Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малый и средний бизнес: критерии отнесения в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бизнес-объединение «Деловая России» сейчас готовит свой пакет предложений для правительства РФ о критериях отнесения компаний к субъектам МСП. В частности, предлагается учитывать занятость людей в различных отраслях, сообщил ТАСС сопредседатель организации Антон Данилов-Данильян.
Изменить численность по отраслям
«Основная идея выглядит следующим образом: всерьез подумать над тем, чтобы выделить какое-то количество отраслей, где труд явно превалирует. То есть, несмотря на высокое число занятых, по доходам они все равно остаются микропредприятиями. Например, уборка помещений: у них маленькие затраты на основные средства (ведра, швабры, пылесосы и так далее), а основное — это труд уборщиков или мойщиков стекол», — пояснил собеседник агентства.
Увеличение показателя численности поможет «все разумно маленькие и разумно средние компании вовлечь в учет», хотя сейчас они вынуждены ради сохранения льгот по налогам дробиться, что невыгодно государству, сказал Данилов-Данильян.
Малые и средние предприятия – критерии 2021
Наименование нормативного критерия для среднего предприятия | Предельное значение показателя | Законодательная норма |
Величина численности (среднесписочной) за 2021 г. | · 101-250 чел. | Подп. 2 п. 1 стат. 4 Закона № 209-ФЗ |
Величина доходности за 2021 г. – показатель рассчитывается по сведениям НУ способом суммирования данных по предприятию в целом, то есть по всем видам ОКВЭД и режимам налогообложения | · 2000000000 руб. | Подп. 3 п. 1.1 Закона № 209-ФЗ, Постановление Правительства России № 265 от 04.04.16 г. |
Совокупная доля участия учредителей в уставном/складочном капитале или паевом фонде компании | Этот показатель определяется по правилам, приведенным в предыдущей таблице, то есть для малых компаний | Подп. «а», «е» подп. 1 п. 1.1 стат. 4 Закона № 209-ФЗ |
Выложенные выше таблицы содержат критерии 2021 для предприятий малого и среднего бизнеса. Правительство РФ в 2021 г. приняло ряд изменений относительно субъектов МСП (Постановление № 1412 от 22.11.17 г.), но касается это только организаций, ведущих деятельность в области легкой промышленности (коды разд. 13-15 Классификатора ОКВЭД). Все прочие предприятия применять нормы указанного документа не должны.
Как определить среднее предприятие
Субъекты среднего предпринимательства обладают меньшим объемом преференций, чем малые предприятия России, но и этот статус приносит определенные выгоды.
К ним относятся компании и ИП, у которых:
- среднесписочная численность штата — 101–250 человек. Эта характеристика малого предприятия имеет только одно значения, но для средних организаций здесь есть несколько исключений: если организация входит в утвержденный Минпромторгом перечень компаний легкой промышленности, то для нее норматив по штату составляет от 251 до 1000 человек, а у организаций общественного питания этот показатель достигает 1500 человек;
- годовой доход не превышает 2 млрд рублей.
Если компания или ИП отвечает всем перечисленным критериям, то их могут рассматривать как субъектов МСП.
Сведения о субъектах МСП вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Наличие данных о предпринимателе в реестре субъектов МСП дает право на применение, в том числе, налоговых льгот. Например, пониженных тарифов по страховым взносам. При этом включение компании в реестр – обязательное условие для применение налоговых льгот.
Если компанию исключили из реестра МСП, свой статус она сможет восстановить. Действия предпринимателя, исключенного из ЕРСМП, по восстановлению своего статуса, зависят от того, по какой причине он был исключен из Реестра.
Проверки микропредприятий
Процесс проверки организаций, относящихся к микропредприятиям, очень похож на процесс проведения аудита фирм, но все же наблюдаются определенные отличия. Опираясь на законодательство Российской Федерации, последние несколько лет процедура аттестации была заменена на специальную оценочную процедуру рабочего места. Микропредприятия тоже должны проводить подобные мероприятия внутри своих структур, но с учетом некоторых льгот. Закон гласит, что некоторые виды работников – фрилансеры и люди, работающие на удаленной работе, не нуждаются в обязательной проверке рабочего места.
Получается, что сотрудник и работодатель имеют право подписать документ, который будет позволять работнику работать в удаленном доступе без организации рабочего места и со свободным графиком работы. Это позволит микропредприятию исключить процедуру оценки рабочего места согласно законодательству.
Недостатки малого бизнеса
1. Ограничение в ресурсах
Для малого бизнеса требуются минимальные инвестиции, но в то же время они получают и меньше доходов. Как итог, чем меньше доходов – тем меньше путей для дальнейшего развития компании.
Так, например, средняя компания с годовым оборотом в 700 000 000 рублей имеет возможность приобретения нового оборудования стоимостью 3 000 000 рублей для производства новых товаров, в то время как малый бизнес, с оборотом до 100 000 000 рублей в год и чистой прибылью 200 000 рублей в месяц, вынужден будет копить на развитие.
2. Высокий уровень конкуренции
Малому бизнесу довольно трудно конкурировать со сторонними компаниями. Крупные компании развивают свой бренд, предоставляют клиентам выгодные условия покупки и работают на удержание целевой аудитории. В то время, как малый бизнес в подавляющем большинстве случаев предлагает «все как у всех». Из-за ограниченного дохода предприниматели не могут выстроить сильное конкурентное УТП.
Например:
- нельзя давать скидки в 10–50%, так как это сильно повлияет на рентабельность;
- запрещено предлагать клиентам комплексное сопровождение, так как в штате не хватает нужных специалистов, а нанимать их ради 1–2 клиентов невыгодно.
Преимущества крупного бизнеса
- Масштабы производства в крупном бизнесе внушительны. Фирмам-гигантам удается удерживать этот показатель на высоком уровне за счет снижения издержек на единицу продукции. Для этого устаревшее оборудование незамедлительно меняют или перераспределяют ресурсы производства, что позволяет получать больше прибыли.
- Выгодность капиталовложений.
- Крупный бизнес обладает высокой конкурентоспособностью и мобильностью.
- Предприятия крупного бизнеса имеют представительства и филиалы в разных городах, штат сотрудников фирмы-гиганта исчисляется тысячами, что повышает престиж компании.
- Благодаря стабильно высокому доходу владельцы этой формы бизнеса могут себе позволить рекламировать свою продукцию на популярных телеканалах.
- Крупный бизнес способен оказывать существенное влияние на экономическое состояние не только одного региона, но и всей страны в целом благодаря своей высокой эффективности.
- В России крупные предприятия являются основными налогоплательщиками, и именно они обеспечивают стабильность экономической системы.
- Именно через крупный бизнес осуществляется внедрение новых технологий производства.
Дополнительные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства
Дополнительные параметры отнесения предприятия к малому бизнесу рассчитаны на ООО и АО и касаются суммарной доли участия других компаний в уставном капитале. Здесь значения следующие:
- доля участия иностранных субъектов и юрлиц (без учета субъектов малого и среднего предпринимательства) — не более 49%;
- доля от участия РФ, региональных субъектов и НКО — не более 25%.
Что дает этот статус для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), предприятия или организации
Данное положение имеет весьма привлекательные стороны, потому что со стороны государства для этого вида бизнеса предусмотрено ряд весомых льгот в виде скидок и бонусов. Назначены они не случайно, именно таким образом решено было достигнуть следующих целей:
- Снижение напряженности населения за счет повышения благосостояния, путем создания новых рабочих мест.
- Обеспечение комфортный вывод из тени различных самозанятых объектов, которые трудятся по модели фриланса.
- Развитие новейших видов деятельности, к примеру, в области инноваций, которые не требуют никаких особых затрат.
- Уменьшение выплат из бюджета, к примеру, на пособия по безработице, пенсионному и медицинскому страхования лиц, которые не трудоустроены.
Легче всего было добиться достижения таких целей, пройдя процедуру регистрирования максимально простой и комфортной. Таким образом, административное воздействие и налоговая нагрузка на предприятие небольшого размера было значительно снижено. Кроме того, подразумевается также целевое финансирование на деятельность начинающих предпринимателей в виде субсидирования, не требующего возврата средств в итоге.
Принципы формирования
Единожды попав в такой реестр, предприятию или частному лицу больше не нужно подтверждать собственный статус. Например, чтобы принимать участие в госпрограммах поддержки, раньше нужно было обязательно предоставлять также годовой налоговый и бухгалтерский отчет, сведения о количестве сотрудников, финансовые результаты за прошедшие двенадцать месяцев. Однако, если в другие инстанции сведения поданы не были, соответственно, субъект может быть не включен в этот список.
Все предоставленные сведения обычно обновляются каждый год в определенную дату (10 августа). Однако следует понимать, что все данные будут учтены, согласно состоянию на 1 июля. Нарушившие сроки в более поздний период в этот список попасть уже не смогут. Что именно будет проверено и изменено при потребности в такие сроки:
- Общие сведения.
- Информация о новых (вновь созданных) ИП, а также юридических объектах.
- Данные о тех, кто прекратил свою работу, согласно установленным нормам, которые регулируются пунктами 5 и 7 части 5 статьи 4.1 ФЗ, выпущенного 24 июля 2007-го за номером 209.
- Перечень производимых или заказанных продуктов, товаров, оказанных услуг, выполненных работ и пр.
Рост в сегменте МСП продолжается еще с прошлого года, указывает, в свою очередь, генеральный директор платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова. Так, число субъектов малого и среднего предпринимательства в 2022 году выросло по сравнению с 2021 годом на 2%. И это на фоне масштабных чисток реестра со стороны ФНС, удаляющих из списка брошенные и фиктивные компании. Выросло за прошлый год и число занятых в сегменте — на 4%, до 15 млн работников.
«Откуда рост в не самые, казалось бы, благоприятные для бизнеса времена? А ответов тут несколько. Это и тот факт, что бизнес за прошедший год успешно адаптировался под текущие реалии, предприниматели оценили риски, нашли новые подходы, ниши, линии поставок, рынки сбыта, перестали занимать выжидательную позицию и перешли к действиям. То есть, мало по малу сегмент оживает, приходит в себя после потрясений прошлого года и возвращается к работе. А способствует ему в этом программы поддержки предпринимателей, вроде доступных льготных кредитов», – говорит Анастасия Ускова.
Наличие этих программ и желание оптимизировать налогообложение и процессы в кризис, добавляет эксперт, также провоцирует переход крупного бизнеса в разряд МСП — его дробление с целью оптимизации. Этот факт также влияет на позитивную динамику числа субъектов МСП, заключает она.
Следует, впрочем, отметить, что к данному процессу с подозрением относится упомянутая выше ФНС. Известен недавний случай, когда отнюдь не крупный (ему-то все нипочем), а относящийся к МСП семейный бизнес, многоплановый по характеру, будучи раздроблен по направлениям на ряд юрлиц, стал объектом претензий на немалую сумму со стороны ФНС, а затем его владельцы попали и в поле внимания и следственных органов.
Новым предпринимателям, которых, как видим, все больше, нужно быть особенно осторожными в этом отношении. Поощряя малый бизнес — удобством регистрации, где-то (по крайней мере по отчетам) даже финансово, минимизацией проверок — государство в то же время весьма озабочено наполнением казны. И забывать об этом не стоит.
В ст. 4 209-ФЗ приведены и характеристики среднего бизнеса — это хозяйствующие субъекты со среднесписочной численностью работников от 101 до 250 человек и с годовым доходом до 2 млрд руб. По сравнению с малыми средние предприятия включают целые сети компаний, работающие на большую потребительскую аудиторию. Эта предпринимательская форма осуществляет свою деятельность не только в пределах одного города, но иногда даже и области. По сравнению с малым бизнесом, где большая роль отведена персоналу, в среднем на первый план ставится качество товара (услуг). Таким компаниям несложно адаптироваться в меняющихся рыночных условиях. Вот примеры средних предприятий из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.10.2021:
- АО «Артемовская золоторудная компания» — добыча металлических руд;
- ООО «Хозрасчетная строительно-технологическая фирма “Фобос”» — строительство;
- АО «Литейно-механический завод “Стройэкс”» — металлургия;
- АО «Завод Химреактивкомплект» — производство лекарств;
- АО «Авиа менеджмент групп» — воздушный транспорт.
Главные критерии для классификации
Для определения категории используется численность работников за прошлый год. Сумма дохода за предыдущий год определяется по правилам налогового учета.
Существует ряд общих условий, которым должен соответствовать малый и средний бизнес. Эти требования распространяются на ООО, АО и хозяйственные товарищества.
Категория организации зависит от долей уставного капитала. Чтобы компания соответствовала условиям, не больше 25% суммы может принадлежать:
- государству;
- субъектам федерации;
- муниципальным образованиям;
- общественным объединениям;
- религиозным конфессиям;
- благотворительным обществам.
Не больше 49% долей контрольного пакета акций может принадлежать фирмам, которые не соответствуют признакам среднего и малого бизнеса в России, включая иностранные компании. Доля зарубежных партнеров не ограничена, когда они соотносятся с российскими определениями субъектов малого или среднего предпринимательства.
Когда компания не соответствует хотя бы одному из перечисленных выше пунктов, она не может быть отнесена к субъектам среднего или малого предпринимательства.
Показатели национального проекта РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей:
- 2019 год – 19,6 млн чел.;
- 2020 год – 20,5 млн чел.;
- 2021 год – 21,6 млн чел.;
- 2022 год – 22,9 млн чел.;
- 2023 год – 24 млн чел.;
- 2024 год – 25 млн чел.
Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП:
- 2019 год – 22,9%;
- 2020 год – 23,5%;
- 2021 год – 25,0%;
- 2022 год – 27,5%;
- 2023 год – 30,0%;
- 2024 год – 32,5%.
Доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объёме несырьевого экспорта:
- 2019 год – 8,80%;
- 2020 год – 9,00%;
- 2021 год – 9,25%;
- 2022 год – 9,50%;
- 2023 год – 9,75%;
- 2024 год – 10,0%.