труда;
- Перечень опасностей;
- План мероприятий по управлению рисками;
- План мероприятий по улучшению условий и охраны труда
С 1 марта 2022 года действует новое положение о системе управления охраной труда (приказ Минтруда от 29.10.2021 № 776н). В положении изменили основные процедуры СУОТ, процессы функционирования СУОТ, направления политики в области охраны труда (п. 10 в 776н), основные процедуры СУОТ (п. 55 в 776н).
Структура положения о СУОТ должна соответствовать изменениям в Х разделе Трудового кодекса несмотря на то, что примерное положение о СУОТ является рекомендацией. С большой долей вероятности предполагаем, что в вашем действующем Положении о СУОТ указана старая нумерация статей ТК РФ и сделаны отсылки на отмененное с 1 марта 2022 г. типовое положение о СУОТ № 438н. В этом случае придется переделывать Положение полностью. Ведь в нем не указан порядок расследования микротравм, порядок информирования работников об условиях труда и т.д.
Инструктаж на рабочем месте
Значительные изменения коснулись освобождения работников от инструктажа на рабочем месте. Теперь освобождаются те работники, которые работают с офисной оргтехникой (ПЭВМ, принтеры, сканеры и т.д.), на их рабочем месте отсутствуют другие источники опасности, а условия труда по результатам проведения специальной оценки условий труда являются оптимальными или допустимыми.
Что значит формулировка другие источники опасности? Значит ли это, что если есть опасность споткнуться или получить укус от залетевшей в окно осы, то нужно проводить инструктажи на рабочем месте? Минтруд даёт следующее разъяснение по этому поводу: в случае, если по результатам оценки рисков работодателем выявлены иные опасности, непосредственно не связанные с трудовой деятельностью работника (например, опасность падения со ступеней лестниц либо при спотыкании), то информацию о них достаточно донести до работника в рамках вводного инструктажа. Это значит, что можно освободить офисных сотрудников, работающих только с оргтехникой, от инструктажа на рабочем месте.
Второе глобальное изменение коснулось результатов инструктажа: теперь для их фиксирования необязательно использовать журналы. Это значит, что работодатель может вести учет инструктажей в любых удобных ему документах — главное, чтобы в них содержалась следующая информация:
При регистрации вводного инструктажа по охране труда:
а) дата проведения инструктажа;
б) ФИО работника, прошедшего инструктаж;
в) профессия (должность) работника, прошедшего инструктаж;
г) число, месяц, год рождения работника, прошедшего инструктаж;
д) наименование подразделения;
е) ФИО и должность работника, проводившего инструктаж;
ж) подпись работника, проводившего инструктаж;
з) подпись работника, прошедшего инструктаж.
При регистрации проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый), а также целевого инструктажа по охране труда:
Все те же пункты, что и для вводного инструктажа + дополнительные пункты:
а) вид инструктажа по охране труда;
б) причина проведения инструктажа по охране труда (для внепланового или целевого инструктажа по охране труда);
в) наименование локального акта (локальных актов), в объёме требований которого проведен инструктаж.
Проверка знаний требований охраны труда
Обучение по охране труда завершается проверкой знаний требований охраны труда и оформляется протоколом. Выдавать при этом удостоверение или нет определяет сам работодатель.
В случае организации обучения силами внутренней комиссии с 1 марта 2023 года работодатель должен будет подавать следующие сведения по обучению в реестр:
- ФИО, СНИЛС, профессия работника, прошедшего обучение;
- наименование программы обучения;
- оценка результата проверки знаний «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»;
- дата проверки знания требований охраны труда;
- номер протокола проверки знания требований охраны труда.
Подведем итог, что нужно сделать для обучения сотрудников требованиям охраны труда:
- Организовать рабочее место.
- Определить, кому какое обучение нужно.
- Провести обучение и проверку знаний сотрудников.
- Оформить протоколы.
- Выдать удостоверения (при необходимости).
- До 01.03.2023 подать заявку для регистрации в реестре (в случае организации обучения внутренней комиссией).
- С 01.03.2023 результаты проверки знаний подавать в реестр (в случае организации обучения внутренней комиссией).
Как работодателю организовать охрану труда в организации с 1 марта 2022 г.
Работодатель должен, по нашему мнению, утвердить положение о системе управления охраной труда и локальный нормативный акт, в котором он устанавливает порядок реализации мероприятий, связанных с выявлением опасностей, оценкой уровней профессиональных рисков, их снижением. Помимо этого, нужно ежегодно реализовывать мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Если работодатель ведет производственную деятельность и у него больше 50 человек, он обязан создать службу охраны труда или ввести у себя должность специалиста по охране труда. Если у работодателя не больше 50 человек, эту службу можно не создавать и такую должность не вводить. В таком случае их функции осуществляет руководитель работодателя (лично ИП). Эти функции могут также выполнять другая организация или ИП, которые оказывают услуги в области охраны труда, с которыми у работодателя должен быть заключен договор ГПХ.
Комментарий к ст. 217 ТК РФ
1. Основное звено в системе управления охраной труда — служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.
Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда в организации создает службу охраны труда.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек. Вместо создания службы охраны труда у указанного работодателя допускается введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217).
Служба охраны труда создается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.
2. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 утверждены Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Данный акт имеет рекомендательный характер и может быть использован в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях.
Списочную численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств, количества самостоятельных производственных структурных подразделений организации и других факторов.
В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников три-пять единиц (включая начальника) или отдел — при штатной численности работников от шести единиц.
В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под такой структурой понимаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
3. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
4. В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, предусматривающие порядок формирования, основные задачи и функции службы, а также права работников службы.
- Работодатель обязан обеспечить как минимум приемлемые условия труда каждому работнику своей компании.
- Нормы, которые при этом должны соблюдаться, установлены разными СанПиН, СП и другими нормативными актами.
- Некоторые нормы носят общий характер, другие зависят от специфики деятельности.
- Чтобы подтвердить соответствие нормативам, работодатель должен хотя бы один раз провести СОУТ на каждом рабочем месте. При выявлении вредных или опасных производственных факторов проводить оценку придётся повторно.
- Если работник испытывает влияние негативных факторов, это должно компенсироваться повышенными страховыми взносами и другими гарантиями.
- Если не заниматься вопросами безопасности на рабочих местах, можно получить штраф. При повторном нарушении возникает риск крупных потерь, ведь бизнес может быть приостановлен на целых три месяца.
Другой комментарий к Ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Минтруд России Постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 утвердил Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (БМТ РФ. 2000. N 2).
Структура службы и численность ее специалистов определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ. 2002. N 5).
2. Изменения в ТК, предусмотренные ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, ввели новые критерии в соотношение численности работников при создании службы охраны труда: вместо прежних 100 работников их численность установлена в 50 человек. Таким образом, если численность работников превышает 50 человек, то работодатель обязан создавать специализированное подразделение — службу охраны труда — или в соответствии со штатным расписанием принять на работу соответствующего специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы (специалиста) он (работодатель) или выполняет сам, или поручает их исполнение другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг.
3. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации, который и осуществляет управление охраной труда в организации.
Структура службы и численность ее работников определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ. 2002. N 5).
В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников создаются бюро охраны труда с численностью 3 — 5 специалистов или отдел охраны труда с численностью от 6 единиц и более.
На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, работники, имеющие квалификацию инженера, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника первой категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. К тому же данные специалисты должны пройти специальное обучение по охране труда.
4. Специалисты службы имеют право в любое время беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться с документацией по вопросам охраны труда. Они имеют право предъявлять руководителям подразделений и другим должностным лицам работодателя обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений правил охраны труда и контролировать их выполнение.
Когда проводится госэкспертиза условий труда
Государственная экспертиза условий труда — оценка качества проведенной СОУТ, правильности предоставления работникам гарантий, компенсаций и льгот за «вредность», фактических условий труда экспертами ГИТ.
С 1 марта 2022 года изменились правила ее проведения — смотрите приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 775н. С этого момента госэкспертиза условий труда назначается на основании:
- заявления работника — только в отношении его рабочего места;
- обращений органов исполнительной власти, комиссий по расследованию несчастных случаев, профсоюзов, работодателей, внебюджетных фондов;
- заявления организации, проводившей СОУТ — в целях оценки качества результатов;
- судебных определений;
- представлений ГИТ, Роспотребнадзора;
- заключений Минтруда о рассмотрении несогласия с заключением экспертизы качества СОУТ.
III. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям (помещениям, площадкам и участкам работ)
35. Для обеспечения безопасного производства работ работодатель обязан осуществить подготовку строительных площадок, участков строительного производства, на которых будут заняты работники данного работодателя, до начала строительного производства и оформить акт (рекомендуемый образец предусмотрен приложением №3 к Правилам).
36. Производственные территории и участки проведения строительного производства в населенных пунктах или на территории эксплуатируемого объекта в целях обеспечения безопасности строительных работ для третьих лиц должны быть ограждены во избежание доступа посторонних лиц.
37. Места прохода людей в пределах опасных зон должны иметь защитные ограждения. Входы в строящиеся здания (сооружения) должны быть защищены сверху козырьком, выступающим не менее чем на 2 м от стены здания. Угол, образуемый между козырьком и вышерасположенной стеной над входом, должен быть от 70° до 75°.
38. У въезда на производственную территорию при капитальном строительстве необходимо устанавливать стенды с указанием строящихся, сносимых и вспомогательных зданий и сооружений, въездов, подъездов, схем движения транспорта, местонахождения водоисточников, средств пожаротушения.
39. Автомобильные дороги, находящиеся на производственных территориях, должны быть оборудованы соответствующими дорожными знаками, регламентирующими порядок движения транспортных средств и строительных машин.
40. В случае если в процессе проведения строительного производства в опасные зоны в непосредственной близости от мест перемещения грузов кранами могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо соблюдение следующих требований:
- Необходимо оснащать краны дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы крана должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей
- Скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;
- Перемещение грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, должно производиться с применением дополнительных съемных грузозахватных приспособлений, предотвращающих падение груза;
- По периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого краном;
- Зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитного экрана.
VI. Требования охраны труда при разборке (разрушении) зданий и сооружений при их реконструкции или сносе
104. Работодатель обязан в рамках СУОТ с учетом пункта 5 Правил разработать мероприятия обеспечивающие безопасность работников, связанных с опасностями и их источниками, представляющих угрозу жизни и здоровью работников при разборке (разрушении) зданий и сооружений (далее – строения) в процессе их реконструкции или сноса.
105. Разборку (разрушение) строений необходимо осуществлять на основе решений, предусмотренных в организационно-технологической документации на производство работ. Указанные решения должны быть приняты после проведения обследования общего состояния строения, а также фундаментов, стен, колонн, сводов и прочих конструкций. По результатам обследования составляется акт, на основании которого принимается решение о:
- Выборе метода проведения разборки (разрушения)
- Установлении последовательности выполнения работ, исключающих самопроизвольное обрушение конструкций
- Установлении опасных зон при принятом методе разборки (разрушении)и применении при необходимости защитных ограждений
- Временном или постоянном закреплении или усилении конструкций разбираемого строения с целью предотвращения случайного обрушения конструкций
- Мероприятиях по пылеподавлению в процессе разрушения конструкций и их погрузке
- Мерах безопасности при работе на высоте
- Схемах строповки при демонтаже конструкций и оборудования
Обучение по охране труда
Вторым главным правилом по охране труда можно смело назвать обучение по охране труда во внешнем аккредитованном учебном центре. Так, а кого мы должны обучать? Вспоминаем, есть пункт 2.3.2. Постановления 1/29, который гласит, что обучение по охране труда в учебном центре должны быть обучены генеральный директор, т.е. руководитель организации, также ответственные заместители, которые курируют вопросы охраны труда. Также, обучать в учебном центре надо работников, которые входят в:
- комитеты и комиссии по охране труда;
- делают проверку знаний по охране труда;
- проводят первичные и повторные инструктажи
Поэтому если у таких работников, а тем более у гендиректора не будет удостоверения, аттестата по охране труда, это обнаружится при первой же плановой или внеплановой проверке инспекции труда и будут выписаны очень большие штрафы.
С 1 сентября 2022 года действует Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464. Согласно его Положению 2 для сотрудников, проводящих работы в условиях повышенной опасности,обязательно устраивать стажировку. Длительность ее не должна быть короче двух смен. Документы по охране труда для стажировки должны включать:
- перечень работников, направляемых на стажировку;
- программу стажировки
Офисных работников, чья активность в основном сосредоточена на оргтехнике, можно освобождать от инструктажа на рабочем месте (первичного) и обучения требованиям охраны труда. При том, если по результатам СОУТ или оценки профрисков были обнаружены «другие источники опасности», то информацию об их существовании достаточно предоставить в рамках вводного инструктажа.
Обучение по охране труда с 1 сентября 2022 года должно включать не только теоретическую часть, но и практическую, которой следует отводить четверть всего времени, а иногда и половину.
Нормативные акты, которые регламентируют разработку комплекта документов
Локальные документы по охране труда разрабатываются на основании ТК РФ, а также Федеральных законов:
- от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
- от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
- от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к нормативным правовым актам по охране труда, на которые также необходимо опираться при разработке пакета документов, отнесены:
- стандарты безопасности труда;
- правила и типовые инструкции по охране труда;
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, в которых прописаны требования к факторам производственной среды, к трудовому процессу.
При разработке перечня документов по охране труда на предприятии надо учесть следующие требования к документам по охране труда:
- ЛНА не должны противоречить Федеральному законодательству и государственным нормативным правовым актам в сфере охраны труда;
- не должны содержать норм, которые ухудшают положение работника по сравнению с тем, которое прописано в Федеральном законодательстве о труде, об охране труда;
- внутренние документы по охране труда должны действовать только в рамках одной организации.
Документы по обучению
Один из часто задаваемых вопросов, какие документы нужны по охране труда для проведения обучения? Отвечаем. В список входят:
- приказ о проведении обучения и проверке знаний по охране труда работников;
- приказ о создании комиссии по проверке знаний охраны труда и безопасных методов работы — в комиссии должно быть не менее 3 человек;
- программы обучения по охране труда с учетом особенностей профессий, должностей и выполняемых сотрудниками работ;
- графики проведения обучения и проверки знаний по его итогам;
- итоговые протоколы проверки знаний охраны труда;
- удостоверения утвержденного образца о проверке знаний охраны труда.